Файл: Марченко, Н. М. Комплексная механизация приготовления и внесения удобрений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

За счет сокращения холостых проходов агрегата и увеличения пути заполнения скрепера-бульдозера его производительность на 60% выше, чем у произ­ водственного бульдозера. Схемы движения агрегатов на торфяных разработках могут быть различными

(рис. 115).

По рекомендации ГОСНИТИ расстояние между штабелями, уложенными в шахматном порядке, должно" составлять 125 м; между канавой и торцом штабеля оставляют проезд шириной не менее 10 м.

На участках, через картовые канавы которых соору­ жены мосты-переезды, с учетом противопожарной без­ опасности расстояние между торцами штабелей выби­ рают не менее 5 м.

Опыт показывает, что в течение сезона при благо­ приятных погодных условиях можно осуществить до 22 производственных циклов. При этом сезонные сборы торфа составляют 800—1000 т/га.

Величина участка F, потребного для заготовки Р торфа за сезон,

F = - Р -

350 -п

где п — количество циклов, выполняемых за сезон. Добывать торф по такой технологии экономически эффективно при условии, когда годовой объем произ­ водства составляет не менее 19 тыс. т. Общая площадь участка, состоящая из двух или трех месторождений, но удаленных один от другого не более чем на 3 км,

равна 10—13 га.

Для более качественного хранения торфа в течение года штабеля формируют высотой до 3 м. При заго­ товке торфа на крупных участках для более произ­ водительного использования техники организуют спе­ циализированные отряды.

В процессе эксплуатации месторождения торфа про­ изводственные площадки претерпевают существенные изменения — нарушается рельеф поверхности карт, деформируются и засоряются каналы, разрушаются мосты-переезды, выступают на поверхность ранее скры­ тые пни. Все это приводит к ухудшению качества торфа, снижению производительности и поломкам ма­ шин. Для устранения указанных недостатков поля добычи торфа периодически ремонтируют — прочи-

10 Марченко Н. М. и др.

.289

щают и углубляют нартовые канавы и валовые каналы, выкорчевывают пни, выравнивают и профилируют по­ верхность карт.

Такие работы проводят ежегодно при глубине вы­ работки залежи свыше 30 см или одни раз в два года при меньшей глубине выработки.

Торфяную залежь выбирают на полную проектную глубину, обязательно оставляя слой торфа толщиной 20 см для последующего использования площади под сельскохозяйственные угодья. После проведения работ по добыче торфа участок планируют, ямы засыпают, пни выкорчевывают и вывозят за пределы участка. Всю осушительную и водоотводящую сеть и гидро­ технические сооружения всегда содержат в исправном состоянии.

Заслуживает внимания опыт Центральной государ­ ственной машиноиспытательной станции (ЦМИС) по приготовлению торфо-минеральных удобрений непо­ средственно на торфоучастке в процессе заготовки торфа. На гектар торфяной залежи вносят 12—15 т фосфоритной муки и 8—10 т калийной соли, что со­ ответствует 20 кг фосфоритной муки и 10 кг калийной соли на тонну торфокрошки. Минеральные удобрения вывозят и распределяют прицепами-навозоразбрасыва­ телями, после чего заделывают тяжелыми дисковыми боронами. Заготовленный торфо-минеральный компост вывозят непосредственно на поля для виесеиия в почву или для приготовления торфо-минеральных навозных компостов.

РАЗБРАСЫВАТЕЛИ ОРГАНИЧЕСКИХ УДОБРЕНИЙ

В настоящее время для сельскохозяйственного про­ изводства поставляют прицепы-навозоразбрасыватели 1-ПТУ-4 грузоподъемностью 4 т, предназначенные для поверхностного внесения органических удобрений. Эти прицепы-разбрасыватели агрегатируют с колесными тракторами «Беларусь» всех марок и модификаций. В хозяйствах также работают роторные валкователиразбрасыватели РУН-15А, разбрасывающие органиче­ ские удобрения из куч, предварительно разложенных в поле в определенном порядке самосвальными тран­ спортными машинами. На смену РУН-15А разработан разбрасыватель РУН-15Б.

290


В хозяйствах имеется значительное количество ранее выпускаемых прицепов-разбрасывателей 1- ПТУ-3.5, РПТМ-2,0А, РПТУ-2,0 и ТУП-ЗА, агрегатируемых с тракторами «Беларусь» всех марок

имодификаций. На базе РПТУ-2,0 создай садовый разбрасыватель органических удобрений РСШ-6 грузо­ подъемностью 2 т. Начат выпуск 9-тонных прицеповнавозоразбрасывателей KGO-9 и навозоразбрасывателей РПН-4 с низко опускающимся кузовом, работающих совместно с автосамосвалами ГАЗ-93Б, ЗИЛ-555 и ЗИЛ-585. Разбрасыватель КСО-9 агрегатируют с ко­ лесным трактором Т-150К, но его использовать можно

ис трактором К-700. Разбрасыватель РПН-4 работает с тракторами класса 1,4 или 3 тс.

