Файл: Морозов, В. А. Регулярные методы решения некорректно поставленных задач-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а III.2

 

 

 

 

Количество

Период,

сек

Опоры

Пролет

Высота

Г абарнт

 

 

в свету, м

опор, м

моста

пспытанных

Интервал

Среднее

 

пролетов

 

 

 

 

изменении

значение

Массивные

15

9— 15

Г-7

1

 

0,045

 

20

3 ,5

—15,6

Г-7

23

0,078—0,130

0,102

 

30

 

 

Г-8

 

 

 

 

5 , 0

- 1 2 , 5

Г-7

6

0 ,1 0 0 -0 ,1 3 8

0,114

 

40

5 ,0 —12,5

Г-8

3

 

 

Железобетон-

Г-8

0,148—0,158

0,153

15

 

7,0

Г-5,5

3

0,400*

ные стоечные

20

11,7

Г-14

2

0,485—0,500

0,492

* По данным работы [50].

со стоечными опорами имеют намного большие периоды, что объяс­ няется значительной гибкостью таких опор. В мостах с опорами массивного типа влияние высоты опор или их конструкции просле­ дить не удалось.

Известные нам данные о периодах собственных колебаний неразрезных мостов (приведены в табл. Ш.З. Мост № 1 испытан мостоиспытательной станцией ГПИ имени В. И. Ленина. Данные по мосту № 2 взяты из работы [100], а по мосту № 5 —-из материалов кафедры дорог и мостов Рижского политехнического института. Мосты № 3, 4 возведены в Японии [191].

Данных по периодам собственных продольных (горизонталь­ ных) колебаний балочных мостов нет.

Декременты свободных колебаний, зафиксированные при испы­ таниях мостов, проведенных мостоиспытательной станцией.

Таблица Ш.З

 

 

Материал

 

Высота

Периоды колебании,

 

Габарит

сек

Схема моста

и конструкция

иромежу-

 

 

п/м

пролетного

моста

точных'

вертикаль­

горизон­

 

 

строения

 

опор, м

 

 

 

 

 

 

ных

тальных

 

 

 

 

 

 

 

поперечных

I

2X18

Стальные фер-

Г-6

9,0

0,19

_

2

40 + 68+40

мы

 

Г-10,5

35.2

0,50

 

Стальные балки

 

 

с

железобе-

 

37.2

 

 

3

3 x3 2 ,2

тонной плитой

 

 

 

 

Железобетон­

 

 

0,27

0,29

 

 

ные короб ч а-

Железноло-

 

4

24+44+24

тые

балки

рожный

30

0,26

0,60

То же

То же

5

32,5 + З х

 

 

Г-8

15—25

0,39

 

 

Х 43,25+ 32,5

 

 

 

 

0,57

 

75


Оси энные раэмеры

 

 

 

 

НСПЫТЕиных и I олетных

 

 

 

 

 

строенн i

СЗ

Вид моста

Схема моста, м

Габарит моста, м

 

 

и

 

 

 

н

га

и

 

 

 

о

о

 

 

 

 

г

о

 

 

 

 

о

о>

 

 

 

 

а-

о

%

 

 

 

с

н

 

 

 

О

С

1

Городской

1 x 1 1 0

2 0 , 4 + 2 x 3 , 0

110,4

3 5 ,0

3 ,1 5

2

Автодорожным

1 X 8 0

7 , 0 + 2 x 1 ,5

8 1 ,8

19,2

4 ,2 5

3

Городском

1 X 7 0

2 0 ,5 + 2 x 3 , 0

7 2 ,0

8 ,0

9 ,0 0

4

»

1 X 7 0

1 8 ,0 4 2 x 3 , 7 5

7 0 ,7

7 ,0

10,10

5

»

40 + 3 x 7 0 + 4 0

1 2 , 0 + 2 x 3 , 0

6 2 ,8

21,0

3 ,0 0

6

Автодорожным

1 X 4 5

7 , 0 + 2 Х 1 , 5

4 6 ,3

4 ,2 0

11,00

7

Железнодорожным

1 X 4 4

Однопутный

4 5 ,0

15 ,0

3 ,0 0

8

Автодорожный

1 X 4 3

6 ,0 + 2 x 1 ,20

4 4 ,4

13,8

3 ,2 0

Городской

40 + З Х 7 0 + 40

1 2 , 0 + 2 x 3 , 0

4 2 ,6 5

13 ,0

3 ,3 0

9

»

