Файл: Марченко, Н. М. Комплексная механизация приготовления и внесения удобрений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

точной коробки; прямозубые зубчатые колеса заменены на косозубые, шариковые подшипники — на конические; установлены предохранительные муфты на валах рото­ ров, а редуктор выполнен без предохранительной муфты; установлен более совершенный гидропереклгочатель толкателя; на механизме регулировки валкообразователя и разбрасывателя введен фиксирующий болт стоек.

Агрегатиругот разбрасыватель РУН-15Б с трактора­ ми Т-150, Т-74 или ДТ-75. Масса его с полным комплек­

том рабочих

органов

2146 кг. Габаритные размеры

с трактором

Т-150

соответственно в

транспортном

и рабочем положениях, мм:

 

длпна.............................................

8540

и8770

ширина..........................................

3230

п3230

высота..........................................

2600

в2600

При работе разбрасывателя РУН-15Б полностью использует мощность двигателя трактора. Произво­ дительность разбрасывателя РУН -15Б с трактором Т-150 за счет большей скорости поступательного движе­ ния и увеличения ширины захвата до 30—35 м повышена в 1,5 раза по сравнению с РУН-15А. Изменение числа оборотов роторов разбрасывателя РУН-15Б при агрега­ тировании с различными тракторами осуществляется за счет перестановки сменных звездочек (z = 18 и z = 12) на валу ротора.

При работе валкователн-разбрасыватели РУН-15А и РУН-15Б захватывают кучу и перемещают ее. Удобре­ ния через проходпое окно, регулируемое заслонками по высоте и ширине, вытягиваются в валок. Из валка они поднимаются по передней кромке лемеха, захваты­ ваются лопастями вращающегося ротора и разбрасы­ ваются вправо и влево по ходу движения агрегата. Во время работы агрегата, если процесс формирования валка нарушается, тракторист включает проталкиватель, который при движении вверх рыхлит удобрения, а при опускании вниз рыхлит и проталкивает их в про­ ходное окно.

Подготовка разбрасывателей к работе

Прицепы 1-ПТУ-3,5 и 1-ПТУ-4 к работе подготавли­ вают следующим образом. Прежде всего сипмают задний борт и устанавливают разбрасывающее устройство,

333


При монтаже разбрасывателя крюками захватывают цапфы корпусов концевых подшипников ведущего вала транспортера, а затем болтами закрепляют верхние кронштейны к торцам бортов кузова. Затем устанавли­ вают цепи привода нижнего и верхнего барабанов, регулируют их натяжение — нижнего патяжной звез­ дочкой, перемещающейся в горизонтальной прорези бокового кронштейна рамы прицепа, а верхнего натяж­ ными винтами, имеющимися на обеих боковинах рамы разбрасывающего устройства. После установки раз­ брасывателя устанавливают предохранительный кожух привода слева (передача от ведомого вала редуктора

•на барабан-разбрасыватель) большим кожухом, а малым справа.

Если разбрасыватель подготавливают для работы с очень длинносоломистым навозом, щиток с прорези­ ненным ремнем, предназначенный для предотвращения потерь сыпучих удобрений, снимают. При разбрасы­ вании удобрений со значительным количеством крупных включений для предотвращения поломок разбрасы­ вающего устройства снимают верхний шнековый бара­ бан. Однако при такой настройке ширина захвата раз­ брасывателя значительно сокращается и качество рас­ пределения ухудшается.

При снятии разбрасывающего устройства с прицепа крюками грузоподъемного устройства зацепляют за стяжку в двух точках на равном расстоянии от сере­ дины и снимают левый кожух, разъединяют и снимают цепь привода разбрасывателя, отворачивают гайки и вынимают болты крепления верхних продольных кронштейнов. Затем, опуская крюк грузоподъемного устройства до положения, пока стойки его рамы не рас­ положатся под углом 30—40° к вертикальной оси,

иприподняв вверх нижшою часть, снимают разбрасы­ вающее устройство с прицепа.

Особое внимание уделяют регулировке транспор­ тера-питателя и дозирующего устройства. При недо­ статочном натяжении транспортера возможно проскаль­ зывание цепей на звездочках ведущего вала транспор­ тера, что приводит к уменьшению нормы внесения удобрений, могут быть также и перекосы планок или их поломки. Повышенное натяжение цепей также не до­ пустимо — оно приводит к ускоренному износу цепей

извездочек и даже к аварийной поломке транспортера-

333

питателя. Натягивают цепи транспортеров перемеще­ нием их ведомых валов при помощи регулировочных болтов. Перед регулировкой натяжения транспортеров заменяют изношенные или деформированные планки, тщательно очищают пол кузова и ручьи для цепей.

Натяжение транспортера считают достаточным, если его скребки прилегают к настилу пола, а нижние ветви имеют стрелу прогиба 20 30 мм. Необходимо доби­ ваться более равномерного попарного натяжения цепей одного транспортера.

