Файл: Мостков, В. М. Подземные сооружения большого сечения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 0
Обуривание забоя осуществляли 16 колонковыми перфораторами, смонтированными на трехъярусной передвижной буровой раме. В забое размещалось 150 шпуров средней глубиной 4 м, подвигание забоя за взрыв 3,6 м. Шпуры под анкера на глубину 1,5 м бурили
стой же рамы четырьмя ручными перфораторами. Установку анкеров
инавеску сетки выполняли также с верхней площадки рамы. На от
дельных участках туннеля монтировали металлическую арочную крепь. Погрузка породы осуществлялась двумя машинами «Конвей» с ковшом емкостью 1 м3 в вагонетки емкостью 4,3 м3. Погрузочно транспортное оборудование располагалось на специальном скользя щем настиле длиной 137 м. Работы по проходке участка туннеля длиной 8,5 км с одного забоя вели с 1964 по 1968 г. (в течение 56 месяцев) равномерно со средней скоростью за весь период строи тельства 150 м/мес. Ежесуточно осуществлялось два цикла, в от дельные дни число циклов доходило до четырех, а скорость проходки достигала 13—14 м/сут.
Характерен также пример проходки выработки Нурекской ГЭС в породах средней крепости. В поперечном сечении выработка имеет трапецеидальное очертание с криволинейным сводом. Высота 7,6 м, ширина от 23 (по почве) до 26 м (по пятам свода). Участок длиной около 100 м расположен в крупнозернистых песчаниках с прослоями алевролитов на карбонатно-глинистом цементе. В от дельных местах породы нарушены и имеют зоны сильно перемятых алевролитов с повышенной густотой трещин напластования. В зонах контактов есть выходы воды с расходом до 7 м3/ч.
В соответствии с указаниями СНиП ІІІ-И. 2—62 и на основании имеющегося опыта, подземные выработки при пролете более 20 м проходят с поэлементным раскрытием профиля, поэтому в проекте был заложен штольневой метод. При этом продолжительность строительства описываемого участка составляла 10 месяцев, а стои мость работ — около 260 тыс. руб.
На основании результатов проведенного институтом Оргэнергострой и трестом Гидроспецстрой комплекса натурных исследований (определение несущей способности железобетонных анкеров в раз личном возрасте и при разных расстояниях от места взрыва зарядов, исследование перемещений породы с помощью деформометров и на основании маркшейдерских замеров, определение деформаций в мас сиве с использованием замоноличенных в шпурах гетинаксовых цилиндров с тензодатчиками, измерение ультразвуковым методом глубины нарушенной зоны породы над выработкой) была осуще ствлена проходка этой выработки сплошным забоем [6].
Работы вели по следующим этапам — проходка центральной части шириной 13—15 м на длину 3 м с креплением кровли анкерами глубиной 3 м, доборка боковых частей до полного пролета, крепле ние этих частей анкерами и навеска сетки. После двух таких заходок по 3 м проходку останавливали и производили бетонирование на полный пролет на длину 6 м. Участок длиной 3 м, примыкающий к забою, оставляли все время незабетонированным, что позволяло
154
обуривать забой для следующей заходки. В дальнейшем цикл по вторяли.
Шпуры бурили с применением установок СБУ-2 с удлиненными манипуляторами, погрузку породы осуществляли экскаваторами ЭП-1 в автосамосвалы МАЗ-205. Анкера устанавливали с площадки, оборудованной на автопогрузчике.
Сооружение этой выработки заняло 6 месяцев, стоимость работ составила 165 тыс. руб.
Проходка сплошным забоем с жесткой крепью
Металлическая арочная крепь. В нарушенных породах средней крепости, не оказывающих горного давления в течение нескольких смен, независимо от длины и площади поперечного сечения выра ботки может найти применение способ проходки с использованием выдвижных подхватов. Подхваты обычно применяют при монтаже металлической арочной крепи, описываемый же способ позволяет использовать подхваты и при разработке забоя.
