Файл: Джавахишвили, А. И. Строительное дело и архитектура поселений Южного Кавказа V - III тыс. до н. э.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
- 176 -
назначения, таких,как в Каразе , в Сев.-вост. Анатолии, с вы соко приподнятыми и стилизованными "рогами", или в Шенгавите должно означать завершение,вероятно, продолжительного процесса превращения очага практического-хозяйственного назначения в чисто культовый, ритуальный атрибут.
Мы не знаем, насколько часто находятся переносные очаги
в прямоугольных помещениях и все ли они аналогичны очагам круг лых помещений, как это отмечает Б.Б.Пиотровский в отношении очагов двух прямоугольных помещений, открытых Е.Байбуртяном
|
2 |
на глубине 1,7 м, во втором слое |
. Нет также сведений о бы |
товых - хозяйственных очагах, без которых не может обойтись |
|
ни одно поселение и которые, безусловно, должны были где-то |
|
находиться; лишь одно бесспорно |
: так как о них ни у кого ни |
чего не сказано при достаточно подробном описании круглых по |
|
мещений, то мы вправе заключить, что в круглых помещениях хо |
|
зяйственных очагов не было. Это обстоятельство, а также ряд |
|
других черт, отличающих круглые помещения от-остальных и ука |
зывающих на их особое назначение, — передняя комната и неболь
шие пристройки, дверь с каменным порогом и приступкой , сырцо
вая скамья около стены, особо тщательная замостка и обмазка . пола, — позволяет предположить, что круглые помещения являют ся не жилыми, комнатами, а святилищами, включенными в состав многокомнатного жилого дома.
На древних поселениях Южного Кавказа тенденция выделения
1 H.Z. tvosay,К.. Turfan.Erzermi-Karaz k a s i s i raporu.Turk tarih . Kurumu. B e l l e t e n , ХлШ, 91. 1959. рис. на стр.396,397.
2 Б.Б.Пиотровский. Указ. соч., стр. 172.
- 177 -
особого помещения для совершения обрядовых действий наблюдает
ся с ранней же поры. Мы имели возможность отметить остатки двух своебразных построек на Имирис гора ( стр.5 7 ) , в одной
из которых, в задней абсидообразной части имелись следы прямо
угольного подиума, возможно - подобия жертвенника. В поселе ниях Куро-араксской культуры Амиранис гора, Квэдхела и Гудабертка засвидетельствованы по одному особому зданию, которые по всем признакам являлись святилищами, причем они стояли на
видном месте, или в центре поселения, или на одной из площадей, или же на высокой вершине горы, главенствующей не только над поселением, но и над всей местностью, как это на Амиранис гора. Как мы знаем, дома эти отличаются от жилищ некоторыми отклоне ниями от общепринятой нормы, отсутствием явных признаков хо зяйственной деятельности и особенно пышным убранством ( отсут ствие хозяйственной передней, подчеркнутая округлость плана, совершение обряда жертвоприношения - на Квацхела ; подиум, на
стенная роспись, обрядовые рогатые "маски" — на Гудабертка
своебразный комплекс предметов, указывающих на их связь с жерт-
о
воприношением - на Амиранис гора |
). Вместе с тем в жилищах |
сохраняются ритуальные атрибуты, |
а также — ЯЕпые следы совер |
шения на месте обрядовых действий. .
По-видимому, во всем этом отражен процесс социального раз вития общества — образование больших патриархальных семей,
I Ш.Я.Амиранашвили,С.И.Надимашвили.Результаты работ,проведен ных в 1956 и I960 гг историко-археологической экспедицией,древ нейшего поселения Шида-Картли "Гудабертка-Цихиагора".Итоги по левых археологических исследований на территории Грузинской ССР
в 1960г.Краткое содержание докладов.Тбилиси,1961.стр.18,19 |
(на |
1 ууз.п.я, |
). |
2 Т.Н.Чубинишвили.Амиранис гора.Тб,1963,стр.43-46 (на груз.яз.).
12.
- 178 -
консолидация родового коллектива, который, помимо семейных свя тилищ, представленных или в самих жилых помещениях в виде осо бых мест, снабженных соответствующими атрибутами, или же и спе циальных помещениях, включенных в комплекс жилых комнат, устраи вает, общеродовое святилище в обособленном здании. Думается, у нас есть достаточно оснований видеть в круглопланных помеще ниях Шенгавита именно святилища большесемейных общин.
