Файл: Совершенствование теплового процесса листовой прокатки..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
too |
|
2 |
1 |
|
|
|
^x |
|
|
75 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
SO |
b/2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
25\ |
L/2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
i |
i |
i |
i |
0,5 |
0,1 |
0,2 |
0,3 |
OA |
|
|
x/L |
|
|
|
100 |
|
|
|
|
90 - |
|
|
|
|
80\ |
|
|
|
|
70 |
|
|
|
|
60 - |
|
|
|
|
50 |
|
|
|
|
40 _ |
|
|
30 |
х ч . |
30 |
I |
I |
i |
|
I |
2 |
|||
|
|
|
|
|
0,1 |
0,2 |
0,3 |
4* |
0,5 |
too |
|
|
|
aокр'20 |
{л so |
|
|
|
|
|
|
|
|
so |
|
a, |
=20 |
у |
у |
|
|
|
|
||||
|
|
|
у |
40У |
|
^ |
60 |
у |
' |
|
у |
|
|
40 |
к |
|
|
|
|
|
20\ |
I |
|
|
|
|
в |
t |
i |
|
l |
l |
||
о |
20 |
40 |
60 |
|
100 |
потенциалов производили в цен трах полученных ячеек. Средние расчетные температуры Qx и ко эффициенты kx определяли, как
ивыше, по формулам (206)—
(209)с заменой в них величины
t3M на ^о к р.
На рис. 58, б приведены гра
фики изменения средней темпе ратуры Вх (кривая 1) и темпе ратуры на поверхности Qn0BX (кривая 2) от середины к краю бочки валка.
Рис. 58. Продолжение: |
в |
На рис. 58, в представлены |
||||||
б—изменение температуры от середины к краю |
качестве |
|
примеров |
зависи |
||||
бочки валка; |
в — зависимости |
6^ и 6^ от |
мости величин 9Ь и QL от отно |
|||||
относительной |
температуры |
в |
подшипниках; |
|||||
г — распределение средней |
температуры по |
сительной |
температуры |
в под |
||||
|
длине бочки |
|
|
шипниках |
при разных |
значе |
||
рис. 58, г — характерные кривые |
ниях осо к р и ЫЬ = 0,75, |
а на |
||||||
распределения |
средних темпера |
|||||||
тур 9^ по длине бочки |
для различных |
значений |
6П и ЫЬ = 0,6. |
Приведенные графики показывают, что при относительной тем пературе подшипников 9nsg;80% характер распределения темпера тур в осевом сечении валка дрессировочного стана в принципе такой же, как и для валков прокатных станов. Однако имеются и некоторые существенные отличия.
1. Величины 9Й, 96 , QL и 9L значительно выше, а перепад тем пературы по длине бочки значительно меньше, чем при жидкостном охлаждении. Например, для случая, рассматриваемого на рис. 58, а:
Вь = |
85%; 9L = 40% (по сравнению с 96 = 57%; QL = 4,8% на |
рис. |
57, б). |
196
2. Неравномерность температуры в поперечных сечениях, харак
теризуемая коэффициентами |
кх, значительно меньше, |
чем в валках, |
|||
охлаждаемых жидкостью. |
Например, |
у края |
бочки |
практически |
|
для всех случаев kL |
1,05, |
у кромки |
полосы |
kb = 0,98. Следова |
тельно, для рабочих валков дрессировочных станов при нормальной температуре подшипников допущение о независимом изменении тем
пературы в каждом поперечном сечении |
выполняется |
весьма точно, |
||||||||
и формулой (197) можно пользоваться |
без существенных |
погреш |
||||||||
ностей во всем |
диапазоне технологических режимов. |
|
||||||||
3. |
От коэффициентов |
теплоотдачи |
а 0 к р зависят |
только |
величины |
|||||
Эй и |
0 i ; |
и практически |
не зависит |
неравномерность |
по сечениям, |
|||||
характеризуемая |
коэффициентами |
kb |
и |
kL. |
|
|
|
|||
4. |
При повышенной |
температуре |
подшипников |
(0П > |
80%) ха |
|||||
рактер |
распределения |
температуры |
по |
длине валка |
изменяется, |
так как край бочки разогревается от тепла, поступающего со стороны шейки. Тепловой профиль валков при этом искажается; так из рис. 58, г видно, что при 0П з> 100% температура у края бочки 0L становится больше, чем у кромки полосы Qb. Это нарушает нормаль ные условия профилирования валков, в связи с чем на дрессировоч ных станах необходимо принимать специальные меры для предот вращения разогрева подшипников валков >40—45° С.
