Файл: Мостков, В. М. Подземные сооружения большого сечения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 0
4
Рис. 61. Деформация породы в кровле туннеля большого сечения:
1 — 5 — номера приборов
О 5 Ю 15 20 25 30 35
Продолжительность, сут
вдеформациях породы, закрепленной анкерами или арками, уста новить не удалось; перемещения породы оказались незначительными, что позволяет сделать вывод о достаточной эффективности анкерной крепи в исследуемых туннелях.
Как следует из приведенных графиков и диаграмм, существует определенная взаимосвязь между величинами деформаций, временем
иэтапами разработки выработки. Кроме того, можно заметить, что при правильно выбранной крепи через определенный промежуток кривые деформация — время выполаживаются, смещение породы прекращается, выработка оказывается в устойчивом равновесном состоянии. Аналитически вряд ли возможно и правомерно устано вить все эти зависимости, учитывая различие в формах и размерах выработки, инженерно-геологических условиях и существенное влия ние многих других факторов. Вместе с тем полезно определить предельно допустимые величины деформаций, при которых приме няемый вид крепи может считаться безопасным и существующая система проходки выработки не нуждается в коррективах.
Подобная работа, применительно к выработкам большого сече ния (высота стен до 40 м, пролет до 30 м), разрабатываемых в скаль ных породах (/ ^ 4) при глубине залегания до 500 м и закрепленных анкерной крепью, была выполнена в институте Оргэнергострой.
При статистической обработке результатов многочисленных на блюдений получены приближенные эмпирические зависимости для определения величин допустимых деформаций контура выработок (в местах возникновения максимальных деформаций):
для средней части свода выработки
^ = 1 2 |
^ . , мм; |
(76) |
для стен |
|
|
б2 = 4 , 5 |
^ І , м м , |
(77) |
Мб
где S( и 52 |
— допустимые для данных инженерно-геологических ус |
|
ловий величины деформаций свода и одной из стен |
/ |
скального массива на контуре выработки, мм; |
— коэффициент крепости пород по шкале проф. М. М. Про- |
тодьяконова; Ь0 — пролет выработки, м;
Н — высота стены выработки от пяты свода до почвы, м. Значение б2 определяется на участке от l/ z до г/ 2 Н, отсчитывая
от пяты свода.
рис. 62. Прибор для регистрации деформаций породы и крепей и сигнализации о появлении опасных деформаций
Разработан прибор [16] для регистрации и сигнализации об опас ных деформациях массива и крепей (рис. 62). Прибор состоит из глубинного репера произвольной конструкции и датчика линейных перемещений, соединенного с репером тяжем. Корпус датчика (диа метр 40 мм, длина 400 мм, масса 1,9 кг) имеет распорное устройство для фиксирования его в шпуре. Внутри корпуса помещен стакан с установочным винтом и захватом. В стакане находится груз, удер живаемый фиксирующими пружинами. Перед установкой в шпуре датчик настраивают на величину допускаемой деформации. При монтаже прибора в шпур последовательно вводят глубинный репер
стяжем и датчик, соединенные захватом. С помощью распорного устройства корпус датчика закрепляют в устье шпура.
При возникновении подвижек в пределах контролируемого слоя породы (от точки закрепления глубинного репера до контура вы работки) происходит взаимное перемещение корпуса датчика и ста кана. При достижении величины допускаемой деформации фикси рующие пружины разжимаются и груз выпадает из стакана.
Взоне действия взрыва, где могут быть повреждены коммута ционные провода, о возможности обрушения сигнализирует выпавший из прибора и зависающий на тросике груз. При расположении при бора вне зоны действия взрыва в корпус прибора вставляется пробка
сэлектроконтактом, включающаяся в сигнальную сеть. Выпавший груз замыкает контакт, и подается световой или звуковой сигнал. Это позволяет своевременно оповестить рабочих об опасности и
10* |
147 |
б1
Рис. 63. Схемы установки |
приборов в |
контрольных створах: |
1 — шпуры под приборы; |
2 — датчики |
линейных перемещений; 3 — пласты породы; 4 — |
тектонические трещины и глинистые пропластки |
||
принять меры для усиления |
крепи. Перед возведением постоянной |
обделки прибор извлекают из шпура для дальнейшего использо вания.
