Файл: Дегтяренко, В. Н. Транспортные узлы промышленных районов учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г л а в а 5

ПРОМЫШЛЕННЫЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ УЗЛЫ ДРУГИХ ОТРАСЛЕЙ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

1.СОСТАВ ПРОМЫШЛЕННЫХ УЗЛОВ

ИОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИИ'

Нефтеперерабатывающий завод является центром промышленного узла, в который входят предприятия химической, легкой промышлен­ ности, строительной индустрии и др. Сортировочная станция нефтепере­ рабатывающего завода, таким образом, является районной сортировоч­ ной, обслуживающей все железнодорожные перевозки узла. На рис. 163 в качестве примера приведена принципиальная схема транспортного уз­ ла, возникшего на базе нефтеперерабатывающего завода. Основной сор­ тировочной станцией узла является станция В.

Особенностью узлов, возникающих на базе нефтеперерабатывающих заводов, является концентрация всей работы с вагонами общесетевого' парка на специальных сортировочных станциях. Это объясняется боль­ шим объемом сортировочной работы с вагонами, прибывающими с внеш­ ней сети. В общем прибытии от 75 до 95% вагонов-—это цистерны специ­ ального назначения. Они требуют сортировочной работы перед подачей на промывочно-пропарочную станцию ППС по типу обработки и перед подачей на товарно-сырьевую базу ТСБ под налив по типу цистерн.

Кроме основной сортировочной станции в узле строится еще несколько специализированных станций, обслуживающих нефтеперегон­ ный завод, битумные эстакады, товарно-сырьевые базы и т. д. Наличие этих станций определяется спецификой работы каждого из перечислен­ ных предприятий, а также узкой специализацией подвижного состава.

На характер и объем работы основной сортировочной станции ока­ зывают большое влияние разнообразие и специфика прибывающих и от­ правляемых грузов. По прибытию — это гидрат, сода, сульфат, реагенты, катализаторы, кислоты, топливо, оборудование, стройматериалы; по от­ правлению — в основном жидкие продукты перегонки нефти. Соотноше­

ние отдельных видов отправляемой

с нефтеперерабатывающего завода

продукции зависит от состава нефти

и ориентировочно указано в

табл. 34.

 

34 продуктов требует специаль­

Большинство из указанных в табл.

ного подвижного состава. Поэтому

вагонов со сдвоенными операциями

мало, в прибывающем и отправляемом

вагонопотоке есть порожние,

главным образом цистерны и специальный подвижной состав. В прибы­ тии на нефтеперерабатывающий завод груженые вагоны составляют

1 Использованы материалы Промтрансниипроекта.

282


г

Рис. 163. Транспортная схема промышленного уз­

мпс

ла нефтеперерабатывающего завода

 

Рис. 164. Порядок обработки вагонов, прибыва­ ющих на сортировочную станцию НПЗ

М — маршрутов; В — вертушек

283

Вид продукции

об­

объе­

% в

щем ме

Т А Б Л И Ц'А 34

Примечание

Вид продукции

об­

объ­

% в

щем еме

Примечание

Дизельное топливо

21

 

Битум жидкий . . .

5

Колеблется

Масла ....................

7,5

Колеблется

» твердый . . .

0,5

от 2 до 6%

М азут........................

25

 

Б е н з и н ....................

20

от 25 до 45 %

Топливо ТС-1 . . .

8

 

 

Бутан (пропан) . .

1

 

Керосин ...................

11

 

Прочие продукты .

1

 

от 5 до 25%, а в отправлении от 93 до 99% • Общее прибытие составляет 600— 1500 условных вагонов в сутки. До 80% вагонопотока по прибытию и отправлению — маршрутные.

На основных сортировочных станциях производятся операции по приему маршрутных и передаточных поездов; расформированию поез­ дов по пунктам обработки, выгрузке, погрузке вагонов; формированию маршрутов или маршрутных групп для отправления на сеть МПС.

