Файл: Марченко, Н. М. Комплексная механизация приготовления и внесения удобрений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
случае отдают предпочтение Направлению движения почвообрабатывающих машин.
Если поле готовят для работы агрегатов по перегру зочной технологии, основными факторами, которые учитывают при разметке поля, являются длина гона и длина пути разбрасывания.
Длина гона зависит от размеров поля и принятого на правления движения агрегатов. Путь же, который прой дет разбрасыватель до полного опорожнения кузова, — функция дозы внесения, грузоподъемности и ширины разбрасывания машины.
Длину пути разбрасывания находят по формуле |
|
10*Р |
(5) |
■qB ' |
где Р — грузоподъемность разбрасывателя, кг; q — доза внесения удобрений, кг/га;
В — рабочая ширина захвата, м.
Если длина пути разбрасывания кратна длине гона, тогда удобрения из автомобиля-самосвала в ку зов разбрасывателя можно перегружать на концах поля.
При работе агрегатов по перегрузочной технологии подготовка поля и выбор способа движения зависят не только от соотношения длины гона и пути разбрасывания, но и от проходимости перегрузчиков по полю. Если перегрузчик проходит свободно, то разбрасыватели могут работать челночным способом без предварительной под готовки (за исключением отбивки поворотных полос и провешивания линии первого прохода, если они тре буются). Разбрасыватели в этом случае заправляют по мере надобности в разных местах.
Когда движение автомобилей по полю затруднено или совсем невозможно, тогда разбрасыватели удобре ниями целесообразнее заправлять на краю поля. Здесь агрегат вынужден проходить некоторый путь вхолостую. При внесении удобрений, как правило, путь разбра сывания значительно больше длины гона. Поэтому места заправки размещают на одной из поворотных полос.
Способы движения агрегатов. Выбор способа дви жения зависит от размера поля и эксплуатационных данных машин, входяших в состав агрегата. Основной способ — челночный (рис. 41, а), наиболее рациональ-
81
■a |
S |
|
Рис. 41. Способы |
дгшженпя агрегата при |
, |
внесепип основного удобрения: |
|
|
а — челпочиый; б — загонный. |
|
|
иый для односеялочных |
агрегатов, кузовных и навес |
ных центробежных разбрасывателей.
Вследствие большой рабочей ширины захвата центро бежных разбрасывателей трактористу трудно выполнить следующий проход агрегата, обеспечив при этом нуж ное перекрытие. Зная рабочую ширину захвата раз брасывателя при внесении данного вида удобрений, тракторист ведет агрегат в стороне от следа колес пред шествующего прохода на расстоянии, равном половине ширины захвата.
При движении агрегата челночным способом по стерне тракторист еще может отличить след колес предшествующего прохода, а при других способах движения это сделать практически невозможно.
На полях с малой длиной гона, а также при работе с широкозахватными агрегатами (трех- и четырехсеялочпымп) может быть применен загонный способ (рис. 41, б), наиболее целесообразный в случае невозт можности выезда агрегата за пределы поля. Загонный способ наиболее экономичен, так как при нем сокра щается ширина поворотной полосы по сравнению с челночным способом примерно на 30—‘40%.
Технологические схемы работы машин. Широкое распространение в практике колхозов и совхозов полу чили прямоточная, перегрузочная и перевалочная тех нологические схемы внесения минеральных удобрений.
82
П р я м о т о ч н а я • т е х н о л о г и ч е с к а я с х е м а . При этой схеме используют автомобильные и кузовные центробежные разбрасыватели, которые за гружают удобрениями иа складе, доставляют их в поле и сами рассеивают на поверхность почвы (рис. 42, а). Предельный радиус действия прямоточной технологии находится в прямой зависимости от грузоподъемности разбрасывателя, скорости транспортирования и в об ратной зависимости от дозы внесения. Например, с увеличением дозы внесения сменная выработка раз брасывателя РУМ-3 резко падает: при дозе 100 кг/га и расстоянии от склада до поля до 2 км сменная произ водительность одного разбрасывателя РУМ-3 достигает 46 га, а при дозе 800 кг/га — 16 га. Так же резко падает сменная производительность разбрасывателя РУМ-3 с ростом расстояния транспортирования груза от склада до поля. При увеличении радиуса доставки с 2 до 10 км его производительность уменьшается примерно па 35 %.
