Файл: Илинич, А. Я. Сберегательное дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

союзных республик совместно с управляющими республиканскими конторами Госбанка. В союзных республиках, не имеющих област­ ного деления, в автономных республиках, краях, областях проекты планов привлечения средств населения в разрезе городов и райо­ нов разрабатываются управлениями Гострудсберкасс и утвер­ ждаются в таком же порядке управляющими соответствующих контор Госбанка и руководителями финансовых органов.

Центральные сберегательные кассы устанавливают годовые планы с поквартальным распределением для операционных частей центральных сберегательных касс, сберегательных касс I и II раз­ рядов и агентств. При этом по низовым сберегательным кассам сумма процентов, подлежащая причислению к остатку вкладов в конце года, в сумму годового плана не включается. План привле­ чения средств сберегательной кассы, функционирующей при пред­ приятии связи и обслуживаемой работниками связи (сберегатель­ ные кассы II разряда и агентства), утверждается после согласо­ вания его с начальником городского или районного узла связи.

Управления Гострудсберкасс доводят планы привлечения средств населения с поквартальным распределением до централь­ ных сберегательных касс в десятидневный срок, а центральные сберегательные кассы до подотчетных сберегательных касс — в пя­ тидневный срок после получения утвержденного плана. В ходе исполнения планов могут выявляться дополнительные резервы для привлечения средств населения во вклады и размещения займа, не учтенные при составлении проекта плана. Например, в городе или населенном пункте развернуто новое строительство, организованы новые промышленные или сельскохозяйственные предприятия н т. п., в связи с чем увеличилось население или, наоборот, произо­ шло перемещение предприятий в другой район и население умень­ шилось. Тогда центральная сберегательная касса совместно е от­ делением банка вносит обоснованные предложения вышестоящему управлению Гострудсберкасс и соответствующей конторе Госбанка об изменении плана. Изменения в годовой план и поквартальное его распределение вносятся только соответствующей конторой Гос­ банка и финансовым органом, утвердившим планы. При этом сумма, предусмотренная на данный квартал, может быть изменена не позд­ нее чем за 45 дней до конца квартала. Указанные изменения долж­ ны быть отражены в расчетах для кассового плана Госбанка.

Планы привлечения вкладов и поступления средств по Госу­ дарственному 3-процентному займу составляются в управлениях Гострудсберкасс планово-экономическим и оперативным (если нет планово-экономических) отделами, а в центральных сберегатель­ ных кассах— непосредственно заведующими при участии главного бухгалтера и инспектора-ревизора. Для составления планов в уп­ равлениях Гострудсберкасс и центральных сберегательных кассах все показатели, характеризующие экономику района, города, края, области и республики, а также отчетные данные о привлечении вкладов и размещении займа систематизируются и периодически обновляются.

200


§ 2. МЕТОДЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НАСЕЛЕНИЯ

Планы привлечения вкладов населения и размещения Государ­ ственного 3-процентного займа имеют тесную связь с балансом денежных доходов и расходов населения и кассовым планом Гос­ банка. Основными показателями для составления планов по вкла­ дам и государственному займу являются плановые и отчетные дан­ ные баланса денежных доходов и расходов населения и кассового плана Госбанка. В кассовом плане Госбанка находят отражение поступления средств через сберегательные кассы по вкладам, госу­ дарственному займу и др. Управления Гострудсберкасс принимают участие в разработке финансовыми органами балансов денежных доходов и расходов населения и в составлении конторами Гос­ банка кассовых планов.

