Файл: Филатов, А. С. Электропривод и автоматизация реверсивных станов холодной прокатки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 331
Скачиваний: 1
частоту приемистости двигателя ШМ-2,65/150 до 2260 Гц (1000 об/мин) вместо 600 Гц (265 об/мин) в старом ис полнении Ш-2,65/150 (табл. 19).
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 19 |
|
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ДВИГАТЕЛЕЙ СЕРИИ Ш-2,65 |
|
|||||
Тип двигателя |
|
«ф, Ом |
|
|
f max' |
Число |
|
Гц |
Гц |
витков |
|||
|
|
|
Гц |
па полюс |
||
Ш-2,65/20 |
3,2 |
4,6 |
300 |
640 |
850 |
100 |
Ш-2,65/50 |
4,0 |
3,4 |
130 |
390 |
500 |
100 |
Ш-2,65/150 |
8,0 |
1.9 |
180 |
410 |
600 |
70 |
Ш-2,65/200 |
8,0 |
1,7 |
150 |
390 |
440 |
70 |
Ш-5/350 |
12,0 |
1,4 |
110 |
180 |
190 |
70 |
Из графика видно также, что увеличение |
кратности |
||||||||||
форсировки |
с 18 до 70 |
позволило |
увеличить |
частоту |
|||||||
приемистости |
двигателя |
на |
холостом |
ходу |
с |
410 |
Гц |
||||
(180 об/мин) |
до 700 Гц |
(310 |
об/мин). |
|
|
|
|
|
|||
Дальнейшее увеличение |
темпа роста |
силы |
тока |
не |
|||||||
приводит к |
заметному |
увеличению |
частоты |
прие |
|||||||
мистости. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Эта зависимость была получена для различных сил |
|||||||||||
токов управления |
двигателя |
ШМ-2,65/150 (рис. 123). Из |
|||||||||
рассмотрения |
кривых |
|
видно, |
что |
увеличение |
темпа |
|||||
роста силы |
тока |
в |
фазе |
двигателя |
со |
100/^/с |
до |
до 400/н/с позволяет заметно повысить частоту прие мистости ШД. Высокая эффективность проделанной мо дернизации существующей серии Ш-2,65 шаговых дви
гателей, |
следовательно, ее |
целесообразность |
особенно |
|||||
наглядно |
усматривается из кривых рис. 124, на котором |
|||||||
|
|
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ДВИГАТЕЛЕЙ СЕРИИ |
||||||
|
|
ОС, |
|
> Ом |
|
Способ |
|
|
Тип двигателя |
град. |
КГС-см |
|
« ф . |
|
коммутации |
||
|
|
|
|
|
||||
ШМ-2,65/20 |
2,65 |
25 |
35 |
0,039 |
Ход |
вперед: |
1,3— |
|
ШМ-2,65/50 |
2,65 |
70 |
|
0,045 |
1,4-4,2—2,3-3,1 |
|||
35 |
Ход |
назад: |
1,3— |
|||||
ШМ-2,65/150 |
2,65 |
200 |
35 |
0,08 |
3,2—2,4-4,1—1,3 |
|||
|
|
|
||||||
ШМ-2,65/200 |
2,65 |
250 |
35 |
0,094 |
|
|
|
|
ШМ-5/350 |
|
2,65 |
350 |
35 |
0,204 |
|
|
|
Рис. 124. Предельные механические характеристики силовых ШД типа Ш-2,65/150 (/ н 2) и типа ШМ-2,65/150 (3 и 4)
Т а б л и ц а 20
|
ШМ-2,65 |
|
|
|
||
|
^ном, |
|
^тах> |
Р |
Число |
|
|
Гц |
витков |
||||
|
Гц |
Гц |
|
на полюс |
||
У |
550 |
1340 |
2750 |
430 |
9 |
|
260 |
780 |
2050 |
400 |
12- |
||
|
||||||
|
310 |
700 |
2260 |
390 |
18 |
|
г |
275 |
720 |
1760 |
340 |
18 |
|
225 |
370 |
790 |
310 |
32 |
||
1 |
||||||
|
|
|
|
|
приведены предельные механические характери стики и характеристики приемистости двигателя Ш-2,65/150 и ШМ-2,65/150 при четырехтактной ком мутации 1,2—2,3—3,4— - 4 , 1 - 1 , 2 .
Характеристики сняты при номинальных силах тока управления и при оптимальных форсиров-
244 |
245 |
ках. К ф = 1 8 для двигателя Ш-2,65/150 и /<ф=120 для двигателя ШМ-2,65/150.
Из механических характеристик двигателей видно, что изменением параметров обмоток управления шаго вого двигателя удалось существенно расширить диапа зон рабочих скоростей двигателя.
Аналогичные сведения по другим типам двигателей можно получить путем сравнения данных, приведенных по новой серии ШМ в табл. 20, с аналогичными данны ми табл. 19.
