Файл: Дегтяренко, В. Н. Транспортные узлы промышленных районов учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 11. Схема пассажирской технической станции с параллельным расположением парков и последовательным расположением станции и ремонтно-экипировочного депо

/ — цех

обмывки вагонов; 2 — парк отстоя ■составов местных и пригородных поездов; 3 — пункт

газовой

обработки вагонов; 4 — ремонтно-экипировочное депо

вать поточность передвижения составов в соответствии с технологичес­ ким процессом и выполнение всех операций с минимальным числом угловых заездов.

На рис. 11 приведена принципиальная схема пассажирской техни­ ческой станции с параллельным расположением парков и последова­ тельным расположением станции и ремонтно-экипировочного депо. Со­ ставы дальних поездов принимаются в парк приема Я, а местных и пригородных — в парк местных и пригородных составов ПМ. В зави­ симости от вида обработки далее они следуют на моечное устройство 7, дезинфекционную площадку 6, в ремонтно-экипировочное депо 8, в вагоноремонтное депо 1.

Г л а в а 3

СТАНЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ1

1. НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СТАНЦИЙ

Промышленные железнодорожные станции предназначены обеспе­ чивать транспортное обслуживание предприятий промышленного узла, крупных цехов, складов внутри предприятий, забоев, отвалов, погру­ зочных и разгрузочных фронтов и т. д. Разнообразие отраслей промыш­ ленности, характеров и объемов производства, обслуживаемых станцией предприятий затрудняет четкую классификацию промышленных желез­ нодорожных станций. И все же в зависимости от расположения стан­ ций в узле и характера преимущественно выполняемой ими работы промышленные железнодорожные станции можно подразделить на несколько групп: станции примыкания, сортировочные, грузовые раз­ личного назначения, распределяющие потоки и регулирующие движе­ ние, выполняющие несколько функций.

21

2. СТАНЦИИ ПРИМЫКАНИЯ

Станции примыкания никогда не бывают полностью промышлен­ ными. Большая или меньшая часть их путевого развития всегда остается в ведении МПС. Эти станции предназначены для выполнения операций по передаче вагонов промышленному предприятию или объединенному промышленному транспортному хозяйству, обслуживающему предприя­ тия узла. При наличии сортировочных устройств достаточной мощности они расформировывают поезда, прибывшие в адрес промышленных предприятий, и формируют подачи на заводы или даже к отдельным погрузочно-выгрузочным фронтам. Здесь же могут формироваться поезда, отправляемые из промышленного узла.

По преимущественному характеру работы станции примыкания являются распределительными, они распределяют вагонопоток по внутриузловым станциям промышленных предприятий. В качестве станций примыкания могут использоваться промежуточные, участковые, сорти­ ровочные и грузовые станции. Число примыкающих к одной станции промышленных путей может колебаться от одного до нескольких десят­

ков. Подробнее о их работе и принципах проектирования

рассказано

в гл.

5.

 

 

 

 

 

 

3

ПРОМЫШЛЕННЫЕ СОРТИРОВОЧНЫЕ СТАНЦИИ

 

 

 

Основное назначение

промышленных

сортировочных

станций, как

и сортировочных станций

общей сети, — расформирование

и формиро­

вание поездов. Как правило, формируются

мелкие группы — подачи,

которые подаются непосредственно на грузовые фронты

заводов

или

внутризаводские станции. После погрузки или выгрузки

 

групп

ваго­

нов из них формируются поезда, в том числе и маршрутные.

 

Промышленные сортировочные станции

могут быть

 

районными,

обслуживающими все предприятия промышленного узла

(РСС),

и за­

водскими, обслуживающими крупные

промышленные

 

предприятия

(ЗСС). ЗСС могут обслуживать и ряд других предприятий, располо­ женных вблизи основного предприятия, выполняя функции РСС.

4. РАЙОННЫЕ СОРТИРОВОЧНЫЕ СТАНЦИИ

Районные сортировочные станции (РСС) сооружают в крупных промышленных узлах при технико-экономическом обосновании. На них расформировываются поезда, прибывающие в адрес промышлен­ ных предприятий узла со станции примыкания, и формируются подачи к погрузочно-разгрузочным фронтам, отправительские и передаточные поезда. В ряде случаев здесь же выполняются приемо-сдаточные опе­ рации.

Работа по обслуживанию поездов, следующих через РСС без пере­ работки, на этих станциях очень мала или полностью отсутствует.

Районные сортировочные станции являются конечными: на них «распыляются» и зарождаются вагонопотоки. Они играют роль распо­

22


рядительного пункта промышленного железнодорожного узла, органи­

зующего и регулирующего поездное и маневровое

движение в

узле.

Хотя РСС, как

правило, и выполняет

ряд функций, но главная

из

них — сортировочная работа. Работу РСС может

выполнять

одна

из

крупных входных заводских станций.

имеют

 

приемо-отправочные

Районные

сортировочные станции

 

и сортировочные парки, а для накопления небольших подач,

следую­

щих с грузовых фронтов, — выставочные

парки.

На некоторых

РСС

устраиваются погрузочные, перегрузочные и выгрузочные парки.

