Файл: Лукьяненко, В. М. Промышленные центрифуги.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

фиксируется по внутренней и наружной обоймам, задний — только по внутренней обойме. Свободное перемещение наружной обоймы вместе с валом позволяет компенсировать температурные измене­ ния длины вала. Жидкая смазка подается на подшипники через*

а=0,5

Рис. 11-21. Главный вал центрифуги с расположением ротора меж­ ду опорами:

/ — вал; 2 — задний коренной подшипник;

3—заднее

лабиринтное уплотнение

между кожухом и валом; 4 —переднее лабиринтное

уплотнение между кожу­

хом и валом; 5—передний

коренной подшипник.

регулируемые указатели движения масла 9\ масло отводится из корпуса через трубку /. В местах выхода вала из корпуса устано­ влены лабиринтные кольца 6 и 12.

Корпус привода устанавливается на станине и крепится бол­ тами с обязательным стопорением шайбами. Место установки при­ вода фиксируется контрольными штифтами,

При расположении ротора посередине главного вала центри­ фуги последний устанавливается на двух отдельных подшипнико­ вых опорах (рис. II-21). В подшипниках применяются лабиринтные или манжетные резиновые уплотнения. Опоры крепятся на станине шпильками или болтами и обязательно стопорятся шайбами. Ма­ териал вала — конструкционная сталь 40 или 45.

Во всех автоматических центрифугах с ножевым съемом осад­ ка, кроме ФГН-351К-1 (лабораторной) и 2ФГН-2201У-1, приме­ няется циркуляционная смазка подшипников от насосной станции.

Разборка, контроль и сборка главного вала центрифуг с консольным расположением ротора

Работы рекомендуется вести на подставке или на металличе­ ском столе высотой 0,8—1 м. Шпонки следует крепить проволокой, не вынимая их из пазов.

Разборка. Открепить и снять крышки 4 и 10 (см. рис. II-20). Легким постукиванием через подкладку из мягкого металла (алю­ миния, меди) по торцу вала со стороны заднего подшипника 8 вы­ вести вал с закрепленными подшипниками из корпуса (при этом передний конец вала поддерживается грузоподъемным устрой­ ством). Уложить вал на подставку или стол. После снятия лаби­ ринтного кольца 12 и установочных гаек 11 и 2 демонтировать

49


подшипники винтовыми (рис. II-22) или гидравлическими (рис. II-23) съемниками. Гидравлический съемник приводят в действие, нака­ чивая масло в полость цилиндра 2 рукояткой 7. Лапы 5 гидросъем­ ника сменные.

Контроль. Осмотреть детали. Подшипники, имеющие повышен­ ный износ, трещины на обоймах или сепараторах, задиры на бего­ вых дорожках, подлежат замене.

Сборка и регулировка. Подшипники качения перед установкой на валу должны быть промыты в керосине или уайт-спирите, а после установки смазаны свежей смазкой. Все остальные детали следует смазать тонким слоем машинного масла.

Рис. ІІ-23. Гидравлический съемник подшипников:

/ — поршень; 2 — цилиндр; 3— корпус; 4— упор; 5—лапа; ff—плунжер; 7—рукоятка.

Сборка главного вала производится в порядке, обратном раз­ борке. Прежде всего на вал надевают лабиринтное кольцо, а за­ тем подшипники. Предварительно подшипники в течение 15— 20 мин прогревают в масляной ванне до 80—100 °С и затем быстро надевают, чтобы не допустить их охлаждения. Крупные валы соби­ рают в горизонтальном положении, мелкие — в вертикальном. После закрепления подшипников гайками и установки лабиринт­ ных колец собранный вал монтируют в корпусе. В конце сборки закрепляются крышки 4 и 10 (см. рис. П-20). Затягивать болты рекомендуется равномерно, с противоположных сторон.

