Файл: Марченко, Н. М. Комплексная механизация приготовления и внесения удобрений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
точной коробки; прямозубые зубчатые колеса заменены на косозубые, шариковые подшипники — на конические; установлены предохранительные муфты на валах рото ров, а редуктор выполнен без предохранительной муфты; установлен более совершенный гидропереклгочатель толкателя; на механизме регулировки валкообразователя и разбрасывателя введен фиксирующий болт стоек.
Агрегатиругот разбрасыватель РУН-15Б с трактора ми Т-150, Т-74 или ДТ-75. Масса его с полным комплек
том рабочих |
органов |
2146 кг. Габаритные размеры |
|
с трактором |
Т-150 |
соответственно в |
транспортном |
и рабочем положениях, мм: |
|
||
длпна............................................. |
8540 |
и8770 |
|
ширина.......................................... |
3230 |
п3230 |
|
высота.......................................... |
2600 |
в2600 |
При работе разбрасывателя РУН-15Б полностью использует мощность двигателя трактора. Произво дительность разбрасывателя РУН -15Б с трактором Т-150 за счет большей скорости поступательного движе ния и увеличения ширины захвата до 30—35 м повышена в 1,5 раза по сравнению с РУН-15А. Изменение числа оборотов роторов разбрасывателя РУН-15Б при агрега тировании с различными тракторами осуществляется за счет перестановки сменных звездочек (z = 18 и z = 12) на валу ротора.
При работе валкователн-разбрасыватели РУН-15А и РУН-15Б захватывают кучу и перемещают ее. Удобре ния через проходпое окно, регулируемое заслонками по высоте и ширине, вытягиваются в валок. Из валка они поднимаются по передней кромке лемеха, захваты ваются лопастями вращающегося ротора и разбрасы ваются вправо и влево по ходу движения агрегата. Во время работы агрегата, если процесс формирования валка нарушается, тракторист включает проталкиватель, который при движении вверх рыхлит удобрения, а при опускании вниз рыхлит и проталкивает их в про ходное окно.
Подготовка разбрасывателей к работе
Прицепы 1-ПТУ-3,5 и 1-ПТУ-4 к работе подготавли вают следующим образом. Прежде всего сипмают задний борт и устанавливают разбрасывающее устройство,
333
При монтаже разбрасывателя крюками захватывают цапфы корпусов концевых подшипников ведущего вала транспортера, а затем болтами закрепляют верхние кронштейны к торцам бортов кузова. Затем устанавли вают цепи привода нижнего и верхнего барабанов, регулируют их натяжение — нижнего патяжной звез дочкой, перемещающейся в горизонтальной прорези бокового кронштейна рамы прицепа, а верхнего натяж ными винтами, имеющимися на обеих боковинах рамы разбрасывающего устройства. После установки раз брасывателя устанавливают предохранительный кожух привода слева (передача от ведомого вала редуктора
•на барабан-разбрасыватель) большим кожухом, а малым справа.
Если разбрасыватель подготавливают для работы с очень длинносоломистым навозом, щиток с прорези ненным ремнем, предназначенный для предотвращения потерь сыпучих удобрений, снимают. При разбрасы вании удобрений со значительным количеством крупных включений для предотвращения поломок разбрасы вающего устройства снимают верхний шнековый бара бан. Однако при такой настройке ширина захвата раз брасывателя значительно сокращается и качество рас пределения ухудшается.
При снятии разбрасывающего устройства с прицепа крюками грузоподъемного устройства зацепляют за стяжку в двух точках на равном расстоянии от сере дины и снимают левый кожух, разъединяют и снимают цепь привода разбрасывателя, отворачивают гайки и вынимают болты крепления верхних продольных кронштейнов. Затем, опуская крюк грузоподъемного устройства до положения, пока стойки его рамы не рас положатся под углом 30—40° к вертикальной оси,
иприподняв вверх нижшою часть, снимают разбрасы вающее устройство с прицепа.
Особое внимание уделяют регулировке транспор тера-питателя и дозирующего устройства. При недо статочном натяжении транспортера возможно проскаль зывание цепей на звездочках ведущего вала транспор тера, что приводит к уменьшению нормы внесения удобрений, могут быть также и перекосы планок или их поломки. Повышенное натяжение цепей также не до пустимо — оно приводит к ускоренному износу цепей
извездочек и даже к аварийной поломке транспортера-
333
питателя. Натягивают цепи транспортеров перемеще нием их ведомых валов при помощи регулировочных болтов. Перед регулировкой натяжения транспортеров заменяют изношенные или деформированные планки, тщательно очищают пол кузова и ручьи для цепей.
Натяжение транспортера считают достаточным, если его скребки прилегают к настилу пола, а нижние ветви имеют стрелу прогиба 20 30 мм. Необходимо доби ваться более равномерного попарного натяжения цепей одного транспортера.
