Файл: Филатов, А. С. Электропривод и автоматизация реверсивных станов холодной прокатки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 339

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При ручном управлении, основное назначение элект­ ропривода сводится к перемещению механизма из одно­ го положения в другое с нужной точностью. При работе стана величина перемещения 5 может колебаться в пре­ делах от долей микрона до 60—80 мкм. Это зависит от типа стана и номера пропуска. Может иметь место слу­ чай, при котором перемещение достигает нескольких со­ тен микрон (при новом проходе) и 20—45 мм (при пере­ валке валков, когда необходимо пройти весь рабочий ход нажимного устройства). Некоторые из указанных перемещений необходимо осуществить с нужной точно­ стью и в возможно малое время (на максимально воз­ можной скорости). После выполнения этих операций система приходит в состояние покоя:

Важное значение в режиме ручного управления име­ ет «повторяемость». Под этим термином понимается

допустимое отклонение

при повторном перемещении

в одно и то же

предварительно

выбранное

положение

из различных

исходных

точек.

Нарушение

принципа

«повторяемости» затрудняет работу оператора и приво­ дит к повышению брака.

Режим работы электропривода нажимных устройств резко меняется при подключении его к системе автома­ тического регулирования толщины полосы. В этом слу­ чае привод непрерывно отрабатывает командный сиг­ нал, подверженный непрерывному изменению. Размер полосы поддерживается постоянным изменением рас­ твора валков. Величина перемещения нажимного уст­ ройства должна быть равна и противоположна дефор­ мации клети, возникающей вследствие непрерывно меняющейся нагрузки, создаваемой разнотолщинностью подката. Качество работы регулятора в данном случае в значительной степени определяется способностью при­ вода с нужной скоростью и ускорением реагировать на изменения возмущающего воздействия при минималь­ ном рассогласовании сигнала на входе регулятора тол­ щины полосы. Существует взаимосвязь между быстро­ действием привода и точностью корректирования вы­ ходной толщины. Это особенно наглядно проявляется при прокатке ленты с максимальными скоростями.

Для оценки качества работы позиционно следящего привода гидравлического нажимного устройства и фор­ мулирования требований к нему удобно ввести понятие «дискрет» — представляющее наименьшее расстояние

222


•между двумя перемещениями механизма, которое может быть осуществлено данной системой привода с заданной точностью.

В случае дискретного привода «дискрет» равен из* менению раствора валков, обусловленному поворотом ротора двигателя на один шаг. Обычно точность в этих

системах принимается

равной

'/г

шага (дискрета), а в

аналоговых системах ± ' / г дискрета.

 

Величину дискрета применительно к следящему при­

воду нажимного

устройства

следует выбирать

исходя

из требований к качеству готовой

продукции.

 

Поле допусков

на

толщину

прокатываемой

ленты

измеряется всего несколькими микронами, а для наибо­ лее тонкой ленты составляет 1—2 мкм (см. табл. 15). Задача получения мерной продукции с указанными до­ пусками может быть решена только с помощью следя­ щего привода нажимных устройств, работающего в ав­ томатическом режиме.

Следящий привод должен удовлетворять определен­ ным требованиям по точности изменения раствора вал­ ков и быстродействию, которое в нашем случае характе­ ризуется максимальной скоростью перемещения и

ускорением. Многочисленные экспериментальные иссле­

дования работы нажимных

устройств

в лабораторных

и промышленных условиях

показали,

что наиболее

удовлетворительные результаты можно получить в том случае, если имеется возможность изменения толщины полосы с точностью в 7—10 раз лучше допусков, указан­ ных в табл. 15. При совместном решении уравнения упругой линии стана и уравнения пластической дефор­ мации было получено уравнение (230), из которого лег­ ко усматривается соотношение между величиной изме­ нения раствора валков 6S и изменением толщины поло­ сы на выходе стана.

Если предположить, что приращение других пара­ метров равны нулю, то

или

_

«

,

(

!

+

(

2

6

3

)

Из равенства (263) видно, что перемещение на­ жимных винтов всегда больше вызванного им., измене-

223


ни я выходной

толщины

полосы.