После сборки вручную проверяют легкость вращения вала и зазоры в лабиринтных уплотнениях. Если вал вращается туго или зазоры а меньше 0,5 мм, можно поставить дополнительные про­ кладки под крышки 4 и 10.

Разборка, контроль и сборка главного вала центрифуг с расположением ротора между опорами

Конструкция главного вала, показанная на рис. 11-21, приме­ няется в тяжеловесных центрифугах, поэтому работы ведутся не­ посредственно на полу, цеха. Последовательность разборки и сбор-

50

кй такая же, как в описанных ранее случаях. При демонтаже под­ шипников рекомендуется применять гидравлические съемники. Прогрев крупных подшипников в масле следует вести в течение

20—30 мин.

Торцовые уплотнения главного вала

Впоследнее время для разделения суспензий взрывоопасных продуктов стали широко применять горизонтальные автоматиче­ ские центрифуги. Одно из главных требований к ним — обеспече­ ние герметичности кожуха центрифуги. При этом наиболее трудо­ емкой операцией является уплотнение ввода в кожух главного вала, который в различных центрифугах вращается со скоростью от 1000 до 2500 оборотов в 1 мин.

Вцентрифугах ФГН-1254К-7 и ФГН-903К.-1 применено несамо­ разгружающееся одинарное торцовое уплотнение (рис. П-24), со­ стоящее из неподвижной металлической камеры 2 и подвижной металлической втулки 4. Во втулку, вращающуюся вместе с валом, вмонтировано углеграфитовое кольцо 8. Герметичность ввода глав­ ного вала достигается плотным прилеганием рабочей (трущейся) поверхности неподвижной металлической камеры и вращающегося графитового кольца. Удельное давление на трущиеся поверхности создается пружиной 13 и регулировочными винтами 12. Для обе­ спечения равномерного поджатая трущейся поверхности регулиро­ вочными винтами необходимо попеременно ввинчивать располо­ женные диаметрально противоположно винты не более чем на Ѵа оборота.

Металлическая камера 2 имеет подводящий и отводящий шту­ цера. Ввод охлаждающей жидкости необходимо подключать к нижнему штуцеру, а отвод — к верхнему. Охлаждающая жидкость (как правило, вода) поступает в штуцер через резиновые шланги длиной не менее 200 мм. Расход охлаждающей жидкости состав­ ляет 350—400 л/ч; средняя температура ее на входе в уплотнение

16—18 °С,

на выходе 20—22 °С. Камера крепится к фланцу ко­

жуха 1 с

помощью резиновой диафрагмы 11 и благодаря этому

самоустанавливается по отношению к подвижной части уплотнения. Вращающаяся втулка 4 насаживается на вал неподвижно, фик­ сируется шпонкой и поджимается ступицей ротора к буртику вала через резиновое кольцо 6. Внутрь втулки вставлена металлическая обойма 7 с запрессованным графитовым кольцом 8, которую удер­ живает от проворачивания штифт 9. Под торец обоймы наклеены мягкая резиновая прокладка 3 и уплотнительное резиновое коль­ цо 5, вследствие чего обойма самоустанавливается по отношению

к неподвижной части уплотнения.

Для защиты уплотнения от попадания фугата и промывных

вод его часто отделяют от внутренней полости кожуха металличе­ ской перегородкой 10.

В машинах, предназначенных для обработки агрессивных сред, все детали уплотнения выполняются из коррозионностойкой стали

51



ХІ8Н10Т, X17H13M3T или титанового сплава, кроме камеры, кото­ рая изготовляется из стали 1Х17Н2. Для придания трущимся по­ верхностям твердости 35HRC камеру подвергают обработке на установке ТВЧ.

Вода

Рис. П-24. Несаморазгружающееся

Рис.

