Файл: Филатов, А. С. Электропривод и автоматизация реверсивных станов холодной прокатки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 332
Скачиваний: 1
ветствующим уменьшением индуктивностей фазных об моток. Очевидно, что учет насыщения представляет со бой весьма сложную задачу, поэтому исследование сис темы привода нажимных устройств с шаговым двигателем, работающими в автоматическом режиме, проводили непосредственно на промышленных установ ках пли на специальных стендах с привлечением метода математического моделирования.
7. СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ШАГОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ
Схема управления ШД представляет собой стати ческий преобразователь частоты, вырабатывающий четырехфазную систему прямоугольных импульсов напря
жения. Регулирование частоты |
осуществляется |
в широ |
|||||||||
ких |
пределах |
по произвольному |
закону, |
включая и |
|||||||
|
|
|
|
длительный |
останов под то |
||||||
|
|
|
|
ком. На рис. 120 приведена |
|||||||
|
|
|
|
блок-схема дискретной си |
|||||||
|
|
|
|
стемы |
привода |
с |
шаговым |
||||
|
|
|
|
двигателем. |
|
Информация, |
|||||
|
|
|
|
поступающая в схему управ |
|||||||
|
|
|
|
ления, |
преобразуется |
фор |
|||||
|
|
|
|
мирователем |
ФИ в последо |
||||||
Рнс. |
120. Структурная |
схема дис |
вательность |
|
прямоугольных |
||||||
|
кретной системы |
с ШД: |
импульсов напряжения, дли |
||||||||
ФИ — формирователь |
|
импульсов; |
тельность |
которых |
обычно |
||||||
РИ- - распределитель |
|
импульсов; |
не |
превышает |
20—40 мкс. |
||||||
УМ — усилители |
мощности |
||||||||||
|
|
|
|
С |
помощью |
распределителя |
|||||
|
|
|
|
РИ входные |
импульсы |
пре |
|||||
образуются в четырехфазную |
систему |
и |
используются |
для управления усилителями мощности УМ\—УМ4, ко торые осуществляют переключение обмоток ШД в за данной очередности. Блоком управления ШД принято называть совокупность распределителя импульсов и усилителей мощности. Блок управления является обяза тельным элементом в любой системе с ШД, независимо от ее назначения и структуры. Обычно для блоков уп равления силовыми шаговыми двигателями в качестве коммутирующих элементов используют тиристоры. В тиристорном блоке управления благодаря большому ко эффициенту усиления (1000—100000) возможно совме щение функций распределения и усиления входных импульсов. Блок управления должен обеспечивать от-
240
работку каждого шага с максимальным динамическим моментом независимо от предыдущего состояния. Для расширения частотного диапазона работы ШД исполь зуются различные способы форсирования электромаг нитных переходных процессов при постоянном уровне питающего напряжения. Наиболее распространены два основных способа:
1. «Простая» форсировка, заключающаяся в повы шении напряжения источника питания и включении по следовательно с обмотками управления добавочных ак тивных сопротивлений, ограничивающих силы фазных
токов при нулевой |
частоте. |
|
|
|
Кратность форсировки в |
этом случае определяется |
|
соотношением |
|
|
|
К ф = |
ЗФ±^> |
|
( 2 7 5 ) |
где |
— сопротивление фазы |
ШД; |
|
|
РхЯ — добавочное |
сопротивление, включаемое в цепь |
|
|
фазы. |
|
|
2. Форсировка с «отсечкой». В этом случае напряже ние питания также превышает номинальное, а ограниче ние силы тока до допустимого значения обеспечивается за счет релейной обратной связи. Обратная связь может быть осуществлена в функции силы тока или времени.
На рис. 121 приведена принципиальная схема управ ления шаговым двигателем, в которой реализован пер вый способ форсирования электромагнитных переход ных процессов.
Схема состоит из узла логики,' выполняющего функ ции распределения управляющих сигналов по вентилям и выходных каскадов, с помощью которых переключа ются обмотки шагового двигателя. Переключение осу
ществляется при |
протекании |
тока |
по |
двум |
обмоткам. |
|
Схема выходных |
каскадов |
состоит |
из двух силовых |
|||
триггеров УБ] — УВ2 |
и УВ3—УВ4. |
Если УВ\ |
открыт, то |
|||
УВ2 закрыт, а если |
УВ3 открыт, то УВ4 закрыт. Гашение |
управляемых вентилей осуществляется с помощью кон денсаторов С ( — С 4 ) включенных между анодами венти лей. Включение вентиля вызывает перезаряд емкости и погасание ранее горевшего вентиля. Обмотки управле ния ОУ[—ОУ4 и добавочные сопротивления Ящ—/?Д4 включены в анодную цепь. Диоды Д\—Д4 уменьшают
Id—433 |
241 |
перенапряжения при отключениях обмоток ШД. Для работы логической схемы в катодной цепи вентилей включены сопротивления Roci~ROCA- Падение напряже ния на этих сопротивлениях равно 12 В.