При дозе внесения до 500 кг/га предельный радиус действия прямоточной технологии 4 км. Учитывая, что агротехнические сроки внесения минеральных удоб рений, особенно в весенний период, предельно малы и количество машин в хозяйствах ограниченно, при менение прямоточной технологии целесообразно на небольшом расстоянии от склада (не более' 3 км).
Пе р е г р у з о ч н а я т е х н о л о г и ч е с к а я
сх е м а. При этой схеме используют специальные автомобильные загрузчики САЗ-2500 и САЗ-3502, а также кузовные разбрасыватели и широкозахватные сеялочные агрегаты.
На автомобиле-самосвале доставляют удобрения в поле и по мере необходимости перегружают их в кузов разбрасывателя (рис. 42, б). В зависимости от расстоя ния доставки и дозы внесения рассчитывают необхо димое количество автомобилей для обслуживания раз брасывателей. При такой организации работ коэффи циент использования рабочего времени смены доста точно высок (около 0,8). При подкормке озимых куль тур (доза 100 кг/га, расстояние от склада до поля-2 км) один САЗ-2500 может обслужить шесть разбрасыва телей РУМ-3. При этом выработка шести прицеповразбрасывателей за смену достигает 340 га. С увеличе нием дозы внесения число разбрасывателей, обслу живаемых автомобилем-самосвалом САЗ-2500 при до-
83
Рис. 42. Технологические схемы внесения минеральных удобрений прицепами-разбрасывателями:
а — прямоточная; б — перегрузочная.
ставке груза на расстояние до 2 км, резко сокращается. Например., при дозе внесения 300 кг/га один САЗ-2500 обслуживает три РУМ-3 и их выработка за 7 ч рабо чего времени достигает 120 га, а при дозе 500 кг/га он обеспечивает бесперебойную работу только двух разбрасывателей РУМ-3. С увеличением расстояния от склада до поля число обслуживаемых разбрасыва телей РУМ-3 одним автомобилем-самосвалом САЗ-2500 сокращается. Так, при дозе внесения 300 кг/га и плече транспортирования до 10 км один САЗ-2500 обеспечит непрерывную работу только одного разбрасывателя РУМ-3.
Перегрузочную технологическую схему внесения минеральных удобрений в основном применяют при использовании навесных разбрасывателей (рис. 43).
Навесные разбрасыватели РУ-4-10 и НРУ-0,5 часто загружают при помощи лопаты из кузова прицепа (см. рис. 43). В этом случае прицеп с удобрениями остав ляют у края поля, агрегат подают за'диим ходом к от крытому борту прицепа так, чтобы туковый ящик был на одном уровне с полом платформы прицепа. Рабочий, находящийся в прицепе, загружает туки лопатой или высыпает из мешка в ящик сеялки.
Рис. 43. Технологические схемы внесения минеральных удоб рении навесными центробежными разбрасывателями:
о и б — с доставкой прицепа в поле п ручной перегрузкой туков в разбра сыватель; в — перегрузочная.
85
Односеялочный агрегат разбрасывателя туковой сеялки РТТ-4,2 загрузить таким способом сложнее, так как опорно-приводные колеса машины не позволяют подать ее к прицепу на расстояние, удобное для выпол нения ручной перегрузки удобрений.
При работе агрегатов на внесении удобрений груп повым методом целесообразно использовать один трак тор с двумя прицепами. Вначале смены тракторист отвозит прицеп с удобрениями к месту внесения, остав ляет его там, а трактор возвращает в хозяйство за другим прицепом с удобрениями; оставив второй прицеп с грузом в поле па месте загрузки, тракторист отвозит освободившееся транспортное средство на склад для загрузки.
Для того чтобы производительно работали транспорт ные средства и разбрасыватели, важно обеспечить их правильное соотношение.
Оптимальное соотношение можно определить из соотношения рабочих циклов этих машин, т. е.
п |
Т ц. р |
(6) |
где Тп р — рабочий цикл разбрасывателя; Тц.а — рабочий цикл транспортного средства.
Чтобы ие простаивали машины, соотношение между циклами должпо быть кратным. Если Тп р = Тц а — один разбрасыватель обслуживает один автосамосвал, если Тц р > Тц а — один автосамосвал может обес печить непрерывную работу нескольких прицеповразбрасывателей. Не исключается также случай, когда Тц р < Тц а- Обычно в таких условиях для обеспечения бесперебойной работы разбрасывателя используют не сколько автосамосвалов. Такое соотношение между транспортными средствами и разбрасывателями имеет место при больших дозах внесения и при работе на отдаленных полях.