Выработку закрепляют металлической многоугольной крепью на каждой заходке. Крепежная рама или арка состоит из несколь ких косяков и двух вертикальных стоек. Косяки соединяют между собой и со стойками приваренными торцовыми накладками и болтами. Рамы устанавливают на расстоянии примерно 1 м одна от другой, продольная жесткость их обеспечивается металлическими уголко выми распорками.
Кровлю и бока выработки закрепляют затяжкой или покрывают набрызгбетоном. К трем ближайшим от забоя полностью собранным рамам на съемных или сварных хомутах, прикрепленных к косякам крепи, подвешивают выдвижные подхваты из металлических балок двутаврового профиля. Во время установки новой крепежной рамы ее элементы поддерживают на консольной части подхватов. На каж дый косяк приходится один-два подхвата, которые закрепляют в хо мутах металлическими клиньями, удаляемыми при выдвижении подхватов [41].
Проходка туннеля ведется в следующем порядке. В первую очередь с буровых подмостей разрабатывают верхнюю часть забоя по отдельным участкам и устанавливают элементы крепи, при этом косяки поддерживаются выдвижными подхватами. Размер каждого участка выбирают в зависимости от состояния кровли, глубина заходки не превышает 1,5 м. Разработку нияшей части и подведение вертикальных стоек осуществляют под защитой закрепленной кровли, удерживаемой арками на подхватах.
Такой способ проходки был впервые применен в 1957—1960 гг. на строительстве туннелей Атарбекянской и Ереванской ГЭС, что позволило повысить темпы работ в этих туннелях примерно в 1,5 раза и снизить стоимость проходки на 15%. Описываемый способ при меняется и при строительстве гидротехнических туннелей в Бол гарской Народной Республике [116].
155
Интересно заметить, что проходку в 1963—1964 гг. автодорож ного туннеля Аллегейни в США фирмой Меррит-Чепмен энд Скотт Корпорейшн осуществляли ступенчатым забоем с металлической арочной крепью и восьмью выдвижными продольными подхватами из двутавровых балок [53]. Метод проходки и конструкция под хватов аналогичны описанным выше. Опыт США также подтверждает высокую эффективность метода проходки туннелей сплошным забоем
сприменением металлической арочной крепи и выдвижных подхватов
внарушенных породах средней крепости.
Чтобы избежать необходимости поэлементного раскрытия сече ния с поэтапным возведением арочной крепи в нарушенных породах, при отсутствии односторонних нагрузок возможно применение опе режающих анкеров в сочетании с металлическими арками. Для этого по контуру выработки примерно через каждые 0,5 м бурят гори зонтальные шпуры на глубину 2—4 м параллельно оси туннеля. Эти шпуры заполняют цементно-песчаным раствором и в них вста вляют штанги из арматуры периодического профиля. Концы штанг приваривают к металлической арочной крепи, устанавливаемой вплотную к забою. Подвигание забоя после взрыва, таким образом, осуществляется под прикрытием опережающей крепи, причем концы анкеров, уходящие в массив, заделаны в него не менее чем на 0,5— 1 м. После взрыва и уборки породы под защитой штанг монтируют арочную крепь и начинают подготовку к следующей заходке. В Со ветском Союзе этот метод был применен Гидроспецстроем при про ходке нарушенных зон в туннеле Арпа-Севан.
На рис. 64 показана схема крепления камеры подземного ма шинного зала ГЭС Торрехон в Испании с применением опережающих анкеров и металлических арок. Глубина заходок составляла 2— 2,5 м, длина опережающих анкеров была равна 8—10 м, причем концы анкера, заделываемые в массив, имели длину от 1 до 2 м. Следом за проходкой бетонировали свод, а при отставании бетона от забоя породу с опережающими анкерами и стальными попереч ными арочными подхватами покрывали набрызгбетоном.
При строительстве одного из транспортных туннелей в США пролетом 10 м применяли опережающие анкера длиной 9 м на рас стоянии 45 см друг от друга. Анкера устанавливали по своду вы работки в скважины, пробуриваемые вдоль туннеля через отверстия в стенке двутавровых балок арочной крепи, арки располагали с шагом 60—120 м по длине туннеля [121].
