Файл: Филатов, А. С. Электропривод и автоматизация реверсивных станов холодной прокатки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 336

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

то в тех случаях, когда частота

управляющих импуль­

сов равна или кратна частоте

собственных колебаний

ротора ШД. Резонансные режимы работы ШД характе­ ризуются нарушением периодической повторимости дви­ жения ротора, увеличением угловой динамической ошибки и неравномерности скорости вращения. Иногда

Рис. 115. Предельные механические характеристики (3, 4) и характеристики приемистости (/, 2) двигателей Ш-2,65/20, Ш-2,65/50 (а) и двигателей Ш-2,65/200, Ш-2,65/150 (б)

Рис. 116. Влияние инерционной нагрузки на частотные харак­ теристики двигателя Ш-2,65/20

резонансные явления приводят к потере

шагов

и нару­

шению устойчивой работы привода.

 

 

 

В режиме холостого хода двигатель Ш-2,65/20 имеет

зону

резонанса в

диапазоне

частот 60—80 Гц,

двига­

тель

Ш-2,65/150

в диапазонах 40—45

и

75—100 Гц,

а двигатель

Ш-2,65/200 в диапазонах

40—45,

80—100

и около 400

Гц. У

двигателя

Ш-2,65/150

резонансные

явления менее выражены. При проведении эксперимен­ тальных исследований установлено, что резонансные яв­ ления исчезают при появлении статической нагрузки на валу двигателя, равной (0,15—0,18) Мн, а в некоторых случаях и инерционной. Наиболее оптимальный режим

233

в последнем случае получается при равенстве момента инерции ротора / р и нагрузки / л . Влияние инерционной нагрузки на частотные характеристики двигателей вид­ но из рис. 116.

4. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ДВИГАТЕЛЕЙ

 

СЕРИИ Ш-2,65

 

 

 

Технические

данные

шаговых

двигателей

серии

Ш-2,65 приведены в табл. 16.

 

 

 

Технические

данные

двигателей,

приведенные

в табл. 16, получены при

питании

двигателей

от сети

постоянного тока напряжением 220 В. Допускается под­ ключение двигателей к сети напряжением 110 В. Одна­ ко следует иметь в виду, что в этом случае при тех же значениях силы тока в фазах динамические показатели

двигателей,

как это видно

из

табл. 17, ухудшаются

на

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

17

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ДВИГАТЕЛЕЙ Ш-2,65 ПРИ РАЗЛИЧНЫХ

 

НАПРЯЖЕНИЯХ ИСТОЧНИКА

ЛИТАНИЯ

 

 

 

Тип двигателя

и. В

V

А

Я ф . Ом

V

Гц

 

Гц

 

 

 

 

 

 

ах'

Ш-2,65/20

220

3,2

64,5

15

640

850

 

ПО

3,2

30

7,5

490

630

Ш-2,65/50

220

 

4

51,6

16

390

500

 

110

 

4

24,1

8

310

380

Ш-2,65/150

220

 

8

25,6

14,5

410

 

600

 

НО

 

8

16,9

9,8

320

 

450

20—30%. Габаритные размеры двигателей серии ШД приведены на рис. 117.

Из табл. 16 следует, что двигатели Ш-2,65/50; Ш-2,65/150; Ш-2,65/200, несмотря на существенное уве­ личение номинального момента, имеют весьма близкие динамические показатели. Этого удалось достичь бла-

234


Тип двигате­

Масса

 

 

 

Размеры, мм

 

 

 

 

ля

кг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ш-2,65/20

9,5

215

95

50

77,5 152

104

 

128

17,5

20

Ш-2,65/50

19,0

230

92

60

116

218

130

 

154

16

30

Ш-2,65/150

47,0

452

190

160

146

220

156

 

186

15

40

Ш-2,65/200

50,0

502

190

160

171

220

156

 

186

15

40

Тип двигате­

Масса

 

 

 

Размеры, мм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ля

кг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ш-2,65/20

9,5

20

12

ЮН

114

ЮН

8,5

64

6

3

11

Ш-2,65/50

19,0

50

12

16Н

170

16Н

8,5

90

10

5

18'

Ш-2,65/150

47,0

40

15

20Н

176

20Н

11

100

10

6

22,5

Ш-2,65/200

50,2

40

15

20Н

176

20Н

11

100

10

6

22,5

235


годаря тому, что роторы указанных машин выполнены одного и того же диаметра из одинаковой статорной стали, но с различной длиной магнитопровода.

5. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ДВИГАТЕЛЕЙ СЕРИИ ШК-2,65

Во ВНИИметмаше проведены новые разработки, в результате которых иа базе двигателей Ш-2,65 созда­

на серия силовых шаговых

двигателей

ШК с

угловым

и линейным перемещением

валов ротора

(рис.

118).

Для достижения этого в полый вал двигателя встро­ ен винт 3, перемещение которого в зависимости от угла

поворота

вала

ротора может быть

выражено

так:

 

S =

— ,

 

 

 

 

(271)

 

360

 

 

 

4

;

где

/ — шаг

резьбы;

 

 

 

 

а

шаг двигателя, град.

 

 

 

 

При

1=1

и 2 мм линейное перемещение

будет

осу­

ществляться

с дискретностью

соответственно

7,3

и

14,6 мкм.

