Файл: Лукьяненко, В. М. Промышленные центрифуги.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

имеют цилиндрическую форму. Фильтрующие отверстия в обечайке ротора обычно располагаются в шахматном порядке.

Серьезные требования предъявляются к фильтрующей основе ротора. От правильного выбора ее, способа крепления, удобства промывки, очистки и замены, а также от долговечности и надеж­ ности во многом зависит эффективность применения центрифуги. Этим объясняется разнообразие фильтрующих основ и способов их крепления в роторе.

На рис. 11-13 изображен ротор центрифуги ФГН-1801У-1, кото­ рый состоит из трех частей; днища 1, перфорированной обечайки 2

Б-Б

Рис. П-14. Закручивающий аппарат:

/ — днище ротора; 2 —обечайка; 3, 6 — сухари; 4—кольцо (диск); 5—болт.

и переднего борта 3. По внутренней цилиндрической поверхности ротора укладывается фильтрующая основа из двух сит — дренаж­ ного 8 и фильтрового 7, причем первое располагается под вторым. В качестве дренажного сита обычно применяется сетка № 4—1,4 (ГОСТ 3826—66), в качестве фильтрующего — сетка саржевая двухсторонняя С56 (ГОСТ 3187—65). По окружности ротора сита крепятся двумя разрезными перфорированными кольцами 4, а по ширине — перфорированной планкой 5 и специальными болтами 6 с низкой головкой. Все болты обязательно стопорятся лепестко­ выми шайбами 9.

На рис. П-14 изображен закручивающий аппарат отстойного двухстороннего ротора центрифуги 2ОГН-2201У-1, предназначен­ ный для сообщения вращательного движения поступающей из пи­

тательных

труб суспензии.

Аппараты расположены в

центрифуге

с правой

и

левой сторон

центрального днища (см.

рис. 11-11).

Каждый

аппарат состоит из кольца (диска) 4 и двух рядов суха­

рей — наружного 3 и внутреннего 6, смещенных относительно друг друга по окружности на 15°. Сухари расположены под углом 15° к образующей обечайки ротора. Наружный ряд их приварен к днищу /, а к ним приварено кольцо. Внутренний ряд сухарей яв­ ляется съемным и располагается между кольцом и днищем. Бол­ тами он крепится как к днищу, так и к кольцу. На расстоянии 125 мм от наружного диаметра кольца (диска) к днищу приварена обечайка 2 высотой 55 мм, назначение которой — исключить взму­ чивание и промоины осадка в зоне раскручивающего элемента.

На рис. 11-15 изображен элемент ротора центрифуги ФГН-1254К-7, в котором применены быстросъемные прижимы фильтрующей ос­ новы. Непосредственно к обечайке сита прижимаются с каждой стороны шестью сегментами 4 из листовой стали с приваренными бобышками <3. Стопорение прижимного винта 1 осуществляется контргайкой 2. По ширине ротора сито накладывается внахлест и сшивается проволокой.

Рис. 11-15. Элемент

Рис. П-16.

Элемент ротора

центрифуги

ротора центрифу­

 

ФГН-633К-2:

 

ги ФГН-125:

1— съемный борт; 2—сито фильтровое;

3—сито дре­

/ — винт;

2—контр­

нажное; 4— перфорированная обечайка;

5—днище ро­

гайка; 3 — бобышки;

тора; 6 —болт; 7 —стопорная шайба; 8 — шнур.

4— сегмент.

 

 

 

Ротор

центрифуги

ФГН-633К-2

(рис. П-16) имеет съемный

борт /, который крепится к перфорированной обечайке 4 болтами 6 и стопорными шайбами 7. Это более прогрессивный метод крепле­ ния фильтрующей основы по сравнению с креплением специаль­ ными винтами. На днище ротора 5 имеется кольцевая канавка, а на съемном борту — впадина, куда вкладываются края фильтро­ вого сита 2 и дренажного сита 3. При креплении борта происходит натяжение сит. Поперечные стыки фильтрующей и дренажной се­ ток свариваются контактной сваркой внахлест. Под действием цен­ тробежной силы сита плотно прижимаются к обечайке.

Плоскость разъема переднего борта и обечайки ротора уплот­ няется шнуром 8 из материала, стойкого к обрабатываемому про­

дукту.

Роторы, предназначенные для разделения суспензий с сильно агрессивной жидкой фазой, в ряде случаев выпускаются в гумми­ рованном исполнении, т. е. покрываются эбонитом, полуэбонитом или резиной. В центрифуге ФГН-1253Г-6 ротор гуммируется полу­ эбонитом.

43


При этом фильтрующая основа может крепиться двумя спосо­ бами. По первому способу (рис. II-17, а), она крепится с помощью

 

 

 

двух

разрезных

колец

и

 

 

 

планки, т. е. аналогично

 

 

 

креплению сит в рото­

 

 

 

рах центрифуг ФГН-180,

 

 

 

2ФГН-220-1У-1

 

и

др.

 

 

 

По

 

второму

 

способу

 

 

 

(рис.