При планировании привлечения вкладов населения и размеще­ ния Государственного З-процентного займа используются данные доходной части баланса денежных доходов и расходов населения об общей сумме доходов, в том числе о заработной плате рабочих и служащих, денежных доходов, получаемых от колхозов и от про­

дажи продуктов сельского хозяйства,

а в расходной части балан­

с а — данные о расходах населения на

покупку товаров и на ока­

зание услуг. Учитываются также показатели кассового плана Гос­ банка об общей сумме выдачи наличных денег из касс Госбанка, в том числе на заработную плату, включая стипендии, прочие виды оплаты труда и постоянные надбавки на сельскохозяйственные за­ готовки, закупки и со счетов колхозов и поступления торговой вы­ ручки. К экономическим показателям, используемым также для планирования вкладов и поступления средств по займу, относится общая численность населения, в том числе населения, получающего доходы.

Кроме Экономических показателей, управлениями Гострудсбер­ касс при планировании изучаются данные о состоянии сети сбере­ гательных касс, показатели деятельности сберегательных касс за прошлое время по привлечению денежных средств населения, учи­ тываются намечаемые мероприятия по дальнейшему развитию сберегательного дела и, в частности, по расширению и организа­ ционному укреплению сети сберегательных касс. Такими показате­ лями являются:

количество действующих сберегательных касс, их территориаль­ ное размещение и распределение по типам и остаткам привлечения вкладов;

общее количество счетов вкладчиков, а также количество сче­ тов в среднем на 1000 жителей (по области, краю, республике, району, городу);

остаток «кладов населения к началу планируемого года, сумма вкладов и сумма доходов в среднем на душу населения;

прирост вкладов и результаты размещения облигаций займа за ряд предыдущих лет.

201


В период составления плана на предстоящий год еще нет от­ четных данных по вкладам и Государственному 3-процентному займу за текущий год. Поэтому управления Гострудсберкасс опре­ деляют ожидаемое поступление средств за текущий год исходя из отчетных данных за истекший период года и оценки возможного поступления средств за остающиеся месяцы. При исчислении ожи­ даемого поступления средств по вкладам следует учитывать так­ же сумму процентов, подлежащих причислению к остатку вкладов в конце года. При составлении плана по вкладам и займу анали­ зируется работа сберегательных касс за прошлое время с учетом экономических показателей.

Для того чтобы определить уровень развития сберегательного дела, а также какое место по своим показателям, используемым при планировании, занимает каждая область или район, управле­ ние Гострудсберкасс исчисляет удельный вес показателей по этим областям и районам в общих показателях по республике или об­ ласти. Исчисление удельных весов производится по показателям кассового плана Госбанка в отношении общей суммы выдачи на­ личных денег, в том числе выдач на заработную плату, сельско­ хозяйственные закупки и со счетов колхозов, торговой выручки. По отчетным данным сберегательных касс определяются удельные веса остатков вкладов, прироста вкладов за истекший год, суммы размещения Государственного 3-процентного займа.

Уровень развития сберегательного дела по области, краю, рес­ публике определяется также количеством счетов на 1000 жителей,- суммой вкладов и суммой доходов на душу населения. Все эти по­ казатели сравниваются со средними показателями в целом по рес­ публике или соответственно области.

На основе сопоставления удельных весов в экономических пока­ зателях с удельными весами и показателями, характеризующими работу сберегательных касс, выявляются передовые и отстающие управления и центральные сберегательные кассы. Передовым кас­ сам устанавливается план с учетом роста экономических показа­ телей и проводимых мероприятий по организационному укрепле­ нию сети касс. Сберегательным кассам, отстающим в развитии сбе­ регательного дела и размещении займа, в плане предусматривается более значительный темп роста вкладов, чем по другим сберега­ тельным кассам республики, области, города, района, с тем чтобы постепенно подтянуть их до уровня передовых.

Н а п р и м е р ,

сберегательным кассам области годовой план привлечения

средств населения

установлен в сумме 85 млн. руб. (без процентов, причисляе­

мых к остатку вкладов в конце года). В этой области в среднем на 1000 жите­ лей приходится 430 счетов вкладчиков, а сумма вкладов в среднем на душу населения составляет 253 руб. Ряд районов в области отстает в развитии сбере­ гательного дела. Удельный вес этих районов в общем остатке вкладов по области значительно меньший, чем в доходах населения, — общей сумме выдач наличных

денег из касс Госбанка. Количество счетов на 1000 жителей и

сумма вкладов

в среднем на душу населения составляют также меньшее число,

чем в среднем

по области.

