Файл: Артемова, Г. А. Основы художественного конструирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
в тесном контакте с Советом по технической эстетике, общество организует конкурсы, дискуссии, выставки.
Еще в 1966 году Совет по технической эстетике в своем отчете выразил уверенность, что 70-е годы нашего века станут десятилетием мирового первенства Англии в области дизайна.Хо тя трудно пока судить, сбудется ли это пророчество, но возмо жность такая не исключена. Об этом свидетельствует целеустрем ленность и реалистичность в развитии английского дизайна.
Федеративная Республика Германии
После второй мировой войны,по мере выхода Западной Гер мании на мировой рынок, художественное конструирование стало приобретать большое значение.
В 1951 году Бундестаг принял решение "в интересах конку рентоспособности промышленности и ремесла содействовать всем усилиям, способным обеспечить немецким изделиям наилучщую фор му". В ы утвержден этим же решением Совет технической эстети ки (негосударственная организация). В помощь ему был образован Фонд развития художественного конструирования.
В ФРГ дизайнеров готовят крупные художественные школы в Ульме и Эссене.
Характерной чертой деятельности дизайнеров многочислен ных конструкторских бюро является универсальность и широкий диапазон выполняемых заказов.
Некоторые фирмы ФРГ имеют свой стиль, например, фирма "Грювдинг" выпускает большое количество моделей телевизоров и радиоприемников, где современная электронная аппаратура раз мещается в массивных ящиках на изогнутых ножках, формы ящиков имитируют мебель в стиле старинных немецких замков. Эта же фирма выпускает портативные телевизоры и транзисторы, имеющие современные формы, но,в угоду вкусам, футляры их изготовляют ся из ярко-красной или зеленой кожи.
Изделия фирмы "Браун" отличают простые современные формы, в целях сохранения фирменного стиля все эти изделия окрашива ются в светлые тона.
30
И т а л и я
Уровень художественного конструирования промышленных изде лий в этой стране очень высок. Итальянцы считают, что дизайне- ру-архитектору машины нужна такая же разносторонняя техничес кая подготовка, как архитектору-строителю.
Дизайнеров в Италии готовят архитектурные факультеты выс ших учебных-заведений.
В 1956 году в Италии была создана Ассоциация по художест венному конструированию (АДИ). Своими целями она провозгласи ла пропаганду и поощрение развития дизайна в стране.
Членами АДИ наряду с известными художниками-конструктора- ми являются и крупнейшие промышленные фирмы "Оливетти","Фиат", "Монтекатини"•и многие другие.
Дизайн в Италии приносит большие прибыли. В 1950 году каждая лира, вложенная в дизайн дала 5 лир дохода. В 1965 го
ду каждая лира дала уже 12 |
лир дохода. Поэтому вклады |
капитала |
в дизайн в Италии быстро растут. В 1946 году в дизайн |
вклады |
|
валось 5 млрд, лир, в 1950 |
году - 12 млрд, лир, в 1965 году - |
|
70 млрд.лир. |
|
|
ф р а н ц и я
Укоренилось мнение, что французские инженеры-конструкторы от природы обладают тонким вкусом и способностью изящно решать технические задачи.
Франция имеет славные традиции в развитии идей художест венного конструирования. В 20-е годы здесь плодотворно работа ла школа Ле Карбюзье. Выдающийся французский зодчий был твердо убежден, что "современная техника не уничтожает искусства и не заменяет его, она лишь указывает путь к решению проблемы. Речь
идет не о том, чтобы порвать раз и навсегда с известными |
нам |
|
доселе законами искусства, а о- том, чтобы осуществить их, |
вы |
|
работав новый репертуар архитектурных форм". |
|
|
Идеи Ле Карбюзье о городах будущего, о |
домах-сериях |
не |
потеряли своего значения и в наши дни. |
|
|
В настоящее время во Франции есть немало талантливых |
ху- |
|
дожников-конструкторов, чьи изделия получают |
всеобщее призна |
ние, но дело художественного конструирования не координируется в государственном масштабе.
31
В 1952 году во Франции создан Институт технической эсте тики - общественная организация, призванная объединить усилия представителей различных общественных кругов, направленные на развитие и пропаганду дизайна.
Подготовку дизайнеров во Франции ведет школа декоративно
го искусства в Париже.
В 1961 году французы Натри и Хартман опубликовали "Хартию дизайнеров", включающую рад законов художественного конструи рования. Эти законы откровенно раскрывают суть капиталистиче ского дизайна и, в частности, что красота обязана приносить прибыль. Среди законов, включенных в эту хартию,есть закон экономии, закон единства и композиции, закон конечной цели (нельзя забывать о конечной цели предмета, выпускаемого инду стриальным методом), закон торговли (не следует забывать о конкуренции на рынке) и т.д.
