Файл: Производство сортового проката в широком сортаменте..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
•Преимущества специализированных универсальных балочных станов перед станами обычных типов послужили причиной усилен ного строительства их во многих промышленно развитых странах:, на каждые 20—25 млн. г выплавляемой в течение года стали при ходится в среднем один специализированный универсальный стан: для прокатки двутавровых профилей с широкими и параллельны ми полками. Большинство крупнейших ‘капиталистических стран продолжает строить или планирует строительство специализиро ванных универсальных станов для прокатки экономичных двутав ров с параллельными толками высотой 600—Л200 мм.
Большая потребность современного строительства в двутавро вых профилях с /параллельными полками способствовала возник новению в ряде стран производства этих профилей /методом свар ки на специальных поточных агрегатах. На действующих агрега тах разными способами получают сварные двутавры высотой от 50 до 2220 мм.
Основным недостатком агрегатов для /получения сварных дву тавров является их низкая производительность: обычно в 5—10 pas меньше производительности прокатного стана. Стоимость свар ных двутавров всех размеров вследствие низкой производительно
сти агрегатов сварки и высокой стоимости |
исходных материалов, |
(листа, особых низкотавровык профилей |
и т. д.) всегда на 10— |
15% выше стоимости /горячекатаных. Долговечность сварных дву тавров, работающих в условиях динамических нагрузок, ниже долговечности /горячекатаных. В мировой практике агрегаты для сварки /всех типов признано экономически /целесообразным пополь зовать только для получения специальных небольших двутавров, (высотой менее 100—150 мм со стенкой толщиной менее 3—4 мм),. бнстальных двутавров, несимметричных двутавровых профилей с двойными стенками, а также крупных двутавров (высотой более 1200 мм), прокатка которых на универсальном балочном стане технически невозможна или экономически невыгодна.
В нашей стране намечено сооружение специализированного универсального балочного стана для производства этих профилей. Запроектированный для установки на одном из /металлургических заводов стан рассчитан на производство до 1,5 /млн. т в /год нор мальных, широкополочных и колонных двутавровых профилей вы сотой от 200 до ЮОО мм с .параллельными полками шириной до 400 мм. Краме этих профилей, на стане будут прокатывать ряд профилей симметричной и несимметричной полособульбовой стали в сдвоенном виде, производство которой на действующих станах представляет большие трудности.
Разработанная Уралгипромезам /по исходным данным У/крНИИмета технологическая схема производства горячекатаных двутавровых профилей с широкими и параллельными полками включает блюминг 1500 с отделенном нагревательных колодцев* участок печей промежуточного нагрева, универсальный балочный стан, участки отделки и складирования готовой продукции. Схема расположения оборудования стана приведена на рис. 125.
9 Зак. 9-1 |
24t |
Отлитые в конвертерном щеке слитки прямоугольного и фасон ного сечения массой от 9,7 до 2:1,8 т поступают на блюминг, где установлено шесть групп колодцев. Производительность каждой группы при нагреве слитков массой до 20 г составляет 65 тіч. Нагретые до '1250—1300° С слитки клещевым краном укладывают на слитковоз, который доставляет их к приемному рольгангу блюминга. Из (первых групп колодцев слитки можно подавать кле щевым краном сразу на ролыганг. іПо приемному рольгангу слитки поступают на поворотный стол, который может поворачиваться в горизонтальной плоскости на 180°. .Перед прокаткой на блюминге слитки взвешивают на весах подъемного типа. Результаты взве шивания каждого слитка автоматически направляются в вычисли тельный центр цеха для определения ожидаемой длины раската и расчета оптимального раскроя на заготовки.
Блюминг 1500 состоит из одной реверсивной клети дуо с ин дивидуальным приводом валков от двух -электродвигателей по стоянного тока мощностью по 6500 кет. Длина ібочкн валка блю минга принята равной 3550 мм, что позволяет прокатывать на нем,, кроме фасонных блюмов, также прямоугольные слябы шириной до 1600 мм для толстолистового стана. С передней и задней сторон клеть блюминга оборудована манипуляторами и кантователями.
