Файл: Морозов, В. А. Регулярные методы решения некорректно поставленных задач-1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 0
|
|
сительно |
вентиляционных |
камер. |
||
|
|
Соединения стальной обделки дру |
||||
|
|
гих тоннелей той же сети с массив |
||||
|
|
ными бетонными |
станциями |
также |
||
|
|
осуществлены |
гибкими. Схема сое |
|||
|
|
динения показана на рис. V.27. |
||||
|
|
Серьезное |
внимание следует об |
|||
|
|
ращать на участки тоннелей, |
пере |
|||
Рис. V.27. Сопряжение стальной |
секающие зоны тектонических нару |
|||||
шений (сбросы, |
тектонические тре |
|||||
обделки тоннеля с конструкци |
щины). Перед проектированием |
|||||
ей станции: |
||||||
/ — стальные кольца |
нз сегментных |
нужно исследовать характер воз |
||||
блоков; 2 — стальная |
обойма; 3 — |
можных |
дифференцированных дви |
|||
упругие прокладки |
жений пород в их пределах и наме |
|||||
|
|
тить соответствующие мероприятия. В ряде случаев целесообразным может оказаться устройство гиб ких соединений или звеньев на участках ожидаемых значительных смещений. Участки, примыкающие к зоне тектонических наруше ний, требуют усиления обделки.
Опыт землетрясений показывает, что часто тоннели выходят из строя вследствие повреждения подходов к ним. Поэтому проекти рование должно обеспечить сейсмостойкость откосов притоннельных выемок, склонов над порталами, подходных галерей.
В заключение отметим, что проектировать крупные тоннели в районах высокой сейсмической активности весьма сложно. Проек тированию должно предшествовать тщательное изучение сейсми ческого режима района строительства. В сложных инженерно-гео логических условиях желательны инструментальные наблюдения и модельные испытания. Перед проектированием упомянутого выше тоннеля под заливом Сан-Франциско в течение шести лет инстру ментально изучали колебания дна залива [189].
§ V.9. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТРУБ И ПОДПОРНЫХ СТЕН
Сейсмостойкость труб под насыпями может быть обеспечена соответствующим выбором их материала и конструкции, а также повышением сейсмической устойчивости тела насыпей и откосов косогоров.
В отношении материала предпочтение следует отдавать гофри рованным стальным трубам и железобетонным трубам замкнутого контура. При сейсмичности 7 баллов могут применяться бетонные трубы любого вида. При более высокой сейсмичности желательно проектировать бетонные трубы прямоугольного сечения с плитным железобетонным перекрытием. Применение труб из каменной клад ки в сейсмических районах нецелесообразно.
Наиболее сильно страдают при землетрясениях оголовки труб. Их следует устраивать на сплошном фундаменте. На участках сей смичностью 8 и 9 баллов нормы требуют, чтобы оголовки труб воз водили из железобетона [132]. Рекомендуется также делать желе
150
зобетонными косогорные трубы со ступенчатыми 'перепадами, быст ротоками и колодцами.
Одним из наиболее уязвимых сооружений на дорогах являются подпорные стены (см. гл. I). Отечественные нормы содержат ряд ограничений в отношении материала и высоты дорожных подпор ных стен в сейсмических районах [132]. Крайне нежелательно при менять каменные стены из сухой кладки. Нормы допускают их при менение только на участках невысокой сейсмичности (7 баллов на железных и 7—8 баллов на автомобильных дорогах) при длине до 50 м и высоте до 3 м. Предельные высоты подпорных стен из дру
гих материалов, допускаемые нормами, |
приведены в табл. V.I. |
|
||||
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
V. i |
|
|
|
Высота, м , |
при сейсмичности п баллах |
||
Матееиал стены |
|
Дороги |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
8 |
9 |
Железобетонные |
|
Железные, |
|
Не ограничена |
|
|
|
|
автомобильные |
Не ограни |
|
|
|
Бетонные |
|
То же |
12 |
10 |
||
|
|
|
чена |
|
|
|
Бутобетонные л |
«а- |
Железные, |
То же |
|
12 |
8 |
меннон кладки |
на |
автомобильные |
* |
|
12 |
10 |
растворе |
|
|
|
|
|
|
При проектировании подпорных стен в сейсмических районах нужно предусмотреть ряд дополнительных мероприятий. В камен ных стенах высотой 5 ж и более, .возводимых из камней неправиль ной формы, рекомендуется через каждые 2 м по высоте устраивать прокладные ряды из камней правильной формы с перевязкой швов. Все виды подпорных стен по длине нужно разделять деформацион ными сквозными швами на отдельные секции длиной не более 15 м. Подошва каждой секции должна размещаться на однородных грунтах. При расположении подошвы смежных секций на разных уровнях переход от одного уровня к другому должен производить ся уступами с отношением высоты к длине не более 1 :2.
