Файл: Филатов, А. С. Электропривод и автоматизация реверсивных станов холодной прокатки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 291
Скачиваний: 1
возможности назвать конкретные цифры снижения рас хода энергии на деформацию металла. По-видимому, эта величина находится в пределах точности проведения
эксперимента |
и точности |
определения |
потерь, |
которые |
||||||
также |
изменяются |
с |
ростом |
скорости |
прокатки. Уста |
|||||
новлено, что |
наибольшее |
влияние на |
расход |
энергии |
||||||
при прокатке |
|
тонкой |
ленты |
оказывают: диаметр рабо |
||||||
чих валков, толщина |
исход |
|
|
|
||||||
ной заготовки, величина об |
|
|
|
|||||||
жатия, свойства стали. Поэ |
|
|
|
|||||||
тому влияние этих |
парамет |
|
|
|
||||||
ров будет |
разобрано |
более |
|
|
|
|||||
подробно. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Особое внимание |
уделя |
|
|
|
||||||
ют влиянию |
диаметра вал |
|
|
|
||||||
ков. Ведь |
в |
анализируемых |
|
|
|
|||||
станах |
диаметр |
рабочих |
|
|
|
|||||
валков |
меняется в |
широких |
|
|
|
|||||
пределах: |
для |
четырехвал- |
|
|
|
|||||
ковых |
станов |
диапазон |
из |
|
|
|
||||
менения |
составляет |
200— |
|
|
|
|||||
55 мм, а для двадцативал- |
|
|
|
|||||||
ковых 100—10 мм. |
|
|
|
|
|
|
||||
Установить |
аналитичес |
|
|
|
||||||
ким путем характер влияния |
|
|
|
|||||||
диаметра рабочих валков на |
|
|
|
|||||||
расход энергии не представ |
|
|
|
|||||||
ляется |
возможным. Много |
|
|
|
||||||
численные |
опытные |
дан |
|
|
|
ные, полученные при прокатке самых различных марок сталей в валках с разным диаметром, позволили полу чить экспериментальные зависимости (рис. 23).
Опыты проводили на четырехвалковых станах при прокатке малоуглеродистой стали в валках диаметром 75, 100, 150 и 220 мм при обжатиях 30 и 40% .
Сравнение полученных результатов показывает, что во всех отмеченных случаях уменьшение диаметра вал
ка в 2—3 раза |
приводит к снижению удельного расхода |
|||
энергии на 25 |
—45% при |
прокатке мягких сталей и на |
||
40—70% при прокатке высокоуглеродистых сталей. |
||||
На величину |
снижения |
расхода энергии |
оказывает |
|
влияние и степень обжатия металла. |
|
|||
Представляет |
интерес |
сравнение расхода |
энергии |
|
при холодной |
прокатке ленты с различными |
прочност- |
3' |
3S |
иыми характеристиками. На рис. 24 изображены кри вые расхода энергии, полученные при прокатке на ре
версивных |
четырехвалковом |
и двадцативалковом |
ста |
||||||||||
нах 400 ленты из различных |
материалов |
с |
различной |
||||||||||
степенью обжатия. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Как видно из этих зависимостей, для прокатки ста |
|||||||||||||
ли марки 65Г требуется значительно |
больший |
расход |
|||||||||||
энергии. Так, при |
относительном |
обжатии е = |
15% |
рас- |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
45 |
|
|
|
|
|
|
; |
V/ |
|
|
|
|
зо- |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
A y /~7 |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
г |
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
10 |
го |
зо ex о |
|
|
|
60 £Х |
О |
го |
40 |
|||
|
Рис. 24. Зависимость расхода энергии от степени обжатия: |
|
|
||||||||||
а — при прокатке на стане кварто 150/500X400 мм (начальная |
толщина fto=2,2 мм): |
||||||||||||
1 — сталь |
65Г; 2 — сталь |
|
08кп: б — н а |
двадцативалковом |
стане |
400 |
(Ло =0,48); |
||||||
3 — сталь |
X18H9; 4—сталь |
08кп; |
в — на |
двадцативалковом стане |
400 |
(Л0 = |
|||||||
=0,90 |
мм); |
5 —сталь |
X18HI0T; |
6 — сталь |
X18HI8; |
7— сталь |
XI5H9IO |
||||||
ход энергии |
при |
прокатке |
