Файл: Марченко, Н. М. Комплексная механизация приготовления и внесения удобрений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

случае отдают предпочтение Направлению движения почвообрабатывающих машин.

Если поле готовят для работы агрегатов по перегру­ зочной технологии, основными факторами, которые учитывают при разметке поля, являются длина гона и длина пути разбрасывания.

Длина гона зависит от размеров поля и принятого на­ правления движения агрегатов. Путь же, который прой­ дет разбрасыватель до полного опорожнения кузова, — функция дозы внесения, грузоподъемности и ширины разбрасывания машины.

Длину пути разбрасывания находят по формуле

 

10

(5)

■qB '

где Р — грузоподъемность разбрасывателя, кг; q — доза внесения удобрений, кг/га;

В — рабочая ширина захвата, м.

Если длина пути разбрасывания кратна длине гона, тогда удобрения из автомобиля-самосвала в ку­ зов разбрасывателя можно перегружать на концах поля.

При работе агрегатов по перегрузочной технологии подготовка поля и выбор способа движения зависят не только от соотношения длины гона и пути разбрасывания, но и от проходимости перегрузчиков по полю. Если перегрузчик проходит свободно, то разбрасыватели могут работать челночным способом без предварительной под­ готовки (за исключением отбивки поворотных полос и провешивания линии первого прохода, если они тре­ буются). Разбрасыватели в этом случае заправляют по мере надобности в разных местах.

Когда движение автомобилей по полю затруднено или совсем невозможно, тогда разбрасыватели удобре­ ниями целесообразнее заправлять на краю поля. Здесь агрегат вынужден проходить некоторый путь вхолостую. При внесении удобрений, как правило, путь разбра­ сывания значительно больше длины гона. Поэтому места заправки размещают на одной из поворотных полос.

Способы движения агрегатов. Выбор способа дви­ жения зависит от размера поля и эксплуатационных данных машин, входяших в состав агрегата. Основной способ — челночный (рис. 41, а), наиболее рациональ-

81

■a

S

 

Рис. 41. Способы

дгшженпя агрегата при

,

внесепип основного удобрения:

 

а — челпочиый; б — загонный.

 

иый для односеялочных

агрегатов, кузовных и навес­

ных центробежных разбрасывателей.

Вследствие большой рабочей ширины захвата центро­ бежных разбрасывателей трактористу трудно выполнить следующий проход агрегата, обеспечив при этом нуж­ ное перекрытие. Зная рабочую ширину захвата раз­ брасывателя при внесении данного вида удобрений, тракторист ведет агрегат в стороне от следа колес пред­ шествующего прохода на расстоянии, равном половине ширины захвата.

При движении агрегата челночным способом по стерне тракторист еще может отличить след колес предшествующего прохода, а при других способах движения это сделать практически невозможно.

На полях с малой длиной гона, а также при работе с широкозахватными агрегатами (трех- и четырехсеялочпымп) может быть применен загонный способ (рис. 41, б), наиболее целесообразный в случае невозт можности выезда агрегата за пределы поля. Загонный способ наиболее экономичен, так как при нем сокра­ щается ширина поворотной полосы по сравнению с челночным способом примерно на 30—‘40%.

Технологические схемы работы машин. Широкое распространение в практике колхозов и совхозов полу­ чили прямоточная, перегрузочная и перевалочная тех­ нологические схемы внесения минеральных удобрений.

82


П р я м о т о ч н а я • т е х н о л о г и ч е с к а я с х е м а . При этой схеме используют автомобильные и кузовные центробежные разбрасыватели, которые за­ гружают удобрениями иа складе, доставляют их в поле и сами рассеивают на поверхность почвы (рис. 42, а). Предельный радиус действия прямоточной технологии находится в прямой зависимости от грузоподъемности разбрасывателя, скорости транспортирования и в об­ ратной зависимости от дозы внесения. Например, с увеличением дозы внесения сменная выработка раз­ брасывателя РУМ-3 резко падает: при дозе 100 кг/га и расстоянии от склада до поля до 2 км сменная произ­ водительность одного разбрасывателя РУМ-3 достигает 46 га, а при дозе 800 кг/га — 16 га. Так же резко падает сменная производительность разбрасывателя РУМ-3 с ростом расстояния транспортирования груза от склада до поля. При увеличении радиуса доставки с 2 до 10 км его производительность уменьшается примерно па 35 %.