 

 

 

 

Величина перемещения винта при отработке одного шага двигателя может быть выбрана в широких преде­ лах. Для этого необходимо изменить шаг резьбы движу­ щего винта. Ходовой винт двигается поступательно. Для удержания его от поворота вместе с ротором в крышке 5 предусмотрено прямоугольное отверстие в соответст­ вии с профилем и размерами хвостовика ходового винта.

 

Величина

усилия, развиваемого винтом,

определяет­

ся

равенством

 

6 =

Щ-

кгс,

(272)

d c p t g ( P - r - p )

где

М—момент

двигателя;

 

dcp— средний диаметр

винта;

 

Р — угол

подъема винтовой линии резьбы;

 

р — угол трения пары винт — гайка.

Скорость перемещения

ходового винта равна

v —

мм/мин,

1273)

здесь / — частота управляющих импульсов ШД.

236


Рис. 118. Продольный разрез шагового двигателя ШК-2,65; / — статор; 2 ротор; 3 —винт; '/подшипник; 5—крышка

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 18

ТЕХНИЧЕСКИЕ

ДАННЫЕ ДВИГАТЕЛЕ!"!

СЕРИМ

ШК-2,65

 

Тип

а,

град

и, в

 

1, мм S, мкм

Усилие,

 

кгс

ШК-2,65/20

2,65

220

300

50

7,3

200

ШК-2,65/50

2,65

220

130

60

14,6

600

ШК-2,65/150

2,65

220

180

125

14,6

1300

ШК-2,65/200

2,65

220

150

150

16

2000

ШК-5/350

5

 

220

ПО

180

16

3000

Технические данные двигателей серии ШК-2,65 при­ ведены в табл. 18, а габаритные размеры на рис. 119.

Рис. 119. Габаритные размеры

двигателей

ШК-2,65:

 

 

Тип двигате­

Масса

 

 

 

 

Размеры, мм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ля

кг

 

L,

 

 

 

н

 

d,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ШК-2,65/20

12

240

18

30

23

117

50

М10Х1.25

14С

ШК-2,65/50

24

310

28

40

38

218

60

ЛП0х1,25

18С

ШК-2,65/150

52

480

36

50

45

242

125

М12Х1.25

2СС

ШК-2,65/200

53

530 ' 36

50

45

242

150

М12Х1.25

20С

ШК-5,00/350

120

715

42

60

70

389

180

М16Х1.5

 

25C

Тип двигате­

Масса

 

 

 

 

Размеры, мм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ля

кг

 

 

 

 

 

 

h

hi

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ШК-2,65/20

12

114

107С

ЮС

127

7

144

8

7

4

9,05

ШК-2,65/50

24

170

161С

18С

184

9

200

10

7

5

10,04

ШК-2,65/150

52

176

166С

23С

195

11

220

12

10

6

11,6

ШК-2,65/200

53

176

166С

23С

195

И

220

12

10

6

11,6

ШК-5,00/350

120

303

294С

28С

350

17

395

20

20

8

14,5

238


6. УРАВНЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ШАГОВОГО ПРИВОДА

Для привода с четырехфазным шаговым двигателем можно записать пять уравнений, четыре из которых яв­ ляются уравнениями электрического равновесия и одно уравнение движения ротора.

Эту систему уравнений можно представить в следу­ ющем виде:

к R +

 

-jr

^1

ik> к, h, к, 9) =

Ui (0;

)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

at

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

kR

+

~atr

% ik> к, к. k, 6) =

^ 2

if);

 

 

 

 

к R

 

 

dt

i M ' i >

k, k,

k,ty

=

Usit);

 

 

 

 

(274)

iiR

+

tyi

ih, te , is, it,

9) =

 

it);

 

 

 

 

 

 

 

 

at

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

J CP 9»:

+

MH = M ( / l l i a , i 3 l t 4 , e ) .

 

 

 

 

 

dl°-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здесь

 

 

£/,

 

t, i|)—мгновенные

значения

напряжения,

 

 

 

 

 

 

 

силы

тока

и потокосцепления

соответ­

 

 

 

 

 

 

 

ствующей

фазы;

 

 

 

 

 

Щк,

/2, к,

к,

9) мгновенное

значение синхронизирую­

 

 

 

 

 

 

 

щего момента на валу ШД;

 

 

 

 

 

 

 

 

R—активное

 

сопротивление

фазы;

 

 

 

 

 

 

 

J—суммарный

момент

инерции

двигате­

 

 

 

 

 

 

 

ля

и

 

нагрузки, приведенный

к

ва­

 

 

 

 

 

 

 

лу

ШД;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мп

момент

нагрузки;

 

 

 

 

 

 

 

 

9М . 0 геометрический

и

электрический

угол

 

 

 

 

 

 

 

поворота ротора;

 

 

 

 

Для

 

 

 

Z p — число зубцов

ротора.

 

привода

 

получения

развернутых

уравнений

с шаговым

двигателем

необходимо

определить

индук­

тивности

и

взаимные

индуктивности

обмоток

ненасы­

щенной

машины

и поправочные

коэффициенты

(коэф­

фициенты насыщения), учитывающие изменение индук­ тивных параметров в функции силы тока в обмотках управления.

Таким образом, вопрос идет о замене нелинейной схемы замещения магнитной машины эквивалентной линейной, в которой насыщение стали учитывается соот-

239