Файл: Лукьяненко, В. М. Промышленные центрифуги.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

типа 15кч16бр, а перед вентилем, на ответвлении нагнетательного трубопровода, установлен предохранительный клапан с перелив­ ным золотником, сбрасывающий масло непосредственно в станину центрифуги.

Увеличивая или уменьшая подачу масла в гидроцилиндр, с по­ мощью вентиля и предохранительного клапана регулируют число пульсов толкателя центрифуги.

По принципу действия и конструкции клапан в основном (кроме размеров) аналогичен предохранительному клапану с переливным золотником, описанному ниже (стр. 155),

Маслонасосная установка центрифуги 2/2 ФГП-1201К-1 изобра­ жена на рис. ІИ-14. Основными ее узлами являются винтовой маслонасос типа МВН, распределительный золотник, проходной вентиль, предохранительный клапан с переливным золотником, указатель пульсации, муфты подвода масла в гидроцилиндры и механизм переключения подачи масла в распределительный золотник.

Нижняя часть станины центрифуги представляет собой масля­ ную ванну. Отсюда насос подает масло через проходной вентиль к распределительному золотнику. Напорная ветвь перед проходным вентилем имеет два ответвления. По одному из них масло направ­ ляется к механизму переключения золотника, по второму — к пре­ дохранительному клапану. Из распределительного золотника через муфты, установленные на главном валу, масло под давлением по­ очередно поступает то в левую, то в правую полости гидроцилиндра машины, осуществляя пульсацию толкателя. Вытесняемое из поло­ стей гидроцилиндра масло возвращается в распределительный зо­ лотник и через его отводящие каналы и штуцер идет в ванну.

Управление распределительным золотником осуществляется с помощью механизма переключателя, установленного на главном валу и связанного штангой с толкателем. Двигаясь вместе с толка­ телем, он переключает подачу масла в торцовые полости распреде­ лительного золотника. Для визуального наблюдения за перемеще­ нием толкателя система снабжена указателем (рис. II1-14,а). Он состоит из небольшого гидроцилиндра 1 и поршня со штоком 2, ко­ торый воздействует на контакт сигнальной лампочки. Мигание ее сигнализирует о движении толкателя. Число пульсов толкателя регулируется проходным вентилем и предохранительным клапаном с переливным золотником.

Маслонасосную установку центрифуги 2/2 ФГП-1201К-1 разби­ рают при разборке машины. Прежде всего открепляют и снимают трубопроводы. Затем открепляют и снимают со станины распреде­ лительный золотник, предохранительный клапан, проходной вен­ тиль, указатель пульсации. В последнюю очередь рассоединяют и последовательно снимают маслонасос и электродвигатель.

Сборка маслонасосной установки производится в обратной по­ следовательности. Перед сборкой все детали и трубопроводы необ­ ходимо тщательно очистить, промыть и продуть, обратив особое внимание на маслоканалы. В процессе сборки следует тщательно затянуть все резьбовые соединения. Муфты подачи масла после

153


Рис. Ш-14. Общая

схема и отдельные узлы маслонасосной установки центри­

 

 

фуги типа 2/2 ФГП-1201К-1:

а —указатель

пульсов: / — гидроцилиндр; 2 —поршень

со штоком: б —распределительный

золотник; / — корпус;

2—золотник; 3, 7—крышки; 4— толкатель; 5 —обратный клапан; в

дроссельное

устройство; в —муфта

подачи

масла:

/ — крышка; 2—корпус; 3 — стакан;

4 —распорная

втулка;

5 — роликоподшипник;

г —клапан

предохранительный: 1, 8 —крышки;

2, 3, 13 — резиновые уплотнительные

кольца;

4—пружина; 5, 12—соединительные каналы;

6 —сливная полость; 7—напорная полость; 9—золотник; 10—корпус клапана; 11, 16—торцо­ вые полости; 14— штуцер напорной ветви; 16— канал (штуцер) для соединения с напорной полостью; 17—шарик; 18—пружина; 19—регулировочный винт; д — механизм переключения зо­

лотника: / —шарикоподшипник; 2— поршень; 3 — корпус; 4— скалка; 5,

б—переключающие

втулки; 7, S—винты регулировочные; 9—Золотник; 10—направляющий

стакан; // — штанга.