При дозе внесения до 500 кг/га предельный радиус действия прямоточной технологии 4 км. Учитывая, что агротехнические сроки внесения минеральных удоб­ рений, особенно в весенний период, предельно малы и количество машин в хозяйствах ограниченно, при­ менение прямоточной технологии целесообразно на небольшом расстоянии от склада (не более' 3 км).

Пе р е г р у з о ч н а я т е х н о л о г и ч е с к а я

сх е м а. При этой схеме используют специальные автомобильные загрузчики САЗ-2500 и САЗ-3502, а также кузовные разбрасыватели и широкозахватные сеялочные агрегаты.

На автомобиле-самосвале доставляют удобрения в поле и по мере необходимости перегружают их в кузов разбрасывателя (рис. 42, б). В зависимости от расстоя­ ния доставки и дозы внесения рассчитывают необхо­ димое количество автомобилей для обслуживания раз­ брасывателей. При такой организации работ коэффи­ циент использования рабочего времени смены доста­ точно высок (около 0,8). При подкормке озимых куль­ тур (доза 100 кг/га, расстояние от склада до поля-2 км) один САЗ-2500 может обслужить шесть разбрасыва­ телей РУМ-3. При этом выработка шести прицеповразбрасывателей за смену достигает 340 га. С увеличе­ нием дозы внесения число разбрасывателей, обслу­ живаемых автомобилем-самосвалом САЗ-2500 при до-

83

Рис. 42. Технологические схемы внесения минеральных удобрений прицепами-разбрасывателями:

а — прямоточная; б — перегрузочная.


ставке груза на расстояние до 2 км, резко сокращается. Например., при дозе внесения 300 кг/га один САЗ-2500 обслуживает три РУМ-3 и их выработка за 7 ч рабо­ чего времени достигает 120 га, а при дозе 500 кг/га он обеспечивает бесперебойную работу только двух разбрасывателей РУМ-3. С увеличением расстояния от склада до поля число обслуживаемых разбрасыва­ телей РУМ-3 одним автомобилем-самосвалом САЗ-2500 сокращается. Так, при дозе внесения 300 кг/га и плече транспортирования до 10 км один САЗ-2500 обеспечит непрерывную работу только одного разбрасывателя РУМ-3.

Перегрузочную технологическую схему внесения минеральных удобрений в основном применяют при использовании навесных разбрасывателей (рис. 43).

Навесные разбрасыватели РУ-4-10 и НРУ-0,5 часто загружают при помощи лопаты из кузова прицепа (см. рис. 43). В этом случае прицеп с удобрениями остав­ ляют у края поля, агрегат подают за'диим ходом к от­ крытому борту прицепа так, чтобы туковый ящик был на одном уровне с полом платформы прицепа. Рабочий, находящийся в прицепе, загружает туки лопатой или высыпает из мешка в ящик сеялки.

Рис. 43. Технологические схемы внесения минеральных удоб­ рении навесными центробежными разбрасывателями:

о и б — с доставкой прицепа в поле п ручной перегрузкой туков в разбра­ сыватель; в — перегрузочная.

85

Односеялочный агрегат разбрасывателя туковой сеялки РТТ-4,2 загрузить таким способом сложнее, так как опорно-приводные колеса машины не позволяют подать ее к прицепу на расстояние, удобное для выпол­ нения ручной перегрузки удобрений.

При работе агрегатов на внесении удобрений груп­ повым методом целесообразно использовать один трак­ тор с двумя прицепами. Вначале смены тракторист отвозит прицеп с удобрениями к месту внесения, остав­ ляет его там, а трактор возвращает в хозяйство за другим прицепом с удобрениями; оставив второй прицеп с грузом в поле па месте загрузки, тракторист отвозит освободившееся транспортное средство на склад для загрузки.

Для того чтобы производительно работали транспорт­ ные средства и разбрасыватели, важно обеспечить их правильное соотношение.

Оптимальное соотношение можно определить из соотношения рабочих циклов этих машин, т. е.

п

Т ц. р

(6)

где Тп р — рабочий цикл разбрасывателя; Тц.а — рабочий цикл транспортного средства.

Чтобы ие простаивали машины, соотношение между циклами должпо быть кратным. Если Тп р = Тц а — один разбрасыватель обслуживает один автосамосвал, если Тц р > Тц а — один автосамосвал может обес­ печить непрерывную работу нескольких прицеповразбрасывателей. Не исключается также случай, когда Тц р < Тц а- Обычно в таких условиях для обеспечения бесперебойной работы разбрасывателя используют не­ сколько автосамосвалов. Такое соотношение между транспортными средствами и разбрасывателями имеет место при больших дозах внесения и при работе на отдаленных полях.

