Файл: Производство сортового проката в широком сортаменте..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
структурой выпуска автомобилей. Так, выпуск грузовых автомоби лей в СССР составлял 70,5%. в то время как в США 16%, в Анг лии 20%, во Франции 15% от общего выпуска автомобилей.
Повышенная доля сортового проката в автомобильной про мышленности СССР объясняется также тем, что в нее входит ша рикоподшипниковая промышленность, являющаяся крупным пот ребителем сортового проката. В сельхозмашиностроении СССР на блюдается высокая доля потребления сортовой стали, что свиде тельствует о недостаточно рациональном расходе металла при про изводстве сельхозмашин и тракторов и является одной из причин повышенного расхода металла в этой отрасли.
Потребление сортовой стали в судостроении во всех странах от носительно невелико, при этом расходуются почти исключительно тяжелые сортовые профили. В железнодорожном машиностроении
СССР потребление сортового проката лишь немного выше, чем в развитых капиталистических странах. В железнодорожном маши ностроении всех стран из сортовой стали преимущественно потреб ляется крупносортная сталь. В этой груше потребителей только в
СССР и во Франции более половины сортовой стали приходится на долю крупного сорта и тяжелых строительных профилей.
Значительное количество проката потребляется при производ стве -бытового оборудования. Структура проката этой отрасли в
СССР и развитых капиталистических странах существенно разли чается. Так, в СССР используется почти исключительно мелкосорт ная сталь.
Крупнейшим потребителем сортового проката является также строительство. Его доля в общем потреблении проката состав ляет; %:
СССР . . . . . 31,8
США . . . . |
. |
27,0 |
Англия . . . . |
. |
22,5 |
Франция . . . |
. |
21,8 |
ФРГ . . . . |
. |
19,1 |
В СССР H капиталистических странах в строительстве потреб ляется преимущественно сортовая сталь. В США и Англии в сорта менте сортовой стали преобладают тяжелые строительные про фили и крупносортная сталь, а в ФРГ и СССР — мелкосортная сталь. В СССР это обусловливается широким применением арма турной стали для железобетона.
В течение 1966—1970 гг. произошли изменения в структуре по требления проката черных металлов. Отличительной особенностью развития потребления проката является увеличение доли листовой стали. В 1970 г. доля потребления листовой стали в общем потреб лении готового проката увеличилась по-сравнению с 1966 г. на2,2%
исоставила 38,-0%. Необходимо отметить, что в наиболее развитых
втехническом отношении капиталистических странах также наб
людается увеличение доли потребления листового проката. Так, в 1968 г. по сравнению с 1965 г. в США .выпуск листа увеличился с 63 до 65%, в Японии — с 55 до 59%, в ФРГ — с 42 до 49%.
Т А Б Л И Ц А |
9. ИЗМ ЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ |
|
|
|
|
ПРОКАТНОЙ |
ПРОДУКЦИИ в 1966—1970 гг., % |
|
|
|
|
|
|
|
Годы |
|
|
|
Виды п р о к ата |
.1967 |
1968 |
1969 |
1970 |
|
1966 |
I. Сортовой п р о к а т ............................................. |
|
|
|
64, 28 |
63,24 |
63 |
,02 |
62, 84 |
6 2 , 0 |
|||
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
заготовка трубная ...................................... |
|
|
6 , 3 |
6 , 0 |
5 , 6 6 |
5 , 4 9 |
5 , 6 |
|||||
заготовка |
осевая |
кузнечная |
................... |
0 , 5 |
0 , 4 3 |
0 , 4 |
0 , 4 7 |
0 , 5 |
||||
рельсы железнодорожные широкой колеи |
- 3 , 5 |
3 ,28 |
3,1 |
3 , 0 8 |
3 , 0 4 |
|||||||
рельсы |
железнодорожные узкой колеи . |
0 ,8 |
0 ,57 |
0 |
,67 |
0 ,59 |
0 , 5 |
|||||
рельсы трамвайные............................... |
|
|
0,1 |
0,07 |
0 |
, 0 9 |
0 , 1 0 |
0,1 |
||||
штрнпсы сортовые ................................... |
|
|
2 , 3 |
2 , 1 3 |
2 , 0 |
1,94 |
1,95 |
|||||
балки и швеллеры...................................... |
|
|
4 , 9 |
5 , 0 |
5 , 3 8 |
5 , 3 6 |
5 , 3 6 |
|||||
крупносортная с т а л ь |
.................................. |
|
9,1 |
8 , 7 |
8 ,77 |
8,81 |
9,21 |
|||||
средмесоіртная |
с т а л ь |
.................................. |
|
5,1 |
4 ,85 |
4 |
, 9 8 |
5 ,02 |
4 , 1 5 |
|||
мелкосортная |