Отдельные этапы выделения и развития из жилищ с семейны ми культовыми местами обособленных родовых святилищ, помимо Южного Кавказа,более или менее ясно наблюдается на многих се лищах, территориально значительно отдаленных друг от друга куль тур. Наиболее детально ранний этап этого процесса изучен по материалам древних поселений Южной Туркмении ; здесь прослеже на социальная основа всего пути превращения общинно'го дома
( ялангачский период) в обособленное святилище ( Геоксюр I ) *. Ярким примером выделения культовых помещений в комплекс жилых домов может служить Чатал-уюк, уже упомянутый нами в связи с вопросом назначения своебразных домов Хизанаант гора Д. Как полагает Дж.Меллаарт, из 139 жилых домов, раскопанных в слоях
П - X этого поселения, 40, если не больше,предназначались для культа ( точное определение их числа затруднено тем, что свя тилища отличаются от жилищ лишь особым убранством и декором интерьера, который сохранился не во всех домах). Подобное сосредоточение культовых зданий, наряду с отсутствием мастер ских и общественных сооружений, по его мнению,указывает на то,
I И.Н.Хлопин. Геоксюрская группа поселений эпохи энеолита. М-Л.,1964, стр. 76-79; 87-91; 148-152.
- 179 -
что раскопанный участок являлся жилым, если не "жреческим" квар талом; разницу в размерах, богатстве оборудования и пышности на стенного декора святилищ он склонен объяснить их принадлежно стью разным категориям священнослужителей : в особенно видных святилищах, служивших для отправления общественных культовых обрядов и остававшихся обычно необитаемыми, периодически, во время больших празднеств, селились лишь жрецы высшего ранга, постоянным жилищем которых являлись менее видные СЕЯТИЛИШД ;
простые же дома были обиталищем жрецов низшего ранга ^. Несмотря на все, пока что почти уникальные своебразия это
го памятника, трудно согласиться с подобной интерпретацией фактов, касающихся распределения и назначения его культовых сооружений, подразумевающей выделение особой касты жрецов спе цифической организации,наподобие позднейших храмовым, т.е. — уже довольно высокую ступень общественного развития; впрочем, сам Дж.Меллаарт не придает этой мысли категорической формы. Безусловно, правильнее видеть в роскошных культовых сооружениях Чатал-уюка "родовые святилища нескольких родовых общин" , в которых развитые религиозные представления о плодородии при роды, культ великой матери-земли, связанные с производящей экономикой, тесно переплетаются со все еще сильными элементами тотемизма , культом предков и многими признаками магии,
1 J.MeUaart .(gatal-Huyiik.A n e o l i t h i c town i n Anatolia.
Thames and Hudson . 1967, стр. 70,71, 77-84.
2В.М.Маооон. Неолит Южной Турции. Археология Старого и Но вого Света. Москва, 1966, стр. 162,163.
3В.М.Массой. Средняя Азия и Древний Восток. Ш-Л.., 1964, стр. 388,389.
- 180 -
дольше всего сохраняющимися в обрядах,- связанных с семейным, до
машним бытом. Всем этим святилища Чатал-уюка напоминают семей
ные, домашние молельни; быть может, в этом и следует искать объяс нение того исключительного факта, что в среднем на каждые 3 до ма здесь приходится одно святилище ?
Наконец, уже обособленные святилища - толосы — имеют ся на селище Сев. Ирака Арпачия. Как известно, толосы на Ар-
пачиа обнаружены в пяти нижних(из десяти)строительных горизон тах тепе, составляющих лишь половину более чем десятиметровой толщи культурных отложений, и соответствующих им слоях вне хол
ма; эти горизонты ( ТТ 6-10) относятся к халафскому времени.
Пять верхних горизонтов ( ТТ 1-5) содержат остатки прямоуголь ных сырцовых домов Эль-Обендского периода, хотя, по-видимому, остатки в слое ТТ 6 признаются постройкой халафских насельни ков, уничтоженной пришельцами.
К сожалению, плохая сохранность строительных остатков,
не позволяет судить об общем характере застройки и планировки и некоторых важных деталях архитектуры халафских горизонтов; так, например, вряд ли можно с уверенностью сказать, что в них
не было иных построек кроме круглопланных; ведь в остатке обширного многокомнатного дома горизонта ТТ 6 признается по
стройка халафского периода и, следовательно, подобные здания могли быть и в других его горизонтах. Однако найдены лишь ос нования толосов — каменные фундаменты круглопланных глинобит ных зданий, простых и сравнительно небольших ( диам.4; 5,5; 7; толщина стен - 0,4; 0,5; 0,7 м) - в нижних горизонтах холма и соответствующих им - вне его, усложненных ( с прямоугольной
- 181 -
пристройкой) и крупных - в верхних ( диам. толоса - 9 - 10 м; общая длина - 16, 19 м; толщина стен - 1,35-1,65 м). Предпо лагается, что в этом отражена последовательная эволюция круг лопланных построек.
