Файл: Артемова, Г. А. Основы художественного конструирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г л а б a IY

ЭРГОНОМИКА И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ

§1. Эргономика как естественнонаучная основа художественного конструирования

Характерной чертой нашего времени является стремитель­ ное развитие науки и техники, усиливающееся влияние их на все стороны экономической и духовной жизни общества.

"Перед нами стоит историческая задача,-говорил Л.И.Бреж­ нев,- в полной мере постивить на службу социалистическому об­ ществу новейшие достижения научно-технической революции 2-й половины XX века". Дня этого необходимо устранение препятст­ вий, сдерживающих повышение эффективности использования дос­ тижений науки и техники в народном хозяйстве.

Успешность деятельности инженерно-технических работников при решении этой задачи во многом зависит от умелого исполь­ зования ими теоретического богатства, накопленного рядом наук, в том числе и эргономикой. Эта наука является естественно­ научной основой художественного конструирования [58,59,60].

Проблема человека и техники в наш век - век научно-тех­ нической революции имеет большое теоретическое и практическое значение.

Развитие автоматизации производства, создание автомати­ зированных систем управления привели к тому, что при выполне­ нии человеком трудовых операций основная нагрузка ложится не на его мускульные усилия, а на психические процессы, воспри­ ятия, запоминания, мышления (рис. 21 и рис. 22).

50

Скорости выполнения трудовых операций значительно воз­ росли. За последние 30 лет число приборов в самолете возрос­ ло в 10 раз, а время выполнения каждой из операции по управ­

лению

самолетом сократилось в 6-7 раз.

 

 

Вот как характеризует труд летчика, управляющего

само­

летом, летчик-испытатель Марк Галлай:

 

" На МИГ-15 при полете

по приборам пилот в среднем

пере­

носит

взгляд с прибора на

прибор 86 раз в минуту, т.е.

каж­

дые 2 секунды контролирует три прибора. На отдельных участ­ ках интенсивность перемещения взгляда достигает 150 и даже 200 движений в минуту, т.е. каждую секунду летчик контролиру­

ет три прибора".

 

В подобных условиях работают инженеры-операторы

назем­

ных автоматизированных систем управления, поэтому любое

не­

соответствие устройств сигнализации и управления возможностям восприятия и осмысления может привести к беде. Эта деятель­ ность связана, конечно, с нарушением исторически сложившихся основ ориентировки человека в процессе трудовой деятельности

и ведет

к тому, что человеку тяжело приспосабливаться к по­

добным

условиям, а иногда и невозможно к ним приспособиться.

Работа в подобных условиях ведет

к переутомлению

оператора,

а порой и к аварийным ситуациям.

Поэтому возникла

насущная

потребность создавать машины с учетом психофизиологических особенностей человеческого организма.

Прав был виднейший советский специалист в области систе­ мотехники Панов, говоря о том, что "нельзя повторять старых ошибок, когда инженеры создавали машины без помощи психологов и вынуждены были к ним обращаться только тогда, когда начина­ лись аварии".

При создании новой машины речь должна идти не о безот­ казной работе машины, как таковой, а о надежной работе систе­ мы "человек-машина-производственная среда".

Такой подход служит базой для контактов между техничес­ кими дисциплинами и науками о человеке и его трудовой деятель­ ности.

Результаты таких контактов закрепились в новой науке эр­ гономике (греческое e r go - работа, n o m os - закон).

В разных странах с начала своего существования новая нау­

52


ка называлась по разному: в США - человеческая инженерия, в Англии - эргономика, в ФРГ - антропотехника.

Внастоящее время принят английский термин - эргономика. Впервые идея о создании новой науки была высказана в 1921 г. выдающимся советским физиологом и психологом академиком Бех­ теревым В.М. Ученик Бехтерева-В.Н.Мясищев предложил назвать

еетогда эргологией ( ergo - работа, logos - учение).

Внашей стране в 20-30-х годах велись большие исследова­ тельские работы в области физиологии, психологии, анатомии человека и связи этих наук с организацией производства. Пос­ ле Отечественной войны эти работы были продолжены. Они были жизненно необходимы, вызывались бурным развитием техники,возрастапцей общественной потребностью в научной организации труда, а также внедрением в промышленность методов художест­ венного конструирования.

Итак, эргономика - научная дисциплина, возникшая на сты­ ке технических наук, психологии, физиологии, гигиены. В ней используются данные анатомии, биомеханики, токсикологии, био­ физики.

Эргономика изучает функциональные возможности и особен­

ности человека в трудовых

процессах с целью создания таких

условий и методов и такой

организации трудовой деятельности,

которые делают труд высокопроизводительным и вместе с тем

способствуют всестороннему духовному и физическому развитию

человека, обеспечивают комфорт и безопасность работающего,

сохраняют его здоровье. V

Предметом эргономики является трудовая деятельность че­ ловека, а объектом исследования - система "человек-орудия труда (в широком значении этого слова)-производственная сре­ да". Эргономика изучает взаимосвязь и взаимодействие челове­ ка с машиной в процессе труда.

Гпя-й и я я задача эргономики состоит в разработке совместно

сдругими дисциплинами общей теории трудовой деятельности че­ ловека в условиях современного производства. Основная практи­ ческая цель эргономики - научная организация труда (точнее те ее аспекты, которые относятся к системе "человек-машина- про­ изводственная среда").