сталь ................................... |
|
|
8 , 2 |
8 , 2 8 |
8 |
, 5 |
8 ,68 |
8 , 4 |
|||
катанка |
|
......................................................... |
|
|
|
. . . |
8 , 9 |
9,13 |
8 |
, 9 |
8,81 |
8 , 5 3 |
обручмая с т а л ь |
............................. |
|
0 , 3 |
0 , 2 8 |
0 |
, 2 6 |
0 , 2 6 |
0 , 2 4 |
||||
бандажи |
(кольца)........................................ |
|
|
0 , 1 5 |
0 , 2 8 |
0 |
, 2 6 |
0 , 2 2 |
0 , 2 4 |
|||
колеса катаны е............................................ |
|
|
0 , 6 |
0 , 5 7 |
0 |
,52 |
0 ,55 |
0 ,50 |
||||
сортовая |
конструкционная |
сталь |
П,1 |
11,27 |
11,20 |
10,98 |
10,72 |
|||||
■сортовая |
конетрущионная никелъсодер- |
0,91 |
|
|
|
|
|
|||||
жащая сталь |
................................................ |
|
|
шарикопод- |
1,0 |
0 , 9 |
0 , 8 9 |
0 , 8 5 |
||||
сортовая |
конструкционная |
|
|
0,67 |
0,64 |
0,61 |
||||||
шіипініжо.вая |
с т а л ь .................................... |
|
|
0 , 6 |
0 ,57 |
|||||||
■сортовая |
инструментальная сталь . . . |
0 , 5 |
0,43 |
0,4 |
0 , 4 5 |
0 , 5 0 |
||||||
другие |
виды |
сортовой стали . . . . |
0,42 |
0,40 |
0,36 |
0,40 |
0,34 |
|||||
11. Листовой |
п р ок ат |
............................................ |
|
|
35, 72 |
3 6, 76 |
36, 98 |
37,16 |
38,0 |
|||
В том числе: |
|
сталь |
|
13,9 |
|
|
|
|
|
|||
толстолистовая |
|
13,27 |
13,23 |
13,42 |
13,52 |
|||||||
тонколистовая |
сталь |
(1,0—3,9 лш) |
4,8 |
5 , 0 |
4 , 9 5 |
5,11 |
5 , 2 3 |
|||||
листовая |
конструкционная |
горячекатаная |
|
|
|
|
4,0 |
|
||||
сталь.......................... |
|
|
|
- |
.............................. |
холодноката |
2 , 3 |
3 , 4 2 |
3,71 |
4 , 0 2 |
||
листовая |
конструкционная |
4,0 |
4,0 |
4,02 |
4,03 |
|
||||||
ная и декапированная |
с т а л ь ................... |
4 , 2 5 |
||||||||||
іштрштсы листовые...................................... |
сталь |
|
6 , 9 |
7 , 1 3 |
7 , 2 8 |
7,0 |
7,31 |
|||||
кровельная листовая |
..................... |
1,2 |
1,28 |
1,25 |
1,03 |
1,22 |
||||||
жесть |
ч ер н а я .............................................. |
|
|
|
0 , 8 |
0 , 8 5 |
0 , 7 8 |
0,76 |
0,73 |
|||
другие виды листовой стали . . . . |
1,82 1 2,01 |
1,96 |
1,81 |
1,72 |
В общем потреблении готового проката в СССР увеличилась доля потребления листовой конструкционной (горячекатаной) и тонколистовой стали. По сортовому прокату увеличилась доля пот ребления балок и швеллеров, мелкосортной стали, сортовой, нер жавеющей и конструкционной, шарикоподшипниковой сталей. По остальным видам сортового проката доля потребления уменьши лась. Изменение структуры потребления прокатной продукции в 1966—1970 гг. приведено в табл. 9.
В практике планирования, разработки балансов и распределе ния материальных ресурсов в нашей стране применяется только укрупненная номенклатура прокатной продукции. Принятая Гос планом и ЦСУ СССР номенклатура проката черных металлов со стоит из 54 видов проката. Она разработана по смешанному принципу, сочетающему потребительский и производственный принципы. Потребительский принцип предусматривает выделение в сортаменте отдельных видов проката или профилей в соответ ствии с их назначением и спецификой спроса на металл по неко торым маркам стали. Производственный принцип предусматривает группировку видов проката в соответствии с возможностями его производства на прокатных станах определенного типа (мелко сортных, среднесортных, крупносортных).
Для определения сортаментного потребления проката система тизированы и обработаны заказы, выданные металлургическим предприятиям. Структура металлопотребления рассматривалась по видам проката, профилям, размерам, группам марок стали, ме таллопотребляющим отраслям. Шифровке, систематизации, обра ботке и анализу подвергли около 200 тыс. позиций заказов.
Полученные перфокарты систематизировали, после чего получа ли табуляграммы в необходимых разрезах: по фондодержателям, по назначению, по видам прокатной продукции, профилям, разме рам, маркам стали и другим необходимым признакам. В резуль тате получены необходимые данные для анализа металлопотреб ления по фактической 'Структуре.
