Файл: Копелевич, Ю. Х. Возникновение научных академий. Середина XVII - середина XVIII в.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 0
к Обществу, а государственные деятели не понимали его целей и методов. «Богатые люди, которые надеялись на его содействие в расширении своего состояния и своих предприятий, были разочарованы тем, что оно не дало ценных результатов так быстро, как они того ожидали» [172, с. 72]. Испытывая недостаток в денежных сред ствах, Общество вынуждено было всячески привлекать в свои ряды лиц, имеющих лишь очень отдаленное отно шение к науке. По подсчетам Лайонса, эта категория на протяжении всего первого столетия существования Обще ства составляла две третьих, а то и три четверти его состава.25
Недостаток средств был постянным бедствием. Тех взносов, которые уплачивались членами Общества, и еди новременных пожертвований отдельных богатых «благо детелей» явно недоставало для покрытия расходов на опыты и скромной оплаты нескольких должностных лиц. К тому же взносы уплачивались нерегулярно, и руковод ство Общества постоянно было озабочено тем, как упоря дочить его финансовые дела. Например, по отчету казна чея за 1673 г. из числившихся по списку 146 членов Об щества только 53 «платили правильно», 79 не платили, а 14 находились за пределами страны.26
Но постоянный денежный дефицит был далеко не единственным затруднением в работе Общества. Этот но вый по своему духу и своим задачам институт, бросив ший вызов традиционной науке, не мог не вызывать на падок со стороны ее представителей. Даже покровитель ство со стороны короля не могло надежно оградить Лондонское общество от нападок, и ему приходилось постоянно защищаться от всевозможных обвинений.
25 |
C началом |
XVIII |
в. |
число членов |
постепенно возрастает, |
к середине века до 320, |
а к середине XIX в. доходит до 766. |
||||
26 |
Уэлд [213, |
т. I. |
с. |
246] цитирует |
рукописный документ |
этого времени, в котором перечислены члены Общества, оказы вающие ему денежную поддержку. Среди них имена Броункера, Бойля, Петти, Уоллиса. Против имен Гука и Ньютона в этом списке помечено: «не деньгами, а постановкой опытов». Известно, что Ньютон в 1674 г. просил об освобождении его от понедельных взносов, и Совет сделал это редкое исключение «бедному кем
бриджскому ученому» [213, т. I, с. |
251]. |
Задолженность |
по взно |
сам, составлявшая уже в 1663 г. |
158 ф. |
ст., к 1670 г. |
возросла |
до 1475 ф. ст. |
|
|
|
60
Примечательным актом такой защиты была изданная в 1667 г. книга Томаса Спрата,27 молодого священника, который был принят в число членов Общества в 1663 г. и вскоре приступил к работе над этим сочинением, оче видно, по прямому заданию Общества. Хотя книга назы вается «Историей» Общества, она представляет собой ско рее апологию или своего рода развернутый мапнфест, который ставил своей задачей разъяснить широкой пуб лике цели Общества и ответить на враждебные выпады против него. На фронтисписе книга символическая сцена увенчания Карла II, рядом с постаментом — сидящая фи гура Фрэнсиса Бэкона. Книга открывается обращением к королю и одой Королевскому обществу, в которой много возвышенных строк также посвящено Бэкону. Поэт срав нивает Бэкона с библейским Моисеем, Бэкон «вывел нас к истинному пределу земли благословенной, земли обетованной, и с горной вершины своего возвышенного гения он увидел эту землю и нам ее показал».
После краткого рассказа о пути философии, начиная от древних, Спрат переходит к «современным» экспери ментаторам и прежде всего воздает хвалу «великому мужу, имевшему истинное представление о всей гранди озности этого начинания», лорду Бэкону. «В его книгах повсюду рассеяны самые убедительные аргументы, какие могут быть приведены в защиту экспериментальной фи лософии, и указаны лучшие направления, в каких ее нужно развивать» [200, с. 35]. Сочинения Бэкона, говорит Спрат, могли бы послужить лучшим предисловием к исто рии Лондонского королевского общества.
