Файл: Артемова, Г. А. Основы художественного конструирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в тесном контакте с Советом по технической эстетике, общество организует конкурсы, дискуссии, выставки.

Еще в 1966 году Совет по технической эстетике в своем отчете выразил уверенность, что 70-е годы нашего века станут десятилетием мирового первенства Англии в области дизайна.Хо­ тя трудно пока судить, сбудется ли это пророчество, но возмо­ жность такая не исключена. Об этом свидетельствует целеустрем­ ленность и реалистичность в развитии английского дизайна.

Федеративная Республика Германии

После второй мировой войны,по мере выхода Западной Гер­ мании на мировой рынок, художественное конструирование стало приобретать большое значение.

В 1951 году Бундестаг принял решение "в интересах конку­ рентоспособности промышленности и ремесла содействовать всем усилиям, способным обеспечить немецким изделиям наилучщую фор­ му". В ы утвержден этим же решением Совет технической эстети­ ки (негосударственная организация). В помощь ему был образован Фонд развития художественного конструирования.

В ФРГ дизайнеров готовят крупные художественные школы в Ульме и Эссене.

Характерной чертой деятельности дизайнеров многочислен­ ных конструкторских бюро является универсальность и широкий диапазон выполняемых заказов.

Некоторые фирмы ФРГ имеют свой стиль, например, фирма "Грювдинг" выпускает большое количество моделей телевизоров и радиоприемников, где современная электронная аппаратура раз­ мещается в массивных ящиках на изогнутых ножках, формы ящиков имитируют мебель в стиле старинных немецких замков. Эта же фирма выпускает портативные телевизоры и транзисторы, имеющие современные формы, но,в угоду вкусам, футляры их изготовляют­ ся из ярко-красной или зеленой кожи.

Изделия фирмы "Браун" отличают простые современные формы, в целях сохранения фирменного стиля все эти изделия окрашива­ ются в светлые тона.

30

И т а л и я

Уровень художественного конструирования промышленных изде­ лий в этой стране очень высок. Итальянцы считают, что дизайне- ру-архитектору машины нужна такая же разносторонняя техничес­ кая подготовка, как архитектору-строителю.

Дизайнеров в Италии готовят архитектурные факультеты выс­ ших учебных-заведений.

В 1956 году в Италии была создана Ассоциация по художест­ венному конструированию (АДИ). Своими целями она провозгласи­ ла пропаганду и поощрение развития дизайна в стране.

Членами АДИ наряду с известными художниками-конструктора- ми являются и крупнейшие промышленные фирмы "Оливетти","Фиат", "Монтекатини"•и многие другие.

Дизайн в Италии приносит большие прибыли. В 1950 году каждая лира, вложенная в дизайн дала 5 лир дохода. В 1965 го­

ду каждая лира дала уже 12

лир дохода. Поэтому вклады

капитала

в дизайн в Италии быстро растут. В 1946 году в дизайн

вклады­

валось 5 млрд, лир, в 1950

году - 12 млрд, лир, в 1965 году -

70 млрд.лир.

 

 

ф р а н ц и я

Укоренилось мнение, что французские инженеры-конструкторы от природы обладают тонким вкусом и способностью изящно решать технические задачи.

Франция имеет славные традиции в развитии идей художест­ венного конструирования. В 20-е годы здесь плодотворно работа­ ла школа Ле Карбюзье. Выдающийся французский зодчий был твердо убежден, что "современная техника не уничтожает искусства и не заменяет его, она лишь указывает путь к решению проблемы. Речь

идет не о том, чтобы порвать раз и навсегда с известными

нам

доселе законами искусства, а о- том, чтобы осуществить их,

вы­

работав новый репертуар архитектурных форм".

 

 

Идеи Ле Карбюзье о городах будущего, о

домах-сериях

не

потеряли своего значения и в наши дни.

 

 

В настоящее время во Франции есть немало талантливых

ху-

дожников-конструкторов, чьи изделия получают

всеобщее призна­

ние, но дело художественного конструирования не координируется в государственном масштабе.

31


В 1952 году во Франции создан Институт технической эсте­ тики - общественная организация, призванная объединить усилия представителей различных общественных кругов, направленные на развитие и пропаганду дизайна.

Подготовку дизайнеров во Франции ведет школа декоративно­

го искусства в Париже.

В 1961 году французы Натри и Хартман опубликовали "Хартию дизайнеров", включающую рад законов художественного конструи­ рования. Эти законы откровенно раскрывают суть капиталистиче­ ского дизайна и, в частности, что красота обязана приносить прибыль. Среди законов, включенных в эту хартию,есть закон экономии, закон единства и композиции, закон конечной цели (нельзя забывать о конечной цели предмета, выпускаемого инду­ стриальным методом), закон торговли (не следует забывать о конкуренции на рынке) и т.д.