Фасонные блюмы шириной от 450 до 4225 мм с фланцами вы сотой до 450 мм, имеющие грубую двутавровую форму поперечно го сечения, прокатывают на блюминге по обычным схемам с че редованием проходов в открытых фасонных и ребровых калибрах. В зависимости от размера готового профиля число проходов при прокатке блюма -может изменяться в пределах 13—23. За блюмин
гам предусмотрена установка машины огневой зачистки |
для уда |
ления поверхностных дефектов. |
|
Для разрезки .блюмов на длины 5,0—5,5 м или 10,0—11,5 ^пре |
|
дусмотрены ножницы с усилием реза 2500 Т. Блюмы |
фасонного |
сечения разрезаются ножами, имеющими калибры .соответствую щей формы. Максимальная длина раската при разрезке блюмов составляет около 15 м. Обрез-ь по конвейеру поступает в железно дорожные вагоны, установленные в скрапном пролете блюминга.
Раскрой блюмов с контролем их массы предусмотрено выпол нять по данным, поступающим из вычислительного центра цеха. Специальные электронные машины будут выполнять постоянный оперативный анализ заказов на готовую продукцию, цель которого состоит в том, чтобы получить задание на оптимальный раскрой металла на -блюминге и после универсального стана, обеспечиваю щий минимальные потери металла. После резки іна торец -блюма клеймовочной машиной наносятся данные о марке -стали, номере плавки и предстоящем раскрое готовой ,продукции, получение ко торой запланировано из данного блюма вычислительной маши ной.
Весь металл, поступающий с блюминга, охлаждают, осматри вают и удаляют возможные поверхностные дефекты. Прокатка, двутавров с -одного нагрева в колодцах блюминга не предусмотре-
9* Зак. 9-1 |
2.43; |
на, так как качество готовой продукции при такой технологии ухудшается и потери ее в отходы увеличиваются. Кроме того, про
катка с одного нагрева возможна только для самых крупных |
ба |
||||
лок (высотой более 700 мм), |
доля которых |
в программе стана |
|||
относительно невелика. |
|
|
|
|
|
Для нагрева блюмов на стане предусмотрены три методические |
|||||
печи с шагающим подам. Ширина печи |
составляет |
около 12 |
м, |
||
что позволяет ооуществлять как однорядный, |
так и |
двухрядный |
|||
«осад металла. Отапливают печь амесыо коксового, |
доменного и |
||||
природного газов с теплотой |
сгорания |
2200—2500 ккал/м3. С |
пе |
редней и задней сторон печи оборудованы специальными устрой ствами для загрузки и выгрузки блюмов. Применение шагающего пода в методических печах позволяет повысить точность размеров двутавров по полкам, так как в этом случае удается ликвидиро вать местную неравномерность нагрева «фланцев» фасонных блю мов, неизбежную при использовании обычных печей с глиссажиыми трубами и іводоохлаждаемыми подовыми брусьями. Температу ра нагрева заготовок в печи 1200—1250° С.
Универсальный балочный стан состоит из обжимной клети дуо, двух промежуточных групп универсальных и вспомогательных клетей и чистовой универсальной клети. В черновой линии универ сального стана намечена установка реверсивной обжимной клети 1300; длина бочки валков составит 3000 мм.