Причем

замечено, что

отношение

MJMK

не является

величиной

постоянной.

Для абсолютно жесткой

клети

k„=\.

Для малоуглеро­

дистых сталей

Мп/Мк=2-7-5,

а для высокоуглеродистых

сталей Л'1пк=2,3-т-8.

 

 

границы

изменения ко­

Таким

образом,

возможные

эффициента ks

равны:

для

первого

случая

ks=3-^Q

и для второго

случая

ks=3,S~-9.

 

 

 

 

Жесткость полосы в таких

пределах меняется за 5—

6 проходов, например, для лезвийной ленты

это проис­

ходит при обжатии

с 0,7 до 0,1 мм с промежуточным от­

жигом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На многовалковых станах прокатываются как мало­

углеродистые, так и высокоуглеродистые

стали, поэтому

расчетное значение коэффициента ks следует

выбирать

из условий прокатки на последних проходах

малоугле­

родистых

сталей.

Наиболее

часто величина

/es=4-r-5.

В соответствии с этими данными и рекомендуется зада­ вать дискретное изменение раствора валков для каждо­ го типа стана (табл. 15).

Т а б л и ц а 15 РАСЧЕТНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПРИВОДА НАЖИМНЫХ ВИНТОВ

 

Максималь­

Тип стана

ный момент

двигателя,

 

кгс-м

Двадцативалковый:

 

160

1 - 1, 1

300

0,1—0,13

400

0,1—0,13

700

0,2—0,25

1200

0,7—0,9

Четырехвалковый:

а Доп

1,2—3 + 3 + 4 + 4

± 1 0

, мкм*

<

0,12

0,3

0,4

0,4

1

*

2

to

О

0,4

1

2

2

4

g

 

2

 

Жесгкость клетИ, ТС/И!

Раб(

винт

п

 

— —

20

35

65

40

75

50

250

400

1,5; 0,2 —

± 1 0

1

4

2

200

 

0,3

 

0,6

 

40

70

200

0,2—

0,25

± 6

3

* Д/и — дискретное

изменение

толщины полосы при

изменении

раствора

валков на величину A S .

Указанные значения дискретного изменения толщи­ ны полосы и раствора валков указаны для последних проходов. В первых проходах из-за снижения жесткости

224


полосы, естественно, «дискрет» будет иметь большее значение. Однако следует иметь в виду, что и поле до­ пусков в первых проходах больше.

В этой же таблице приведены максимальные значе­ ния рабочих моментов приводных двигателей, получен­ ные непосредственным замером на промышленных уста­ новках.

Эти сведения будут в дальнейшем использованы при выборе параметров силовых шаговых двигателей. Мак­ симальное перемещение нажимного устройства (пол­ ный рабочий ход) определяется из конструкционных соображений. Для многовалковых станов оно равно 20—50 мм.

В практике проектирования приводов нажимных уст­ ройств четырехвалковых станов широкое применение нашла эмпирическая зависимость для определения ско­

рости изменения раствора

валков

^ н . у = ~ м м / с ,

(264)

где v — скорость прокатки, м/с.

Надо сказать, что в-первом приближении для станов указанного типа она отражала действительное состоя­ ние дел. Это происходило потому, что в четырехвалко­ вых станах с большим диаметром рабочих валков про­ катывается весьма узкий сортамент по толщине ленты (0,5—0,25 мм), а скорости прокатки меняются в преде­ лах (5—10 м/с).

Совершенно другая картина наблюдается на станах, предназначенных для прокатки тонкой и тончайшей ленты и полос, диапазон по толщине которых значитель­ но шире (300—5 мкм) и равен 1 : 60. Существенно выше требования по точности прокатки. Весьма широк диапа­ зон по скорости (1—10 м/с). Поэтому приведенная эмпи­ рическая формула (264) не может быть рекомендована для практического применения. Требуется дифференци­ рованный подход к выбору скорости перемещения на­ жимных устройств с учетом закономерностей изменения возмущающих воздействий.

Поставленная задача лучше всего может быть реше­ на, если воспользоваться зависимостями, вытекающими из равенства (230).

