Файл: Филатов, А. С. Электропривод и автоматизация реверсивных станов холодной прокатки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 332

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ветствующим уменьшением индуктивностей фазных об­ моток. Очевидно, что учет насыщения представляет со­ бой весьма сложную задачу, поэтому исследование сис­ темы привода нажимных устройств с шаговым двигателем, работающими в автоматическом режиме, проводили непосредственно на промышленных установ­ ках пли на специальных стендах с привлечением метода математического моделирования.

7. СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ШАГОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ

Схема управления ШД представляет собой стати­ ческий преобразователь частоты, вырабатывающий четырехфазную систему прямоугольных импульсов напря­

жения. Регулирование частоты

осуществляется

в широ­

ких

пределах

по произвольному

закону,

включая и

 

 

 

 

длительный

останов под то­

 

 

 

 

ком. На рис. 120 приведена

 

 

 

 

блок-схема дискретной си­

 

 

 

 

стемы

привода

с

шаговым

 

 

 

 

двигателем.

 

Информация,

 

 

 

 

поступающая в схему управ­

 

 

 

 

ления,

преобразуется

фор­

 

 

 

 

мирователем

ФИ в последо­

Рнс.

120. Структурная

схема дис­

вательность

 

прямоугольных

 

кретной системы

с ШД:

импульсов напряжения, дли­

ФИ — формирователь

 

импульсов;

тельность

которых

обычно

РИ- - распределитель

 

импульсов;

не

превышает

20—40 мкс.

УМ — усилители

мощности

 

 

 

 

С

помощью

распределителя

 

 

 

 

РИ входные

импульсы

пре­

образуются в четырехфазную

систему

и

используются

для управления усилителями мощности УМ\—УМ4, ко­ торые осуществляют переключение обмоток ШД в за­ данной очередности. Блоком управления ШД принято называть совокупность распределителя импульсов и усилителей мощности. Блок управления является обяза­ тельным элементом в любой системе с ШД, независимо от ее назначения и структуры. Обычно для блоков уп­ равления силовыми шаговыми двигателями в качестве коммутирующих элементов используют тиристоры. В тиристорном блоке управления благодаря большому ко­ эффициенту усиления (1000—100000) возможно совме­ щение функций распределения и усиления входных импульсов. Блок управления должен обеспечивать от-

240


работку каждого шага с максимальным динамическим моментом независимо от предыдущего состояния. Для расширения частотного диапазона работы ШД исполь­ зуются различные способы форсирования электромаг­ нитных переходных процессов при постоянном уровне питающего напряжения. Наиболее распространены два основных способа:

1. «Простая» форсировка, заключающаяся в повы­ шении напряжения источника питания и включении по­ следовательно с обмотками управления добавочных ак­ тивных сопротивлений, ограничивающих силы фазных

токов при нулевой

частоте.

 

 

Кратность форсировки в

этом случае определяется

соотношением

 

 

К ф =

ЗФ±^>

 

( 2 7 5 )

где

— сопротивление фазы

ШД;

 

РхЯ — добавочное

сопротивление, включаемое в цепь

 

фазы.

 

 

2. Форсировка с «отсечкой». В этом случае напряже­ ние питания также превышает номинальное, а ограниче­ ние силы тока до допустимого значения обеспечивается за счет релейной обратной связи. Обратная связь может быть осуществлена в функции силы тока или времени.

На рис. 121 приведена принципиальная схема управ­ ления шаговым двигателем, в которой реализован пер­ вый способ форсирования электромагнитных переход­ ных процессов.

Схема состоит из узла логики,' выполняющего функ­ ции распределения управляющих сигналов по вентилям и выходных каскадов, с помощью которых переключа­ ются обмотки шагового двигателя. Переключение осу­

ществляется при

протекании

тока

по

двум

обмоткам.

Схема выходных

каскадов

состоит

из двух силовых

триггеров УБ] — УВ2

и УВ3—УВ4.