11-17, б)

края

филь­

 

 

 

трующего сита

загибают­

Рис. II -17. Крепление сит в гуммированном

ся

в

специально прото­

ченные по периметру ро­

роторе:

 

 

а — первый способ; б — второй

способ; I —сито

дре­

тора

канавки

 

и

закре­

нажное; 2 —сито фильтровое;

3 — кольцо; 4 *- гумми­

пляются круглым шнуром

ровка; 5 — резиновый шнур.

 

R-R

 

 

из

материала,

 

стойкого

 

 

к

обрабатываемой

среде

 

 

 

(резина и пр.).

 

 

 

 

 

 

 

 

Детали ротора, не по­

 

 

 

крытые

полуэбонитом

 

 

 

(планки, крепеж и т. д.),

 

 

 

изготовляются

 

из

спла­

 

 

 

вов титана или из стали

 

 

 

X17H13M3T.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Установка сит в рото­

 

 

 

ре. Для удобства сборки

 

 

 

небольшие роторы можно

 

 

 

ставить

вертикально —

 

 

 

днищем вниз на подстав­

 

 

 

ку. Общая высота ротора

 

 

 

с подставкой

 

не должна

 

 

 

превышать

1,5

м.

наруж­

 

 

 

 

Внутренние

 

и

 

 

 

ные

поверхности

ротора

 

 

 

необходимо

очистить

от

 

 

 

продукта или грязи, про­

 

 

 

тереть и продуть сжатым

 

 

 

воздухом. При этом сле­

 

 

 

дует

обратить

 

внимание

 

 

 

на

 

состояние

 

сварных

 

 

 

швов и отверстий перфо­

 

 

 

рации роторов,

бывших

Рис. 11-18. Приспособление для контактной

длительное время в экс­

плуатации

 

 

 

 

 

 

сварки сит:

4

 

Подготовкаі к установ­

/ —стойка; 2 — регулировочный винт; 3 — шарнир;

ке.

ребро; '5 — обечайка.

 

Отрезать кровельными

ножницами развертку си­ та перед укладкой в ротор. Длина развертки определяется по фор­ муле L = 3,14D (где D — внутренний диаметр ротора). Для сит центрифуг типа ФГН-125 (рис. П-6) и ФГН-633К-2 (рис. П-3) к

44


полученной величине прибавляется 40—60 мм на образование на­ хлеста. Ширина сита равна внутреннему расстоянию между дни­ щами (см. рис. II-13) или их углублениями (см. рис. II-16).

Продольные стыки сит роторов центрифуг ФГН-633К-2, ФГН-903К-1 и некоторых других свариваются контактной сваркой встык или внахлест с помощью специального приспособления (рис. П-18). Допускается установка сит без сварки, однако при этом стыки следует прикрепить к ротору проволокой из соответ­ ствующего материала, скрученной снаружи. Продольные стыки сит и винтовые зажимы необходимо располагать на отмеченных риска­ ми местах ротора, в противном случае после сборки ротор может оказаться разбалансированным.

Крепление сит кольцами и планками надо производить в сле­ дующем порядке:

уложить в ротор дренажное сито, а затем фильтровое; через отверстия перфорации закрепить проволокой дренажное

сито; закрепить фильтровое сито с помощью приспособления

(рис. ІІ-19), которое состоит из оправки 1, закрепленной в отвер­

стии ротора, регулируе­

 

мого рычага 2 и прижима

 

3, армированного деревян­

 

ными колодками;

 

 

закрепить

поперечный

 

стык

ротора

планкой 5

 

(см. рис. П-13).

сита

 

Закрепленные

 

должны плотно прилегать

 

к обечайке.

Допускается

 

местное выпучивание сита

 

площадью

не

более

 

300X300 мм, высотой не

 

более 2 мм.

 

 

 

Сборка сит в роторе

 

центрифуги

ФГН-631Т-3

Рис. ІІ-19. Приспособление для установки сит

осуществляется

следую­

в роторе:

щим

образом.

В ротор

/ — оправка; 2—регулируемый рычаг; а —прижим.

вставляют подкладное си­ то; обечайку защитного листа снаружи обтягивают тканью, соединяя

концы внахлест. На краях обечайки ткань подгибают внутрь и вставляют обечайку в ротор до упора в заднее днище. При этом обечайка и сито должны зайти в кольцевую канавку на днище. С противоположного торца обечайка зажимается передним съем­ ным бортом ротора.

Края обечаек вдоль поперечного разреза крепятся к обечайке ротора винтами с потайной головкой и гайками, которые стого-

рятся лепестковыми шайбами.

винтовыми

устройствами.

Установка

сит с креплением

После укладки

фильтрующего сита

производится

установка и

45


предварительное прижатие его сегментами 4 (см. рис. 11-15). При­ легание сит к поверхности ротора регулируется приспособлением, изображенным на рис. II-19. Затем производится окончательное закрепление сит винтами 1 и гайками 3 (рис. П-15). Поперечный стык сшивается проволокой.

Станина

Станина представляет собой основную несущую деталь центри­ фуги. В центрифугах ФГН-351К-1 (МГ-350Н) передняя часть ста­ нины является кожухом ротора, а задняя — основанием для уста­ новки на ней узла главного вала, тормоза и других узлов.