На строительстве Нурекской ГЭС в 1967—1969 гг. институтом Оргэнергострой совместно с трестом Гидроспецстрой была проведена производственная эксплуатация опытной партии приборов. В под земных выработках на восьми контрольных створах установили 44 прибора (рис. 63). В действующем забое туннеля № 7 приборы были установлены в процессе крепления выработки железобетон ными анкерами с металлической сеткой (рис. 63, в). Репера устана вливали на глубине 2,5 м. Коммутация приборов и сигнальной сети проведена через трое суток после установки приборов. Через 12 су ток (при продвижении забоя от контрольного створа на 30 м) в кровле возникли максимально допустимые деформации зарегистрирован ные приборами. При этом были поданы световой и звуковой сигналы. Для стабилизации провели торкретирование поверхности выработки слоем толщиной 5 см. Последующие наблюдения за приборами не показали роста деформаций. Срок эксплуатации приборов в створе составил 167 дней.
В кровле туннеля (рис. 63, б) было установлено четыре прибора на расстоянии 230 м от действующего забоя. Репера закрепили на глубине 2,7 м. Выбор места этого контрольного створа был обусло влен тем, что на данном участке выработка пересекала контактную трещину, заполненную глинкой трения. В своде выработки, закре пленной железобетонными анкерами и набрызгбетоном, наблюда лись раскрытие трещин и мелкие вывалы породы. Поэтому на конт ролируемом участке была усилена временная крепь: нанесено новое
148
покрытие из набрызгбетона и установлены анкера. За время наблю дений (162 дня) на данном участке деформации кровли выработки не превысили допустимой величины (5 мм).
В действующем туннеле (рис. 63 г) свод крепили железобетон ными анкерами и набрызгбетоном. Шпуры под анкера и приборы бурили машиной СБУ-4. Коммутация сигнальной сети приборов вы полнена через 5 дней после их установки. При последующей про ходке в 20 м от контрольного створа была встречена контактная зона, заполненная глинкой трения при сильном обводнении скаль ного массива. Это привело к возникновению сразу же после вскрытия выработки вывала большого объема и вызвало необходимость за бетонировать свод туннеля вплоть до участка контрольного створа. Наличие сигнальной сети позволило повысить безопасность бетон ных работ в этих сложных условиях. За время эксплуатации при боров (36 дней) сигналов о возникновении деформаций более 5 мм не было.
На участке подходных туннелей (рис. 63, а и д), пройденных в сильнонарушенных и сильнообводненных породах в качестве временной крепи использовали металлические арки с затяжкой и забутовкой. Для установки приборов в затяжке были предусмотрены окна, через которые бурили шпуры глубиной 2,5 м. Ввиду сильной обводненно сти выработки коммутацию приборов не производили. В течение более 100 дней с приборов снимали показания о величине деформации, которая не превысила допустимой для данных условий (10 мм).
На основании результатов производственной эксплуатации уста новлено, что прибор достаточно простой, пригоден для контроля за деформацией поверхности выработки, может быть применен в раз личных инженерно-геологических условиях, независимо от размеров выработки, и использован многократно.
Глава IV
Способы проходки крупных подземных выработок
Туннели большого поперечного сечения и камеры разрабатывают с использованием буровзрывных работ преимущественно следующими способами: сплошного забоя, уступным, опертого свода, опорного ядра. Эти способы известны, они регламентированы СНиП Ш -Б. 8—68 и отработаны многолетней практикой строительства подземных сооружений.
Для выработок большого сечения в силу развития средств меха низации, отказа от дерева в качестве крепежного материала и при менения эффективных видов крепи, использующих несущие свойства скального массива, указанные способы приобрели определенное отличие от классических схем. Это отличие заключается в разбивке поперечного сечения выработки на минимальное число элементов с укрупнением их размеров.
