Файл: Марченко, Н. М. Комплексная механизация приготовления и внесения удобрений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

роспне и просушивают, после чего опускают в подо­ гретую до жидкого состояния смазку и выдерживают в течение 5—10 тмин; затем цепь вышшают, дают стечь

маслу ц устанавливают на машину.

р а з ­

Т е х н и ч е с к и е

о б с л у ж и в а н и е

б р а с ы в а т е л е й

м и н е р а л ь н ы х

у д о б ­

р е н и й состоит из ежесменного, периодических (после весеннего и осеннего внесений удобрений) и послесеэонного технического обслуживаний.

Ежесменное техническое обслуживание проводят в пачале смены. При этом проверяют комплектность и надежность крепления всех мехапизмов и узлов машины; обращают внимание на затяжку резьбовых соединений; проверяют натяжение транспортера, приводных цепей и ременных передач; смазывают подшипники карданной передачи, ведущего и ведомого валов транспортера; заливают автол в редукторы разбрасывающего устрой­ ства.

У разбрасывателей минеральных удобрений и из­ вести КСА-3 и 1-РМГ-4 проверяют состояние шины прижимного ролика и давление воздуха в ней (оно должно быть 2 кгс/см2), а также уровень масла в масля­ ном баке автомобиля или трактора и не протекает ли масло в местах соединений трубопроводов.

Перед загрузкой удобрений осматривают бункер, или кузов, не остались ли в них или на разбрасы­ вающих дисках посторонние предметы, инструмент и т. п.

Иа холостом ходу убеждаются в исправной работе разбрасывателя.

В конце смены очищают кузов или бункер разбра­ сывателя от оставшихся туков, промывают и насухо вытирают. Особо тщательно очищают зазоры между высевающей планкой и дном бункера, диски и сводоразрушители у разбрасывателя НРУ-0,5; сбрасыватель

икольцевую заслонку у разбрасывателя РУ-4-10; туковысевающие тарелки у туковых сеялок РТТ-4,2:

Периодические технические обслуживания преду­ сматривают тщательную очистку от туков, промывку

иосмотр разбрасывателей. Обращают внимание на сохранность покраски. Ее разрушенные слои восста­ навливают: зачищают, обезвреживают и окрашивают. Все поверхности деталей и узлов, подверженные истира­ нию, покрывают антикоррозионным составом.

95


ИослесезоннйО техническое обслуживание Состоит из операций периодического технического обслужива­ ния. Кроме того, промывают втулочно-роликовые цепи, просушивают и погружают их на 15—20 мни в подо­ гретый до 30—110° автол, а затем прикрепляют к ним бирки; чехлы ветрозащитных устройств, цепи, шланги гидросистемы, тенты и прижимные ролики сдают на хранение в склад; места разъема гидросистемы надежно

закрывают заглушками.

з а т у к о в ы с е -

Т е х н и ч е с к и й у х о д

в а ю щ и м и а п п а р а т а м и .

Перед началом работы

проверяют крепление аппаратов и смазывают трущиеся детали солидолом; проверяют, не остались ли посторон­ ние предметы в банках; проверяют правильность натя­ жения цепей передачи от опорных (ходовых) колес к аппаратам (звездочки цепной передачи должны на­ ходиться в одной плоскости). Правильно натянутая цепь (натягивают перемещением банок) при оттягива­ нии на середине ведущей ветви должна отходить на 20—30 мм от' пачальиого положения. В копце смены оставшиеся после работы в банках удобрения пересы­ пают в тару, а аппараты тщательно очищают и закрьь вают банки крышками.

Возможные неисправности н способы пх устране­ ния. При использовании машин для внесения мине­ ральных удобрений в каждой из них в результате из­ носа деталей, а также вследствие несоблюдения пра­ вил эксплуатации и технического обслуживания воз­ никают неисправности, нарушающие нормальную ра­ боту. Далее изложены причины часто возникающих неисправностей и наиболее доступные способы их устранения.

П р ц ц е п-р а з б р а с ы в а т е л ь РУМ - 3. Одна из распространенных причин выхода машины из строя— обрыв цепей и деформация скребков транспортера, которые, как правило, бывают из-за посторонних предметов, попавших вместе с удобрениями в кузов разбрасывателя.

При обрыве цепи кузов очищают от удобрений и посторонних предметов, снимают транспортер, заме­ няют разорванные звенья и рихтуют деформированные скребки.

Обрыв цепи может произойти и вследствие износа ее звеньев. В данном случае, если имеется на складе

96

новый транспортер, ого устанавливают вместо вышед­ шего из строя. В противном случае заменяют изно­ шенные звенья цепи.

Вследствие слабого натяжения цепей транспортера или повышенной влажности удобрений, которые попа­ дают между звеньями цепи и зубьями звездочек и на­ прессовываются иа них, нередко наблюдается проскакнвание ведущих звездочек по цепям транспортера. Причиной пробуксования может быть также чрезмер­ ный износ зубьев звездочек.

