Файл: Совершенствование теплового процесса листовой прокатки..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
Полученная расчетом зависимость температуры валков от ско рости прокатки подтверждается и экспериментальными данными.
На рис. 47 представлены результаты замера температуры рабочих валков V клети стана 1200 Магнитогорского комбината во время
прокатки жести1 . Кривая tp = f |
(vny), построенная методом |
средних |
|
по результатам прокатки 350 |
рулонов, имеет характер, |
близкий |
|
к характеру расчетных кривых |
tpj на рис. 46, |
и. |
|
В заключение рассмотрим |
зависимость |
изменения количества |
тепла в полосе после прохождения ее через все клети стана от скоро сти прокатки в единицу времени:
AQn |
= 3,6- lOscnynvnlvhlVb(tKlv |
- 40°); |
единицы объема |
(длины) полосы |
|
ДС?п = C „ Y „ ( / B I V — 4 0 ° ) .
Эти зависимости представлены на рис. 46, к, а причины роста AQn и AQ„ с различной интенсивностью объяснены выше при анализе величин AQnj и AQn p -г Следовательно, основная часть тепла, допол нительно образующегося в стане из-за повышения скорости прокатки, уносится от него с полосой, вызывая повышение ее температуры, и лишь незначительная часть этого тепла передается валкам, а затем отводится эмульсией.
Таким образом, можно сделать следующие выводы о влиянии увеличения скорости прокатки на параметры теплового режима непрерывного стана:
1)количество тепла, выделяющегося при прокатке в единицу времени, увеличивается, но в целом по стану медленнее, чем скорость прокатки;
2)количество тепла, выделяющегося при прокатке единицы объ ема (длины) полосы, уменьшается;
3)количество тепла, уносимого со стана полосой, и температура полосы увеличиваются;
4)количество тепла, идущего на нагрев валков и отводимого от них эмульсией, а также температура валков растут значительно ме-
леннее, чем скорость прокатки, особенно при y I V > 14-И5 м/сек; 5) расход эмульсии на непрерывном стане не пропорционален скорости прокатки: при увеличении скорости прокатки с 5 до 15 м/сек, расход увеличивается на 15%, а при дальнейшем увеличении ско рости прокатки с 15 до 30 м/сек — на 5%. Поэтому для высокоско ростных станов не потребуется существенно увеличивать мощности
систем охлаждения по сравнению с существующими.
2. ИЗМЕНЕНИЕ ДИАМЕТРОВ ВАЛКОВ
Определение |
оптимальных диаметров рабочих |
и опорных вал |
ков — одна из |
важных проблем современного |
прокатостроения. |
Имеются некоторые рекомендации по выбору оптимальных диаметров
валков, исходя |
из требований |
прочности, жесткости и предельной |
1 Эксперименты |
проведены инж. |
Е. Г, Зиновьевым. |
159
1 клеть - Lг _
4004,4)
20(17,2)
Qpj- Ю'^Вт^кал/ч)
20(17,2)
Ю(8,6)
300
200
/00
О
50
0,3 OA 0,5
12 1,3 1,4
Айу-Ю^ёт/ккал/ч)
Ж
30(25,8)
20(17,2)
а
10(8,6)
QsM.pj'IO 5,Вт(ккал1ч)
10(8,6)
5(43)
8(6,88)
4(3,44),
|
tpj.'C |
|
|
. |
е |
|
|
|
|
|
|
|
/00 |
|
|
|
|
ж |
|
|
|
|
|
|
50 |
|
|
|
|
— |
0,3 |
OA |
0,5 |
0,6 Л0,М |
|
|
|||||
|
1,2 |
1,3 |
— | |
I |
' |
|
/,4 |
1,5 |
П0тм |
и
0,6 Вр,мt
1,5 Щп,м
Рис. 48. Зависимости параметров теплового баланса от диаметров рабочих и опорных валков
160
выкатываемости. Однако эти рекомендации не увязаны с тепловым балансом и тепловым профилем валков.