стали |
65Г |
на |
35% |
больше |
расхода энергии, необходимого для прокатки стали 08кп с таким же относительным обжатием. По мере увеличе ния относительного обжатия ленты разница в расходе
энергии увеличивается |
и |
при е = 3 0 % |
достигает 70%. |
Эту тенденцию наблюдают и при прокатке на двад |
|||
цативалковом стане |
400 |
наиболее |
распространенных |
марок стали: нержавеющей стали марки Х18Н9 и низ коуглеродистой стали марки 08кп с начальной толщи ной Ло=0,48 мм. Как и в первом случае, расход энергии при прокатке стали марки Х18Н9 значительно выше
расхода |
энергии при прокатке |
стали |
марки 08кп, |
при |
||
чем, разница в расходе энергии также |
увеличивается |
|||||
с увеличением относительного |
обжатия |
ленты. Так, |
на |
|||
пример, |
если при |
суммарном |
обжатии |
ленты е = 3 0 % |
||
разница |
в расходе энергии составляет 70%, то при е = |
|||||
= 60% |
разница |
в расходе энергии |
увеличивается |
до |
||
150%. |
|
|
|
|
|
|
На рис. 24, в изображены зависимости расхода энер гии при прокатке ленты с начальной толщиной 1г0=
.36
= 0,90 мм из нержавеющей стали различных марок. Сравнение приведенных кривых показывает, что боль шой расход энергии требуется при прокатке стали мар ки Х18Н10Т. При суммарном относительном обжатии ленты из стали Х18Н10Т е = 15% расход энергии на ~ 160% больше расхода энергии, необходимого для прокатки стали Х18Н9 с таким же обжатием. По мере увеличения суммарного обжатия ленты разница в рас-
45 |
|
|
|
i,- |
|
|
|
|
30 |
|
|
|
J-с |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
$15 |
|
'1,А< |
|
|
|
|
||
/ |
АУ¥ / |
а |
|
|
|
|
||
|
40 |
80 е,% |
|
го |
40 е,% |
|||
|
|
|
|
|||||
Рис. 25. Зависимость расхода энергии от степени обжатия: |
||||||||
а —при |
прокатке на стане кварто |
150/500X 400 мм; У —сталь У8А |
||||||
(Ло=1,5 |
мм); 2—сталь У8А (Ло=2,2 |
мм); 3 —сталь |
08кп |
(ft0 = |
||||
=2,2 мм); •((—сталь 08кп (ft0 =3 мм); |
б — при прокатке на |
двад- |
||||||
цатнвалковом |
стане |
400; 5 —сталь X18H10T (Ло =0,35 |
мм); |
|||||
|
|
|
6— сталь X18HI0T (Ло =0,9 мм) |
|
|
|||
ходе энергии |
уменьшается и |
|
при е = 3 0 % |
составляет |
||||
только — |
120%- Наименьший |
расход энергии |
требуется |
при прокатке ленты из стали Х15Н9Ю. Однако при сум марном относительном обжатии е = 4 5 - т - 5 0 % сталь Х15Н9Ю получает значительное упрочнение и дальней шая прокатка этой стали приводит к резкому росту рас хода энергии.
На рис. 25 изображены кривые расхода энергии, по казывающие влияние толщины исходной заготовки (подката). Рассмотрение кривых подтверждает, что при одинаковом относительном обжатии прокатка ленты с меньшей начальной толщиной требует большего рас хода энергии. Чем значительней различаются началь ная толщина прокатываемых материалов и их прочност ные характеристики, тем больше разница в расходе энергии.
До последнего времени в технической литературе не
37
было достаточно полных сведений по расходу энергии при прокатке сталей различных марок на многовалко вых станах. Приведенный по этому вопросу материал существенно упрощает инженерные расчеты при выбо ре главного привода станов, а достоверность этих рас четов значительно повышается. Наличие эксперимен тальных кривых позволяет с высокой точностью опреде
лить производственные |
резервы |
уже |
работающих |
||
|
станов и предусмотреть |
та |
|||
22,5 |
ковые для вновь проектиру |
||||
|
емых агрегатов. Немаловаж |
||||
|
ное значение имеет |
пра |
|||
.2 |
вильное |
определение эконо |
|||
I'5,0 |
мических |
и |
энергетических |
||
показателей |
многовалковых |
||||
|
станов и сравнение их с ана логичными показателями четырехвалковых станов.