Опыт проектирования показывает, что при расчетной сейсмич ности свыше 7 баллов массивные (каменные и бетонные) подпор ные стены имеют весьма громоздкие сечения. Поэтому целесообраз ным нужно считать применение железобетонных подпорных стен, которые лучше сопротивляются сейсмическим силам. Для сейсми ческих районов могут быть рекомендованы все известные типы железобетонных подпорных стен, применяемые в несейсмических районах [157].
Г л а в а
VI
ОСНОВЫ РАСЧЕТА ДОРОЖНЫХ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ НА СЕЙСМИЧЕСКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ
§ V I.1. ИСХОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ. СЕЙСМИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ. РАСЧЕТНЫЕ СОЧЕТАНИЯ НАГРУЗОК
На сейсмические воздействия рассчитывают дорожные сооруже ния с расчетной сейсмичностью 7 баллов и более.
Для учета сейсмического воздействия в расчетах зданий и со оружений, кроме обычно действующих нагрузок, дополнительно рассматривают сейсмические нагрузки и вызываемые ими сейсми ческие усилия. Кроме этого, при проверке прочности и устойчиво сти сооружений и их элементов с учетом сейсмических усилий, изменяются некоторые коэффициенты условий работы и вводятся дополнительные коэффициенты, отражающие специфику сейсми ческого воздействия. Здесь мы рассмотрим сейсмические нагрузки. Порядок проверки несущих элементов с учетом сейсмических уси лий и соответствующие расчетные коэффициенты приведе
ны в § VII.9.
В расчетах дорожных искусственных сооружений на сейсмичес кие воздействия учитывают следующие сейсмические нагрузки:
1.Сейсмические силы (силы инерции) от веса частей сооружения
ивременной вертикальной нагрузки.
2.Сейсмическое горизонтальное (боковое) давление грунта на подпорные сооружения.
3.Сейсмическое (гидродинамическое) давление воды на опо
ры мостов.
4. Сейсмическое горное давление на обделки тоннелей. Значения всех указанных нагрузок определяют в зависимости
от расчетной сейсмичности сооружения, порядок установления ко торой был указан в § IV. 1.
Расчет дорожных сооружений на сейсмические воздействия про изводится по методу предельных состояний.
Вследствие аварийного характера сейсмического воздействия и чрезвычайно редкой его повторяемости сейсмические силы вмес те с другими нагрузками составляют особое сочетание нагрузок. В условиях сейсмического воздействия нагрузка от торможения или силы тяги, горизонтальные поперечные удары подвижного состава и силы трения в опорных частях не могут проявиться в полной мере или совсем погашаются. Совпадение землетрясения
152
расчетной силы с навалом судов на опоры моста, с нахождением на мосту колесной или гусеничной нагрузок, а также с действием ледовой и ветровой нагрузок расчетной силы весьма маловероятно. Поэтому при расчете с учетом сейсмических нагрузок все указан ные выше нагрузки не следует принимать во внимание. Также ма ловероятно одновременное действие землетрясения расчетной силы и максимальных расчетных значений постоянных и временных вер тикальных нагрузок. Согласно указаниям раздела «Дорожные со оружения» СНиП П-А.12-69 [132], в расчетах с учетом сейсмичес ких воздействий постоянные нагрузки следует принимать норма тивной величины', а временные вертикальные нагрузки от подвижного состава железных дорог или колонн автомобилей — расчетной величины (без динамического коэффициента) с допол нительным множителем 0,7. Эта величина соответствует принятому в технических условиях проектирования мостов множителю коэф фициентов перегрузки временных нагрузок при особых сочетаниях нагрузок [145].