Для прокатки некоторых профилей з закрытых калибрах кон струкция клети позволяет использовать валки с диаметрам по бур там до 1700 мм. С передней и задней сторон клеть оборудована рольгангами и манипуляторами с кантователями, позволяющими получать раскаты длиной до 25 м. По 'Основным техническим ха рактеристикам обжимная клеть дуо близка к типовому блюмингу 1300. Привод валков осуществляется от двух электродвигателей мощностью по 4000 кет. Конструкция универсальных рабочих кле
тей— одинаковая; |
отличаются |
они только размерами рабочих |
|
валков. Размеры |
валков универсальных клетей .даны ниже, мм; |
||
Горизонтальные валки; |
350—1500 |
||
диаметр |
б о ч к и ...................................... |
||
длина |
» |
180—1000 |
|
Вертикальные валки: |
950—1100 |
||
диаметр |
б о ч к и ...................................... |
||
длина |
» .............................................. |
До 450 |
Горизонтальные валки универсальных и вспомогательных кле тей смонтированы на подшипниках жидкостного трения, а верти кальные валки — на подшипниках качения. Нажимные устройства универсальных клетей обеспечивают скорость перемещения гори зонтальных валков до 10 мм/сек, а вертикальных — до 55 мм/сек. Блокировка нажимных устройств вертикальных и горизонтальных валков .позволяет синхронизировать их работу в процессе прокат ки. С передней и задней сторон универсальные и вспомогательные клети оборудованы валковой арматурой и направляющими линей ками, установка которых механизирована.
Привод 'горизонтальных валков черновой универсальной клети осуществляется от электродвигателей постоянного тока .мощностью 7500 квт со скоростью вращения 63/120 об/мин. Двигатель мощ ностью 6300 кет со скоростью вращения 80/150 об/мин установлен для привода промежуточной клети. Привод чистовой универсаль
ной клети имеет мощность Зіі50 кет и скорость вращения |
100/ |
|
220 об/мин. |
составля |
|
Диа-метр валков вапом-огательных клетей по буртам |
||
ет 1250 мм. Нажимные устройства этих клетей обеспечивают |
ус |
|
тановку -валков со скоростью до 10 мм/сек. Черновая |
вспомога |
тельная клеть имеет индивидуальный привод от электродвигателя постоянного тока мощностью 3150 квт со скоростью вращения 100/220, предчисто’вая имеет привод мощностью 2100 квт со ско ростью вращения 130/250 об/мин.
Вспомогательные и универсальные прамежуточные клети рабо
тают в реверсивном режиме. Раскат от клети к клети |
передается |
по рольгангам со скоростью до 10,5 м/сек. Рольганги |
одновремен |
но служат раскатными полями промежуточных реверсивных кле тей. В -обжимной реверсивной клети 1300 осуществляют уменьше ние сечения блюмов до размеров, необходимых для прокатки двутавров в универсальных клетях. На этой клети, используя спе циальные ребровые осадочные калибры, в случае необходимости можно также уменьшить ширину заготовки, что позволяет из од ного ее размера, прокатанного на блюминге, получать серию дву тавров различной высоты. В зависимости от размера двутавров на этой клети осуществляют от 5 до 15 проходов в фасонных и реб ровых калибрах. Температура конца прокатки в обжимной ревер сивной клети составляет примерно 1100—1150° С.
Прокатанные на обжимной клети раскаты длиной до 25 м пере дают к черновой универсальной клети. Вспомогательная клеть в этой группе установлена на расстоянии 4 м от универсальной, что позволяет использовать ее для принудительной задачи фасонной заготовки в четырехвалковый калибр универсальной клети. Ко нусность боковых поверхностей горизонтальных валков универ сальной клети равна примерно 16%. Контроль ширины полок осу ществляется в горизонтальных валках вспомогательной клети.
Непрерывная прокатка в этих клетяхтребует соблюдения пра вила секундных объемов, которого необходимо придерживаться даже в режимах ускорения и замедления скорости вращения вал ков, поэтому к системе управления электродвигателями привода универсальной и вспомогательной клетей предъявляют особенно жесткие требования. В черновой группе клетей в зависимости от размера двутавра осуществляется 5—7 проходов, после чего рас кат длиной до 50 м передается по рольгангу в промежуточную уни версальную клеть. Температура конца прокатки по фланцам дву тавра в черновой универсальной клети составляет около 1020— 1060°С.
Процесс прокатим в промежуточной группе клетей такой же, как il в черновой. Вспомогательная клеть в этой группе установ-