Файл: Лукьяненко, В. М. Промышленные центрифуги.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13 и 16. Витки шнека при обработке абразивных материалов на­ плавляются твердыми сплавами. Одна ступица шнека выполняет­ ся отъемной, вторая — приварной.

Для обеспечения соосности цапф ротора их соединяют с обе­ чайкой, как правило, по плотной посадке, с последующей оконча­ тельной обработкой мест под коренные подшипники, редуктор и приводной шкив с одной установки. Фланцевые соединения цапф

иобечайки обязательно штифтуются.

Вбольшинстве случаев на внутренней поверхности обечайки ротора, вдоль ее образующей, делают канавки или приваривают

планки 10, чтобы обеспечить продольное перемещение осадка и избежать его круговое перемещение. На наружной поверхности обечайки имеются выточки, в которые при сборке машины входят перегородки кожуха, образуя лабиринтные уплотнения, разделяю­ щие полости кожуха.

Особенность конструкции ротора центрифуги ОГШ-352К-1 — наличие дополнительного сливного цилиндра, о назначении кото­ рого говорилось выше.

Разборка ротора производится в следующем порядке: сначала ротор надежно устанавливают на подставке в вертикальное поло­ жение на правую (меньшую) цапфу 17. Отворачивают болты левой цапфы / и с помощью отжимных болтов снимают ее. С помощью тросика или рым-гайки вынимают шнек 9 из корпуса ротора. Ротор устанавливают в горизонтальное положение и, открепив правую цапфу, отсоединяют ее от ротора отжимными болтами. Отсоеди­ няют и снимают крышку подшипника 12 и манжеты 13. Съемником снимают подшипник 14, затем снимают кольцо 15 и уплотнение 16. От правой цапфы открепляют крышку подшипника 6, вынимают манжеты 7, съемником снимают подшипник 5, снимают уплотне­ ние 2. С помощью отжимных болтов отсоединяют от шнека левую

цапфу 4.

Контроль. Проверить исправность манжет, подшипников, про­ кладок. Детали, имеющие повреждение, подлежат замене. Про­ верить состояние посадочных поверхностей ротора, шнека и кры­ шек на отсутствие забоин, вмятин и других повреждений. Осмот­ реть витки и сварные швы; значительный износ и трещины в сварных швах недопустимы. Проверить состояние резьбовых по­ верхностей и крепежа. Изношенный крепеж подлежит замене.

Сборка ротора производится в последовательности, обратной разборке. Перед сборкой детали ротора необходимо промыть в уайт-спирите, продуть сжатым воздухом, вытереть насухо. Под­ шипниковые узлы заполнить смазкой «ЦИАТИМ-202».

Редуктор

Одним из основных узлов центрифуг ОГШ является двухсту­ пенчатый планетарный редуктор, предназначенный для передачи от ротора к шнеку вращения с необходимым относительным чис­ лом оборотов. В зависимости от расположения привода центрн-

192


фуги корпус редуктора крепится либо непосредственно к привод­ ному шкиву, либо к специальному переходйику, закрепляемым на конце цапфы ротора. На рис. ІѴ-10 изображен редуктор центр«-, фуги ОГШ-802К-5.

/7

Рис. ІѴ-10. Планетарный редуктор центрифуги ОГШ-802К-5:

/ — водило первой ступени; 2—центральная

шестерня первой ступени; 3 —сателлит­

ные шестерни первой ступени; 4 — зубчатый

венец первой ступени; 5—корпус редук­

тора;

6 —блок шестерен; 7 — зубчатая муфта; 8 —сателлитные шестерни второй ступе-

пени;

9—-зубчатый венец второй

ступени; 10—водило второй ступени; // —крышка

редуктора; 12,

26 — манжетные

уплотнения; 13,

20, 23, 25 — шарикоподшипники; 14,

16—стопорные

кольца; 15 — пружинное кольцо; 17,

21 — уплотнения; 18— дистанцион­

 

ное кольцо; 19, 24— крышки подшипников; 22— крышка корпуса.

Принцип работы редуктора заключается в следующем. Соеди­ ненный с цапфой ротора корпус редуктора 5 посредством запрес­ сованных в него зубчатых венцов 4 и 9 передает вращение через шестерни-сателлиты 3 и 8 водилам / и 10 соответственно первой и второй ступеней редуктора. Шестерни-сателлиты 3 водила первой

7 Зак. 843

193

ступени находятся в зацеплении с центральной шестерней 2, а во­ дило второй ступени — с блоком шестерен 6, который через зубча­ тую муфту 7 находится одновременно в зацеплении с водилом пер­ вой ступени.