Эти неисправности устраняют натяжением тран­ спортера при помощи винтового натяжного устройства. Если натяжением цепи не удается устранить проскакивание звездочек, тогда проверяют износ сопрягаемых деталей: зубьев звездочек и звеньев цепи. При большом износе заменяют звездочки на ведущем валу и тран­

спортер или только изношенные цепи

транспор­

тера. Когда обнаруживают напрессование

удобрений,

разъединяют цепи транспортеров и очищают звез­ дочки.

Наиболее часто встречающаяся неисправность раз­ брасывающего устройства — слабое натяжение ремней привода дисков, которое можно определить по умень­ шению узора разбрасывания тука (ширины захвата). Такую неисправность устраняют подтягиванием ремней привода дисков, перемещая натяжной ролик. Если ролик перемещать дальше нельзя, изношенные привод­ ные ремни заменяют.

Узор разбрасывания может быть также нарушен вследствие напрессования удобрений на лопатках раз­ брасывающих дисков, которые следует своевременно очищать.

При внесении слабосыпучих и сильновлажных удоб­ рений или тукосмесей у дозирующей заслонки обра­ зуются своды. Эти неполадки тракторист обнаруживает по высеву тука только одним диском или по пульси­ рующему высеву при заполненном кузове разбрасы­ вателя. Для устранения неполадки разрушают обра­ зовавшиеся своды.

При повышенной влажности удобрений нормальный высев 'нарушается из-за налипания высеваемого мате­ риала на тукоделителях. Устраняют такое нарушение, технологического процесса очисткой тукоделителей от налипшего материала.

4 Марченко H. М. и др.

97


Иногда вследствие нарушения регулировки места подачи узор разбрасывания удобрений становится не­ симметричным по отношению к продольной оси раз­ брасывателя и сильио ухудшается равномерность рас­ пределения удобрений на почве. В данном случае регу­ лируют равномерность распределения удобрений по ширине захвата разбрасывателя, перемещая тукоделитель по направляющим (см. рис. 13).

Наиболее часто при эксплуатации разбрасывателя наблюдаются увеличенный ход рычага и слабое тормо­ жение. При этом тракторист ощущает увеличенное сопротивление педали. Это может быть из-за недостаточ­ ного количества тормозной жидкости в системе. В дан­ ном случае проверяют наличие жидкости в главном тормозном цилиндре и доливают ее до уровня на 10— 15 мм ниже верхнего края корпуса цилиндра.

Бывают случаи неодновременного торможения ко­ лес вследствие неправильной регулировки колодок, замасливания или значительного износа тормозных накладок. Обнаружить это можно по недостаточному торможению и заиосу прицепа в сторону, а также по следу колес при торможении. Такую неисправность устраняют регулировкой положения тормозных коло­ док. Если в тормозных барабанах обнаружено масло, накладки промывают бензином и зачищают их металли­ ческой щеткой, при этом проверяют состояние накла­ док и сальников, а изношенные детали заменяют но­ выми.

Когда неисправность пружин и колодок приводит к непрекращающемуся действию тормозов, проверяют состояние стяжных пружин и колодок; ослабленные и сломанные пружины заменяют новыми.

Неисправностью колес может быть недостаточная затяжка гаек. Ослабление затяжки приводит к износу отверстий дисков колес и выходу из строя этих деталей.

Если не горит задний фонарь, нужно проверить, не перегорела ли лампочка, достаточный ли контакт и

нет ли повреждений проводки.

м и н е ­

Н а в е с н о й р а з б р а с ы в а т е л ь

р а л ь н ы х у д о б р е н и й Р У -4-10. При

работе

разбрасывателя довольно часто наблюдается пробуксо­ вывание предохранительной муфты на цилиндрическом редукторе, что может быть в случае заклинивания сбрасывателя. Причины заклинивания: посторонний

98

предмет в бункере, а при внесении влажных слабосыпучнх удобрений напрессовапие туков на дне бункера. Убрав посторонний предмет или очистив сбрасыватель и стенки бункера от налипших удобрений, неисправ­ ность устраняют. Чтобы избежать упомянутых непо­ ладок, не следует загружать туки повышенной влаж­ ности. Тукосмесь готовят непосредственно перед ее внесением.

Другой причиной пробуксовывания предохранитель­ ной муфты может быть заклинивание ворошителя. Если при загрузке удобрений ворошитель не устано­ вили в вертикальное положение в бункере, то при пуске в работу разбрасывателя для провертывания рабочего органа потребуется приложить большой крутящий момент. Для устранения этой неисправности разгру­ жают часть удобрений из бункера, облегчив вращение ворошителя. Высеяв удобрения из бункера, регули­ руют этот рабочий орган так, чтобы при открытой полукрышке штанга его находилась в вертикальном положении.

Стопор передвижной нолумуфты на шпонках или сильная коррозия сопрягаемых поверхностей также может быть причиной пробуксовывания муфты. Для уст­ ранения этого недостатка разбирают муфту, чистят и смазывают ее сопрягаемые поверхности и шпонки, до­ биваясь свободного перемещения нолумуфты по валу.

Неисправная предохранительная муфта может ока­ заться причиной серьезных поломок. Поэтому после длительного перерыва в работе разбрасывателя ис­ правность муфты обязательно проверяют.

