Файл: Артемова, Г. А. Основы художественного конструирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
Г л а б a IY
ЭРГОНОМИКА И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ
§1. Эргономика как естественнонаучная основа художественного конструирования
Характерной чертой нашего времени является стремитель ное развитие науки и техники, усиливающееся влияние их на все стороны экономической и духовной жизни общества.
"Перед нами стоит историческая задача,-говорил Л.И.Бреж нев,- в полной мере постивить на службу социалистическому об ществу новейшие достижения научно-технической революции 2-й половины XX века". Дня этого необходимо устранение препятст вий, сдерживающих повышение эффективности использования дос тижений науки и техники в народном хозяйстве.
Успешность деятельности инженерно-технических работников при решении этой задачи во многом зависит от умелого исполь зования ими теоретического богатства, накопленного рядом наук, в том числе и эргономикой. Эта наука является естественно научной основой художественного конструирования [58,59,60].
Проблема человека и техники в наш век - век научно-тех нической революции имеет большое теоретическое и практическое значение.
Развитие автоматизации производства, создание автомати зированных систем управления привели к тому, что при выполне нии человеком трудовых операций основная нагрузка ложится не на его мускульные усилия, а на психические процессы, воспри ятия, запоминания, мышления (рис. 21 и рис. 22).
50
Скорости выполнения трудовых операций значительно воз росли. За последние 30 лет число приборов в самолете возрос ло в 10 раз, а время выполнения каждой из операции по управ
лению |
самолетом сократилось в 6-7 раз. |
|
|
|
Вот как характеризует труд летчика, управляющего |
само |
|
летом, летчик-испытатель Марк Галлай: |
|
||
" На МИГ-15 при полете |
по приборам пилот в среднем |
пере |
|
носит |
взгляд с прибора на |
прибор 86 раз в минуту, т.е. |
каж |
дые 2 секунды контролирует три прибора. На отдельных участ ках интенсивность перемещения взгляда достигает 150 и даже 200 движений в минуту, т.е. каждую секунду летчик контролиру
ет три прибора". |
|
В подобных условиях работают инженеры-операторы |
назем |
ных автоматизированных систем управления, поэтому любое |
не |
соответствие устройств сигнализации и управления возможностям восприятия и осмысления может привести к беде. Эта деятель ность связана, конечно, с нарушением исторически сложившихся основ ориентировки человека в процессе трудовой деятельности
и ведет |
к тому, что человеку тяжело приспосабливаться к по |
||
добным |
условиям, а иногда и невозможно к ним приспособиться. |
||
Работа в подобных условиях ведет |
к переутомлению |
оператора, |
|
а порой и к аварийным ситуациям. |
Поэтому возникла |
насущная |
потребность создавать машины с учетом психофизиологических особенностей человеческого организма.
Прав был виднейший советский специалист в области систе мотехники Панов, говоря о том, что "нельзя повторять старых ошибок, когда инженеры создавали машины без помощи психологов и вынуждены были к ним обращаться только тогда, когда начина лись аварии".
При создании новой машины речь должна идти не о безот казной работе машины, как таковой, а о надежной работе систе мы "человек-машина-производственная среда".
Такой подход служит базой для контактов между техничес кими дисциплинами и науками о человеке и его трудовой деятель ности.
Результаты таких контактов закрепились в новой науке эр гономике (греческое e r go - работа, n o m os - закон).
В разных странах с начала своего существования новая нау
52
ка называлась по разному: в США - человеческая инженерия, в Англии - эргономика, в ФРГ - антропотехника.
Внастоящее время принят английский термин - эргономика. Впервые идея о создании новой науки была высказана в 1921 г. выдающимся советским физиологом и психологом академиком Бех теревым В.М. Ученик Бехтерева-В.Н.Мясищев предложил назвать
еетогда эргологией ( ergo - работа, logos - учение).
Внашей стране в 20-30-х годах велись большие исследова тельские работы в области физиологии, психологии, анатомии человека и связи этих наук с организацией производства. Пос ле Отечественной войны эти работы были продолжены. Они были жизненно необходимы, вызывались бурным развитием техники,возрастапцей общественной потребностью в научной организации труда, а также внедрением в промышленность методов художест венного конструирования.
Итак, эргономика - научная дисциплина, возникшая на сты ке технических наук, психологии, физиологии, гигиены. В ней используются данные анатомии, биомеханики, токсикологии, био физики.
Эргономика изучает функциональные возможности и особен
ности человека в трудовых |
процессах с целью создания таких |
условий и методов и такой |
организации трудовой деятельности, |
которые делают труд высокопроизводительным и вместе с тем |
|
способствуют всестороннему духовному и физическому развитию |
|
человека, обеспечивают комфорт и безопасность работающего, |
сохраняют его здоровье. V
Предметом эргономики является трудовая деятельность че ловека, а объектом исследования - система "человек-орудия труда (в широком значении этого слова)-производственная сре да". Эргономика изучает взаимосвязь и взаимодействие челове ка с машиной в процессе труда.
Гпя-й и я я задача эргономики состоит в разработке совместно
сдругими дисциплинами общей теории трудовой деятельности че ловека в условиях современного производства. Основная практи ческая цель эргономики - научная организация труда (точнее те ее аспекты, которые относятся к системе "человек-машина- про изводственная среда").
Прослеживаются общие закономерности, проявляющиеся у
53
людей при решении одинаковых задач в аналогичных условиях. Понимание этих закономерностей позволяет обеспечивать согла сование условий работы человека с его психофизиологическими возможностями и особенностями [15,16].