Из предложенных вариантов реконструкции верхней части - перекрытия толосов, безусловно следует отдать предпочтение ложному куполу для круглоплагагой части и плоской, если не со вершенно открытой, для прямоугольной, в пользу которых раскоппиками приведены многочисленные и весьма убедительные аргу менты
Отсутствие прямых и неоспоримых доказательств культового назначения толосов Арпачиа, как,впрочем,и какого-либо другого, как нам кажется, не может служить достаточным основанием для сомнений в аргументах, приводимых раскопщиками: центральное расположение на вершине холма, указывающее на исключительную значимость большинства из них, толщина стен, необходимая для обеспечения высокой устойчивости при потрясениях, последова тельная надстройка одного здания над другим, с сохранением ос нований предыдущего, указывающая на особое почитание к ним.
К этому добавляется нахождение многочисленных культовых жен ских фигурок окола толоса вне холма и двух погребений с исклю чительно богатым и блестящим керамическим инвентарем, около толоса в горизонте ТТ7 .
1 M.E.L.Mallowan. and Grulkshank Rose.Excavations at T e l l Arpachiyah,1933 . I r a q , v o l . I I , p a r t 1,ГЛ. I И 2, стр. 3 - 34.
2 Там же, стр. 34,
- 182 -
Как нам кажется, приведенные примеры ( а их можно было умножить) подкрепляют предположение, согласно которому кругло планные постройки Шенгавита являются святилищами большесемейных общин, проживающих в многокомнатных домах. Хотя на генпла не этого поселения удается выделить, и то весьма условно,лишь один многокомнатный жилой комплекс, все же их количество может быть установлено по числу круглых помещений, если допустить, что каждый такой многокомнатный дом включал в себя по одному святилищу; на плане насчитывается 13 круглых помещений, сле довательно, на раскопанной площади должно было находиться столько же многокомнатных домов, ни состав, ни количество пря моугольных помещений которых в настоящее время невозможно ус тановить. Если же учесть, что здесь раскопана не более I / I 5 всей площади поселения ( 6 га и около 4.000 квм), то его раз меры и действительная мощь станут очевидными.
Шенгавитское поселение во многом остается непонятным. Не говоря о его стратиграфии и хронологии, остается неясной пла нировка ( обрывки небольших проходов между постройками, наме ченные на плане, ничего не прибавляют к логическому предполо жению об их обязательном наличии), структура жилых домов, мно гие вопросы, имеющие важное значение для выяснения особенно стей строительной техники, конструкций и т.д. ( например,— вопрос перекрытия прямоугольных и круглопланных помещений, к которому мы еще вернемся, когда будем рассматривать единичные дома, дошедшие до нас на ряде поселений). Но нам представляет ся немаловажным, что даже на данном этапе изучения удается до статочно убедительно показать одностронность и условность мне-
- 183 -
ния, будто Шенгавит характеризуется круглыми жилищами ( Е.Байбуртян), жилищами с круглыми, по-видимому, центральными помеще ниями, к которым примыкали четырехугольные ( Б.Б.Пиотровский; С.А.Сардарян), круглыми жилищами с многочисленными прямоуголь
ными хозяйственными пристройками ( К.Х.Куганарева, Т.Н.Чубини-
швили) и т.д., которое может привести к неверным выводам о яко бы главенствующем положении круглопланного типа в жилой архи тектуре Шенгавита, в то время, когда в действительности это вовсе не так. Шенгавитское поселение характеризуется агглс— меративной застройкой прямоугольными многокомнатными домами, в которых включены круглопланные - купольные ( как мы надеемся показать ниже), более или менее обособленные помещения, повидимому, с собственными вспомогательными пристройками в виде небольших камер, имеющие культовое назначение; именно этим обусловлена их несомненно пережиточная, традиционная лишь для культовых сооружений круглопланно-купольная форма.
§6. Кюль тепе П; разрозненные данные с некоторых других
памятников Кавказа
Как видим, в результате рассмотрения всего нескольких се лищ, получены данные, представляющие значительный интерес для суждения об особенностях домостроительства и планировки посе лений эпохи ранней бронзы Южного Кавказа; однако они, к сожа лению, охватывают лишь часть этой обширной территории, остав ляя все еще немало белых пятен. Пробелы эти могут быть запол нены лишь частично, разрозненными материалами с целого ряда других памятников, дающих представление если не о планировке,