Файл: Марченко, Н. М. Комплексная механизация приготовления и внесения удобрений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
привода аппаратов, что влечет за собой усиленный' износ цепей и звездочек.
Л е н т о ч н ы е т р а н с п о р т е р ы . Основная неисправность транспортеров — сползание ленты с ба рабанов вследствие налипания удобрений на ведущий барабан или неравномерного натяжения ленты по ши рине. В первом случае для устранения неисправности очищают барабан от налипших туков и при включении в работу конвейера находят, а затем устраняют источник попадания удобрений на нижнюю ветвь транспортера.
У конвейера ПКС-80 из-за недостаточного крепле ния головок винтов ослабевает крепление корпуса редуктора к барабану. Для устранения этой неисправ ности отвинчивают полностью винты, смазывают их солидолом и снова затягивают, закернив с двух сторон по шлицу.
ВНЕСЕНИЕ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ ПРИ ПОМОЩИ АВИАЦИИ
Самолеты и вертолеты широко применяют на рас севе минеральных удобрений, распылпваиии ядохими
катов |
и на других сельскохозяйственных работах. |
|
Для разбрасывания удобрений применяются само |
||
леты Ан-2, Як-12 и вертолеты Ми-1 |
и Ка-15, па ко |
|
торых |
устанавливают специальные |
туковысевающие |
аппараты, состоящие из грузового бака со сводоразрушителем, дозирующего устройства и распылителя тунельного типа.
Самолет Ан-2 оборудован грузовым баком ем костью 1400 л, устанавливаемым внутри фюзеляжа. Сверху бункер имеет загрузочную горловину, высту пающую над верхней обшивкой фюзеляжа, снизу — цилиндрическую выпускную горловину, к которой крепят дозирующее устройство, состоящее из цилиндра и горизонтального диска.
Удобрения в распылитель попадают путем измене ния величины кольцевого отверстия в баке и величины отверстий в дозирующем диске. Материал рассевается потоком воздуха, проходящего через проточные каналы распылителя.
На самолете Ан-2М установлена емкость, которая изготовлена из стеклопластика. Внутри емкости смон тировано сводоразрушающее устройство, состоящее из
102
плоских и спиральных пружин. На выпускной горло вине закреплено дозирующее устройство, представ ляющее собой полый конус с цилиндром.
Под дозатором подвешивают туковысевающий аппа рат: для пылевидных мелкокристаллических и порошко видных удобрений — тупельный трехканальный распы литель, для гранулированных удобрений — центробеж ный дисковый аппарат. Привод разбрасывающего диска туковысевающего аппарата от двигателя самолета через коробку приводов, редуктор, цепочную и ременную передачи. Подачу удобрений в туковысевающий аппа рат регулируют изменением высоты подъема дозирую щего конуса.
На самолете Як-12 установлен грузовой бак ем костью 470 л. Бак, дозирующее устройство и распы литель конструктивно не отличаются от соответствую
щей аппаратуры, |
установленной на самолете Ан-2. |
На вертолете |
Ми-1НХ — модификации транспорт |
ного вертолета Ми-1 (рис. 44) — по обеим сторонам фюзеляжа установлено два бака емкостью по 600 л. Внутри баков на одном валу с дозирующим диском смонтировано сводоразрушающее устройство пружин ного типа. Привод вала от электродвигателя, установ ленного на крышке бака.
Рпс. 44. Вертолет Мп-1НХ, оборудованный аппара турой для виесенпя минеральных удобрений:
1 — конвейер выгрузной загрузчика ЗУН-1,5; 2 — бак гру зовой; з — аппарат туковысевающий.
103
Минеральные удобрения из бака выносятся через горловину при помощи дозировочного диска и рассеваются тунельным трехканальным распылителем. При вод механизмов высевающего аппарата — электриче ский. Управление аппаратурой — электропневматическое дистанционное.
Техническая характеристика самолетов и вертолетов
Летательный аппарат . . . . |
АН-2 ЯК-12 |
Мп-ШХ |
Ка-15 |
|||
Грузоподъемность, |
кг . . . |
1330 |
260 |
290 |
200 |
|
Рабочая |
скорость |
полета, |
160 |
140 |
20-100 |
20-100 |
к м /ч ................................... |
||||||
Ширина |
захвата |
при рас |
18—22 10—14 |
18-20 |
18-20 |
|
севе удобрений, |
м . . . . |
|||||
Производительность, га/ч. . |
45 |
16 |
23 |
13 |
||
Загрузка самолетов |
и вертолетов |
туками — одна |
||||
из самых трудоемких операций. |
В настоящее |
время |
применяют загрузчик ЗУН-1,5, приспособления ПСМ-30 и С1ПР-20 000 и стационарную установку УПР-15.
