Файл: Филатов, А. С. Электропривод и автоматизация реверсивных станов холодной прокатки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 313

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ кривых, полученных в процессе исследования, показывает следующее (рис. 59).

При приводе моталки от больших двигателей изме­ нение скорости прокатки в рабочем диапазоне вызывает изменение силы тока потерь 4,0—5,6% от максимальной

уставки тока 32,6 А и 20—33%)

от минимальной уставки

тока

5,4 А.

 

 

 

 

 

 

 

При

приводе моталки от

 

1

 

 

малых двигателей

изменение

 

 

 

 

 

 

 

скорости

прокатки

в рабочем

 

 

 

 

диапазоне вызывает изменение

 

 

 

 

силы тока потерь 13.-15% от

 

 

 

з

максимальной уставки тока 5,9

 

 

 

 

и 55—64%

от

минимальной

 

 

 

 

уставки тока

1,4 А.

 

 

 

 

 

При переходе на безредук-

 

 

 

 

ториый привод моталки от ма­

 

б

 

лого

двигателя

изменение си­

 

 

лы тока потерь в рабочем диа­

О

500

WOO

/500

пазоне

скоростей

прокатки

 

п, об/пин

 

уменьшается

до 5% от мак­

 

 

 

 

симальной уставки

тока 5,9 А.

Рис. 59. Потерн в приводе

мота­

 

лок стана 160:

 

Проведенные

исследования

/, 2 — главные двигатели правой

указывают

на

значительное

н левой

моталок;

3, 4 — то же,

влияние

потерь

на точность

малые

двигатели;

5, 6 — безре-

дукторный привод

моталок от

стабилизации натяжения поло­

малых двигателей

 

сы

при параметрическом уп­

 

 

 

 

равлении приводом

моталки.

 

 

 

 

4. ВЫБОР СТРУКТУРЫ И ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОПРИВОДА

Успешное решение вопроса стабилизации натяжения полосы дает возможность повысить производительность реверсивного стана холодной прокатки и улучшить ка­ чество его продукции. В противном случае процесс про­ катки сопровождается частыми обрывами полосы, про­ стоями оборудования, снижением качества продукции

(разнотолщинность,

ухудшение

поверхности

листа

и др.). Экономические показатели

при этом получаются

низкими. Натяжение

полосы

таким образом

 

является

определяющим параметром

технологического

процесса,

а точность поддержания

его — основным

критерием

в оценке качества работы системы

электропривода.

7—433

97


Приведенные кривые влияния натяжения па толщи­ ну полосы (рис. 51-—54) и другие многочисленные иссле­ дования позволяют с учетом эксплуатации пятидесяти станов более конкретно сформулировать этот критерий. Оказывается, что поддержание постоянства натяжения с точностью до 5—12% является достаточным условием для успешного протекания технологического процесса. Существует несколько причин изменения натяжения по­ лосы в процессе работы стана: динамические составляю­ щие моментов двигателя, несовершенство регуляторов тока и э. д. с , потери в приводе.

Первые два источника ошибок не являются определя­ ющими по двум причинам. Во-первых, они достаточно хорошо изучены и полученные аналитические зависимо­ сти позволяют с нужной достоверностью провести соот­ ветствующие корректировки в структурной схеме пара­ метрического управления приводом для снижения влия­ ния указанных параметров на точность регулирования натяжения полосы.

Кроме того, влияние динамических составляющих момента проявляется главным образом в периоды уско­ рения и замедления стана, которые по времени состав­ ляют доли процента от общего цикла.

Следовательно, основным источником нарушения ус­ ловия сохранения постоянства натяжения полосы яв­ ляется изменение потерь при иамотке бунта. Проведен­ ное исследование позволяет с достаточной степенью точ­ ности и достоверности построить обобщающие кривые, характеризующие этот источник ошибок для всей серии многовалковых станов.

