Файл: Ремонт строительных машин учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Расчетная толщина осаждающегося металла может быть най­ дена по формуле

h — G_

1 0-2 6 ,8 в т /к

М М ,

(6 . 12)

t /к

 

 

где 7 — плотность осаждаемого металла, г/см3; / к— площадь катода, наращиваемого металлом, дм2.

Отношение величины тока i к площади /к называется катодной плотностью и обозначается DK. При этих обозначениях толщина

осаждающегося металла составит

 

h =

(6.13)

Приведенная формула позволяет найти лишь среднюю величи­ ну h, которая будет совпадать с фактической только в том случае, если осаждающийся металл равномерно распределяется по поверх­ ности катода. В действительности это достигнуть удается только при малых толщинах наращиваемого металла.

Основное время t электролитического осаждения металла при заданных h и DK равно

f IQfr я. (6.14)

Величина тока i, необходимая для получения осадка металла заданной величины, может быть определена по формуле

i

Ю 4/кТ

_

(6.15)

 

 

а при заданной катодной плотности

DK по

формуле

 

1 = /к О к а.

(6.16)

Приведенные формулы позволяют произвести расчеты мощно­ сти энергетических источников, их количества, продолжительности процессов осталивания, хромирования или осаждения других ме­ таллов.

Пример. Для восстановления изношенных поршневых пальцев двигателя КДМ-100 требуется нарастить слой хрома h= 0,08 мм; диаметр пальца 60 мм, длина 130 мм. Одновременно в ванну за­

гружается 12 пальцев,

катодная плотность Z)K= 45 а/дм2,

плот­

ность хрома х= 6,9 г/см3, коэффициент полезного действия

ванны

irj= 0,15, электрохимический

эквивалент С= 0,324 г/а-ч. Требуется

определить время хромирования и мощность источника тока.

Время хромирования

определяем по формуле (6.14)

 

,

10/гтс

10-0,08

-6,9

0 [- ,

 

1 ~~

 

~~ 0,324-45

-0,15 ~

1,0 Ч'

 

Ш


Величину тока, необходимого для хромирования одновременно 1 2 пальцев, находим по формуле (6.16)

i = / к£>к = itdlnDK= 3,14-0,6-1,3-12-45== 1323 а.

Источниками тока установок для электролитического наращи­ вания металлов служат низковольтные мотор-генераторы АНД, вырабатывающие ток 500/250; 1000/500 и 1500/750 а при напря­ жении 6 / 1 2 в.

В комплект оборудования для электролитического наращивания входят ванны различного назначения: для ведения процесса хро­ мирования, промывания деталей холодной и горячей водой и для обезжиривания деталей.

Для подвешивания деталей в комплект оборудования входят специальные подвески, конструкция которых позволяет изменять в ванне расстояние между деталями и анодами.

Восстановление деталей хромированием и осталиванием. Хро­ мирование— наиболее распространенный вид электролитического наращивания металлов на поверхности деталей машин. Это обус­ ловлено тем, что слой хрома характеризуется высокой твердостью, износостойкостью и способностью выдерживать воздействие высо­ ких температур и агрессивных сред.

Твердость хромового покрытия достигает 950 кгс!мм? и более, по износостойкости оно в несколько раз превышает закаленную сталь, в обычных атмосферных и температурных условиях покры­ тие не окисляется.

Недостатками хромирования являются малая скорость покры­ тия (0,015—0,25 мм в час), снижение прочности осадка при уве­ личении толщины покрытия и сравнительно большая стоимость. Поэтому хромированием восстанавливаются, как правило, детали,

имеющие небольшие износы (поршневые пальцы, шейки коленча­ тых и распределительных валов, стержни клапанов и т. п ).

Хромирование может быть гладким и пористым. Необходи­ мость применения пористого осадка вызывается тем, что гладкие хромированные поверхности плохо удерживают смазку и при тре­ нии быстро изнашиваются. Поэтому для лучшего удержания смаз­ ки на трущихся поверхностях покрытие делают пористым.

Свойства хромовых покрытий, основные из которых приведены в табл. 6.4, зависят от состава электролита, плотности тока и тем­ пературы электролита и оцениваются по внешнему виду поверх­ ности, которая может быть молочной, блестящей и матовой.

