Файл: Производство сортового проката в широком сортаменте..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

положении «вал на вал», что приводило к смятию кромок чисто­ вого верхнего валка и искажению профиля. Анализ калибровки и результаты первой опытной прокатки показали необходимость замены чугунных валков чистовой клети стальными марки У15ХНМ Зазор между буртами чистовых валков изменили с таким расчетом, чтобы при посадке «вала на вал» в калибре по лезвию лемеха за-

155

 

с ѵ

с ѵ

 

 

S

T

 

 

!

/ 5

20.

20

15

Р н с. 24. Калибровка профиля лемеха к плоскорезу размером 158X7,5X2 мм (зазор в замках не более 0,2 мм)

зор составил 0,15—0,2 мм. Это позволило при повторной прокатке получить необходимую толщину лезвия лемеха.

Специальный полосовой профиль с изгибом в средней части сечения прокатан на стане 585 Константиновского металлургичес­

кого завода. Профиль предназначен для детали рештака угольно­ го комбайна. Калибровкой предусмотрено формирование профиля в чистовой клети за три пропуска (6—8-й калибры) из прямоуголь­ ной полосы сечением 174X22 мм (рис. 25). В последних двух калибрах высотные обжатия металла в обеих частях калибра при­ мерно одинаковы и составляют в предчистовом калибре 1,26 и в чистовом 1,19. Выравнивание обжатий по ширине профиля позво­ лило обеспечить прямолинейность выхода полосы из клетей.

Р н с. 25. Калибровка полосового профиля с изгибом в средней части

На стане 600 Салдинского металлургического завода освоена прокатка профиля для крыла культиватора плоскореза из квадрат­ ной заготовки размером 160X160 мм. По краям профиля имеются более тонкие участки. Калибровкой предусмотрена прокатка пря­ моугольной промежуточной заготовки размером 189X83 мм в пяти закрытых фасонных калибрах (рис. 26). Особенностью калибровки

являются более интенсивные обжатия профиля по кромкам по сравнению с обжатием среднего участка. Например, обжатия в предчистовом калибре составили посередине 1,4, по кромкам 1,62 и в чистовом соответственно 1,25 и 1,44. Это позволило обеспечить необходимую ширину тонких участков профиля. Профиль получен при первой опытной прокатке.

Рассмотренные примеры прокатки полосовых профилей отра­ слевого назначения показывают, что профили этого типа можно без особых технологических трудностей и затрат получить на сор­ товых станах разной конструкции, в сортаменте которых имеется полосовая сталь соответствующих стандартных размеров. Посколь­ ку для получения многих из этих профилей необходимо всего


1—3 нредчистовых и чистового калибра, прокатку их можно осу­ ществить в относительно небольших количествах даже на высоко­ производительных станах типа непрерывных. В этом случае необ­ ходимо, чтобы в валках последних клетей было несколько специ­ альных калибров; перестройка стана для прокатки полосового про­ филя особой конфигурации потребует только перехода на эти калибры.

Профили клинового типа

Для профилей этого типа характерно постепенное уменьшение толщины полосы по ширине ее поперечного сечения. Прокатка клиновидных профилей представляет собой определенную труд­ ность, так как полоса при выходе из валков обычно имеет тенден­ цию к изгибу в горизонтальной плоскости или скручиванию [6]. Устранить эти дефекты прокатки выводными линейками и провод­ ками обычно не удается, так как изгиб клиновидной полосы в пло­ скости наибольшей жесткости трудно осуществим.

На стане 250 опытного завода Украинского института металлов освоена прокатка тонкостенного клиновидного профиля размером 61X4,5X2,5 мм, предназначенного для изготовления шнеков зер­ ноуборочных комбайнов. В качестве заготовки для прокатки ис­ пользована круглая сталь диаметром 50 мм. Материал — сталь марки 10.

Калибровкой предусмотрена прокатка металла на гладкой боч­ ке, в ящичном калибре и восьми калибрах закрытого и открытого типов, формирующих клиновидную полосу. Седьмой калибр по хо­ ду прокатки—ребровой (рис. 27). Расчет калибровки профиля при­ веден в табл. 20.

Т А Б Л И Ц А 20. РАСЧЕТНЫЕ ДАННЫЕ КАЛИБРОВКИ КЛИНОВИДНОГО ПРОФИЛЯ ДЛЯ ШНЕКОВ

 

Высота поло­

Коэффициент высотной

Номер

сы,

мм

деформации

пропус­

 

 

 

 

ка

левая

правая

левая

правая

 

