ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 0
Сварка деталей из чугуна аналогична сварке деталей из стали. Она производится как с разделкой мест сварки, так и без раздел ки. Толстостенные ответственные детали сваривают с разделкой шва. Подготовленная для сварки деталь укладывается на свароч ный стол так, чтобы место сварки находилось вверху. Затем уста навливается требуемый режим сварочного тока и агрегат вклю чается в работу. Сварка начинается с обваркой лишь части длины трещины. Длина этой части составляет (3—6)3, где S — толщина детали. Сварка ведется обратноступенчатым способом, который по казан схематично на рис. 6.4, где цифрами обозначены номера уча-
Рис. 6.4. Порядок наплавки шва обратноступенчатым способом;
а — последовательность сварки; б — порядок |
наложения |
швов |
стков сварки, а стрелками —• направление |
сварки. |
На рис. 6.4,6 |
показан порядок наложения швов по сечению детали. После осты вания металла шов очищают от шлака и наплавляют соединяющие швы.
Швы следует наплавлять с обязательными перерывами для ох лаждения после наложения каждого из швов № 13, 14, 15, 16, 17, 18 и 19. Несоблюдение этого условия может привести к появлению трещин.
Чугунные детали иногда восстанавливают с помощью постанов ки штифтов и шпилек (рис. 6.5) с последующей их обваркой. Для этого вдоль трещины, отступив на 10—15 мм, сверлят в шахматном
порядке отверстия. В отверстия тонкостенных деталей устанавли вают гладкие шпильки или скобки из электродной проволоки, а в отверстия толстостенных деталей после их разделки завертывают штифты. Диаметр штифтов составляет 0,3—0,4 толщины детали, высота выступающей части — 0,5—1 диаметра штифта.
При сварке деталей этим способом наплавленный металл обра зует своего рода стяжку, закрепленную в теле чугуна по обе сто роны трещины. При охлаждении металл стяжки сокращается и плотно стягивает отдельные части детали.
Холодную сварку чугуна можно вести как постоянным, так и переменным током. При использовании постоянного тока приме няют обратную полярность. Сварку ведут: при толщине детали 5—10 мм сварочным током 120—200 а и электродом диаметром 3—4 мм, при толщине детали более 10 мм — электродом диаме тром 4— 6 мм и сварочным током 200—250 а.
Горячая сварка чугуна является более качественной. Она вклю-
100
чает механическую обработку места сварки, нагрев участка свар ки (или всей детали), сварку и охлаждение детали после сварки. Равномерный нагрев детали перед сваркой и последующее охла ждение обеспечивают получение шва со структурой серого чугуна и с невысоким остаточным напряжением.
A - B - C -B - E - F - G
Рис. 6.5. Применение штифтов при сварке чугуна стальными электродами
Механическая обработка состоит в разделке трещины или ра ковины с зачисткой до металлического блеска.
Нагрев всей детали (блока цилиндров, корпуса насосов и т. п.) производят до 600—700° С в горнах или специальных нагреватель
ных печах; местный нагрев про |
|
|
||||||
изводят газовой горелкой. |
|
|
||||||
Охлаждение |
детали |
после |
|
|
||||
оварки |
|
должно |
производиться |
|
|
|||
медленно, в течение |
нескольких |
|
|
|||||
часов |
в |
специальных |
камерах |
|
|
|||
или печах. |
|
|
|
Рис. 6.6. Пучок электродов для свар |
||||
Современные способыэлектро- |
||||||||
|
ки чугуна: |
|||||||
дуговой |
сварки. |
За |
последнее |
1 — стальной электрод; 2 — медный пру |
||||
время |
разработано |
и внедрено |
ток; |
3 — латунная полоска; -/— прихватка; |
||||
много |
|
высокопроизводительных |
|
5 — перевязка |
||||
|
|
трехфазной дугой, трубча |
||||||
способов сварки: |
пучком |
электродов, |
тым электродом, полуавтоматическая и автоматическая сварка под слоем флюса, сварка в среде защитных газов и др.