5. |
Значения |
относительных |
температур |
QB И |
®Lн |
е |
являются |
|||
постоянными, как при водяном |
охлаждении, а зависят |
от величин |
||||||||
а о к р и 0П . Эти зависимости, показанные на рис. 58, виг, |
|
можно вы |
||||||||
разить уравнениями: |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
db = a1Qn-T-b1; |
QL = aA |
+ b2, |
|
|
|
(215) |
||
где ах |
— постоянный коэффициент, |
зависящий |
только |
от |
ширины |
|||||
|
полосы; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а2 = тхаокр |
+ пъ |
Ьх = т 2 |
а о к р |
+ п2 ; |
Ь2 = т 3 а о к р |
+ |
п3. |
(216) |
|
Величины, необходимые для вычисления 0;, и QL |
по |
формулам |
||||||||
(215) |
и (216), приведены |
в табл. |
10. |
|
|
|
|
|
Проведенные исследования позволяют предложить уточненные формулы для расчета теплового профиля валков дрессировочных
станов |
при стационарном режиме, |
аналогичные |
формулам (212): |
|
|
Ат ( о_б) =a„D[t0 |
— kbtb — (1 — кь) * о к |
р ] ; j |
|
|
A T ( 0 - L ) = а л О [ ^ 0 |
— kLtL |
— ( 1 — kL)t0KP]. |
J |
Из |
формул (217) видно, что тепловой профиль |
валков дрессиро |
вочных станов на ширине полосы зависит не только от поверхностных
температур t0 и tb, |
но и от температуры окружающего |
воздуха ^о к Р . |
|||
Например, если по замерам t0 = 50° С, tb = 44° С, |
^0 | ф = 25° С, |
||||
то |
для |
Dp = 500 |
мм |
получим: |
|
при |
kb |
= 0,98; kL |
= |
1,05: |
|
|
|
Д т ( 0 _ 6 ) р |
= 12 • 10"6 • 500 [50 — 0,98 • 46 — 0,02 • 25] =. |
||
|
|
= |
0,006 мм/град - 4,5° С = 0,027 мм. |
|
197
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 10 |
|
Значения |
величин в формулах (215), (216), |
характеризующих |
|
|
|||
тепловой |
профиль рабочих валков дрессировочных |
станов |
|
|
|||
Отношение |
m,-103 |
|
m 2 |
n2 |
m 3 |
"3 |
|
b/L |
|
|
|||||
0,6 |
0,09 |
—4,33 |
0,775 |
—0,15 |
91,7 |
—0,175 |
29,5 |
0,75 |
0,12 |
—3,9 |
0,675 |
—0,15 |
90,4 |
—0,225 |
42,5 |
0,85 |
0,17 |
—1,93 |
0,514 |
—0,15 |
88,0 |
- 0 , 2 |
53,8 |
А |
при |
расчете |
по |
приближенной |
формуле |
(192) |
Ат <о-б)р = |
|
= |
0,006 |
мм/град (50 — 46) = 0,024 |
мм, т. е. ошибка |
составляет |
||||
около 13%. |
|
|
|
|
|
|
||
|
С помощью графика рис. 58, б и формулы (200) можно установить |
|||||||
связь между температурой |
валка в середине бочки и температурами |
|||||||
у |
кромки |
полосы |
и |
края |
бочки. |
|
|
|
|
В результате |
получим |
формулы, |
аналогичные |
(213): |
валок осуществляет контактный теплообмен на длине бочки L с ра бочим валком, имеющим более высокую температуру в середине бочки (по ширине полосы).