При отсутствии перегрузки редуктора центральная шестерня 2 не вращается, так как ее удерживает защитное устройство редук­ тора. Такая кинематическая схема двухступенчатого планетарного редуктора обеспечивает вращение водила второй ступени с необ­ ходимым относительным числом оборотов, которое передается шнеку с помощью шлицевого промежуточного валика. Оба водила и центральная шестерня 2 первой ступени вращаются на шарико­ подшипниках, а шестерни-сателлиты — на подшипниках скольже­ ния. Игольчатые подшипники применяются только в центрифуге ОГШ-32.

Все шестерни редуктора изготовляются с высокой степенью точности из легированных сталей и подвергаются последующему азотированию. Объем заливаемого в редуктор масла определяется контрольными пробками в корпусе редуктора.

По приведенной выше кинематической схеме изготовляются планетарные редукторы всех описанных машин типа ОГШ.

Разборка редуктора ведется в такой последовательности. Вы­ винчивают пробки с двух сторон и сливают масло. Отворачивают болты и с помощью отжимных винтов снимают крышку 11. Выни­ мают уплотнение 12, заворачивают в корпус водила второй сту­ пени рым-болты и вынимают водило 10. Поворачивают редуктор на 180°, отворачивают болты и отжимными винтами снимают по­ очередно крышку 24, подшипники и крышку корпуса 22. Вынимают уплотнение 26, заворачивают в корпус водила первой ступени рымболты, вынимают водило 1. С корпуса редуктора съемником де­ монтируют подшипники 20 и снимают дистанционное кольцо 18. Затем разбирают водило 10 второй ступени, для чего снимают стопорное кольцо, съемником снимают подшипник 13, отварачивают болты и отсоединяют крышку водила, дистанционные шайбы, сателлитные шестерни 8, втулки. При необходимости выколоткой выбивают оси, отворачивают винты и снимают шпонки.

Далее разбирают водило первой ступени, для чего вынимают стопорную шайбу, снимают блок шестерни 6, отворачивают сто­ порные винты, снимают кольцо 16 и зубчатую муфту 7. Съемником снимают наружный подшипник 23. Вынимают стопорную шайбу и выколоткой выбивают шестерню 2 с подшипником, снимают под­ шипник. Отворачивают болты, снимают крышку водила, дистан­ ционные шайбы, сателлитные шестерни 3. При необходимости вы­ колоткой выбивают оси водила, отворачивают винты, снимают шпонки. Вынимают кольцо и съемником вынимают внутренний подшипник водила. В случае износа зубьев венцов съемником выпрессовывают с корпуса редуктора венцы 4 и 9.

Контроль. Осмотреть состояние зубьев шестерен и венцов ре­ дуктора. Поломка, трещины, значительный износ зубьев недопу­

194



стимы. Обратить особое внимание на солнечные шестерни, кото­ рые подвергаются износу в первую очередь.

Проверить состояние подшипников. Трещины обойм, повышен­ ный износ беговых дорожек, поломка сепараторов, роликов (иго­ лок) и другие дефекты не допускаются.

Осмотреть торцовые поверхности дистанционных шайб. Шайбы с повышенным износом подлежат замене. Проверить гайки и гнез­ да под подшипниками; на них не допускаются забоины, царапины и повышенный износ. Осмотреть и заменить изношенные манжет­ ные уплотнения и крепеж. Прочистить, промыть и продуть сжатым воздухом смазочные отверстия в деталях.

Сборку редуктора необходимо вести в чистом помещении, исключающем попадание грязи, пыли и влаги в редуктор. Перед сборкой все детали редуктора, в том числе подшипники, следует очистить от грязи, старой смазки, с них должны быть удалены ржавчина, забоины и другие дефекты. Детали промыть в керосине или уайт-спирите, осушить сжатым воздухом или очистить сал­ фетками.

Сборка редуктора производится в последовательности, обрат­ ной разборке. Игольчатые подшипники устанавливают свободно, от руки или легкими ударами по деревянной подставке. Остальные подшипники перед установкой нагревают в масле до температуры 80—100 °С. После сборки водил сателлитные шестерни должны свободно вращаться от руки и иметь осевой люфт 0,1—0,2 мм, ко­ торый достигается путем шлифовки или подбором дистанционных шайб. В процессе сборки детали должны свободно, без лишних усилий и перекосов, устанавливаться на свои места. Затяжку кре­ пежа производить равномерно в противоположных местах.

Работу собранного механизма проверяют вращением от руки валика центральной шестерни 2; валик должен вращаться свобод­ но, без заеданий и рывков.

Уплотнение

В центрифугах со шнековой выгрузкой осадка применяются два типа уплотнений, в зависимости от исполнения центрифуги. Различие между уплотнениями заключается в степени изоляции внутренней полости машины, т. е. зоны обработки продукта от окружающей среды. На центрифугах общего назначения устанав­ ливаются обычные негерметизирующие лабиринтные уплотнения, а на центрифугах для обработки пожароили взрывоопасных про­ дуктов— герметизирующие, допускающие эксплуатацию при из­ быточном давлении инертного газа в зоне обработки продукта.

