Файл: Дегтяренко, В. Н. Транспортные узлы промышленных районов учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
Рис. 1. Схемы разъездов
а — с продольным односторонним расположением приемо-отправочных путей; б — с продольным
разносторонним расположением приемо-отправочных путей; в — с полупродольным расположением приемо-отправочных путей; г — с поперечным расположением путей
Рис. 2. Схемы обгонных пунктов
впоперечного типа с двумя обгонными путями; 6 — полупродольного типа; в — с одним обгон ным путем двустороннего действия .
10
при |
интенсивности |
движения до |
6 пар поездов |
в |
сутки — один |
|
приемо-отправочный путь (кроме главного); |
пути; |
|||||
при 7—12 парах— один-два |
приемо-отправочных |
|||||
при |
интенсивности |
движения |
более |
12 пар поездов |
в сутки — два |
|
приемо-отправочных пути. |
|
подходах к железнодорожным |
||||
На |
разъездах, расположенных на |
узлам или имеющих примыкание подъездных путей, укладывается один дополнительный путь.
Служебные и другие здания располагаются с одной стороны разъ
езда, лучше с нагорной, а при одном |
приемо-отправочном |
пути — со |
||
стороны главного пути. Разъезды ограждаются входными |
сигналами. |
|||
О б г о н н ы е п у н к т ы |
(рис. 2) |
устраиваются |
на |
двухпутных |
линиях и выполняют те же |
функции, |
что и разъезды |
на однопутных. |
Кроме того, их путевое развитие обеспечивает при необходимости воз можность перехода поездов с одного главного пути на другой.
Применяются три |
схемы |
обгонных |
пунктов: |
поперечного типа с |
|
двумя обгонными путями (рис. 2, а), полупродольного типа |
(рис. 2, б) |
||||
и с одним обгонным |
путем |
(рис. 2, в). |
Основной |
схемой |
обгонного |
пункта является первая — поперечного |
типа. Ее |
преимущество — воз |
можность размещения на короткой станционной площадке, а недоста ток —• неудобство прохода пассажиров к поезду, стоящему на пути //„ если путь 3 занят обгоняемым грузовым поездом. Схемы полупродоль ного типа применяются в случаях, когда надо облегчить разгон грузо вых поездов после остановки или разместить погрузочно-выгрузочные площадки по обе стороны главного пути. Схема с обгонным путем, рас положенным между главными путями, применяется на дорогах с ма лым пассажирским движением.
Технология работы обгонного пункта проста. Приемо-отправочные пути специализированы по направлению движения, как это указано на рисунках стрелками. Система съездов в горловинах дает возможность перевода поезда с одного главного пути на другой. При необходимости производства небольшого объема погрузки-выгрузки устраивается ту пиковый путь (см. рис. 3, б).
3. ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ СТАНЦИИ
Промежуточные станции кроме пропуска, приема и отправления поездов, посадки и высадки пассажиров выполняют следующие опера ции: погрузку, выгрузку и хранение грузов, оформление грузовых доку ментов; прием, выдачу и хранение багажа; отцепку вагонов от сборных поездов и прицепку к ним вагонов, а в некоторых случаях и формиро вание отправительских маршрутов или групп вагонов собственной по грузки; обслуживание подъездных путей и взвешивание вагонов (на некоторых станциях при значительном объеме погрузки навалочных грузов).
На линиях, где временно сохранилась еще паровая тяга, некото рые промежуточные станции выполняют операции по снабжению паро возов водой, экипировке толкачей и маневровых локомотивов.
11
Рис. 3. Схемы промежуточных станций
а — поперечного типа с грузовым двором со стороны пассажирского здания; 6 — продольного типа с. грузовым двором со стороны, противоположной станционному зданию
Для безопасного и своевременного производства всех этих опера ций промежуточные станции имеют соответствующее путевое развитие и станционные устройства. Путевое развитие состоит из приемо-отпра вочных, пассажирских, погрузочно-разгрузочных, маневровых и тупи ковых путей. К станционным устройствам относятся станционное зда ние, пассажирская платформа, разгрузочные устройства, склады.
Различают три основных типа промежуточных станций: с попереч ным (поперечный тип), продольным (продольный тип) и полупродольным (полупродольный тип) расположением приемо-отправочных путей.