При наличии закономерностей изменения возмуща­ ющих воздействий (изменения подката 6h0) можно оп-

15—433

225

ределить характер изменения толщины ленты на выходе стана. Действительно, полагая, что &S — 0, 6 а = 0 ; 6 а 0 = = 0; 6cii = 0 (параметры постоянны) можно записать:

fifti = К вАо-

(265)

Таким образом, на выходе из стана амплитуда воз­ мущающего воздействия изменяется в соответствии с коэффициентом выравнивания стана k\, а период дефор­ мируется в соответствии с величиной обжатия. С учетом скорости прокатки легко определяется функция:

67*1 = /(0

и

65 = 6/г1 (1 +

Дифференцируя по t последнее равенство, получим:

4atг =

^ at

>

 

(266)

где

dS

__

перемещения

нажимного устроист-

— — с к о р о с т ь

 

dhv

ва ин.у;

 

 

 

скорость

изменения

разнотолщинности по-

 

 

dt

лосы на выходе стана vn. Следовательно:

»и.у = Л,Оп- (267) Аналогично определится величина ускорения меха­

низма

aH.y = ksah

= ks-^-n.

 

 

(268)

Таким

образом, полученные

зависимости

позволяют

определить необходимые параметры

быстродействия

привода: скорость и ускорение.

 

 

 

Дальнейшее исследование

сводится

к

выявлению

наиболее характерных закономерностей изменения воз­ мущающих воздействий Ahi — f(t).

В гл. X приведены результаты исследований поведе­ ния разнотолщинности полосы на различных станах го­ рячей и холодной прокатки. В общей сложности было обследовано более 1000 рулонов. Анализ показал, что несмотря на существование большого числа разных ви-

226


дов возмущений наиболее характерными являются: кли­ нообразное вида t\h\ = at и периодическое с различной частотой и "амплитудой (см. табл. 14).

При возмущении вида dh=at максимальное измене­ ние разнотолщинности d/Jmax=5-i-6 мкм/м. В случае пе­ риодического возмущения наблюдается следующая кар­

тина. При

низкочастотном

изменении dh минимальный

период

Т равен

 

13—16 м,

а максимальная

амплитуда

18—20

мкм;

 

 

 

 

 

 

 

при

высокочастотномГ=5 - 6 м, а амплитуда 5—

7 мкм.

 

 

 

 

 

 

 

 

Если сравнить максимальное приращение dh на I м

длины в двух последних видах возмущений,

то

можно

заметить,

что

А Л Ш а х = 5 - г - 6

мкм для обоих случаев.

Таким

образом,

периодические колебания

разнотол­

щинности в первом

приближении, можно также

предста­

вить функцией

вида Ah =

at.

 

 

Следовательно:

 

 

 

 

 

 

 

dS

.

dh

=

.

 

 

 

v„.y = —г

= ks—z-

 

Ka­

 

 

 

 

di

 

dt

 

 

 

 

 

Учитывая, что в первых проходах &s =3-=-3,5, а ко­ эффициент а при скорости прокатки Опр=10 м/с равен 50—60 мкм/с, можно определить примерное значение необходимой скорости изменения раствора валков на двадцативалковом стане 400.

у н - у = k5a = (3 -4- 3,5) (50

60) = 150 -г- 210 мкм/с.

Если принять во внимание дискретность изменения раствора валков для станов 400 и 700 Д5=1,2-н1,4 мкм для первых проходов, то можно записать:

и „ . у « (100-е-175) дискрет/с

Аналогично определяется скорость перемещения на­ жимных устройств для станов других типоразмеров.

Таким

образом

из результатов

проделанного анали­

за ясно,

что

позиционно-следящий

привод

нажимных

устройств станов для прокатки тонкой

и

тончайшей

ленты должен

обладать максимальным

быстродействи­

ем (около 100—200 дискрет/с) при

фиксированном из­

менении

раствора

валков в один

дискрет,

величина

которого для различных типов станов колеблется в пре­

делах 0,4—4 мкм. Эти требования находятся на

уров­

не предельных возможностей лучших образцов

ревер-

15*

227