сборки, перед подсоединением маслопровода, должны легко, без заеданий, поворачиваться на валу. После сборки при работающем насосе проверяют отсутствие утечек и подтеков масла и работу маслонасосной установки.

Предохранительный клапан с переливным золотником (рис. ІП-14,г) устанавливается на отводе напорной ветви маслосистемы машины после насоса и служит для поддержания в системе посто­ янного давления. Конструкция клапана такова: корпус 10 имеет четыре внутренние выточки, которые, разделяясь между собой зо­ лотником 9, образуют полости. Полость 11 соединена с полостью 7 каналом 12 и находится постоянно под давлением, так как посред­ ством штуцера 14 соединяется с отводом от напорной ветви. По­ лость 16 также находится под давлением и соединена с напорной ветвью посредством трубопровода через канал 15, заканчивающий­ ся отверстием диаметром 2 мм. Кроме того, полость 16 соединяется со сливным патрубком каналом 5.

При повышении давления в напорной ветви растет давление в полостях 7, 11 и 16, шарик 17 поднимается и полость 16 соединяет­ ся со сливом. Возникает разность давлений на торцах золотника, что приводит к его подъему и, следовательно, к соединению напор­ ной ветви маслосистемы со сливным патрубком. При падении дав­ ления в системе пружина 18 преодолевает давление в камере 16 и шариком 17 закрывает слив масла из этой камеры. Давление под торцами золотника уравновешивается, и золотник 9, опускаясь, пе­ рекрывает слив из напорной ветви маслосистемы. Настройка предо­ хранительного клапана производится до установки его на машину на специальном стенде с помощью регулировочного винта 19 путем поджатая или ослабления пружины 18. Пружина 4 служит для возврата золотника в нижнее положение. Крышки / и 8 притерты

к корпусу 10.

Данный предохранительный клапан в сочетании с проходным вентилем используется для регулировки числа пульсов толкателя также в центрифуге ФГП-1201Т-1.

Разборка. Снятый с масляной магистрали клапан положить на подставку и слить из него остатки масла. Отвернув крепеж, снять крышки 1 и 8. Вынуть из корпуса 10 золотник 9 и пружину 4. От­ вернув винт 19, вынуть из крышки 1 пружину 18 и шарик 17.

Контроль. Осмотреть состояние трущихся поверхностей корпуса и золотника. Не допускаются повышенный износ, забоины и риски, видимые невооруженным глазом. Проверить пружины — они не дол­ жны иметь поломок и трещин. Осмотреть уплотнительные кольца и прокладки. Проверить и прочистить масляные каналы корпуса и

крышки.

Сборка клапанов производится в последовательности, обратной

разборке.

Распределительный золотник (рис. ІІІ-14,б) представляет со­ бой чугунный корпус 1, внутри которого расположен золотник 2. С торцов корпус закрыт стальными литыми крышками 3 и 7, вну­ три которых размещены толкатели 4 с дроссельным устройством 6

155


и обратным клапаном 5. Корпус имеет две цилиндрические вы­ точки, через которые масло поступает из подводящего штуцера в полость гидроцилиндра, и две выточки, соединенные общим кана­ лом со штуцером, отводящим масло в ванну. Торцовые крышки соединены трубопроводами с переключателем масла. Плавность переключения золотника обеспечивается дросселями. Обратные клапаны служат для уменьшения сопротивления масла при подаче его под толкатели.

Золотник изготовляется из термически обработанной легирован­ ной стали 38ХА или других аналогичных сталей, толкатели — из стали 40. Для деталей распределительного золотника требуется высокий класс чистоты и точности обработанных поверхностей.

Зазор между внутренней расточкой корпуса и золотником допу­ скается в пределах 0,025—0,05 мм, а между толкателями и расточ­ ками в крышках — в пределах 0,02—0,04 мм.