Влияние |
диаметров |
исследовалось |
в |
диапазонах: |
Dp = 0,3-*- |
||||
-v-0,7 м, D o n = 1,3-5-1,6 м при постоянных исходных |
параметрах, |
||||||||
указанных |
выше. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Значения остальных |
параметров были |
приняты |
следующими:1 |
||||||
а к . т |
= 480 квт/(м2 -град) |
[4,1 • 105 |
ккал/(м2 -ч• град)]; |
||||||
а1р |
= 2320 вт/(м2 -град) |
[2000 |
ккал/(м 2 - чтрад)]; |
||||||
а 1 о п |
= 1160 вт/(м2 -град) |
[1000 ккал/(м2 -ч • град) ]; |
|||||||
а 2 |
= 2320 вт/(м2 -град) |
[2000 |
ккал/(м-ч-град)]; |
||||||
v a l v |
= 10-20 |
м/сек; |
4 м i = 35° С; |
4 м 2 = 40° С; |
|||||
|
|
|
4 |
= |
40° С. |
|
|
|
|
Результаты |
расчета |
представлены в |
виде |
графиков на рис. 48. |
|||||
Из рис. 48 видно, что с увеличением |
диаметра валков при неиз |
менном режиме обжатий возрастает общее выделение тепла в очаге
деформации, пропорциональное работе прокатки. Это |
согласуется |
||||
с общими положениями теории холодной прокатки. |
|
|
|||
При увеличении Dp свыше 0,55 м прокатка с заданным |
обжа |
||||
тием в IV клети невозможна по условиям предельной |
выкатывае |
||||
мостй. Поэтому на графиках кривые, относящиеся к IV клети, обры |
|||||
ваются на значении D p = 0,5 м. |
выделившееся |
тепло |
|||
Из |
рис. 48, б, в видно, |
как распределяется |
|||
между |
полосой и валками. |
Количество тепла, |
идущего |
на |
нагрев |
полосы, практически с ростом диаметра не изменяется (кривые AQn/- на рис. 48, б близки к горизонтальным прямым). Таким образом, все дополнительное тепло, возникающее в очаге деформации при
увеличении диаметра Dp, |
передается рабочим валкам |
(кривые QPJ- |
||
на рис. 48, в возрастают с такими же градиентами, как |
кривые Qn p ,• |
|||
на рис. 48, а). Это объясняется тем, что при увеличении |
диаметра |
|||
рабочего валка соответственно возрастает длина дуги |
захвата lcn.t |
|||
определяющая |
площадь |
теплообмена Qpj прокатываемого |
металла |
|
с рабочим валком. Так как коэффициент теплоотдачи ак . т |
при этом |
|||
остается неизменным, величина QPJ- в соответствии с уравнением (39) |
||||
увеличивается |
пропорционально длине 1сп.. |
|
|
При установившемся режиме тепло, воспринимаемое рабочими валками, частично отводится эмульсией, частично передается опор ным валкам, откуда в свою очередь также отводится эмульсией.
Следовательно, увеличение Qp / , естественно, вызывает увели чение величин Q3M. рр Qon/ и <2э„. „ну, а также общего расхода эмуль сии на клеть К , м / при условии поддержания неизменных температур ее при подаче и сливе ( 4 м i . 4мг) - Это наглядно подтверждается гра фиками на рис. 48, г, д. При этом в соответствии с рис. 48, б, количе
ство тепла, отводимого эмульсией от полосы, |
а также температура |
|||
полосы между клетями остаются неизменными |
(см. рис. 48, е, ж). |
|||
1 |
Расчет |
выполнен в ккал/(м2- |
ч-град). |
|
11 |
А. В . |
Третьяков |
|
161 |
Температура рабочих валков I , I I и III клетей с увеличением диа метра не изменяется, температура рабочих валков IV клети увели чивается незначительно (рис. 48, з). Это объясняется тем, что все тепло, дополнительно поступившее к рабочим валкам, отводится от них эмульсией (непосредственно или через опорные валки). Если бы при увеличении диаметров расход эмульсии сохранялся на преж нем уровне, это неизбежно повлекло бы за собой увеличение темпе
ратуры валков и температуры эмульсии при сливе |
со стана |
(t3U2). |
Температура опорных валков (рис. 48, и) в I и |
I I клетях |
почти |
не изменяется, а в I I I и IV — несколько увеличивается вследствие |
||
того, что ширина полосы контакта между валками bonj |
согласно фор |
муле Герца зависит не только от диаметров, но и от давления металла на валки, которое возрастает. Поэтому площадь, через которую пере дается тепло от рабочего валка опорному, увеличивается в несколько большей степени, чем площадь боковой поверхности опорного валка, через которую происходит его теплообмен с эмульсией (а в случае,
если D |
увеличили, a Don остановили постоянным, эта площадь |
вообще |
не изменяется). |
Расчеты показали также, что все описанные закономерности очень мало зависят от того, увеличивается ли диаметр опорного валка одновременно с диаметром рабочего валка или остается по стоянным. Основное влияние на тепловой баланс оказывает изме нение диаметра рабочего валка.
