Файл: Марченко, Н. М. Комплексная механизация приготовления и внесения удобрений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мают разбрасывающее устройство, боковые борта, ве­ дущую и натяжную звездочки привода разбрасываю­ щего устройства. Вначале устанавливают укороченные боковые борта. Раму приспособления крепят к торцам бортов болтами и специальными скобами, крючки ко­ торых охватывают корпуса подшипников ведущего вала транспортера-питателя. В зависимости от выбираемой ширины разбрасывания устанавливаются звездочки привода цепного метателя (табл. 58). После этого кре­ пятся щитки ограничения центральной передачи и цеп­ ного метателя.

 

 

Т а б л и ц а

58

Регулировка ширины разбрасывания приспособлением РСШ-6

 

Ширина разбрасывания,

м

Показатели

1,5-3

ДО 4

 

 

 

Число зубьев на звездочке:

11

15

 

ведущей

 

ведомой

16

10

 

Длина цепи привода (число звеньев)

69

73

 

Предохранительную муфту механизма привода раз­ брасывателей РПТУ-2,0 и РПТМ-2,0 .Арегулируют на передачу крутящего момента 27 кгс • м.

Опробование приспособления в работе на холостом ходу проводят после полного осмотра общего состояния машины и проверки надежности применения установ­ ленных узлов. На холостом ходу разбрасыватель опробывают в течение 8—10 мин, а затем только под нагруз­ кой. Прп этом особое внимание обращают на работу редуктора и передач привода цепного метателя.

Провисание свободной ветви цепи привода разбра­ сывающего устройства должно быть не более 20 мм. Для регулирования натяжения цепи освобождают за­ жимные болты на кронштейне натяжного устройства, передвигают его в нужном направлении по кронштейну рамы прицепа и фиксируют зажимными болтами. Прови­ сание свободной ветви цепи разбрасывателя должно быть не более 5 мм. Натяжение цепи разбрасывателя регу­ лируют перемещением его ведомого вала. Для этого освобождают зажимные болты цилиндра и при помощи солидолонагнетателя через масленку заполняют по­

344


лость солидолом. При этом ведомый вал перемещается направо. Добившись необходимого натяжения цепей, фиксируют цилиндр зажимными болтами.

Регулировать натяжение цепей упорными звездоч­ ками не рекомендуется. Эти звездочки должны распо­ лагаться так, чтобы цепи рабочей ветви метателя были в одной плоскости. При неравномерном износе цепей после натяжения их цилиндром допускается выравни­ вание их натяжения упорными звездочками.

Для уменьшения натяжения цепей метателя ослаб­ ляют зажимные болты цилиндра и, нажав на запорный шарик масленки, перемещают ведомый вал влево до тех пор, пока цепи не ослабнут. При перемещении вала из цилиндра через масленку удаляется излишек солидола.

Установку необходимой нормы внесения удобрений выполняют в соответствии с таблицей 57. Однако, учитывая, что ширина разбрасывания у разбрасыва­ телей РПТУ-2,0 и РСШ-6 различная, следует поль­ зоваться следующими поправочными коэффициентами

(табл. 59).

Т а б л и ц а 59

Поправочные коэффициенты па нзмепеиис расчетной нормы разбрасывателем РСШ-6

Ширина разбрасы­

Коэффициент

вания, м

 

1.5Увеличить в 2 раза

2 - 4

Не изменять

До 6

Уменьшить в 1,5 раза

Разбрасыватель РПН-4 к работе начинают готовить с проверки надежности соединения трубопроводов и ру­ кавов высокого давления и работы дросселирующих устройств, установленных в передних штуцерах головок гидроцилиндров. При правильной регулировке дрос­ селирующего устройства и гидросистемы кузов подни­ мается равномерно и при переводе гидросистемы в пла­ вающее положение быстро опускается под собственным весом.

Натяжение цепей транспортера-питателя регули­ руют перемещением ведомых валов посредством на­ тяжных винтов. Каждую ветвь транспортера натяги­ вают с усилием 100 200 кгс. Важно, чтобы цепи

345

каждой пары были натянуты по возможности равно­ мерней. При правильной регулировке натяжения цепей скребки транспортера плотно прилегают к пастилу пола кузова. Недотяжка или перетяжка цепей приводит к аварии транспортера-питателя и ускоренному износу цепей п звездочек. Перед регулировкой тщательно очи­ щают настил и ручьи пола платформы от удобрений. Если в процессе работы разбрасывателя скребки дефор­ мируются, то пх заменяют.

