Файл: Филатов, А. С. Электропривод и автоматизация реверсивных станов холодной прокатки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 334

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сивного тиристорного привода, возможности которогопо быстродействию зарубежными специалистами оцени­ ваются в 200—250 дискрет/с. Возможности других изве­ стных систем электропривода существенно ниже. Поэтой причине они не могут быть рекомендованы к при­ менению.

2. КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИЛОВЫХ ШАГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

В результате исследований, проведенных BOJ ВНИИметмаше и МЭИ, создана серия силовых четырехфазных шаговых двигателей Ш-2,65, состоящая из пяти: типоразмеров. В основу этих разработок положены рас ­ смотренные выше параметры и ряд требований, вытека­ ющих из результатов анализа работы нажимных уст­ ройств станов холодной прокатки тонкой и тончайшей,

ленты. К числу этих требований относились:

изготовле­

ние двигателей с минимальным

диаметром

ротора, м а ­

лой

дискретностью вращения,

высокой

надежностью)

при

несложной технологии их

производства.

Техничес­

кие данные шаговых двигателей приведены в табл. 16..

Область применения созданных двигателей оказа­

лась весьма разнообразной. В металлургической

п р о ­

мышленности они нашли применение для привода

н а ­

жимных устройств всей серии многовалковых станов,,

намоточных

устройств

с осевым

перемещением, стыко-

сварочных

машин, для

привода

золотников,

дросселей

в

гидросистемах горизонтальных

прессов и

механизмов

с

широким

диапазоном

изменения рабочих

скоростей.

Особенно хорошие результаты получены при приме­ нении дискретного привода с силовыми шаговыми дви­ гателями в машинахсо сложными законами движения заготовки и инструмента и при согласованном враще­ нии многих приводов с различным соотношением их ско­

ростей, постоянным или автоматически

изменяющимся

по

программе. В

последнем

случае удается

отказаться

от

применения

регулируемых механических

передач,

а

управление механизмами

сводится к

алгебраическим,

операциям с управляющими

импульсами.

 

 

Двигатели серии Ш-2,65 рассчитаны на работу в дли­ тельном режиме, в том числе с заторможенным ротором без принудительной вентиляции. Они имеют горизон­ тальное И вертикальное исполнение. Двигатели пригод,-


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

16

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ДВИГАТЕЛЕЙ СЕРИИ Ш-2,65

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип двигателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

О

О

8

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ю

юсо

 

Параметры

 

 

 

 

ю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦЭ

ю

to

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

СЧ

с-Г

с-Г

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

а

а

Шаг а,

град

 

 

 

 

 

 

2,65

2,65

2,65

2,65

5

Номинальный

 

 

момент

25

70

200

250

350

двигателя

М»,

кгс • см

.

Максимальный

 

статиче­

 

 

 

 

 

 

ский момент

 

M m a x

,

кгс-

43

150

400

530

950

• см

 

 

 

 

 

 

 

 

Момент

инерции

ротора

2,58

20,0

33,0

40,0

148,0

/ р - 1 0 - 5 , кгс-м-с2

. .

.

Сила тока фазы /ф, А

.

3,2

4

8

8

12

Сопротивление

 

 

фазы

4,6

3,4

1,9

1,65

1,39

Raj, Ом

 

 

 

 

 

 

 

 

Постоянная

времени

об­

0,02

0,045

0,032

 

0,293

мотки

управления

 

Т,

с

0,1

Число

фаз,

пг .

. .

.

4

4

4

4

4

Частота

/ н о м .

Гц

. .

.

300

130

180

150

ПО

Частота

приемистости

fa.

640

400

410

380

180

Гц

 

 

 

 

 

 

 

 

Максимальная

 

частота

1100

920

1000

1200

190

управления

 

fmax.

 

Гц

.

Частота

 

 

приемистости

640

390

410

390

180

холостого хода /п -.т,

Гц

Максимальная

 

частота

850

500

600

440

190

ХОЛОСТОГО

ХОДа

/щах,

Гц

П р и м е ч а н и е .

 

Параметры f H 0 M .

fn , / т а ^

получены при моменте

инер­

ции SJ=[J

+30-10—51

кгс-м • сг

и дополнительном моменте типа вязкого трения,

равного

3,5

кгс • см,

при

частоте управляющих

импульсов f y n p =600, a

f n - x

и Г " т а х х

' — при холостом ходе.

 

 

 

 

 

 

ны также к работе с различными усилителями моментов. Поперечный разрез силового четырехфазного Ш Д показан на рис. 111. На восьми статорных'выступах на­ резаны зубцы с тем же шагом, что и на роторе. Зубцы смежных полюсных выступов смещены по отношению к

зубцам ротора на 'Д зубцового деления.

Катушки диаметрально противоположных выступов последовательным включением объединены в одну об­ мотку управления (фазу). Фазы в свою очередь соеди­ няются в четырехлучевую звезду с выведенным нуле-

229


вым проводом так, что при включении полюсные высту­

пы

возбуждаются

с

чередующейся

полярностью.