Диапазон исследовательских работ французских дизайнеров весьма широк. В то же время промышленные предприятия Франции широко применяют опыт дизайнерских фирм США, ФРГ и других стран.

Я п о н и я

Возраст Японского дизайна не более 20 лет, но трудно на­ звать крупного европейского или американского художника-конст- руктора, который не посетил бы эту страну для изучения ее ди­ зайна, отличающегося исключительно высоким эстетическим уров­ нем и органическим соединением национальных традиций с мировы­ ми достижениями.

Теоретические работы в области дизайна в капиталистичес­ ких странах ведут, как правило, отдельные исследователи по собственной инициативе, вне специализированных научно-исследо­ вательских центрах. Исключение составляет Японский институт промышленного искусства.

Подготовка дизайнеров в Японии ведется в девяти высших учебных заведениях и в двух специальных художественных школах.

В 1965 году в стране проведена первая конференция по про­ блемам художественного конструирования. В ней принимали учас­ тие 1200 художников-конструкторов, архитекторов и дизайнеров-

32

Рис. 2. Знак качества.

-графиков. Стремление осмыслить задачи современного дизайна прослеживается в темах выступлений. Тема самой конференции "Роль художника-конструктора в современных условиях",подтемы: "Дизайн и общественности "Дизайн и промышленность", "Дизайн

и цивилизация","Дизайн и просвещение", "Дизайн и

город" и т.д.

С 1951 года существует Японская ассоциация

содействия

развитию торговлиЛДКЕТРО), придающая большое значение приме­ нению дизайна, как средства повышения качества.

Наиболее известные центры деятельности этой организации находятся в столице Японии Токио и в городе Осаке.

Японский совет содействия художественному конструированию образуют шесть организаций:ДКЕТРО, Японская торговопромышлен­ ная палата и отраслевые дизайнер-центры.

Японские художники-конструкторы с большим вниманием .отно­ сятся к изучению опыта художественного конструирования за ру­ бежом.

§5. Художественное конструирование и качество промышленных изделий

В нашей стране творчески: используется опыт зарубежных стран в области художественного конструирования. Многие виды промышленной продукции Советского Союза находятся на уровне лучших мировых образцов.

Основной проблемой художественного конструирования явля­ ется проблема качества. Партия и советское правительство пре­ дают вопросам качества исключительное значение [ 12, 24 З З Х

В 1967 году Комитетом стандартов и измерительных прибо­ ров при Совете Министров СССР утверждены положения об аттеста­

ции продукции и знак качества (рис. 7), который присуждается за высокие технические, экономичес­ кие и эстетические показатели.

С целью улучшения качества выпускаемой продукции, условий труда и повышения производитель­ ности труда, Совет Министров СССР

18 октября 1968 года принял Поста­ новление "Об улучшении использова­

33


ния достижений технической эстетики в народном хозяйстве", в котором подведены итоги развития художественного конструирова­ ния за предыдущий период и отмечены определенные достижения в области технической эстетики, определена задача усиления помо­ щи предприятиям и контроля за их работой, решение которой по­ может обеспечить технический и эстетический уровень всей про­ дукции.

На XXIУ съезде КПСС подчеркивалось, что повышение качест­ во продукции - непременное условие дальнейшего роста эффектив­ ности производства.

Начиная с 1972 года в стране введена единая система атте­ стации качества изделий по трем категориям: высшей, первой и второй [12].

Изделиям высшей категории, техникоэкономические показате­ ли которых отвечают лучшим достижениям отечественной и зарубе­ жной техники, присваивается государственный Знак качества.

Если продукция отнесена ко второй категории, то предприятие обязано снять его с производства или коренным образом усовер­ шенствовать.

В нашей стране к октябрю 1973 года государственный Знак качества присужден 12235 видам промышленной продукции.

Особенно больших успехов в этом отношении достигли труженники Московской промышленности. Примерно, каждое седьмое изделие, отмеченное Знаком качества, изготовляется сегодня в столице. Пионер аттестации - коллектив завода имени Владимира Ильича - выступил инициатором соревнования под лозунгом "Девятая пяти­ летка - пятилетка высокого качества". Почти четвертая часть всего объема продукции ильичевцев идет по высшей категории.

Ценный опыт аттестации изделий накоплен в системе Минис­ терства электротехнической промышленности. Это министерство первым включило в число основных показателей работы предприя­ тий и главков удельный вес продукции высшей категории в общем

объеме производства. Причем,оптовые цены на такую продукцию

 

отныне устанавливаются с поощрительной надбавкой,

а на изделия

второй категории предусматривается скидка.