Общество обвиняют в неуважении к древним авторам. Но разве можно преклоняться перед мнениями, если они расходятся с фактами? «Мы следуем самому древнему из всех авторов — Природе. Мы видим дальше древних, ибо стоим на их плечах». [200, с. 47—48].
Повествуя о событиях 40-х и 50-х годов, об оксфорд ском кружке, о собраниях в Грешем-колледже, Спрат стремится показать, что здесь объединились люди разных
27 Книга Спрата много раз переиздавалась в XVII и XVIII вв. [200, с. 71]. Историю создания книги Спрата см. в монографии Парвер [195]. Парвер показала, что Спрат выступал не как част ное лицо, а от имени Общества, и Общество рассматривало эту книгу как первый публичный отчет о своем возникновении, своей деятельности и политике.
61
религий, разных национальностей и сословий (о разности политических убеждений Спрату в эти годы уже, естест венно, пришлось умолчать). «Они открыто заявили, что намерены основать философию не английскую, шотланд скую, ирландскую, папистскую или протестантскую, а фи лософию человеческую» [200, с. 63].
В Общество входят многие представители «частных профессий», большая часть его членов — свободные и не зависимые «джентельмены». Это обстоятельство предохра няет Общество от двух бедствий для науки. Во-первых, засилье практиков приводит к тому, что от науки требуют слишком быстрых практических выгод, а это ослабляет науку и создает «неблагоприятную диспропорцию в ее развитии», ибо процветает в ней не лучшее, а более «прибыльное». Во-вторых, среди философов-профессиона лов неизбежно создаются авторитеты, «школы», суборди нация учителя и учеников, что мешает «свободной фило софской консультации», которая так необходима новой науке [200, с. 67—68]. Общество так многочисленно по тому, что «дух экспериментирования» проникает теперь повсюду — в мастерскую механика, на поле фермера, на корабль купца. Но материальные средства Общества пока еще скудны. Вера народа в экспериментальную филосо фию еще не так сильна, чтобы люди разных сословий жертвовали на нее своп ценности. Но наступит время, и они поймут это. Ведь если бы король Англии в свое время не поскупился снарядить несколько кораблей для Колумба, то сейчас серебро Вест-Индии текло бы в Лон дон, а не в Севилью [200, с. 77].
Недостаточная точность опытов подрывала в прошлом доверие к ним. Члены Общества добиваются того, чтобы все процессы проходили у них перед глазами. «Соединив свои глаза и руки», экспериментаторы достигают «пол ного понимания объекта во всех его проявлениях» и мо гут гарантировать себя от тех ошибок, которые неиз бежны даже у великих изобретателей. Кроме того, здесь уравновешивают друг друга люди разных темпераментов: осторожные сдерживают нетерпеливых [200, с. 83—85]. В своих собраниях они все равны, и никто не может вознестись над другим, ибо здесь почитают «безыскуственность эксперимента», а не «остроумный комментарий к нему». Разногласия между членами Общества могут быстро разрешаться, «поскольку эти разногласия могут
62
быть основаны не на предмете спекуляций или на мне нии, ¿i только на ощущении» [200, с. 92]. Язык, на кото ром говорят в Обществе, не похож на привычный язык ученых дискуссий. Здесь избегают напыщенности и вы сокопарности. «Они взяли себе за правило... возродить исконную чистоту и краткость языка, когда числу вещей соответствует и число слов. Они потребовали от всех своих сочленов скупого, лаконичного, естественного спо соба высказывания, позитивных выражений, ясного смысла, самородной легкости языка, когда все вещи при водятся, насколько это возможно, к математической про стоте. Языку мудрецов и схоластов они предпочитают язык ремесленников, крестьян и купцов» [200, с. ИЗ].
Приступая к опытам, они стараются познать все, что было сделано по данному вопросу другими. Декарт учит тому, чтобы отбросить все прежнее и начать с пустого места. Но так можно поступать лишь тогда, когда речь идет об идеях. В природе же вещей необходимо накапли вать наблюдения, исправлять прежние ошибки [200, с. 95—97]. Развивая новую экспериментальную науку, они не только заботятся о будущем, но и стремятся «оправдать надежды своего времени». Они были бы более равнодушны и холодны к своему труду, если бы знали, что ничего не созреет на их глазах, а все делается для еще не родившихся поколений. Как рачительные хозяева, они сажают деревья, но и сеют хлеб [200, с. 109—110].