Для сейсмических нагрузок нормами установлены только рас четные значения; их вычисляют непосредственно, без предвари тельного определения нормативных значений и коэффициентов пе регрузки. Как известно, нормативные величины временных нагру зок обычного типа определены как максимальные их значения в условиях нормальной эксплуатации сооружений [42, 135]. Одна ко к сейсмическим нагрузкам это определение не подходит: земле трясения создают аварийную ситуацию для сооружения и в усло виях нормальной эксплуатации эти нагрузки вообще не могут действовать. Для практических расчетов нормативные сейсмичес кие нагрузки также не нужны. По этим соображениям в отношении сейсмических нагрузок понятия нормативных величин и коэффици ентов перегрузки нормами вообще не определяются [132]. Такой же порядок принят в проектной практике и в отношении других нагрузок аварийного типа (действие взрывной волны, удары снеж ных лавин [148]).
Требования сейсмостойкости дорожных искусственных сооруже ний (см. § IV.2) предусматривают обеспечение неповреждаемости конструкций и сохранение эксплуатационных качеств сооружения при сейсмическом воздействии расчетной силы. Сообразно с этим при учете сейсмических нагрузок для всех сооружений обязатель ны расчеты по первому предельному состоянию на прочность, устой чивость формы и устойчивость положения. Ввиду малочисленности циклов сейсмических колебаний развитие усталостных явлений в материалах и конструкциях исключено. Поэтому расчеты на вынос ливость с учетом сейсмических нагрузок не требуются. Ввиду весь ма малой продолжительности сейсмического воздействия кратков-
1 В общей части СНиП П-А.12-69 предписывается принимать расчетные зна чения постоянных нагрузок с коэффициентом 0,9. Для нагрузок от веса частей конструкций это приводит к тем же результатам. Некоторая разница получается для нагрузок от веса покрытия, засыпок, выравнивающего слоя, но она не имеет практического значения.
153
ременное возрастание раскрытия трещин или упругих деформаций конструктивных элементов в процессе землетрясений не представ ляет опасности. Поэтому расчеты по второму и третьему предель ным состояниям с учетом сейсмических воздействий нормами не предусмотрены. Только в некоторых случаях может потребоваться вычисление сейсмических смещений элементов сооружений для ус тановления необходимых зазоров в деформационных швах (см. гл. V II). Все указанные выше расчеты ведутся по расчетным сейс мическим нагрузкам.
§ VI.2. МЕТОДИКА И ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЕЙСМИЧЕСКИХ СИЛ
ИУСИЛИЙ
С1962 г. в нашей стране для дорожных искусственных сооруже ний нормами узаконен динамический метод определения сейсми
ческих сил по спектральным кривым [132, 86].
Основные преимущества метода спектральных кривых перед другими расчетными методами теории сейсмостойкости указаны в § II.2. Возможность применения этого метода для искусственных сооружений была обоснована специальными экспериментально-тео ретическими исследованиями, описание которых дано в гл. II— III. Здесь дополнительно отметим следующее: с точки зрения практики проектирования весьма важно оценить достоверность количествен ных результатов расчетного определения сейсмических сил и их со ответствие фактическим значениям. С этой целью в ГПИ име ни В. И. Ленина был проведен количественный анализ сейсмичес ких повреждений дорожных искусственных сооружений с сопоставлением фактических и расчетных сейсмических усилий. В основу анализа были положены данные натурных обследований, изложенные в гл. I. К сожалению, в большинстве случаев факти ческие прочностные характеристики поврежденных конструкций и фактическая сила землетрясения, вызвавшая повреждения (в оцен ке по нашей сейсмической шкале), могут быть установлены только с большой долей приближения. Это сильно затрудняет определение фактических сейсмических (разрушающих) усилий. Несмотря на это, в ряде случаев удается получить достоверные оценки. Особый интерес представляют в этом отношении сдвиги по опорам неза крепленных или слабозакрепленных пролетных строений (см. § 1.6). Сопротивляемость пролетных строений сдвигу в таких случаях оп ределяется силами трения, которые могут быть оценены более точ но. Результаты исследования показали, что фактические сейсми ческие усилия, определенные по наблюденным повреждениям до рожных сооружений, хорошо согласуются с расчетными усилиями, вычисленными по спектральной методике наших норм. Эта мето дика удовлетворительно описывает и качественную картину дина мического разрушения сооружений при землетрясениях.
Следует отметить, что формулы статической теории дают, как правило, заниженные значения сейсмических усилий и не объясня ют наблюдаемых повреждений. Таким образом, применение дина
154