+ и
Рис. 121. Принципиальная схема управления шаговым двигателем
Логическая часть схемы выполнена на импульсных трансформаторах ИТ\—ИТА, диодах ДВ\—ДВл и ДНХ—Д#4 и Дь—Д12. Трансформаторы ИТ\ и ИТ4 име ют по две первичные обмотки и одной вторичной. Вход ные шины ВХ\ и ВХ2 соединены с первичными обмотка ми всех импульсных трансформаторов. Прохождение тока через первичные обмотки трансформаторов опреде ляется состоянием диодов ДВ^—ДВ4, ДН{—ДНл, под ключенных к катодным сопротивлениям вентилей.
При включенных в исходном положении вентилях УВХ—УВ3 импульс, поданный на вход ВХ\, пойдет толь ко на управляющие электроды УВ2 и УВ3 , так как от крыты только диоды ДВ2 и ДВ3.
|
Положительный |
импульс на управляющем |
электро |
|||
де |
УВ3 не изменит |
его состояния, |
и зажигание |
вентиля |
||
УВ2 |
вызовет |
погасание У 5 Ь что соответствует |
первому |
|||
такту работы |
схемы, т. е. повороту |
ШД на один |
шаг. |
|||
|
Следующий импульс, поданный |
на |
вход ВХи прой |
|||
дет |
через трансформаторы ИТ2 и ЯГ 4 , |
что обеспечит за- |
242
жигание вентиля УВА и погасание УВ3 и т. д. Реверси рование двигателя осуществляется подачей управляю щих импульсов на вход ВХ2.
8. ШАГОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ СЕРИИ ШМ-2,65
Как следует из принципа управления шаговым дви гателем, его технические параметры в высокой мере оп ределяются качеством протекания электромагнитных процессов в обмотках управления при их коммутации. Чем меньше постоянные времени обмоток управления и
выше темп |
нарастания и |
|
|
|
|
||||
спадания |
силы |
|
тока в |
г ш ' г |
|
|
|||
них, тем выше динамиче |
|
|
|
|
|||||
ские показатели |
машины, |
|
|
|
|
||||
работающей в |
шаговом |
|
|
|
|
||||
режиме |
при прочих рав |
|
|
|
|
||||
ных условиях. |
С |
целью |
|
|
|
|
|||
наиболее благоприятного |
|
|
|
|
|||||
протекания |
электромаг |
|
|
|
|
||||
нитных процессов |
ВНИИ- |
|
|
|
|
||||
метмаш |
провел |
модерни |
|
|
|
|
|||
зацию рассмотренных вы |
|
|
|
|
|||||
ше ШД, которая |
свелась |
|
|
|
|
||||
к замене высокоомных об |
|
|
|
|
|||||
моток управления на низ- |
|
|
|
|
|||||
коомные при тех же рас |
|
|
|
|
|||||
четных |
параметрах. Ре |
|
|
|
|
||||
зультаты |
|
этого |
|
видны |
|
|
|
|
|
ниже. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На |
рис. 122 представ |
|
|
|
|
||||
лены |
зависимости |
макси |
|
|
|
|
|||
мальной частоты и часто |
Рис. |
122. Изменение |
предельной ча |
||||||
ты приемистости / п . х . х |
стоты |
управления |
|
двигателем |
|||||
ШМ-2,65/150 в функции кратности |
|||||||||
двигателя |
на |
холостом |
|
форсировки (/ф -=35 А): |
|||||
ходу |
при |
номинальной |
1 - ^п.х.х = Ч>(*ф); |
2 - |
max х-х |
||||
силе тока в фазе в функ |
|
= 4>(*ф) |
|||||||
|
|
||||||||
ции |
кратности |
|
форсн- |
|
|
|
|
||
ровок. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как видно из графика, увеличение коэффициента форсировки силы тока в обмотке управления позволяет существенно увеличить скорость двигателя при плав ном увеличении частоты управляющих импульсов. На пример, увеличение Кф с 18 до 120 позволило увеличить
16* |
243 |