На рис. IV-11 показан разрез герметизирующего уплотнения, устанавливаемого на цапфе ротора, в сборе с опорой. Корпус 8 уплотнения состоит из рубашки, имеющей подводы и отводы охла­ ждающей и запирающей жидкостей, и двух фланцев, одним из ко­

торых он крепится к опоре, а

вторым — к

кожуху

центрифуги.

Внутрь фланцев вмонтированы

графитовые

кольца

23 и 15. Эта

7'

195


часть уплотнения является неподвижной. К подвижной части от­ носятся: втулка 14, надетая на цапфу ротора, и две металлические обоймы 9, которые прижимаются к графитовым кольцам пружи­ нами 10 и запирающей жидкостью. Резиновые кольца 18, установ­ ленные между обоймами и втулкой 14, обеспечивают самоуста-

іо& 11 п}

/

і

1 8

1 7

1 в

Рис. ІѴ-11. Герметизирующее уплотнение центрифуги ОГШ-353К-2:

1, 6 —крышки подшипников; 2, 3, 14 — втулки; 4 — шарикоподшипник; 5 — корпус подшипника; 7, 11, 17, 18, 19, 21, 22—резиновые кольца; 8—корпус уплотнения; 9— обойма; 10— пружина; 12, 13 — кольца; 15, 23 — графитовые кольца; 16 — ко* жух центрифуги; 20—фланец.

новку обойм относительно графитовых колец и уплотняют соеди­ нение между ними. Вращение от втулки к обоймам передается штифтами.

Изменяя давление запорной жидкости, регулируют удельное давление на трущихся парах. Запорная жидкость должна быть нейтральной по отношению к обрабатываемому продукту. Ее цир­ куляция способствует отводу тепла, образующегося в результате

196

трения обойм о графитовые кольца. Все соединения уплотнения выполнены на резиновых кольцах.

С помощью описанных уплотнений в кожухе центрифуг ОГШ поддерживается давление до 0,05 кгс/см2.

Разборка уплотнения производится в следующем порядке. Прежде всего отсоединяют трубопроводы охлаждения уплотнения. Затем отворачивают и снимают болты, соединяющие опору с уплот­ нением; съемником снимают с вала опору в сборе с подшипником и лабиринтными кольцами. Далее с вала снимают уплотнение. Не­ которые конструкции позволяют снять опору в сборе с уплотне­ нием.

При разборке опоры снимают лабиринтные втулки 2, 3, откреп­ ляют и снимают крышки подшипников /, 6. Съемником вынимают подшипник 4 с корпуса опоры. Далее отворачивают болты и сни­ мают кольца 12 и 13. Отворачивают болты и снимают фланец 20 с графитовым уплотнением 23, вынимают уплотняющее кольцо 7, обойму 9 и пружины 10. Снимают втулку 14, уплотняющие кольца

18, 21 и 22.

Контроль. Проверить качество трущихся поверхностей уплот­ нения, обратив особое внимание на состояние деталей из графита; большой износ, трещины и изломы деталей не допускаются. Про­ верить посадочные поверхности на отсутствие забоин. Осмотреть сварные швы рубашки. Продуть сжатым воздухом отверстия си­ стемы охлаждения. Проверить исправность прокладок, уплотняю­ щих колец, пружин и подпятника; изношенные детали заменить.

Сборка уплотнения производится в последовательности, обрат­ ной разборке. Перед сборкой детали промыть в уайт-спирите, осу­ шить сжатым воздухом и вытереть чистыми салфетками. Затем металлические детали смазать легким слоем машинного масла. Опору подшипника заполнить смазкой «ЦИАТИМ-202».

4.ОБСЛУЖИВАНИЕ ЦЕНТРИФУГ

Подготовка к пуску и пуск

Подготовка центрифуги ОГШ к пуску весьма проста. Как обычно, необходимо прежде всего произвести тщательный внеш­ ний осмотр машины, убедившись в отсутствии посторонних предме­ тов и наличии ограждений на приводе и редукторе центрифуги. Проверить надежность крепления редуктора, питающей трубы, подшипников ротора, амортизаторов, электродвигателя, механиз­ ма защиты редуктора. Убедиться в наличии смазки в редукторе, при необходимости добавить ее по контрольной пробке. Убедиться в достаточном количестве консистентной смазки в подшипниках ротора. Убедиться в свободном открытии и закрытии загрузочного и промывного устройств. Если привод центрифуги комплектуется пускотормозной турбомуфтой, проверить уровень масла в ее емкости.

197