Файл: Марченко, Н. М. Комплексная механизация приготовления и внесения удобрений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гидравлическая система однопроводпая и состоит из металлических трубок и рукавов высокого давления (давление системы 100 кгс/см2).

Т р а н с п о р т е р - п и т а т е л ь (рис. 139) со­ стоит из четырех цепей 4, которые попарно соединены скребками 8 в две ветви. К каждой ветви равно­ мерно прикреплено по 13 скребков. Для устранения всплывания транспортера к каждой цепи на равном расстоянии приварены чистики. Во время работы верхние чистики ветвей перемещаются от левого борта к правому. Каждая ветвь имеет свое иатяжное устрой­ ство, состоящее из ведомого вала 3 и свободно поса­ женных двух ведомых звездочек. Вдоль правого борта кузова расположен ведущий вал 9, на котором закреп­ лены четыре звездочки 7.

Р а з б р а с ы в а ю щ и й б а р а б а н устанав­ ливают в двух сферических шарикоподшипниках вместо правого борта кузова. Барабан изготовлен из стальной трубы диаметром 160 мм, на которой при­ варены разбрасывающие лопасти, расположенные по виптовой линии. Для выравнивания слоя удобрений, подаваемых транспортером-питателем на разбрасыва­ ющий барабан, над последним установлен козырек, оборудованный с внутренней стороны одиннадцатью

1 — винт натяжной; 2 — звездочка ведомая; з — вал ведомый; 4 — цепь; 5 — привод транспортера; в — подшипник опорный; 7 — звез­ дочка ведущая! 8 — скребок, 9 — вал ведущий.

11*

323

Рпс. 140. Дозирующее устройство разбрасывателя РПН-4:

1 — колесо храповое; 2 — собачка; 3 — шатун левый; 4 — рычаг качаю­ щийся; 5 — шатун правый; 6 — кривошип; 7 — вал редуктора ведомый; 8 — щека; 9 — вал транспортера ведущий; 10 — собачка предохранитель­ ная.

рыхлителями. Барабан вращается со

скоростью

500 об/мин.

состоит из

Д о з и р у ю щ е е у с т р о й с т в о

кривошипа, шатунов и храпового механизма. Криво­ шип 6 (рис. 140) установлен на ведомом валу 7 редук­ тора и посредством правого шатуна 5 соединен с кача­ ющимся рычагом 4, на котором имеется вертикальный паз, проходящий через центр его качания. В пазу закреплена головка левого шатуна 3. Другая головка шатуна соединена со щекой 8, жестко посаженной на ведущем валу 9 транспортера-питателя. На этом же валу жестко закреплено храповое колесо 1 с двумя подпружиненными собачками 2 и 10. При вращении ВОМ трактора ведомый вал 7 вращает шатун 5 и по­ средством правого шатуна ■приводит в колебательное движение рычаг 4. Если головка шатуна 3 закреплена на некотором расстоянии от оси качания, то левый шатун приводит в колебательное движение щеку 8, собачку 2 и храповое колесо 1. При этом храповое колесо поворачивает на определенный угол ведущий вал транспортера, и происходит подача удобрений на разбрасывающий барабан. После поворота кривошипа на определенный угол качающийся рычаг начинает поворачиваться по часовой стрелке слева направо, увлекая при помощи шатуна 3 щеку 8 с собачкой 2. Храповое колесо от проворачивания в обратном направ­ лении удерживает предохранительная собачка 10. От величины смещения головки левого . шатуна относи­

324


тельно оси качания рычага 4 (при постоянной скорости движения агрегата) зависит норма внесения удобрений. Максимальное и минимальное смещения позволяют получить соответственно норму внесения в 60 и 10 т/га.