Подобные кривые могут служить основным исходным материалом при выборе структуры электропривода на­ моточных устройств реверсивных станов вообще. Вопрос

стоит о зависимостях вида AT=f (— , характеризую­

щих изменение натяжения полосы AT при намотке бун­ та при разных исходных значениях натяжения полосы Т. Считают целесообразным по оси ординат регистрировать AT в конце намотки бунта в процентах от первоначаль­ но установленного натяжения, а по оси абсцисс задан­ ное натяжение в начале процесса в долях от натяжения соответствующего номинальной мощности двигателя, т. е. диапазон натяжений. Кривые, построенные для раз­ ных значений диапазона изменения диаметра бунта

98

d— ——

(d=2; 3; 4), позволяют определить ошибку

Do

 

при заданном диапазоне натяжений и однодвигательном приводе моталки с параметрической системой управ­ ления.

Кривые строили следующим образом. По экспери­ ментальным кривым, данным на рис. 55—59, определя­ ли силу тока в якорной цепи, характеризующую потери привода в начальной стадии процесса при пустом бара­ бане моталки и соответствующем значении силы тока возбуждения. Величиной натяжения (силой тока /) за­ даются. В процессе намотки изменяются диаметр бунта,

скорость вращения

и сила тока возбуждения двигателя.

В конце процесса

(намотки) снова определяют силу то­

ка, характеризующую потери. Разность сил токов в на­ чале и конце процесса, отнесенная к заданному значе­ нию натяжения (силе тока), и является ошибкой регу­ лирования, обусловленной величиной потерь. Получен иые таким образом кривые показаны на рис. 60—63. Испытания выполнены на многовалковых станах не­ скольких типоразмеров, изготовленных по чертежам ВНИИметмаша различными заводами и эксплуатируе­ мых на различных металлургических предприятиях.

Таким образом, в процессе испытания учитывали ка­ чество изготовления и условия эксплуатации, качество монтажа и другие факторы, оказывающие влияние на условия работы оборудования, в том числе и темпера­ туру окружающей среды (времена года). Имеются осно­ вания утверждать, что полученные кривые достаточно универсальны, и это дает основание сделать выводы о структуре электропривода моталок для всей серии многовалковых станов.

Прежде чем переходить непосредственно к выбору структуры привода, отметим следующее. Качество изго­ товления, условия эксплуатации, системы смазки, тем­ пература окружающей среды оказывают непосредствен­ ное влияние на кривые потерь и точность регулирования натяжения. В этом отношении показательны результаты исследования двух двадцативалковых станов 400, изго­ товленных по одним и тем же чертежам на двух различ­ ных заводах. Разница в потерях системы привода дости­

гала 2—3%. Потери левой и правой моталки на

одном

н том же стане одного завода различаются.

 

Если принять за предельное значение ошибки

регу-

7

*

99

 

 


ATX

 

\\

60

\\

iO

 

 

20

4*

10 20

 

40

60

 

60 Г/ТНХ

Рис. GO. К влиянию потерь на точ­

ность регулирования натяжения

при

изменении

диаметра

бунта 1 : 2:

/ — стан

400

№ 1,

левая

моталка,

главные

двигатели;

2

стан

400

№ 1 и 2, правая моталка, главные

двигатели; 3—стан

 

400 №

1

левая

моталка;

вспомогательные

 

двига­

тели;

4

то

же,

правая

моталка;

5 стан

300,

правая

моталка,

глав­

ный

двигатель; 6 — левая

моталка;

7 — стан

300,

левая

моталка,

вспо­

 

могательный

двигатель

 

60 \\\

7

40

u \

20\

\\6

О 20 40 60 80Т/ТНХ

Рис. 61. К влиянию потерь на точ­

ность регулирования

натяжения

при

изменении

диаметра

бунта 1 : 3:

/ — стан

400

№ 1,

левая моталка,

главные

двигатели;

2 — стан

400

№ 1 н 2, правая моталка, главные

двигатели; 3 — стан

400 №

1, левая

моталка,

вспомогательные

двигате­

ли; 4 — то же.

