Файл: Дегтяренко, В. Н. Транспортные узлы промышленных районов учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дустрии, легкой и пищевой промышленности и др. Перевозки основного предприятия составляют 80—-90% общего вагонопотока.

Сортировочные станции

в промышленных

узлах, возникших на

базе химических комбинатов,

могут

совмещаться со станциями МПС

или устраиваться отдельно,

в виде

районной

сортировочной станции.

Решение зависит от объема перевозок и расстояния от химического ком­

бината до железнодорожной магистрали.

По расчетам

Промтранснии-

проекта, районные сортировочные станции

целесообразно сооружать,

например, при грузообороте

4—5 млн. т

в год и

расстоянии 2—3 км ог

станции примыкания. При

расстоянии свыше 10'

км районные сортиро­

вочные станции сооружаются, даже если

грузооборот

не превышает

1 млн. т в год!

 

 

 

 

 

Кроме основной сортировочной станции в узле могут быть внутри-

узловые входные заводские станции, если

общий грузооборот узла не ме­

нее 4—б млн. тв год. При меньших грузооборотах районная сортировоч­ ная станция непосредственно обслуживает все предприятия.

Характер и объем работы с вагонами общесетевого парка в про­ мышленном узле определяется в основном номенклатурой химических продуктов и производительностью комбината. На химические комбина­ ты прибывает ,в год 1—2 млн. тсырья, в редких случаях — более 2 млн. т. По прибытию это колчедан, известняк, поваренная соль, хлористый каль­ ций, апатиты, сода, бензин, масла и т. д., по отправлению.— аммиачная селитра, мочевина, нитрат и нитрит натрия, хлорная известь, сложные удобрения, жидкий аммиак, купоросное масло, метанол, мелант, олеум, каустик и т. д.

Основным видом транспорта для химических комбинатов является железнодорожный; только газ, используемый в качестве сырья и топли­ ва, поступает по трубопроводам. Готовая продукция комбинатов предъ­ являет особые требования к подвижному составу, поэтому 45—50% вагонопотока прибытия и 20—25% отправления составляют порожние вагоны и цистерны. Этим же объясняется то, что сдвоенные операции проходят лишь 25—30% прибывающих вагонов.

Химическое сырье на комбинаты прибывает в основном сборными поездами и подачами. Только массовые грузы (колчедан, апатиты, соль, уголь) могут прибывать маршрутами. Порожние вагоны подаются укрупненными подачами. Коэффициент неравномерности прибытия сос­ тавляет 1,2—1,3. Груженые и порожние вагоны отправляют сборными поездами, маршрутными группами и, в отдельных случаях, маршрутами.

На основных сортировочных станциях производятся операции по приему сборных поездов, подач и маршрутов, расформированию их по фронтам выгрузки и погрузки, формированию многогруппных подач в соответствии с требованиями разгрузочных фронтов; формированию и отправлению сборных поездов, подач и в некоторых случаях маршрутов на общую сеть железных дорог.

Порожние вагоны и цистерны, прибывающие под погрузку хими­ ческих продуктов, сортируются по типам, фронтам погрузки и видам об­ работки на промывочно-пропарочной станции. Технология переработки остальных вагонов обычная. Маршрутные поезда с массовыми грузами

289



расформированию не подвергаются, их лишь делят на части перед пода­ чей на разгрузочные фронты. При формировании подач с готовой про­ дукцией желательно подбирать маршрутные группы, включая их на станциях примыкания в маршрутные поезда.

Расчет путевого развития основной сортировочной станции -произ­ водиться по общепринятой методике. Ориентировочно число путей мож­ но принимать таким, как это указано для станций нефтеперерабатыва­ ющих заводов.

iB качестве сортировочного устройства на сортировочных станциях химических комбинатов следует принимать профилированные вытяжные, пути и только при числе путей в сортировочном парке более шести­ восьми— горки малой мощности.

5. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ СХЕМЫ СОРТИРОВОЧНЫХ СТАНЦИЙ

Принципиальные схемы сортировочных станций должны учитывать некоторые особенности, характерные для химических комбинатов, прежде всего наличие большого числа приписных специальных цистерн и специальных вагонов, требующих путей для йх стоянки (суммарная длина путей отстоя должна быть около 1,5 км). Ряд грузов относится к категории взрыво- и пожароопасных и требует особой осторожности при производстве маневровой работы.