Сварка пучком электродов позволяет увеличить сварочный ток на 15—20%, лучше использовать тепло электрической дуги и повы сить производительность труда. Пучки изготавливаются из стерж
ней диаметром Ъ мм о, последующей |
обмазкой (или из обмазан |
ных) электродов. Стержни (рис. 6 .6 ) |
соединяют друг с другом |
101
сваркой или вязальной проволокой. При сварке пучком нагрев электродов меньше, чем при сварке одиночным электродом, а это позволяет вести процесс при большем токе. Потери металла па угар и разбрызгивание уменьшаются, а производительность увели чивается в 1,5—2 раза.
Сварка трехфазной дугой заключается в том, что в специаль
ном электрододержателе закрепляют изолированные друг от друга два электрода с толстой обмазкой. Две фазы подводятся к элек тродам, а третья к свариваемому металлу.
При этом способе горят одновременно две дуги между каждым электродом и основным металлом и третья — между электродами.
Источником тока могут быть три однофазных сварочных транс форматора, соединенных треугольником или звездой, или многопостовьге трансформаторы, питающиеся от трехфазного тока.
Сварка трехфазной дугой позволяет значительно повысить ка чество шва, увеличить в 2—2,5 раза производительность труда и на 15—20% уменьшить расход электроэнергии.
Рис. 6.7. Схема установки для сварки шланговым полуавтома том ПШ-5:
1 — проволока; 2 — кассета; 3 —- механизм подачи; 4 — держатель; 5 — трансформатор; 6 — регулятор; 7 — аппаратный ящик; 8 — рубильник
Полуавтоматическая сварка применяется при ремонте стрел, рукоятей, гусеничных звеньев экскаваторов и для наплавки ме талла на изношенные поверхности деталей. Сварка производится на специальной установке (рис. 6.7), которая состоит из подаю щего механизма, держателя со специальным гибким' шланговым проводом, аппаратного ящика, сварочного трансформатора или агрегата постоянного тока и соединительных проводов.
Сварка выполняется следующим образом. Электродная прово лока ( 1 — 2 мм), намотанная на кассету (барабан) 2, подается по гибкому шлангу к месту сварки с помощью механизма 3. Нажим ной ролик механизма приводится в действие электродвигателем через редуктор. Гибкий шланг заканчивается держателем 4, имею щим мундштук, воронку для флюса, ручку и переключатель. Дер жатель перемещается сварщиком вручную. Питание полуавтомата
102
сварочным током осуществляется от трансформатора 5 по проводу в шланге. Шланг имеет, кроме того, еще два провода, предназна ченные для подвода к пусковой кнопке тока управления. В аппа ратном ящике смонтированы устройства для выключения свароч ного тока и тока управления, для пуска электродвигателя подаю щего механизма и приборы для контроля за режимом сварки.
При включении соответствующих устройств аппаратного ящи ка и при нажатии на пусковую кнопку держателя проволока будет подаваться к месту сварки. Электрическая дуга возбуждается ме жду концом проволоки и свариваемой деталью. В процессе сварки дуга закрывается слоем флюса, поступающим из воронки, и плавит металл детали, проволоки и флюс. Флюсы образуют легко удаляе мый шлак, который в жидком состоянии предохраняет металл шва от окисления.
Газовая сварка в ремонтном производстве находит широкое применение. Сварка производится ацетилено-кислородным пламе
нем с помощью инжекторных сварочных горелок типа ГС-53 и ГСМ-53 с соответствующими наконечниками. Первая предназна чена для сварки черных и цветных металлов толщиной от 0,5 до 30 мм; вторая — для сварки малоуглеродистой стали толщиной 2—4 мм и пайки тонких деталей из черных и цветных металлов. Находят применение также горелки СУ.
Для получения ацетилена в ремонтном производстве использу ются генераторы, работающие по принципу «вода на карбид», про изводительностью 1000—2500 л/ч (ГВН, ГВР, МГ-5 и др.).
Газообразный кислород доставляется и хранится при давлении 150 кгс/см2 в специальных баллонах.
Присадочный металл выбирается в зависимости от вида метал ла, из которого изготовлена деталь.