1 X 4 2

1 9 , 6 + 2 X 3 , 0

4 2 ,5

4 ,8 0 8 ,8 5

10

Автодорожный

1 X 4 1

6 , 0 + 2 x 0 , 7 5

4 2 ,3

16,5

2 ,5 7

11

Городской

38 + 41

1 8 , 5 + 2 x 3 , 7 5

4 1 ,7 5

10,6

3 ,9 5

12

Автодорожный

4 X 3 4

5 , 5 + 2 x 0 , 7 5

3 4 ,7 0

5 ,8 0

6,00

13

»

5 x 3 1

6 , 0 + 2 x 0 , 7 5

3 2 ,0

8 ,0 5 3 ,9 8

14

Железнодорожный

3 x 3 0

Однопутмый

3 0 ,0

10,0

3 ,0 0

14а

»

3 x 3 0

3 0 ,0

10,0

3 ,00

15

 

3 x 3 0

 

3 0 ,0

1 0 ,0

3 ,0 0

16

»

3 x 3 0

 

3 0 ,0

10,0

3 ,0 0

17

Автодорожный

1 X 2 5

4 , 5 + 2 x 0 , 7 5

2 5 ,5

5 ,1 0

5 ,0 0

18

»

1 X 2 4

4 , 5 + 2 x 0 , 7 5

2 4 ,5

4 ,0 8

6,00

19

»

5 X 2 2

5 , 5 + 2 x 0 , 2 5

21 ,6

5 ,5 0 3 ,9 3

ГПИ имени В. И. Ленина, изменяются в 'пределах ■&= (),08—0,245. Этим значениям соответствуют величины коэффициента неупруго­ го сопротивления у = 0/я в пределах 0,025—0,078. Следует отметить, что эти значения соответствуют колебаниям с малой амплитудой. При более интенсивных колебаниях значения у увеличиваются.

Формы собственного поперечного колебания (основного топа) железобетонного пятипролетного разрезного моста с опорами стоеч­ ного типа зафиксированы в работе [50]. Железобетонные пролетные строения не испытывали деформаций и смещались как жесткие диски в соответствии с одноволновой кривой выгиба моста в целом (см. § VII.5).

§ III.2. ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ РАМНЫХ, АРОЧНЫХ И ВИСЯЧИХ МОСТОВ

По рамным мостам имеются только данные об испытании одно­ го объекта в Японии [191]. Железобетонный рамный мост пролетом 52 м имеет наклонные стойки высотой 9,5 м. Собственные периоды (основного тона) вертикальных, горизонтальных поперечных и горн-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 111.4

 

 

 

 

м

 

Периоды

вертн-

га

 

 

 

Р а з м е р ы

арок или сводов,

 

кальных колебании,

 

 

 

 

 

 

 

 

сек

 

+-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с ^

 

 

 

 

Толщина екмазв

Толщина питев

ринаШи ужранпон ым ранямг к р а й ­ арокних

аотсыВопоры центраот пят подошвыдо , м

 

 

Г)

А

Л о г а р и ф м и ­

 

 

 

 

С £ в

 

 

 

 

 

 

 

 

S X

Число

арок

 

 

 

 

 

 

 

 

ческие

д е к р е ­

 

 

 

 

 

 

 

 

менты

колеба ­

и поперечном

 

 

 

 

д

 

 

 

нии

сечении

и их

 

 

 

 

Д

§

§ га

 

 

ширина

 

 

 

 

 

 

2

- о

 

 

 

 

 

 

 

 

О Ч Й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 X 7 , 0

 

2 , 1 0

3 , 8 0

2 3 , 5

1 2 , 0

0 , 4 0 8

 

0 , 5 8 2

 

 

2 X 1 , 3

 