Время цикла для принятой марки транспортной единицы находят по формуле
Дц.а= ^а + ^р + ^0ф+ ^дв) |
(7) |
|
где f3 — время загрузки, |
мин; |
|
£р — время разгрузки, |
мин; |
|
^оф — в'ремя на взвешивание и оформление докумен тов, мин; .
96
tRB — время движения за цикл, мин. Время загрузки
t |
+ t |
' |
где Рф — фактическая |
грузоподъемность транспорт |
|
ного средства; |
|
|
Wn — часовая производительность погрузчика;
т— коэффициент использования времени смены погрузчика;
tn — время на подъезд к месту загрузки (опре деляют по хронометражным данным).
Время на разгрузку ip и оформление документов определяют из хронометражных данных. Для перегрузки удобрений из автосамосвала типа САЗ в кузов разбра сывателя затрачивают 3—4 мин. Кроме того, при вы полнении операции перегрузки на краю поля неизбеж ны простои автомобилей в ожидапии разбрасывателя. Время ожидания определяют, исходя из длины гона поля. В среднем для расчетов время на разгрузку fp можно брать равным 8—10 мин.
Время движения
* |
60(2i+Zr) |
/п\ |
||
4ДВ— |
|
- |
» |
W |
где I — расстояние перевозки |
удобрений от |
склада |
||
до поля, км; |
|
км; |
|
|
1Г — длина гона поля, |
|
|
||
v — среднетехническая |
скорость автосамосвала |
|||
(определяется |
по |
хронометражным |
данным |
для местных условий), км/ч.
Если удобрения перегружают на одном конце поля,
то время движения |
ч |
*дв —120Z |
(10) |
По данным ГОСНИТИ, для автосамосвалов и авто цементовозов при расстоянии перевозки 10 км по доро гам сельской местности среднетехническая скорость v = 25 км/ч. С увеличением расстояния перевозки на каждые последующие 10 км пути среднетехническую скорость увеличивают на 1 км/ч. Расчетная скорость на данном плече перевозки будет:
^ = 25 + 0 ,1 ^ |
(Н) |
87
где Vj — скорость автосамосвала для /-го поля, км/ч;
— расстояние перевозки удобрений на/-е поле, км. Время на оформление документов обычно прини мают по хронометражным данным примерно равной гоф = 2—3 мин. Время рабочего цикла разбрасывателя
T*.v = ^ + h + tn, |
(12) |
где Pv — грузоподъемность прицепа-разбрасывателя, т; q — доза внесения, т/ч;
v — рабочая скорость разбрасывателя, км/ч; t„—/время поворота (принимается 5 мин).
П р и м е р . Определить потребное количество автомобилейсамосвалов САЗ-2500 и разбрасывателей РУМ-3 при внесении аммиачной селитры в дозе q — 300 кг/га на поле, которое нахо дится на расстоянии от склада I = 4 км. Средняя скорость автомобиля-самосвала САЗ-2500 по грунтовым дорогам v = = 25 км/ч. Производительность грейферного погрузчика ПМГ-0,2, W „ = 20 т/ч. Серийный разбрасыватель РУМ-3 имеет ширину захвата В = 10 м, работает со скоростью 10 км/ч.
|
21 • 60 |
60Рр |
|
|
|
|
Р ц .а = — ^ + 1 у 7 + гР + ; °Ф== |
|
|||||
2-4 -60 ,2 |
- 60, г |
лп |
с |
п |
о, / |
_ |
= — 25---- 1— 20—1“5 —19|4+6-)-4-(-2 = 31,4 |
мин. |
|||||
Рр-6-106 |
|
|
3 - 6 - 106 |
|
|
|
Г ц -р = "qBv'p |
+ <р + < п = з о о .1 0 -1 0 '+ 8 |
+ 5 = 7 3 шга> |
Следовательно, для данных условий число-разбрасывателей, которое сможет обслужить один автосамосвал САЗ-2500, п =
= 73 : 31,4 «= 2.
Число транспортных заправочных средств при орга низации работ с доставкой удобрений к месту внесения
W vqm ( <1. + |
“ |
+ h ) |
|
п = ------ Ч Ч — |
- > |
(*3) |
|
где Wp — производительность |
разбрасывателя, |
га/ч; |
q— доза внесения, кг/га;
т— число разбрасывателей или туковых сеялок; tx — время загрузки транспортного заправочного
средства;
I — расстояние транспортировки груза, км;
v— средняя транспортная скорость передвиже ния заправочного средства/ км/ч;
88