Механизированная загрузка самолетов способствует резкому повышению производительности летательных аппаратов на внесении удобрений и значительному
снижению затрат труда и средств (табл. |
14). |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 14 |
|
Экономическая оценка различных средств загрузки |
|||||||
|
|
|
туками самолета Ан-2 |
|
|
||
|
|
|
|
|
Способ загрузки |
|
|
Показатели |
|
вручную |
механизированная при помощи |
||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
ПСМ-30 ЗУН-1,5 |
УПР-15 |
||
|
|
|
|
|
|||
Занято |
людей |
на |
за- |
10,0 |
3,0 |
2,0 |
2,0 |
грузке, |
чел. |
|
|
|
|
|
|
Продолжительность |
за- |
10,0 |
5,0 |
2,5 |
1.7 |
||
грузки, |
мип |
|
лет- |
3,7 |
4,7 |
5,1 |
5,4 |
Продолжительность |
|||||||
ного времени |
за рабо |
|
|
|
|
||
чий день, ч |
|
са- |
190,2 |
• 241,6 |
282,1 |
277,6 |
|
Производительность |
|||||||
молета в день, га |
|
8,3 |
4,2 |
|
|
||
Затраты |
времени на по- |
2,1 |
1,4 |
||||
грузку туков, мпн/т |
0.76 |
0,36 |
0,31 |
0.21 |
|||
Затраты труда па вносе- |
|||||||
нпе туков, чел.-ч/т |
|
15,6 |
14,4 |
14,1 |
15,3 |
||
Себестоимость |
внесепггя |
||||||
туков, |
руб/т |
|
|
|
|
|
|
104
Рис. 45. Загрузчик самолетов удобрениями ЗУН-1,5:
1 — элеватор; 2 — гидроцилиндр; з — решетка; 4 — бункер; S — шнек.
Загрузчик самолетов ЗУН-1,5 предназначен для за грузки минеральных удобрений н ядохимикатов в баки самолетов и вертолетов, оборудованных туковысеваютптгмп аппаратами. Монтируют его на гусеничный трак тор класса Зт вместе с фронтальным погрузчиком ПБ-35.
Техническая характеристика загрузчиков |
|
||||
Загрузчик.................................................... |
|
|
ЗУН-1,5 |
ПСМ-30, |
|
Производительность |
за час |
сменною |
|
СШР-20000 |
|
15 |
16 |
||||
времени, т ................................................ |
|
|
|||
Емкость бункера, м3 |
м................................м |
|
1,5 |
0,87 |
|
Погрузочная высота, |
|
4500 |
5220 |
||
Грузоподъемность, к г ................................ |
кг . . . . |
1500 |
650 |
||
Масса (без комплекта ПБ-35), |
764 |
290 |
|||
Количество обслуживающего |
персонала, |
2 |
' 2 |
||
чел................................................................. |
|
|
Основные узлы (рис. 45): бункер, элеватор, сводо разрушающее устройство, привод и отражатель с на правляющим рукавом.
Б у н к е р представляет собой сварную емкость, рама которой выполнена из уголков и прямоугольных труб. К несущим трубам и уголкам приварены крон штейны для площадки, на которой монтируют редуктор, элеватор, промежуточный вал натяжных звездочек, шпренгели элеватора и ролики для троса.
Внутри бункера в ппжней его части смонтирован ленточный двусторонний шнековый транспортер. Шпек состоит из левой и правой лепточных спиралей и вы
105
грузных лопаток, приваренных с двух сторон от про межуточной опоры. В центре бункера под шнеком установлено вибрационное устройство сводоразрушителя. Сверху бункер закрыт откидной решеткой, кото рая предотвращает попадание крупных комков и посто ронних предметов, случайно попавших в удобрения. Внизу бункера расположено выгрузное окно. Дно бункера откидное, что позволяет удобно очищать остатки удобрений.
В нижней части бупкера снаружи закреплен каток, предохраняющий выгрузной транспортер загрузчика от соприкосновения с землей при движении агрегата по пересеченной местности.
В ы г р у з н о й э л е в а т о р закрытого типа, с ленточным транспортером п направляющим рукавом предназначен для подачи удобрений из бункера в бак самолета. Каркас элеватора сварной конструкции сос тоит из двух частей, соединенных шарнирными петлями. Внутри каркаса по всей его длине закреплены па осях пластмассовые ролпкп с металлическими втулками, поддерживающие верхнюю ветвь транспортера.
На боковых стенах каркаса закреплены резпповые полосы, которые пижнпм краем опираются на транспор тер, выполненный в виде ленты с закрепленными па ней скребками. Резиновые полосы предотвращают про сыпание туков в щель между лентой и кожухом эле ватора.
В рабочем положенип элеватор крепят двумя шпренгелями и распорными трубами, удерживающими его от качаний в пространстве. Подппмают и опускают его при помощи троса и лебедкп, установленной па бункере. В транспортом положении верхнюю часть транспортера откидывают п крепят к нижней его части.
