Файл: Дегтяренко, В. Н. Транспортные узлы промышленных районов учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 1. Схемы разъездов

а — с продольным односторонним расположением приемо-отправочных путей; б — с продольным

разносторонним расположением приемо-отправочных путей; в — с полупродольным расположением приемо-отправочных путей; г — с поперечным расположением путей

Рис. 2. Схемы обгонных пунктов

впоперечного типа с двумя обгонными путями; 6 — полупродольного типа; в — с одним обгон­ ным путем двустороннего действия .

10

при

интенсивности

движения до

6 пар поездов

в

сутки — один

приемо-отправочный путь (кроме главного);

пути;

при 7—12 парах— один-два

приемо-отправочных

при

интенсивности

движения

более

12 пар поездов

в сутки — два

приемо-отправочных пути.

 

подходах к железнодорожным

На

разъездах, расположенных на

узлам или имеющих примыкание подъездных путей, укладывается один дополнительный путь.

Служебные и другие здания располагаются с одной стороны разъ­

езда, лучше с нагорной, а при одном

приемо-отправочном

пути — со

стороны главного пути. Разъезды ограждаются входными

сигналами.

О б г о н н ы е п у н к т ы

(рис. 2)

устраиваются

на

двухпутных

линиях и выполняют те же

функции,

что и разъезды

на однопутных.

Кроме того, их путевое развитие обеспечивает при необходимости воз­ можность перехода поездов с одного главного пути на другой.

Применяются три

схемы

обгонных

пунктов:

поперечного типа с

двумя обгонными путями (рис. 2, а), полупродольного типа

(рис. 2, б)

и с одним обгонным

путем

(рис. 2, в).

Основной

схемой

обгонного

пункта является первая — поперечного

типа. Ее

преимущество — воз­

можность размещения на короткой станционной площадке, а недоста­ ток —• неудобство прохода пассажиров к поезду, стоящему на пути //„ если путь 3 занят обгоняемым грузовым поездом. Схемы полупродоль­ ного типа применяются в случаях, когда надо облегчить разгон грузо­ вых поездов после остановки или разместить погрузочно-выгрузочные площадки по обе стороны главного пути. Схема с обгонным путем, рас­ положенным между главными путями, применяется на дорогах с ма­ лым пассажирским движением.

Технология работы обгонного пункта проста. Приемо-отправочные пути специализированы по направлению движения, как это указано на рисунках стрелками. Система съездов в горловинах дает возможность перевода поезда с одного главного пути на другой. При необходимости производства небольшого объема погрузки-выгрузки устраивается ту­ пиковый путь (см. рис. 3, б).

3. ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ СТАНЦИИ

Промежуточные станции кроме пропуска, приема и отправления поездов, посадки и высадки пассажиров выполняют следующие опера­ ции: погрузку, выгрузку и хранение грузов, оформление грузовых доку­ ментов; прием, выдачу и хранение багажа; отцепку вагонов от сборных поездов и прицепку к ним вагонов, а в некоторых случаях и формиро­ вание отправительских маршрутов или групп вагонов собственной по­ грузки; обслуживание подъездных путей и взвешивание вагонов (на некоторых станциях при значительном объеме погрузки навалочных грузов).

На линиях, где временно сохранилась еще паровая тяга, некото­ рые промежуточные станции выполняют операции по снабжению паро­ возов водой, экипировке толкачей и маневровых локомотивов.

11


Рис. 3. Схемы промежуточных станций

а — поперечного типа с грузовым двором со стороны пассажирского здания; 6 — продольного типа с. грузовым двором со стороны, противоположной станционному зданию

Для безопасного и своевременного производства всех этих опера­ ций промежуточные станции имеют соответствующее путевое развитие и станционные устройства. Путевое развитие состоит из приемо-отпра­ вочных, пассажирских, погрузочно-разгрузочных, маневровых и тупи­ ковых путей. К станционным устройствам относятся станционное зда­ ние, пассажирская платформа, разгрузочные устройства, склады.

Различают три основных типа промежуточных станций: с попереч­ ным (поперечный тип), продольным (продольный тип) и полупродольным (полупродольный тип) расположением приемо-отправочных путей.

На рис. 3 в качестве примера приведены схемы участковых

стан­

ций поперечного (рис. 3, а)

и продольного

(рис. 3, б)

типа. В

первой

грузовой двор расположен

со стороны станционного

здания,

во

вто­

рой — со стороны, противоположной станционному зданию.