Разборка. Открепить и снять с корпуса 1 крышки 3 и 7 в сборе. Вынуть из корпуса золотник 2. Вынуть из крышки толкатель 4, от­ вернуть дроссельное устройство 6 и обратный клапан 5.

Контроль. Осмотреть состояние трущейся рабочей поверхности под золотник — она не должна иметь повышенного износа, царапин, забоин и следов коррозии. Аналогично контролируются золотник и толкатель 4. В крышках, дроссельных устройствах и клапанах про­ верить качество резьбы, пружин и шариков. Непригодные детали заменить новыми.

Сборка производится в последовательности, обратной разборке. Муфта подачи масла в гидроцилиндр (рис. ІИ-14,в) состоит из следующих основных деталей: корпуса 2, крышки 1, стакана 3,

распорной втулки 4 и двух роликоподшипников 5 № 32124Л. Кор­

пус— литой,

из стали 25ЛК-1, стакан — из стали 40,

распорная

втулка — из

бронзы. На наружной поверхности втулки

нарезана

резьба — с одной стороны правая, с другой левая.

Посадка стакана в корпус и распорной втулки на вал — сколь­ зящая, по второму классу точности (А/С), посадка подшипников в стакан — скользящая подшипниковая, по второму классу точности (А/Сп), а подшипников на вал — плотная подшипниковая, по вто­ рому классу точности (А/Пп). Зазор между стаканом и распорной втулкой 0,2—0,8 мм. Уплотнение между валом и корпусом — вой­ лочное. Масло в муфту подводится по центру, утечки отводятся

по трубопроводам.

Разборка. Отвернуть болты и снять крышку 1, вынуть из кор­ пуса 2 стакан 3. Демонтировать наружные обоймы подшипников 5 с роликами. В случае необходимости снять с полувала крайнюю внутреннюю обойму подшипников, распорную втулку 4 и вторую

обойму.

Контроль. Проверить состояние стакана 3 и распорной втулки 4. На рабочих поверхностях не должно быть забоин, трещин, значи­ тельного износа и следов коррозии. Обратить внимание на надеж­ ность посадки внутренних обойм подшипников на полувал. Осмот­ реть роликоподшипники,

168


Сборка муфты производится в последовательности, обратной сборке. Непригодные подшипники, распорные втулки, прокладки и крепеж подлежат замене или ремонту.

Механизм переключения подачи масла к распределительному золотнику (рис. III-14,д) состоит из корпуса 3, закрепленного на торце правой муфты подачи масла в гидроцилиндр, направляющего стакана 10, запрессованного во внутреннюю расточку главного вала, поршня 2, скалки 4, крышки корпуса и переключающих вту­ лок 5 и 6, связанных со скалкой винтами 7 и 8. Один конец скалки посредством шарикоподшипника 1 закреплен в поршне, второй скользит во втулке 6. Таким образом, скалка перемещается только поступательно.

С помощью штанги 11 поршень шарнирно связан с толкателем. Последний, совершая возвратно-поступательное движение, увле­ кает за собой поршень со скалкой, которая посредством переклю­ чающих втулок перемещает золотник 9, изменяя направление по­ дачи масла от напорной линии к торцам распределительного золот­ ника. Длину хода толкателя устанавливают регулировочными винтами путем изменения взаимного положения переключающих

втулок.

Разборка. Открепить и снять с корпуса 3 крышку, планки, пере­ ключающую втулку 5 и перегородку. Вынуть из корпуса вторую переключающую втулку 6 с золотником 9, после чего отсоединить и снять с уплотнительной муфты корпус 3. Отвернув гайки и вынув из поршня 2 скалку 4 с шарикоподшипниками 1, отвернуть гайки и демонтировать подшипники. Отвернуть болты и снять с полувала направляющий стакан. После снятия уплотнительной муфты отсо­ единить от штанги и снять поршень 2.