Диапазон исследовательских работ французских дизайнеров весьма широк. В то же время промышленные предприятия Франции широко применяют опыт дизайнерских фирм США, ФРГ и других стран.
Я п о н и я
Возраст Японского дизайна не более 20 лет, но трудно на звать крупного европейского или американского художника-конст- руктора, который не посетил бы эту страну для изучения ее ди зайна, отличающегося исключительно высоким эстетическим уров нем и органическим соединением национальных традиций с мировы ми достижениями.
Теоретические работы в области дизайна в капиталистичес ких странах ведут, как правило, отдельные исследователи по собственной инициативе, вне специализированных научно-исследо вательских центрах. Исключение составляет Японский институт промышленного искусства.
Подготовка дизайнеров в Японии ведется в девяти высших учебных заведениях и в двух специальных художественных школах.
В 1965 году в стране проведена первая конференция по про блемам художественного конструирования. В ней принимали учас тие 1200 художников-конструкторов, архитекторов и дизайнеров-
32
-графиков. Стремление осмыслить задачи современного дизайна прослеживается в темах выступлений. Тема самой конференции "Роль художника-конструктора в современных условиях",подтемы: "Дизайн и общественности "Дизайн и промышленность", "Дизайн
и цивилизация","Дизайн и просвещение", "Дизайн и |
город" и т.д. |
С 1951 года существует Японская ассоциация |
содействия |
развитию торговлиЛДКЕТРО), придающая большое значение приме нению дизайна, как средства повышения качества.
Наиболее известные центры деятельности этой организации находятся в столице Японии Токио и в городе Осаке.
Японский совет содействия художественному конструированию образуют шесть организаций:ДКЕТРО, Японская торговопромышлен ная палата и отраслевые дизайнер-центры.
Японские художники-конструкторы с большим вниманием .отно сятся к изучению опыта художественного конструирования за ру бежом.
§5. Художественное конструирование и качество промышленных изделий
В нашей стране творчески: используется опыт зарубежных стран в области художественного конструирования. Многие виды промышленной продукции Советского Союза находятся на уровне лучших мировых образцов.
Основной проблемой художественного конструирования явля ется проблема качества. Партия и советское правительство пре дают вопросам качества исключительное значение [ 12, 24 З З Х
В 1967 году Комитетом стандартов и измерительных прибо ров при Совете Министров СССР утверждены положения об аттеста
ции продукции и знак качества (рис. 7), который присуждается за высокие технические, экономичес кие и эстетические показатели.
С целью улучшения качества выпускаемой продукции, условий труда и повышения производитель ности труда, Совет Министров СССР
18 октября 1968 года принял Поста новление "Об улучшении использова
33
ния достижений технической эстетики в народном хозяйстве", в котором подведены итоги развития художественного конструирова ния за предыдущий период и отмечены определенные достижения в области технической эстетики, определена задача усиления помо щи предприятиям и контроля за их работой, решение которой по может обеспечить технический и эстетический уровень всей про дукции.
На XXIУ съезде КПСС подчеркивалось, что повышение качест во продукции - непременное условие дальнейшего роста эффектив ности производства.
Начиная с 1972 года в стране введена единая система атте стации качества изделий по трем категориям: высшей, первой и второй [12].
Изделиям высшей категории, техникоэкономические показате ли которых отвечают лучшим достижениям отечественной и зарубе жной техники, присваивается государственный Знак качества.
Если продукция отнесена ко второй категории, то предприятие обязано снять его с производства или коренным образом усовер шенствовать.
В нашей стране к октябрю 1973 года государственный Знак качества присужден 12235 видам промышленной продукции.
Особенно больших успехов в этом отношении достигли труженники Московской промышленности. Примерно, каждое седьмое изделие, отмеченное Знаком качества, изготовляется сегодня в столице. Пионер аттестации - коллектив завода имени Владимира Ильича - выступил инициатором соревнования под лозунгом "Девятая пяти летка - пятилетка высокого качества". Почти четвертая часть всего объема продукции ильичевцев идет по высшей категории.