достоин­

Оба варианта размещения грузового

двора имеют

свои

ства и недостатки. Размещение грузового двора у станционного здания удобно для клиентуры: все здания, обслуживающие клиентов и пасса­ жиров, размещены рядом. Однако прием сборных поездов ца путь 2 (рис. 3, а) ограничивает возможности станции по приему других поез­ дов с направления Б. Размещение грузового двора со стороны, проти­ воположной станционному зданию, дает возможность изолировать меневровую работу от приема и безостановочного пропуска поездов, но ограничивает возможности развития станции. В каждом случае реше­ ние о размещении грузового двора принимается на основе технико-эко­ номического сравнения вариантов с учетом местных условий и перспек­ тив роста грузооборота.

Технология работы станции применительно к схеме поперечного типа такова. Поезда, следующие без остановки, пропускаются по пути /. Пассажирские поезда при значительной посадке и высадке пас­ сажиров принимаются на путь 2. Грузовые поезда, следующие с оста­


новкой, но без переработки, принимаются в зависимости от направле­ ния движения на пути 2 и 3 (направление указано стрелками).

Сборные поезда, в состав которых включены вагоны, идущие в ад­ рес данной станции, принимаются с Л на пути 3, 4, с Б на путь 2, а за­ тем через вытяжной путь 7 подаются под погрузку или выгрузку на пути 5, 6. После производства грузовых операций вагоны через вытяж­ ной путь 7 возвращаются на соответствующие приемо-отправочные пути.

Расстояние между промежуточными станциями зависит от располо­ жения грузообразующих пунктов (городов, поселков, портов, карьеров, крупных промышленных предприятий) и в среднем составляет около 15—20 км. При строительстве новых линий, учитывая развитие сети автомобильных дорог, это расстояние в средних условиях может при­ ниматься равным 40—60 км.

4. УЧАСТКОВЫЕ СТАНЦИИ

Участковые станции предназначены в основном для смены локо­ мотивов и их экипировки, смены локомотивных и поездных бригад, про­ изводства технического и коммерческого осмотра составов, ремонта локомотивов и вагонов, расформирования и формирования сборных и участковых поездов, производства пассажирских и грузовых опера­ ций. Нередко эти станции обслуживают подъездные пути промышлен­ ных предприятий, формируют маршрутные и групповые поезда.

Узловые участковые станции (имеющие три и более примыканий, подходов) выполняют также передачу поездов и вагонов с одной линии на другую.

В связи с электрификацией железных дорог и внедрением тепло­ возной тяги значительно увеличились участки обращения локомотивов, при этом некоторые участковые станции превратились в промежуточ­ ные станции с большой местной работой.

Размещение участковых станций зависит от вида тяги и способа обслуживания поездов локомотивами.

Участковые станции имеют необходимые путевое развитие и стан­ ционные сооружения. На участковых станциях сооружаются приемо­ отправочные и сортировочные парки путей, сортировочные устройства в виде горок или полугорок. Для выполнения грузовых операций стро­ ятся грузовые дворы, на которых размещаются крытые склады, откры­ тые площадки, контейнерные площадки, емкости для жидких и сыпучих грузов и другие грузовые устройства.

Для производства технического осмотра, экипировки и ремонта локомотивов и вагонов создаются локомотивные и вагонные хозяйства со своими депо, экипировочными пунктами и другими устройствами. Участковые станции имеют энергетическое хозяйство, устройства сиг­ нализации, централизации и связи,, устройства тепло- и водоснабжения

ит. д.

Взависимости от размеров движения, числа главных путей на под­ ходах, длины площадки и местных условий схемы участковых станций

13


Рис. 4. Схема участковой станции поперечного типа иа двухпутной линии

могут быть различными. Техническими условиями проектирования станций рекомендуются три основных типа участковых станций, отли­ чающихся взаимным расположением парков: поперечный, продольный и полупродольный. На рис. 4 в качестве примера приведена схема участковой станции поперечного типа на двухпутной линии. Такие схе­ мы применяются на железных дорогах с относительно небольшими раз­ мерами движения или в стесненных топографических условиях.

Схема имеет два приемо-отправочных парка (П-OI, П-ОП), спе­ циализированных по направлениям движения, и сортировочный парк С, расположенные параллельно им. Основная принципиальная особенность схемы — возможность независимой работы всех трех основных парков.

