Файл: Марченко, Н. М. Комплексная механизация приготовления и внесения удобрений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

привода аппаратов, что влечет за собой усиленный' износ цепей и звездочек.

Л е н т о ч н ы е т р а н с п о р т е р ы . Основная неисправность транспортеров — сползание ленты с ба­ рабанов вследствие налипания удобрений на ведущий барабан или неравномерного натяжения ленты по ши­ рине. В первом случае для устранения неисправности очищают барабан от налипших туков и при включении в работу конвейера находят, а затем устраняют источник попадания удобрений на нижнюю ветвь транспортера.

У конвейера ПКС-80 из-за недостаточного крепле­ ния головок винтов ослабевает крепление корпуса редуктора к барабану. Для устранения этой неисправ­ ности отвинчивают полностью винты, смазывают их солидолом и снова затягивают, закернив с двух сторон по шлицу.

ВНЕСЕНИЕ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ ПРИ ПОМОЩИ АВИАЦИИ

Самолеты и вертолеты широко применяют на рас­ севе минеральных удобрений, распылпваиии ядохими­

катов

и на других сельскохозяйственных работах.

Для разбрасывания удобрений применяются само­

леты Ан-2, Як-12 и вертолеты Ми-1

и Ка-15, па ко­

торых

устанавливают специальные

туковысевающие

аппараты, состоящие из грузового бака со сводоразрушителем, дозирующего устройства и распылителя тунельного типа.

Самолет Ан-2 оборудован грузовым баком ем­ костью 1400 л, устанавливаемым внутри фюзеляжа. Сверху бункер имеет загрузочную горловину, высту­ пающую над верхней обшивкой фюзеляжа, снизу — цилиндрическую выпускную горловину, к которой крепят дозирующее устройство, состоящее из цилиндра и горизонтального диска.

Удобрения в распылитель попадают путем измене­ ния величины кольцевого отверстия в баке и величины отверстий в дозирующем диске. Материал рассевается потоком воздуха, проходящего через проточные каналы распылителя.

На самолете Ан-2М установлена емкость, которая изготовлена из стеклопластика. Внутри емкости смон­ тировано сводоразрушающее устройство, состоящее из

102

плоских и спиральных пружин. На выпускной горло­ вине закреплено дозирующее устройство, представ­ ляющее собой полый конус с цилиндром.

Под дозатором подвешивают туковысевающий аппа­ рат: для пылевидных мелкокристаллических и порошко­ видных удобрений — тупельный трехканальный распы­ литель, для гранулированных удобрений — центробеж­ ный дисковый аппарат. Привод разбрасывающего диска туковысевающего аппарата от двигателя самолета через коробку приводов, редуктор, цепочную и ременную передачи. Подачу удобрений в туковысевающий аппа­ рат регулируют изменением высоты подъема дозирую­ щего конуса.

На самолете Як-12 установлен грузовой бак ем­ костью 470 л. Бак, дозирующее устройство и распы­ литель конструктивно не отличаются от соответствую­

щей аппаратуры,

установленной на самолете Ан-2.

На вертолете

Ми-1НХ — модификации транспорт­

ного вертолета Ми-1 (рис. 44) — по обеим сторонам фюзеляжа установлено два бака емкостью по 600 л. Внутри баков на одном валу с дозирующим диском смонтировано сводоразрушающее устройство пружин­ ного типа. Привод вала от электродвигателя, установ­ ленного на крышке бака.

Рпс. 44. Вертолет Мп-1НХ, оборудованный аппара­ турой для виесенпя минеральных удобрений:

1 — конвейер выгрузной загрузчика ЗУН-1,5; 2 — бак гру­ зовой; з — аппарат туковысевающий.

103


Минеральные удобрения из бака выносятся через горловину при помощи дозировочного диска и рассеваются тунельным трехканальным распылителем. При­ вод механизмов высевающего аппарата — электриче­ ский. Управление аппаратурой — электропневматическое дистанционное.

Техническая характеристика самолетов и вертолетов

Летательный аппарат . . . .

АН-2 ЯК-12

Мп-ШХ

Ка-15

Грузоподъемность,

кг . . .

1330

260

290

200

Рабочая

скорость

полета,

160

140

20-100

20-100

к м /ч ...................................

Ширина

захвата

при рас­

18—22 10—14

18-20

18-20

севе удобрений,

м . . . .

Производительность, га/ч. .

45

16

23

13

Загрузка самолетов

и вертолетов

туками — одна

из самых трудоемких операций.

В настоящее

время

применяют загрузчик ЗУН-1,5, приспособления ПСМ-30 и С1ПР-20 000 и стационарную установку УПР-15.