С в о д о р а з р у ш а ю щ е е у с т р о й с т в о , предназначенное для разрушения образовавшихся сво дов удобрений, состоит пз вибраторов, кронштейна, продольных полос, выгрузных лопаток, шнеков и сво доразрушающих листов.
Наклонные листы соединены между собой крон штейном, на котором закреплены два пружинных вибратора с грузами на свободных концах пружин. Последние входят в зацепление с выгрузными лопат ками шпека. При вращении выгрузпыс лопатки пе риодически возбуждают свободные затухающие коле-
106
баипя концов пружины. Колебания передаются через кронштейн и продольные пластины на сводоразрушаю щие листы. Амплитуду колебаний регулируют величи ной зацепления концов вибратора.
П р и в о д элеватора от ВОМ трактора через ре дуктор и цепную передачу. Цепной контур привода охватывает звездочки редуктора и промежуточного вала, передающего крутящий момент на шнек элеватора и натяжную звездочку (рис. 46).
О т р а ж а ю щ и й щ и т с рукавом (рис. 47), закрепляемый на ковше погрузчика ПБ-35, служит для направления потока минеральных удобрений, вы сыпаемых из ковша погрузчика на решетку бункера. Направляющий рукав уменьшает распиливание туков.
Для увеличения угла наклона лопаты погрузчика ПБ-35 предусмотрены удлинители. На верхнем резер вуаре радиатора и переднем брусе трактора установлен кронштейн с предохранительным клапаном, ограничи вающим поворот лопаты при заборе удобрений из бурта. Предохранительный клапан соединен трубопроводом с цилиндрами поворота лопаты. На левом фигурном кронштейне рамы погрузчика ПБ-35 смонтирован кла пан, ограничивающий подъем стрелы погрузчика.
П р и в о д рабочих органов загрузчика от ВОМ и гидросистемы трактора.
Рпс. 46. Кинематическая схема привода рабочих органов за грузчика самолетов ЗУН-1,5.
107
П о р я д о к р а б о т ы . Агрегат подъезжает перед ним ходом к куче минеральных удобрений, забирает их ковшом погрузчика ПБ-35 и перекидным способом высыпает в бупкер загрузчика ЗУН-1,5. Мелкая фрак ция тука проходит через решетку с крупными ячей ками, а комки удобрений, камни и другие посторон ние предметы остаются па решетке, По мере накопления крупных включений решетку при помощи гидроцилнндра поднимают п сбрасывают их па землю. По окончании загрузки собственного бункера агрегат зани мает исходную позицию для подъезда к самолету на специально отведенной площадке. При посадке само лета п подрулпвапии на загрузочную площадку за грузчик задним ходом подъезжает к нему. Рабочий, стоящий на фюзеляже самолета, корректирует подъезд к летательному аппарату.
Получив сигнал о правильности установки направ ляющего рукава выгрузного элеватора, тракторист включает ВОМ трактора. Витки и выгрузпые лопатки шнека подают удобрения из бункера на транспортер выгрузного элеватора, а последний транспортирует их в бак самолета. После заполнения бака рабочий подает сигнал о прекращении загрузки. Тракторист отъезжает передним ходом от самолета к куче удобрений для за грузки бункера, а самолет выруливает на взлет. Далее цикл повторяется.
Гидрофпцироваппый ковш ПСМ-30 к стогометателю СЫУ-0,5 и приспособление СШР-20000 к стогометателю СШР-0,5К предназначены для механизированной за
108
грузки в самолет подготовленных минеральных удоб рений, а также для погрузки сыпучих материалов в транспортные средства.
Основные узлы ковша ПСМ-30 (рис. 48): рамкаудлинитель 3, бункер 2, предохранительные стойки 5, механизм отвода стоек и гидросистема.
Сзади трактора смонтирован металлический ковш, который наполняют во время работы грузом, обеспе чивающим продольную устойчивость агрегата.
Р а м к а - у д л и н и т е л ь служит для навески бункера на стрелу стогометателя и обеспечивает доста точный вылет стрелы для загрузки самолетов туками.
Рамка-удлинитель, имеющая Ы-образную форму, из готовлена из балок коробчатого сечения. На рамке имеются кронштейны для крепления бункера с гидроцилиндрами поворота в вертикальной плоскости и посадочные листы для соединения рамки со стрелой стогометателя.
Б у н к е р , выполняющий функции ковша и ем кости, обеспечивает забор и высыпание удобрений в бак
Рпс. 48. Стогометатель СНУ-0,5, оборудованный гпдрофнцнрованным ковшом ПСМ-30:
1 — рукав; 2 — бункер; 3 — рамка-удлинитель; 4 —.гидроцн- лпндр; 5 — стойки предохранительные; 6 — ковш.
109