Спрат дает пространный свод опытов и наблюдений, которые ведутся в Обществе по физике, механике, химии, сельскому хозяйству. Экспериментальная наука, гово рит он, даст в руки ремесленникам новые материалы, прежде всего тем, что сделает более надежным морепла вание и более доступным богатства далеких стран [200, с. 381—385], поможет акклиматизировать в стране новые растения, новых животных. Она даст ремесленнику но вые машины, врачу — новые средства лечения больных,
армии — лучшие способы |
строительства |
укреплений и |
||
стрельбы из пушек. |
' |
|
|
|
Общество обвиняют в том, что эксперименты его бы |
||||
вают неточны, непостоянны, дают |
разные |
результаты |
||
даже в руках одного экспериментатора. |
Спрат соглаша |
|||
ется — это действительно |
так. Иногда |
это |
происходит |
|
из-за изменчивости самой природы, |
иногда |
же причина |
в наших ошибках. Но зто говорит лишь о том, что надо
63
снова и снова проверять и совершенствовать опыты [200,
с. 243-245].
Многие спрашивают об опытах: какое прочное благо получим мы от них? Но еще Бэкон учил нас различать опыты «светоносные» и «прибыленосные» (ведь даже бог не создал все времена года сезонами жатвы и сбора пло дов). Одни опыты дают реальную пользу сейчас, другие дают сейчас только свет знания, а пользу дадут в буду щем, по есть и такие, которые лишь удовлетворяют нашу любознательность [200, с. 245].
Самая трудная часть — возражения против обвинений в том, что экспериментальная наука Общества дурно влияет на воспитание, наносит вред христианской рели гии, интересам страны. Спрат спорит с утверждениями, будто разнообразие методов мешает обучению, вносит смятение в молодые умы: наоборот, молодым умам вреден формализм. Надо учить юношество видеть, ощущать, ду мать об осязаемых вещах [200, с. 329—330]. Деловые люди иногда говорят, что эксперименты отнимают время, отвлекают от нужных занятий, воспитывают не людей действия, а «романтиков». Это неверно. Опыты именно приучают к действию, приближают к практике, к труду
[200, с. 333].
Защита от обвинений со стороны церкви 28 сводится в основном к тому, что «Королевское общество принимает все предосторожности, чтобы не вмешиваться в духовные дела» [200, с. 337]. Обучая человека понимать природу, экспериментальная философия освобождает его от суеве рий и страхов, ио не умаляет его восхищения «мудростью природы и ее творца». «Закон разума обеспечивает безо пасность и счастье людей в этой жизни, а христианская религия преследует ту же цель, как для этой, так и бу дущей (т. е. загробной) жизни, следовательно, они не противоречат друг другу» [200, с. 338]. Даже католиче ская церковь, сурово осудившая Галилея, теперь позво ляет своим иезуитам изучать природу, как об этом гово рят бессмертные имена Мерсенна и Гассенди [200, с. 371—373]. А если англиканская церковь будет врагом
28 Лондонское королевское общество обвиняли в том, что оно тянет Англию к «папизму», к римской церкви, в ущерб офи циальной англиканской. Высказывались и претензии к отдельным положениям «новой философии».
64
Эмблема «Л ео іɪол ьдіɪ иы».
Фронтиспис «Истории Лондонского королевского общества»
т. Спрата. Слева — Ф. Бэкон.
