Файл: Артемова, Г. А. Основы художественного конструирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г л а в а

Ш

ЭВОЛЮЦИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ И

ПРОМЫШЛЕННЫХ ФОРМ

§1. Связь техники с искусством в истории культуры

С понятием архитектуры связывается искусство проектиро­ вать, строительное искусство, зодчество.

Промышленная форма всегда имеет свою архитектуру. История развития техники наглядно демонстрирует связь техники с искус­ ством, ибо человеку всегда присуще чувство прекрасного и, со­ здавая предметный мир вокруг себя, "человек формирует материю также и по законам красоты" [I].

В эпоху феодализма, когда художественное творчество не вы­ делилось в особую отрасль, большая армия городских ремесленни­ ков, кустарей-крестьян вкладывала в свой труд много творческой выдумки, художественного мастерства. Мастер-ремесленник совме- 01ал в своем лице конструктора-творца и художника-виртуоза. Каж­ дое новое изделие корректировалось им с учетом требований по­ купателя, неудачно созданная вещь улучшалась в последующих об­ разцах [55, 56].

Тепло и образно охарактеризовал труд ремесленников А.М. Горький: "Основоположниками искусства были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, маляры, портные и портнихи и вообще - ремесленники - люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музей".

С возникновением капиталистического способа производства

37


В архитектуре применялись стили всех эпох. Иногда это де­ лалось с таким мастерством, что малоискушенный глаз не мог от­

личить ложной готики от настоящей,

ложной классики от

настоя­

щей и т.д.

(рис.14).

 

 

Чаеторговцу Перлову в Москве

был построен особняк

в ки­

тайском духе, до сих пор этот дом

очень интересен.

 

В станкостроении в стиле эклектизма в 1838 году сооружен,

например,

типографский пресс (рис.15).

 

Рис. 15.

В узле типографского пресса 1838 г. нашел отражение эклектизм

В конце XIX века начался отказ от подражания архитектур­ ным стилям вообще. На смену эклектизму пришел новый стиль - модерн. В архитектуре, в угоду господствующим классам, дома, в которых жили фабриканты, заводчики, купцы, украшались лепными орнаментами, чаще малохудожественными, а в промышленном про­ изводстве интерес к внешнему виду машин стал пропадать (рис.К

Характерным моментом воздействия модерна на технические

формы явился отказ от внешнего оформительства станков.

Капи­

талисты считали, что важен не внешний вид машины, а та

при­

быль, которую она дает.

Производственная обстановка конца XIX века производила угнетающее впечатление: грязные закопченые цеха, открытые ре­

менные

передачи, станки, покрашенные в цвет грязи.

В

поисках увеличения прибылей капиталисты поставили на

42

Первый универсальный фрезерный станок.

Металлорежущий станок

60-х годов XIX в.

первой половины XIX в.

Рис. 16.

Станки XIX в.

13


службу буржуазную науку, которая сделала вывод о том, что мрач­ ные условия производственного окружения отрицательно действуют на психику, работоспособность, а в конечном счете - на произ­ водительность и прибыль.

Исследованиями ученых уже в то время была открыта возмож­

ность, воздействуя на настроение людей,

повысить

производи­

тельность труда

и прибыль производства.

 

 

О том, что

есть возможность смягчить эстетическим путем

суровую жестокость социального строя писал в 1906 году профес­ сор Московского сельскохозяйственного института Стахов П.С. в своей книге "Эстетические задачи техники" [*54].

Очень откровенно высказывалась мысль, что эстетика в тех условиях нужна для "смягчения", а точнее маскировки капиталис­ тической эксплуатации, для создания красивой видимости благо­ получия там, где буржуазное разделение труда продолжает уро­

довать человека. Этим сегодня занимаются на Западе с

помощью

дизайна и инженерной психологии. Эстетизация техники,

условий

труда превратилась в условиях капитализма в разновидность тей­ лоризма, названного В.И.Лениным "системой выжимания noTa".[55j

Так

обнаруживается истинный

смысл теории

"гуманизации"

труда при

сохранении эксплуатации

и антогонистических

форм

разделения труда.

 

 

 

Элементы художественного конструирования

накапливались

веками и

были использованы, способствуя возникновению дизайна,

как метода проектирования промышленных изделий.

Этот

метод

возник в первом десятилетии XX века, а как особый вид деятель­ ности окончательно сформировался в 20-30-х годах XX века.