Свободные от полосы |
концы бочки опорного валка охлаждаются |
|
жидкостью (коэффициент |
теплоотдачи а 1 о п ) или воздухом (коэффи |
|
циент теплоотдачи а 0 к Р ) . |
Следовательно, граничные условия |
при |
моделировании относительных (безразмерных) температурных |
полей |
в опорных валках могут быть приняты такими же, как и для рабочих
валков |
(см. рис. 56, а, б). |
|
|
|||
В |
результате |
моделирования получены |
зависимости от а 1 о п ; |
|||
6П . а о к Р |
относительных |
поверхностных температур у |
кромки по |
|||
лосы 6 Ь о п |
и у края бочки 8 i o n , а также соответствующих |
им средних |
||||
температур б Ь о п |
и 0 L o n |
(или коэффициентов |
kbon, kLon), |
аналогич |
ные выражениям (213), (215) и (216). Для опорных валков при жид костном охлаждении:
в&оп ^ |
С 1 о п с с 1 о п |
-\~ d l o n \ |
|
ubon = |
1 опа1 оп |
ч , |
(213a) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
h = — t _J_ i i |
|
|
0 \ i • |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
®L оп ; |
С2 о п а 1 on ~\~ d2 |
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0£оп = |
с.2 опа1 оп |
•d. |
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
100 |
0 |
|
' |
\ |
|
|
100 У 0 K P' |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6L |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(218) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 on- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для опорных валков дрессировочных станов (воздушное охлаждение) |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
( 1 |
|
|
10^0 ) |
W |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
t |
l ~~ 100 t o |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Qfcon = |
« 1 оп 0п + blt |
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(215а) |
|||||||
Для |
средних |
температур |
/ |
й |
и |
t |
L |
в |
|
формулы |
надо |
подста |
|
|
|
|
|
|
L |
on |
••и |
а0 |
Т~ ^2 оп> |
|
|
|||||||||||||||||
|
|
|
где |
|
|
|
|
|
2 |
оп^п |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
вить 6Ь и 8L . Из этих |
формул |
видно, |
|
что температуры |
у |
кромки |
|
|
а1 оп |
0,09 (для всех b/L и |
а о к р ) ; | |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
полосы и у края бочки валка являются |
линейными |
|
функциями тем |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
пературы в середине |
бочки |
и температуры |
окружающей среды. |
|
|
|
а2 |
ОП |
т |
\ |
о п а о к р |
~Ь п |
1 оп! |
I |
|
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(216а) |
||||||||||
Распределение |
|
температуры |
в осевом сечении |
|
опорных |
валков |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
о п а о к р ~Ь п2 |
оп; |
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
т |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
В связи с отсутствием геометрического подобия опорных и рабо |
|
|
|
|
|
т3 |
опаокр + |
п 9 „ п . |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
чих |
валков |
|
(Dp/L = 0,2 ч-0,4, |
a |
D0JL |
|
= 0,6 -г-1,1) |
электрическое |
Значения величин, характеризующих тепловой профиль опор |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
моделирование температурных полей в опорных валках было выпол |
ных |
валков, |
приведены |
в табл. П . |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
нено на специальных |
моделях соответствующих размеров. Опорный |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 11 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Значения |
величин |
в формулах (213а),' (215а) |
и |
(216а), |
|
характеризующих |
тепловой |
профиль |
опорных |
валков при прокатке |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
и дрессировке (£ь0 п = |
8- Ю " 5 а ] о п 4- 0,75) * |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
Отноше |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vi-1076,-103 |
уг-Ю'/6г |
ffllon'10' |
|
|
"юп |
|
т 2 0 П |
« 2 0 П |
тзоп |
"зоп |
|||||
ние |
с |
ю п ' |
1 0 |
' |
d |
ion |
с ю п ' 1 |
|
|
d l o n |
|
С |
2 0 П ' |
1 |
0 8 |
rf |
20n |
|
|
|
rf20n |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
b/L |
|
|
|
в з |
|
|
|
|
|
|
|
С 2 0 П ' 1 0 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,011/1,5 |
5,95/0,775 |
- 3 , 1 |
|
|
0,527 |
|
—0,15 |
88,0 |
—0,35 |
41,5 |
||||
0,6 |
|
|
—11,2 |
|
77,6 |
- 4 , 8 |
|
|
59,8 |
|
—3,0 |
|
|
5,0 |
|
- 2 , 4 |
10,8 |
0,012/2,05 |
4,63/0,732 |
—2,5 |
|
0,440 |
|
—0,15 |
91,0 |
—0,35 |
55,0 |
|||||||||||||||
0,75 |
|
—14,4 |
|
78,6 |
—6,0 |
|
|
58,7 |
|
—8,4 |
|
12,4 |
|
|
- 4 , 6 |
18,8 |
0,013/2,32 |
2,82/0,725 |
- 2 , 1 |
|
|
0,347 |
|
—0,15 |
92,0 |
—0,35 |
69,5 |
|||||||||||||||
0,85 |
|
—15,2 |
|
78,2 |
- 6 , 0 |
|
|
57,0 |
|
- 11,2 |
|
20,9 |
|
—6,6 |
28,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
» |
Величины |
k L |
o n и |
k b o n |
определяют |
|
из соотношений: |
1>ь о п |
|
= |
вь |
о |
п / в ь |
о п ; |
* L о п = |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
199
198
Исследования показали, что неравномерность по сечению в пре делах ширины полосы у опорных валков несколько выше, чем у ра бочих, а у края бочки — примерно такая же.
