Файл: Совершенствование теплового процесса листовой прокатки..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где Atmax— максимальная разность температур системы валок— граничные условия, значение которой указано выше, при формулировке дифференциального уравнения (5);

9«, в/-,, — относительные температуры соответственно на внешней и внутренней поверхностях;

1 J 0 ( p ) p d p - относительная средняя темпе­

 

ратура

валка.

 

 

 

Принимая во внимание, что во всех дальнейших расчетах

принято

r0IR = k =

0,2, получим

 

 

 

 

 

0 ^ 2 , 1 J 6(p)pdp.

"

(28)

 

 

0,2

 

 

 

Приняв

Е = 216

Гн/м2 (2,2-106

кГ/см2 ) а л =

12-10"6

град" 1

и v = 0,3,

окончательно получим:

 

 

 

 

=

3,716-8*]; _

^ = 3 , 7 [ в - е

].

(29)

 

^ ' т а х

а ' т а х

u

 

Из рассмотрения формул (29) видно, что основной переменной ве­ личиной в них является средняя температура по сечению валка, которая является функцией времени и характера теплового режима. Температуры на внутренней и внешней поверхностях могут быть как постоянными, так и переменными.

Как отмечалось выше в п. 4, при анализе граничных условий для станов горячей прокатки, температура на поверхности валка во время прокатки рулона т х устанавливается мгновенно и остается в данной клети постоянной в течение этого процесса и равной макси­ мальному значению 8^ = 1. При переходе к паузе, если, например, внешнее охлаждение не отключается, то температура 8# также практи­ чески мгновенно устанавливается минимальной и равной в течение времени т 2 9* = 0. На внутренней поверхности, если имеется внут­ реннее охлаждение, 8Го , как и на внешней поверхности, принимает минимальное значение: дГо = 0 (как правило, температуры охлаж­ дающей жидкости на внешней и внутренней поверхностях близки по величине).

Таким образом, в рассмотренных случаях 9# и Qrявляются фик­ сированными значениями. Если в период пауз (время т2 ) внешнее охлаждение отключается, то происходит выравнивание температуры по сечению валка и температура на поверхности 8* является функ­

цией

времени. Таким

же образом

меняется во времени температура

8Г о ,

если отсутствует

внутреннее

охлаждение валка.

При исследовании радиальных температурных полей (см. раз­ дел 4) был сделан вывод, что эти поля зависят от ритма и цикла

прокатки (ф и Fo0), а также от характера

теплового

режима валка.

От тех же параметров зависят величины

8, 9* и 9

Л о , являющиеся

составной частью температурных полей, а следовательно, в соответ­ ствии с формулами (29) и температурных напряжений.

39


Рассмотрим изменения

температурных напряжений

на внешней

и внутренней поверхностях

otR и сг^ в цикле прокатки

одного ру­

лона

(за время т0 ) и в течение времени до установления

стационар­

ного

и квазистационарного

режимов, т. е. за период т = пт0 , где •

п — число циклов или рулонов.

Впериод прокатки (тг ) происходит прогрев валка, и средняя температура 0 увеличивается, оставаясь меньше QR (0 < QR). При этом абсолютная величина разности 0 — QR уменьшается, т. е. напряжение OtR является отрицательным (сжимающим) и умень­ шается.

Втот же период разность 0 — 0Г о увеличивается, причем при внутреннем охлаждении (0Л о = const) более интенсивно. Без внут­ реннего охлаждения величина 0Л о постепенно по мере прогрева валка возрастает, но медленнее, чем 0, поэтому разность 0 — 0Г о увели­ чивается, но менее интенсивно, чем при внутреннем охлаждении.

Следовательно, напряжение atr внутри валка является положитель­ ным (растягивающим) и во время х1 возрастает, причем более резко при внутреннем охлаждении.

Впериод паузы (т2 ) средняя температура 0 уменьшается; следо­ вательно, уменьшается по величине и напряжения на наружной и внутренней поверхностях. Если при наступлении паузы внешнее

охлаждение не отключают, то величина OtR падает более резко.