Станина отливается из чугуна. Передняя часть ее закрывается шарнирно подвешенной крышкой, на которой монтируются меха­ низмы среза, питатель, труба промывки, отсосные трубы и другие

узлы. В

верхней части имеются штуцеры для

отсоса паров

и газов.

 

 

В центрифугах ФГН-125 (см. рис. ІІ-5 — ІІ-7) станина и кожух

выполнены

раздельно: станина — литой чугунной,

кожух — свар­

ным из листовой стали. Массивная задняя стенка кожуха присо­ единена болтами к передней торцевой стенке станины, а опорными лапами — к плите станины. Внутренняя часть станины служит масляной ванной.

В центрифугах ФГН-90 кожух со станиной также выполнены раздельно, но внутренняя полость станины уже не используется как масляная ванна. Маслонасосная станция, блок электрогидравлических золотников, клеммная коробка, контрольно-измеритель­ ные приборы вынесены в отдельный самостоятельный узел.

Станина центрифуг типа ФГН-1801У-1 с расположением ро­ тора между опорами достаточно подробно описана выше (стр. 33).

Станина центрифуги ФГН-2001К.-1 по своей конструкции в ос­ новном аналогична станине центрифуги ФГН-180, но имеет ряд существенных отличий. Верхняя ее часть выполнена сварной из ли­ стовой нержавеющей стали, а нижняя — комбинированной: корпус и днище — из листовой стали, а тумбы под опоры главного вала и ротора отлиты из углеродистой стали 25Л-ІІ и приварены к кор­ пусу. Поскольку внутренняя поверхность передней тумбы одновре­ менно является течкой отфильтрованного продукта, она футеро­ вана листовой нержавеющей сталью. В этой машине маслонасос­ ная станция, в отличие от центрифуги ФГН-180, вынесена из ста­ нины (задней тумбы) и выполнена как самостоятельный агрегат.

Станина центрифуги 2ОГН-2201У-1 представляет собой как бы соединение двух станин с зеркальным расположением на торцовых стенках всех штуцеров, приливов и люков. По конструкции она сходна со станиной центрифуги ФГН-2001К-1.

Поскольку в настоящее время центрифуга изготовляется только в углеродистом исполнении, станина выполнена цельнолитой. На внутренней поверхности станины установлен змеевик обогрева ро­ тора. Станина имеет общий штуцер отвода фугата и промывных

46


вод и общую нишу на противоположной стенке станины для уста­ новки двух электрогидравлических блоков золотников.

Для отвода осветленной жидкости из ротора предусмотрен ме­ ханизм отсоса, а для жидкости, переливаемой через борт,— штуцер отвода фугата и промывных вод. На центрифуге устанавли­ ваются два механизма отсоса, которым соответствуют два анало­ гичных штуцера и приливы для их установки на станине.

В отличие от станины отстойной центрифуги, станина центри­ фуги 2ФГН-2201У-1 имеет внутреннюю перегородку, которая делиг ее на две симметричные части; благодаря этому возможно от­ носительное смещение циклов в правой и левой частях ротора. На внутренней поверхности станины установлены два раздель­ ных змеевика обогрева для каждой половины ротора, поэтому в станине предусмотрены и соответствующие штуцеры подвода пара и отвода конденсата, а также приливы для крепления змеевиков.

Каждая полость станины имеет свой штуцер отвода фильтрата и промывных вод.

Футеровка станин изготовляется из отдельных листов корро­ зионностойкой стали. Соответствие конфигурации отдельных частей футеровки форме корпуса достигается благодаря применению шаб­ лонов из картона с последующей подгонкой футеровки.

Для обеспечения герметичности швов сварка частей футеровки должна производиться внахлест квалифицированным сварщиком; желательно применение аргонодуговой сварки. Швы зачищаются от окалины до металлического блеска. Герметичность футеровки испытывается путем подачи воды под давлением в полость между футеровкой и чугунной станиной. Обнаруженные дефекты устра­ няются заваркой.

Главный вал

Главный вал является наиболее нагруженной и ответственной деталью центрифуги. Он работает при знакопеременных нагрузках, поэтому предъявляются высокие требования как к механическим свойствам металла, из которого он изготовлен, так и к чистоте об­ работки его поверхности. Не допускаются риски, царапины, микро­ трещины и другие дефекты, которые могут вызвать разрушение вала в процессе эксплуатации центрифуги. Особое значение имеет тщательное выполнение галтелей в местах перехода диаметров вала. Обычно главный вал центрифуги изготовляют из легирован­ ной конструкционной стали 38ХА.

В центрифугах с консольным расположением ротора главный вал 5 (рис. ІІ-20) монтируется в чугунном литом корпусе 7 на двух подшипниках качения 3 и 8. На конце вала, где крепится ротор, устанавливается более мощный подшипник, а там, где устанавли­ вается шкив или муфта привода, — менее мощный. Подшипники насаживаются на шейки вала по плотной посадке (Пп), а по наружному диаметру—-по скользящей (Сп). Коренной подшипник

47