Потребление сортового проката по профилям распределяется следующим образом, % ог общего количества:
Сталь круглая, ГОСТ 2590—71, ГОСТ 1133—71, ГОСТ 6143—52*, ГОСТ 5210—67*, ГОСТ 7419—55* 36,3
Сталь квадратная, ГОСТ 2591—71, ГОСТ 1133— |
1,7 |
||||||
71, ГОСТ 5210—67, ГОСТ 7419— 55 |
......................... |
|
|||||
Сталь шестигранная. ГОСТ 2879—69 |
...................... |
|
0,9 |
||||
Сталь полосовая, ГОСТ 103—57, 'ГОСТ 4405—48, |
|
||||||
ГОСТ 7419—55, |
ГОСТ 5210—67, |
ГОСТ 6422—52, |
5,3 |
||||
Т У |
....................................................... |
|
|
|
|
|
|
Штрігпеы сортовые, ТУ 14—2— 68—73 . . . . |
|
3,1 |
|||||
Сталь |
ѵгловая |
равнобокая, |
ГОСТ |
8509—72 |
и |
8,6 |
|
Т У ....................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
Сталь |
угловая |
неравнобокая, ГОСТ |
8510— 72 |
и |
1,8 |
||
Т У ..................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
Сталь |
для армирования железобетонных конст |
12,6 |
|||||
рукций, .................................ГОСТ 5781—61 и Т У |
|
|
|
||||
Балки |
двутавровые, ГОСТ 8239—56 |
и ТУ . |
. |
3 |
|||
Швеллеры, ...................................ГОСТ 8240—56, Т У |
|
|
|
5,6 |
|||
Рельсы железнодорожные |
широкой колеи, вклю |
4,9 |
|||||
чая рельсы трамвайные и для подкрановых путей |
|||||||
Рельсы для железнодорожного |
транспорта уз |
0,9 |
|||||
кой к .............................о л е и |
|
|
и |
специального |
|||
Фасонные профили отраслевого |
|
||||||
применения . |
, ................... |
. . . . . |
. 3 , 6 |
||||
Прочие профили . . . . . . |
|
|
|
11,7 |
Из общего количества мелкосортного проката (с учетом профилей из конструкционной стали) потребление стали состави ло, % :
Круглой . . |
. ............................................................ 33,7 |
|||
Квадратной |
................................................................. |
„ . . . |
1,7 |
|
Полосовой . . . |
.............................. 10,5 |
|||
Угловой: |
|
. . , |
.......................................6.4 |
|
равнобокой |
||||
неравнобокой . . . |
•........................................ |
0,6 |
||
Шестигранной |
................................................................ |
|
|
1,7 |
Периодических профилей для армирования желе |
44,2 |
|||
зобетонных конструкций............................................... |
|
|||
Фасонных профилей отраслевого и специального |
, 2 |
|||
применения |
. . |
.................................. . . . . 1 |
Из общего количества среднесортного проката (с учетом про филей из конструкционной стали) потребление стали составило, %:
Круглой ............................................................................ |
33,1 |
Квадратной . . ........................ |
2,3 |
Полосовой ................................................. |
9,2 |
Угловой: |
17,7 |
равнобокой . . . . . . |
|
неравнобокой...................................................... |
3,8 |
Шестигранной ............................................................... |
3,1 |
Периодических профилей для армирования |
же |
лезобетонных конструкций....................................... |
28,5 |
Фасонных профилей для отраслевого и специаль |
|
ного применения........................................................... |
2,3 |
Из общего количества крупносортного проката (с учетом про филей из конструкционной стали) потребление стали соста вило,г % :
К руглой ........................................................................... |
|
48,1 |
Квадратной . . ........................ |
|
4,1 |
Полосовой................................... |
|
8,6 |
Угловой: |
|
19,6 |
равнобокой ........................ |
|
|
неравнобокой........................................ |
|
4,5 |
Шестигранной ............................. |
|
0,8 |
Профилей для армирования железобетонных кон |
||
струкций ............................. |
|
2,6 |
Фасонных профилей отраслевого и специального |
||
применения . . . . . . . . |
. . . . |
. .1 1 ,7 |
Более 82,8% в потреблении .рельсов всех типов -составляют рельсы железнодорожные широкой колеи; значительно меньше до ля рельсов узкой колеи (15,5%) и трамвайных (1,7%).
■Наибольший удельный вес в потреблении сортового проката
по маркам стали занимает |
сталь |
углеродистая |
обыкновенного |
||
качества (ГОСТ 380—71)—59,3%. Доля потребления |
сор |
||||
тового проката из |
конструкционной |
углеродистой |
стали |
(ГОСТ |
|
1050—60 и др.) составляет 19,3%, низколегированной стали |
(ГОСТ |
||||
5058—65, 5781—61) |
9,1%, |
качественной конструкционной |
(ГОСТ |
2 Зак, 94 |
33 |