Файл: Копелевич, Ю. Х. Возникновение научных академий. Середина XVII - середина XVIII в.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 0
Большую известность приобрела книга Глэнвиля «Плюс ультра или прогресс и развитие науки со времен Аристотеля» [143], в которой он, продолжая линию Спрата, показывает преимущества новой науки главным образом в ее практической полезности для человечества. Фило софы прежних времен блуждали в лабиринте понятий и слов. Бесполезность их методов — доказательство их фун даментальной ошибочности. Бэкон «предложил преобра зить и расширить знание наблюдением и экспериментом, исследовать частности и путем постепенной индукции подниматься до общих предположений, чтобы таким об разом овладеть природой и поставить ее па службу чело веческой жизни. Но для этого необходимо много голов и много рук, образующих ассамблею, в которой можно об мениваться опытами и наблюдениями, совместно работать и совместно думать». Бэкон мог лишь создать общество экспериментаторов «в романтической модели», ибо его время «еще не созрело для таких предприятий» [143, с. 87—88]. Эта модель воплотилась в Лондонском коро левском обществе. Оно поставило себе великую цель — создать историю вселенной. Но это требует времени. Мо гучий кедр не вырастает быстро. Нужно преодолеть пред рассудки, отбросить бесполезное, искать, наблюдать, ис следовать, собирать факты. Многое уже сделано, хотя Общество, конечно, не может удовлетворить нетерпение тех, кто ожидает, что оно даст великий элексир, сделает стекло ковким и человека бессмертным [143, с. 91—92].30
Итак, мы видим, что хотя Спрат и Глэнвиль, как и Бэкоп в свое время, предостерегают от требования слиш ком быстрой практической пользы, но в то же время их сочинения полны оптимизма и возбуждают надежды, что
новая наука преобразит |
жизнь людей. |
При |
этом |
явно |
30 Разбирая эту полемику в предисловии к 5-му тому «Фило |
||||
софских записок» [192, т. |
V], Ольденбург |
пишет: |
«Пусть |
бес |
нуется злоба, она не может остановить шествие активной фило софии ни в одной части мира, ни во Франции, будь то в Париям или в Кане, ни в Италии, будь то в Риме, Неаполе, Милане, Флоренции, Венеции, Болонье пли Падуе... Мадрид и Лиссабон, все лучшие умы в Испании и Португалии и принадлежащие им огромные и далекие народы, императорский двор и герцоги Гер мании. северные короли и их лучшие светила, и даже студёные московиты в России — все они заложили действенную закваску, которая высоко поднимается и прорывается всеми путями, поощ ряя искренних любителей знания и добродетели».
5* 67
имеется в виду не отдаленное будущее, а близкое, обозри мое, жизнь своего и ближайших поколений. Этим опти мизмом пронизана вся деятельность Лондонского обще ства первых его десятилетий — периода, который историки Общества иногда называют «бэконианским» в отличие от следующего «иьютонианского».
Если говорить об этих периодах в истории Лондон ского королевского общества, не следует, бесспорно, пы таться провести между ними четкую хронологическую грань. Она не будет связана непосредственно ни с вступ лением Ньютона в число членов Общества, ни со време нем, когда он стал его президентом. Мы уже отмечали некоторые изменения в характере общих собраний в 70-е и 80-е годы. Можно проследить її другие сдвиги в различ ных направлениях. Одни происходили более круто, дру гие накапливались исподволь. Одни, вероятно, можно свя зывать каким-то образом с влиянием личности Ньютона, другие происходили независимо от него и в целом были симптомами общего процесса «взросления» науки на ру беже XVII и XVIII вв.
Поскольку мы располагаем печатными протоколами собраний Общества лишь до 1687 г., о содержании его дальнейшей деятельности мы можем составить представ ление по «Философским запискам». Хотя они стали офи циальным органом Общества лишь в середине XVIII в., они с первого своего номера издавались секретарем Об щества и косвенно отражали научные интересы его чле нов. Косвенно потому, что журнал этот был одновременно научным и, как мы сказали бы сейчас, научно-популяр ным. Поскольку его издание не субсидировалось, а сред
ства на печать и бумагу поступали |
только от продажи |
журнала,31 приходилось во многом |
приспосабливаться |
к вкусам читающей публики. |
|
Мысль об издании журнала появилась у членов Обще ства уже в первые годы. В «Программе», написанной Гуком в 1663 г. (мы уже упоминали о ней), среди задач, которые ставят перед собой члены Общества, есть и та кая: «... они намечают издавать журнал раз в неделю». Но непосредственным толчком к осуществлению этой идеи послужил выход парижского «Журнала ученых». Уже
31Авторские гонорары в практике научных журналов появи лись лишь в XVIII в. [93, с. 160].