При регулировке транспортеров прицепов, нахо дившихся в эксплуатации, обращают внимание иа натя жение их цепей. Если они вытянуты, то зазор между скребками и передней балкой рамы кузова уменьшается до 20 мм. Укорачивают цепи путем удаления несколь ких звеньев (поровну с каждой ветви).
Норма внесения удобрений (табл. 53) зависит от скорости движения транспортера-питателя и поступа тельной скорости агрегата. Последняя определяется состоянием поверхности поля; скорость движения транспортера регулируют величиной кривошипа, меняя на нем положения пальца. На лицевой стороне шату на имеется шкала с нанесенными делениями от 30 до 80 (через 10 единиц).
Т а 15л п ц а 53
Расчетные нормы высева удобрений в зависимости от положения пальца па шатуие н передачи, на которой
предполагается"работа трактора
Положение |
Норма высева при движении на передаче |
||||
|
трактора «Беларусь» |
|
|||
пальца па шкале |
|
|
|
|
|
кривошипа |
II |
i l l |
IV |
V |
IV |
|
|||||
30 |
20,4 |
16,0 |
9.8 |
7,2 |
6,25 |
50 |
39,4 |
30,0 |
18,7 |
13,7 |
11.9 |
70 |
58,4 |
44,0 |
27,6 |
20.2 |
1S.0 |
80 |
68,0 |
51,0 |
32,0 |
23.5 |
20,4 |
Учитывая, что объемный вес удобрений изменяется в широких пределах (0,4 ч- 1,1 т/м3), окончательно норму внесения устанавливают в поле. Для этого взвешивают минимум три прицепа-разбрасывателя с удобрениями, определяют среднюю грузоподъемность
334
и площадь, на которой разбрасывают удобрения. Затем норму внесения определяют по формуле
|
г г |
Q -10 000 |
(32) |
|
|
п — |
|
s |
|
где Q — средняя |
грузоподъемность прицепа-разбрасы- |
|||
вателя, |
т; |
|
распределения |
удобре |
S — средняя |
площадь |
ний, м2.
Ширину разбрасывания при этом можно брать в пре делах 5—6 м. Имея в виду, что при внесении органи ческих удобрений прицепами-разбрасывателями тран спортно-технологические операции занимают основную часть баланса времени цикла, эффективность работы прицепа зависит от состояния ходовой части и системы тормозов.
Независимо от дальности перевоза грузов и состоя ния дорог давление в шинах колес должно быть 3,5 кгс/см2. Его контролируют шинным манометром ежедневно перед началом работы. При работе на мягкой пахоте давление в шинах , можно несколько снизить, однако при этом прицеп-разбрасыватель не сколько недогружают. Ежедневно при подготовке при цепа к работе особенно тщательно проверяют затяжку гаек колес, крепление редуктора, подшипников раз брасывателя и транспортера.
Правильность регулировки подшипников колес про веряют перед подготовкой прМцепа к работе и через 300 ч эксплуатации. Подшипники ступиц колес на поднятом домкратом прицепе регулируют в следующем порядке. Сняв крышку ступицы и замочную шайбу, ослабляют гайку крепления ступицы колеса на 1/в—1/3 оборота, проверяют легкость вращения колес, и устраняют возможные причины торможения. После этого ключом длиной 100—250 мм затягивают гайку до отказа, а затем ослабляют ее на 1/0—1/3 оборота и проверяют легкость вращения колеса. Колесо должно свободно вращаться без ощутимого осевого люфта при покачивании колеса руками. При правильной регули ровке колеса ступица во время работы не должна нагреваться свыше 60°С. Повышенный нагрев устра няют отвертыванием гайки крепления ступицы на 1/„ оборота. Через 10—15 ч нормальной работы прицепа подтягивают контргайку на половину грани.
335
1 |
— рычаг торможения на месте водителя; 2 — система тяг с толкателем; |
3 |
— цилиндр главный тормозной; 4 — разводка трубопроводов; 5 — ци |
|
линдры колес тормозные. |
Главный тормозной цилиндр 3 (рис. 146) при агре гатировании прицепа с трактором присоединяют к седлу крепления цилиндра на тракторе, а при подготовке прицепа к стоянке устанавливают в отверстии кожуха защиты кардана (до упора вваренную внутри дышла' скобу).
Во избежание потерь тормозной жидкости при пере становке главного тормозного цилиндра винтом пере крывают отверстие, соединяющее резервуар цилиндра с атмосферой. Для залива тормозной системы рабочей жидкостью отвертывают заливную пробку главного тор мозного цилиндра. Вместо болта-пробки перепускного клапана, размещенного на цилиндре левого колеса, ввертывают специальный штуцер с резиновым шлангом от автомашины ГАЗ-51. Другой конец шланга опу скают в стеклянный сосуд, заполненный не меньше чем наполовину тормозной жидкостью. Затем отверты вают на V2—3/4 оборота перепускной клапан, прокачи вают рабочую жидкость через главный цилиндр, пока из конца шланга, опущенного в сосуд, не прекратятся выделяться пузырьки воздуха. При прокачивании не обходимо подливать тормозную жидкость в «кольцевой» бачок главного тормозного цилиндра. Нажав рычаг привода тормоза, завертывают перепускной клапан ко лесного цилиндра, ввертывают штуцер со шлангом и устанавливают болт-пробку. Сначала прокачивают
336
тормоз левого колеса, а затем — правого. После про качки тормозов доливают жидкость в главный цилиндр до уровня 15—20 мм ниже верхней кромки отверстия н плотно завертывают пробку.