М е х а и и з м п р и в о д а (рис. 141) транспор­ тера-питателя включает телескопический вал 3, проме­ жуточный вал 2, одноступенчатый цилиндрический ■редуктор 1 (г = 4,3), шатунпо-кривоптиппый 5 и хра­ повой 7 механизмы. На входном валу 2 редуктора насажен ведущий шкив 4 привода разбрасывающего барабана 9. Ведомый шкив 8, размещенный на валу барабана 9, вращение получает через клиноременную передачу 6. Телескопический вал имеет защитное устройство, выполненное в виде двух труб (наружной и внутренней) с конусами иа концах. Промежуточный вал 2 имеет предохранительную муфту и плавающую опору, установленную иа кривошипе. Предохранитель­ ная муфта состоит из пробуксовывающихся дисков и. пружины, затяжка которой должна быть отрегулиро-

Рпс. 141. Кинематическая схема разбрасывателя РПН-4:

] — редуктор; 2 — валпромежуточный: 3 — вал телескопический; 4 — шкив ведущий; 5 — механизм шатуппо-кривошипный дозирующего устрой­ ства; в — передача клнпоремеиная; 7 — механизм храповой дозирующего

устройства; S — шкив ведомый; 0 — барабан разбрасывающий; 10 — ве­ дущие звездочки; 11 — вал трапспортера-тггатслн ведущий; 12 — ведо­ мый! вал траиепортера-пптателя; 13 — звездочка транспортера-питателя

ведомая; 14 — механизм регулирования патяжепин цепей транспортерапитателя,

325

Рлс. 142. Ось передняя с колесами и дышлом в сборе:

1 — ось передняя с колесами в сборе; 2 — тяга рулевая; з

— дышло

в сборе: 4 — головка в сборе; 5 — головка правая в

сборе.

вана на передачу крутящего момента М = 30 -ь20 кге • м. На такой крутящий момент муфту регулируют на заводе-изготовнтеле машин.

Х о д о в а я ч а с т ь включает переднюю ось 1 с колесами, дышло 3 (рис. 142), заднюю ось и пла­ вающий кронштейн 2 опоры (см. рис. 138) с тягами. Передняя ось сделана из трубы с ввареипымн цап­ фами. На цапфах в двух конических подшипниках посажена ступица колеса, к которой шестью шпиль­ ками прикреплены наружный и внутренний обода. Колесо закреплено иа цапфе балки осп гайкой под­ шипника и коптргайкой. Задняя ось имеет аналогич­ ное устройство. Передние и задние колеса имеют шины размером 230—406 мм. Плавающий кронштейн опоры соедипеп с передней осью шкворнем, а с кузовом посредством подвижной рамки и тяги. В кронштейне имеется отверстие для прохода карданной передачи. Плавающий кронштейн служит для копирования не­ ровностей рельефа местности передней осью разбрасы­ вателя. Для смягчения нагрузок предусмотрены амортизаторы.

Работает разбрасыватель РПН-4 следующим обра­ зом. При остановке агрегата для заправки тракторист, обслуживающий разбрасыватель, посредством гидросис­ темы трактора, опускает кузов разбрасывателя па поверх­ ность поля. Одновременно при помощи гидроцилипдров

326


он открывает загрузочный борт. Автосамосвал задним ходом подъезжает с левой • стороны разбрасывателя и по опущенному борту въезжает до упора борта. Затормозив автосамосвал, шофер перегружает удобре­ ния из кузова в разбрасыватель. Перегрузив удобре­ ния, самосвал уезжает за следующей порцией удобре­ ний. Тракторист поднимает кузов разбрасывателя в рабочее положение, включает ВОМ и выбранную передачу трактора, приступает к разбрасыванию удобрений. При этом удобрения, загруженные в кузов, транспортер-питатель подает к барабану-разбрасыва­ телю. Вращающийся снизу вверх барабан захватывает лопастями удобрения, частично рыхлит их и разбрасы­ вает полосой шириной до 10 м, с правой стороны — по ходу движепия агрегата. Вследствие того что лопа­ сти на барабане расположены по винтовой линии, происходит более равномерный захват и распределение удобрений по ширине захвата. В процессе движения агрегата тракторист закрывает левый загрузочный борт, подавая тем самым удобрения на транспортерпитатель. При опорожнении кузова тракторист оста­ навливает агрегат, опускает кузов и откидывает ле­ вый загрузочный борт для приема следующего авто­ самосвала с грузом. Затем процесс работы повторяется.