На каждом участке осуществляют проходку элементов способом сплошного забоя, имеющих площадь, наибольшую для данных условий, при которой еще сохраняется устойчивое состояние выра ботки. Последовательность разработки сечения и возведения крепи (обделки) по каждому из этих способов для крупных выработок не соответствует в полной степени порядку, предусмотренному существующими правилами, а устанавливается в зависимости от размеров подземного сооружения, наличия строительных подходов и характеристики породы. Кроме того, не совпадает и регламенти рованная нормами область применения перечисленных выше спо собов в части инженерно-геологических условий. Например, способ опорного ядра в выработках большого сечения, имеющих значитель ные пролеты, может быть целесообразен не только в слабых, но и в крепких породах.
Щитовой и механизированный способы разработки забоев для выработок большого сечения имеют в настоящее время более огра ниченное применение, чем указанные буровзрывные способы произ водства работ. Щиты (обычные и механизированные), комбайны и другие туннелепроходческие машины могут быть эффективно исполь зованы пока лишь до определенного диаметра туннелей (10—11 м). При увеличении размера машины становятся громоздкими, требуют
150
чрезмерного потребления энергии, стоимость их непропорцио нально возрастает. Вместе с тем не исключена возможность исполь зования различного рода комбайнов (туннелепроходческих машин) для разработки отдельных камерных выработок пролетами более
10м.
Вотдельных случаях при строительстве крупных камер храни лища нефтепродуктов в специфических горно-геологических усло виях применяют специальные способы производства работ (выщела чивание, внутренние взрывы).
Внастоящей главе дано описание практикуемых современных
способов возведения крупных подземных сооружений и указаны рациональные условия и области применения каждого из этих способов.
Наряду с выработками площадью поперечного сечения около 100 м2 и более, рассмотрены также туннели шириной более 8 м (площадью в проходке примерно от 50 м2). При таких пролетах уже имеется определенная специфика в подземных работах, а пло щадь 50 м2 отвечает верхней части сечения крупных туннелей, разрабатываемых нижним уступом.
§ 11. Способ сплошного забоя
Примерно до 1960 г. как в Советском Союзе, так и за рубежом крупные подземные выработки буровзрывным методом разрабатывали сплошным забоем в большинстве случаев лишь в благоприятных породах, позволяющих оставить выработку без крепи в процессе ее эксплуатации. В отдельных случаях выработки разрабатывали сплошным забоем в породах, в которых сохраняется устойчивое состояние достаточно длительный период — от момента вскрытия забоя до закрепления выработки постоянной бетонной крепью. Лишь некоторые туннели, главным образом в США, проходили сплошным забоем в породах средней крепости, но при этом применяли тяжелую металлическую арочную крепь, воспринимающую горное давление на весь срок строительства, поскольку, как правило, возведение по стоянной бетонной крепи начинали после окончания проходки всего туннеля независимо от его длины и сечения.
Чрезмерная осторожность в применении наиболее экономичных проходок подземных выработок сплошным забоем при буровзрывном методе работ была вызвана отсутствием достаточного опыта в воз ведении облегченных типов крепи (анкерная, набрызгбетонная и др.)
ив осуществлении метода контурного взрывания, громоздкостью буровых рам, арочной крепи, опалубочных агрегатов, трудоемкостью
исложностью выполнения работ по оборке кровли после взрыва, осторожность вызывалась также слабой изученностью ряда суще ственных факторов, влияющих на устойчивость выработки (напря женное состояние окружающего массива при вскрытии выработки, процессы образования над туннелем ослабленных зон пород, взаимо
151
действие горных пород и крепи), а кроме того недостаточной на дежностью определения нагрузок на крепь, особенно в скальных
породах. |
что в настоящее время все |
Естественно, нельзя утверждать, |
|
эти вопросы получили свое решение, |
тем не менее, пути к этому |
в значительной степени наметились. |
|
Если проследить развитие строительства подземных сооружений больших размеров за последние 10 лет, то можно заметить опре деленную тенденцию к переходу на проходку туннелей сплошным забоем, причем эта тенденция сохраняется не только для крепких, но. и для трещиноватых нарушенных пород средней крепости, а на отдельных участках трассы — ниже средней крепости. При этом учитывается сложность перехода от проходки сплошным забоем на штольневые методы и обратно в тех случаях, когда по трассе оказались ослабленные неустойчивые породы.