Механизированная загрузка самолетов способствует резкому повышению производительности летательных аппаратов на внесении удобрений и значительному

снижению затрат труда и средств (табл.

14).

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 14

Экономическая оценка различных средств загрузки

 

 

 

туками самолета Ан-2

 

 

 

 

 

 

 

Способ загрузки

 

Показатели

 

вручную

механизированная при помощи

 

 

 

 

 

 

 

 

ПСМ-30 ЗУН-1,5

УПР-15

 

 

 

 

 

Занято

людей

на

за-

10,0

3,0

2,0

2,0

грузке,

чел.

 

 

 

 

 

 

Продолжительность

за-

10,0

5,0

2,5

1.7

грузки,

мип

 

лет-

3,7

4,7

5,1

5,4

Продолжительность

ного времени

за рабо­

 

 

 

 

чий день, ч

 

са-

190,2

• 241,6

282,1

277,6

Производительность

молета в день, га

 

8,3

4,2

 

 

Затраты

времени на по-

2,1

1,4

грузку туков, мпн/т

0.76

0,36

0,31

0.21

Затраты труда па вносе-

нпе туков, чел.-ч/т

 

15,6

14,4

14,1

15,3

Себестоимость

внесепггя

туков,

руб/т

 

 

 

 

 

 

104


Рис. 45. Загрузчик самолетов удобрениями ЗУН-1,5:

1 — элеватор; 2 — гидроцилиндр; з — решетка; 4 — бункер; S — шнек.

Загрузчик самолетов ЗУН-1,5 предназначен для за­ грузки минеральных удобрений н ядохимикатов в баки самолетов и вертолетов, оборудованных туковысеваютптгмп аппаратами. Монтируют его на гусеничный трак­ тор класса Зт вместе с фронтальным погрузчиком ПБ-35.

Техническая характеристика загрузчиков

 

Загрузчик....................................................

 

 

ЗУН-1,5

ПСМ-30,

Производительность

за час

сменною

 

СШР-20000

15

16

времени, т ................................................

 

 

Емкость бункера, м3

м................................м

 

1,5

0,87

Погрузочная высота,

 

4500

5220

Грузоподъемность, к г ................................

кг . . . .

1500

650

Масса (без комплекта ПБ-35),

764

290

Количество обслуживающего

персонала,

2

' 2

чел.................................................................

 

 

Основные узлы (рис. 45): бункер, элеватор, сводо­ разрушающее устройство, привод и отражатель с на­ правляющим рукавом.

Б у н к е р представляет собой сварную емкость, рама которой выполнена из уголков и прямоугольных труб. К несущим трубам и уголкам приварены крон­ штейны для площадки, на которой монтируют редуктор, элеватор, промежуточный вал натяжных звездочек, шпренгели элеватора и ролики для троса.

Внутри бункера в ппжней его части смонтирован ленточный двусторонний шнековый транспортер. Шпек состоит из левой и правой лепточных спиралей и вы­

105


грузных лопаток, приваренных с двух сторон от про­ межуточной опоры. В центре бункера под шнеком установлено вибрационное устройство сводоразрушителя. Сверху бункер закрыт откидной решеткой, кото­ рая предотвращает попадание крупных комков и посто­ ронних предметов, случайно попавших в удобрения. Внизу бункера расположено выгрузное окно. Дно бункера откидное, что позволяет удобно очищать остатки удобрений.

В нижней части бупкера снаружи закреплен каток, предохраняющий выгрузной транспортер загрузчика от соприкосновения с землей при движении агрегата по пересеченной местности.

В ы г р у з н о й э л е в а т о р закрытого типа, с ленточным транспортером п направляющим рукавом предназначен для подачи удобрений из бункера в бак самолета. Каркас элеватора сварной конструкции сос­ тоит из двух частей, соединенных шарнирными петлями. Внутри каркаса по всей его длине закреплены па осях пластмассовые ролпкп с металлическими втулками, поддерживающие верхнюю ветвь транспортера.

На боковых стенах каркаса закреплены резпповые полосы, которые пижнпм краем опираются на транспор­ тер, выполненный в виде ленты с закрепленными па ней скребками. Резиновые полосы предотвращают про­ сыпание туков в щель между лентой и кожухом эле­ ватора.

В рабочем положенип элеватор крепят двумя шпренгелями и распорными трубами, удерживающими его от качаний в пространстве. Подппмают и опускают его при помощи троса и лебедкп, установленной па бункере. В транспортом положении верхнюю часть транспортера откидывают п крепят к нижней его части.

С в о д о р а з р у ш а ю щ е е у с т р о й с т в о , предназначенное для разрушения образовавшихся сво­ дов удобрений, состоит пз вибраторов, кронштейна, продольных полос, выгрузных лопаток, шнеков и сво­ доразрушающих листов.