На рис. 3 в качестве примера приведены схемы участковых |
стан |
||||
ций поперечного (рис. 3, а) |
и продольного |
(рис. 3, б) |
типа. В |
первой |
|
грузовой двор расположен |
со стороны станционного |
здания, |
во |
вто |
|
рой — со стороны, противоположной станционному зданию. |
достоин |
||||
Оба варианта размещения грузового |
двора имеют |
свои |
ства и недостатки. Размещение грузового двора у станционного здания удобно для клиентуры: все здания, обслуживающие клиентов и пасса жиров, размещены рядом. Однако прием сборных поездов ца путь 2 (рис. 3, а) ограничивает возможности станции по приему других поез дов с направления Б. Размещение грузового двора со стороны, проти воположной станционному зданию, дает возможность изолировать меневровую работу от приема и безостановочного пропуска поездов, но ограничивает возможности развития станции. В каждом случае реше ние о размещении грузового двора принимается на основе технико-эко номического сравнения вариантов с учетом местных условий и перспек тив роста грузооборота.
Технология работы станции применительно к схеме поперечного типа такова. Поезда, следующие без остановки, пропускаются по пути /. Пассажирские поезда при значительной посадке и высадке пас сажиров принимаются на путь 2. Грузовые поезда, следующие с оста
новкой, но без переработки, принимаются в зависимости от направле ния движения на пути 2 и 3 (направление указано стрелками).
Сборные поезда, в состав которых включены вагоны, идущие в ад рес данной станции, принимаются с Л на пути 3, 4, с Б на путь 2, а за тем через вытяжной путь 7 подаются под погрузку или выгрузку на пути 5, 6. После производства грузовых операций вагоны через вытяж ной путь 7 возвращаются на соответствующие приемо-отправочные пути.
Расстояние между промежуточными станциями зависит от располо жения грузообразующих пунктов (городов, поселков, портов, карьеров, крупных промышленных предприятий) и в среднем составляет около 15—20 км. При строительстве новых линий, учитывая развитие сети автомобильных дорог, это расстояние в средних условиях может при ниматься равным 40—60 км.
4. УЧАСТКОВЫЕ СТАНЦИИ
Участковые станции предназначены в основном для смены локо мотивов и их экипировки, смены локомотивных и поездных бригад, про изводства технического и коммерческого осмотра составов, ремонта локомотивов и вагонов, расформирования и формирования сборных и участковых поездов, производства пассажирских и грузовых опера ций. Нередко эти станции обслуживают подъездные пути промышлен ных предприятий, формируют маршрутные и групповые поезда.
Узловые участковые станции (имеющие три и более примыканий, подходов) выполняют также передачу поездов и вагонов с одной линии на другую.
В связи с электрификацией железных дорог и внедрением тепло возной тяги значительно увеличились участки обращения локомотивов, при этом некоторые участковые станции превратились в промежуточ ные станции с большой местной работой.
Размещение участковых станций зависит от вида тяги и способа обслуживания поездов локомотивами.
Участковые станции имеют необходимые путевое развитие и стан ционные сооружения. На участковых станциях сооружаются приемо отправочные и сортировочные парки путей, сортировочные устройства в виде горок или полугорок. Для выполнения грузовых операций стро ятся грузовые дворы, на которых размещаются крытые склады, откры тые площадки, контейнерные площадки, емкости для жидких и сыпучих грузов и другие грузовые устройства.
Для производства технического осмотра, экипировки и ремонта локомотивов и вагонов создаются локомотивные и вагонные хозяйства со своими депо, экипировочными пунктами и другими устройствами. Участковые станции имеют энергетическое хозяйство, устройства сиг нализации, централизации и связи,, устройства тепло- и водоснабжения
ит. д.
Взависимости от размеров движения, числа главных путей на под ходах, длины площадки и местных условий схемы участковых станций
13
Рис. 4. Схема участковой станции поперечного типа иа двухпутной линии
могут быть различными. Техническими условиями проектирования станций рекомендуются три основных типа участковых станций, отли чающихся взаимным расположением парков: поперечный, продольный и полупродольный. На рис. 4 в качестве примера приведена схема участковой станции поперечного типа на двухпутной линии. Такие схе мы применяются на железных дорогах с относительно небольшими раз мерами движения или в стесненных топографических условиях.
