Файл: Производство сортового проката в широком сортаменте..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пена за универсальной, что позволяет улучшить качество кромок готового профиля. Конусность боковой поверхности горизонталь­ ных валков ів универсальной клети равна 8%. Большинство дву­ тавровых профилей в этой группе клетей прокатывается за 3—5 проходов. Длина раската после этой клети достигает 100 м, тем­ пература конца прокатки по фланцам двутавра составляет 840—

950° С.

В чистовой универсальной клети все балки прокатываются за один проход. Длина раската готового профиля после этой клети достигает 106 м. Температура конца прокатки составляет 750— 850° С по стенке и 800—900° С по фланцам двутавра.

При прокатке двутавра в обжимной реверсивной клети 1300, а также во всех универсальных клетях с поверхности раската удаля­ ют окалину, применяя гндросбив.

■Прокатанные на универсальном балочном стане профили по ролыганпу передают к пилам горячей резки для раскроя на длины до 30 м, а затем на холодильник с шагающими балками. Перед поступлением на холодильник двутавры средних и крупных разме­

ров рычажным кантователем устанавливают на полку.

На

холо­

дильнике эти профили размещают

на определенном

расстоянии

один от другого, зависящем от размеров двутавра. В этом случае

скорость охлаждения элементов

двутавра выравнивается,

что

позволяет предупредить появление неисправимого дефекта в виде волны по стенке профиля.

Двутавры с полками шириной до 300 мм проходят

правку

на

роликоправильных машинах с регулируемым шагом

роликов. Для

правки двутавровых профилей, имеющих полки

шириной более

300 мм, устанавливают правильные

прессы. Правка

двутавровых

профилей происходит в двух плоскостях жесткости.

 

 

 

 

ме­

Чтобы обеспечить высокое качество правки, температуру

талла, поступающего в правильную машину,

поддерживают

по­

стоянной и тщательно настраивают машину.

 

 

 

 

 

 

На участках отделки предусмотрены агрегаты для продольной

резки двутавров на тавровые профили, а также агрегаты

для

по­

лучения сварных двутавровых профилей высотой

более

 

1000 мм,

в том числе с отверстиями по стенке. Такие

агрегаты

позволяют

значительно расширить

сортамент

выпускаемой

продукции, в

частности организовать

производство симметричных

и несиммет­

ричных углобульбовых профилей, .получаемых продольной

резкой

из соответствующих сдвоенных профилей, прокатываемых на

уни­

версальном стане.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть двутавровых профилей намечено выпускать с консерви­

рующими покрытиями.

Для

этого

предусматривают

установку

агрегата, в котором металл

будет

подвергаться

дробеструйной

обработке для удаления

окалины, окрашиваться и сушиться.

На­

носимые покрытия обеспечат защиту металла от коррозии в тече­ ние года. При окончательной окраске готовых металлоконструк­ ций защитные покрытия будут играть роль грунтовки. Кроме того, на складе готовой продукции предусмотрено установить агрегаты


для фрезеровки торцов двутавров и точного .раскроя их на длины менее 12 м, маркировки и дефектоскопии.

Оперативный контроль движения металла намечено сосредото­ чить в центральном диспетчерском пункте, в который будет посту­ пать необходимая информация со всех участков цеха.

Разработанная технология производства двутавров с широки­ ми и -параллельными полками на универсальном балочном стане (позволит обеспечить выпуск продукции, отвечающей лучшим ми­ ровым образцам, обновить и расширить в 10—-12 раз сортамент экономичных профилей в нашей стране.

Интенсивное развитие отечественной автомобильной промыш­ ленности потребовало значительного расширения сортамента и производства профилей для ободов автомобильных колес. С рос­ том грузоподъемности и скорости движения автомобилей воз­ растает потребность в профилях ободов шириной до 450 мм с элементами толщиной до 3,8 мм и точностью размеров по толщине ±0,2 мм. Производство тонкостенных профилей на действующих среднесортных и крупносортных станах с линейным расположени­ ем рабочих клетей типа дуо или трио в ряде случаев затрудни­ тельно вследствие низкой температуры конца прокатки, недоста­ точной жесткости рабочих клетей и прочности их валков. Более хороших результатов можно достичь, если прокатывать эти профи­ ли на станах с последовательным расположением рабочих клетей повышенной жесткости. Поскольку поперечные передачи металла исключаются, температура прокатываемого металла в этом слу­ чае существенно повышается.

Для организации специализированного производства профилей для ободов автомобильных колес в период до 1975 г. намечена коренная реконструкция двух действующих станов. На рис. 126 приведена схема расположения оборудования на одном из этих станов после его реконструкции.

Р и с.

126.