Порядок обработки различных групп вагонов следующий (рис. 164): если порожние цистерны прибывают в вертушках, их непосредст­ венно подают с приемо-отправочных путей на ТСБ для налива соответ­

ствующих нефтепродуктов; основная масса порожних цистерн, прибывающая в маршрутах,

расформировывается в сортировочном парке по типам нефтепродуктов, для которых они предназначены, или по видам обработки на ППС. Ко­ личество цистерн, нуждающихся в обработке на ППС, может быть ориентировочно принято в размере 40—50% общего их поступления;

после обработки на ППС цистерны выставляются на сортировочные пути, специализируемые по видам нефтепродуктов, на эти же пути от­ сортировываются цистерны, не требующие обработки на ППС; в некото­ рых случаях группы цистерн можно подавать под налив непосредствен­

но с путей ППС;

группы порожних цистерн

: накопившиеся на сортировочных путях

формируются в маршруты или маршрутные

группы и затем подаются

под налив на ТСБ. Если ТСБ расположена

недалеко от сортировочной

стайции, цистерны могут подаваться группами; если далеко, то целыми Маршрутами, с делением на подачи по фронтам налива на путях ТСБ.

2 СХЕМЫ СОРТИРОВОЧНЫХ СТАНЦИЙ

При разработке принципиальной схемы необходимо учитывать об­ щие положения, изложенные в главе 4 раздела три. Кроме общих поло­ жений следует учитывать особенности сортировочных станций данной отрасли промышленности. Расположение сортировочной станции и ее схема тесйо связаны с расположением ТСБ и ППС; последняя должна быть с подветренной стороны по отношению к предприятиям и особенно

284


Рис. 165. Схема сортировочной станции НПЗ с параллельным расположением парков

ПП — парк накопления и сортировки вагонов для ППС и промышленного узла; Н — то же, для ТСБ; Ф — парк формирования на внешнюю сеть

Рис. 166. Схема сортировочной станции НПЗ (проект). Назначение парков ом. рис. 165

4к

ков. Назначение парков см. рис. 165

к поселкам. От ППС не должно быть уклона местности к постоянно действующим водотокам. Крайне желательно располагать ППС так, чтобы использовать имеющиеся в узле источники энергии, пара, воды.

С точки зрения выполнения требований технологического процесса ППС.должна располагаться со стороны сортировочного парка с под­ ключением эстакадных путей к обеим горловинам сортировочной стан­ ции. Должен быть также ообеспечен прямой выход на пути ТСБ с путей приемо-отправочного и сортировочного парков, а также путей ППС.

285

Рис. 168. Схема сортировочной станции НПЗ с последовательным расположением пар­ ков

Взаимное расположение приемо-отправочного и сортировочного пар­ ков может быть параллельным и последовательным. Станция с парал­ лельной схемой удобнее располагаться на местности, на ней проще осу­ ществляются технологические связи, меньше пробеги вагонов. Вместе с тем большое число угловых заездов затрудняет работу станции при больших вагонопотоках. При объеме сортировочной работы свыше 800 условных вагонов предпочтительнее последовательная схема. Окон­ чательный выбор определяется технико-экономическим сравнением с уче­ том конкретных условий расположения предприятий и коммуникаций в узле, топографических условий местности и других особенностей.

На рис. 165 представлена типовая схема сортировочной станции с параллельным расположением парков. ППС находится со стороны сор­ тировочного парка и имеет выход к обеим горловинам станции. Через вытяжной путь цистерны можно подавать на ППС минуя горку. Сорти­ ровочные пути специализированы. Пучок путей ПП предназначен для вагонов, следующих на ППС и предприятия промышленного узла. Укороченные пути рассчитаны на весовую норму внутриузловой переда­ чи. На пучк-е путей Н сортируются и накапливаются цистерны для ТСБ. Пучок путей Ф предназначен для формирования поездов на внешнюю сеть.

На рис. 166 представлена схема проектируемой станции О, в основу которой положена принципиальная схема, приведенная на рис. 165. Путевое развитие определяется большим вагонопотоком, составляющим по прибытию до 1000 условных вагонов в сутки.

Более удобной с точки зрения поточности в обработке вагонов явля­ ется схема с последовательным расположением приемо-отправочного

и сортировочного парка (рис. 167). Из

парка

приема цистерны могут

быть поданы непосредственно на пути

ППС и на сортировочную горку

и оттуда через парк ПП и вытяжной путь на

пути ППС. Специали­

зация путей сортировочного парка та же, что

и па схеме рис. 165. На

286


рис. 168 приведена схема проектируемой станции В с последовательным расположением парков.

