Файл: Артемова, Г. А. Основы художественного конструирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
Г л а в а |
Ш |
ЭВОЛЮЦИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ И |
ПРОМЫШЛЕННЫХ ФОРМ |
§1. Связь техники с искусством в истории культуры
С понятием архитектуры связывается искусство проектиро вать, строительное искусство, зодчество.
Промышленная форма всегда имеет свою архитектуру. История развития техники наглядно демонстрирует связь техники с искус ством, ибо человеку всегда присуще чувство прекрасного и, со здавая предметный мир вокруг себя, "человек формирует материю также и по законам красоты" [I].
В эпоху феодализма, когда художественное творчество не вы делилось в особую отрасль, большая армия городских ремесленни ков, кустарей-крестьян вкладывала в свой труд много творческой выдумки, художественного мастерства. Мастер-ремесленник совме- 01ал в своем лице конструктора-творца и художника-виртуоза. Каж дое новое изделие корректировалось им с учетом требований по купателя, неудачно созданная вещь улучшалась в последующих об разцах [55, 56].
Тепло и образно охарактеризовал труд ремесленников А.М. Горький: "Основоположниками искусства были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, маляры, портные и портнихи и вообще - ремесленники - люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музей".
С возникновением капиталистического способа производства
37
В архитектуре применялись стили всех эпох. Иногда это де лалось с таким мастерством, что малоискушенный глаз не мог от
личить ложной готики от настоящей, |
ложной классики от |
настоя |
|
щей и т.д. |
(рис.14). |
|
|
Чаеторговцу Перлову в Москве |
был построен особняк |
в ки |
|
тайском духе, до сих пор этот дом |
очень интересен. |
|
|
В станкостроении в стиле эклектизма в 1838 году сооружен, |
|||
например, |
типографский пресс (рис.15). |
|
Рис. 15.
В узле типографского пресса 1838 г. нашел отражение эклектизм
В конце XIX века начался отказ от подражания архитектур ным стилям вообще. На смену эклектизму пришел новый стиль - модерн. В архитектуре, в угоду господствующим классам, дома, в которых жили фабриканты, заводчики, купцы, украшались лепными орнаментами, чаще малохудожественными, а в промышленном про изводстве интерес к внешнему виду машин стал пропадать (рис.К
Характерным моментом воздействия модерна на технические
формы явился отказ от внешнего оформительства станков. |
Капи |
талисты считали, что важен не внешний вид машины, а та |
при |
быль, которую она дает.
Производственная обстановка конца XIX века производила угнетающее впечатление: грязные закопченые цеха, открытые ре
менные |
передачи, станки, покрашенные в цвет грязи. |
В |
поисках увеличения прибылей капиталисты поставили на |
42
Первый универсальный фрезерный станок.
Металлорежущий станок
60-х годов XIX в.
первой половины XIX в.
Рис. 16.
Станки XIX в.
13
службу буржуазную науку, которая сделала вывод о том, что мрач ные условия производственного окружения отрицательно действуют на психику, работоспособность, а в конечном счете - на произ водительность и прибыль.
Исследованиями ученых уже в то время была открыта возмож
ность, воздействуя на настроение людей, |
повысить |
производи |
|
тельность труда |
и прибыль производства. |
|
|
О том, что |
есть возможность смягчить эстетическим путем |
суровую жестокость социального строя писал в 1906 году профес сор Московского сельскохозяйственного института Стахов П.С. в своей книге "Эстетические задачи техники" [*54].
Очень откровенно высказывалась мысль, что эстетика в тех условиях нужна для "смягчения", а точнее маскировки капиталис тической эксплуатации, для создания красивой видимости благо получия там, где буржуазное разделение труда продолжает уро
довать человека. Этим сегодня занимаются на Западе с |
помощью |
дизайна и инженерной психологии. Эстетизация техники, |
условий |
труда превратилась в условиях капитализма в разновидность тей лоризма, названного В.И.Лениным "системой выжимания noTa".[55j
Так |
обнаруживается истинный |
смысл теории |
"гуманизации" |
|
труда при |
сохранении эксплуатации |
и антогонистических |
форм |
|
разделения труда. |
|
|
|
|
Элементы художественного конструирования |
накапливались |
|||
веками и |
были использованы, способствуя возникновению дизайна, |
|||
как метода проектирования промышленных изделий. |
Этот |
метод |
возник в первом десятилетии XX века, а как особый вид деятель ности окончательно сформировался в 20-30-х годах XX века.
