ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
экономические районы. Средняя дальность перевозки металла дости гает 1350 км и более.
В перевозках строительных материалов заметную роль играет реч ной транспорт. Если в перевозках железнодорожного транспорта эти грузы составляют 25%, то на речном транспорте 35%. Доля этих гру зов в грузообороте железнодорожного и речного транспорта значи тельно меньше в связи со сравнительно небольшой средней дальностью перевозок.
Значительный удельный вес строительные грузы занимают в пере возках Московской, Донецкой, Приднепровской, Свердловской, Октябрьской, Казахской, Северо-Кавказской и Куйбышевской дорог, Московско-Окского, Волжского, Днепровского, Северо-Западного, Обь-Иртышского речных пароходств. Весьма большая роль автомо бильного транспорта в перевозках строительных грузов.
В отправлении лесных грузов особенно выделяются Северная, Восточно-Сибирская, Свердловская, Горьковская и Октябрьская дороги, их доля в перевозках леса достигает 70%. Значительные раз меры леса отправляют и некоторые отделения Западно-Сибирской,- Дальневосточной и Львовской дорог.
Прибытие лесных грузов вследствие повсеместного потребления древесины и продукции ее переработки менее концентрированно, но все же 45% прибытия приходится на станции Московской, Донецкой, Приднепровской, Октябрьской, Казахской, Северо-Кавказской, Западно-Сибирской и Львовской дорог.
На ряде направлений железнодорожной сети перевозки леса обра зуют значительные потоки. В широтном направлении, начиная с При байкалья, большое количество лесных грузов, непрерывно возрастая, движется в западном направлении по всем ходам с Урала на Центр, Юг и Юго-Запад, частично отклоняясь в Казахстан и Среднюю Азию.
ВПерми значительное количество леса направляется на водный транспорт на Каму и далее по Волге для Куйбышева, Саратова, Волго града, Астрахани и частично по Волго-Донскому каналу — для Украи ны и Северного Кавказа.
Вмеридиальном направлении большой поток лесных грузов воз никает в северных районах европейской части страны, возрастая по мере движения, следует по линиям Беломорск—Петрозаводск—Волхов
строй, Архангельск — Обозерская — Коноша и Кожва — Котлас— Коноша.
Крупными перевалочными пунктами лесных грузов на речной транс порт являются Ярославль, Горький, Казань на Волге, Пермь, Камбарка на Каме, Котлас на Северной Двине, е воды на железную доро гу— Куйбышев, бктябрьск, Волгоград и Астрахань на Волге, УстьДонецк и Ростов-на-Дону.
Значительные перевозки лесных грузов осуществляет морской транспорт как в каботаже, так и в особенности на экспорт через порты Архангельск, Ленинград, Новороссийск и порты Дальнего Востока.
Перевозки хлебных грузов бсуществляются преимущественно же лезнодорожным транспортом, на долю речного и морского приходит-
18
ся в совокупности 10%. Огромное количество зерна на короткие рас стояния перевозится автомобильным транспортом.
В отправлении хлебных грузов железнодорожным транспортом наиболее важная роль принадлежит дорогам, обслуживающим наши зерновые базы, в частности Казахской, Куйбышевской, Северо-Кав казской, Приволжской, Одесско-Кишиневской и Юго-Восточной.
Прибытие зерна значительное место занимает на перечисленных выше дорогах, а также на Московской, Львовской, Белорусской, Октя брьской и Горьковской дорогах, обслуживающих крупнейшие рай оны потребления.
Перевозки хлебных грузов речным транспортом осуществляются главным образом по Волге и Каме, в меньшем количестве — по Дне пру и Дону и рекам Сибири — Иртышу и Оби; в смешанном желез нодорожно-водном сообщении с перевалкой на речной транспорт в Казани, Перми, Куйбышеве, Камышине, Волгограде, Красноармейске; в Азово-Черноморском бассейне морским транспортом через порты Одесса, Херсон, Николаев, Новороссийск, Поти, Батуми.
Г ЛАВА
II
АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ
' 1. Вычислительная техника
N
Современный уровень развития науки и техники позволяет созда вать надежные управляющие кибернетические системы.
Основными техническими средствами кибернетики являются вычис лительная техника и сети передачи данных. Вычислительная техника включает всевозможные вычислительные и управляющие устройства. В кибернетических системах используется электронно-вычисли тельная техника, позволяющая практически решать задачи автомати зации процессов управления, учета и вычислительных работ.
На железнодорожном транспорте применяются следующие основ ные типы вычислительных машин:
клавишные с ручным вводом данных для арифметических действий; клавишные счетно-текстовые — соединение счетных и пишущих
машин;
. перфорационные, в основной комплект которых входят перфора тор для заготовки перфокарт с документов, контрольник для провер ки правильности пробивки отверстий на перфокартах, сортироваль ная машина для группировки перфокарт по определенным признакам и табулятор для сложения и вычитания чисел, пробитых на перфокар тах, и печатания результативных таблиц;
электронно-вычислительные и управляющие, которые позволяют автоматически выполнять не только арифметические, но и логические операции.
ЭВМ, используемые для автоматического управления каким-либо процессом, например сортировкой вагонов, движением поезда и т. п., получили название управляющих машин. ЭВМ выполняют сложные трудоемкие вычисления со скоростью, недоступной как человеку, так и простым счетным средствам (например, электромеханическим маши нам). Они получают большое распространение в науке, технике, пла нировании, оперативно-распорядительной и экономической работе. ЭВМ могут быть применены для хранения и систематизации большой массы сведений и быстрого получения справок в работах, где требуется значительный объем информации и необходимо срочное ее получение (планирование, материально-техническое снабжение и др.).