Схема

расположения

оборудования реконструируемого

стана для производства

автоободов:

печь; 2 — шлеппер; 3 — обжимная

клеть

G50; 4,

6 — подъемно-качающиеся

/ — методическая

столы;

5 — черновая клеть 500;

7 — жесткие клети

550;

8 — холодильник; 9 — правильная

машина;

10, /3 — пилы; / / — карманы; 12 — штабелер

 

 

 

До реконструкции на стане прокатывали штрипсы шириной до 200 мм и толщиной 2,75—3,5 мм. Чистовые клети стана имели валки диаметром 280 мм. Чтобы выпускать профили для ободов автомобильных колес, эти клети заменили более жесткими с вал­ ками диаметром 550 мм, реконструировали холодильники, уста-


повили новое оборудование для резки готовой продукции, ее 'Прав­ ки и отделки. Технологический процесс /производства автоободов /после реконструкции стана осуществляется следующим образом.

Заготовки сечением 90 ч- 140X140-т-280 мм и длиной 900—■ 1250 мм после осмотра и зачистки на складе заготовок нагревают­ ся ів методической печи до 1180—1220° С. Нагретый /металл посту­ пает в обжимную клеть трио с валками диаметром 650 мм и дли­ ной бочки 1500 мм. В этой клети осуществляется 2—4 прохода, /после чего раскат поступает в первую черновую клеть трио с вал­

ками диаметром 500 мм ш длиной бочки 1400

мм. Из

этой клети

полоса фасонного сечения

направляется во

вторую

черновую

клеть дуо повышенной жесткости

с

валками

диаметром

500—

550 мм. il длиной бочки 800 мм. В

этой и последующих двух ана­

логичных клетях осуществляется по одному проходу,

после

чего

полоса поступает на холодильник, где пилон отрезается ее

перед­

ний дефектный конец. Длина

раската

после чистовой клети

стана

не превышает 30 м, что позволяет уменьшить перепад температур /по длине в процессе прокатки и повысить тем самым точность раз­ меров /готового профиля.

Правку /полос после охлаждения выполняют на роликоправиль- /ной машине, установленной /в потоке движения металла. Выправ­ ленный прокат передается на участок резки, где /пилами контактнодуговой резки или плазменными горелками его раскраивают на мерные длины и обрезают задний дефектный конец. После резки прокат поступает на стеллажи для /поштучной сортировки и ос­ мотра, а затем в карманы готовой .продукции или в штабелирую­ щее устройство. Для контроля качества продукции применяют де­ фектоскопы. На окладе тотовой /продукции предусмотрено оборудо­ вание для механизированного удаления заусенцев на профиле.

Аналогичную технологическую схему производства профилей для ободов автомобильных колес /применяют и на другом специа­ лизированном стане. В отличие от рассмотренного на этом стане /после двух клетей трио установлены /последовательно четыре жесткие клети дуо, а также две методические печи. Сортамент ста­ нов после реконструкции предусматривает производство а/втоободов шириной до 320 мм с элементами толщиной до 3,8 мм; допуск по толщине проката составляет ±0,2 мм.


ЭКОНОМИКА ПРОИЗВОДСТВА СОРТОВОГО ПРОКАТА

ВШИРОКОМ СОРТАМЕНТЕ

1.Основные источники экономии металла при производстве и применении проката

Кольшое значение для народного хозяйства имеет оистематичеокая

экономия и улучшение использования .металла в различных

отрас­

лях промышленности.

При

современном уровне

потребления

металла в

народ­

ном хозяйстве экономия ;1% проката составляет 800 тыс. т.

 

 

величина

перехо­

Показатели использования металла — это

относительная

да металла в готовое изделие, металлоемкость

 

изделий

на

единицу

техничес­

ких параметров (мощности,

грузоподъемности,

скорости

движения

и

др.), а

также долговечность и

надежность

машин

и

механизмов,

которые

изготовле­

ны из прокатных профилей. Чтобы получить 1 г готового проката,

нужно

за­

тратить .около 1,3 г слитков;

чтобы получить в {машиностроении и -металлообра­

ботке 1 т готовых изделий нужшо израсходовать 1,4—1,7 г проката.

 

 

ре­

Относительный расход металла на единицу технических

параметров в

зультате совершенствования

конструкций,

повышения

единичной

мощности,

применения экономичных профилей

и новых

материалов

постоянно уменьша­

ется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О значении долговечности и надежности машин и механизмов свидетельст­ вует тот -факт, что в течение года в результате износа выбывает из эксплуата­

ции детален и

отдельных узлов массой до 16 млн. т. Это говорит о

наличии

существенных

резервов

экономии металла.

Поэтому

металлурги-прокатчики

при производстве профилей

проката, а также машиностроители и работники

отраслей, потребляющих прокат при изготовлении машин, механизмов

и соору­

жении, должны добиваться

уменьшения их

массы при

одновременном

увели­

чении сроков их службы.