При регулировке транспортеров прицепов, нахо­ дившихся в эксплуатации, обращают внимание иа натя­ жение их цепей. Если они вытянуты, то зазор между скребками и передней балкой рамы кузова уменьшается до 20 мм. Укорачивают цепи путем удаления несколь­ ких звеньев (поровну с каждой ветви).

Норма внесения удобрений (табл. 53) зависит от скорости движения транспортера-питателя и поступа­ тельной скорости агрегата. Последняя определяется состоянием поверхности поля; скорость движения транспортера регулируют величиной кривошипа, меняя на нем положения пальца. На лицевой стороне шату­ на имеется шкала с нанесенными делениями от 30 до 80 (через 10 единиц).

Т а 15л п ц а 53

Расчетные нормы высева удобрений в зависимости от положения пальца па шатуие н передачи, на которой

предполагается"работа трактора

Положение

Норма высева при движении на передаче

 

трактора «Беларусь»

 

пальца па шкале

 

 

 

 

 

кривошипа

II

i l l

IV

V

IV

 

30

20,4

16,0

9.8

7,2

6,25

50

39,4

30,0

18,7

13,7

11.9

70

58,4

44,0

27,6

20.2

1S.0

80

68,0

51,0

32,0

23.5

20,4

Учитывая, что объемный вес удобрений изменяется в широких пределах (0,4 ч- 1,1 т/м3), окончательно норму внесения устанавливают в поле. Для этого взвешивают минимум три прицепа-разбрасывателя с удобрениями, определяют среднюю грузоподъемность

334


и площадь, на которой разбрасывают удобрения. Затем норму внесения определяют по формуле

 

г г

Q -10 000

(32)

 

п —

 

s

где Q — средняя

грузоподъемность прицепа-разбрасы-

вателя,

т;

 

распределения

удобре­

S — средняя

площадь

ний, м2.

Ширину разбрасывания при этом можно брать в пре­ делах 5—6 м. Имея в виду, что при внесении органи­ ческих удобрений прицепами-разбрасывателями тран­ спортно-технологические операции занимают основную часть баланса времени цикла, эффективность работы прицепа зависит от состояния ходовой части и системы тормозов.

Независимо от дальности перевоза грузов и состоя­ ния дорог давление в шинах колес должно быть 3,5 кгс/см2. Его контролируют шинным манометром ежедневно перед началом работы. При работе на мягкой пахоте давление в шинах , можно несколько снизить, однако при этом прицеп-разбрасыватель не­ сколько недогружают. Ежедневно при подготовке при­ цепа к работе особенно тщательно проверяют затяжку гаек колес, крепление редуктора, подшипников раз­ брасывателя и транспортера.

Правильность регулировки подшипников колес про­ веряют перед подготовкой прМцепа к работе и через 300 ч эксплуатации. Подшипники ступиц колес на поднятом домкратом прицепе регулируют в следующем порядке. Сняв крышку ступицы и замочную шайбу, ослабляют гайку крепления ступицы колеса на 1/в—1/3 оборота, проверяют легкость вращения колес, и устраняют возможные причины торможения. После этого ключом длиной 100—250 мм затягивают гайку до отказа, а затем ослабляют ее на 1/0—1/3 оборота и проверяют легкость вращения колеса. Колесо должно свободно вращаться без ощутимого осевого люфта при покачивании колеса руками. При правильной регули­ ровке колеса ступица во время работы не должна нагреваться свыше 60°С. Повышенный нагрев устра­ няют отвертыванием гайки крепления ступицы на 1/„ оборота. Через 10—15 ч нормальной работы прицепа подтягивают контргайку на половину грани.

335


1

— рычаг торможения на месте водителя; 2 — система тяг с толкателем;

3

— цилиндр главный тормозной; 4 — разводка трубопроводов; 5 — ци­

 

линдры колес тормозные.

Главный тормозной цилиндр 3 (рис. 146) при агре­ гатировании прицепа с трактором присоединяют к седлу крепления цилиндра на тракторе, а при подготовке прицепа к стоянке устанавливают в отверстии кожуха защиты кардана (до упора вваренную внутри дышла' скобу).