1 , 5 0

2 , 5 2

7 , 3

6 , 5

0 , 3 0 7

0 , 6 4 5

0 , 1 1

3 , 0 + 6 , 0 + 3 , 0

1 , 3 0

2 , 0 0

2 2 , 0

1 0 , 5

0 , 2 7 2

0 , 2 4 2

0 , 1 0

6 x 2 , 4 0

 

1 , 1 0

1 , 7 0

2 4 , 9

8 , 5

0 , 2 7 1

0 , 2 1 5

0 , 1 1 — 0 , 2 9

2 X 3 , 0

 

0 , 9 0

1 , 4 2

1 3 , 2 5

. 8 , 5

0 , 3 4 7

0 , 4 4 9

 

4 X 0 , 5 0

 

1 , 1 0

1 , 1 0

7 , 3 5

0 , 1 9 - 0 , 2 6

0 , 1 9 —

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0 , 2 6

 

 

4 , 0

 

0 , 9 0

1 , 3 5

4 , 0

9 , 0

0 , 3 7 6

0 , 1 7

0 , 3 9 7

0 , 0 5 5

2 x 0 , 6 5

 

0 , 6 5

1 , 0 3

5 , 6 5

7 , 0

0 , 2 1 1

0 , 6 8 1

0 , 0 5 5 — 0 , 1 5

2 X 3 , 0

 

0 , 6 0

0 , 9 0

1 3 , 2 5

1 0 , 0

0 , 3 2 5

— —

 

 

4 , 8 + 6 , 0 4 - 4 , 8

0 , 8 0

1 , 1 0

2 4 , 6 0

4 , 8

0 , 1 5 6

0 , 0 9 9

 

2 x 0 , 6

 

0 , 6 0

1 , 1 0

4 , 6

 

0 , 2 1 2

0 , 5 9 6

2 2 , 4

 

0 , 8 0

1 , 4 2

2 2 , 4

1 3 , 0

0 , 0 8 7

0 , 1 4 3

0 , 3 0 2

2 X 0 , 7

 

1 , 2 0

1 , 5 0

4 , 7

1 2 , 0

0 , 1 3 2

0 , 0 7 7

0 , 2 5 2

___

2 x 0 , 6

 

0 , 7 5

1 , 1 7

4 , 6

9 , 5

0 , 2 2 1

0 , 0 9 5

0 , 4 1 1

4 , 2

 

0 , 7 0

1 , 0 0

4 , 2

1 8 , 0

0 , 2 2 4

0 , 0 8 7

0 , 2 2 7

4 , 2

 

0 , 7 0

1 , 0 0

4 , 2

1 6 , 0

0 , 2 6 8

0 , 0 6 4

0 . 2 7 2

0 , 0 8

4 , 2

 

0 , 7 0

1 , 0 0

4 , 2

2 4 , 0

0 , 2 7 5

0 , 0 8 7

0 , 2 7 0

0 , 0 8 5

4 , 2

 

0 , 7 0

1 , 0 0

4 , 2

/ 3 2 , 0

0 , 1 8 0

0 , 4 3 4

 

1 4 0 , 0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 X 0 , 3 5

 

0 , 5 5

0 , 7 5

3 , 7 5

5 , 0

0 , 1 2 1

0 , 0 8 2

0 , 0 9 6

___

2 X 0 , 3 0

 

0 , 6 0

0 , 7 5

3 , 7 0

4 , 2

0 , 1 1 0

0 , 0 8 0

0 , 0 9 1

 

2 x 2 , 2 5

 

0 , 6 0

0 , 9 0

5 , 5 0

0 , 0 9 5

0 , 1 9 0

 

-

зонтальных продольных колебаний соответственно имеют значения 0,15, 0,32 и 0,23 сек.

Специальные динамические испытания арочных железобетонных автодорожных и городских мостов для определения их динамиче­ ских параметров были проведены в ГПИ имени В. И. Ленина [63, 64]. Данные по 19 испытанным мостам приведены .в табл. Ш.4. В мостах № 5, 14, кроме главного, дополнительно испытано еще по одному пролетному строению; в таблице они даны под тем же но­ мером с индексом «а». Пролетное строение № 14а выполнено из лег­ кого железобетона [166]. Мосты № 9, 11, 18 имеют сплошное над­ аренное строение с проемами, остальные — сквозное надарочное строение обычного типа. Главные своды пролетного строения № 5 трехшарнирные, остальные — бесшарнирные. Опоры моста №5 име­ ют свайное основание. Опоры моста № 12 основаны на галечнике, остальных мостов — на коренных породах.