При выборе режима хромирования необходимо исходить из ус­ ловий работы деталей. При восстановлении деталей, работающих на износ под действием значительных удельных давлений и при знакопеременных нагрузках, следует применять осадки молочного вида; для деталей, работающих в условиях трения при малых удельных нагрузках (до 5 кгс/см2),— блестящие осадки; для дета­ лей, сопрягаемых с неподвижной посадкой,— матовые или блестя­ щие осадки.

112


Т а б л и ц а 6. 4

Ф и зи ко -м ехан ически е свойства хромовы х покры тий

 

Виды осадка хрома

 

Свойства и показатели режима

 

блестящий

матовый

 

М О Л О Ч Н Ы Й

П л о т н о с т ь т о к а , а/дм2

15— 20

3 0 — 3 5

4 0 — 45

Т е м п е р а т у р а э л е к т р о л и т а , ° С

6 0 — 6 5

5 5

4 5 — 50

П л о т н о с т ь х р о м а , г/см3

7 , 1

7 , 0

6 , 9

П р о ч н о с т ь с ц е п л е н и я с л о я х р о м а

30

3 0

3 0

с о с н о в н ы м м е т а л л о м , кгс/мм2

В ы с о к а я

С р е д н я я

Н и з к а я

И з н о с о с т о й к о с т ь

С о с т о я н и е п о к р ы т и я

З н а ч и т е л ь н а я

С р е д н я я

П о в ы ш е н -

 

ВЯЗКОСТЬ

х р у п к о с т ь

н а я х р у п ­

 

 

 

к о с т ь

Технологический процесс хромирования. Для получения хромо­ вого покрытия технологические операции выполняют в следующем порядке:

— механическая обработка деталей для устранения следов из­ носа, создания необходимой чистоты поверхности и припуска на толщину наращиваемого слоя;

монтаж деталей на специальные подвески;

обезжиривание деталей в ванне с бензином или раствором едкого натрия и промывание в горячей воде;

изоляция поверхностей, не подлежащих хромированию;

обезжиривание деталей и последующая промывка в горя­ чей и холодной воде в целях удаления с поверхностей жировых остатков, препятствующих сцеплению наносимого слоя с основным металлом;

— опускание деталей в ванну и выдерживание в ней без тока в течение 5—8 мин для выравнивания температур деталей и элек­ тролита;

— удаление следов окислов с поверхностей деталей анодным декапированием. Для этого детали соединяют с положительным полюсом, а свинцовые пластины — с отрицательным и включают ток на 30—50 сек\

хромирование деталей в ванне с электролитом;

промывка деталей в ванне — уловителе электролита, а затем

вхолодной проточной и в горячей воде;

снятие изоляции и разборка подвесного приспособления, про­

мывка деталей, сушка и нагревание их в масляной ванне при 120—150° С в течение 2—3 ч для удаления водорода;

— механическая обработка деталей после хромирования и кон­ троль качества.

Состав и концентрация электролита могут быть различными. Наиболее распространенными составами являются: для твердого

хромирования — хромовый

ангидрид— 150—200 г/л; серная кисло-

5 - 8 3 6

ИЗ


т а —1,5—2,0 г/л; железо — 6 г/л; окись хрома— до 4 г/л; для твердого хромирования и защитно-декоративного покрытия — хро­ мовый ангидрид — 200—250 г/л; серная кислота — 2,0—2,5 г/л; окись хрома — до 5 г/л; железо — до 5 г/л.

Для создания пористой поверхности деталь, покрытую глад­ ким слоем хрома, подвергают холодной обработке в ванне того же состава, пропуская ток плотностью 40—50 а/длВ в обратном на­ правлении при температуре электролита 50—60° С.

Пористость хромового покрытия можно создать также механи­ ческим или химическим способом. При механическом способе перед хромированием на поверхности делают точечные углубления, ко­ торые остаются и после окончания хромирования. Химический спо­ соб получения пористости сводится к травлению хромового покры­ тия, например, в соляной кислоте с применением ускорителя — окиси ртути.

Хромирование мелких деталей производится в ваннах. Для хромирования деталей больших размеров может быть применен струйный способ, при котором деталь (катод) обрабатывается струей электролита, подаваемой насосом' из кислостойкого мате­ риала. При этом деталь, установленная на подставках, вращается над ванной со скоростью 10—15 об/мин. Подогретый электролит подается к свинцовому наконечнику, являющемуся анодом, плот­ ность тока может составлять 50—ПО а/дм2.