Первое десятилетие XX века в России ознаменовалось инте­ реснейшими теоретическими выводами в области художественного

конструирования [35]. Так, в

упомянутой уже

нами книге

Стахо­

ва П.С. "Эстетические задачи

техники" высказывалась

глубокая

убежденность в том, что "обязательно придет

время,

когда

и

продукты труда, и рабочая среда станут предельно привлекатель­ ными для людей, эстетически совершенными".

Стахов отмечал, что не следует рассматривать машину, как неподвижное сооружение. В действительности машины состоят из неподвижных и движущихся частей и эстетическое воздействие создается теми и другими совместно, потому целесообразными и

44


красивыми должны быть не только детали машины, но и сами ее движения. Машина должна быть связана с окружающей средой. Ог­

ромную роль

призван сыграть цвет.

 

В

1910

году профессор прикладной механики и теории

пост­

роения

машин Яков Васильевич Столяров выступил с речью,

наз­

ванной

им

"Несколько слов о красоте в технике". В этой

речи

он обратил внимание на

отжившую свой век практику "украшения"

машин. Я.Столяров

считал,

что к совершенной машине могут быть

предъявлены следующие

требования: I) точное выполнение

тех­

нологического задания;

2)

прочность и устойчивость как машины

в целом, так и ее

частей;

3) легкость и быстрота обслуживания;

4)машина должна удовлетворять эстетическим требованиям.

Вэтом же 1910 году вышла книга инженера и философа Пет­ ра Клементьевйча Энгельмейера о теории творчества. В ней он писал: "Техническим созданиям присуща особая красота. Красота технических созданий отнюдь не заключается в каких-либо укра­ шениях, завитках..., красота, как и всюду, состоит в идейное- ' ти, в общей гармоничности форм, составляющих одно целое и вы­ ражающих своею совокупностью идею целого" [35].

Таким образом, уже в первом десятилетии XX в. в России были выявлены важные положения эстетики в технике, в частнос­ ти, в машиностроении.

Впервой половине XX века начало сказываться влияние тех­ ники на архитектуру. Получил широкое распространение конструк­ тивизм (рис.17).

Истоком конструктивизма явилось стремление сделать "рево­ люцию" в эстетических вкусах людей путем обнаружения функцио­ нального назначения изделия, его внутренней красоты.

Девиз конструктивистов: "Совершенная конструкция сама по себе - высшее художественное качество его внутренней красоты". Опираясь на новые материалы, они искали новый выразительный

язык форм и сыграли важную роль в продвижении красоты в

тех-*

нику.

В1920-30 годах доминирует ступенчатая форма, известная под названием кубизм (рис.18а) .

В1929 году профессор Московского высшего технического училища Анатолий Иванович Сидоров, выдающийся теоретик маши­ ностроения, рассмотрел вопрос о красоте машины, продолжая тем

45


§3. Фактор времени и современные тенденции

вразвитии промышленных форм [47J

В1930-50 г.г. широкое развитие получила, так называе­ мая, обтекаемая форма, вызванная увеличением скоростей в траспорте (рис. 186).

Стили в технике 20-х - 50-х годов.

1950-1970 г.г. - доминирует трапецеидальная форма рас­ пространенная в технике под влиянием форм счетно-вычислитель­ ной техники (стиль твердых линий).

В счетно-вычислительной технике эта форма вызвана функ­ циональным назначением, но она получила широкое распростра­ нение и на другие изделия (рис. 19а).

47

В последнее

время

начинают намечаться признаки новой

технической формы, так

называемой, скульптурной, где углова­

тость сочетается

с плавными линиями (рис 196).

 

Современный

стиль

в архитектуре характеризуется легко­

стью каркасных систем,

классическими пропорциями,

лаконич­

ностью, рациональным использованием внутренних пространств, высокой художественной разработкой деталей.

Важной особенностью современного стиля в технике явля­ ется согласованность формы с конструкцией окружающих изделие предметов Трис. 20).

48

?

б)

Рис, 20.

Типичные стилевые черты предметного окружения человека

а)предметная среда; б)формальностилевые черты.

В заключение следует сказать, что техническая форма всегда является детищем своего времени и всязана со вкусами

и потребностями кожной исторической эпохи.

Поэтому с необыкновенной силой звучат сейчас слова А.М.Горького о том, что истинный "художник-чувствилище своей

страны, своего класса,

око и сердце его; он - голос своей

эпохи" [25J.

_____________

49