Таким образом, можно сделать следующие выводы о влиянии диаметров валков на параметры теплового баланса непрерывного стана холодной прокатки:
1) увеличение диаметра приводит к росту работы прокатки
итепловыделения в очаге деформации;
2)все дополнительно выделившееся в очаге деформации тепло передается рабочим валкам, а тепло, уносимое с полосой, при этом не изменяется;
3)тепло, дополнительно поступившее к рабочим валкам, при установившемся режиме отводится эмульсией и передается опорным валкам. При этом чтобы температуру эмульсии при подаче и сливе поддерживать неизменной, расход эмульсии должен быть увеличен, тогда температура рабочих валков останется практически постоян ной. Если же сохранять постоянным расход эмульсии, то температура рабочих валков и эмульсии (на сливе) возрастет, что в ряде случаев
(особенно, если tp превысит 100 град) может неблагоприятно отра зиться на работе стана и качестве проката;
4)при увеличении диаметра рабочего валка температура опор ных валков несколько возрастает, причем это мало зависит от того, увеличивается ли диаметр опорных валков или остается неизменным.
Следовательно, можно сделать общий вывод, что увеличение диа метра валков на станах с эмульсионным (или водяным) охлажде нием не дает положительного эффекта с точки зрения теплового баланса стана, так как может привести к росту температуры валков или потребовать увеличения расхода эмульсии. Например, при уве личении Dp с 0,4 до 0,5 м (рис. 48, д) расход эмульсии должен быть
162
увеличен: в I I I клети — с 330 до 390 м3 /ч, в |
IV клети — с 390 до |
480 м3 /ч. |
|
Однако при выборе оптимального диаметра |
валков недостаточно |
руководствоваться только соображениями, связанными с тепловым балансом. Не менее важное значение имеют колебания и устойчи вость теплового профиля валков, так как от них зависят качество и профиль прокатываемой полосы, частота обрывов и т. д.
Подробный анализ этого вопроса изложен в гл. V I I , где показано, что тепловой профиль у валков большего диаметра более устойчив, чем у валков меньшего диаметра; следовательно, одинаковые колеба ния температуры приведут при прокатке на валках большего диа метра к меньшим отклонениям от допускаемых размеров и профиля полосы. Это преимущество необходимо учитывать, если на стане нет системы автоматического регулирования подачи эмульсии (САПЭ). При наличии САПЭ можно обеспечить устойчивый тепловой профиль при любом диаметре валков.
На основании вышеизложенного можно сделать следующий прак
тический вывод по выбору оптимального |
диаметра рабочих валков. |
||||||||||||
Если |
стан |
оснащен |
системой |
автоматического |
поддержания |
теп |
|||||||
лового |
профиля |
валков, |
то |
диаметры рабочих |
валков следует |
выби |
|||||||
рать |
минимальными, |
исходя |
из |
оптимального |
диапазона, |
установ |
|||||||
ленного |
условиями |
прочности, |
жесткости |
и |
предельной |
выкатывае- |
|||||||
мости. Если такая система отсутствует, |
то из указанного |
диапазона |
|||||||||||
следует |
выбирать |
максимально |
возможные |
диаметры, |
учитывая, |
||||||||
однако, |
при этом |
необходимость |
дополнительных |
затрат |
на |
увели |
|||||||
чение |
мощности системы |
охлаждения. |
|
|
|
|
|
||||||
3. ИЗМЕНЕНИЕ |
КОЭФФИЦИЕНТОВ |
ТЕПЛООТДАЧИ 1 |
|
|
|
||||||||
Контактный |
теплообмен |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
В настоящее время повсеместно ведутся большие работы по при |
|||||||||||||
менению различных |
смазок |
и эмульсий |
с целью интенсификации |
режимов обжатий, улучшения качества поверхности и снижения энергосиловых параметров прокатки.