 

 

Кроме того, РСС имеют ремонтное хозяйство

 

для

промышленных

локомотивов, вагонное депо для собственных вагонов,

сортировочные

горки, энергетическое хозяйство, устройства СЦБ и связи.

 

 

 

 

В зависимости от числа и взаимного расположения основных пар­

ков РСС могут иметь различные схемы.

Большое

влияние

на

схему

•оказывают особенности обслуживаемой

отрасли

промышленности

(см.

раздел три).

 

 

 

 

 

 

 

 

На рис. 12 в качестве примера приведена схема районной сортиро­ вочной станции угольного района. Станция обслуживает группу шахт, центральную обогатительную фабрику, предприятия промышленного узла. На станции расположено локомотиво-вагонное депо, мастерские службы пути. Схема станции поперечного типа с параллельным распо­ ложением путей. В ряде узлов РСС отсутствуют и их работа распреде­ ляется между станциями примыкания и заводскими станциями.

5. ЗАВОДСКИЕ СОРТИРОВОЧНЫЕ СТАНЦИИ

В отличие от РСС заводские сортировочные станции ЗСС обслу­ живают в основном одно крупное предприятие, являющееся, как пра­ вило, центром промышленного узла. Располагаясь у входа па завод

Рис. 12 Схема районной сортировочной станции

/ —локомотивно-вагонное депо; 2 — мастерские службы пути; 3 — улавливающий тупик; 4 — поме­ щение дежурного по станции

23


2

Рис. 13. Схема сортировочной горочной станции металлургического завода

/ — вагоноопрокидыватель; 2 — гаражи для размораживания груза

или параллельно ему вблизи центральных заводских складов и цехов первичной переработки сырья, ЗСС производят большой объем грузо­ вой работы и с еще большим правом, чем РСС, могут быть отнесены к станциям, объединяющим несколько функций. Подробно ЗСС будут рас­ смотрены в разделе третьем применительно к отраслям обслуживаемых предприятий. Здесь же, на рис. 13, приведена схема ЗСС металлурги­ ческого завода. По этой схеме поезда, следующие с путей МПС, при­ нимаются в южный и северный приемо-отправочные парки. Из южного парка они поступают в предгорочный парк для расформирования или непосредственно на тракторный завод и комбинат подсобных пред­ приятий.

Из северного парка поезда поступают .в предгорочный парк или в выгрузочный парк, оборудованный вагоноопрокидывателями и размо­ раживающими гаражами для разогрева перед выгрузкой смерзшихся руды и угля.

6. ГРУЗОВЫЕ СТАНЦИИ РАЗЛИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Грузовые станции различного назначения выполняют основной объем погрузочно-разгрузочных работ в узлах и на промышленных предприятиях. Они могут быть универсальные, обслуживающие базы и склады, предприятия различных отраслей промышленности в многоот­ раслевых узлах, специализированные для массовой погрузки или выг­ рузки угля, руды, инертных материалов, наливных грузов. К ним отно­ сятся угле-, торфо- и рудопогрузочные, шахтные, отвальные, нефтена­ ливные, сырьевые и другие станции.

На этих станциях производятся маневры по расстановке вагонов под погрузку-выгрузку и их уборке, погрузочно-выгрузочная работа, очистка вагонов после выгрузки или перед погрузкой, их осмотр и безотцепочный ремонт, оформление документов. Концентрация грузовой и маневровой работы дает возможность их механизировать и автомати?”- ровать.

Схемы грузовых станций еще в большей мере, чем сортировочных, зависят от отраслевых особенностей обслуживаемых предприятий и характера груза; они будут подробно рассмотрены в соответствующих

24

Рис. 14. Схема станции ГРЭС

Пути: /,

2 — приема; 3, 5 — ходовые;

4, 6 — надвига

на вагоноопрокидыватель;

7 ,8

— отстоя по-

рожних

вагонов; 9, 10 — отправочные;

11 — вытяжной;

12 — для ремонта вагонов;

13,

14— тепляка.

Сооружения: / — расценочный

мост;

2 — пульт

управления; 3 — вагоноопрокидыватели;

4 — тра-

верзная

тележка; 5 — тепляк;

6 — станционное

здание; 7 — пункт технического осмотра

вагонов

разделах. На рис. 14 в качестве примера приведена схема выгрузочной станции ГРЭС.

Поезда со станций А и Б принимаются в парк приема Я, подаются через вытяжной путь 11 под выгрузку на вагоноопрокидыватели 3, за­ тем траверсными тележками 4 вагоны переставляются на пути 7,8. Здесь они подформировываютея в соответствии с требованиями ПТЭ в пере­ дачи или составы, убираются на пути 9, 10, откуда и отправляются на станцию А.

7 СТАНЦИИ, РАСПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОТОКИ И РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДВИЖЕНИЕ

К этой группе станций относятся внутриузловые, многие внутриза­ водские, углесборочные, карьерные, входные заводские станции а так­ же центральные станции лесо- и торфоразработок. Их основными функ­ циями являются организация и регулирование вагонопотоковв узлах и на крупных предприятиях. Правильная организация движения в узле —

вопрос первостепенной важности. О т' нее зависят

пробег ваго­

нов и время их пребывания на промышленных путях.