(правая

моталка);

5 стан

300, правая

моталка, глав­

ный двигатель;

6 — то же, левая мо­

талка; 7 — стан

300,

левая

моталка,

вспомогательный

двигатель

 

 

Рис. 62. К влиянию потерь на ошибку регули­

 

 

рования

натяжения при изменении диаметра

 

 

/ — правая

бунта

1 : 2

(стан

 

160):

двигатель;

 

 

моталка,

главный

 

 

2 — то же. левая

моталки; 3 — правая моталка,

 

 

вспомогательный

двигатель;

4 — то

же,

левая

 

 

моталка;

5 — правая моталка,

безредукторный

 

 

привод от

вспомогательного

двигателя;

6 — то

 

 

 

 

же,

левая

моталка

 

 

 

 

Рнс. 63. К влиянию потерь на ошибку регули­

 

 

рования

натяжения при изменении диаметра

 

 

 

 

бунта 1 : 4 (стан 400):

 

 

 

 

левая

 

моталка, главные

двигатели;

2 — то

 

 

/ —

 

же,

правая

моталка

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

•10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

••1 — —

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40

60

ВО

 

20

40

60

80

 

100

 

Т/Тн,

%

 

 

г/т„,%

 

 



лпрования натяжения ДГ—10-f-12%, то можно сказать на основании кривых рис. 60—63, что возможный диапа­ зон изменения натяжения при однодвигательном приво­ де моталок на станах большой и средней мощности ра­ вен 1—7, а на станах малой мощности 1—5.

Этот вывод может быть положен в основу выбора структурной схемы привода моталок реверсивных ста­ нов холодной прокатки тонких и тончайших лент и по­ лос, требуемый диапазон натяжения в которых сущест­ венно превышает возможности однодвигательного при­ вода моталки.

Как следует из табл. 2 (с. 11), диапазон натяжений для многовалковых станов, обусловленный технологиче­ ским процессом, составляет 1—20 (станы 700) и 1—30 (станы 400 и 300). Во всех случаях он не меньше 1—10.

Очевидно, удовлетворить эти требования при однодвигательном приводе не удается. Необходима более сложная компоновка привода. Было предложено не­ сколько структурных схем, характерным для которых является применение многодвигательного привода со специальными редукторами и отключающими устройст­ вами.

На рис. 64 показано несколько вариантов исполнения такого привода, принятых при проектировании двадцативалковых станов конструкции ВНИИметмаша. Для одного из них характерно применение двух двигателей одинаковой мощности, жестко соединенных между собой и через редуктор с барабаном моталки. При максималь­ ных значениях натяжений оба двигателя участвуют в ра­ боте. При прокатке с меньшими натяжениями один дви­ гатель отключается. Привод осуществляется от другого двигателя. Этот один из оптимальных вариантов испол­ нения привода позволяет уменьшить маховой момент и одновременно увеличить в два раза диапазон натяже­ ний. Конструкция редуктора при этом обычная. В кине­ матическую схему привода добавляют лишь отключаю­ щее механическое устройство.

Незначительное усложнение кинематической схемы позволяет довести возможный диапазон изменения на­ тяжения до 1—12 и выше, если предусмотреть ряд спе­ циальных мер по компенсации потерь.

Для станов с большим диапазоном натяжения во ВНИИметмаше разработан другой вариант привода мо­ талки от двух двигателей разной мощности, который на-

101

шел широкое применение в многовалковых станах сред­ ней и малой мощности (рис. 65).

Двигатель большей мощности (главный двигатель) используют при прокатке толстых полос, когда усилия натяжения достигают наибольших значений.

Двигатель меньшей мощности (вспомогательный дви­

гатель)

вращается

в

этом случае иа

холостом ходу и

 

г

 

 

 

1.

 

 

 

I

 

 

 

I

 

г и г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т

I т

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 64. Кинематическая

схема

привода моталок

двадцативалкового

стана:

 

 

 

о —стан

1200; б — стан

700

 

 

 

 

 

фнН ^ ни^

 

 

 

Л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

1

 

Рис. 65.

Кинематическая

схема

привода моталок

двадцативалкового

стана;

 

 

 

и —стан 400; б —стан 300

 

 

 

 

участия

в

создании

натяжения полосы

не

принимает.

При прокатке тонких сортов ленты главный двига­

тель при помощи специальных зубчатых

пневматических

муфт отключается от системы привода. Работает

только

вспомогательный двигатель.

Структурная схема при

этом изменяется — снижаются

маховые массы и

потери

в системе привода.

 

 

Характерной особенностью второго варианта испол­ нения привода является наличие двух двигателей раз­ личной мощности и общего редуктора специального из­ готовления. Усложнив структурную схему привода, уда­ лось расширить возможный диапазон изменения натя­ жения и довести его в станах средней мощности до

102