П-25. Саморазгружа'ю-

 

торцовое уплотнение:

щееся торцовое уплотнение:

1— металлическое кольцо; 2—камера; 3

1, 2,

3 — резиновые

кольца; 4— ка-

прокладка; 4—втулка; 5, 6—резиновые

мера; 5 — пружина;

6—регулировоч-

кольца;

7—обойма; 8 — углеграфитовое

ный винт;

7 — фланец;

8 — графито­

кольцо;

9—штифт; 10—перегородка; 11 —

вое кольцо;

9— обойма;

10— втулка.

диафрагма; 12— регулировочные винты;

 

 

 

 

 

 

13— пружина.

 

 

 

 

 

Диафрагма 11 изготовляется из кислотостойкой или бензо­ маслостойкой резины, в зависимости от обрабатываемого про­ дукта. Кольцо 8 обычно выполняется из графита марки 2П-1000 и для увеличения плотности пропитывается парафином.

Описанное уплотнение применимо только в тех центрифугах, в которых избыточное давление не превышает 500—700 мм вод. ст. При больших давлениях герметичность уплотнения нарушается, так как конструкция его не является саморазгружающейся.

Для обеспечения герметичности кожуха центрифуг при избы­ точном давлении 700—2500 мм вод. ст. было разработано и при­

52


менено саморазгружающееся одинарное торцовое уплотнение (рис. П-25), также состоящее из подвижной и неподвижной ча­ стей. Неподвижной частью является металлическая камера 4, подвижной — металлическая обойма 9 с запрессованным графито­ вым кольцом 8.

Отличительной особенностью этого уплотнения является то, что

камера расположена со стороны кожуха, а вращающаяся

обой­

ма — со стороны переднего подшипника, благодаря чему

усилия

от внутреннего давления в кожухе почти полностью уравновешены. Герметичность соединения между кожухом и камерой дости­ гается одним или двумя бесконечными резиновыми кольцами 2, ко­ торые, кроме того, позволяют • камере самоустанавливаться по отношению к подвижному графитовому кольцу. Герметизация по­ движной металлической обоймы с графитовым кольцом осуще­ ствляется установкой между буртом вала и обоймой резинового

кольца 1.

Вал защищен от действия агрессивных сред металлической втулкой 10 и резиновым кольцом 3. Материал втулки выбирается соответственно исполнению машины.

Фланец 7 с помощью пружин 5 и регулировочных винтов 6 при­ жимает камеру к графитовому кольцу; при этом создается необхо­ димое удельное давление на трущиеся поверхности.

Описанные уплотнения успешно работают при окружных ско­ ростях на трущихся поверхностях 18 м/с и применяются на центри­ фугах ФГН-633К-1, ФГН-633К-2, ФГН-1254К-7 и др.

Разборка, контроль и сборка торцовых уплотнений

При разборке и контроле торцового уплотнения главного вала центрифуг ФГН-1253К-1, ФГН-903К-1 (см. рис. ІІ-24) необходимо прежде всего отключить и отсоединить электро- и гидрокоммуника­ ции центрифуги и съемником демонтировать ротор, а затем откре­ пить и снять кожух центрифуги, предварительно открепив кольцо 1 и сняв перегородку 10.

Разборка. Сняв резиновое кольцо 6, повернуть втулку 4 так, чтобы паз попал на шпонку. Затем снять втулку с обоймой 7 и штуцера с шлангами подвода и отвода воды. После этого снять камеру 2 с диафрагмой 11.

Контроль. Детали торцового уплотнения положить на чистый стол и осмотреть, обратив особое внимание на состояние трущихся поверхностей. Графитовые кольца с большим износом, трещинами, сколами, не позволяющими осуществить уплотнение, подлежат за­ мене. При незначительном местном выкрашивании трущиеся по­ верхности графитовых колец притереть на притирочной плите.

Замена углеграфитовых колец. Для выпрессовки углеграфито­ вого кольца из обоймы узел следует нагреть до 300—400 °С и вы­ нуть кольцо. Обойму можно расточить на токарном станке. Кольцо приклеивается к обойме клеем ГЭН-150В либо эпоксидными смо­ лами ЭД-5 или ЭД-6.

53