Для предотвращения поломки рабочих органов и уз­ лов разбрасывателя установленная на промежуточном валу пружинная муфта отрегулирована на передачу крутящего момента 30 dt 2,0 кгс-м. При меньшей за­ тяжке пружины возможно преждевременное отключе­ ние рабочих органов разбрасывателя. Срабатываемая муфта издает характерный треск. Повышенная затяжка муфты может прпвестп к аварийным поломкам рабочих органов.

В процессе эксплуатации разбрасывателя проверяют правильность регулировки подшипников ходовых ко­ лес. Первую регулировку производят после 50 ч ра­ боты, а последующие — через каждые 300 ч.

Проверяют сходимость колес и при необходимости ее регулируют изменением длины тяг поворотного устройства. Передние колеса должны располагаться симметрично относительно дышла, совмещенного с про­ дольной осью разбрасывателя.

Давление воздуха в шинах колес, которое должно быть равным 3,5 кгс/см2, проверяют ежедневно перед началом работы. Перед выездом п при ежедневном уходе за разбрасывателем проверяют затяжку гаек крепления наружных ободов колес к внутренним и ободов к ступицам. Ослабление затяжки гаек может прп­ вестп к разработке сферических гнезд в дисках колес и поломке шпилек.

Перед началом сезонной работы разбрасывателя смазывают трущиеся сочленения, проверяют состояние карданной передачи, заменяют масло в редукторе. При ежедневном техническом уходе проверяют, нет ли подтекания жидкости в соединениях трубопроводов, натяжение приводных ремней, состояние крепления редуктора и других узлов и соединений.

Разбрасыватель РУН-15А поступает в хозяйство разобранным. В связи с этим при получении машины

346.


проверяют наличие узлов и агрегатов по упаковочной ведомости. Навеску разбрасывателя начинают с под­ готовки трактора. Завод-изготовитель поставляет раз­ брасыватель подготовленным для навески па трактор Т-74. Навеекп разбрасывателя на тракторы ДТ-54А и ДТ-74 имеют некоторое отличие.

Для навески разбрасывателя на трактор Т-74 (уста­ новка поперечной балки) в крыльях по обеим сторонам трактора вырезают отверстия для стремянок. При установке балки трактор ставят на эстакаду или над ямой. В случае отсутствия таковых пользуются дере­ вянным брусом толщиной не менее 250 мм, па который трактор наезжает передней частью гусениц. Для безо­ пасности выполнения монтажных работ включают пер­ вую передачу трактора и ставят его на тормоз. Попе­ речную балку к лонжеронам рамы трактора крепят при помощи двух разборных стремянок и гаек с контр­ гайками. От продольного сдвига балку удерживают четыре планки, которые приваривают л< лонжеронам рамы после монтажа балки. Планки должны распо­ лагаться от полок лонжерона и сварных швов на расстоянии не больше 30 мм.

Механизм передней навески (см. рис. 144) крепят впереди трактора, предварительно подсоединив гидроцилиндр ЦС-75. При сборке валкообразователя проталкпватель устанавливают на оси, стопорят планкой, подсоединяют гпдроцилпидр к раме, на конец его штока устанавливают скобу, соединяют шток с толкателем специальным пальцем п закрепляют тягу в шток пере­ ключателя.

Соединив с валкообразователем штанги (при помощи пальцев) и верхние тяги (шплинтами), въезжают тракто­ ром между тягами и закрепляют их к поперечной балке пальцами, а верхние тяги специальными шплинтами. После установки штанг подсоединяют концы рычага ме­ ханизма передней навески к раме валкообразователя тя­ гами навески. Переставляя пальцы крепления продоль­ ных тяг в отверстиях, устанавливают тяги навески в вертикальном положении. Подсоединив маслопроводы к боковым выводам' распределителя трактора и закрепив их хомутами на раме передней навески, подключают гидроцилиндр механизма передней навески, а затем гидропривод и рукавам высокого давления, соединяе­ мым с маслопроводом.

