Файл: Филатов, А. С. Электропривод и автоматизация реверсивных станов холодной прокатки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 331

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

частоту приемистости двигателя ШМ-2,65/150 до 2260 Гц (1000 об/мин) вместо 600 Гц (265 об/мин) в старом ис­ полнении Ш-2,65/150 (табл. 19).

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 19

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ДВИГАТЕЛЕЙ СЕРИИ Ш-2,65

 

Тип двигателя

 

«ф, Ом

 

 

f max'

Число

 

Гц

Гц

витков

 

 

 

Гц

па полюс

Ш-2,65/20

3,2

4,6

300

640

850

100

Ш-2,65/50

4,0

3,4

130

390

500

100

Ш-2,65/150

8,0

1.9

180

410

600

70

Ш-2,65/200

8,0

1,7

150

390

440

70

Ш-5/350

12,0

1,4

110

180

190

70

Из графика видно также, что увеличение

кратности

форсировки

с 18 до 70

позволило

увеличить

частоту

приемистости

двигателя

на

холостом

ходу

с

410

Гц

(180 об/мин)

до 700 Гц

(310

об/мин).

 

 

 

 

 

Дальнейшее увеличение

темпа роста

силы

тока

не

приводит к

заметному

увеличению

частоты

прие­

мистости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эта зависимость была получена для различных сил

токов управления

двигателя

ШМ-2,65/150 (рис. 123). Из

рассмотрения

кривых

 

видно,

что

увеличение

темпа

роста силы

тока

в

фазе

двигателя

со

100/^/с

до

до 400/с позволяет заметно повысить частоту прие­ мистости ШД. Высокая эффективность проделанной мо­ дернизации существующей серии Ш-2,65 шаговых дви­

гателей,

следовательно, ее

целесообразность

особенно

наглядно

усматривается из кривых рис. 124, на котором

 

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ДВИГАТЕЛЕЙ СЕРИИ

 

 

ОС,

 

> Ом

 

Способ

 

Тип двигателя

град.

КГС-см

 

« ф .

 

коммутации

 

 

 

 

 

ШМ-2,65/20

2,65

25

35

0,039

Ход

вперед:

1,3—

ШМ-2,65/50

2,65

70

 

0,045

1,4-4,2—2,3-3,1

35

Ход

назад:

1,3—

ШМ-2,65/150

2,65

200

35

0,08

3,2—2,4-4,1—1,3

 

 

 

ШМ-2,65/200

2,65

250

35

0,094

 

 

 

ШМ-5/350

 

2,65

350

35

0,204

 

 

 

Рис. 124. Предельные механические характеристики силовых ШД типа Ш-2,65/150 (/ н 2) и типа ШМ-2,65/150 (3 и 4)

Т а б л и ц а 20

 

ШМ-2,65

 

 

 

 

^ном,

 

^тах>

Р

Число

 

Гц

витков

 

Гц

Гц

 

на полюс

У

550

1340

2750

430

9

260

780

2050

400

12-

 

 

310

700

2260

390

18

г

275

720

1760

340

18

225

370

790

310

32

1

 

 

 

 

 

приведены предельные механические характери­ стики и характеристики приемистости двигателя Ш-2,65/150 и ШМ-2,65/150 при четырехтактной ком­ мутации 1,2—2,3—3,4— - 4 , 1 - 1 , 2 .

Характеристики сняты при номинальных силах тока управления и при оптимальных форсиров-

244

245


ках. К ф = 1 8 для двигателя Ш-2,65/150 и /<ф=120 для двигателя ШМ-2,65/150.

Из механических характеристик двигателей видно, что изменением параметров обмоток управления шаго­ вого двигателя удалось существенно расширить диапа­ зон рабочих скоростей двигателя.

Аналогичные сведения по другим типам двигателей можно получить путем сравнения данных, приведенных по новой серии ШМ в табл. 20, с аналогичными данны­ ми табл. 19.

Проведенные исследования показывают, что при соз­ дании быстродействующей системы привода с шаговы­ ми двигателями следует, идти по пути проектирования ШД с низкоомными обмотками управления и более со­ вершенных схем управления, способных коммутировать фазовые токи величиной 70—80 А при темпе нараста­ ния до 400/с и выше.

Естественно ожидать, что в случае улучшения самой конструкции двигателей (снижения маховых масс рото­ ра) динамические характеристики двигателей будут еще лучше. Таким образом, повышение быстродействия по­ зиционных систем привода с шаговыми двигателями в несколько раз при сохранении точности отработки яв­ ляется реальной задачей.

9. КАСКАДНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ШАГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

За последние годы усилиями конструкторских отде­ лов ВНИИметмаша и заводов тяжелого машинострое­ ния создана серия высокопроизводительных машин для

производства сложных

изделий

повышенной

точности.

К числу таких машин

следует

отнести станы

для про­

изводства труб со сложным профилем, станы для про­ катки тонкой и тончайшей ленты, плавающие моталки для намотки полосы в ровные монолитные рулоны, ста­ ны поперечной прокатки и др.

Перечисленное оборудование характеризуется слож­ ными законами движения инструмента и заготовок при весьма широком диапазоне изменения рабочих скорос­ тей, строго фиксированными перемещениями с точно­ стью 1—3 мкм при высоких ускорениях исполнительных механизмов и синхронной работе отдельных узлов. Тре­ бования к электроприводу резко повысились и удов-

246

летворить их наиболее полно смогли системы с шаговы­ ми двигателями.

Однако следует отметить, что дальнейшее расшире­ ние области применения дискретного привода с шаговы­ ми двигателями сдерживается предельными значениями скоростей вращения.

При каскадном соединении ШД устраняется это ог­ раничение. В такой системе статор шагового двигателя

Рис. 125. Каскадное соединение двух шаговых двигателей: ШД,, ШДг — шаговые двигатели; /, 2 статор и ротор ШД2; 3 исполнительный механизм

выполнен с учетом возможности вращения его от друго­ го двигателя, причем подшипники статора одновремен­ но служат токосъемным устройством. Кроме того, шаго­ вый двигатель может работать в режиме электромаг­ нитной муфты. Каскадный агрегат позволяет менять скорость вращения механизма в широких пределах. Благодаря такому исполнению удается использовать все преимущества дискретного привода при повышении

быстродействия его в несколько раз.

 

 

 

Принципиальная схема привода

с вращающимися

статором и ротором приведена на рис. 125.

 

 

Рассмотрим более подробно принцип

его

работы.

Как следует из рис. 125, управление

приводом

осуще­

ствляется как со стороны двигателя

ШДи

так и

со сто­

роны шагового двигателя

ШД2.

по

закону, пред­

Движение механизма

происходит

ставляющемуалгебраическую сумму движений указан­ ных двигателей. Действительно, если на обмотку стато­ ра ШД2 не подаются управляющие импульсы, а две фа­ зы его постоянно находятся под напряжением, то ротор ШДг будет вращаться со скоростью статора, приводным двигателем которого является шаговый двигатель ШД\. Скорость движения механизма в данном случае полно-

247


стью определяется скоростью вращения двигателя ШД\. В этом случае ШД2 выполняет роль синхронной муфты. Точно такую же картину можно наблюдать в случае не­ подвижного статора ШД2. Если двигатель ШД\ непо­ движен, но подключен к сети, то скорость вращения ро­ тора и, следовательно, механизма полностью определя­ ется частотой управляющих импульсов, поступающих на обмотки статора ШД2. Это крайние случаи работы

привода

при

каскадном

со­

единении

шаговых

двигате­

лей.

Очевидно, что

сущест­

вует режим работы, при ко­

тором

управление осуществ­

ляется

одновременно как

со

стороны

двигателя

Д/Дь

так

и

со

стороны

шагового

двигателя ШД2. В этом

слу­

чае,

как

и в

обычном

ШД,

при

подаче

управляющих

Рис.

126. График

движения статора

импульсов на обмотки управ-

У с ,

ротора tip

п механизма s

Л е Н И Я СТЭТОрЭ ШЭГОВОГО ДВИ-

гателя, ротор последнего будет вращаться относи­ тельно статора со скоростью, пропорциональной частоте

управляющих импульсов. Причем вращение ротора мо­ жет происходить как в одном направлении, так и в дру­ гом относительно статора.

Естественно, что скорость движения механизма бу­ дет равна, как уже отмечалось, алгебраической сумме скоростей ротора и статора шагового двигателя. Таким образом, меняя законы движения статора (шагового двигателя ШД^) и ротора (частоту управляющих им­ пульсов двигателя ШД2), можно получить самые разно­ образные законы движения исполнительного механизма.

Новый привод позволяет повышать скорость движе­ ния исполнительного механизма, не нарушая точности отработки.

Действительно, предположим, что в результате ис­ следований для заданных требований (точность, быст­

родействие)

получен оптимальный

закон

движения ме­

ханизма при приводе от двигателя

ШД\,

изображенный

на рис. 126

[vc=f(t)].