В одном из paiioHQB области на 1000 жителей приходится только 257 счетов, по вкладам, а сумма вкладов в среднем на душу населения — лишь 163 руб.

202


В доходах населения этот район занимает 1,3%, а в остатке вкладов — 1%, В текущем году по оценке областного управления сберегательные кассы в ука­ занном районе не обеспечат выполнения годового плана — при плане 550 тыс. руб. будет привлечено вкладов только 475 тыс. руб. В планируемом году в райо­ не имеется в виду расширить сеть сберегательных касс. В проекте плана на предстоящий год центральная сберегательная касса предусматривает прирост вкладов в сумме 500 тыс. руб., т. е. примерно на уровне предполагаемого при­ роста в текущем году. Анализируя состояние развития сберегательного дела за прошлое время, а также учитывая мероприятия по улучшению работы сберега­ тельных касс и имеющиеся экономические возможности, областное управление считает необходимым вместо предусмотренной центральной сберегательной кас­ сой в проекте плана суммы 500 тыс. руб. установить план в сумме 650 тыс. руб.

Таким образом, перед сберегательными кассами данного района ставится задача повысить остаток вкладов в предстоящем году на 2 2 % против 18% по

области в целом; предусматривается привлечь вкладов на 37% больше, чем в предшествующем году, в то время как по области прилив вкладов по сравнению с предшествующим годом возрастает на 10%■ Однако и при таком увеличении суммы плана удельный вес района в общей сумме плана по области (1,1 %) все

же будет ниже, чем удельный вес его в доходах населения (1,3%). В тех райо­ нах, где количество счетов на 1000 жителей и сумма вкладов на душу населения,

а также остаток вкладов по отношению к доходам населения выше, чем в сред­ нем по области, планом предусматривается несколько меньший рост остатков вкладов (в процентном отношении), чем в среднем по области.

В крупном городе с районным делением, где имеется несколько центральных сберегательных касс, показатели, полученные из районной плановой комиссии о численности и доходах населения, нельзя закрепить за каждой из них, поскольку население может хранить свои средства в сберегательных кассах, находящихся или по месту работы, или по месту жительства, или в центре города вблизи крупных магазинов. Тогда планы разрабатываются глав­ ным образом по данным анализа работы сберегательных касс по привлечению вкладов и продаже облигаций займа за прошлое время.

Сумма причисляемых процентов в годовом плане привлечения вкладов определяется на основе данных о среднегодовом остатке вкладов ® планируемом году. Среднегодовой остаток вкладов в планируемом году устанавливается путем прибавления к остатку вкладов на начало года (на 1 января) половины суммы годового плана привлечения вкладов.

Было бы неправильно использовать при планировании для всех центральных сберегательных касс одинаковый средний размер до­ ходов по вкладам. На размер процента доходов влияет удельный вес срочных вкладов, по которым выплачивается вкладчикам 3% годовых, выигрышных вкладов (по ним проценты не исчисляются), а также соотношение между суммами процентов, полученных вкладчиками в течение года, и суммами процентов, причисленных к остатку вклада в конце года. Поэтому исчисляется средний раз­ мер причисленных процентов в истекшем году, который условно распространяется на планируемый год.

Допустим,

что по данным отчетности центральной сберегательной

кассы

остатки вкладов составили на 1 января 1972 г. 1850 тыс, руб.,

на 1

апреля —

1940 тыс., на 1

июля — 1980 тыс., на 1 октября — 2030 тыс., на 1

января

1973 г.—

2150 тыс. руб.

Сумма фактически причисленных процентов за

1972

г.

равна

203