Контроль. Проверить состояние трущихся поверхностей корпуса, направляющего стакана, втулок и поршней — на них не должно быть забоин, глубоких рисок, значительного износа и следов кор­ розии. Осмотреть подшипники, гайки и крепеж.

Сборка производится в последовательности, обратной разборке. Непригодные детали подлежат замене или ремонту.

4. ОБСЛУЖИВАНИЕ ЦЕНТРИФУГ

Подготовка к пуску и пуск

Перед пуском центрифуги аппаратчик обязан внимательно осмо­ треть установку и убрать все лишнее; установив отсутствие посто­ ронних предметов в роторе, с помощью небольшого ломика или от руки проверить свободное его вращение. При наличии заеданий или незначительного трения между деталями ротора и кожуха необхо­ димо устранить их до пуска. Проверить крепление центрифуги и привода к постаменту (плите) и последнего к фундаменту или перекрытию, герметичность всех фланцевых соединений обвязочных трубопроводов, гибких связей и разъемов центрифуги; затяжку сальниковых уплотнений и крышек подшипников. При этом очень

157


важно обеспечить отсутствие перекосов и плотность прилегания фетровых, резиновых и других уплотнений к штоку или валу по всей окружности.

Следует проверить равномерность зазоров в лабиринтных уплот­ нениях; параллельность приводных шкивов; натяжение ремней; на­ личие смазки в подшипниках (при консистентной смазке); крепле­ ние ограждения привода и защитного кожуха; крепление и исправ­ ность питательного устройства (шнека, транспортера или трубы загрузки); крепление гибких связей; соответствие штуцерам трубо­ проводов отвода паров и газа из кожуха, из разгрузочного бункера и т. д.; свободное проворачивание насоса от руки, правильность подключения электродвигателей (вращение электродвигателей на­ соса проверяется по стрелке на корпусе электродвигателя или ста­ кане, вращение электродвигателя центрифуги должно соответство­ вать вращению ротора по часовой стрелке, если смотреть со сто­ роны выгрузки осадка); соответствие уровня масла в станине верхней метке маслоуказателя; циркуляцию воды в маслоохлади­ теле; наличие термометра и манометра на нагнетательном трубо­ проводе маслоустановки.

Манометры и термометры должны быть исправны — с целыми стеклами и корпусом без вмятин. Диапазон рабочего давления мас­ лонасоса должен приходиться на первую половину шкалы мано­ метра. Если, например, маслоустановка центрифуги работает в диа­ пазоне давлений 5—20 кгс/см2, то шкала манометра должна быть рассчитана на 40 кгс/см2. На корпусе манометра и термометра должны быть пломба и знак государственного поверителя, свиде­ тельствующий о том, что прибор прошел ежегодную проверку.

Особое внимание при осмотре машины необходимо уделить кре­ пежным соединениям ротора и гидроцилиндра, в частности затяжке крепежа прижимных колец каскадов, приемного конуса, уравни­ тельного кольца, крышки гидроцилиндра и др. В центрифуге 1/4 ФГП-650У-1 нужно проверить от руки свободное вращение раз­ грузочного конуса, равномерность зазора между скребком и кону­ сом, а также величину зазора между торцами башмака питатель­ ной трубы и опорного кольца приемного конуса. При наличии гидромуфты в приводе центрифуги проверяются герметичность фланцевых соединений, надежность крепления на валу электродви­ гателя и уровень масла в объемном бачке.

После осмотра центрифуги и всех подводящих и отводящих ком­ муникаций приступают к пробному пуску маслосистемы. Для этого маслосистему настраивают на максимальный сброс масла в ем­ кость, т. е. на минимальное число пульсов толкателя. В центрифу­ гах, снабженных регулятором скорости, полностью открывают дрос­ сель, а в центрифугах, укомплектованных проходным вентилем и предохранительным клапаном с переливным золотником, прикры­ вают на 2/з проходное отверстие вентиля. Затем включают электро­ двигатель маслосистемы и проверяют плавность работы толкателя, отсутствие утечек масла в соединениях трубопроводов и агрегата, подачу масла через торцовую муфту в гидроцилиндр и плотность

.158