Динамические параметры арочных железобетонных мостов под железную дорогу или совмещенную езду, полученные ЦНИИСом и ДИИТом, приведены в табл. III.5 [15, 81]. Мосты № 1, 4 — с ездой посередине, остальные — с ездой поверху. Мост № 3 имеет пролет-

76

77

 


 

 

Основные размеры

Периоды верти­

 

 

испытанных пролетных

кальных

 

 

Пролет

строений, м

колебаний, сек

g

Вид моста

Стрела

Пологость

кососимметричных

метричныхсим

с<Э

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

I

Железнодорожный

150,0

40,0

3,75

 

0,37

II

Совмещенный

140,0

28,0

5,00

0,50

0,33

III

Железнодорожный

120,0

17,5

6,85

0,51

0,56

IV

»

106,0

34,5

3,07

0,67

0,28

V

»

55,0

13,5

4,08

0,37

0,17

VI

У>

52,0

13,0

4,00

0,29

0 ,1 2

Т а б л и ц а III.5

горизонтальПериоды ­ поперечныхных ко­ сек,лебаний

Логарифмиче­

 

ские декремен­

 

ты колебаний

1,52

0,12—0,06

1

,00

0,07

0 ,8 6

0,15—0,05

1.П

0,066

0,71

0,15

0,50

0,09

мое строение системы Майяра, остальные .мосты — обычную конст­ рукцию со сквозным надарочным строением. Пролетное строение моста № 5 сборное.

В указанных таблицах для некоторых мостов наряду с периода­ ми основного тона Тв дамы периоды колебаний второго тона 7У.

Приведенные в таблицах данные показывают, что периоды коле­ баний возрастают с увеличением пролета. На периоды горизонталь­ ных (поперечных) колебаний существенное влияние оказывают также ширина моста и расстояние между наружными гранями крайних арок (сводов), конструкция надарочного строения, поло­

I

Пролет, м

п п

137,2+ 98,2+ 37,2+ 98,2

231,5 + 139,9 + 31,5

3114

4114

5125*

6137,6

7163

,Стрелам

 

 

т а

б л и ц а II 1.6

Тип балки жесткости

Периодсобст­ венныхверти­ кальныхколе­ ,банийсек

Декремент

 

 

колебаний

11, 0

Сквозная ферма с па­

0,023

 

раллельными пояса­

 

 

 

ми

 

 

 

16,8

Сквозная

неразрезная

1.2

0,040

 

ферма

переменной

 

 

 

высоты

 

 

0,040

12

Сплошная

балка

1,51

11,2

Сквозная

ферма пере­

0,93

0,037

 

менной высоты

0,53

0,023*

10,4

Сквозная

ферма по­

 

стоянной высоты

1,25

0,023—0,046

15

То же

 

18

 

 

0,63

0,076*

* Вторая форма симметрг чных колебаний.

78


гость пролетных строений и высота опор. С ростом последней 'перио­ ды собственных колебаний увеличиваются, что наглядно видно, например, по данным однотипных мостов № 14, 15, 16 (см. табл. 111.4). Табличные данные обнаруживают также зависимость перио­ дов колебаний от жесткости плиты проезжей части в горизон­ тальной плоскости, наличия деформационных швов в надарочном строении, конструкции связей (распорок) между арками и т. д.

Вследствие большой продольной жесткости арочных мостов со­ ответствующие собственные периоды обычно не удается фиксиро­ вать.

В табл. II 1.6 приведены динамические параметры висячих мос­ тов, возведенных в Японии.

Эти параметры заимствованы из доклада К. Кубо на Второй международной конференции по сейсмостойкому строительству [198]. Все мосты одноцепной комбинированной системы.

Как видно из таблицы, декремент колебаний висячих мостов меньше, чем для мостов других типов.

Динамические параметры висячих мостов больших пролетов приведены в работе Кардера [171].