Практика использования разбрасывателей РПН-4 показала, что для предотвращения потерь удобрений

впериод загрузки кузова и более равномерной за­ грузки барабана в начальный момент включения ВОМ не следует разбрасывать все удобрения, находящиеся

вкузове, а оставлять возле разбрасывающего бара­

бана около 200 кг удобрений.

Валкователь-разбрасыватель органических удобрений РУН-15А

Предназначен для поверхностного разбрасывания органических удобрений, из куч, разложенных в опре­ деленном порядке по полю самосвальными транспорт­ ными машинами. Агрег.атируют РУН-15А с тракторами класса 3 тс (ДТ-54А, Т-74, ДТ-75). Используют в степ­ ных районах Украины, Кубани, Северного Кавказа и в других районах страны.

Основные рабочие органы и узлы: валкообразователь7 (рис. 143), механизм 2 передней навески, разбра-

327

Рис. 143- Валкователь-разбрасыватель органических удобре­ ний РУН-15А:

1 — валкообразователь; 2 — механизм передней навески; з — разбрасы­ ватель.

сыватель 3 и механизм привода. Привод рабочих орга­ нов валкователн-разбрасывателя от ВОМ и гидроси­ стемы трактора. Обслуживает агрегат тракторист.

Техническая характеристика валкователн-разбрасывателя РУН-15А

Норма внесения,

т / г а .......................................................

м

 

 

20—60

Раоочая ширина захвата,

 

 

20—25

Рабочая скорость двпженпя агрегата, км/ч .............

.

.

3,1—4,6

Транспортная скорость движения агрегата, км/ч

До 10

Производительность за час сменного времени, га

.

.

5

Потребная мощность, л. с.:

 

 

До 54

на валкованип ..........................................................

 

 

 

на разбрасывании ...................................................

 

 

 

До 35,0

Габаритные размеры, мм:

 

 

 

 

в рабочем положении

 

 

 

 

длина агрегата ............................................

 

 

3200

ширина агрегата ......................

 

 

вы сота......................................

 

■..................................

 

По трактору

в трапспортиом положении

 

 

6800

длина агрегата ..............................................................

 

 

ширина ......................

 

 

 

3200

Масса, к г ...............................................................

 

 

 

 

 

В а л к о о б р а з о в а т е л ь с м.е х а н и з м о м

п е р е д н е й

н а в е с к и состоит из прарой и левой

боковин, установленных с наклоном относительно вер­ тикальной плоскости под углом 15°. С внешней стороны каждой боковины закреплен опорный каток, на ко­ торый она опирается в рабочем положении. Опорный каток снабжен устройством, позволяющим регулиро-

328


вать его положение относительно боковины. Перемещая каток по вертикальному пазу регулировочного устрой­ ства вверх или вниз, изменяют расстояние между нижней кромкой боковины и поверхностью почвы. Сзади, где сходятся боковины, имеется задняя наклон­ ная стенка с регулируемым проходным окном. Изме­ нением величины окна регулируют длину вытягивания удобрений из кучи, следовательно и нормы внесения удобрений. Для изменения величины проходного окна имеются две горизонтальные и две вертикальные за­ слонки. Вертикальными заслонками регулируют тол­ щину валка, горизонтальными — его ширину. Высота верхней кромки окна от опорной плоскости наклонной стенки равна 40 см, а её ширину можно регулировать в пределах 28—70 см.

Для разрушения круппых комков, проталкивания соломистого навоза и предотвращения заклинивания удобрений в проходном окне валкователя оборудован проталкиватель, который состоит из кронштейна и ко­ ромысла. К одному (изогнутому) концу коромысла при­ варен толкатель, а к другому — шарнир штока гидро­ цилиндра. Привод проталкивателя от гидросистемы трактора при помощи гидроцилиндра с переключателем золотникового типа, который распределяет идущую от насоса трактора жидкость то в одну, то в другую полости гидроцилиндра и обеспечивает слив жидкости в гидросистему трактора. Вследствие этого шток гидроцилиндра получает возвратно-поступательное движение, а коромысло с толкателем — колебательное движение. При этом толкатель то'поднимается над удобрениями, перемещаемыми валкообразователем, то опускается в плоскость регулировочного проходного окна, увлекая удобрения, лежащие на пути его движения, и раз­ рушая крупные комки.

