Файл: Джавахишвили, А. И. Строительное дело и архитектура поселений Южного Кавказа V - III тыс. до н. э.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- 176 -

назначения, таких,как в Каразе , в Сев.-вост. Анатолии, с вы­ соко приподнятыми и стилизованными "рогами", или в Шенгавите должно означать завершение,вероятно, продолжительного процесса превращения очага практического-хозяйственного назначения в чисто культовый, ритуальный атрибут.

Мы не знаем, насколько часто находятся переносные очаги

в прямоугольных помещениях и все ли они аналогичны очагам круг­ лых помещений, как это отмечает Б.Б.Пиотровский в отношении очагов двух прямоугольных помещений, открытых Е.Байбуртяном

 

2

на глубине 1,7 м, во втором слое

. Нет также сведений о бы­

товых - хозяйственных очагах, без которых не может обойтись

ни одно поселение и которые, безусловно, должны были где-то

находиться; лишь одно бесспорно

: так как о них ни у кого ни­

чего не сказано при достаточно подробном описании круглых по­

мещений, то мы вправе заключить, что в круглых помещениях хо­

зяйственных очагов не было. Это обстоятельство, а также ряд

других черт, отличающих круглые помещения от-остальных и ука­

зывающих на их особое назначение, — передняя комната и неболь­

шие пристройки, дверь с каменным порогом и приступкой , сырцо­

вая скамья около стены, особо тщательная замостка и обмазка . пола, — позволяет предположить, что круглые помещения являют­ ся не жилыми, комнатами, а святилищами, включенными в состав многокомнатного жилого дома.

На древних поселениях Южного Кавказа тенденция выделения

1 H.Z. tvosay,К.. Turfan.Erzermi-Karaz k a s i s i raporu.Turk tarih . Kurumu. B e l l e t e n , ХлШ, 91. 1959. рис. на стр.396,397.

2 Б.Б.Пиотровский. Указ. соч., стр. 172.

- 177 -

особого помещения для совершения обрядовых действий наблюдает­

ся с ранней же поры. Мы имели возможность отметить остатки двух своебразных построек на Имирис гора ( стр.5 7 ) , в одной

из которых, в задней абсидообразной части имелись следы прямо­

угольного подиума, возможно - подобия жертвенника. В поселе­ ниях Куро-араксской культуры Амиранис гора, Квэдхела и Гудабертка засвидетельствованы по одному особому зданию, которые по всем признакам являлись святилищами, причем они стояли на

видном месте, или в центре поселения, или на одной из площадей, или же на высокой вершине горы, главенствующей не только над поселением, но и над всей местностью, как это на Амиранис гора. Как мы знаем, дома эти отличаются от жилищ некоторыми отклоне­ ниями от общепринятой нормы, отсутствием явных признаков хо­ зяйственной деятельности и особенно пышным убранством ( отсут­ ствие хозяйственной передней, подчеркнутая округлость плана, совершение обряда жертвоприношения - на Квацхела ; подиум, на­

стенная роспись, обрядовые рогатые "маски" — на Гудабертка

своебразный комплекс предметов, указывающих на их связь с жерт-

о

воприношением - на Амиранис гора

). Вместе с тем в жилищах

сохраняются ритуальные атрибуты,

а также ЯЕпые следы совер­

шения на месте обрядовых действий. .

По-видимому, во всем этом отражен процесс социального раз­ вития общества — образование больших патриархальных семей,

I Ш.Я.Амиранашвили,С.И.Надимашвили.Результаты работ,проведен­ ных в 1956 и I960 гг историко-археологической экспедицией,древ­ нейшего поселения Шида-Картли "Гудабертка-Цихиагора".Итоги по­ левых археологических исследований на территории Грузинской ССР

в 1960г.Краткое содержание докладов.Тбилиси,1961.стр.18,19

(на

1 ууз.п.я,

).

2 Т.Н.Чубинишвили.Амиранис гора.Тб,1963,стр.43-46 (на груз.яз.).

12.


- 178 -

консолидация родового коллектива, который, помимо семейных свя­ тилищ, представленных или в самих жилых помещениях в виде осо­ бых мест, снабженных соответствующими атрибутами, или же и спе­ циальных помещениях, включенных в комплекс жилых комнат, устраи­ вает, общеродовое святилище в обособленном здании. Думается, у нас есть достаточно оснований видеть в круглопланных помеще­ ниях Шенгавита именно святилища большесемейных общин.