В качестве флюсов применяются бура или ее смеси с другими компонентами (при сварке стальных деталей флюсы обычно не применяются).
Газовая сварка применяется для соединения материалов (за варка трещин, приварка заплат и т. п.), наплавки металла на по верхность изношенной детали и для резки металла.
Для резки металла применяют резак УР-49 инжекторного типа. В зависимости от толщины разрезаемого металла применяют мундштуки определенного номера. С увеличением толщины разре заемого металла увеличивается номер мундштука.
Шланги с наружным резиновым слоем черного цвета, рассчи танные на рабочее давление 1 0 кгс/см2, применяют для подвода кислорода, а с наружным резиновым слоем белого или светло-се рого цвета, рассчитанные на рабочее давление 3 кгс/см2,— для под вода ацетилена.
Газовую сварку всегда ведут при нормальном (восстановитель ном) пламени, когда на один объем ацетилена подается 1 , 1 — 1,2 объема кислорода. Нормальное (или восстановительное) пламя имеет яркосветящееся, резко ограниченное ядро и слабо освещае мые, с голубоватым оттенком оболочку и факел. Нормальное пла
мя восстанавливает окислы, попавшие в расплавленный металл в виде окалины и ржавчины, а поэтому при сварочных работах имеет наибольшее распространение.
В процессе сварки зажженную горелку сварщик держит в пра вой руке, а присадочный материал — в левой. Пламенем нагревают кромки детали до расплавления, а затем в сварочную ванну вво дят присадочный металл. По мере плавления кромок детали и за полнения присадочным металлом сварочной ванны горелку и при садочный металл перемещают вдоль линии сварочного шва слева направо (левый способ) или справа налево (правый способ). Ле-
Рис. 6.8. Способы газовой сварки:
а — левый: б — правый
вый способ (рис. 6 .8 , а) находит более широкое применение, чем правый, так как он быстрее осваивается и легче выполняется. Пра вый способ сварки (рис. 6 .8 , 6) более производителен и применяет ся при толщине металла свыше 5 мм.
Сварку тонкостенных деталей из малоуглеродистых сталей (топливных баков и др.) ведут встык или внахлестку. При тол
щине стенки детали до 1 мм газовую сварку выполняют без при садочного материала с отбортовкой кромок путем сплавления их пламенем горелки. Металл толщиной от 1 до 5 мм сваривают встык без скоса кромок, зазор в стыке оставляют равным 0 ,5 — 2,0 мм. На кромках деталей, имеющих толщину более 5 мм, перед сваркой делают одноили двусторонний скос. Заварку трещин ве дут от центра к краям с усиленным отводом тепла от соседних участков.
Пробоины заваривают с помощью заплат, которые изготавли вают с закругленными углами для уменьшения концентрации на*
104
пряжений и с выпуклостью или вогнутостью для компенсации усадки металла шва.
При ремонте газовой сваркой бочек и тары из-под горючего и смазочных материалов их предварительно выпаривают и запол няют водой.
При газовой сварке деталей из малоуглеродистых сталей в ка честве присадочного материала применяются прутки диаметром 2— 6 мм с содержанием 0,06—0,1% углерода, 0,1—0,25% кремния и 0,2—0,4% марганца.
Для получения пластичных швов применяется проволока Св-08, а для получения более прочных швов — проволока Св-10Г. Диа метр присадочных прутков или проволоки подбирают в зависимо сти от толщины металла:
Толщина |
свариваемого |
ме |
1—3 |
3--5 |
5— Ю |
талла, |
мм |
|
|
|
|
Диаметр |
присадочных |
прут |
2 |
3--4 |
4 - 5 |
ков, мм
10-15
С л 1 0 5
Газовая сварка чугунных деталей производится ацетилено-кис лородным пламенем с помощью горелки с наконечником, расхо дующим 80—90 л/ч ацетилена на 1 мм толщины свариваемого ме талла, нормальным пламенем или пламенем с незначительным из бытком ацетилена. Сварочное пламя отдаляют от поверхности де тали настолько, чтобы кончик ядра располагался на расстоянии 10—15 мм от поверхности сварочной ванны.
