Файл: Альтерман, С. Л. Пособие дежурному по станции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

экономические районы. Средняя дальность перевозки металла дости­ гает 1350 км и более.

В перевозках строительных материалов заметную роль играет реч­ ной транспорт. Если в перевозках железнодорожного транспорта эти грузы составляют 25%, то на речном транспорте 35%. Доля этих гру­ зов в грузообороте железнодорожного и речного транспорта значи­ тельно меньше в связи со сравнительно небольшой средней дальностью перевозок.

Значительный удельный вес строительные грузы занимают в пере­ возках Московской, Донецкой, Приднепровской, Свердловской, Октябрьской, Казахской, Северо-Кавказской и Куйбышевской дорог, Московско-Окского, Волжского, Днепровского, Северо-Западного, Обь-Иртышского речных пароходств. Весьма большая роль автомо­ бильного транспорта в перевозках строительных грузов.

В отправлении лесных грузов особенно выделяются Северная, Восточно-Сибирская, Свердловская, Горьковская и Октябрьская дороги, их доля в перевозках леса достигает 70%. Значительные раз­ меры леса отправляют и некоторые отделения Западно-Сибирской,- Дальневосточной и Львовской дорог.

Прибытие лесных грузов вследствие повсеместного потребления древесины и продукции ее переработки менее концентрированно, но все же 45% прибытия приходится на станции Московской, Донецкой, Приднепровской, Октябрьской, Казахской, Северо-Кавказской, Западно-Сибирской и Львовской дорог.

На ряде направлений железнодорожной сети перевозки леса обра­ зуют значительные потоки. В широтном направлении, начиная с При­ байкалья, большое количество лесных грузов, непрерывно возрастая, движется в западном направлении по всем ходам с Урала на Центр, Юг и Юго-Запад, частично отклоняясь в Казахстан и Среднюю Азию.

ВПерми значительное количество леса направляется на водный транспорт на Каму и далее по Волге для Куйбышева, Саратова, Волго­ града, Астрахани и частично по Волго-Донскому каналу — для Украи­ ны и Северного Кавказа.

Вмеридиальном направлении большой поток лесных грузов воз­ никает в северных районах европейской части страны, возрастая по мере движения, следует по линиям Беломорск—Петрозаводск—Волхов­

строй, Архангельск — Обозерская — Коноша и Кожва — Котлас— Коноша.

Крупными перевалочными пунктами лесных грузов на речной транс­ порт являются Ярославль, Горький, Казань на Волге, Пермь, Камбарка на Каме, Котлас на Северной Двине, е воды на железную доро­ гу— Куйбышев, бктябрьск, Волгоград и Астрахань на Волге, УстьДонецк и Ростов-на-Дону.

Значительные перевозки лесных грузов осуществляет морской транспорт как в каботаже, так и в особенности на экспорт через порты Архангельск, Ленинград, Новороссийск и порты Дальнего Востока.

Перевозки хлебных грузов бсуществляются преимущественно же­ лезнодорожным транспортом, на долю речного и морского приходит-

18


ся в совокупности 10%. Огромное количество зерна на короткие рас­ стояния перевозится автомобильным транспортом.

В отправлении хлебных грузов железнодорожным транспортом наиболее важная роль принадлежит дорогам, обслуживающим наши зерновые базы, в частности Казахской, Куйбышевской, Северо-Кав­ казской, Приволжской, Одесско-Кишиневской и Юго-Восточной.

Прибытие зерна значительное место занимает на перечисленных выше дорогах, а также на Московской, Львовской, Белорусской, Октя­ брьской и Горьковской дорогах, обслуживающих крупнейшие рай­ оны потребления.

Перевозки хлебных грузов речным транспортом осуществляются главным образом по Волге и Каме, в меньшем количестве — по Дне­ пру и Дону и рекам Сибири — Иртышу и Оби; в смешанном желез­ нодорожно-водном сообщении с перевалкой на речной транспорт в Казани, Перми, Куйбышеве, Камышине, Волгограде, Красноармейске; в Азово-Черноморском бассейне морским транспортом через порты Одесса, Херсон, Николаев, Новороссийск, Поти, Батуми.


Г ЛАВА

II

АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ

' 1. Вычислительная техника

N

Современный уровень развития науки и техники позволяет созда­ вать надежные управляющие кибернетические системы.

Основными техническими средствами кибернетики являются вычис­ лительная техника и сети передачи данных. Вычислительная техника включает всевозможные вычислительные и управляющие устройства. В кибернетических системах используется электронно-вычисли­ тельная техника, позволяющая практически решать задачи автомати­ зации процессов управления, учета и вычислительных работ.

На железнодорожном транспорте применяются следующие основ­ ные типы вычислительных машин:

клавишные с ручным вводом данных для арифметических действий; клавишные счетно-текстовые — соединение счетных и пишущих

машин;

. перфорационные, в основной комплект которых входят перфора­ тор для заготовки перфокарт с документов, контрольник для провер­ ки правильности пробивки отверстий на перфокартах, сортироваль­ ная машина для группировки перфокарт по определенным признакам и табулятор для сложения и вычитания чисел, пробитых на перфокар­ тах, и печатания результативных таблиц;

электронно-вычислительные и управляющие, которые позволяют автоматически выполнять не только арифметические, но и логические операции.

ЭВМ, используемые для автоматического управления каким-либо процессом, например сортировкой вагонов, движением поезда и т. п., получили название управляющих машин. ЭВМ выполняют сложные трудоемкие вычисления со скоростью, недоступной как человеку, так и простым счетным средствам (например, электромеханическим маши­ нам). Они получают большое распространение в науке, технике, пла­ нировании, оперативно-распорядительной и экономической работе. ЭВМ могут быть применены для хранения и систематизации большой массы сведений и быстрого получения справок в работах, где требуется значительный объем информации и необходимо срочное ее получение (планирование, материально-техническое снабжение и др.).

