Файл: Филатов, А. С. Электропривод и автоматизация реверсивных станов холодной прокатки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 291

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

возможности назвать конкретные цифры снижения рас­ хода энергии на деформацию металла. По-видимому, эта величина находится в пределах точности проведения

эксперимента

и точности

определения

потерь,

которые

также

изменяются

с

ростом

скорости

прокатки. Уста­

новлено, что

наибольшее

влияние на

расход

энергии

при прокатке

 

тонкой

ленты

оказывают: диаметр рабо­

чих валков, толщина

исход­

 

 

 

ной заготовки, величина об­

 

 

 

жатия, свойства стали. Поэ­

 

 

 

тому влияние этих

парамет­

 

 

 

ров будет

разобрано

более

 

 

 

подробно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особое внимание

уделя­

 

 

 

ют влиянию

диаметра вал­

 

 

 

ков. Ведь

в

анализируемых

 

 

 

станах

диаметр

рабочих

 

 

 

валков

меняется в

широких

 

 

 

пределах:

для

четырехвал-

 

 

 

ковых

станов

диапазон

из­

 

 

 

менения

составляет

200—

 

 

 

55 мм, а для двадцативал-

 

 

 

ковых 100—10 мм.

 

 

 

 

 

 

Установить

аналитичес­

 

 

 

ким путем характер влияния

 

 

 

диаметра рабочих валков на

 

 

 

расход энергии не представ­

 

 

 

ляется

возможным. Много­

 

 

 

численные

опытные

дан­

 

 

 

ные, полученные при прокатке самых различных марок сталей в валках с разным диаметром, позволили полу­ чить экспериментальные зависимости (рис. 23).

Опыты проводили на четырехвалковых станах при прокатке малоуглеродистой стали в валках диаметром 75, 100, 150 и 220 мм при обжатиях 30 и 40% .

Сравнение полученных результатов показывает, что во всех отмеченных случаях уменьшение диаметра вал­

ка в 2—3 раза

приводит к снижению удельного расхода

энергии на 25

—45% при

прокатке мягких сталей и на

40—70% при прокатке высокоуглеродистых сталей.

На величину

снижения

расхода энергии

оказывает

влияние и степень обжатия металла.

 

Представляет

интерес

сравнение расхода

энергии

при холодной

прокатке ленты с различными

прочност-

3'

3S


иыми характеристиками. На рис. 24 изображены кри­ вые расхода энергии, полученные при прокатке на ре­

версивных

четырехвалковом

и двадцативалковом

ста­

нах 400 ленты из различных

материалов

с

различной

степенью обжатия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как видно из этих зависимостей, для прокатки ста­

ли марки 65Г требуется значительно

больший

расход

энергии. Так, при

относительном

обжатии е =

15%

рас-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45

 

 

 

 

 

;

V/

 

 

 

 

зо-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

A y /~7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

го

зо ex о

 

 

 

60 £Х

О

го

40

 

Рис. 24. Зависимость расхода энергии от степени обжатия:

 

 

а — при прокатке на стане кварто 150/500X400 мм (начальная

толщина fto=2,2 мм):

1 — сталь

65Г; 2 — сталь

 

08кп: б — н а

двадцативалковом

стане

400

о =0,48);

3 — сталь

X18H9; 4—сталь

08кп;

в — на

двадцативалковом стане

400

0 =

=0,90

мм);

5 —сталь

X18HI0T;

6 — сталь

X18HI8;

7— сталь

XI5H9IO

ход энергии

при

прокатке

стали

65Г

на

35%

больше

расхода энергии, необходимого для прокатки стали 08кп с таким же относительным обжатием. По мере увеличе­ ния относительного обжатия ленты разница в расходе

энергии увеличивается

и

при е = 3 0 %

достигает 70%.

Эту тенденцию наблюдают и при прокатке на двад­

цативалковом стане

400

наиболее

распространенных

марок стали: нержавеющей стали марки Х18Н9 и низ­ коуглеродистой стали марки 08кп с начальной толщи­ ной Ло=0,48 мм. Как и в первом случае, расход энергии при прокатке стали марки Х18Н9 значительно выше

расхода

энергии при прокатке

стали

марки 08кп,

при­

чем, разница в расходе энергии также

увеличивается

с увеличением относительного

обжатия

ленты. Так,

на­

пример,

если при

суммарном

обжатии

ленты е = 3 0 %

разница

в расходе энергии составляет 70%, то при е =

= 60%

разница

в расходе энергии

увеличивается

до

150%.