Как правило, сортировочные станции химических комбинатов двух­ парковые, состоящие из приемо-отправочного и сортировочного парков. Число путей в парках рассчитывается по общепринятой методике. Вза­ имное расположение парков определяется схемой промышленного узла и взаимным расположением станции и химического комбината. Обычно сортировочный парк располагается со стороны комбината.

На рис. 169 в качестве примера приведена схема станции Т. Как видно из схемы, локомотивное хозяйство располагается со стороны за­ водской горловины станции. Примыкание путей предприятий промыш­ ленного узла осуществляется к обеим горловинам. Съезды расположены таким образом, чтобы прием и отправление поездов и передач как в сторону предприятий, так и в сторону станции примыкания можно было осуществлять и с приемо-отправочных, и с сортировочных путей.

При совмещении сортировочной . станции со станцией примыкания промышленные пути объединяются в один парк. Если на станции примы­ кания есть сортировочные устройства, их необходимо использовать для сортировки вагонов, следующих в адреса промышленных предприятий. В этом случае промышленный парк состоит только из приемо-отправоч­ ных путей, которые служат и выставочными (рис. 170) и не имеют пря­ мого выхода на приемо-отправочные пути МПС. Длина путей рассчитана на длину внутриузловой подачи. Подъездные пути химических комбина­ тов обслуживаются заводскими локомотивами.

На рис. 171 приведена схема совмещенной станции. Станция примы­ кания промежуточная, с малым путевым развитием, без сортировочных устройств. Промышленный парк имеет значительное путевое развитие (кроме приемо-отправочных есть сортировочные вытяжные пути) и непо-

290


Рис. 170. Схема совмещенной станции химического комбината

Рис. 171. Схема совмещенной станции химического комбината

291

средственные выходы на главные пути, минуя парк МПС. Маневровая работа выполняется заводскими локомотивами. Возможен прием поез­ дов с внешней сети непосредственно на путь промышленного парка. Дли­ на приемо-отправочных путей рассчитана на полновесные поезда.

При подсчете объемов сортировочной работы станций химических комбинатов необходимо учитывать то обстоятельство, что около 30% прибывающих вагонов проходит обработку на промывочно-пропарочной станции и требует сортировки по типам и видам обработки.

6. СОСТАВ ПРОМЫШЛЕННЫХ УЗЛОВ И ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

К машиностроительным предприятиям относится большое коли­ чество заводов, выпускающих самые разнообразные машины, станки, оборудование. Это предприятия поточного крупносерийного производст­ ва (тракторные, автомобильные, комбайновые), мелкосерийного (стан­ костроительные) и даже нестандартного оборудования, выпускающие поточные линии, комплекты станков и установок по индивидуальным

проектам.

Все эти предприятия характеризуются большим объемом металло­ обработки, комплектованием сложных агрегатов, имеющих наряду с ме­ ханической частью большое число приборов, электро-, гидро-, пневмообо­ рудования и т. д. Продукция машиностроительных предприятий непре­ рывно меняется, часто принципиально, с переходом на совершенно новую технологию. Это обстоятельство, а также узкая специализация мелких предприятий на выпуске однородной продукции крупными сериями ве­ дут к тому, что машиностроительные предприятия непрерывно увеличи­ вают связи по кооперации, становятся все в большей мере сборочными заводами. Промышленные узлы машиностроительного производства превращаются в комплексы технологически тесно связанных между со­ бой различных заводов и производств. Это могут быть заводы литейные, механические, предприятия, выпускающие электрооборудование, прибо­ ры, пласмассовые детали, и т. д. Как и во всех прочих промышленных узлах, здесь также развиваются предприятия легкой, пищевой, строи­ тельной индустрии.