Грузовой двор ГД расположен у хвостовой части сортировочного парка и имеет с ним прямую связь. Такое положение грузового двора — изолированно от пассажирского здания и пассажирских платформ — удобно при большом объеме пассажирской и местной грузовой работы. Ремонтная база РБ и экипировочные устройства ЭУ размещены у гор­ ловины станции и имеют удобные выходы во все парки.

Подробное описание схем и работы участковых станций, не являю­ щееся целью настоящего учебника, имеется в ряде учебников по дис­ циплине «Железнодорожные станции и узлы».

Расстояние между участковыми станциями зависит от вида тяги и способа обслуживания поездов локомотивами. При паровой тяге их раз­ мещали друг от друга на расстоянии 100—130 км. С вводом электри­ ческой и тепловозной тяги появилась возможность увеличить расстоя­ ние между участковыми станциями до 800—1000 км.

5. СОРТИРОВОЧНЫЕ СТАНЦИИ

Сортировочные станции предназначены для массовой переработки вагонов — расформирования и формирования грузовых поездов всех ка­ тегорий. Они являются опорными пунктами, организующими вагонопотоки на сети железных дорог, и располагаются в местах их массового зарождения или погашения, разветвления или слияния. На сортировоч­ ных станциях производятся также: ремонт вагонов, экипировка локо­ мотивов, снабжение водой поездов с живностью, снабжение льдом вагонов-ледников, сортировка транзитных мелких отправок и др. Пас­

14

сажирские и грузовые операции на сортировочных станциях почти не производятся. Для этой цели служат специализированные грузовые и пассажирские станции, которые часто объединяются с сортировочными станциями, составляя один железнодорожный узел.

По своему значению в работе сети железных дорог сортировочные станции делятся на основные (или опорные) сетевого значения, район­ ные и вспомогательные. Станции сетевого значения располагаются в узлах, где пересекаются важнейшие магистральные линии с мощными вагонопотоками и большой местной работой, а также в местах массо­ вой погрузки и выгрузки грузов при необходимости сортировки вагонопотоков. Основная задача этих станций — формирование поездов даль­ них назначений.

Районные сортировочные станции предназначены для переработки вагонопотоков, зарождающихся и погашаемых в узлах и на участках между ними и соседними сортировочными станциями. Эти станции так­ же формируют участковые, сборные и вывозные поезда на прилегающие участки, а иногда — и сквозные поезда. К этим станциям относятся так­ же портовые и промышленные сортировочные станции, обслуживаю­ щие соответственно порты и промышленные предприятия.

К вспомогательным сортировочным станциям в основном отно­ сятся промышленные районные или заводские сортировочные станции, обслуживающие местную погрузку-выгрузку. Несмотря на местное значение и относительно небольшой объем работы этих станций, значе­ ние их велико. Здесь производятся распыление основной массы поездов и организация в поезда и маршруты большого числа вагонов с продук­ цией предприятий.

В зависимости от сортировочных устройств, служащих для форми­ рования и расформирования составов, различают горочные и безгорочные сортировочные станции. Первые оборудуются горками, а вторые — вытяжными путями или полугорками.

Сортировочные станции имеют большое число путей, объединенных в 'специализированные парки (приемо-отправочные, транзитные, .сорти­ ровочные), оснащены механизированными сортировочными устройст­ вами, оборудованы современной техникой связи, автоматики и телеме­ ханики, включая электронно-вычислительные машины. На сортировоч­ ных станциях имеются мощное энергетическое хозяйство (электроэнер­ гия, сжатый воздух, пар), ремонтные службы. Для грузовой работы устраиваются грузовые дворы, а для пассажирской — вокзалы.

Сортировочные станции в зависимости от числа сортировочных комплектов бывают двух типов: односторонние — с одной сортировоч­ ной системой (парки прибытия, сортировки отправления) и двусто­ ронние —■с двумя сортировочными системами. На односторонних стан­ циях одна система перерабатывает вагонопотоки всех примыкающих направлений, а на двусторонней одна система перерабатывает вагоно­ потоки четного направления, а другая — нечетного. В зависимости от взаимного расположения основных парков различают три вида сорти­ ровочных станций: с последовательным, параллельным и комбиниро­ ванным расположением парков.'