 

 

 

 

 

 

На рис. 24, в изображены зависимости расхода энер­ гии при прокатке ленты с начальной толщиной 0=

.36


= 0,90 мм из нержавеющей стали различных марок. Сравнение приведенных кривых показывает, что боль­ шой расход энергии требуется при прокатке стали мар­ ки Х18Н10Т. При суммарном относительном обжатии ленты из стали Х18Н10Т е = 15% расход энергии на ~ 160% больше расхода энергии, необходимого для прокатки стали Х18Н9 с таким же обжатием. По мере увеличения суммарного обжатия ленты разница в рас-

45

 

 

 

i,-

 

 

 

 

30

 

 

 

J

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

$15

 

'1,А<

 

 

 

 

/

АУ¥ /

а

 

 

 

 

 

40

80 е,%

 

го

40 е,%

 

 

 

 

Рис. 25. Зависимость расхода энергии от степени обжатия:

а —при

прокатке на стане кварто

150/500X 400 мм; У —сталь У8А

(Ло=1,5

мм); 2—сталь У8А (Ло=2,2

мм); 3 —сталь

08кп

(ft0 =

=2,2 мм); •((—сталь 08кп (ft0 =3 мм);

б — при прокатке на

двад-

цатнвалковом

стане

400; 5 —сталь X18H10T (Ло =0,35

мм);

 

 

 

6— сталь X18HI0T (Ло =0,9 мм)

 

 

ходе энергии

уменьшается и

 

при е = 3 0 %

составляет

только —

120%- Наименьший

расход энергии

требуется

при прокатке ленты из стали Х15Н9Ю. Однако при сум­ марном относительном обжатии е = 4 5 - т - 5 0 % сталь Х15Н9Ю получает значительное упрочнение и дальней­ шая прокатка этой стали приводит к резкому росту рас­ хода энергии.

На рис. 25 изображены кривые расхода энергии, по­ казывающие влияние толщины исходной заготовки (подката). Рассмотрение кривых подтверждает, что при одинаковом относительном обжатии прокатка ленты с меньшей начальной толщиной требует большего рас­ хода энергии. Чем значительней различаются началь­ ная толщина прокатываемых материалов и их прочност­ ные характеристики, тем больше разница в расходе энергии.

До последнего времени в технической литературе не

37


Рис. 26. Зависимость расхода энер­ гии от обжатия при прокатке не­ ржавеющей стали X18H10T:
/ — на стане кварто 150/500X 400 мм (Ао—1,05 мм, смазка — эмульсия), 2 —на двадцативалковом стане 400 (fto=0,9 мм, смазка — минеральное масло индустриальное 12)

было достаточно полных сведений по расходу энергии при прокатке сталей различных марок на многовалко­ вых станах. Приведенный по этому вопросу материал существенно упрощает инженерные расчеты при выбо­ ре главного привода станов, а достоверность этих рас­ четов значительно повышается. Наличие эксперимен­ тальных кривых позволяет с высокой точностью опреде­

лить производственные

резервы

уже

работающих

 

станов и предусмотреть

та­

22,5

ковые для вновь проектиру­

 

емых агрегатов. Немаловаж­

 

ное значение имеет

пра­

.2

вильное

определение эконо­

I'5,0

мических

и

энергетических

показателей

многовалковых

 

станов и сравнение их с ана­ логичными показателями четырехвалковых станов.

Сведения по этим вопро­ сам крайне необходимы при выборе типа стана для про­ изводства одних и тех же из­ делий. На первый взгляд мо­

О10 20 SO 40£,%. жет показаться, что энерге­

тические показатели много­ валковых станов существен­ но выше. Дело в том, что на этих станах допускаются большие обжатия, а прокат­ ку осуществляют при давле­ ниях на рабочие валки, со­ ставляющих 7з—'А от дав­

ления металла на валки четырехвалкового стана. Давле­ ние на подшипники составляет ~ 1 /2 2 /з от давления на подшипники четырехвалкового стана и т. д.