Во избежание потерь тормозной жидкости при пере­ становке главного тормозного цилиндра винтом пере­ крывают отверстие, соединяющее резервуар цилиндра с атмосферой. Для залива тормозной системы рабочей жидкостью отвертывают заливную пробку главного тор­ мозного цилиндра. Вместо болта-пробки перепускного клапана, размещенного на цилиндре левого колеса, ввертывают специальный штуцер с резиновым шлангом от автомашины ГАЗ-51. Другой конец шланга опу­ скают в стеклянный сосуд, заполненный не меньше чем наполовину тормозной жидкостью. Затем отверты­ вают на V2—3/4 оборота перепускной клапан, прокачи­ вают рабочую жидкость через главный цилиндр, пока из конца шланга, опущенного в сосуд, не прекратятся выделяться пузырьки воздуха. При прокачивании не­ обходимо подливать тормозную жидкость в «кольцевой» бачок главного тормозного цилиндра. Нажав рычаг привода тормоза, завертывают перепускной клапан ко­ лесного цилиндра, ввертывают штуцер со шлангом и устанавливают болт-пробку. Сначала прокачивают

336

тормоз левого колеса, а затем — правого. После про­ качки тормозов доливают жидкость в главный цилиндр до уровня 15—20 мм ниже верхней кромки отверстия н плотно завертывают пробку.

При снятых барабанах нельзя пажимать на рычаг тормоза, так как жидкость может выжать нз колесного цилиндра поршни и вытечь из системы.

Подготавливая тормозную систему, имеют в виду, что давление в системе достигает 100 кгс/см2. Поэтому все соединения гидросистемы надежно герметизируют.

Регулировку тормозной системы считают закончен­ ной, если при полном торможении имеется запас хода рычага привода, а при его крайнем переднем положении зазор между толкателем и поршнем остается не менее 1,5 мм. Эту регулировку выполняют изменением длины толкателя и тяги.

Периодически проверяют зазор между тормозными колодками и барабаном, который устанавливают при помощи регулировочного болта передней тормозной колодки. Для регулировки зазора колесо поднимают и вращают вручную вперед. Аналогично регулируют зазор между задней колодкой и барабаном, вращая колесо назад. При правильно установленных зазорах между колодками и барабаном тормозные барабаны не нагреваются.

Для предохранения механизма привода или рабочих органов разбрасывателя от возможных поломок на валу привода редуктора предусмотрена предохрани­ тельная муфта. Надежная работа прицепа обеспечена, когда пружины муфты отрегулированы на передачу крутящего момента валом 24 ± 2 кге • м.

После проведения регулировочных работ убежда­ ются в отсутствии заедания или заклинивания рабочих органов и механизмов, вручную проворачивая кардан­ ный вал.

Затем прицеп агрегатируют с трактором, включают ВОМ и при средних оборотах двигателя обкатывают машину в течение одной минуты, после чего при полных оборотах продолжают обкатку еще 3 мин.

Опробывают тормозную систему при дву-трехкрат- ном торможении. Если тормозная система отрегулиро­ вана правильно, то торможение происходит с одного нажатия тормозного рычага с усилием, не превышаю­ щим 20 кге, а путь торможения при скорости движения

12 Марченко Н. М. п др.

337


агрегата 20 км/ч па сухой асфальтовой дороге состав­ ляет не более 10 м.

Прицеп-разбрасыватель КСО-9 к работе готовят так. Если его использовали как транспортное средство, то снимают задний борт и вместо него устанавливают разбрасывающее устройство в такой же последователь­ ности, как и на прицепе-разбрасывателе 1-11ТУ-3,5. Подготовку и регулировку транспортера-питателя п дозирующего устройства начинают с равномерного натяжения цепей, в противном случае возможен перекос скребков. При подготовке разбрасывателя для работы в зимних условиях обращают внимание, не примерзли ли цепи или скребки к пастилу платформы, очищают

•иастил и транспортер от намерзшего павоза или других материалов, прокручивают вручную транспортер. За­ тем на самом малом плече кривошипа и малом газу прокручивают транспортер при помощи трактора в те­ чение 15—20 мни, а затем пачпнают работать при соответствующей регулировке дозирующего устройства. Для регулировки скорости движения транспортерапитателя отвертывают контргайку и гайку крепления осп 9 (см. рис. 124) дозирующего устройства, выводят собачку 4 из зацепления с храповым колесом 6, пере­ мещают ось при помощи специального винта до соответ­ ствующего деления на кривошипе 1 (до совпадения рисок на оси и крышке). Выполнив эти регулировки, затягивают гайку и контргайку крепления оси. Такую операцию проводят на правом и левом дозирующих

Т а б л и ц а 54

Измепеппе оборотов правого колеса п скорости транспортерапитателя в зависимости от положения пальца на кривошипе

Положение

Скорость

Скорость

Положешгс

Скорость

Скорость

вращения

транспор­

вращения

транспор­

пальца на

храпового

тера,

пальца на

храпового

тера,

кривошипе

колеса,

м/мпн

кривошипе

колеса,

м/мпн

 

об/мин

 

 

об/мин

 

1

0.645

0.27

8

5,2

2.16

2

1.34

0.55

9

5.8

2.4

3

1.95

0.81

10

6,5

2,7

4

. 2,6

1.08

11

7,15

2,96

5

3,24

1.34

12

7,8

3.22

6

3.88

1.61

13

8.4

3.5

7

4,63

1,92

14

9,1

3,78

338