Проведенные исследования показывают, что при соз дании быстродействующей системы привода с шаговы ми двигателями следует, идти по пути проектирования ШД с низкоомными обмотками управления и более со вершенных схем управления, способных коммутировать фазовые токи величиной 70—80 А при темпе нараста ния до 400/и/с и выше.
Естественно ожидать, что в случае улучшения самой конструкции двигателей (снижения маховых масс рото ра) динамические характеристики двигателей будут еще лучше. Таким образом, повышение быстродействия по зиционных систем привода с шаговыми двигателями в несколько раз при сохранении точности отработки яв ляется реальной задачей.
9. КАСКАДНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ШАГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
За последние годы усилиями конструкторских отде лов ВНИИметмаша и заводов тяжелого машинострое ния создана серия высокопроизводительных машин для
производства сложных |
изделий |
повышенной |
точности. |
К числу таких машин |
следует |
отнести станы |
для про |
изводства труб со сложным профилем, станы для про катки тонкой и тончайшей ленты, плавающие моталки для намотки полосы в ровные монолитные рулоны, ста ны поперечной прокатки и др.
Перечисленное оборудование характеризуется слож ными законами движения инструмента и заготовок при весьма широком диапазоне изменения рабочих скорос тей, строго фиксированными перемещениями с точно стью 1—3 мкм при высоких ускорениях исполнительных механизмов и синхронной работе отдельных узлов. Тре бования к электроприводу резко повысились и удов-
246
летворить их наиболее полно смогли системы с шаговы ми двигателями.
Однако следует отметить, что дальнейшее расшире ние области применения дискретного привода с шаговы ми двигателями сдерживается предельными значениями скоростей вращения.
При каскадном соединении ШД устраняется это ог раничение. В такой системе статор шагового двигателя
Рис. 125. Каскадное соединение двух шаговых двигателей: ШД,, ШДг — шаговые двигатели; /, 2 —статор и ротор ШД2; 3 — исполнительный механизм
выполнен с учетом возможности вращения его от друго го двигателя, причем подшипники статора одновремен но служат токосъемным устройством. Кроме того, шаго вый двигатель может работать в режиме электромаг нитной муфты. Каскадный агрегат позволяет менять скорость вращения механизма в широких пределах. Благодаря такому исполнению удается использовать все преимущества дискретного привода при повышении
быстродействия его в несколько раз. |
|
|
|
|
Принципиальная схема привода |
с вращающимися |
|||
статором и ротором приведена на рис. 125. |
|
|
||
Рассмотрим более подробно принцип |
его |
работы. |
||
Как следует из рис. 125, управление |
приводом |
осуще |
||
ствляется как со стороны двигателя |
ШДи |
так и |
со сто |
|
роны шагового двигателя |
ШД2. |
по |
закону, пред |
|
Движение механизма |
происходит |
ставляющемуалгебраическую сумму движений указан ных двигателей. Действительно, если на обмотку стато ра ШД2 не подаются управляющие импульсы, а две фа зы его постоянно находятся под напряжением, то ротор ШДг будет вращаться со скоростью статора, приводным двигателем которого является шаговый двигатель ШД\. Скорость движения механизма в данном случае полно-
247
стью определяется скоростью вращения двигателя ШД\. В этом случае ШД2 выполняет роль синхронной муфты. Точно такую же картину можно наблюдать в случае не подвижного статора ШД2. Если двигатель ШД\ непо движен, но подключен к сети, то скорость вращения ро тора и, следовательно, механизма полностью определя ется частотой управляющих импульсов, поступающих на обмотки статора ШД2. Это крайние случаи работы
привода |
при |
каскадном |
со |
||||
единении |
шаговых |
двигате |
|||||
лей. |
Очевидно, что |
сущест |
|||||
вует режим работы, при ко |
|||||||
тором |
управление осуществ |
||||||
ляется |
одновременно как |
со |
|||||
стороны |
двигателя |
Д/Дь |
|||||
так |
и |
со |
стороны |
шагового |
|||
двигателя ШД2. В этом |
слу |
||||||
чае, |
как |
и в |
обычном |
ШД, |
|||
при |
подаче |
управляющих |
Рис. |
126. График |
движения статора |
импульсов на обмотки управ- |
У с , |
ротора tip |
п механизма s |
Л е Н И Я СТЭТОрЭ ШЭГОВОГО ДВИ- |
гателя, ротор последнего будет вращаться относи тельно статора со скоростью, пропорциональной частоте
управляющих импульсов. Причем вращение ротора мо жет происходить как в одном направлении, так и в дру гом относительно статора.
Естественно, что скорость движения механизма бу дет равна, как уже отмечалось, алгебраической сумме скоростей ротора и статора шагового двигателя. Таким образом, меняя законы движения статора (шагового двигателя ШД^) и ротора (частоту управляющих им пульсов двигателя ШД2), можно получить самые разно образные законы движения исполнительного механизма.
Новый привод позволяет повышать скорость движе ния исполнительного механизма, не нарушая точности отработки.
