Рис. 3-24.
При этом обобщенный критерий качества механизма должен, во-первых, по возможности всесторонне отра жать основные экономические и функциональные, в том числе и динамические, характеристики механизма, вовторых, иметь простую и наглядную структуру, способ ствующую анализу и оценке влияния входящих в него величин и параметров, и, в-третьпх, легко определяться количественно расчетным пли экспериментальным пу тем.
К сожалению, общепринятые критерии качества элек тромагнитных механизмов не удовлетворяют перечис ленным требованиям. Большинство из них, как показано в [Л. 85], связывает экономические характеристики с их техническими данными, отнесенными только к статиче ским режимам работы устройств, в то время, как указы валось, определяющими в их работе являются динами ческие режимы.
Динамические характеристики наиболее полно отра жают эффективность конструкции, влияние условий экс плуатации и нагрузки на основные параметры механиз ма, вследствие чего их присутствие в качественных и количественных показате лях устройства наиболее желательно. Однако встречающиеся трудности при достаточно точных расчетах и при сущест вующих методах экспери ментального определения ряда динамических пара метров ограничивают их широкое применение в ви
де показателя качества. Ниже рекомендуется
относительно простой, но достаточно надежный обобщенный критерий динамической эффектив-
ности СЭММ, а также расчетный и экспериментальный метод, не вызывающий затруднений при практическом определении количественного значения указанного кри терия [Л. 72].
Как известно, при срабатывании механизма реальная оценка его работоспособности может быть произведена
по сопоставлению Динамических тяговых электромаг нитных сил (или моментов) и внешних сил, противодей ствующих движению, т. е. по сопоставлению характери стик (рис.3-24)
Pr—Pn(i-, |
s, t)\ PB— Pn(s, |
t), |
(3-201) |
где s — координата, |
фиксирующая |
положение якоря; i— |
ток; t — время. |
|
|
|
Как видно, использование для оценки работоспособ ности механизма статических тяговых характеристик, полученных при неизменяющемся значении тока трогания гТр и тем более при неизменяющемся значении тока установившегося состояния, равного номинальному току катушки / у=/ц, может внести существенные ошибки.
Динамическая работоспособность при перемещении подвижных звеньев механизма от начального (s = 0 или S=i6o) до конечного (s=6o или 6=бк) положения опре деляется интегральной зависимостью
5
|
|
(3-202) |
которая пропорциональна энергии |
№мех, |
затраченной |
при движении на созданиетяговых |
механических сил, |
и, следовательно, пропорциональна площади |
(рис. 3-24), |
ограниченной осями координат и кривой тяговой дина мической характеристики PR{s).
Значение Ад и соответствующее ему значение №Мех являются важными качественными техническими пока зателями механизма, характеризующими его конструк тивное исполнение, используемые активные материалы и условия нагрузки. Практическая реализация указан ной динамической работоспособности обеспечивается механизмом, экономические показатели которого в свою очередь существенно зависят от его объема V и потре бляемой мощности !N . Вследствие этого важной и целе сообразной оценкой механической эффективности уст ройства, отнесенной к состоянию движения механизма, следует считать показатель качества П\, равный отно шению
К
(3-203)
которое отражает динамическую работоспособность на условную единицу расходных показателей по объему и потребляемой мощности в установившемся режиме на грева.
Выразив |
согласно |
закону |
Ньютона |
мощность |
N= |
= hS0, |
где |
/г — коэффициент |
теплоотдачи, 5 — поверх |
ность |
охлаждения и |
0 —-превышение температуры |
на |
грева, |
определим показатель качества fJi |
в виде |
|
К
|
f P*dt |
|
|
*0____ |
(3-204) |
|
■ VSQh |
|
|
Выражение (3-204) является достаточно общим тех нико-экономическим показателем механизма, так как косвенно оценивает затраты на электрическую энергию (N), потребляемую механизмом; его объем (У), а сле довательно, габариты, массы и стоимость активных ма териалов, а также пропорциональную объему затрату труда при изготовлении и сборке механизма; затраты, связанные с обработкой поверхностей (S) узлов и дета лей, а также монтажом механизма; класс изоляции с учетом уровня нагрева (0) и ее стоимости; условия теплоотдачи (к) и затраты при использовании искусст венного охлаждения.