Внешние грузопотоки машиностроительных предприятий относи­ тельно стабильны по составу, но отличаются большой неоднородностью. Поступают сотни наименований грузов и только два-три (металл, лес, формовочные материалы) в количествах, достаточных для маршрутного поезда, и то только на очень крупных заводах. Остальные грузы идут мелкими поставками, часто ниже транзитной нормы (менее нормы заг­ рузки одного вагона). Это ведет к необходимости строительства на за­ воде большого числа складов, центральных и цеховых, а значит и к наличию многочисленных погрузочно-разгрузочных фронтов, более по­ ловины которых мелкие, с прибытием в сутки под разгрузку менее одно­ го вагона. Несмотря на очень развитую сеть железнодорожных путей, большой объем перевозок на машиностроительных предприятиях вы-

292


Рис. 172. Схема путевого развития ■машиностроительного завода

1 — Еспомогательные цехи; 2 — сборочный цех; 3 — цехи первичной переработки сырья и заготови­ тельные

полняется безрельсовым транспортом: автомобилями, электро-автокра­ нами, специальным подвижным составом.

Все это введет к очень сложным транспортным схемам рассматрива­ емых узлов, большому объему сложной по своей технологии маневровой работы. На рис. 172 в качестве примера приведена схема путевого раз­ вития «среднего» машиностроительного завода с годовым внешним грузооборотом порядка 1,5 млн. т. Как видно на схеме, внутриза­ водских станций нет, что характерно для рассматриваемой группы заво­ дов.

Широкая номенклатура грузов при относительно небольших объе­ мах поступления является причиной неравномерности поступления ва­ гонов на отдельные выгрузочные фронты, а следовательно, и неравно­ мерности размеров работы внутризаводских путей и маневровых локо­ мотивов.

Большая часть грузов на завод поступает в передаточных поездах, формируемых на станции примыкания или ближайшей участковой стан­ ции МПС, а также в подачах неполной весовой нормы, если накопление вагонов до весовой нормы передаточного поезда вызывает большие их простои.

293

На входной станции завода поезда расформировываются и отдель­ ными многогруппными подачами идут на внутризаводские станции или непосредственно к фронтам выгрузки. На внутризаводских станциях производятся частичные маневры по отцепке и прицепке вагонов и обслуживанию грузовых фронтов.

Большая часть погрузки ведется в вагоны, освободившиеся .после выгрузки, недостающее количество порожних вагонов подается с внеш­

ней сети.

Внешние грузопотоки машиностроительных заводов невелики и колеблются от нескольких десятков до трех-четырех сотен вагонов в сутки.

7. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ СХЕМЫ СТАНЦИЙ

Путевое развитие входных (сортировочных) станций машино­ строительных заводов состоит из приемо-отправочных, сортировочных и выставочных путей. В качестве сортировочного устройства применяются вытяжные пути обычные и специального профиля, редко горки малой мощности, если заводская сортировочная станция обслуживает все пред­

приятия промышленного узла.

 

станции параллельно,

Располагаются входные (сортировочные)

последовательно заводу или непосредственно

на заводской

площадке

(рис. 173). На взаимное положение

станции

и завода влияют условия

рельефа, расположение заводской

площадки

по отношение к другим

предприятиям промышленного узла, станции

примыкания

и генплан

завода.

 

 

 

Последовательное расположение (рис. 173, а) характерно для боль­ ших заводов со сквозной схемой внутризаводских путей и несколькими выходами на общую сеть. Достоинство схемы — поточность движения,

четкий

технологический процесс

работы;

недостаток — удаленность

станции

от основныхразгрузочных

фронтов, сложность заводской горло­

вины станции. При расположении станции

под углом к продольной оси

завода

(рис. 173, б) эти недостатки в значительной мере сглаживаются,

но примыкание заводских путей непосредственно

к одному из станци­

онных путей усложняет ее работу.

 

 

 

Параллельное расположение приближает станцию к разгрузочным

фронтам, сокращает маневровые передвижения,

но ограничивает воз­

можность развития завода.

 

 

 

Основные парки входных (сортировочных) станций располагаются параллельно. При последовательном расположении станции относитель­ но завода схема может 'быть двух- и трехпарковая с объединенным приемоготправочным или раздельным приемочным и отправочным пар­ ками. Сортировочный парк располагается со стороны цехов, потребляю­

щих основную массу сырья. Одна из таких

схем цредставлена на

рис. 174, а.

 

При. параллельном расположении станции и завода заводские пу­

ти примыкают к вытяжному пути (рис. 174, б).

«В наиболее сложных ус­

ловиях работает станция, расположенная на

территории завода (рис.

294