68
11 января 1665 г. первый номер этого журнала был пред ставлен в собрании Общества [98, т. II, с. 6].32 В пере писке ближайших месяцев отразилась интенсивная ра бота Ольденбурга по подготовке лондонского журнала [100, с. 190—191]. Его первый номер — небольшая тет радка в 16 страниц — вышел 6 марта того же года [192]. В течение почти двенадцати лет Ольденбург был бес сменным издателем «Философских записок». Он составлял их из статей, поступавших от членов Общества, но глав ным образом из своей огромной переписки. Много места отводилось рефератам новых книг, английских и иност ранных. Номера выходили помесячно, иногда реже. Всего Ольденбургу за 150 месяцев удалось выпустить 136 номе ров журнала. Они были соединены в 11 томов (границы тома не всегда совпадают с календарным годом).
Со смертью Ольденбурга издание «Философских запи сок» на пять лет прекратилось. Это были годы секретар
ства Роберта |
Гука, который вместо журнала издал се |
|
рию обзоров |
под названием «Философские коллекции». |
|
В 1683 г. издание возобновилось с XIII тома и продол |
||
жается до наших дней. |
|
|
Томсон в своей «Истории Лондонского королевского |
||
общества от |
его основания до |
конца XVIII века» [207] |
распределил |
всю массу статей |
«Философских записок» |
по наукам и разделам наук и затем на этом материале проследил историю развития каждой отрасли науки, исто рию научных школ, вклад в ту или иную науку отдельных членов Общества. Мы вынуждены ограничиться лишь «вертикальным» просмотром состава журнала, соотноше ния в нем разных частей. Оставался ли этот состав неиз менным в течение интересующего нас периода, т. е. на протяжении первых 70—75 лёт?
Поскольку основная масса статей в «Философских за писках» — это очень небольшие по объему заметки и от рывки из писем, то в каждом томе, имеющем примерно 250 страниц, насчитывается до ста и больше таких за
меток. |
’ |
32 Номер этот, |
как мы упоминали, вышел 5 января (в сопо |
ставлении дат нужно учитывать, что когда идет речь об Англии, все даты приводятся по соблюдавшемуся в этой стране до 1752 г. юлианскому календарю). 300-летие этого события Лондонское королевское общество отмечало особым торжеством в 1965 г. [116],
69
Можно условно разделить весь этот материал на три ка тегории. К первой — назовем ее теоретической — относятся публикации, наиболее близко соответствующие современ ному представлению о научной статье. Это математические и астрономические статьи, статьи по физике, химии, био логии, несущие в себе какой-то элемент обобщения, и ре фераты книг по этой же тематике. К части практической относятся статьи и заметки, связанные с производствами и ремеслами, сельским хозяйством, практической медициной, мореплаванием, инструментами и приборами. К третьей категории можно отнести прочие материалы, большей частью это отдельные наблюдения природных явлений, описания частных опытов, находок, медиципских казусов.
Наиболее стабильной в своем разнообразии оказыва ется третья категория материалов. Эти заметки в течение полувека занимают больше одной трети в томе, если не по объему, то по крайней мере по количеству названий. Здесь и анатомирование умерших от различных болезней, опыты по переливанию крови, многочисленные микроско пические наблюдения (сообщения одного только Левен гука, начиная с 1673 г. и иа протяжении 50 лет, появля ются почти в каждом томе, а иногда их несколько в од ном томе), случаи рождения уродов у людей и животных, описания редких растений, насекомых, раковин, эпиде мий, взрывов в шахтах, землетрясений, песчаных бурь, извержений вулканов, наблюдений приливов и отливов, морских течений, достопримечательностей далеких стран, находок редких минералов, окаменелостей, остатков древ них культур и многое другое. Надо полагать, что содер жание статей этой категории отражает не столько «внут реннюю» деятельность Общества, сколько его внешние связи, переписку с многочисленными любителями наук, моряками, путешественниками, врачами.
В части, которую мы назвали теоретической (сюда примыкают также наблюдения и эксперименты, относя щиеся не к частным фактам, а направленные на объясне ние природы), неизменно большое место занимает астро
номия. На протяжении всего рассматриваемого |
периода |
в «Философских записках», в каждом их томе, |
печата |
ются наблюдения затмений Солнца и Луны, движения планет, явления п движения комет — наблюдения как апглпйскпе, так и получеппые из других мест, в особен ности рт Кассини из Парижа и от Гевелия из Данцига.
70