Если принять (§ 1-3), что
S = Aa2; V = y a 3; 0 = х 00 ДО11, |
(3 -205) |
где а — определяющий размер ядра электромагнитного элемента; 0 ДОП— допустимое превышение температуры нагрева его катушки; X, у, *е — коэффициенты пропор
циональности, то по (3-204), объединив коэффициенты пропорциональности в общий коэффициент Ci = const, по лучим:
SK
|
I |
Яд (8) do |
|
Я , = |
с . ^ |
------ . |
(3-206) |
|
|
11 |
^ДОП |
|
Как показано в [Л. |
72], |
показатель качества |
Пi по |
структуре аналогичен кратности |
|
П7 |
|
|
|
|
П 1 ^ ~Уй7М^ |
== 4магРмаг = (т]маг)и* |
(3 -207) |
VvMarju |
|
|
|
|
которую в соответствии с § 1-4 принято называть маг нитной эффективностью электромагнита, по сути явля ющейся предельным магнитным к. п. д. (г|маг)п-
Таким образом, (т]маг)п (3-207) отражает отношение количества энергии U'/MPx, преобразованной в механиче скую работу движения подвижных звеньев, к макси мальной (предельной) величине магнитной энергии (1Т'маг)п, которая могла бы быть реализована в электро магнитном элементе.
Кроме указанного показателя при оценке динамиче ской работы механизма, важным является также учет непроизводительных затрат энергии, связанных с расхо дом ее на перемещение арматуры механизма, на прео доление сил трения, компенсацию потерь в стали при движении якоря, а также на создание запаса кинетиче ской энергии, расходуемой на нежелательные удары подвижных звеньев о неподвижные узлы приводных ме ханизмов. Последнее, как известно, увеличивает износ устройства, а при наличии контактов значительно ухуд шает их работу за счет вибраций и, следовательно, до полнительного износа при включении механизма.
Оценка указанных затрат энергии может быть произ ведена за счет введения показателя качества
К
(3-208)
который отражает механическую эффективность устрой ства п по сути является механическим к. п. д. т]Мсх, учи тывающим отношение полной энергии U7Mex, преобразо ванной в механическую работу динамических сил, и энергии Wn, затраченной на полезную работу преодо ления внешних противодействующих сил при движении якоря (§ 1-4):
Лмех— И ^ в /^ м ех — ( W мох— W i13q ) / W i K x . |
( 3 - 2 0 9 ) |
Составляющая энергии WII3в отражает разность (из быточную энергию) между энергией, преобразованной в механическую работу тяговых (динамических) сил, и энергией, полезно используемой при. работе механизма
WB35 = W iмех WB. |
(3 -2 1 0 ) |
Составными частями избыточной энергии являются указанные выше непроизводительные затраты энергии. Если предположить, что вся избыточная энергия преоб разуется в энергию удара подвижных звеньев, то
U'„36 = 4 - m*UK- |
(3-211) |
где т* — приведенная масса подвижных |
звеньев; ок —- |
конечная скорость в момент удара. |
|
Уменьшение WVig косвенно оценивает улучшение ди намических показателей механизма в части уменьшения удара, выбраций и износа, а следовательно, отражает, кроме технических, и экономические показатели по дол говечности работы, затратам на необходимость ремонта и др.
Однако, как известно, уменьшение кинетической энергии за счет приближения на всем пути движения якоря тяговой характеристики к характеристике проти водействующих сил в свою очередь может значительно увеличить время срабатывания /,■ механизма, что явля ется нежелательным, ибо ограничивает использование механизма в ряде автоматических устройств из-за ухуд шения общего быстродействия.
Таким образом, время срабатывания может быть представлено так же, как критерий качества
который отражает как техническую характеристику ме
ханизма, так |
и достаточно важные |
его экономические |
показатели. В |
(3-212) /тр — время |
трогания, /дВ— дви |
жения. |
|
|
Важной характеристикой электромагнитного меха низма является также показатель его работоспособно сти, отнесенной к условиям статического режима Лст и обеспечивающей надежное трогание подвижных звеньев
при начальном зазоре бо: |
|
|
Лст= Л ,06о, |
|
(3-213) |
где /Vo — противодействующая |
(внешняя) |
сила, отне |
сенная к начальному зазору. |
|
|
При этом аналогично (3-208) может быть введен по |
казатель качества, отражающий |
отношение |
Лст к об- |