ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
союзных республик совместно с управляющими республиканскими конторами Госбанка. В союзных республиках, не имеющих област ного деления, в автономных республиках, краях, областях проекты планов привлечения средств населения в разрезе городов и райо нов разрабатываются управлениями Гострудсберкасс и утвер ждаются в таком же порядке управляющими соответствующих контор Госбанка и руководителями финансовых органов.
Центральные сберегательные кассы устанавливают годовые планы с поквартальным распределением для операционных частей центральных сберегательных касс, сберегательных касс I и II раз рядов и агентств. При этом по низовым сберегательным кассам сумма процентов, подлежащая причислению к остатку вкладов в конце года, в сумму годового плана не включается. План привле чения средств сберегательной кассы, функционирующей при пред приятии связи и обслуживаемой работниками связи (сберегатель ные кассы II разряда и агентства), утверждается после согласо вания его с начальником городского или районного узла связи.
Управления Гострудсберкасс доводят планы привлечения средств населения с поквартальным распределением до централь ных сберегательных касс в десятидневный срок, а центральные сберегательные кассы до подотчетных сберегательных касс — в пя тидневный срок после получения утвержденного плана. В ходе исполнения планов могут выявляться дополнительные резервы для привлечения средств населения во вклады и размещения займа, не учтенные при составлении проекта плана. Например, в городе или населенном пункте развернуто новое строительство, организованы новые промышленные или сельскохозяйственные предприятия н т. п., в связи с чем увеличилось население или, наоборот, произо шло перемещение предприятий в другой район и население умень шилось. Тогда центральная сберегательная касса совместно е от делением банка вносит обоснованные предложения вышестоящему управлению Гострудсберкасс и соответствующей конторе Госбанка об изменении плана. Изменения в годовой план и поквартальное его распределение вносятся только соответствующей конторой Гос банка и финансовым органом, утвердившим планы. При этом сумма, предусмотренная на данный квартал, может быть изменена не позд нее чем за 45 дней до конца квартала. Указанные изменения долж ны быть отражены в расчетах для кассового плана Госбанка.
Планы привлечения вкладов и поступления средств по Госу дарственному 3-процентному займу составляются в управлениях Гострудсберкасс планово-экономическим и оперативным (если нет планово-экономических) отделами, а в центральных сберегатель ных кассах— непосредственно заведующими при участии главного бухгалтера и инспектора-ревизора. Для составления планов в уп равлениях Гострудсберкасс и центральных сберегательных кассах все показатели, характеризующие экономику района, города, края, области и республики, а также отчетные данные о привлечении вкладов и размещении займа систематизируются и периодически обновляются.
200
§ 2. МЕТОДЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НАСЕЛЕНИЯ
Планы привлечения вкладов населения и размещения Государ ственного 3-процентного займа имеют тесную связь с балансом денежных доходов и расходов населения и кассовым планом Гос банка. Основными показателями для составления планов по вкла дам и государственному займу являются плановые и отчетные дан ные баланса денежных доходов и расходов населения и кассового плана Госбанка. В кассовом плане Госбанка находят отражение поступления средств через сберегательные кассы по вкладам, госу дарственному займу и др. Управления Гострудсберкасс принимают участие в разработке финансовыми органами балансов денежных доходов и расходов населения и в составлении конторами Гос банка кассовых планов.
При планировании привлечения вкладов населения и размеще ния Государственного З-процентного займа используются данные доходной части баланса денежных доходов и расходов населения об общей сумме доходов, в том числе о заработной плате рабочих и служащих, денежных доходов, получаемых от колхозов и от про
дажи продуктов сельского хозяйства, |
а в расходной части балан |
с а — данные о расходах населения на |
покупку товаров и на ока |
зание услуг. Учитываются также показатели кассового плана Гос банка об общей сумме выдачи наличных денег из касс Госбанка, в том числе на заработную плату, включая стипендии, прочие виды оплаты труда и постоянные надбавки на сельскохозяйственные за готовки, закупки и со счетов колхозов и поступления торговой вы ручки. К экономическим показателям, используемым также для планирования вкладов и поступления средств по займу, относится общая численность населения, в том числе населения, получающего доходы.
Кроме Экономических показателей, управлениями Гострудсбер касс при планировании изучаются данные о состоянии сети сбере гательных касс, показатели деятельности сберегательных касс за прошлое время по привлечению денежных средств населения, учи тываются намечаемые мероприятия по дальнейшему развитию сберегательного дела и, в частности, по расширению и организа ционному укреплению сети сберегательных касс. Такими показате лями являются:
количество действующих сберегательных касс, их территориаль ное размещение и распределение по типам и остаткам привлечения вкладов;
общее количество счетов вкладчиков, а также количество сче тов в среднем на 1000 жителей (по области, краю, республике, району, городу);
остаток «кладов населения к началу планируемого года, сумма вкладов и сумма доходов в среднем на душу населения;
прирост вкладов и результаты размещения облигаций займа за ряд предыдущих лет.
201
В период составления плана на предстоящий год еще нет от четных данных по вкладам и Государственному 3-процентному займу за текущий год. Поэтому управления Гострудсберкасс опре деляют ожидаемое поступление средств за текущий год исходя из отчетных данных за истекший период года и оценки возможного поступления средств за остающиеся месяцы. При исчислении ожи даемого поступления средств по вкладам следует учитывать так же сумму процентов, подлежащих причислению к остатку вкладов в конце года. При составлении плана по вкладам и займу анали зируется работа сберегательных касс за прошлое время с учетом экономических показателей.