Отдельные этапы выделения и развития из жилищ с семейны­ ми культовыми местами обособленных родовых святилищ, помимо Южного Кавказа,более или менее ясно наблюдается на многих се­ лищах, территориально значительно отдаленных друг от друга куль­ тур. Наиболее детально ранний этап этого процесса изучен по материалам древних поселений Южной Туркмении ; здесь прослеже­ на социальная основа всего пути превращения общинно'го дома

( ялангачский период) в обособленное святилище ( Геоксюр I ) *. Ярким примером выделения культовых помещений в комплекс жилых домов может служить Чатал-уюк, уже упомянутый нами в связи с вопросом назначения своебразных домов Хизанаант гора Д. Как полагает Дж.Меллаарт, из 139 жилых домов, раскопанных в слоях

П - X этого поселения, 40, если не больше,предназначались для культа ( точное определение их числа затруднено тем, что свя­ тилища отличаются от жилищ лишь особым убранством и декором интерьера, который сохранился не во всех домах). Подобное сосредоточение культовых зданий, наряду с отсутствием мастер­ ских и общественных сооружений, по его мнению,указывает на то,

I И.Н.Хлопин. Геоксюрская группа поселений эпохи энеолита. М-Л.,1964, стр. 76-79; 87-91; 148-152.

- 179 -

что раскопанный участок являлся жилым, если не "жреческим" квар­ талом; разницу в размерах, богатстве оборудования и пышности на­ стенного декора святилищ он склонен объяснить их принадлежно­ стью разным категориям священнослужителей : в особенно видных святилищах, служивших для отправления общественных культовых обрядов и остававшихся обычно необитаемыми, периодически, во время больших празднеств, селились лишь жрецы высшего ранга, постоянным жилищем которых являлись менее видные СЕЯТИЛИШД ;

простые же дома были обиталищем жрецов низшего ранга ^. Несмотря на все, пока что почти уникальные своебразия это­

го памятника, трудно согласиться с подобной интерпретацией фактов, касающихся распределения и назначения его культовых сооружений, подразумевающей выделение особой касты жрецов спе­ цифической организации,наподобие позднейших храмовым, т.е. — уже довольно высокую ступень общественного развития; впрочем, сам Дж.Меллаарт не придает этой мысли категорической формы. Безусловно, правильнее видеть в роскошных культовых сооружениях Чатал-уюка "родовые святилища нескольких родовых общин" , в которых развитые религиозные представления о плодородии при­ роды, культ великой матери-земли, связанные с производящей экономикой, тесно переплетаются со все еще сильными элементами тотемизма , культом предков и многими признаками магии,

1 J.MeUaart .(gatal-Huyiik.A n e o l i t h i c town i n Anatolia.

Thames and Hudson . 1967, стр. 70,71, 77-84.

2В.М.Маооон. Неолит Южной Турции. Археология Старого и Но­ вого Света. Москва, 1966, стр. 162,163.

3В.М.Массой. Средняя Азия и Древний Восток. Ш-Л.., 1964, стр. 388,389.


- 180 -

дольше всего сохраняющимися в обрядах,- связанных с семейным, до­

машним бытом. Всем этим святилища Чатал-уюка напоминают семей­

ные, домашние молельни; быть может, в этом и следует искать объяс­ нение того исключительного факта, что в среднем на каждые 3 до­ ма здесь приходится одно святилище ?

Наконец, уже обособленные святилища - толосы — имеют­ ся на селище Сев. Ирака Арпачия. Как известно, толосы на Ар-

пачиа обнаружены в пяти нижних(из десяти)строительных горизон­ тах тепе, составляющих лишь половину более чем десятиметровой толщи культурных отложений, и соответствующих им слоях вне хол­

ма; эти горизонты ( ТТ 6-10) относятся к халафскому времени.

Пять верхних горизонтов ( ТТ 1-5) содержат остатки прямоуголь­ ных сырцовых домов Эль-Обендского периода, хотя, по-видимому, остатки в слое ТТ 6 признаются постройкой халафских насельни­ ков, уничтоженной пришельцами.

К сожалению, плохая сохранность строительных остатков,

не позволяет судить об общем характере застройки и планировки и некоторых важных деталях архитектуры халафских горизонтов; так, например, вряд ли можно с уверенностью сказать, что в них

не было иных построек кроме круглопланных; ведь в остатке обширного многокомнатного дома горизонта ТТ 6 признается по­

стройка халафского периода и, следовательно, подобные здания могли быть и в других его горизонтах. Однако найдены лишь ос­ нования толосов — каменные фундаменты круглопланных глинобит­ ных зданий, простых и сравнительно небольших ( диам.4; 5,5; 7; толщина стен - 0,4; 0,5; 0,7 м) - в нижних горизонтах холма и соответствующих им - вне его, усложненных ( с прямоугольной

- 181 -

пристройкой) и крупных - в верхних ( диам. толоса - 9 - 10 м; общая длина - 16, 19 м; толщина стен - 1,35-1,65 м). Предпо­ лагается, что в этом отражена последовательная эволюция круг­ лопланных построек.