Способы проходки подземных выработок сплошным забоем имеют весьма широкую область применения. Разработан ряд модификаций этих способов в зависимости от прочности и состояния окружающих пород. В устойчивых породах проходку можно вести сплошным забоем, без возведения крепи или с частичным возведением крепи выработок. В недостаточно устойчивых нарушенных породах про ходка сплошным забоем может характеризоваться типом применяемой крепи: с жесткой крепью (арочная металлическая или бетонная), с крепью ограниченной податливости (комбинированная) и с по датливой крепью (новоавстрийский способ проходки).
Проходка сплошным забоем без крепи или с облегченной крепью
При этом способе проходческие работы в забоях выработок большого сечения, как правило, ведут последовательно, т. е. бурение шпуров и погрузка породы не совмещаются во времени. В скальных монолитных породах крепь в большинстве случаев не применяют, в трещиноватых породах выработку закрепляют анкерами или набрызгбетоном, возможно также сочетание этих видов крепи.
Способ позволяет в наибольшей степени использовать мощное производственное оборудование, сократить продолжительность вспо могательных операций, осуществить четкую работу по графику цикличности и добиться высоких скоростей проходки при наимень ших затратах труда.
Применение способа проходки сплошным забоем в устойчивых породах ограничивается в большинстве случаев выработками, ши рина которых не превышает 20 м, а высота — 10 м. Это связано как с технической возможностью используемых типов оборудования, так и с определенной опасностью раскрытия в один прием неза крепленного пролета значительной ширины. Площадь поперечного
152
сечения выработок, разрабатываемых на полный профиль, обычно не превышает 100—130 м2, имеются, однако, отдельные примеры в исключительно благоприятных инженерно-геологических условиях, когда площади таких выработок достигают 160 м2 при наибольшей высоте около 14 м.
При ширине забоя 15—20 м и более проходку удобнее произво дить с опережением центрального участка на одну-две заходки. Это дает возможность при необходимости осуществить переход на другие более безопасные методы и немедленно закрепить кровлю при появлении признаков возникновения вывалов.
В камерных выработках длиной 100—130 м проходку верхней (подсводовой) части на полный профиль при отсутствии удобных подходов можно осуществлять из поперечных прорезей. В этом случае в первую очередь по всей длине верхней части проходят централь ный направляющий ход, из которого через каждый 10—30 м устраи вают поперечные прорези шириной примерно по 3 м для размещения бурового оборудования. Раскрытие верхней части производят из прорезей встречными забоями с бурением глубоких шпуров (на всю длину целика). Породу вывозят по направляющему ходу или сбрасывают по воронкам вниз к основанию камеры. Проходку
ибетонирование можно вести одновременно на нескольких фронтах, что позволяет сократить время строительства. Вместе с тем при таком способе осложняется механизация погрузочно-транспортных работ
ивозникает необходимость проходки большого числа мелких вспо могательных выработок (направляющие хода, воронки, прорези). Кроме того, способ применим в исключительно монолитных по родах.
Применение способа проходки крупных выработок сплошным забоем в устойчивых породах покажем на нескольких характерных примерах.
Туннель, входящий в состав гидроузла Нурекской ГЭС, имел полуциркульное очертание, ширина сечения 11 м, высота 6 м. Туннель проходил по песчаникам и алевролитам с / = 7 ч- 8. Работы вели во второй половине 1969 г.
Шпуры бурили двумя самоходными установками СБУ-4, в забое располагалось 90 шпуров средней глубиной по 3,8 м, подвигание забоя за взрыв 3,4 м. Одновременно с обуриванием забоя бурили шпуры под анкера, затем устанавливали анкера и навешивали сетку. После взрыва зарядов, проветривания забоя и приведение его в бе зопасное состояние осуществлялась погрузка породы двумя машина ми непрерывного действия ПНБ-Зк в автосамосвалы МАЗ-503. В сутки выполнялись два проходческих цикла, скорость проходки составила 167 м/мес.
Представляет интерес пример строительства туннеля Манапури в Новой Зеландии длиной 10 км. Этот туннель разрабатывали преимущественно (8,5 км) с одного портала, форма поперечного сечения туннеля подковообразная шириной и высотой по 10 м, породы гнейсовые с большим притоком воды (0,2—1,0 м3/с).
153