Своевременная

подача вагонов под погрузку или выгрузку во многом определяет ритм основного производства промышленных предприятий, а также потреб­ ную емкость аварийных, накопительных и оперативных складов.

Входные заводские станции принимают поезда и передачи, идущие с районных сортировочных станций или станций примыкания. Как пра­ вило, в этих поездах или передачах вагоны подобраны в группы, отве­ чающие требованиям завода, или по роду груза. На входной станции поезда делятся на подачи по грузовым фронтам с учетом их емкости, загрузки, производительности механизмов и потребности в данном виде груза.

Углесборочные станции получают составы порожних вагонов, рас­ пределяют их под погрузку по шахтам с учетом емкости погрузочных устройств и наличия в них угля, цикличности работы шахты, марки

25


отгружаемого угля. Работу по распределению порожних вагонов по погрузочным пунктам выполняют и центральные станции лесо- и торфопредприятий.

Схемы станций обычно не сложны и состоят из приемо-отправоч­ ных и небольших сортировочных парков. Здесь могут осуществляться грузовая работа, обслуживание рабочих и пассажирских местных поез­

дов, но в малых объемах.

На распределительных станциях располагаются диспетчерские службы, имеющие четко организованную связь с грузовыми фронтами, внутризаводскими станциями, станциями примыкания. Схемы станций рассмотрены в соответствующих главах раздела три.

8.СТАНЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИЕ НЕСКОЛЬКО ФУНКЦИЙ

Кэтой группе относится большинство станций многоотраслевых промышленных узлов, заводских станций небольших предприятий, где узкая специализация нецелесообразна из-за малых объемов работы.

Вопросы специализации работы станций решаются технико-эко­ номическим сравнением вариантов. Удешевление переработки вагонов на мощных специализированных устройствах (сортировочных, грузо­ вых) всегда связано с перепробегом вагонов, увеличением расстояния доставки грузов по предприятиям узла. Только экономические расчеты

сучетом всех местных особенностей могут дать правильное решение поставленной задачи: где, сколько и на какие размеры работы строить станции в узле. Конкретный пример решения такой задачи примени­ тельно к угледобывающим предприятиям с использованием экономико­ математических методов будет приведен в разделе три.

9.ВНУТРИЗАВОДСКИЕ СТАНЦИИ

Внутризаводские станции в основном относятся к станциям, выпол­ няющим несколько функций, хотя по роду своей работы имеют некото­ рые особенности. Они непосредственно обслуживают заводские цехи, склады и располагаются в пунктах разделения, слияния, пересечения основных внутризаводских грузопотоков.

На крупных предприятиях, имеющих большое количество внутри­ заводских станций, последние могут специализироваться для отдель­ ных видов работ: выгрузки массовых грузов, обслуживания подач из собственного, в том числе специального, подвижного состава и т. д.

По характеру работы внутризаводские станции могут быть распре­ делительными, массовой выгрузки (сырьевые), погрузочными, в неко­ торых случаях — сортировочными.

26


Г л а в а 4

ТЕХНОЛОГИЯ СТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ

1.СТАНЦИОННЫЕ ОПЕРАЦИИ

Операции, выполняемые на станциях, могут быть объединены в че­ тыре основные группы:

1)грузовые и коммерческие;

2)по обслуживанию пассажиров;

3)технические;

4)маневровые.

Грузовые и коммерческие операции. Грузовые операции выполня­ ются на станциях, открытых для приема и выдачи груза. Они включают: погрузку грузов в вагоны и выгрузку их из вагонов, сортировку мелких отправок грузов, перегрузку грузов из вагонов одной ширины колеи в вагоны другой и из вагонов на другие виды транспорта.

Грузовые операции сопровождаются коммерческими, к которым относятся: оформление приема грузов от отправителей и выдачи их получателям, составление грузовых перевозочных документов на от­ правляемые грузы и вагоны, взвешивание грузов, пломбирование ва­ гонов и др.

Грузовые и коммерческие операции выполняются при перевозках как грузов, таки багажа.

Операции по обслуживанию пассажиров. Они включают: продажу проездных документов, выдачу справок, прием на хранение и выдачу ручной кладки, прием к перевозке и выдачу багажа.

Технические операции. К техническим операциям относятся: а) прием, отправление и безостановочный пропуск поездов; б) смена локомотивов и поездных бригад;

в) осмотр вагонов (технический и коммерческий) и устранение неисправностей;

г) оформление документов на отправляемые со станции поезда. Маневровые операции. Маневровыми операциями, или маневрами, называются передвижения вагонов и локомотивов по-станционным, внутризаводским и подъездным путям, связанные с расформированием, формированием поездов, перестановкой, отцепкой и прицепкой вагонов,

а также выполнением на станции грузовых и других операций. Различают следующие виды маневров:

1)расформирование составов поездов или передач;

2)формирование составов поездов или передач;

3)расформирование с одновременным формированием составов поездов или передач;

4)частичную обработку поездов;

5)грузовые;

6)прочие.

27