сторона сторона

сторона

сторона

1

3 8

3 8

1 ,3 1

1 ,3 1

2

4 8 , 4

4 8 , 4

1 , 0 7

1 , 0 7

3

2 7

3 2 , 2

1 , 4

1 , 1 8

4

16

2 4 , 8

1 , 6 9

1 , 3

5

9 , 9

1 8 ,9 5

1 , 6 2

1 ,3 1

6

6 , 4

1 1 ,8 5

1 ,5 5

1 , 6 0

7

6 , 4

1 1 ,8 5

8

4 , 2 6

7 , 6 5

1 , 5

1 , 5 5

9

2 , 8 8

5 , 1 7

1 , 4 8

1 , 4 8

10

2 , 5

4 , 5

1 , 1 5

1 , 1 5

Ширина полосы, мм

Ушнрение, мм

Площадь сечения, мм*

Коэффициент вытяжки

Температура металла, ’С

5 2

2

1928

1 ,0 1 8

1250

3 8

1

1870

1 ,0 3 1

1200

5 1 , 3

2 , 7 5

1520

1 , 2 3 3

1150

5 5 , 1

3 , 8

1140

1 ,3 3 3

1100

5 8 , 2

3 ,1

8 5 5

1 , 3 3 3

1050

6 2 , 5

4 , 3

5 7 0

1 , 5

9 8 0

5 6 , 8

5 4 7

1 ,1 0 4

9 5 0

6 0

3 , 2

3 5 0

1 ,5 3 8

9 2 0

6 0 , 7

0 , 7

242

1 , 4 7

9 0 0

61

0 , 3

2 1 4

1 ,1 3

8 8 0


Особенностью разработанной технологии

является

получение

из прямоугольной заготовки клиновидного

профиля

с минималь­

ной серповидностью полосы по длине. При первой прокатке клино­ видной полосы ширина готового профиля составила 59 мм вместо необходимой 61 мм. При выходе из 9-го калибра наблюдался серпо­ видный изгиб полосы, приходящийся на тонкую часть профиля, с образованием «волны».

Р и с .

27.

Калибровка профиля клинового

типа

для

шнеков (1—10 — калибры)

Анализ фактического течения металла в калибрах по темплетам выявил, что уширение полосы в 8—10-м проходах не соответство­ вало расчетному. Для получения необходимых размеров по шири­ не была увеличена высота 7-го калибра на 2—2,5 мм. Уменьшение высотного обжатия в ребровом калибре было отчасти компенсиро­ вано увеличением высоты второго ящичного калибра и соответст­ венно увеличением ширины полосы, выходящей из 6-го калибра.

Для ликвидации «волны» по тонкой кромке готового профиля толщину полосы, поступающей из предчистового калибра, увеличи­ ли на 0,6 мм в тонкой ее части.

После корректирования калибровки получили готовый профиль в соответствии с техническими условиями. Разнотолщинность по

тонкой части полосы не превышала 0,1 мм на всей длине

раската,

а отклонения размеров по ширине профиля не

превышали 0,4 мм.

Освоенный клиновидный профиль позволил

разработать

новый

способ навивки шнеков, основанный на холодной деформации про­ катного профиля в гладких валках.

Получение клиновидных профилей значительно упрощается, если их прокатывать в сдвоенном виде. Клиновидные профили мож­ но сдваивать как тонкими, так и толстыми частями. Однако при этом вдвое увеличивается ширина прокатываемой полосы, что в ряде случаев не позволяет вследствие недостаточной жесткости ра­ бочих клетей получать тонкую часть профиля необходимой толщи­ ны. Кроме того, после прокатки необходима продольная разрезка полосы с последующей правкой ее частей в плоскости максималь­ ной жесткости профиля.

Профили полособульбового типа

Для этих профилей характерно сосредоточение значительных масс металла на одном из краев сечения полосы. При прокатке и охлаждении профиля неравномерное распределение металла по сечению полосы вызывает ее искривление в плоскости максималь­ ной жесткости. Исправить и устранить эти искривления выводной арматурой рабочих клетей и правкой в холодном состоянии весьма трудно. Для обеспечения прямолинейного выхода полосы из кле­ ти при калибровке валков профиль полособульбового типа необ­ ходимо располагать под углом к их горизонтальной оси. В ряде случаев целесообразно изгибать тонкую часть профиля таким об­ разом, чтобы обеспечить относительно равномерную степень де­ формации полосы по ширине калибра и примерно одинаковые окружные скорости валков в различных его частях. Деформацию металла с максимальной неравномерностью обжатий по ширине полосы необходимо осуществлять в первых по ходу прокатки про­ ходах, когда профиль массивен, а металл достаточно пластичен.

В последние годы на действующих станах освоен ряд новых профилей отраслевого назначения, относящихся к этой группе.

На стане 620 Краматорского металлургического завода освое­ на прокатка полособульбового симметричного профиля № 2057, схема калибровки которого приведена на рис. 28. Калибровкой предусмотрена прокатка в девяти фасонных калибрах закрытого типа. Для обеспечения прямолинейного выхода полосы из клети принято наклонное расположение калибров в валках. Предусмот­

рено чередование открытых и закрытых фланцев.