На дальнейшее развитие сортировочных станций 'будет оказывать влияние развитие трубопроводного транспорта [особенно для светлого жидкого топлива (керосин, бензин)]. Однако сортировочные станции своего значения не потеряют, так как около 65—70% продукции нефте­ перегонных заводов еще многие годы будет перевозиться в специаль­ ном железнодорожном подвижном составе.

3. ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА ПУТЕВОГО РАЗВИТИЯ СТАНЦИИ

Расчет числа приемо-отправочных путей производится по общепри­ нятой методике.

Число сортировочных путей определяется по формуле

т!.с т = + т0 + тс + тф + 1 , (123)

где тя — число путей для формирования подач под налив определенных нефтепродуктов;

т0 — число путей для сортировки цистерн по .видам обработки на ППС;

тс — число путей со скользящей специализацией, предназначенных для расформирования прочих поездов, а также подачи в ад­ рес нефтеперерабатывающего завода и предприятий промыш­ ленного узла;

тф — число путей для формирования поездов из цистерн, не подоб­

ранных в маршрут до подачи на ТСБ,

и вагонов о порчей про­

дукцией промышленного узла.

 

К полученному расчетом

числу путей прибавляется один отсев­

ной путь.

равным числу

групп порожних цистерн

Значение т н принимается

в поезде, предназначенных только для определенного вида нефтепро­ дукта, без учета цистерн, нуждающихся в обработке на ППС. Значение та можно принимать равным 5—7 для завода с глубокой переработкой сырой нефти.

Значение т0 определяется для условий, когда интервал между при­ бытием порожняковых маршрутов превышает интервал между последо­ вательным отправлением групп вагонов на ППС, по формуле

(124)

где 4 нт — интервал между подачами групп цистерн на ППС для одного вида обработки, его можно принимать равным 80—100 мин; а — число подач, формируемых из одного поезда по видам обра­

ботки; 4нт-вн — интервал прибытия порожняковых составов с внешней сети.

t,инт.вн

(128)

287


Здесь N — число порожних поездов в сутки;

Р — коэффициент неравномерности прибытия (принимается рав­ ным 0,4—0,6).

Значение тс определяется из условия, что на каждом пути за сутки должно перерабатываться не менее 80 условных вагонов.

■В ориентировочных расчетах число путей тс при общем числе пе­ рерабатываемых вагонов от 200 до 250 можно принимать равным четы­ рем, от 300 до 400 — пяти, от 500 до 600 — шести.

Значение тф определяется исходя из суточного отправления вагонов и числа назначений формирования, но оно не должно быть менее двух. Ориентировочно можно считать, что выделение отдельного пути целесо­ образно при суточном вагонопотоке отправления не менее 150 условных вагонов.

При формировании до 200 вагонов в сутки маневровую работу сле­ дует производить на приемо-оторавочных путях с выделением для этого одного дополнительного. При формировании свыше 200 вагонов и числе направлений формирования не более двух выделяются два сортировоч­ ных пути. Три пути и более можно выделять при числе направлений более двух, если вагонопоток направления превышает 100 условных ва­ гонов.

Длина путей приемо-отправочного парка определяется по общеиз­ вестной методике. При расчете длины сортировочных путей следует учесть, что при объеме работы по наливу менее 500 вагонов в сутки их полезную длину можно сокращать до половины длины маршрута при соответствующем увеличении числа путей.

Полезная длина сортир0(вочных путей, предназначенных для МПС, принимается равной длине эстакад, увеличенной на 10%. Ориентиро­ вочно ее можно принять равной 300 м при общем количестве обрабаты­ ваемых цистерн до 200 и 350—400 м при большем их количестве.

Тип сортировочного устройства определяется технико-экономическим сравнением. Для современных станций следует рекомендовать сортиро­ вочные горки малой мощности.

4. СОСТАВ ПРОМЫШЛЕННЫХ УЗЛОВ И ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Трудно назвать в настоящее время промышленный узел, где не было бы предприятий химической промышленности, работающих на отходах различных производств или выпускающих для них необходимые изде­ лия и детали. Грузопотоки таких химических заводов имеют небольшой удельный вес в грузопотоках узла и практически на работу и схему сортировочной станции не влияют.

Поэтому в данном разделе рассматриваются сортировочные стан­ ции крупных химических комбинатов, определяющих грузопотоки в промышленном узле.

Крупный химический .комбинат обычно является центром промыш­ ленного узла, в состав которого входят предприятия строительной ин­

288