Преимущество струйного хромирования состоит в возможности наращивания ограниченных участков поверхности детали (напри­ мер, на шейках вала в местах посадки колец шарикоподшипников), уменьшении объема работ по изоляции деталей, в возможности контроля покрытия в процессе электролиза и др.

Осталивание — процесс наращивания электролитического желе­ за, применяемый для восстановления изношенных поверхностей стальных деталей (опорные шейки валов, гнезда подшипников и др.). Технология процесса осталивания принципиально не отли­ чается от процесса хромирования. Анодом служат пластины из углеродистой стали марок Ст. 10 или 20, а катодом — деталь. Элек­

тролит должен иметь следующий состав:

хлористое

железо —

500—700 г/л,

хлористый натрий— 100—200

г/л, соляная кисло­

т а — 0,5—1,5

г/л. Температура электролита

96—98°С.

Плотность

тока 15—20 а/дм2. Твердость покрытия практически ограничивается 160—180 НВ. Для повышения твердости и износостойкости на осажденный слой стали может быть нанесен электролитическим, путем тонкий слой хрома. При необходимости детали после оста­ ливания могут быть подвергнуты цементации и закалке, как и обычные стали.

Преимущество осталивания состоит в возможности. наращива­ ния слоя металла толщиной до 5 мм, что необходимо для ремонта деталей строительных и путевых машин; в значительно большей производительности по сравнению с хромированием (в 8 1 0 раз); в меньшем, чем при хромировании, расходе электроэнергии (в 2,5


раза), в низкой

стоимости

и доступности материала

электро­

лита.

 

 

 

К недостаткам этого способа следует отнести сравнительно низ­

кую твердость и

прочность

осадков, сложность системы

очистки

и фильтрации ввиду больших выделений шлака при проведении процесса и недостаточно надежное сцепление осадков с поверх­ ностью легированных и термически обработанных сталей.

Меднение применяется в сочетании с покрытиями из других металлов, например с хромом, никелем и т. п., причем медь в этих случаях является основанием для последующего наращивания других металлов. Самостоятельно медь применяется для восста­ новления посадочных мест втулок подшипников при прессовых по­ садках. Меднение применяется также для наращивания изношен­ ных бронзовых и латунных деталей.

Электролитом является раствор сернокислой меди

(медного ку­

пороса) в воде, подкисленной серной кислотой.

медь— 150—

Примерный состав электролита: сернокислая

250 г/л,

серная кислота — 40—75 г/л.

Температура

электролита

18—20° С.

Плотность тока 1—2 а/дм2.

В качестве анодов приме­

няют медные пластины, а при индивидуальном покрытии втулок — цилиндры, изготовленные из листовой меди толщиной 2 —3 мм.

Никелирование применяется в основном как декоративное по­ крытие деталей. В настоящее время начинает применяться хими­ ческое никелирование (восстановление никеля из его солей без применения электрического тока) для восстановления прецизион­ ных деталей (плунжерных пар насосов дизельных двигателей, зо­ лотниковых распределителей гидропривода и т. и.).

Для никелирования приготовляется раствор следующего соста­ ва: сернокислый никель — 30 г/л, гипофосфат натрия (или гипо­ сульфит калия или кальция— 1 0 г/л), углекислый натрий, лимонная или янтарная кислота— 10 г/л при концентрации pH =40—50. Ни­ келирование производится путем погружения детали в раствор, на­ гретый до температуры 80—90° С. Скорость наращивания никеля составляет 15—30 мкм/ч. После наращивания деталь подвергают отпуску, нагревая ее до 350—400° С в течение 1 ч.

§ 4. Электрические способы размерной обработки восстанавливаемых поверхностей деталей

В ремонтном производстве нашли широкое применение новые электрические способы обработки деталей — электроискровой и анодно-механический.

Электроискровой способ обработки металлов основан на ис­

пользовании электроискровой эрозии (разрушении) металлов под действием искрового электрического разряда.

Если в воздушной среде между двумя электродами (рис. 6.12, а) создавать искровые импульсные разряды, то поверхность анода будет разрушаться, а на поверхности катода (детали) будет про­ исходить наращивание слоя металла. Если же такие разряды осу-

5'

115