 

 

Подавая управляющие импульсы на обмотки стато­

ра ШД2 по определенному закону,

можно получить иуж*

248


1)ый график

Движения

(относительно

статора)

ротора

Я У Д 2 и р = ф ( / ) . Суммируя

кривые

и р — ф ( 0

и

vc—f(i),

получим зависимость vs=\\i(t),

 

которая

показывает,

что путь, проходимый механизмом

за

тот

же

отрезок

времени t, будет существенно больше.

 

 

 

Из

приведенных

рассуждений

 

видно, что принятая

схема

каскадного

соединения

позволяет

применить

вместо

ШД1

также

и

двигатель

постоянного

тока.

В этом

случае скорость

вращения

статора

ШД2

будет

определяться скоростью вращения двигателя постоянно­ го тока.

При таком соединении двигателей удается использо­

вать преимущество привода с

шаговыми

двигателями

и привода, выполненного по системе

двигатель — тирис-

торный преобразователь.

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрим

двигатель

с

поворотным

статором

(рис. 127).

 

 

 

 

 

 

 

 

Основными элементами

двигателя

являются:

статор

1,

на полюсных

выступах

которого

нарезаны

зубцы,

и ротор 2, зубцы

которого

нарезаны

с тем

же

шагом,

что

и на статоре. Зубцы ротора

смещены

по

отношению

к зубцам смежных полюсов статора на 'Д зубцевого де­ ления. На полюсных выступах статора размещаются об­ мотки управления 3.

Катушки двух диаметрально расположенных высту­ пов статора соединяются последовательно и образуют одну обмотку управления — фазу. Фазные обмотки включаются в четырехфазную звезду таким образом, что полюса возбуждаются с чередующейся полярно­ стью.

Питание осуществляется однополярными импульса­ ми напряжения.

Ротор 2 шагового двигателя, так же как и статор, собирается из штампованных пластин на валу 4 со шпонкой. На шейках вала ротора установлены шарико­ подшипники 5, наружные кольца которых монтируются во фланцах 6. Фланцы в свою очередь крепятся к тор­ цам статора.

Статор двигателя вращается с одной стороны на ша­ рикоподшипниках 7, а с другой — на роликоподшипни­ ках 8, вмонтированных в разъемный корпус 9.

Роликоподшипники с? изолированы от вала статора втулкой 10, а от разъемного корпуса втулками / / . Под­ шипник 7 на шейке фланца статора фиксируется экс-

249>


Рис. 127. Поперечный разрез шагового двигателя с вращающимся статором

центрическим кольцом 12, а к разъемному корпусу кре­ пится фланцем 13.

Подвод тока в статор осуществляется с помощью шпилек 14 через роликовые подшипники 5.

Шаговые двигатели рассчитаны на длительный ре­ жим работы, в том числе с заторможенным ротором без принудительной вентиляции.

Принцип управления двигателем такой же, как и у шаговых двигателей обычного исполнения.

Часть четвертая

СИСТЕМЫ

АВТОМАТИЧЕСКОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОЛЩИНЫ ПОЛОСЫ

Г л а в а

X I I I

ПРИБОРЫ И СРЕДСТВА АВТОМАТИЗАЦИИ

1.ИЗМЕРИТЕЛИ ТОЛЩИНЫ ПОЛОСЫ

Внастоящее время известно несколько способов ав­ томатического измерения толщины полосы в процессе прокатки. Наибольшее распространение в промышлен­ ности получил способ непосредственного (прямого) из­ мерения с помощью микрометров.

Известны способы и косвенного измерения, при ко­

торых толщина

полосы

определяется вычислением че­

рез другие параметры.

 

Чаще

всего

для этой

цели используется зависимость

Головина—Симса

 

Aft = —

+ A S ,

 

(276)

мк

 

 

 

где Р — давление металла навалки; Мк— коэффициент жесткости клети; AS —первоначальный раствор валков.

При холодной прокатке чаще применяется метод прямого измерения.

Взависимости от наличия или отсутствия непо­

средственного механического контакта между полосой и микрометром последние делятся на контактные и бес­ контактные. К бесконтактным микрометрам относятся рентгеновские, радиоизотопные и электромагнитные.

В СССР разработкой микрометров занято несколько организаций. Контактные микрометры типа ЭМК-ЗМ созданы ЦНИИТмашем. Они предназначены для изме­ рения толщины полосы в пределах 0,1—5,5 мм при ско­ рости прокатки до 10 м/с.

Точность измерения +0,01 мм. Быстродействие (по-

252