При первых опытных прокатках получили профиль с отклонени­ ями от заданных размеров, наблюдалось незаполнение или пере­ полнение фланцев в ряде калибров, образовывались складки ме­ талла у основания фланцев. После корректирования калибровки получили профиль необходимого качества.


Полособульбовый симметричный профиль № .1235 освоен на стане 550 Енакиевского металлургического завода. Калибровка профиля приведена на рис. 29. Профиль прокатывают из фасонной заготовки, получаемой из последнего калибра обжимной клети ста­ на. Для обеспечения прямолинейного выхода полосы из валков ка­ либровкой предусмотрены изгиб тонкой части профиля в четырех

калибрах черновой клети и наклонное расположение калибров в трех проходах чистовой клети. Профиль прокатывают из заготовки стали марок Ст. 3,09Г2 и 10ХСНД. При первой опытной прокатке из стали марки Ст. 3 получили профиль необходимых размеров. Для стали других марок потребовалось незначительное коррек­ тирование калибровки.

На крупносортном стане 550 Енакиевского металлургического завода освоено производство ряда полособульбовых профилей не-\ симметричного типа. Для прокатки этих профилей применяют ка-

либры швеллерного (корытного) типа, что позволяет приблизить условия прокатки несимметричных полособульбовых к условиям прокатки обычных симметричных профилей. При этом настройка стана значительно упрощается, так как уменьшается тенденция к скручиванию несимметричного профиля.

Р и с. 29. Калибровка полособульбового профиля № 1235 (/—7 — калибры)

В первых четырех подготовительных калибрах предусматрива­ ется свободное уширение прямого и отогнутого участков стенки, а также интенсивная деформация по всем элементам профиля и осо­ бенно по толщине стенки. Прокатка со свободным уширением осу­ ществляется также в шестом и в восьмом чистовом калибрах.

Отогнутый участок стенки профиля по ходу прокатки постепен­ но распрямляется. В чистовом проходе профиль прокатывается с прямой стенкой. На стане 550 массовую прокатку полособульбовых несимметричных профилей № 12, 14 и 14 б осуществляют по корытным калибровкам.

Одним из способов значительного упрощения процесса прокат­ ки симметричных и несимметричных полособульбовых профилей является прокатка их в сдвоенном виде. Такая прокатка позволяет уравновесить осевые усилия, возникающие при неравномерной де­

формации металла в различных местах этих профилей, а также из­ бежать появления серповидного изгиба или скручивания полос при выходе из валков. Все это дает возможность существенно повы­ сить устойчивость процесса прокатки полособульбовых профи­ лей, сократить время на настройку стана. Кроме того, если при обычной прокатке несимметричных полособульбовых профилей можно допустить сравнительно небольшую неравномерность де­ формации по ширине профиля, чтобы избежать скручивания или серповидного изгиба полосы, то при прокатке таких профилей в сдвоенном виде допускаются значительно большие по абсолютной величине и степени неравномерности обжатия. В ряде случаев это позволяет сократить число проходов и увеличить производитель­ ность стана. Этому способствует также использование для про­ катки профиля в.- сдвоенном виде заготовок, увеличенных размеров и массы. Трудность осуществления прокатки полособульбовых профилей в сдвоенном виде состоит в том, что переход на такую прокатку требует зачастую использования более мощного стана. Ряд профилей этого типа в сдвоенном виде не может быть прока­ тан даже на современных крупносортных и рельсобалочных ста­ нах, и для их производства необходимы специальные особо мощ­ ные универсальные балочны станы.

Профили полосотаврового типа

Профили этого типа имеют несколько тавроподобных выступов гребней на одной из сторон поперечного сечения полосы. Эта груп­ па состоит в основном из профилей рельсовых подкладок, а так­ же различных профилей для тракторных гусениц. Постоянный технический прогресс железнодорожного и гусеничного транспор­ та обусловливает неуклонное расширение и изменение сортамен­ та этих профилей.

В рельсо-балочном цехе Кузнецкого металлургического комби­ ната освоено производство двухгребневого полосотаврового профи­ ля для гусениц трактора [7]. Особенность прокатки этого профиля состоит в том, что по ширине профиля имеются два различных по толщине несимметрично расположенных выступа, а это исключает возможность применения ребрового калибра для обжатия по тол­ щине. На рис. 30 представлена калибровка профиля, а на рис. 31 приведены режимы обжатия элементов профиля двухгребневого тракторного башмака по пропускам.

Коэффициенты обжатия стенки т]0 и гребней профиля г|г посте­ пенно уменьшаются по ходу прокатки, что обеспечивает равномер­ ную загрузку двигателей привода рабочих клетей. Для получения гребней необходимой высоты в условиях прокатки с постоянной утяжкой по высоте калибровкой предусмотрена значительная вы­ сота исходной заготовки. В последних двух калибрах относительное обжатие по гребням больше, чем по стенке профиля. Такой режим обжатий способствует правильному оформлению гребней профиля.

Черновые калибры имеют несимметричную форму. Для повы-

ш