Изменение состава применяемой смазки или эмульсии может повлиять на величину коэффициента контактного теплообмена <хк. т . Это приведет к перераспределению тепловых потоков, изменению температуры полосы и валков, а также расхода эмульсии.
Установленное экспериментальным путем значение коэффи циента ак . т на современных прокатных станах при работе с при менением эмульсии минерального масла составляет 480 квт/(м2 • град)
[4,1 • 105 |
ккал/(м2 -ч-град)]. При |
исследовании |
влияния |
вели |
|||
чины оск.т |
на тепловой |
баланс |
его |
значения изменяли |
от |
230 до |
|
700 квт/(м2 • град) [от |
2-Ю5 до |
6*105 ккал/(м2 -ч-град)] |
с |
шагом |
|||
116 квт/(м2 • град) [1 • 106 ккал/(м2 -ч-град). При этом значения |
других |
||||||
1 Расчет выполнен в ккал/(м3 -ч-град). |
|
|
|
|
|||
11* |
|
|
|
|
|
|
153 |
коэффициентов теплоотдачи принимали постоянными и равными, вт/(м2 -град) [ккал/(м2 -ч-град)]:
а1р = 2320 (2000); а 1 о п = 1160 (1000); а 2 = 2320 (2000).
Кроме общих исходных данных, постоянными принимали сле дующие величины:
Dp = |
0,5 м; £>о п |
= 1,3 |
м; |
*9 М х |
= |
35° С; |
*э м2 |
= 40° С; |
|
/ н 1 = |
40° С; |
vn |
j V |
= |
15 м/сек. |
|
|
Согласно |
уравнению |
(39) увеличение |
ак . т |
при |
прочих равных |
условиях должно вызывать соответственное увеличение количества тепла Qpj, поступающего в валки в единицу времени.
Следовательно, при постоянной величине Qnpf должно снижаться
количество тепла AQn/-, уносимого с полосой, а значит, и |
температура |
|
полосы tKj, что подтверждается графиками рис. 49, а—в. |
|
|
Количество тепла, выделяющегося при прокатке (Qn p / -), |
согласно |
|
уравнению (38) не зависит от а к . т . Поэтому значения |
Q n p i |
и Qn pii |
на рис. 49, г |
горизонтальны. На третьей и четвертой клетях увели |
чение а к т |
приводит к снижению температуры полосы с 320—340 |
до 290° С, а это, как указано выше, вызывает рост удельной работы прокатки. Этим объясняется рост Q n p m и Q n p i v на рис. 49, г и неко торое уменьшение интенсивности роста Qp ш и Qp I v при больших ак . т
на |
рис. 49, а. |
|
|
Рассмотрим изменение теплообмена между |
валками эмульсией, |
и |
полосой. |
при увеличении акт |
|
В связи с уменьшением температуры полосы |
уменьшается и количество тепла, отводимого от полосы эмульсией (рис. 49, д).
Рост теплового потока в рабочие валки Qp! вызывает соответ ственное увеличение их температуры (рис. 49, е). В результате повы шаются и остальные параметры теплового баланса, связанные с теп-
лоообменом г валков: |
Q p .S M , Q o n .ЭМ/-, Qon/, а |
также |
общий |
расход |
эмульсии на каждую клеть (рис. 49, ж). |
|
|
|
|
Таким образом, |
увеличение коэффициента |
а к . т |
вызывает |
значи |
тельное увеличение |
температуры валков и одновременно приводит |
кзаметному повышению расхода эмульсии. Например, при
изменении а к . т от 232 до 700 квт/(м2 |
• град) [от |
2-105 до |
6-105 ккал/(м2 • ч • град) ] температура рабочих валков I I I |
и IV клетей |
|
возрастает с 95 до 130—145° С, температура |
опорных валков — с 55 |
до 90—105° С, а общий расход эмульсии на стан — с 800 до 1250 м3 /ч,
т. е. более |
чем в |
полтора |
раза. |
|
|
|
|
Следовательно, |
при |
разработке |
и внедрении |
новых"технологиче |
|||
ских смазок |
и эмульсий |
необходимо |
избегать |
увеличения коэффициента |
|||
контактного |
теплообмена |
между |
полосой и |
валками. |
164