К трактору валкообразователь -закреплен двумя верхними тягами и при помощи механизма передней навески. Штанги крепят к боковинам валкообразователя. Сзади штанги шарнирно опираются на поперечную балку, прикрепленную к лонжеронам рамы двумя стремянками. Для предотвращения смещения попереч­ ной балки к лонжеронам рамы трактора приваривают четыре стопорные планки. Тяги к боковипам валкообразователя прикреплены жестко, к раме механизма передней павескп — шарнирно.

\339

 

 

Из

транспортного

поло­

 

 

жения в рабочее и обратно

 

 

валкообразователь

перево­

 

 

дят при

помощи

механизма

 

 

передней навески, состояще­

 

 

го из рамы 1 (рис. 144),

 

 

прикрепленной

 

болтами

к

 

 

раме

трактора,

 

двуплечего

 

 

рычага 3 и гпдроцилиндра 2

 

 

(ЦС-75).

 

 

 

 

 

 

 

Р а з б р а с ы в а т е л ь

 

 

роторного типа, предназ­

 

 

наченный, для распределе­

 

 

ния удобрений из валков,

 

 

сформированных

валкооб-

 

 

разователем,

состоит

из

 

 

сварной рамы 4 (рис. 145),

 

 

двух

четырехлопастпых

ро­

 

 

торов Д, двух опорных кат­

 

 

ков S,

регулируемых по вы­

 

 

соте, механизма привода и

Рис. 144.

Механизм перед­

навесного устройства. Меха­

ней навески:

низм привода включает цеп­

1 — рама;

2 — гндроцшпшдр;

ную передачу 1, предохрани­

 

з — рычаг.

тельную

муфту

2,

редук­

тор 3 и кордаиный вал 7. Роторы, изготовленные нз профилированной листо­ вой стали, приварены к ступице, которая при помощи шпонки, шайбы и гайки закреплена на конической оси. Для повышения равномерности разбрасывания удобре­ ний по ширине захвата роторы наклонены назад под углом 30°. Диаметр роторов 700 мм, вращаются они со скоростью 320—500 об/мин; правый против часовой

стрелки, левый по часовой стрелке.

Разбрасыватель в рабочем положении опирается на два опорных катка, регулируемых по высоте, и под­ держивается тягами для крепления его на навесную систему трактора.

М е х а н и з м п р и в о д а включает карданный и про­ межуточный валы и одноступенчатый цилиндрический редуктор 3 с двумя ведомыми валами. На каждом ведомом валу имеется предохранительная кулачковая муфта 2. Вращения ведомые валы редуктора навалы роторов пе­ редают цепными передачами с натяжными звездочками,

330


Рис. 145. Разбрасывающее устройство РУН-15А:

1 — передача цепная; г — муфта предохранительная; з — редуктор; 4 рама; 5 — ротор; 6 — тяга; 7 — вал карданный; 3 — каток опорный; 9 — щпт.

Рама разбрасывателя состоит из переднего попереч­ ного бруса, тяг и растяжек, двух боковин и наклонного главного щита 9. Редуктор и валы роторов прикреплены к кронштейнам, приваренным к главному щиту 9, кото­ рый закрывает их и цепную передачу от попадания удобрений во время работы агрегата. Для предотвраще­ ния разваливания валка к торцам главного щита 9 при­ креплено два направляющих щптка. Удобрения с по­ верхности поля подбирает и подает к роторам лемех.

Валкователь-разбрасыватель органических удобрений РУН-15Б

Навесной разбрасыватель РУН-15Б — модернизи­ рованный вариант РУН-15А, имеет валкообразователь с тягами, штангами и поперечной балкой; механизм передней навески и разбрасывающий механизм.

Основные отличия от разбрасывателя РУН-15А: уменьшена длина кронштейнов навески, что позволило валкообразователь приблизить к трактору; усилен ме­ ханизм привода разбрасывающих органов — установ­ лены шарниры па 100 кгмс и соответственно усилен карданный вал; усилены ведущий и ведомые валы разда­

331