Питание

фазных

обмоток осуществляется

однополярны-

ми импульсами

напряжения.

 

 

 

 

 

 

 

 

При протекании постоянного тока по фазным обмот­

кам

ротор Ш Д

стремится

принять

положение,

соответ­

 

 

 

 

 

 

 

 

ствующее

наибольшей

 

 

 

 

 

 

 

 

м а ги итн ой

п ровод и м ости.

 

 

 

 

 

 

 

 

При

отключении

обмот­

 

 

 

 

 

 

 

 

ки

/ и включении обмот­

 

 

 

 

 

 

 

 

ки

/ / /

состояние

 

равнове­

 

 

 

 

 

 

 

 

сия

нарушается.

Появля­

 

 

 

 

 

 

 

 

ется

электр ом а ги итны й

 

 

 

 

 

 

 

 

момент, стремящийся

по­

 

 

 

 

 

 

 

 

вернуть

ротор

двигателя

 

 

 

 

 

 

 

 

таким

 

образом,

 

чтобы

 

 

 

 

 

 

 

 

сопротивление

магнитно­

 

 

 

 

 

 

 

 

му

потоку

опять

стало

 

 

 

 

 

 

 

 

наименьшим. В

результа­

 

 

 

 

 

 

 

 

те

ротор

поворачивается

 

 

 

 

 

 

 

 

на 'Д деления, т. е. дела­

 

 

 

 

 

 

 

Общ.

ет

один

шаг. Если

далее

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

отключить

обмотку

 

/ / и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

включить

обмотку

 

IV,

 

 

 

 

 

 

 

 

двигатель

сделает

 

еще

 

 

 

 

 

 

 

 

шаг и т. д. Эту схему ком­

 

 

 

 

 

 

 

 

мутации

условно

записы­

 

 

 

 

 

 

 

 

вают

следующим

обра­

 

 

 

 

 

 

 

 

зом:

/,

/ / — / / ,

 

 

I I I — I I I ,

 

 

 

 

 

 

 

 

IV—IV,

1—1, I I .

 

Нетрудно

Рис.

111.

Четырехфазный

шаговый

видеть, что для того, что­

бы

двигатель

вращался

 

 

двигатель

Ш-2,65:

 

 

а — поперечный разрез;

б — схема

в

противоположном

на­

соединения

обмоток

управления

правлении,

необходимо

I — I V ; / — корпус; 2 — статор;

3—ро­

осуществить

следующую

 

тор;

4 катушки;

5—клин

 

 

 

 

 

 

 

 

схему коммутации; /,

/ / —

 

 

 

 

 

 

 

 

IV,

I — I I I ,

IV—II,

 

 

I I I — I , II

Геометрический угол поворота при такой коммутации

обмоток управления

(шаг двигателя) равен:

 

 

 

 

а = - ^ р а д ,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(269)

 

Z p

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

т—число

фазных

обмоток или тактов коммутации

 

 

 

блока управления;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Р

— число зубцов ротора.

 

 

 

 

 

 

 

 

230



маемая при постоянном напряжении источника питания, устанавливает связь между частотой управления и мак­ симальным (предельным) моментом нагрузки, при котором возможна устойчивая работа ШД. Таким обра­ зом, предельные механические или частотные характе-

2,65 в, эл. град

Рис.

113.

Кривые синхронизирующе­

Рис.

114.

Кривые

максимального

 

 

 

 

го

момента:

 

 

 

 

синхронизирующего момента в функ­

1 для

Ш-2,65/20

при

/ ф = 3 , 2 А ;

 

 

 

ции

тока

двух

фаз:

 

 

/ — для

Ш-2,65/20:

2 д л я

Ш-2,65/50;

2 д л я

 

Ш-2,65/50

 

при

 

/ф =4

А;

 

3

 

для

Ш-2,65/150

 

при

 

 

 

 

3 —для

Ш-2,65/150;

4—для

Ш-2,65/200

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 — для

Ш-2,65/200

при

/ ф

=8 А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ристики

определяют

 

диапазон

работы

шагового

приво­

да при плавном изменении частоты

управляющих

им­

пульсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предельные

 

динамические

характеристики

включа­

ют

зависимости

граничных частот

внезапного

пуска

(приемистости

f n ) , снятые

при

постоянном

 

напряжении

источника

питания

в

функции

момента нагрузки

или

момента инерции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На рис. 115 совмещены предельные механические ха­

рактеристики и

характеристики приемистости

силовых

шаговых

двигателей

при

четырехтактной

 

коммутации

/,

/ / — I I , III—IV,

 

 

IV—I,

 

I I . Характеристики

сняты при

напряжении

[ / = 2 2 0

 

В,

коэффициент

форсировки

кф=

=

16.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б. Р е з о н а н с н ы й р е ж и м р а б о т ы

 

ШД.

 

 

 

 

Явление

электромеханического

резонанса

имеет

мес-

232