Для того чтобы определить уровень развития сберегательного дела, а также какое место по своим показателям, используемым при планировании, занимает каждая область или район, управле ние Гострудсберкасс исчисляет удельный вес показателей по этим областям и районам в общих показателях по республике или об ласти. Исчисление удельных весов производится по показателям кассового плана Госбанка в отношении общей суммы выдачи на личных денег, в том числе выдач на заработную плату, сельско хозяйственные закупки и со счетов колхозов, торговой выручки. По отчетным данным сберегательных касс определяются удельные веса остатков вкладов, прироста вкладов за истекший год, суммы размещения Государственного 3-процентного займа.
Уровень развития сберегательного дела по области, краю, рес публике определяется также количеством счетов на 1000 жителей,- суммой вкладов и суммой доходов на душу населения. Все эти по казатели сравниваются со средними показателями в целом по рес публике или соответственно области.
На основе сопоставления удельных весов в экономических пока зателях с удельными весами и показателями, характеризующими работу сберегательных касс, выявляются передовые и отстающие управления и центральные сберегательные кассы. Передовым кас сам устанавливается план с учетом роста экономических показа телей и проводимых мероприятий по организационному укрепле нию сети касс. Сберегательным кассам, отстающим в развитии сбе регательного дела и размещении займа, в плане предусматривается более значительный темп роста вкладов, чем по другим сберега тельным кассам республики, области, города, района, с тем чтобы постепенно подтянуть их до уровня передовых.
Н а п р и м е р , |
сберегательным кассам области годовой план привлечения |
средств населения |
установлен в сумме 85 млн. руб. (без процентов, причисляе |
мых к остатку вкладов в конце года). В этой области в среднем на 1000 жите лей приходится 430 счетов вкладчиков, а сумма вкладов в среднем на душу населения составляет 253 руб. Ряд районов в области отстает в развитии сбере гательного дела. Удельный вес этих районов в общем остатке вкладов по области значительно меньший, чем в доходах населения, — общей сумме выдач наличных
денег из касс Госбанка. Количество счетов на 1000 жителей и |
сумма вкладов |
в среднем на душу населения составляют также меньшее число, |
чем в среднем |
по области.
В одном из paiioHQB области на 1000 жителей приходится только 257 счетов, по вкладам, а сумма вкладов в среднем на душу населения — лишь 163 руб.
202
В доходах населения этот район занимает 1,3%, а в остатке вкладов — 1%, В текущем году по оценке областного управления сберегательные кассы в ука занном районе не обеспечат выполнения годового плана — при плане 550 тыс. руб. будет привлечено вкладов только 475 тыс. руб. В планируемом году в райо не имеется в виду расширить сеть сберегательных касс. В проекте плана на предстоящий год центральная сберегательная касса предусматривает прирост вкладов в сумме 500 тыс. руб., т. е. примерно на уровне предполагаемого при роста в текущем году. Анализируя состояние развития сберегательного дела за прошлое время, а также учитывая мероприятия по улучшению работы сберега тельных касс и имеющиеся экономические возможности, областное управление считает необходимым вместо предусмотренной центральной сберегательной кас сой в проекте плана суммы 500 тыс. руб. установить план в сумме 650 тыс. руб.
Таким образом, перед сберегательными кассами данного района ставится задача повысить остаток вкладов в предстоящем году на 2 2 % против 18% по
области в целом; предусматривается привлечь вкладов на 37% больше, чем в предшествующем году, в то время как по области прилив вкладов по сравнению с предшествующим годом возрастает на 10%■ Однако и при таком увеличении суммы плана удельный вес района в общей сумме плана по области (1,1 %) все
же будет ниже, чем удельный вес его в доходах населения (1,3%). В тех райо нах, где количество счетов на 1000 жителей и сумма вкладов на душу населения,
а также остаток вкладов по отношению к доходам населения выше, чем в сред нем по области, планом предусматривается несколько меньший рост остатков вкладов (в процентном отношении), чем в среднем по области.
В крупном городе с районным делением, где имеется несколько центральных сберегательных касс, показатели, полученные из районной плановой комиссии о численности и доходах населения, нельзя закрепить за каждой из них, поскольку население может хранить свои средства в сберегательных кассах, находящихся или по месту работы, или по месту жительства, или в центре города вблизи крупных магазинов. Тогда планы разрабатываются глав ным образом по данным анализа работы сберегательных касс по привлечению вкладов и продаже облигаций займа за прошлое время.
Сумма причисляемых процентов в годовом плане привлечения вкладов определяется на основе данных о среднегодовом остатке вкладов ® планируемом году. Среднегодовой остаток вкладов в планируемом году устанавливается путем прибавления к остатку вкладов на начало года (на 1 января) половины суммы годового плана привлечения вкладов.
Было бы неправильно использовать при планировании для всех центральных сберегательных касс одинаковый средний размер до ходов по вкладам. На размер процента доходов влияет удельный вес срочных вкладов, по которым выплачивается вкладчикам 3% годовых, выигрышных вкладов (по ним проценты не исчисляются), а также соотношение между суммами процентов, полученных вкладчиками в течение года, и суммами процентов, причисленных к остатку вклада в конце года. Поэтому исчисляется средний раз мер причисленных процентов в истекшем году, который условно распространяется на планируемый год.
Допустим, |
что по данным отчетности центральной сберегательной |
кассы |
||
остатки вкладов составили на 1 января 1972 г. 1850 тыс, руб., |
на 1 |
апреля — |
||
1940 тыс., на 1 |
июля — 1980 тыс., на 1 октября — 2030 тыс., на 1 |
января |
1973 г.— |
|
2150 тыс. руб. |
Сумма фактически причисленных процентов за |
1972 |
г. |
равна |
203