Схема имеет два приемо-отправочных парка (П-OI, П-ОП), спе циализированных по направлениям движения, и сортировочный парк С, расположенные параллельно им. Основная принципиальная особенность схемы — возможность независимой работы всех трех основных парков.
Грузовой двор ГД расположен у хвостовой части сортировочного парка и имеет с ним прямую связь. Такое положение грузового двора — изолированно от пассажирского здания и пассажирских платформ — удобно при большом объеме пассажирской и местной грузовой работы. Ремонтная база РБ и экипировочные устройства ЭУ размещены у гор ловины станции и имеют удобные выходы во все парки.
Подробное описание схем и работы участковых станций, не являю щееся целью настоящего учебника, имеется в ряде учебников по дис циплине «Железнодорожные станции и узлы».
Расстояние между участковыми станциями зависит от вида тяги и способа обслуживания поездов локомотивами. При паровой тяге их раз мещали друг от друга на расстоянии 100—130 км. С вводом электри ческой и тепловозной тяги появилась возможность увеличить расстоя ние между участковыми станциями до 800—1000 км.
5. СОРТИРОВОЧНЫЕ СТАНЦИИ
Сортировочные станции предназначены для массовой переработки вагонов — расформирования и формирования грузовых поездов всех ка тегорий. Они являются опорными пунктами, организующими вагонопотоки на сети железных дорог, и располагаются в местах их массового зарождения или погашения, разветвления или слияния. На сортировоч ных станциях производятся также: ремонт вагонов, экипировка локо мотивов, снабжение водой поездов с живностью, снабжение льдом вагонов-ледников, сортировка транзитных мелких отправок и др. Пас
14
сажирские и грузовые операции на сортировочных станциях почти не производятся. Для этой цели служат специализированные грузовые и пассажирские станции, которые часто объединяются с сортировочными станциями, составляя один железнодорожный узел.
По своему значению в работе сети железных дорог сортировочные станции делятся на основные (или опорные) сетевого значения, район ные и вспомогательные. Станции сетевого значения располагаются в узлах, где пересекаются важнейшие магистральные линии с мощными вагонопотоками и большой местной работой, а также в местах массо вой погрузки и выгрузки грузов при необходимости сортировки вагонопотоков. Основная задача этих станций — формирование поездов даль них назначений.
Районные сортировочные станции предназначены для переработки вагонопотоков, зарождающихся и погашаемых в узлах и на участках между ними и соседними сортировочными станциями. Эти станции так же формируют участковые, сборные и вывозные поезда на прилегающие участки, а иногда — и сквозные поезда. К этим станциям относятся так же портовые и промышленные сортировочные станции, обслуживаю щие соответственно порты и промышленные предприятия.
К вспомогательным сортировочным станциям в основном отно сятся промышленные районные или заводские сортировочные станции, обслуживающие местную погрузку-выгрузку. Несмотря на местное значение и относительно небольшой объем работы этих станций, значе ние их велико. Здесь производятся распыление основной массы поездов и организация в поезда и маршруты большого числа вагонов с продук цией предприятий.
В зависимости от сортировочных устройств, служащих для форми рования и расформирования составов, различают горочные и безгорочные сортировочные станции. Первые оборудуются горками, а вторые — вытяжными путями или полугорками.
Сортировочные станции имеют большое число путей, объединенных в 'специализированные парки (приемо-отправочные, транзитные, .сорти ровочные), оснащены механизированными сортировочными устройст вами, оборудованы современной техникой связи, автоматики и телеме ханики, включая электронно-вычислительные машины. На сортировоч ных станциях имеются мощное энергетическое хозяйство (электроэнер гия, сжатый воздух, пар), ремонтные службы. Для грузовой работы устраиваются грузовые дворы, а для пассажирской — вокзалы.
Сортировочные станции в зависимости от числа сортировочных комплектов бывают двух типов: односторонние — с одной сортировоч ной системой (парки прибытия, сортировки отправления) и двусто ронние —■с двумя сортировочными системами. На односторонних стан циях одна система перерабатывает вагонопотоки всех примыкающих направлений, а на двусторонней одна система перерабатывает вагоно потоки четного направления, а другая — нечетного. В зависимости от взаимного расположения основных парков различают три вида сорти ровочных станций: с последовательным, параллельным и комбиниро ванным расположением парков.'