Бетонная крепь (метод Бернольда). Начиная примерно с 1968 г. в Швейцарии и ряде других стран при проходке туннелей сплошным забоем в нарушенных породах начали применять патентованную систему крепления, названную креплением по методу Бернольда [43, 83]. Принцип этой системы состоит в возведении жесткой арми рованной бетонной крепи (обычно толщиной 20—30 см) вслед за проходкой забоя с применением специальных опалубочно-арматур ных щитов различных размеров и форм (рис. 65). Эти щиты размером примерно 1 X 1,2 м представляют собой тонкую (1; 2 и 3 мм, массой
156
в- в 3
Рис. 64. Схема крепления камеры е применением опережающих анкеров:
1 — арматурные стержни диаметром 30—40 мм, закладываемые в незаряженные шпуры предварительного щелеобразования диаметром 57—64 мм; 2 — стальные подхваты; 3 — анкера, удерживающие подхваты; 4 — заряжаемые шпуры предвари тельного щелеобразования при контурном взрывании
от И до 33 кг каждый) и гибкую перфорированную металлическую конструкцию. Щиты закладывают за монтажные арки (кружала) и^соединяют между собой внахлестку с помощью тяг. Монтажных арок-кружал обычно бывает не более 6—12 на каждый забой.
Пластичная бетонная смесь (водоцементное отношение 0,40— 0,45), подаваемая бетононасосом или пневмобетоноукладчиком, за полняет пространство между опалубочными щитами и породой, причем щиты начинают работать в качестве арматуры. Бетонирование ведется по сечению в направлении снизу вверх по мере установки Щитов. В процессе вибрирования бетонная смесь проникает через
157
Рис. (iß. Туннель, закрепленный по методу Бернольда: а — общий вид; б — деталь крепления
158
отверстия в щитах и омоноличивает конструкцию (рис. 66). В ка честве антикоррозийной защиты осуществляют торкретирование поверхности щитов после окончания бетонирования. Торцовую опа лубку выполняют из щитов аналогичного типа. После затвердевания бетонной смеси (через 1,5—2 суток или ранее при применении уско рителей твердения) монтажные арки передвигают вперед, причем каждые 2—3 арки соединены в единую конструкцию и после раскружаливания перемещаются на тележках без их демонтажа.
В слабых породах после взрыва одновременно с погрузкой породы можно производить предварительное покрытие кровли тонким слоем набрызгбетона, а затем бетонирование сводчатой части выработки, при этом монтажные арки, поддерживающие щиты опираются на выдвижные подхваты. После окончания погрузки подводят боковые стойки монтажных арок, за них закладывают опалубочные щиты и осуществляют бетонирование стен выработки. Возможно при менение также двойной оболочки из щитов Бернольда.
Описываемый метод получил уже достаточно широкое распро странение. В частности, в 1971 г. начато строительство четырех автодорожных туннелей пролетом 7,8 м и общей длиной 3,6 км на участке шоссе вдоль Женевского озера. Работу вели в трещиноватых осадочных породах способом сплошного забоя с использованием крепления по методу Бернольда. Кроме того, этот способ применен в Сен-Готардском туннеле, в котором до 1972 г. было уже забетони ровано 25 тыс. м2 туннеля. Этим методом в Швейцарии были закреп лены туннели специального назначения площадью до 120 м2, желез нодорожный туннель площадью 106 м2 длиной 3 км и другие тун нели. К началу 1973 г., т. е. примерно за 5 лет метод был применен в 12 странах при строительстве 67 туннелей общей длиной 24 км. Намечается использование его в ближайшие годы в подземных вы работках общей длиной около 200 км.
К основному преимуществу проходки туннелей с креплением по системе Бернольда относится возможность быстрого создания ин дустриальной несущей монолитной армированной бетонной крепи немедленно вслед за продвиганием забоя. Это позволяет в сочетании с выдвижными подхватами разработать туннель сплошным сечением даже в весьма слабых породах, устойчивое состояние которых
159