§ 111.3. ЗАДАЧИ МОДЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ИСПЫТАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Физическое моделирование служит одним из важнейших иссле­ довательских методов теории сейсмостойкости '. В отличие от мате­ матического моделирования с помощью ЭЦВМ или электроанало­ гов, физическое моделирование позволяет исследовать явления, для которых управляющие процессом аналитические зависимости еще не установлены или известны лишь в приблизительной форме. В этом смысле модельные испытания представляются необходимым предварительным этапом при решении сложных задач теории сейс­ мостойкости. ,

А4ы не касаемся здесь методики моделирования, применяемой в сейсмологии для исследования динамики сейсмических волн.

Модельные испытания, которые используют в исследованиях по сейсмостойкости сооружений, можно подразделить на четыре груп­ пы.

1. Исследование моделей сооружений на сейсмической платфор ме жесткого типа. Основанием модели в этом случае служит жест­ кая сейсмическая платформа (рама платформы), все точки кото­ рой совершают синхронные колебания. Различают платформы про­ граммного управления, воспроизводящие колебания по заданной

1 При физическом моделировании оригинал (натура) и модель являются объ­ ектами одинаковой физической природы; изменяется лишь масштаб (а иногда и материал). Математическое моделирование (или метод аналогии) заменяет ори­ гинал моделью иной физической природы (электроаналоги механических процес­ сов, электрогидродииамическая аналогия). Оно основано на идентичности диффе­ ренциальных уравнений для оригинала и модели.

79


сейсмограмме, и платформы иепрограммного типа, совершающие колебания упрощенных режимов (вибрационный, ударный).

2. Исследование моделей на эластической сейсмической плат­ форме. Модели устанавливают на упругой ленте из специально по­ добранной массы, позволяющей имитировать прохождение сейсми­ ческих волн в основании сооружений [89]. К этой же группе следует отнести испытания моделей на платформах специального вида, от­ дельные части которых совершают самостоятельные колебания с заданным сдвигом фаз [38].

3.Испытания моделей на центробежных установках, создаю­ щих дополнительные объемные (центробежные) силы за счет вра­ щения каретки установки [3].

4.Испытания моделей путем возбуждения их свободных или вы­ нужденных колебаний без применения сейсмической платформы.

Сейсмические платформы и другое оборудование, применяемое при модельных испытаниях, описаны в работе [46].

Метод модельных испытаний с помощью эластической сейсми­ ческой платформы, предложенный А. Г. Назаровым, весьма пер­ спективен для исследования сейсмического эффекта в протяженных сооружениях. Однако на сегодняшний день испытательное обору­ дование требует усовершенствования, а методика исследований полностью недоработана. Также обстоит дело с центробежным мо­ делированием. Платформы программного управления весьма слож­ ны по конструкции и в эксплуатации. Надо также отметить, что точное воспроизведение сейсмограммы колебаний грунта, зарегис­ трированной при каком-либо землетрясении, еще ие означает дос­ товерного моделирования сейсмического воздействия, особенно в отношении высокочастотных компонентов ускорений. Некоторые искажения вносят и трудноустранимые ускорения паразитарных колебаний, порождаемых механической частью платформы.

По указанным причинам в теории сейсмостойкости наиболее часто пользуются методом испытания моделей с помощью жестких сейсмических платформ, преимущественно непрограммного управ­ ления. Испытания моделей без платформы (методы четвертой груп­ пы) применяют для исследования свободных колебаний и динами­ ческих параметров сооружений.

В Советском Союзе проведены обширные модельные исследова­ ния по сейсмостойкости гражданских и промышленных зданий. гидротехнических сооружений [46, 89]. Широко пользуются методом модельных исследований и за рубежом.

Однако исследований в области сейсмостойкости дорожных со­ оружений очень мало. Известны лишь испытания моделей висячих мостов и фрагментов балочных мостов, проведенные в Японии [195, 198, 199].

Ниже дается краткое описание модельных испытаний, прове­ денных на кафедре мостов и железобетонных конструкций ГПИ имени В. И. Ленина для уточнения некоторых вопросов расчета мостов на сейсмические воздействия. Испытания проводились на сейсмической платформе непрограммного управления.

80