По принципу действия электронно-вычислительные машины делят ся на цифровые (ЭЦВМ) и аналоговые (моделирующие). В первых все данные записываются при помощи цифр, с которыми затем выполняют ся различные арифметические и логические действия. В результате
20 -
получается решение также в виде чисел, напечатанных иЛи отперфорированных (изображенных пробивками) на бумажной ленте. Даже самые сложные математические операции могут быть сведены к определенной, хотя иногда и очень длинной последовательности ариф метических действий.
В аналоговые (моделирующие) устройства исходные данные вводят ся в виде физических величин, например определенных значений элек трического напряжения силы тока, гидравлического давления, т. е. данных, основанных на использовании физического процесса, описы ваемого той же математической формулой, что и процесс, подлежа щий расчету. В результате появляется новая физическая величина, представляющая в определенном масштабе решение задачи. Остается лишь измерить ее соответствующим прибором и учесть масштаб. Ана логовые (моделирующие) машины всегда узко специализированы и применяются для решения какой-либо одной или однородных задач. Цифровые же машины универсальны.
ЭВМ отличаются of более простых счетных устройств (например, счетно-перфорационных и клавишных):
способностью автоматически выполнять по заранее заданной про грамме сложнейшие вычисления и изменять их ход в зависимости от промежуточных результатов;
высокой скоростью счета, недоступной для других устройств; в настоящее время существуют машины, выполняющие свыше миллио на арифметических действий в 1 сек;
наличием специальных устройств для запоминания и хранения исходных данных и промежуточных результатов.
ЭВМ имеет устройства для приема информации, ввода и пере дачи управляющих сигналов, результатов вычислений или тре буемых справочных данных. Такими устройствами являются разно образные измерительные приборы-датчики, фиксирующие величину скорости, действующих сил, температур и других характеристик про изводственного процесса.
ЭВМ имеют следующие основные устройства:
арифметическое (АУ), в котором выполняются арифметические и логические действия над числами;
запоминающее (ЗУ), предназначенное для записи и хранения циф рового материала и программы работы машины;
управления (УУ), обеспечивающее автоматическую работу; для ввода исходных данных и вывода результатов расчета (УУР); пульт управления и панель сигнализации.
Перед началом счета в ЭВМ вводятся исходные данные и про грамма и проверяется правильность ее записи в запоминающем устройстве. В качестве носителя информации используют перфокар ты, перфоленты, магнитные диски, барабаны и ленты. Для удобства составления и отладки программу расчленяют на элементы — блоки, каждый из которых состоит из команд, необходимых для решения одной определенной части задачи. Каждая команда обеспечивает вы полнение одной операции. В сложных задачах ход вычислений часто меняется в зависимости от полученных промежуточных результатов.
21
Чтобы автоматически направлять ход решения, арифметическое устройство вырабатывает специальные сигналы, сообщающие в управ ляющее устройство, что получилось в результате очередной операции.
Управляющее устройство обеспечивает последовательное выпол нение всех команд, поступающих в него из запоминающего устрой ства. Эти команды расшифровываются, и во все устройства машины (арифметическое, запоминающее, ввода и вывода данных) направляют ся серии импульсов для выполнения нужных действий с числами.
Для решения задачи на ЭВМ нужно разработать алгоритм и про грамму, а также порядок получения и кодирования исходных данных.
Алгоритм — это способ решения задачи, который определяет со держание и последовательность логических и арифметических дей ствий над исходными данными (числами), в результате чего достигает ся решение. Иначе, алгоритм — это предписание, определяющее со держание и последовательность операций, переводящих исходные дан ные в искомый результат.
Разработать алгоритмы для разных задач неодинаково сложно. Сравнительно просто это сделать для задач, решение которых может быть записано в виде формул. В этом случае алгоритм предусматри вает лишь последовательность их применения, проверку машиной в нужные моменты различных записанных в ее «памяти» условий реше ния и выборку нужных расчетных формул.
Составление алгоритма особенно сложно и ответственно, если вычис лительный процесс не может быть выражен формулами, например расчеты наилучшего варианта плана перевозок или поиск кратчай шего пути между двумя пунктами на сети дорог. Во многих случаях алгоритм должен выразить последовательно в виде формул и логи ческих правил те действия, которые ранее выполняли люди без чет ких правил.
На основе алгоритма составляют программу работы вычислитель ной машины. Текстовые пояснения и формулы переводятся в ней на язык машинных команд. Программа — это последовательное распо ложение команд, выполняемых машиной в процессе вычислений.
2. Вычислительные центры
Внедрение экономико-математичес ких методов и ЭВМ на транспорте имёет своей .целью обеспечить повышение его эффективности, улуч шение использования подвижного состава, работы станций, участков, отдельных полигонов и направлений сети.
На 22 железных дорогах сети в настоящее время действуют вычис лительные центры, а на остальных дорогах и в Министерстве путей сообщения — лабораториивычислительной техники, оснащенные электронными машинами типов «Минск-22», «Минск:32», «Урал-14Д».
С помощью ЭВМ в настоящее время решаются следующие основ ные задачи:
оперативное планирование работы сортировочных станций и узлов по 3—6-часовым периодам:
22