Проведенное экспериментальное исследование про­ цесса прокатки на четырех- и двадцативалковых станах, однако, не подтвердило это положение (рис. 26). Ана­ лиз приведенных кривых показывает, что расход энер­ гии на четырех- и двадцативалковом станах 400 пример­

но одинаков. При

малых

суммарных обжатиях

ленты

( е = 2 5 % ) расход

энергии

на четырехвалковом

стане

несколько меньше. По мере увеличения суммарного об­ жатия ленты расход энергии на прокатку на четырех-

38


валковом стане увеличивается и при & = 4 0 % он на 10% превышает расход энергии па двадцатпвалковом стане.

Полученные.результаты можно объяснить большими потерями на двадцативалковых станах вследствие зна­ чительного числа подшипников и большего числа кон­ тактирующих валков.

6. СТРУКТУРНЫЕ СХЕМЫ ЭЛЕКТРОПРИВОДА КЛЕТИ

Электропривод рабочей клети выполняют различно. Вид исполнения в значительной степени определяется назначением реверсивного стана холодной прокатки, диаметром рабочих валков и другими его параметрами и особенностями. Если диаметр рабочих валков превы­ шает 350—400 мм, то привод обычно осуществляют че­ рез рабочие валки. Он может быть индивидуальным или групповым. В первом случае каждый рабочий валок приводится во вращение от одного или нескольких дви­ гателей через редуктор (редукторный привод) или непо­ средственно (безредукторный привод). Несмотря на не­ которые недостатки индивидуального, многоякорного привода, заключающиеся в снижении к. п. д., повыше­ нии первоначальных затрат, необходимости больших площадей для установки, возможности появления не­ равномерной нагрузки и пробуксовок, область приме­ нения индивидуального и многоякорного привода рас­ ширяется. Иногда переход к многоякорному приводу является вынужденным вследствие отсутствия машин соответствующих мощностей и моментов. Чаще всего такой тип привода выбирают с целью использовать пре­ имущества, приводящие в конечном счете к повышению производительности прокатного оборудования. В про­ мышленности имеются станы, у которых применяют групповой привод валков. В этом случае вращение обо­ их рабочих валков осуществляется от одного или не­ скольких двигателей непосредственно или через редук­ тор и обязательно через шестеренную клеть, при помощи которой передается движение от одного валка к друго­ му и осуществляется их синхронизация.

Принципиальным отличием реверсивных станов хо­ лодной прокатки тонких и тончайших лент и полос от станов других типов является исполнение привода их через опорные валки. Это конструктивное решение при­ нято вследствие технологической необходимости иметь рабочие валки малого диаметра, передать которым не-

39

посредственно Высокие крутящие моменты не представ­ ляется возможным. Структурная схема привода типово­ го четырехвалкового стана 400 показана на рис. 27. На

этом стане принят

индивидуальный

привод

опорных

валков. Передаточное

число редуктора

/ = 3 , 9 3 .

Имеют-

ЗШ

 

 

 

Рис. 27. Кинематическая схема

стана 400;

 

/ — рабочие валки;

2 опорные валки;

В,, Вч

— валы

диаметром

100 мм;

DB —двигатель

верхнего

валка;

DH —двигатель

нижнего

валка;

В2, #з — универсальные

шпиндели диаметром 150 мм; /=2800 мм

ся четырехвалковые станы типа стана 200, которые ра­ ботают с групповым приводом опорных валков.

Наиболее оригинальные решения в области электро­ привода валков многовалковых станов приведены ниже.

Схема расположения валков двадцативалкового ста­ на показана на рис. 28. Приводными валками являются четыре крайних промежуточных валка, второго ряда — два сверху и два снизу. Момент от приводного двигате­ ля к этим валкам передается при помощи шестеренной клети и четырех шпинделей. К рабочим валкам крутя­ щий момент передается посредством трения через систе­ му промежуточных валков.

При применении для привода валков двигателей мощностью 1500 кВт и выше используют, как правило, двухъякорные двигатели. Скорость вращения привод­ ных двигателей валков регулируют путем изменения по­ ля возбуждения от 1 до 1,25 и от 1 до 3. Этот диапазон определяется в основном технологическими схемами прокатки, а иногда, если это позволяет схема прокатки, унифицированием с двигателями моталок.

40