347

После навески валкообразователя устанавливают разбрасывающее устройство (см. рис. 145) на трехто­ чечную навесную систему трактора, подсоединяют кар­ данный вал 7 к ВОМ трактора. При помощи муфты навесной системы трактора устанавливают разбрасы­ вающее устройство так, чтобы продольная ось трактора проходила посредине между роторами.

Убедившись, что все узлы надежно закреплены

ихорошо смазаны, в течение 5—10 мин обкатывают машину вхолостую, проверяют работу механизма пе­ редней навески и проталкнвателя. Для этого 4—5 раз полностью поднимают и опускают валкообразователь

ивключают на 1—2 мин проталкпватель. Во время работы механизма подъема и проталкивания выпускают

воздух из гидроцилиндров, постепенно доливая масло в бак гидросистемы трактора. Включают ВОМ и про­ кручивают роторы только в рабочем положении раз­ брасывателя.

При павеске валкообразователя-разбрасывателя РУН-15А на трактор ДТ-75 с последнего снимают бампер п на его место устанавливают два кронштейна, на которые монтируют механизм передней навески. Остальные операции навески выполняют аналогично изложенным выше.

В рабочем положенни разбрасывающего устройства его лемех и нижние кронштейны боковин должны распо­ лагаться параллельно поверхности поля. Угол наклона лемеха регулируют изменением длины верхней тяги навески.

Ограничительные цепи навесной системы трактора регулируют стяжными муфтами так, чтобы у разбрасы­ вателя, поднятого в транспортное положение, задние концы продольных тяг не могли раскачиваться более чем на 30 мм.

На месте работы агрегата тракторист устанавливает зазор между нижней кромкой боковины валкообразова­ теля и основанием разбрасывающего устройства. Эти зазоры регулируют изменением положения опорных катков. В зависимости от плотности почвы и микро­ рельефа зазор в основании разбрасывающего устройства устанавливают равным 30—180 мм. Более рыхлым и менее выравненным участкам соответствуют верхние пределы зазоров. При необоснованно увеличенном за­ зоре лемех не полностью забирает удобрения из валка,

318


а при уменьшенном он вместе с удобрепиямн захваты­ вает слой почвы, что приводит к забиванию разбрасы­ вающего устройства. Ход штока переключателя проталкивателя регулируют так, чтобы он перемещался свободно и ясно были различимы его верхнее и нижщзе положения, при которых поток масла переключается из одной полости гидроцилиндра в другую. Ход штока регулируют перемещением тяги гидропривода при по­ мощи регулировочных винтов. Для этого поднимают толкатель в крайнее верхнее положение и гайкой под­ жимают пружину до тех пор, пока шток не переклю­ чится в нижнее положение. Затем, оставив толкатель в нижнем положении, гайкой поджимают пружину, пока шток не переключится в верхнее положение. После этого включают гидропривод и проверяют пра­ вильность регулировки переключателя. Работает тол­ катель только при установке рукояток управления валкообразователем и разбрасывателем в нейтральное положение.

Норму внесения удобрений устанавливают пробным подбором величины дозирующего окна и формирова­ нием валка без разбрасывания. Рекомендовать какиелибо конкретные приемы по регулировке дозирующего устройства из-за большого различия физико-механиче­ ских свойств удобрений не представляется возможным. При правильно подобранной величине дозирующего окна удобрения из одной кучи вытягивают в равно­ мерный валок на заданное расстояние. В процессе формирования валка можно допускать прерывистость, но не более чем на 1,5 м.

Для изменения скорости вращения роторов в ком­ плект разбрасывателя РУН-15А входят две звездочки

z =

16 и две z =

25.

При

установке на

валу ротора

звездочки z =

16 последний вращается

со скоростью

500

об/мин,

a

z =

25 n =

32Q об/мин.

Повышенные

обороты роторов применяют при работе разбрасыва­ теля на более высоких нормах внесения удобрений.

Ежедневно перед выездом агрегата в поле проверяют состояние болтовых соединений и гидросистемы, натя­ жение цепей привода роторов и работу гидропривода толкателя. После разбрасывания 15 тыс. т удобрений проводят периодический технический уход, при ко­ тором проверяют уровень масла в редукторе и баке гидросистемы, при необходимости его доливают. После

349


окончания сезонных работ машину полностью осматри­ вают и устраняют все выявленные неисправности.