Из предложенных вариантов реконструкции верхней части - перекрытия толосов, безусловно следует отдать предпочтение ложному куполу для круглоплагагой части и плоской, если не со­ вершенно открытой, для прямоугольной, в пользу которых раскоппиками приведены многочисленные и весьма убедительные аргу­ менты

Отсутствие прямых и неоспоримых доказательств культового назначения толосов Арпачиа, как,впрочем,и какого-либо другого, как нам кажется, не может служить достаточным основанием для сомнений в аргументах, приводимых раскопщиками: центральное расположение на вершине холма, указывающее на исключительную значимость большинства из них, толщина стен, необходимая для обеспечения высокой устойчивости при потрясениях, последова­ тельная надстройка одного здания над другим, с сохранением ос­ нований предыдущего, указывающая на особое почитание к ним.

К этому добавляется нахождение многочисленных культовых жен­ ских фигурок окола толоса вне холма и двух погребений с исклю­ чительно богатым и блестящим керамическим инвентарем, около толоса в горизонте ТТ7 .

1 M.E.L.Mallowan. and Grulkshank Rose.Excavations at T e l l Arpachiyah,1933 . I r a q , v o l . I I , p a r t 1,ГЛ. I И 2, стр. 3 - 34.

2 Там же, стр. 34,


- 182 -

Как нам кажется, приведенные примеры ( а их можно было умножить) подкрепляют предположение, согласно которому кругло­ планные постройки Шенгавита являются святилищами большесемейных общин, проживающих в многокомнатных домах. Хотя на генпла­ не этого поселения удается выделить, и то весьма условно,лишь один многокомнатный жилой комплекс, все же их количество может быть установлено по числу круглых помещений, если допустить, что каждый такой многокомнатный дом включал в себя по одному святилищу; на плане насчитывается 13 круглых помещений, сле­ довательно, на раскопанной площади должно было находиться столько же многокомнатных домов, ни состав, ни количество пря­ моугольных помещений которых в настоящее время невозможно ус­ тановить. Если же учесть, что здесь раскопана не более I / I 5 всей площади поселения ( 6 га и около 4.000 квм), то его раз­ меры и действительная мощь станут очевидными.

Шенгавитское поселение во многом остается непонятным. Не говоря о его стратиграфии и хронологии, остается неясной пла­ нировка ( обрывки небольших проходов между постройками, наме­ ченные на плане, ничего не прибавляют к логическому предполо­ жению об их обязательном наличии), структура жилых домов, мно­ гие вопросы, имеющие важное значение для выяснения особенно­ стей строительной техники, конструкций и т.д. ( например,— вопрос перекрытия прямоугольных и круглопланных помещений, к которому мы еще вернемся, когда будем рассматривать единичные дома, дошедшие до нас на ряде поселений). Но нам представляет­ ся немаловажным, что даже на данном этапе изучения удается до­ статочно убедительно показать одностронность и условность мне-

- 183 -

ния, будто Шенгавит характеризуется круглыми жилищами ( Е.Байбуртян), жилищами с круглыми, по-видимому, центральными помеще­ ниями, к которым примыкали четырехугольные ( Б.Б.Пиотровский; С.А.Сардарян), круглыми жилищами с многочисленными прямоуголь­

ными хозяйственными пристройками ( К.Х.Куганарева, Т.Н.Чубини-

швили) и т.д., которое может привести к неверным выводам о яко­ бы главенствующем положении круглопланного типа в жилой архи­ тектуре Шенгавита, в то время, когда в действительности это вовсе не так. Шенгавитское поселение характеризуется агглс— меративной застройкой прямоугольными многокомнатными домами, в которых включены круглопланные - купольные ( как мы надеемся показать ниже), более или менее обособленные помещения, повидимому, с собственными вспомогательными пристройками в виде небольших камер, имеющие культовое назначение; именно этим обусловлена их несомненно пережиточная, традиционная лишь для культовых сооружений круглопланно-купольная форма.

§6. Кюль тепе П; разрозненные данные с некоторых других

памятников Кавказа

Как видим, в результате рассмотрения всего нескольких се­ лищ, получены данные, представляющие значительный интерес для суждения об особенностях домостроительства и планировки посе­ лений эпохи ранней бронзы Южного Кавказа; однако они, к сожа­ лению, охватывают лишь часть этой обширной территории, остав­ ляя все еще немало белых пятен. Пробелы эти могут быть запол­ нены лишь частично, разрозненными материалами с целого ряда других памятников, дающих представление если не о планировке,