При снятых барабанах нельзя пажимать на рычаг тормоза, так как жидкость может выжать нз колесного цилиндра поршни и вытечь из системы.
Подготавливая тормозную систему, имеют в виду, что давление в системе достигает 100 кгс/см2. Поэтому все соединения гидросистемы надежно герметизируют.
Регулировку тормозной системы считают закончен ной, если при полном торможении имеется запас хода рычага привода, а при его крайнем переднем положении зазор между толкателем и поршнем остается не менее 1,5 мм. Эту регулировку выполняют изменением длины толкателя и тяги.
Периодически проверяют зазор между тормозными колодками и барабаном, который устанавливают при помощи регулировочного болта передней тормозной колодки. Для регулировки зазора колесо поднимают и вращают вручную вперед. Аналогично регулируют зазор между задней колодкой и барабаном, вращая колесо назад. При правильно установленных зазорах между колодками и барабаном тормозные барабаны не нагреваются.
Для предохранения механизма привода или рабочих органов разбрасывателя от возможных поломок на валу привода редуктора предусмотрена предохрани тельная муфта. Надежная работа прицепа обеспечена, когда пружины муфты отрегулированы на передачу крутящего момента валом 24 ± 2 кге • м.
После проведения регулировочных работ убежда ются в отсутствии заедания или заклинивания рабочих органов и механизмов, вручную проворачивая кардан ный вал.
Затем прицеп агрегатируют с трактором, включают ВОМ и при средних оборотах двигателя обкатывают машину в течение одной минуты, после чего при полных оборотах продолжают обкатку еще 3 мин.
Опробывают тормозную систему при дву-трехкрат- ном торможении. Если тормозная система отрегулиро вана правильно, то торможение происходит с одного нажатия тормозного рычага с усилием, не превышаю щим 20 кге, а путь торможения при скорости движения
12 Марченко Н. М. п др. |
337 |
агрегата 20 км/ч па сухой асфальтовой дороге состав ляет не более 10 м.
Прицеп-разбрасыватель КСО-9 к работе готовят так. Если его использовали как транспортное средство, то снимают задний борт и вместо него устанавливают разбрасывающее устройство в такой же последователь ности, как и на прицепе-разбрасывателе 1-11ТУ-3,5. Подготовку и регулировку транспортера-питателя п дозирующего устройства начинают с равномерного натяжения цепей, в противном случае возможен перекос скребков. При подготовке разбрасывателя для работы в зимних условиях обращают внимание, не примерзли ли цепи или скребки к пастилу платформы, очищают
•иастил и транспортер от намерзшего павоза или других материалов, прокручивают вручную транспортер. За тем на самом малом плече кривошипа и малом газу прокручивают транспортер при помощи трактора в те чение 15—20 мни, а затем пачпнают работать при соответствующей регулировке дозирующего устройства. Для регулировки скорости движения транспортерапитателя отвертывают контргайку и гайку крепления осп 9 (см. рис. 124) дозирующего устройства, выводят собачку 4 из зацепления с храповым колесом 6, пере мещают ось при помощи специального винта до соответ ствующего деления на кривошипе 1 (до совпадения рисок на оси и крышке). Выполнив эти регулировки, затягивают гайку и контргайку крепления оси. Такую операцию проводят на правом и левом дозирующих
Т а б л и ц а 54
Измепеппе оборотов правого колеса п скорости транспортерапитателя в зависимости от положения пальца на кривошипе
Положение |
Скорость |
Скорость |
Положешгс |
Скорость |
Скорость |
вращения |
транспор |
вращения |
транспор |
||
пальца на |
храпового |
тера, |
пальца на |
храпового |
тера, |
кривошипе |
колеса, |
м/мпн |
кривошипе |
колеса, |
м/мпн |
|
об/мин |
|
|
об/мин |
|
1 |
0.645 |
0.27 |
8 |
5,2 |
2.16 |
2 |
1.34 |
0.55 |
9 |
5.8 |
2.4 |
3 |
1.95 |
0.81 |
10 |
6,5 |
2,7 |
4 |
. 2,6 |
1.08 |
11 |
7,15 |
2,96 |
5 |
3,24 |
1.34 |
12 |
7,8 |
3.22 |
6 |
3.88 |
1.61 |
13 |
8.4 |
3.5 |
7 |
4,63 |
1,92 |
14 |
9,1 |
3,78 |
338