Для хлопководческих районов, где имеется значи­

тельное количество тракторных двухосных прицепов 2- ПТС-4-793, предназначенных для бестарной пере­ возки хлопка-сырца, разработано приспособление РТО-4, унифицированное на 80% с разбрасывателем 1-ПТУ-4. Испытан и рекомендован к производству разбрасыватель РОС-3, предназначенный для поверх­ ностного внесения органических удобрений на полях со склонами.

В соответствии с агротехническими требованиями прицепы-разбрасыватели должны обеспечивать внесение

органических удобрений

от 10 до 40 т/га (интервал

в 10 т), неравномерность

распределения удобрений по

ширине захвата не должна превышать ±25% , а не­ устойчивость (изменение дозы) по ходу движения агрегата должна находиться в пределах ±15% . Валкователи-разбрасыватели по агротребованиям должны обеспечивать внесение органических удобрений от 15 до 60 т/га.

Прицепы-разбрасыватели 1-ПТУ-3,5,1-ПТУ-4 и РТО-4

Одноосные прицепы-навозоразбрасыватели 1-ПТУ-3,5 и 1-ПТУ-4 (табл. 51) предназначены для транспор­ тирования и поверхностного распределения органиче­ ских удобрений, а также для перевозки сельскохозяй­ ственных грузов с выгрузкой назад. Разбрасыватели 1-ПТУ-3,5, 1-ПТУ-4 и РТО-4 агрегатируют с тракто­ рами «Беларусь».

10*

291


* /

Рпс. 116. Схема разбрасывателя 1-ПТУ-3,5:

1 — борт

передний надставной; 2 — борт передний; з — пучок электро­

проводов

со штепсельной вилкой; 4 — цилиндр главный тормозной; 5

вал карданный;

6 — кожух карданного вала;

7 — петля

сцепная; 8

палец фиксации

опоры в крайних положениях;

9 — опора;

10 — устрой­

ство натяжное; 11 — вал привода редуктора; 12 — рама шасси; 13 — рама верхняя; 14 — борт боковой; 15 — борт боковой надставной; 16 — транс­

портер;

17 — колесо;

18

— передача цепная;

19 — редуктор;

20

кожух

цепной передачи;

21 — механизм кривошипно-шатунный;

22

вал транспортера ведущий; 23 — устройство разбрасывающее.

 

Устройство разбрасывателя 1-ПТУ-3,5. Основные

рабочие органы

и

узлы 1-ПТУ-3.5

(рис. 116): кузов

с транспортером-питателем, дозирующее и разбрасы­ вающее устройства, механизм -привода, рама с ходо­ вой частью, тормозная система и электрооборудова­ ние.

К у з о в с т р а н с п о р т е р о м - п и т а т е ­ л е м установлен на раме прицепа. Состоит из свар­ ной рамы, деревянного пола и двух ветвей цепного скребкового транспортера. В передней балке рамы имеется две скобы для установки переднего борта 2. Боковые борта закреплены на шарнирах, в конструк­ ции которых предусмотрены опорные кронштейны для установки бортов в наклонное положение. При экс­ плуатации прицепа на вывозке и внесении удобрений опорные кронштейны опускают. Задний борт кузова Сменный; при использовании прицепа на вывозке и внесении удобрений его снимают.

Цри перевозке прицепом легковесных грузов допол­ нительно устанавливают деревянные надставные борта, закрепляемые в скобах основных бортов.

Каждая пара цепей кузова соединена поперечными планками профильного сечения и образует самостоя-

292


Т а б л и ц а 51

Техническая характеристика разбрасывателей

 

 

 

 

 

/ Навозоразбрасыватели

 

Показатели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1-ПТУ-3.5

1-ПТУ-4

ТУП-ЗА

РТО-4

Грузоподъемность,

т

3,5

4,0

3,0

4,0

Емкость

кузова

с

бор­

 

 

 

 

тами,

м3:

 

 

3,15

3,10

2,8

3,15

ОСНОВНЫМИ

 

 

надставными

 

 

5,70

5,1

До 10

5,7

Рабочая скорость, км/ч

До 10

До 10

До 12

Транспортная скорость,

 

 

 

 

км/ч:

 

 

 

До 25

До 16

До 15

До 30

с грузом

 

 

без груза

 

мм

До 25

До 25

До 25

380

Дорожный просвет,

375

375

370

Радиус поворота по на­

6,2

6,2

6,2

 

ружной точке, м

 

5—6

5—6 t

4

5—6

Ширина

захвата разбра­

сывателя рабочая,

м

 

 

 

 

Погрузочная высота, мм:

1650

1650

1590

1910

с основными бортами

с надставными

бор­

2060 ,

2000

 

 

тами

 

 

1140

1160

 

1400

по полу платформы

 

Габаритные размеры, мы:

4965

5040

4500

5720

длина

 

 

шнргша.