Сведения по этим вопро сам крайне необходимы при выборе типа стана для про изводства одних и тех же из делий. На первый взгляд мо
О10 20 SO 40£,%. жет показаться, что энерге
тические показатели много валковых станов существен но выше. Дело в том, что на этих станах допускаются большие обжатия, а прокат ку осуществляют при давле ниях на рабочие валки, со ставляющих 7з—'А от дав
ления металла на валки четырехвалкового стана. Давле ние на подшипники составляет ~ 1 /2 —2 /з от давления на подшипники четырехвалкового стана и т. д.
Проведенное экспериментальное исследование про цесса прокатки на четырех- и двадцативалковых станах, однако, не подтвердило это положение (рис. 26). Ана лиз приведенных кривых показывает, что расход энер гии на четырех- и двадцативалковом станах 400 пример
но одинаков. При |
малых |
суммарных обжатиях |
ленты |
( е = 2 5 % ) расход |
энергии |
на четырехвалковом |
стане |
несколько меньше. По мере увеличения суммарного об жатия ленты расход энергии на прокатку на четырех-
38
валковом стане увеличивается и при & = 4 0 % он на 10% превышает расход энергии па двадцатпвалковом стане.
Полученные.результаты можно объяснить большими потерями на двадцативалковых станах вследствие зна чительного числа подшипников и большего числа кон тактирующих валков.
6. СТРУКТУРНЫЕ СХЕМЫ ЭЛЕКТРОПРИВОДА КЛЕТИ
Электропривод рабочей клети выполняют различно. Вид исполнения в значительной степени определяется назначением реверсивного стана холодной прокатки, диаметром рабочих валков и другими его параметрами и особенностями. Если диаметр рабочих валков превы шает 350—400 мм, то привод обычно осуществляют че рез рабочие валки. Он может быть индивидуальным или групповым. В первом случае каждый рабочий валок приводится во вращение от одного или нескольких дви гателей через редуктор (редукторный привод) или непо средственно (безредукторный привод). Несмотря на не которые недостатки индивидуального, многоякорного привода, заключающиеся в снижении к. п. д., повыше нии первоначальных затрат, необходимости больших площадей для установки, возможности появления не равномерной нагрузки и пробуксовок, область приме нения индивидуального и многоякорного привода рас ширяется. Иногда переход к многоякорному приводу является вынужденным вследствие отсутствия машин соответствующих мощностей и моментов. Чаще всего такой тип привода выбирают с целью использовать пре имущества, приводящие в конечном счете к повышению производительности прокатного оборудования. В про мышленности имеются станы, у которых применяют групповой привод валков. В этом случае вращение обо их рабочих валков осуществляется от одного или не скольких двигателей непосредственно или через редук тор и обязательно через шестеренную клеть, при помощи которой передается движение от одного валка к друго му и осуществляется их синхронизация.
Принципиальным отличием реверсивных станов хо лодной прокатки тонких и тончайших лент и полос от станов других типов является исполнение привода их через опорные валки. Это конструктивное решение при нято вследствие технологической необходимости иметь рабочие валки малого диаметра, передать которым не-
39
посредственно Высокие крутящие моменты не представ ляется возможным. Структурная схема привода типово го четырехвалкового стана 400 показана на рис. 27. На
этом стане принят |
индивидуальный |
привод |
опорных |
валков. Передаточное |
число редуктора |
/ = 3 , 9 3 . |
Имеют- |
ЗШ |
|
|
|
Рис. 27. Кинематическая схема |
стана 400; |
|
||||
/ — рабочие валки; |
2 — опорные валки; |
В,, Вч |
— валы |
диаметром |
100 мм; |
|
DB —двигатель |
верхнего |
валка; |
DH —двигатель |
нижнего |
валка; |
|
В2, #з — универсальные |
шпиндели диаметром 150 мм; /=2800 мм |
ся четырехвалковые станы типа стана 200, которые ра ботают с групповым приводом опорных валков.
Наиболее оригинальные решения в области электро привода валков многовалковых станов приведены ниже.
Схема расположения валков двадцативалкового ста на показана на рис. 28. Приводными валками являются четыре крайних промежуточных валка, второго ряда — два сверху и два снизу. Момент от приводного двигате ля к этим валкам передается при помощи шестеренной клети и четырех шпинделей. К рабочим валкам крутя щий момент передается посредством трения через систе му промежуточных валков.
При применении для привода валков двигателей мощностью 1500 кВт и выше используют, как правило, двухъякорные двигатели. Скорость вращения привод ных двигателей валков регулируют путем изменения по ля возбуждения от 1 до 1,25 и от 1 до 3. Этот диапазон определяется в основном технологическими схемами прокатки, а иногда, если это позволяет схема прокатки, унифицированием с двигателями моталок.
40