Первое десятилетие XX века в России ознаменовалось инте реснейшими теоретическими выводами в области художественного
конструирования [35]. Так, в |
упомянутой уже |
нами книге |
Стахо |
|
ва П.С. "Эстетические задачи |
техники" высказывалась |
глубокая |
||
убежденность в том, что "обязательно придет |
время, |
когда |
и |
продукты труда, и рабочая среда станут предельно привлекатель ными для людей, эстетически совершенными".
Стахов отмечал, что не следует рассматривать машину, как неподвижное сооружение. В действительности машины состоят из неподвижных и движущихся частей и эстетическое воздействие создается теми и другими совместно, потому целесообразными и
44
красивыми должны быть не только детали машины, но и сами ее движения. Машина должна быть связана с окружающей средой. Ог
ромную роль |
призван сыграть цвет. |
|
|
В |
1910 |
году профессор прикладной механики и теории |
пост |
роения |
машин Яков Васильевич Столяров выступил с речью, |
наз |
|
ванной |
им |
"Несколько слов о красоте в технике". В этой |
речи |
он обратил внимание на |
отжившую свой век практику "украшения" |
|||
машин. Я.Столяров |
считал, |
что к совершенной машине могут быть |
||
предъявлены следующие |
требования: I) точное выполнение |
тех |
||
нологического задания; |
2) |
прочность и устойчивость как машины |
||
в целом, так и ее |
частей; |
3) легкость и быстрота обслуживания; |
4)машина должна удовлетворять эстетическим требованиям.
Вэтом же 1910 году вышла книга инженера и философа Пет ра Клементьевйча Энгельмейера о теории творчества. В ней он писал: "Техническим созданиям присуща особая красота. Красота технических созданий отнюдь не заключается в каких-либо укра шениях, завитках..., красота, как и всюду, состоит в идейное- ' ти, в общей гармоничности форм, составляющих одно целое и вы ражающих своею совокупностью идею целого" [35].
Таким образом, уже в первом десятилетии XX в. в России были выявлены важные положения эстетики в технике, в частнос ти, в машиностроении.
Впервой половине XX века начало сказываться влияние тех ники на архитектуру. Получил широкое распространение конструк тивизм (рис.17).
Истоком конструктивизма явилось стремление сделать "рево люцию" в эстетических вкусах людей путем обнаружения функцио нального назначения изделия, его внутренней красоты.
Девиз конструктивистов: "Совершенная конструкция сама по себе - высшее художественное качество его внутренней красоты". Опираясь на новые материалы, они искали новый выразительный
язык форм и сыграли важную роль в продвижении красоты в |
тех-* |
нику.
В1920-30 годах доминирует ступенчатая форма, известная под названием кубизм (рис.18а) .
В1929 году профессор Московского высшего технического училища Анатолий Иванович Сидоров, выдающийся теоретик маши ностроения, рассмотрел вопрос о красоте машины, продолжая тем
45
§3. Фактор времени и современные тенденции
вразвитии промышленных форм [47J
В1930-50 г.г. широкое развитие получила, так называе мая, обтекаемая форма, вызванная увеличением скоростей в траспорте (рис. 186).
Стили в технике 20-х - 50-х годов.
1950-1970 г.г. - доминирует трапецеидальная форма рас пространенная в технике под влиянием форм счетно-вычислитель ной техники (стиль твердых линий).
В счетно-вычислительной технике эта форма вызвана функ циональным назначением, но она получила широкое распростра нение и на другие изделия (рис. 19а).
47
В последнее |
время |
начинают намечаться признаки новой |
|
технической формы, так |
называемой, скульптурной, где углова |
||
тость сочетается |
с плавными линиями (рис 196). |
|
|
Современный |
стиль |
в архитектуре характеризуется легко |
|
стью каркасных систем, |
классическими пропорциями, |
лаконич |
ностью, рациональным использованием внутренних пространств, высокой художественной разработкой деталей.
Важной особенностью современного стиля в технике явля ется согласованность формы с конструкцией окружающих изделие предметов Трис. 20).
48
?
б)
Рис, 20.
Типичные стилевые черты предметного окружения человека
а)предметная среда; б)формальностилевые черты.
В заключение следует сказать, что техническая форма всегда является детищем своего времени и всязана со вкусами
и потребностями кожной исторической эпохи.
Поэтому с необыкновенной силой звучат сейчас слова А.М.Горького о том, что истинный "художник-чувствилище своей
страны, своего класса, |
око и сердце его; он - голос своей |
эпохи" [25J. |
_____________ |
49