Разбрасыватель РУН-15Б собирают и регулируют в такой же последовательности, как и РУН-15А. Для его сборки п навески выделяют три человека. В лон­ жеронах рамы трактора Т-150 при помощи электродрели сверлят четыре отверстия для крепления поперечной балки.

Валкообразователь крепят к трактору шарнирно прп помощи двух штанг и двух верхних тяг. Штанги

опираются на

поперечную балку,

прикрепленную

к раме трактора

Т-150 болтами, а к

раме тракторов

Т-74 и ДТ-75 двумя стремянками. Раму механизма передней навески крепят к раме трактора Т-74 болтами, а к раме тракторов Т-150 и ДТ-75 при помощи пере­ ходных кронштейнов. На валах раздаточной коробки устанавливают звездочки z = ll. При агрегатировании разбрасывателя с трактором Т-150 на валах роторов монтируют звездочку z = 12. При этом скорость враще­ ния ротора равна 490 об/мин. Если РУН-15Б агрегатпруют с тракторами ДТ-75 и Т-74, на валах роторов устанавливают звездочки z = 18. Скорость вращения ро­ тора разбрасывателя, агрегатируемого с ДТ-75, 334 об/мин, а с Т-74—326 об/мин. Цепь привода пра­ вого ротора состоит из 37 звеньев (t = 38,1 мм), левого — из 47 таких же звеньев.

Прогиб ведомых ветвей цепей привода роторов не должен превышать. 15—20 мм. Натяжение цепи регули­ руют изменением, положения натяжной звездочки, а норму впесеипя удобрений — изменением величины дозирующего окна прп помощи двух верхних и двух боковых дозирующих заслопок. Мпнпмальпый размер окна 180 х 180 мм, максимальный — 350 х 970 мм.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕСЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ УДОБРЕНИИ

Технологические схемы внесения органических удобрений

Эффективность применения органических удобрений зависит не только от нормы, сроков и качества внесения, но п затрат труда и средств на их внесение.

В зависимости от места хранения навоза или при­ готовления компоста, удаленности полей, на которых

350

будут разбрасываться удобрения, а также технических данных машин для погрузки, транспортировки и раз­ брасывания удобрений и обеспеченности хозяйства этими машинами применяют две схемы внесения удоб­ рений (табл. 60): прямоточную (ферма — поле) и с про­ межуточным хранением (форма — бурт — поле).

По технологической схеме .ферма — поле удобрения накапливают в прифермском навозохранилище. Тран­ спортируют их от хранилища до поля и распределяют по полю без промежуточного буртования для хранения. По технологической схеме ферма — бурт —тюле удоб­ рения накапливают у прифермского хранилища, затем периодически вывозят самосвальными тракторными те­ лежками или автосамосвалами на край поля, а в неко­ торых случаях непосредственно на поле и укладывают в бурты для хранепия до момента их внесения. Отдель­ ные хозяйства применяют ежедневную вывозку удоб­ рений в полевые хранилища или бурты.

Разбрасывают удобрения по поверхности поля при­ цепами-навозоразбрасывателями, прицепами-разбрасы­ вателями с низкоопускающимся кузовом и роторными валкователями-разбрасывателями. .

Независимо от выбранной схемы внесения удобрений имеется ряд общих технологических операций — по­ грузка у фермы, доставка удобрений к месту внесения и разбрасывание по поверхности поля. При использова­ нии прицепов-навозоразбрасывателей по схеме ферма — поле удобрения доставляют от места хранения в при­ фермском навозохранилище до места внесения п раз­ брасывают их по поверхности поля одной и той же машиной, без промежуточной перевалки на поверхность поля для хранения.'

Прицепы-разбрасыватели с низко опускающимся ку­ зовом все время работают непосредственно в поле, а удобрения к ним от мест хранения доставляют само­ свальными автомашинами.

Для работы валкователей-разбрасывателей удоб­ рения от места хранения перевозят в поле самосваль­ ными автомашинами или самосвальными прицепами, раскладывают их кучами, равными по весу грузо­ подъемности транспортной машины, на заданном рас­ стоянии в рядках и междурядьях. Затем разбрасы­ вающим агрегатом удобрения из куч распределяют по поверхности поля.

351