 

 

 

 

Наша область

вносит

свой вклад в

выпуск

высокока­

чественной промышленной продукции. Среди

многих

промышлен­

ных изделий, заслуживших

З н а к

качества

имеется

и

34


продукция предприятий Тамбовской области, например, малеиновой ангидрид, пигмент желтый светопрочный Химкомбината (г.Тамбов;,

некоторые

виды воздухосборников

завода

"Первомайскхим-

маш",

спиртовые

холодильники, некоторые виды конденса­

торов завода "Комсомолец" (г.Тамбов), колокольная ванна меха­ нического завода (г.Тамбов), некоторые виды редукторов завода "Полимермаш" (г.Тамбов), пальтовая ткань арт. 35102 Арженского суконного комбината (г.Рассказово), часть продукции Мичурин­ ского консервного завода и др.

Труженники г.Тамбова и Тамбовской области наметили добить­ ся к концу девятой пятилетки присвоения Знака качества 57 ви­ дам промышленной продукции.

В последнее время значительно активизировалась борьба с нарушением стандартов выпускаемой продукции. К поставщикам брака применяются строгие экономические санкции. Их осуществ­ ляют органы Госплана СССР на местах - лаборатории государствен­ ного надзора.

Экономические санкции, как бы оборотная сторона медали, лицевую сторону которой составляет государственная аттестация. Они бьют рублем за изготовление плохой продукции. Такими санк­ циями являются: I) взимание в доход бюджета всей прибыли от ре­ ализации нестандартной, некомплектной и недоброкачественной продукции; 2) исключение из планов предприятия выпуска промы­ шленной продукции несоответствующей государственным стандартам.

Так, на первое января 1972 года из планов предприятий бы­ ло исключено продукции на 51 млн. рублей, 11,5 млн. рублей бы­ ло изъято в доход бюджета.

Ответственность за использование достижений технической эстетики во всех отраслях народного хозяйства возлагается на министерства и ведомства страны и Советы Министров союзных ре­ спублик. Государственный комитет Совета Министров СССР по нау­ ке и технике координирует деятельность министерств и ведомств б этой области. Ежегодно совместно с Министерством .внешней торговли и ВДНХ решено проводить межотраслевые смотры-конкур­ сы однотипной продукции и внедрения в производство лучших об­ разцов. Все это способствует укреплению связей между общетео­ ретическими исследованиями, прикладными науками и практикой проектирования.

35


Большие работы ведутся в области разработки научных мето­ дов контроля, оценки и прогнозирования потребительских свойств промышленных изделий.

Свидетельством возросшего значения художественного конст­ руирования в нашей стране является участие советских организа­ ций в международных конференциях по дизайну. С 1965 года Со­ ветский Союз является членом ИКСИДа. Создан этот совет был в 1957 году. В организованном ЮНЕСКО в 1968 году в СССР междуна­ родном симпозиуме "Техника и художественное творчество в сов­

ременном мире" приняли участие и наши ведущие специалисты

в

области художественного конструирования.

 

Осенью 1969 года в Англии состоялся У1 конгресс ИКСИДа

"Дизайн, общество и будущее", на котором рассматривались

во­

просы взаимосвязи дизайна и- научных исследований, определялась роль технической эстетики в формировании будущего.

Воктябре 1971 года в Испании на УП конгрессе ИКСИДа рас­ сматривались вопросы связанные с "дизайном в изменяющемся об­ ществе".

В1971 году в СССР был проведен международный семинар

"Интердизайн - 71", организованный ИКСВДом и ВНИИТЭ. Цель семи­ нара - совместная работа художников-конструкторов разных стран над проектами, связанными с проблемами обслуживания населения, обмен опытом проектирования, повышение квалификации.

Достижения художественного конструирования за истекший период свидетельствует о том, что использование принципов тех­ нической эстетики является эффективным средством совершенство­ вания условий труда, повышения качества продукции и дальнейше­ го роста благосостояния советских людей.

Используя методы художественного конструирования мы не пренебрегаем повышением производительности труда за счет при­ менения эстетики и стремимся к повышению конкурентоспособнос­ ти наших товаров. Но главная наша цель диктуется самим нашим строем - это не дать технике подавить человека, спасти челове­ ческое в человеке, сделать технику организатором человеческой жизни. Для этого нужно эстетически воспитывать человека,нужно, чтобы красота не вела человека к красивой, но бесполезной вещи.

Техническая эстетика в нашей стране по сути дела является важнейшей сферой борьбы за ленинизм, во имя укрепления и разви­ тия нашего общественного, строя.

36