Нередки случаи простоя разбрасывателя РУ-4-10 из-за неисправности цепной передачи: слышен треск, соскакивает со звездочек цепь, ломаются звездочки. Перекос цепи — одна из основных причин неисправной работы цепной передачи. В данном случае перемещением звездочки и цилиндрического редуктора устанавли­ вают торцы венчиков звездочек в одной плоскости.

При залипании удобрениями наружной поверх­ ности горловины бункера сильно затрудняется переме­ щение кольцевой заслонки. После очистки горловины от налипших туков ее направляющие смазывают соли­

долом.

р а з б р а с ы в а т е л ь

у д о б ­

Н а вче с н о й

р е н и й НРУ-0,5.

Неравномерность подачи

удобре-

4*

99



йий па диски, которая может быть вследствие повышен­ ной влажности туков, а при внесении кристаллических или порошковидных удобрений вследствие образования сводов или уплотнения тука в бункере при его тран­ спортировке до поля, наиболее частая неисправность. Обнаружив прерывистый высев удобрений, останавли­ вают агрегат, разрушают при помощи лопаты образо­ вавшиеся своды и, если имеется возможность, увели­ чивают ход высевающей планки и сводоразрушителя. Если не удается отрегулировать нормальную по­ дачу удобрений на диски указанными регулировками, прибегают к установке требуемой дозы внесения при максимально допустимой ширине высевающей щели.

При внесении влажного суперфосфата, сульфата ам­ мония или калийной соли может быть забивание или залипание лопастей дисков. Диски проверяют перед загрузкой разбрасывателя удобрения, а залипшие ло­ пасти очищают.

Если имеется недостаточный зазор между планкой высевающего аппарата и дном бункера, возможно заде­ вание планки о дно или даже ее заклинивание. В этом случае проверяют и регулируют зазор между дном бун­ кера и высевающей планкой (он должен быть не менее

2—3 мм).

Причиной пробуксовывания предохранительной муфты чаще всего бывает попадание в высевную щель посторонних предметов, а также вследствие заклини­ вания сводоразрушителя или напрессовки удобрений на дне бункера. Если после очистки бункера пробуксо­ вывание не устраняется, регулируют предохранитель­ ную муфту, затянув соответствующим образом регули­ ровочные болты.

Р а з б р а с ы в а т е л и

м и н е р а л ь н ы х

у д о б р е н и й , и з в е с т и

и г и п с а 1- РМГ - 4 и

КСА-3. Снижение скорости вращения разбрасывающих дисков — одна из основных неисправностей, причи­ нами которой является недостаточный уровень масла в баке или всевозможные его утечки. Предотвратить эти неисправности можно систематическим контролем уровня масла и своевременным подтягиванием соеди­ нений трубопроводов. Если не удается перечисленными способами восстановить нормальные обороты разбра­ сывающих дисков, снимают гидронасос и сдают его на ремонт в мастерскую.

100

При работе разбрасывателей на сильно увлажнен­ ном поле, особенно при внесении больших доз на гли­ нистых почвах, возможно пробуксовывание прижим­ ного ролика, причины которого — недостаточное уси­ лие прижатия ролика, попадание в гидросистему воз­ духа или остаточная деформация тарельчатой пружины демпферного устройства. При появлении пробуксовы­ вания ролика прежде всего увеличивают усилие прижа­ тия ролика к ходовому колесу, для чего переставляют

гидроцилиндр на кронштейне. В

случае попадания

в гидросистему воздуха отпускают

накидную гайку

в месте соединения нагнетательного трубопровода с ци­ линдром и прогоняют масло на малых оборотах дви­ гателя. Когда воздух выйдет из системы, масло течет сплошной струей. Недостаточное прижатие ролика вследствие остаточной деформации тарельчатой пру­ жины демпферного устройства устраняют при помрщи регулировочных болтов, увеличивая жесткость пру­ жины.

Нарушение натяжения, поломка и перекос прутков транспортера — следствие попадания в разбрасываемый материал посторонних предметов. При замене вышедших

из строя прутков ослабляют

натяжение транспор­

тера.

а п п а р а т ы . Нару­

Т у к о в ы с е в а ю щ и е

шение технологического процесса высева часто проис­ ходит вследствие образования сводов в банке. Чтобы избежать такого явления, туки, предназначенные для внесения -в почву туковысевающими аппаратами, под­ бирают по возможности сыпучими, а тукосмеси' гото­ вят из наиболее подходящих для этих целей компонен­ тов. Из фосфорсодержащих туков лучшим компонентом при тукосмешении является аммофос. Тукосмесь, в состав которой входит аммофос, может в течение продолжительного периода храниться не слеживаясь. При отсутствии аммофоса в хозяйстве следует готовить тукосмесь непосредственно перед внесением ее в почву с обязательным соблюдением рекомендаций по сухому тукосмешиванию.

Наличие в удобрениях бумаги и других предметов — одна из основных причин забивания высевной щели и тукопроводов.

Неудаленпые из банки оставшиеся удобрения после смены затвердевают и вызывают заедание в механизмах

101