В качестве присадочного материала применяют литые чугунные прутки диаметром 4, 6 , 8 , 10 и 12 мм, длиной 250, 350 и 450 мм, комбинированные пучки, состоящие из одного-двух стальных и одного-двух медных электродов. Часто для этой цели используются изношенные поршневые кольца двигателей. Для флюса применяют чистую пережженную буру или состав, состоящий из борной кис лоты (70% по весу) и углекислого натрия (30%). При использо вании электродов с покрытиями флюсы не употребляются.
Сварка деталей из цветных металлов. Детали из меди толщиной
3 мм сваривают встык без скоса кромок, а большей толщины — со скосом кромок под углом 90°. Хорошие результаты дает примене ние присадочной проволоки из меди с примесью 5% серебра и флю са, состоящего или из буры (60—70%), борной кислоты (10—12%) и поваренной соли (2 0 %) или из смеси буры с борной кислотой, взятых в разных количествах. Флюсом покрывают подготовленные к сварке кромки и соседние участки на расстоянии 30—40 мм от кромки.
Медь — высокотеплопроводный металл, поэтому сварку ведут горелкой повышенной мощности. При толщине детали до 10 мм применяют наконечник, расходующий 150 л/ч ацетилена. Если же
105
толщина детали превышает 1 0 мм, то используют горелку с нанонечником, расходующим до 2 0 0 л/ч ацетилена.
Детали из меди восстанавливают и электродуговой сваркой. При этом применяют постоянный ток при обратной полярности и короткую дугу. В качестве электрода используют медную прово локу диаметром 4 мм при силе тока 240—280 а.
При сварке деталей из латуни применяют те же флюсы, что и при сварке меди, такой же присадочный материал, как и сваривае мый. Процесс сварки латуни такой же, как и меди, но конец ядра пламени должен находиться на расстоянии 7—10 мм от сварочной ванны.
Для уменьшения испарения цинка сварку ведут окислительным пламенем (избыток кислорода до 40%).
После сварки деталь отжигают при 600—650° С. Можно сва ривать латунные детали и электродуговым способом угольным электродом с присадкой проволоки из латуни постоянным током при прямой полярности.
Детали из бронзы сваривают с предварительным |
подогревом |
до температуры 450° С восстановительным пламенем. |
Присадоч |
ным материалом служит бронзовая проволока. После сварки ре комендуется отжиг при 450—500° С с охлаждением в воде.
Сварка деталей из алюминия и его сплавов затрудняется в связи с образованием на поверхности тугоплавкой пленки окиси алюминия. Для раскисления этой пленки применяют специальные хлористые флюсы. Сварку ведут при подогреве детали до 300— 350° С. Пламя должно быть строго нейтральным, а расстояние от ядра до сварочной ванны — 6 —1 0 мм.
Перед сваркой кромки детали очищают от окислов металли ческой щеткой, шабером или травлением с промывкой водой. При садочная проволока может быть из чистого алюминия или с при месью кремния до 5%. После сварки деталь равномерно прогре вают до температуры 300° С, а затем медленно охлаждают.
Электродуговая наплавка изношенных деталей применяется для восстановления изношенных поверхностей деталей или для покры тия детали слоем металла, более износостойкого, чем основной металл детали (зубья ковша экскаватора, щеки камнедробилок, ножи бульдозеров, валы и оси).
Для наплавки применяются обычные электроды, а в нужных случаях — твердые сплавы: сталинит, сормайт, электроды с износо стойкой обмазкой, трубчатые электроды и др.
Сталинит представляет собой измельченный зернообразный по рошок серо-черного цвета с зернами до 1 мм, температурой плав ления 1300—1350° С. Сталинит является механической смесью фер рохрома, ферромарганца, чугунной стружки и нефтяного кокса.
Наплавка сталинитом производится с помощью электрической дуги постоянного или переменного тока, угольным или металличе ским электродами с обмазкой. Схематично процесс наплавки по казан на рис. 6.9. Подготовленную для наплавки деталь нагре вают до 600—700° С, на восстанавливаемую поверхность сначала
106