Эти зависимости для опорных валков дрессировочного стана вы ражаются следующими формулами:
|
k b m = |
1,8- |
10-3 6п + |
0,816 |
||
(для любой ширины |
полосы |
и |
при |
любом |
значении а о к р ) ; |
|
К on = |
( Y I « O K P + |
6 l ) 0 п + |
(Y2 |
Нг |
« о к р + «в) . |
4. ИССЛЕДОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ПО ДЛИНЕ БОЧКИ ВАЛКОВ НА ДЕЙСТВУЮЩИХ СТАНАХ
Расчетные кривые распределения температуры по длине бочки
валков (см.. рис. |
57, б, 58, б) имеют одну характерную особенность: |
они существенно |
отличаются от парабол. |
На средней части бочки шириной свыше 2 / 3 Ь температура поверх |
ности практически остается постоянной, у кромки полосы проис ходит резкое падение температуры, особенно при охлаждении жид костью, которое заканчивается на свободном от полосы конце бочки. Ранее при описании и расчете теплового профиля валков большинство авторов принимало параболический закон распределения темпера туры вдоль бочки [27—-30].
Учитывая важность уточнения величины тепловой выпуклости для анализа формы активной образующей валков и разработки опти мальных методов их профилирования, были проведены широкие экспериментальные исследования на ряде действующих станов, цель которых состояла в проверке расчетных зависимостей и в первую
очередь |
выяснении |
действительной |
формы |
кривой |
распределения |
|||||||
температуры |
вдоль |
бочки. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Валки листовых станов можно разделить на три основные группы |
||||||||||||
с различными |
условиями теплообмена на |
поверхности |
бочки. |
|||||||||
/. |
Валки |
с |
жидкостным |
охлаждением |
без регулирования |
расхода |
||||||
жидкости по |
|
длине |
бочки. |
К этой |
группе |
относится |
большинство |
|||||
валков |
станов |
горячей прокатки, в |
том |
числе тонколистовых. |
||||||||
2. |
Валки |
с |
жидкостным |
охлаждением |
и |
секционным |
|
регулирова |
||||
нием |
расхода |
жидкости по длине бочки. Сюда относятся |
все рабочие |
|||||||||
валки и частично опорные валки станов |
холодной |
прокатки. |
||||||||||
3. |
Валки |
без жидкостного |
охлаждения. |
К этой группе |
относятся |
рабочие и опорные валки дрессировочных станов, охлаждаемые воз духом за счет свободной конвекции.
Расчетным граничным условиям, приведенным в разделе 3 гл. V I I , наиболее близко соответствуют условия работы валков первой и третьей групп, поэтому для них следует ожидать лучшего соответ
ствия расчетных и замеренных данных. |
|
||
Т е м п е р а т у р у |
р а б о ч и х |
и о п о р н ы х |
в а л к о в |
п е р в о й г р у п п ы |
измеряли на шестиклетевом стане 1700 горя |
||
чей прокатки тонкого |
листа Череповецкого металлургического за- |
200