Прослеживаются общие закономерности, проявляющиеся у

53


людей при решении одинаковых задач в аналогичных условиях. Понимание этих закономерностей позволяет обеспечивать согла­ сование условий работы человека с его психофизиологическими возможностями и особенностями [15,16].

Задача заключается, однако, не только в том, чтобы при­ способить машину к человеку, но и в том, чтобы добиться ак­ тивного формирования способностей человека в соответствии с требованиями, которые предъявляет к человеку научно-техни­ ческий прогресс [84].

Большой вклад в развитие эргономики вносят социалисти­

ческие страны. Так, например, в Чехословакии

больших успехов

в работах по эргономике достигли специалисты

по промышленной

гигиене, в Болгарии эргономисты добились значительных успе­ хов в области антропологии - они явились основоположниками нового направления в мировой эргономике - динамической антро­

пометрии. Ведущее положение в

эргономике Польской народной

республики занимает

физиология труда.

 

В нашей стране

наибольшие

результаты достигнуты в

ре­

шении эргономических проблем,

связанных с деятельностью

че­

ловека с информационными моделями в процессе дистанционного управления объектами и.системами.

Результатами научно-обоснованного художественно-конст­

рукторского

проектирования является

согласование

устройств

отображения,

алгоритмов управления и

органов управления

с

возможностями человека-оператора по приему и переработке ин­ формации и осуществлению управляющих воздействий [15,62].

В августе 1972 года, в Москве состоялась I международная конференция ученых и специалистов стран-членов СЭВ и СФРЮ по вопросам эргономики. Она подвела некоторые итоги совместной работы и наметила новые перспективы в этом направлении.

Развивающаяся научно-техническая революция привела к тому, что роль человека! в процессе производства существенно изменилась.

Можно отметить, что изменения процесса производства идут

восновном по следующим направлениям:

I)развитие комплексной механизации - человек сохран контрольно-логические функции, освобождаясь от физического труда;

54


2) развитие комплексной автоматизации - освобождает че ­ ловека от непосредственных рабочих функций; физическая нагруз­

ка все в большей степени заменяется функцией программирования, управления и контроля;

3) увеличение количества одновременно управляемых объ­ ектов и их параметров.

Растущая техника предъявляет новые требования к опера­ тору. Необходима система отбора операторов и их тренировка.

Большую роль отводят исследованию факторов, влияющих на эффективность и надежность действий рабочего (оператора), таких как освещенность, шум, вибрация, температура и т.д.

Тщательно изучают процесс приема человеком осведомитель­ ной информации. В связи с чем выясняют:

а) наилучшую форму подачи информации (световые, звуко­ вые сигналы);

б) какими порциями должна подаваться информация, кото­ рую может принять человек в единицу времени, анализируются возможности человека в процессе переработки информации, а также в процессе формирования решения.

В решении всех перечисленных проблем большая роль при­ надлежит инженерной психологии. В рамках инженерной психоло­ гии успешно сотрудничают и те, кто создает машины и те, кто изучает психофизиологические особенности человека в процессе труда, поэтому инженерная психология является составной час­ тью научной организации труда.

Проблема "человек и техника" - одна из основных проблем современной науки. Её решение предполагает совместную рабо­ ту инженеров-конструкторов, художников-конструкторов, мате­ матиков, психологов, физиологов, анатомов, ибо по существу своему эта проблема требует комплексного подхода) системного анализа, интеграций усилий специалистов различных отраслей знаний.

§2. Развитие взглядов на систему "человек-машина" и принципы ее работы

Что же включает в себя понятие "система"? Определений понятия "система" существует много. Одно из них дано в Боль­ шой советской энциклопедии (издание 2, т.39, стр. 60).

55

"система - это целое, состоящее из частей, упорядочен­ ное по определенному закону или принципу.

Существует множество различных видов систем. Остановимся на понятии целостной системы.

Под целостной системой понимается совокупность компонен­ тов, взаимодействие которых порождает новые (интегративные системные) качества, не присущие ее образующим.

Связь между компонентами целостной системы существенно ограничена. Изменение одного из них вызывает то или иное из­

менение других, а

нередко и системы в целом.

 

Важной особенностью целостной системы является:

 

1) наличие

в

ней интегративных, системных качеств,

не

сводимых к с у ш е

 

свойств образующих ее компонентов;

 

2)соответствующий состав, присущий данной системе, оп­ ределенный набор компонентов-частей;

3)наличие в целостной системе внутренней организации, представляющей собой взаимосвязи, взаимодействия образующих

еекомпонентов;

4)всякая целостная система отличается спецефическим ха­ рактером взаимодействия со средой.

Рассматривая систему "человек-машина", ученые сделали

вывод,

что показателем.качества работы этой системы

может

служить [62]

 

I)

время прохождения сигнала через замкнутый контур

системы. Время полного цикла можно выразить формулой

 

 

Т = Т м - Т о ,

 

где Т м

- время задержки сигнала в машине, Т 0 - время

за­

держки

сигнала оператором.

 

Сокращение времени полного цикла может осуществиться за

счет сокращения времени задержки сигнала оператором.

 

Время задержки сигнала оператором складывается из

ряда

элементов:

 

a)

"Ь,, - время восприятия знаков, цифр или световых

меток на шкалах приборов, на экране радиолокатора.

Это время зависит от многих переменных: от освещенности, положения знаков в поле зрения, их величины; от количества информации в знаках, уровня помех, выбранного метода кодиро­ вания информации; от уровня подготовки, тренированности опе­

56