Ценный опыт аттестации изделий накоплен в системе Минис терства электротехнической промышленности. Это министерство первым включило в число основных показателей работы предприя тий и главков удельный вес продукции высшей категории в общем
объеме производства. Причем,оптовые цены на такую продукцию |
|
||||||
отныне устанавливаются с поощрительной надбавкой, |
а на изделия |
||||||
второй категории предусматривается скидка. |
|
|
|
|
|||
Наша область |
вносит |
свой вклад в |
выпуск |
высокока |
|||
чественной промышленной продукции. Среди |
многих |
промышлен |
|||||
ных изделий, заслуживших |
З н а к |
качества |
имеется |
и |
34
продукция предприятий Тамбовской области, например, малеиновой ангидрид, пигмент желтый светопрочный Химкомбината (г.Тамбов;,
некоторые |
виды воздухосборников |
завода |
"Первомайскхим- |
|
маш", |
спиртовые |
холодильники, некоторые виды конденса |
торов завода "Комсомолец" (г.Тамбов), колокольная ванна меха нического завода (г.Тамбов), некоторые виды редукторов завода "Полимермаш" (г.Тамбов), пальтовая ткань арт. 35102 Арженского суконного комбината (г.Рассказово), часть продукции Мичурин ского консервного завода и др.
Труженники г.Тамбова и Тамбовской области наметили добить ся к концу девятой пятилетки присвоения Знака качества 57 ви дам промышленной продукции.
В последнее время значительно активизировалась борьба с нарушением стандартов выпускаемой продукции. К поставщикам брака применяются строгие экономические санкции. Их осуществ ляют органы Госплана СССР на местах - лаборатории государствен ного надзора.
Экономические санкции, как бы оборотная сторона медали, лицевую сторону которой составляет государственная аттестация. Они бьют рублем за изготовление плохой продукции. Такими санк циями являются: I) взимание в доход бюджета всей прибыли от ре ализации нестандартной, некомплектной и недоброкачественной продукции; 2) исключение из планов предприятия выпуска промы шленной продукции несоответствующей государственным стандартам.
Так, на первое января 1972 года из планов предприятий бы ло исключено продукции на 51 млн. рублей, 11,5 млн. рублей бы ло изъято в доход бюджета.
Ответственность за использование достижений технической эстетики во всех отраслях народного хозяйства возлагается на министерства и ведомства страны и Советы Министров союзных ре спублик. Государственный комитет Совета Министров СССР по нау ке и технике координирует деятельность министерств и ведомств б этой области. Ежегодно совместно с Министерством .внешней торговли и ВДНХ решено проводить межотраслевые смотры-конкур сы однотипной продукции и внедрения в производство лучших об разцов. Все это способствует укреплению связей между общетео ретическими исследованиями, прикладными науками и практикой проектирования.
35
Большие работы ведутся в области разработки научных мето дов контроля, оценки и прогнозирования потребительских свойств промышленных изделий.
Свидетельством возросшего значения художественного конст руирования в нашей стране является участие советских организа ций в международных конференциях по дизайну. С 1965 года Со ветский Союз является членом ИКСИДа. Создан этот совет был в 1957 году. В организованном ЮНЕСКО в 1968 году в СССР междуна родном симпозиуме "Техника и художественное творчество в сов
ременном мире" приняли участие и наши ведущие специалисты |
в |
области художественного конструирования. |
|
Осенью 1969 года в Англии состоялся У1 конгресс ИКСИДа |
|
"Дизайн, общество и будущее", на котором рассматривались |
во |
просы взаимосвязи дизайна и- научных исследований, определялась роль технической эстетики в формировании будущего.
Воктябре 1971 года в Испании на УП конгрессе ИКСИДа рас сматривались вопросы связанные с "дизайном в изменяющемся об ществе".
В1971 году в СССР был проведен международный семинар
"Интердизайн - 71", организованный ИКСВДом и ВНИИТЭ. Цель семи нара - совместная работа художников-конструкторов разных стран над проектами, связанными с проблемами обслуживания населения, обмен опытом проектирования, повышение квалификации.
Достижения художественного конструирования за истекший период свидетельствует о том, что использование принципов тех нической эстетики является эффективным средством совершенство вания условий труда, повышения качества продукции и дальнейше го роста благосостояния советских людей.
Используя методы художественного конструирования мы не пренебрегаем повышением производительности труда за счет при менения эстетики и стремимся к повышению конкурентоспособнос ти наших товаров. Но главная наша цель диктуется самим нашим строем - это не дать технике подавить человека, спасти челове ческое в человеке, сделать технику организатором человеческой жизни. Для этого нужно эстетически воспитывать человека,нужно, чтобы красота не вела человека к красивой, но бесполезной вещи.
Техническая эстетика в нашей стране по сути дела является важнейшей сферой борьбы за ленинизм, во имя укрепления и разви тия нашего общественного, строя.
36