 

 

2120

2150

2050

2120

высота

 

 

2180

1710

1410

2330

Масса, кг

 

 

1500

1400

ИЗО

без ходо­ вой частн

тельный транспортер (рис. 117). На каждой ветви транспортера по 23 планки. У разбрасывателей, вы­ пускаемых с 1970 г. заводом «Бобруйсксельмаш», цепи состоят из отрезков, соединенных между собой соеди­ нительными звеньями. Сзади прицепа установлен ве­ дущий вал 3 транспортеров. Впереди транспортера имеется свой ведомый вал 17, на котором свободно посажены ведомые ролики 18, образующие вместе с регулировочными болтами 16 и гайками 15 натяжное устройство. В средней части кузова между ветвями транспортера установлен делитель.

Транспортер служит для подачи удобрений к раз­ брасывающему устройству или для разгрузки кузова, когда прицеп используют как транспортное средство.

293


I — подшипник концевой; 2 — звездочка ведущая; з — вал ведущий; ■1— подшптшк опорный; 5 — колесо храповое; в — щека; 7 — защелка ведущая; S — шатуи; в — защелка предохранительная; Ю — кривошип;

II — палец; 12 — винт; 13

— скребок;

11 — цепь;

15 — гайка; 16

болт натяжной;

17 — вал;

18 — ролик

ведомый.

Д о з и р у ю щ е е

у с т р о й с т в о

обеспечивает

регулировку нормы внесения удобрений. Основой его действие служит храповой'механизм, который позво­ ляет легко изменять в широких пределах скорость движения транспортера-питателя или продолжитель­ ность разгрузки кузова.

Храповой механизм состоит из кривошипа 10 (см. рис. 117), пальца 11, шатуна 8, двух щек 6, веду­ щей 7 и предохранительной 9 защелок (собачек) и храпового колеса 5.

При вращении вала редуктора кривошип 10 по­ средством пальца и шатуна 8 приводит в движение щеки 6, которые поворачиваются вокруг оси ведущего вала транспортера на некоторый угол. При этом веду­ щая звездочка 2 поворачивает храповое колесо 5, а вместе с ним и ведущий вал 3 транспортера на опре­ деленный угол. От поворачивания в обратном направ­ лении храповое колесо 5 удерживает предохранитель­ ная защелка 9, прижатая к нему пружиной. Угол поворота ведущего вала 3 при включении храпового механизма можно изменять, увеличивая длину криво­ шипа 10. При наибольшей длине кривошипа храповое колесо поворачивается на 11 зубьев, что соответствует

294

углу поворота ведущего вала 3 транспортера на 50°. Если палец установлен в паз кривошипа соосно с ве­ домым валом, то при работе ВОМ транспортер-пита­ тель не передвигается.

Р а з б р а с ы в а ю щ е е у с т р о й с т в о , уста­ навливаемое вместо заднего борта, состоит из рамы 12 (рис. 118), шнековых барабанов 1 и 3 и механизма привода. Рама выполнена из двух вертикальных стоек, соединенных вверху стяжкой 7, а внизу профильной балкой с прикрепленным к ней прорезиненным щит­ ком 11. При внесении навоза с длиносоломистыми и другими крупными растительными включениями щиток 11 снимают. В вертикальных стойках смонти­ рованы подшипниковые узлы барабана 3. Подшипнико­ вые узлы барабана 1 установлены на приваренных к торцам стоек кронштейнах. К кузову прицепа раз­ брасывающее устройство прикреплено двумя крю­ ками 16 и кронштейнами 13. Кронштейны 13"и стяжка 7 предохраняют борта кузова от распиранпя их пода­ ваемыми транспортером удобрениями.

Нижний барабан 3 предназначен для разрыхления и частичного измельчения поступаемых удобрений. Для этого его шнековая навивка имеет прерывистый зубчатый профиль. Верхний барабан 1 обеспечивает поверхностное разбрасывание удобрений. Вращаются барабаны в одном направлении: нижний со скоростью 304, верхний — 684 об/мин.

Привод шнековых барабанов осуществляется от ведомого вала редуктора через .ведущую звездочку 6,

Рпс. 118. Разбрасывающее устройство:

I — барабан разбрасывающий; 2, в, 8 п ю — звездочки; з — барабан измельчающий; 4 и 9 — цепи; 5 — звездочка натяжная; 7 — стяжка; II — щиток предохранительный; 12 — рама; 13 — кронштейн; 14 — устрой­ ство натяжное; 15 — стержень; 16 — крюк опорный.

295