По принципу действия электронно-вычислительные машины делят­ ся на цифровые (ЭЦВМ) и аналоговые (моделирующие). В первых все данные записываются при помощи цифр, с которыми затем выполняют­ ся различные арифметические и логические действия. В результате

20 -


получается решение также в виде чисел, напечатанных иЛи отперфорированных (изображенных пробивками) на бумажной ленте. Даже самые сложные математические операции могут быть сведены к определенной, хотя иногда и очень длинной последовательности ариф­ метических действий.

В аналоговые (моделирующие) устройства исходные данные вводят­ ся в виде физических величин, например определенных значений элек­ трического напряжения силы тока, гидравлического давления, т. е. данных, основанных на использовании физического процесса, описы­ ваемого той же математической формулой, что и процесс, подлежа­ щий расчету. В результате появляется новая физическая величина, представляющая в определенном масштабе решение задачи. Остается лишь измерить ее соответствующим прибором и учесть масштаб. Ана­ логовые (моделирующие) машины всегда узко специализированы и применяются для решения какой-либо одной или однородных задач. Цифровые же машины универсальны.

ЭВМ отличаются of более простых счетных устройств (например, счетно-перфорационных и клавишных):

способностью автоматически выполнять по заранее заданной про­ грамме сложнейшие вычисления и изменять их ход в зависимости от промежуточных результатов;

высокой скоростью счета, недоступной для других устройств; в настоящее время существуют машины, выполняющие свыше миллио­ на арифметических действий в 1 сек;

наличием специальных устройств для запоминания и хранения исходных данных и промежуточных результатов.

ЭВМ имеет устройства для приема информации, ввода и пере­ дачи управляющих сигналов, результатов вычислений или тре­ буемых справочных данных. Такими устройствами являются разно­ образные измерительные приборы-датчики, фиксирующие величину скорости, действующих сил, температур и других характеристик про­ изводственного процесса.

ЭВМ имеют следующие основные устройства:

арифметическое (АУ), в котором выполняются арифметические и логические действия над числами;

запоминающее (ЗУ), предназначенное для записи и хранения циф­ рового материала и программы работы машины;

управления (УУ), обеспечивающее автоматическую работу; для ввода исходных данных и вывода результатов расчета (УУР); пульт управления и панель сигнализации.

Перед началом счета в ЭВМ вводятся исходные данные и про­ грамма и проверяется правильность ее записи в запоминающем устройстве. В качестве носителя информации используют перфокар­ ты, перфоленты, магнитные диски, барабаны и ленты. Для удобства составления и отладки программу расчленяют на элементы — блоки, каждый из которых состоит из команд, необходимых для решения одной определенной части задачи. Каждая команда обеспечивает вы­ полнение одной операции. В сложных задачах ход вычислений часто меняется в зависимости от полученных промежуточных результатов.

21


Чтобы автоматически направлять ход решения, арифметическое устройство вырабатывает специальные сигналы, сообщающие в управ­ ляющее устройство, что получилось в результате очередной операции.

Управляющее устройство обеспечивает последовательное выпол­ нение всех команд, поступающих в него из запоминающего устрой­ ства. Эти команды расшифровываются, и во все устройства машины (арифметическое, запоминающее, ввода и вывода данных) направляют­ ся серии импульсов для выполнения нужных действий с числами.

Для решения задачи на ЭВМ нужно разработать алгоритм и про­ грамму, а также порядок получения и кодирования исходных данных.

Алгоритм — это способ решения задачи, который определяет со­ держание и последовательность логических и арифметических дей­ ствий над исходными данными (числами), в результате чего достигает­ ся решение. Иначе, алгоритм — это предписание, определяющее со­ держание и последовательность операций, переводящих исходные дан­ ные в искомый результат.

Разработать алгоритмы для разных задач неодинаково сложно. Сравнительно просто это сделать для задач, решение которых может быть записано в виде формул. В этом случае алгоритм предусматри­ вает лишь последовательность их применения, проверку машиной в нужные моменты различных записанных в ее «памяти» условий реше­ ния и выборку нужных расчетных формул.

Составление алгоритма особенно сложно и ответственно, если вычис­ лительный процесс не может быть выражен формулами, например расчеты наилучшего варианта плана перевозок или поиск кратчай­ шего пути между двумя пунктами на сети дорог. Во многих случаях алгоритм должен выразить последовательно в виде формул и логи­ ческих правил те действия, которые ранее выполняли люди без чет­ ких правил.

На основе алгоритма составляют программу работы вычислитель­ ной машины. Текстовые пояснения и формулы переводятся в ней на язык машинных команд. Программа — это последовательное распо­ ложение команд, выполняемых машиной в процессе вычислений.

2. Вычислительные центры

Внедрение экономико-математичес ких методов и ЭВМ на транспорте имёет своей .целью обеспечить повышение его эффективности, улуч­ шение использования подвижного состава, работы станций, участков, отдельных полигонов и направлений сети.

На 22 железных дорогах сети в настоящее время действуют вычис­ лительные центры, а на остальных дорогах и в Министерстве путей сообщения — лабораториивычислительной техники, оснащенные электронными машинами типов «Минск-22», «Минск:32», «Урал-14Д».

С помощью ЭВМ в настоящее время решаются следующие основ­ ные задачи:

оперативное планирование работы сортировочных станций и узлов по 3—6-часовым периодам:

22