Наклонные листы соединены между собой крон­ штейном, на котором закреплены два пружинных вибратора с грузами на свободных концах пружин. Последние входят в зацепление с выгрузными лопат­ ками шпека. При вращении выгрузпыс лопатки пе­ риодически возбуждают свободные затухающие коле-

106

баипя концов пружины. Колебания передаются через кронштейн и продольные пластины на сводоразрушаю­ щие листы. Амплитуду колебаний регулируют величи­ ной зацепления концов вибратора.

П р и в о д элеватора от ВОМ трактора через ре­ дуктор и цепную передачу. Цепной контур привода охватывает звездочки редуктора и промежуточного вала, передающего крутящий момент на шнек элеватора и натяжную звездочку (рис. 46).

О т р а ж а ю щ и й щ и т с рукавом (рис. 47), закрепляемый на ковше погрузчика ПБ-35, служит для направления потока минеральных удобрений, вы­ сыпаемых из ковша погрузчика на решетку бункера. Направляющий рукав уменьшает распиливание туков.

Для увеличения угла наклона лопаты погрузчика ПБ-35 предусмотрены удлинители. На верхнем резер­ вуаре радиатора и переднем брусе трактора установлен кронштейн с предохранительным клапаном, ограничи­ вающим поворот лопаты при заборе удобрений из бурта. Предохранительный клапан соединен трубопроводом с цилиндрами поворота лопаты. На левом фигурном кронштейне рамы погрузчика ПБ-35 смонтирован кла­ пан, ограничивающий подъем стрелы погрузчика.

П р и в о д рабочих органов загрузчика от ВОМ и гидросистемы трактора.

Рпс. 46. Кинематическая схема привода рабочих органов за­ грузчика самолетов ЗУН-1,5.

107


П о р я д о к р а б о т ы . Агрегат подъезжает перед­ ним ходом к куче минеральных удобрений, забирает их ковшом погрузчика ПБ-35 и перекидным способом высыпает в бупкер загрузчика ЗУН-1,5. Мелкая фрак­ ция тука проходит через решетку с крупными ячей­ ками, а комки удобрений, камни и другие посторон­ ние предметы остаются па решетке, По мере накопления крупных включений решетку при помощи гидроцилнндра поднимают п сбрасывают их па землю. По окончании загрузки собственного бункера агрегат зани­ мает исходную позицию для подъезда к самолету на специально отведенной площадке. При посадке само­ лета п подрулпвапии на загрузочную площадку за­ грузчик задним ходом подъезжает к нему. Рабочий, стоящий на фюзеляже самолета, корректирует подъезд к летательному аппарату.

Получив сигнал о правильности установки направ­ ляющего рукава выгрузного элеватора, тракторист включает ВОМ трактора. Витки и выгрузпые лопатки шнека подают удобрения из бункера на транспортер выгрузного элеватора, а последний транспортирует их в бак самолета. После заполнения бака рабочий подает сигнал о прекращении загрузки. Тракторист отъезжает передним ходом от самолета к куче удобрений для за­ грузки бункера, а самолет выруливает на взлет. Далее цикл повторяется.

Гидрофпцироваппый ковш ПСМ-30 к стогометателю СЫУ-0,5 и приспособление СШР-20000 к стогометателю СШР-0,5К предназначены для механизированной за­

108

грузки в самолет подготовленных минеральных удоб­ рений, а также для погрузки сыпучих материалов в транспортные средства.

Основные узлы ковша ПСМ-30 (рис. 48): рамкаудлинитель 3, бункер 2, предохранительные стойки 5, механизм отвода стоек и гидросистема.

Сзади трактора смонтирован металлический ковш, который наполняют во время работы грузом, обеспе­ чивающим продольную устойчивость агрегата.

Р а м к а - у д л и н и т е л ь служит для навески бункера на стрелу стогометателя и обеспечивает доста­ точный вылет стрелы для загрузки самолетов туками.

Рамка-удлинитель, имеющая Ы-образную форму, из­ готовлена из балок коробчатого сечения. На рамке имеются кронштейны для крепления бункера с гидроцилиндрами поворота в вертикальной плоскости и посадочные листы для соединения рамки со стрелой стогометателя.

Б у н к е р , выполняющий функции ковша и ем­ кости, обеспечивает забор и высыпание удобрений в бак

Рпс. 48. Стогометатель СНУ-0,5, оборудованный гпдрофнцнрованным ковшом ПСМ-30:

1 — рукав; 2 — бункер; 3 — рамка-удлинитель; 4 —.гидроцн- лпндр; 5 — стойки предохранительные; 6 — ковш.

109