Задача заключается, однако, не только в том, чтобы при способить машину к человеку, но и в том, чтобы добиться ак тивного формирования способностей человека в соответствии с требованиями, которые предъявляет к человеку научно-техни ческий прогресс [84].
Большой вклад в развитие эргономики вносят социалисти
ческие страны. Так, например, в Чехословакии |
больших успехов |
в работах по эргономике достигли специалисты |
по промышленной |
гигиене, в Болгарии эргономисты добились значительных успе хов в области антропологии - они явились основоположниками нового направления в мировой эргономике - динамической антро
пометрии. Ведущее положение в |
эргономике Польской народной |
||
республики занимает |
физиология труда. |
|
|
В нашей стране |
наибольшие |
результаты достигнуты в |
ре |
шении эргономических проблем, |
связанных с деятельностью |
че |
ловека с информационными моделями в процессе дистанционного управления объектами и.системами.
Результатами научно-обоснованного художественно-конст
рукторского |
проектирования является |
согласование |
устройств |
|
отображения, |
алгоритмов управления и |
органов управления |
с |
возможностями человека-оператора по приему и переработке ин формации и осуществлению управляющих воздействий [15,62].
В августе 1972 года, в Москве состоялась I международная конференция ученых и специалистов стран-членов СЭВ и СФРЮ по вопросам эргономики. Она подвела некоторые итоги совместной работы и наметила новые перспективы в этом направлении.
Развивающаяся научно-техническая революция привела к тому, что роль человека! в процессе производства существенно изменилась.
Можно отметить, что изменения процесса производства идут
восновном по следующим направлениям:
I)развитие комплексной механизации - человек сохран контрольно-логические функции, освобождаясь от физического труда;
54
2) развитие комплексной автоматизации - освобождает че ловека от непосредственных рабочих функций; физическая нагруз
ка все в большей степени заменяется функцией программирования, управления и контроля;
3) увеличение количества одновременно управляемых объ ектов и их параметров.
Растущая техника предъявляет новые требования к опера тору. Необходима система отбора операторов и их тренировка.
Большую роль отводят исследованию факторов, влияющих на эффективность и надежность действий рабочего (оператора), таких как освещенность, шум, вибрация, температура и т.д.
Тщательно изучают процесс приема человеком осведомитель ной информации. В связи с чем выясняют:
а) наилучшую форму подачи информации (световые, звуко вые сигналы);
б) какими порциями должна подаваться информация, кото рую может принять человек в единицу времени, анализируются возможности человека в процессе переработки информации, а также в процессе формирования решения.
В решении всех перечисленных проблем большая роль при надлежит инженерной психологии. В рамках инженерной психоло гии успешно сотрудничают и те, кто создает машины и те, кто изучает психофизиологические особенности человека в процессе труда, поэтому инженерная психология является составной час тью научной организации труда.
Проблема "человек и техника" - одна из основных проблем современной науки. Её решение предполагает совместную рабо ту инженеров-конструкторов, художников-конструкторов, мате матиков, психологов, физиологов, анатомов, ибо по существу своему эта проблема требует комплексного подхода) системного анализа, интеграций усилий специалистов различных отраслей знаний.
§2. Развитие взглядов на систему "человек-машина" и принципы ее работы
Что же включает в себя понятие "система"? Определений понятия "система" существует много. Одно из них дано в Боль шой советской энциклопедии (издание 2, т.39, стр. 60).
55
"система - это целое, состоящее из частей, упорядочен ное по определенному закону или принципу.
Существует множество различных видов систем. Остановимся на понятии целостной системы.
Под целостной системой понимается совокупность компонен тов, взаимодействие которых порождает новые (интегративные системные) качества, не присущие ее образующим.
Связь между компонентами целостной системы существенно ограничена. Изменение одного из них вызывает то или иное из
менение других, а |
нередко и системы в целом. |
|
|
Важной особенностью целостной системы является: |
|
||
1) наличие |
в |
ней интегративных, системных качеств, |
не |
сводимых к с у ш е |
|
свойств образующих ее компонентов; |
|
2)соответствующий состав, присущий данной системе, оп ределенный набор компонентов-частей;
3)наличие в целостной системе внутренней организации, представляющей собой взаимосвязи, взаимодействия образующих
еекомпонентов;
4)всякая целостная система отличается спецефическим ха рактером взаимодействия со средой.
Рассматривая систему "человек-машина", ученые сделали
вывод, |
что показателем.качества работы этой системы |
может |
служить [62] |
|
|
I) |
время прохождения сигнала через замкнутый контур |
|
системы. Время полного цикла можно выразить формулой |
|
|
|
Т = Т м - Т о , |
|
где Т м |
- время задержки сигнала в машине, Т 0 - время |
за |
держки |
сигнала оператором. |
|
Сокращение времени полного цикла может осуществиться за |
||
счет сокращения времени задержки сигнала оператором. |
|
|
Время задержки сигнала оператором складывается из |
ряда |
|
элементов: |
|
|
a) |
"Ь,, - время восприятия знаков, цифр или световых |
меток на шкалах приборов, на экране радиолокатора.
Это время зависит от многих переменных: от освещенности, положения знаков в поле зрения, их величины; от количества информации в знаках, уровня помех, выбранного метода кодиро вания информации; от уровня подготовки, тренированности опе
56