Если УВ\

открыт, то

УВ2 закрыт, а если

УВ3 открыт, то УВ4 закрыт. Гашение

управляемых вентилей осуществляется с помощью кон­ денсаторов С ( — С 4 ) включенных между анодами венти­ лей. Включение вентиля вызывает перезаряд емкости и погасание ранее горевшего вентиля. Обмотки управле­ ния ОУ[—ОУ4 и добавочные сопротивления Ящ/?Д4 включены в анодную цепь. Диоды Д\—Д4 уменьшают

Id—433

241



перенапряжения при отключениях обмоток ШД. Для работы логической схемы в катодной цепи вентилей включены сопротивления Roci~ROCA- Падение напряже­ ния на этих сопротивлениях равно 12 В.

+ и

Рис. 121. Принципиальная схема управления шаговым двигателем

Логическая часть схемы выполнена на импульсных трансформаторах ИТ\—ИТА, диодах ДВ\—ДВл и ДНХ—Д#4 и Дь—Д12. Трансформаторы ИТ\ и ИТ4 име­ ют по две первичные обмотки и одной вторичной. Вход­ ные шины ВХ\ и ВХ2 соединены с первичными обмотка­ ми всех импульсных трансформаторов. Прохождение тока через первичные обмотки трансформаторов опреде­ ляется состоянием диодов ДВ^—ДВ4, ДН{—ДНл, под­ ключенных к катодным сопротивлениям вентилей.

При включенных в исходном положении вентилях УВХ—УВ3 импульс, поданный на вход ВХ\, пойдет толь­ ко на управляющие электроды УВ2 и УВ3 , так как от­ крыты только диоды ДВ2 и ДВ3.

 

Положительный

импульс на управляющем

электро­

де

УВ3 не изменит

его состояния,

и зажигание

вентиля

УВ2

вызовет

погасание У 5 Ь что соответствует

первому

такту работы

схемы, т. е. повороту

ШД на один

шаг.

 

Следующий импульс, поданный

на

вход ВХи прой­

дет

через трансформаторы ИТ2 и ЯГ 4 ,

что обеспечит за-

242


жигание вентиля УВА и погасание УВ3 и т. д. Реверси­ рование двигателя осуществляется подачей управляю­ щих импульсов на вход ВХ2.

8. ШАГОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ СЕРИИ ШМ-2,65

Как следует из принципа управления шаговым дви­ гателем, его технические параметры в высокой мере оп­ ределяются качеством протекания электромагнитных процессов в обмотках управления при их коммутации. Чем меньше постоянные времени обмоток управления и

выше темп

нарастания и

 

 

 

 

спадания

силы

 

тока в

г ш ' г

 

 

них, тем выше динамиче­

 

 

 

 

ские показатели

машины,

 

 

 

 

работающей в

шаговом

 

 

 

 

режиме

при прочих рав­

 

 

 

 

ных условиях.

С

целью

 

 

 

 

наиболее благоприятного

 

 

 

 

протекания

электромаг­

 

 

 

 

нитных процессов

ВНИИ-

 

 

 

 

метмаш

провел

модерни­

 

 

 

 

зацию рассмотренных вы­

 

 

 

 

ше ШД, которая

свелась

 

 

 

 

к замене высокоомных об­

 

 

 

 

моток управления на низ-

 

 

 

 

коомные при тех же рас­

 

 

 

 

четных

параметрах. Ре­

 

 

 

 

зультаты

 

этого

 

видны

 

 

 

 

ниже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На

рис. 122 представ­

 

 

 

 

лены

зависимости

макси­

 

 

 

 

мальной частоты и часто­

Рис.

122. Изменение

предельной ча­

ты приемистости / п . х . х

стоты

управления

 

двигателем

ШМ-2,65/150 в функции кратности

двигателя

на

холостом

 

форсировки (/ф -=35 А):

ходу

при

номинальной

1 - ^п.х.х = Ч>(*ф);

2 -

max х-х

силе тока в фазе в функ­

 

= 4>(*ф)

 

 

ции

кратности

 

форсн-

 

 

 

 

ровок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как видно из графика, увеличение коэффициента форсировки силы тока в обмотке управления позволяет существенно увеличить скорость двигателя при плав­ ном увеличении частоты управляющих импульсов. На­ пример, увеличение Кф с 18 до 120 позволило увеличить

16*

243