и

эффективных

направлений

улучшения

качества

Одним из

важнейших

проката и крупным резервом экономии металла и труда й народном хозяйстве

является

расширение сортамента и

увеличение

производства горячекатаных

фасонных профилей

общего

и специального применения при

совершенствова­

нии технической оснащенности и специализации з прокатном производстве.

От 23 до 48% металла,

поступающего

в машиностроение,

идет в

отходы;

из этого

количества почти половина—п стружку [52]. Снижение этих

отходов

является

важной

народнохозяйственной

задачей.

Основные

пути

решения

этой задачи — изготовление

фасонных

профилей

специального применения с

минимальными припусками

на обработку,

увеличение числа

профилеразмеров

в частных сортаментах профилей общего назначения, а также совершенствова­ ние форм и размеров -поперечного и продольного сечений профилен при макси­ мальном приближении их к требованиям потребляющих металл отраслей про­ мышленности.

Расширение производства экономичных фасонных профилен проката отрас­

левого и специального применения, наиболее близко приближающихся

по фор­

ме и размерам к готовому изделию, позволяет

не только

значительно

снизить

отходы металла, но и высвободить большое

число металлообрабатывающего

оборудования и рабочих, заменить трудоемкие

процессы,

(ковку и литье), уст­

ранить излишние перевозки. Подсчитано, что

затраты

в машиностроении на

снятие с заготовки 1 т стружки составляют свыше 300

руб. Это и определяет

высокую экономическую эффективность направления улучшения качества про­ катной .продукции.


Горячекатаными фасонными профилями специального .назначения обычно заменяют сварные, кованые, штампованные детали или детали, изготовляемые механической обработкой металла, при этом -сокращаются затраты труда на обработку и снижается расход металла. Применение в народном хозяйстве про­ филей этого типа позволяет снизить расход металла на 15—80% и на 25—50% (а в отдельных случаях в несколько раз) трудовые затраты при изготовлении де­ тален.

Применяя новые фасонные профили проката, можно создать принципиаль­ но новые конструкции машин или освоить новую технологию производства, что коренным образом повысит производительность труда. Например, на металлур­ гических заводах «Азовсталь» н Краматорском освоены специальные фасонные профили для боковин скребковых конвейеров СП-78, СП-63 и СП-46. Примене­ ние этих профилей позволило изготовить на машиностроительных заводах вы­ сокопроизводительные шахтные -конвейеры, а -на угольных шахтах внедрить но­ вую технологию добычи угля.

Важным источником экономии металла в народном хозяйстве является увеличение числа профилеразмеров в частных сортаментах простых и фасонных профилей общего назначения (сталь круглая, -квадратная, полосовая, угловая равнобокая п .неравнобокая, балки и швеллеры).

Установлено, например, что включение в сортамент круглой стали дополни­

тельно восьми -новых размеров (23, 27, 35, 52, 55,

1115, 135, 230 мм)

н двух

раз­

меров квадратной стали (93X93 и Ы5Х>И5 жлі)

обеспечивает экономию

в на­

родном хозяйстве 16Д тыс. т металла и 1,5 млн.

руб. в год. Одним

из основных

направлений совершенствования форм сечения фасонного проката общего наз­ начения, работающего в металлоконструкциях на сжатие и изгиб, является бо­ лее эффективное распределение металла по поперечному сечению профиля, ко­ торое в 'большей .мере соответствует характеру -иаирузки на каждый элемент -се­ чения.

Известно, что профили одинаковой площади

сечения,

и

но различной

кон­

фигурации имеют

различные характерн-сги-кн

прочности

жесткости;

равно­

прочные же профили в зависимости от конфигурации ‘сечений имеют

 

неодина­

ковые площади. На рис. 127 показаны конфигурации

профилен,

имеющие

оди­

наковые моменты

сопротивления и

инерции, но

разные

величины

-площадей

( X X —нейтральная

ось). Площади

сечения

балки и

швеллера

приняты

за

100%. С изменением

конфигурации

равнопрочная

площадь

других

профилей

увеличивается. Площадь -наименее экономичного при изгибе

овального

профи­

ля в 4,5—5,4 раза больше площади сечения равнопрочных

 

профилен

 

балки н

швеллера.

 

 

профилен,

работающих

в условиях

изгиба,

Оценка рационального сечения

по расходу стали даётся на основе удельного момента сопротивления

W

где W — момент сопротивления изгибу, F — площадь сечения.

Для профилей, работающих в условиях сжатия, оценку дают по удельному радиусу инерции

Р= У Т ’

где і — радиус инерций.

Рациональность профилей, работающих в условиях кручения, оценивают по удельно*му моменту сопротивления на кручение

W " к

Wu= ——Г ,

где WK— момент сопротивления на кручение.

Чем больше величины w, р, wK, тем рациональнее профиль.