При применении внутреннего охлаждения быстрее уменьшается

и ве­

личина at, . Наибольшие по величине напряжения atn и otr

появ-

ляются в моменты перехода от конца прокатки (К. П.) к началу па­

узы (началу остывания Н. О.), от конца

паузы (конца остывания

К. О.) к началу

прокатки

рулона (Н. П.)

 

Для анализа

влияния

ритма прокатки

и типа теплового режима

на величину максимальных температурных напряжений на внешней и внутренней поверхностях построены зависимости этих напряже­

ний при Fo0

= 0,236 в экстремальные моменты Н. П., К. П., Н. О.

и К. О. Эти зависимости

представлены на рис. 10, где показано из-

менение напряжении .,

и

. 0

за период двух

смежных ЦИК -

 

 

А ' т а х

 

"'max

 

 

лов прокатки

Foon

и Fo0(n+i)

на квазистационарном

режиме для рит­

мов: ф = 0,09; 1,0; 11,0.

Исключение составляет

зависимость этих

напряжений

при

тепловом

режиме без внутреннего охлаждения

с отключением внешнего

в период

пауз (рис. 10, б). В этом случае

нет квазистационарного режима, а есть только стационарный, в ко­ тором температура по сечению равномерна, поэтому для качествен­ ного анализа зависимость напряжений рассматривается на неуста­ новившемся режиме.

Напряжения рассчитывали следующим образом, : из соответ­ ствующего температурного поля на квазистационарном режиме (см. рис. 5) вычисляли среднюю температуру 0 в момент оконча­ ния паузы (К- О.) (практически брали момент, близкий к К. О.).

40


Далее

определяли разность

9 — 0Л ,

соответствующую

переходу от

К.

О.

к

Н.

П.,

где в этом случае

QR =

1, а затем по

выражению

(29)

вычисляли

cr^/A^max-

Величину

напряжения в момент оконча­

ния

прокатки

(К. П.) определяли

по разности средней

температуры

в момент

конца прокатки и 0^ =

1. Далее

следует момент перехода

от конца прокатки (К- П.) к началу паузы, и напряжение в этот момент (Н. О.) определяли по разности средней температуры конца

прокатки

и температуры, установившейся

на поверхности в

момент

Н. О.: 0^

= 0. Так как согласно выводам,

сделанным ранее,

темпе­

ратура на поверхности основной зоны валка устанавливается практи­ чески мгновенно, то на рисунках моменты К. П. и Н. О., а также К. О. и Н. П. совмещены. Затем аналогичным образом определяли

напряжение в конце паузы (К. О) и цикл повторяли.

 

Напряжение на внутренней поверхности atr

в указанные

моменты

для данного теплового режима рассчитали по

выражению

(29), где

от средних температур вычитали температуры 9Г о , полученные для указанных моментов из температурного поля. В этом случае значе­ ния напряжений в моменты Н. П. и К. О., а также К. П. и Н. О.

равны по

величине.

 

 

 

В связи с тем что в промежутках между моментами Н. П., К. П.,

Н. О., К. О. напряжения не вычисляли, на рисунках

указанные

экстремальные точки условно соединены прямыми линиями.

Проанализируем приведенные зависимости. Первоначально рас­

смотрим

тепловой режим

без

внутреннего

охлаждения

(см. рис.

10, а, б). При этом

режиме

напряжения на

внутренней

поверхности в два-три раза меньше, чем на внешней поверхности. Если учесть, что при прокатке внутренняя поверхность нагружена значительно меньше, чем наружная, то напряженное состояние этой поверхности не представляет большой опасности.