Время цикла для принятой марки транспортной единицы находят по формуле

Дц.а= ^а + ^р + ^0ф+ ^дв)

(7)

где f3 — время загрузки,

мин;

 

£р — время разгрузки,

мин;

 

^оф — в'ремя на взвешивание и оформление докумен­ тов, мин; .

96


tRB — время движения за цикл, мин. Время загрузки

t

+ t

'

где Рф — фактическая

грузоподъемность транспорт­

ного средства;

 

 

Wn — часовая производительность погрузчика;

т— коэффициент использования времени смены погрузчика;

tn — время на подъезд к месту загрузки (опре­ деляют по хронометражным данным).

Время на разгрузку ip и оформление документов определяют из хронометражных данных. Для перегрузки удобрений из автосамосвала типа САЗ в кузов разбра­ сывателя затрачивают 3—4 мин. Кроме того, при вы­ полнении операции перегрузки на краю поля неизбеж­ ны простои автомобилей в ожидапии разбрасывателя. Время ожидания определяют, исходя из длины гона поля. В среднем для расчетов время на разгрузку fp можно брать равным 8—10 мин.

Время движения

*

60(2i+Zr)

/п\

4ДВ—

 

-

»

W

где I — расстояние перевозки

удобрений от

склада

до поля, км;

 

км;

 

 

1Г — длина гона поля,

 

 

v — среднетехническая

скорость автосамосвала

(определяется

по

хронометражным

данным

для местных условий), км/ч.

Если удобрения перегружают на одном конце поля,

то время движения

ч

*дв —120Z

(10)

По данным ГОСНИТИ, для автосамосвалов и авто­ цементовозов при расстоянии перевозки 10 км по доро­ гам сельской местности среднетехническая скорость v = 25 км/ч. С увеличением расстояния перевозки на каждые последующие 10 км пути среднетехническую скорость увеличивают на 1 км/ч. Расчетная скорость на данном плече перевозки будет:

^ = 25 + 0 ,1 ^

(Н)

87


где Vj — скорость автосамосвала для /-го поля, км/ч;

— расстояние перевозки удобрений на/-е поле, км. Время на оформление документов обычно прини­ мают по хронометражным данным примерно равной гоф = 2—3 мин. Время рабочего цикла разбрасывателя

T*.v = ^ + h + tn,

(12)

где Pv — грузоподъемность прицепа-разбрасывателя, т; q — доза внесения, т/ч;

v — рабочая скорость разбрасывателя, км/ч; t„—/время поворота (принимается 5 мин).

П р и м е р . Определить потребное количество автомобилейсамосвалов САЗ-2500 и разбрасывателей РУМ-3 при внесении аммиачной селитры в дозе q — 300 кг/га на поле, которое нахо­ дится на расстоянии от склада I = 4 км. Средняя скорость автомобиля-самосвала САЗ-2500 по грунтовым дорогам v = = 25 км/ч. Производительность грейферного погрузчика ПМГ-0,2, W „ = 20 т/ч. Серийный разбрасыватель РУМ-3 имеет ширину захвата В = 10 м, работает со скоростью 10 км/ч.

 

21 • 60

60Рр

 

 

 

Р ц .а = — ^ + 1 у 7 + гР + ; °Ф==

 

2-4 -60 ,2

- 60, г

лп

с

п

о, /

_

= — 25---- 1— 20—1“5 —19|4+6-)-4-(-2 = 31,4

мин.

Рр-6-106

 

 

3 - 6 - 106

 

 

 

Г ц -р = "qBv'p

+ <р + < п = з о о .1 0 -1 0 '+ 8

+ 5 = 7 3 шга>

Следовательно, для данных условий число-разбрасывателей, которое сможет обслужить один автосамосвал САЗ-2500, п =

= 73 : 31,4 «= 2.

Число транспортных заправочных средств при орга­ низации работ с доставкой удобрений к месту внесения

W vqm ( <1. +

+ h )

 

п = ------ Ч Ч

- >

(*3)

где Wp — производительность

разбрасывателя,

га/ч;

q— доза внесения, кг/га;

т— число разбрасывателей или туковых сеялок; tx — время загрузки транспортного заправочного

средства;

I — расстояние транспортировки груза, км;

v— средняя транспортная скорость передвиже­ ния заправочного средства/ км/ч;

88