того, что необходимо для торговли, мореплавания, меха нических искусств, то как сможет она представлять дух своей нации? В стране еще много бедных. Этому нельзя помочь одними парламентскими актами и законами. Раз вить индустрию можно лишь тем курсом, который при
няло Королевское общество — делом, |
а не словами |
[200, |
|
с. 422]. Нужно избавиться от преклонения |
перед |
всем |
|
иностранным, но и не впадать в |
другую |
крайность, |
а брать за границей все, что полезно, не столько заимст вовать у французов их моды и манеры, сколько искусство их конницы, их оружие, их садоводство, мастерство их ремесленников [200, с. 424—425]. Королевское общество дает всей английской нации пример союза рук и умов, союза, где в едином порыве трудятся люди разных сосло вий и религий, как бы воплощая евангельское пророче
ство о |
мире, где |
рядом лежит лев и ягненок |
[200, |
с. 427]. |
Говорят, |
что экспериментальная наука |
делает |
людей заносчивыми, непокорными власти. Но покорность невежд и глупцов — это рабство животных. Истинное зна ние учит людей сознательному подчинению [200, с. 428].
В заключительной части книги Спрат воздает хвалу «демократичности» науки в том виде, в каком ее разви вают члены Лондонского общества. Желая сделать обще доступными результаты своих трудов, они показывают также, что эти труды могут совершаться руками обыкно венных людей, не требуя исключительной научной под готовки. Иметь здравые чувства и здравый рассудок — это уже есть достаточная квалификация. Здесь хватает дела для умов всех масштабов. Разнообразие занятий так велико, что их хватит для радостного вознаграждения трудов любого — от людей средних способностей до вели ких исследовательских умов [200, с. 435].
Если нация поддержит это великое начинание, оно по служит примером для всех стран, одолеет всех врагов науки и принесет человечеству все блага плодородия и изобилия [200, с. 438].
Таким оптимистическим прогнозом заканчивает Спрат свою «Историю Лондонского королевского общества».
Те нападки на Общество, против которых направлена «История» Спрата, не прекратились и после выхода этой книги. Главной их вдохновительницей была Королевская медицинская коллегия (так называлось объединение офи циально практикующих врачей), которая видела в Обще-
5 Ю. X. Копелевич |
65 |
стве опасного конкурента. По заданию Коллегии Генри Штуббе, врач из Варвика, напечатал несколько памфлетов па Королевское общество и на книгу Спрата, в которых обвинял членов Общества в невежестве, в преувеличении своих заслуг и успехов новой науки в сравнении с наукой древних, и, наконец, в том, что Общество «подкапывается» под церковь, государство, университеты.29
О предубежденности против Королевского общества в некоторых кругах университетов свидетельствует, на пример, тот факт, что 9 июля 1669 г. во время торжест венного акта в Оксфорде оратор позволил себе злые и
непристойные выпады |
в адрес Общества, обвиняя его |
|
в подрыве университета |
[172, с. 59]. Актеры высмеивали |
|
«виртуозов» Королевского общества со сцепы, |
а некий |
|
сатирик посвятил ему поэму «Слон на Луне» |
(ученый |
увидел слона на Луне, но потом оказалось, что на стекле телескопа сидела муха), в которой, между прочим, гово рит, что эти господа только и делают, что измеряют ветер, взвешивают воздух и переделывают круг в квадрат [172,
с. 61].
В полемику со Штуббе и другими критиками вступил член Королевского общества Джозеф Глэнвиль, о котором в предисловии к посмертному изданию его книги «Науч ный скепсис» [144] говорится как о человеке блестящего ума, о борце против догматизма, за свободу эксперимен тальной науки, как об ученике Декарта и Бэкона. Этой книге Глэнвиль предпослал обращение к Королевскому обществу, в котором говорит, что пророческой схемой Общества был «Дом Соломона» в «Новой Атлантиде» [144, с. I—XV]. Другой анонимный защитник Общества от нападок Штуббе [195, с. 97] также ссылается на Бэ кона, говоря о членах Общества: «Они разделяют убеж дения знаменитого лорда Веруламия и других мудрых людей нашего времени, что все натуралисты прошлого слишком спешили с созданием систем натуральной фило софии, не подготовив для их построения солидного и об ширного фундамента. Члены Общества сочли для себя похвалой и полезной целью — добиться того, чтобы все ревностно работающие и мудро мыслящие исследователи соединили свои поиски, занятия и труды».
29 См. «Приложения» к новому изданию «Истории» Спрата
[200, с. 68-74]. 1
66