На внешней поверхности, как было отмечено при анализе проч­ ности валков, наиболее неблагоприятными напряжениями являются положительные (растягивающие) напряжения otR. Из рис. 10, а видно, что, если во время паузы охлаждение не отключают, то вели­

чина максимальных растягивающих напряжений

а ^ / А ^ т а х с

умень­

шением ф, т. е. с увеличением времени паузы т 2 ,

увеличится. При от­

ключении внешнего охлаждения (см. рис. 10, 6) в этот период

растя­

гивающие напряжения atR вообще не возникают. Следовательно, с уменьшением ф, т. е. с увеличением интенсивности процесса про­ катки, в период пауз необходимо обязательно отключать охлажде­

ние. Т1оложение усугубляется

еще и тем, что при переходе от паузы

к прокатке (К. О.) в первые

1—5 оборотов в активной зоне валка

идет неустановившийся процесс, т. е. температура на поверхности

активной зоны 9б или 0^

растет,

а следовательно,

напряжение atR

хотя и уменьшается, но

в этот

период остается

растягивающим.

Кроме того, в этот момент уже началась прокатка и поверхность валка полностью нагружена контактными напряжениями. Это может привести к возникновению опасных эквивалентных напряжений сгэ к в

41



42

43

и поверхностному разрушению валка. Если наряду с наружным охлаждением имеется и внутреннее (см. рис. 10, в, г), то зависимости напряжений от ритма прокатки ер аналогичны рассмотренным выше, однако опасные растягивающие напряжения на поверхности при­ мерно в 1,5 раза ниже.

Целесообразность отключения внешнего охлаждения в период пауз при малых ср полностью распространяется и на этот случай, ибо при отключении внешнего охлаждения растягивающие напряже­ ния в поверхностном слое вообще отсутствуют (см. рис. 10, г). На­ пряжения на внутренней поверхности для этих режимов только ра­

стягивающие,

однако они несколько больше, чем для режимов, при­

 

 

 

 

 

 

 

веденных на рис. 10, а, б. Однако

 

 

 

 

 

 

 

при правильном методе закалки

 

 

 

 

 

 

 

эти

напряжения

не

представ­

 

 

 

 

 

 

 

ляют

опасности

для

прочности

 

 

 

 

 

 

 

валков [1] .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приведенные результаты по­

 

 

 

 

 

 

 

казали, что в пределах каждого

 

 

 

 

 

 

 

цикла

прокатки

т 0 ,

включаю­

 

 

 

 

 

 

 

щего машинное время т х и время

 

 

 

 

 

0,8

fo

паузы

т 2 , возникают

как поло­

 

 

 

 

 

жительные

(растягивающие),

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 11 Изменение

температурных-

напряже­

так

и

отрицательные

(сжимаю­

ний О/. / Д ' т а х

в

начальный период

про-

щие)

напряжения. Наибольшие

катки

при

отсутствии внутреннего

охлажде­

по

абсолютной величине значе­

 

 

 

 

ния

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ния этих напряжений возникают

либо

в

момент

начала прокатки,

либо

в

начале

паузы.

 

При оценке прочности валков представляет интерес динамика из­ менения максимальных значений этих напряжений от начала про­

катки до наступления квазистационарного процесса.

 

Анализ

этих

изменений

позволил

сделать

следующие выводы:

1. По мере прогрева валков максимальные значения неблаго­

приятных

растягивающих

напряжений

atR

в

поверхностном

слое

возрастают

(при

режимах

отключением

внешнего охлаждения),

а благоприятные

сжимающие напряжения

atR

уменьшаются

(при

отключении внешнего охлаждения). Таким образом, во всех случаях для поверхностного слоя бочки самое неблагоприятное напряженное состояние наступает после выхода на квазистационарный или ста­ ционарный режим.

2. Для внутренних слоев валка (у осевого отверстия) время появ­ ления наиболее неблагоприятных растягивающих напряжений зави­ сит от способа охлаждения.

Если внутреннее охлаждение отсутствует, то максимальные ра­ стягивающие напряжения возникают в начальный период работы

валков

при

Fo0,06

и равны +1,7

Мн/(м2 -град),

или

0,17 кГ/(см2 • град) (рис. 11),

а затем постепенно убывают, так

как

из-за прогрева внутренних

зон

разность

(9 —

9Г о ) постепенно

уменьшается. Чтобы избежать этого

нежелательного

явления, целе-

44