Действительно, предположим, что в результате ис следований для заданных требований (точность, быст
родействие) |
получен оптимальный |
закон |
движения ме |
ханизма при приводе от двигателя |
ШД\, |
изображенный |
|
на рис. 126 |
[vc=f(t)]. |
|
|
Подавая управляющие импульсы на обмотки стато |
|||
ра ШД2 по определенному закону, |
можно получить иуж* |
248
1)ый график |
Движения |
(относительно |
статора) |
ротора |
|||||
Я У Д 2 и р = ф ( / ) . Суммируя |
кривые |
и р — ф ( 0 |
и |
vc—f(i), |
|||||
получим зависимость vs=\\i(t), |
|
которая |
показывает, |
||||||
что путь, проходимый механизмом |
за |
тот |
же |
отрезок |
|||||
времени t, будет существенно больше. |
|
|
|
||||||
Из |
приведенных |
рассуждений |
|
видно, что принятая |
|||||
схема |
каскадного |
соединения |
позволяет |
применить |
|||||
вместо |
ШД1 |
также |
и |
двигатель |
постоянного |
тока. |
|||
В этом |
случае скорость |
вращения |
статора |
ШД2 |
будет |
определяться скоростью вращения двигателя постоянно го тока.
При таком соединении двигателей удается использо
вать преимущество привода с |
шаговыми |
двигателями |
||||||
и привода, выполненного по системе |
двигатель — тирис- |
|||||||
торный преобразователь. |
|
|
|
|
|
|
||
|
Рассмотрим |
двигатель |
с |
поворотным |
статором |
|||
(рис. 127). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основными элементами |
двигателя |
являются: |
статор |
||||
1, |
на полюсных |
выступах |
которого |
нарезаны |
зубцы, |
|||
и ротор 2, зубцы |
которого |
нарезаны |
с тем |
же |
шагом, |
|||
что |
и на статоре. Зубцы ротора |
смещены |
по |
отношению |
к зубцам смежных полюсов статора на 'Д зубцевого де ления. На полюсных выступах статора размещаются об мотки управления 3.
Катушки двух диаметрально расположенных высту пов статора соединяются последовательно и образуют одну обмотку управления — фазу. Фазные обмотки включаются в четырехфазную звезду таким образом, что полюса возбуждаются с чередующейся полярно стью.
Питание осуществляется однополярными импульса ми напряжения.
Ротор 2 шагового двигателя, так же как и статор, собирается из штампованных пластин на валу 4 со шпонкой. На шейках вала ротора установлены шарико подшипники 5, наружные кольца которых монтируются во фланцах 6. Фланцы в свою очередь крепятся к тор цам статора.
Статор двигателя вращается с одной стороны на ша рикоподшипниках 7, а с другой — на роликоподшипни ках 8, вмонтированных в разъемный корпус 9.
Роликоподшипники с? изолированы от вала статора втулкой 10, а от разъемного корпуса втулками / / . Под шипник 7 на шейке фланца статора фиксируется экс-
249>
Рис. 127. Поперечный разрез шагового двигателя с вращающимся статором
центрическим кольцом 12, а к разъемному корпусу кре пится фланцем 13.
Подвод тока в статор осуществляется с помощью шпилек 14 через роликовые подшипники 5.
Шаговые двигатели рассчитаны на длительный ре жим работы, в том числе с заторможенным ротором без принудительной вентиляции.
Принцип управления двигателем такой же, как и у шаговых двигателей обычного исполнения.
Часть четвертая
СИСТЕМЫ
АВТОМАТИЧЕСКОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОЛЩИНЫ ПОЛОСЫ
Г л а в а |
X I I I |
ПРИБОРЫ И СРЕДСТВА АВТОМАТИЗАЦИИ
1.ИЗМЕРИТЕЛИ ТОЛЩИНЫ ПОЛОСЫ
Внастоящее время известно несколько способов ав томатического измерения толщины полосы в процессе прокатки. Наибольшее распространение в промышлен ности получил способ непосредственного (прямого) из мерения с помощью микрометров.
Известны способы и косвенного измерения, при ко
торых толщина |
полосы |
определяется вычислением че |
|
рез другие параметры. |
|
||
Чаще |
всего |
для этой |
цели используется зависимость |
Головина—Симса |
|
||
Aft = — |
+ A S , |
|
(276) |
мк |
|
|
|
где Р — давление металла навалки; Мк— коэффициент жесткости клети; AS —первоначальный раствор валков.
При холодной прокатке чаще применяется метод прямого измерения.
Взависимости от наличия или отсутствия непо
средственного механического контакта между полосой и микрометром последние делятся на контактные и бес контактные. К бесконтактным микрометрам относятся рентгеновские, радиоизотопные и электромагнитные.
В СССР разработкой микрометров занято несколько организаций. Контактные микрометры типа ЭМК-ЗМ созданы ЦНИИТмашем. Они предназначены для изме рения толщины полосы в пределах 0,1—5,5 мм при ско рости прокатки до 10 м/с.
Точность измерения +0,01 мм. Быстродействие (по-
252