Файл: Дегтяренко, В. Н. Транспортные узлы промышленных районов учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
Г л а в а 5
ПРОМЫШЛЕННЫЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ УЗЛЫ ДРУГИХ ОТРАСЛЕЙ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
1.СОСТАВ ПРОМЫШЛЕННЫХ УЗЛОВ
ИОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИИ'
Нефтеперерабатывающий завод является центром промышленного узла, в который входят предприятия химической, легкой промышлен ности, строительной индустрии и др. Сортировочная станция нефтепере рабатывающего завода, таким образом, является районной сортировоч ной, обслуживающей все железнодорожные перевозки узла. На рис. 163 в качестве примера приведена принципиальная схема транспортного уз ла, возникшего на базе нефтеперерабатывающего завода. Основной сор тировочной станцией узла является станция В.
Особенностью узлов, возникающих на базе нефтеперерабатывающих заводов, является концентрация всей работы с вагонами общесетевого' парка на специальных сортировочных станциях. Это объясняется боль шим объемом сортировочной работы с вагонами, прибывающими с внеш ней сети. В общем прибытии от 75 до 95% вагонов-—это цистерны специ ального назначения. Они требуют сортировочной работы перед подачей на промывочно-пропарочную станцию ППС по типу обработки и перед подачей на товарно-сырьевую базу ТСБ под налив по типу цистерн.
Кроме основной сортировочной станции в узле строится еще несколько специализированных станций, обслуживающих нефтеперегон ный завод, битумные эстакады, товарно-сырьевые базы и т. д. Наличие этих станций определяется спецификой работы каждого из перечислен ных предприятий, а также узкой специализацией подвижного состава.
На характер и объем работы основной сортировочной станции ока зывают большое влияние разнообразие и специфика прибывающих и от правляемых грузов. По прибытию — это гидрат, сода, сульфат, реагенты, катализаторы, кислоты, топливо, оборудование, стройматериалы; по от правлению — в основном жидкие продукты перегонки нефти. Соотноше
ние отдельных видов отправляемой |
с нефтеперерабатывающего завода |
|
продукции зависит от состава нефти |
и ориентировочно указано в |
|
табл. 34. |
|
34 продуктов требует специаль |
Большинство из указанных в табл. |
||
ного подвижного состава. Поэтому |
вагонов со сдвоенными операциями |
|
мало, в прибывающем и отправляемом |
вагонопотоке есть порожние, |
главным образом цистерны и специальный подвижной состав. В прибы тии на нефтеперерабатывающий завод груженые вагоны составляют
1 Использованы материалы Промтрансниипроекта.
282
г
Рис. 163. Транспортная схема промышленного уз |
мпс |
ла нефтеперерабатывающего завода |
|
Рис. 164. Порядок обработки вагонов, прибыва ющих на сортировочную станцию НПЗ
М — маршрутов; В — вертушек
283
Вид продукции
об |
объе |
% в |
щем ме |
Т А Б Л И Ц'А 34
Примечание |
Вид продукции |
об |
объ |
% в |
щем еме |
Примечание
Дизельное топливо |
21 |
|
Битум жидкий . . . |
5 |
Колеблется |
Масла .................... |
7,5 |
Колеблется |
» твердый . . . |
0,5 |
от 2 до 6% |
М азут........................ |
25 |
|
|||
Б е н з и н .................... |
20 |
от 25 до 45 % |
Топливо ТС-1 . . . |
8 |
|
|
Бутан (пропан) . . |
1 |
|
||
Керосин ................... |
11 |
|
Прочие продукты . |
1 |
|
от 5 до 25%, а в отправлении от 93 до 99% • Общее прибытие составляет 600— 1500 условных вагонов в сутки. До 80% вагонопотока по прибытию и отправлению — маршрутные.
На основных сортировочных станциях производятся операции по приему маршрутных и передаточных поездов; расформированию поез дов по пунктам обработки, выгрузке, погрузке вагонов; формированию маршрутов или маршрутных групп для отправления на сеть МПС.
Порядок обработки различных групп вагонов следующий (рис. 164): если порожние цистерны прибывают в вертушках, их непосредст венно подают с приемо-отправочных путей на ТСБ для налива соответ
ствующих нефтепродуктов; основная масса порожних цистерн, прибывающая в маршрутах,
расформировывается в сортировочном парке по типам нефтепродуктов, для которых они предназначены, или по видам обработки на ППС. Ко личество цистерн, нуждающихся в обработке на ППС, может быть ориентировочно принято в размере 40—50% общего их поступления;
после обработки на ППС цистерны выставляются на сортировочные пути, специализируемые по видам нефтепродуктов, на эти же пути от сортировываются цистерны, не требующие обработки на ППС; в некото рых случаях группы цистерн можно подавать под налив непосредствен
но с путей ППС; |
группы порожних цистерн |
: накопившиеся на сортировочных путях |
|
формируются в маршруты или маршрутные |
группы и затем подаются |
под налив на ТСБ. Если ТСБ расположена |
недалеко от сортировочной |
стайции, цистерны могут подаваться группами; если далеко, то целыми Маршрутами, с делением на подачи по фронтам налива на путях ТСБ.
2 СХЕМЫ СОРТИРОВОЧНЫХ СТАНЦИЙ
При разработке принципиальной схемы необходимо учитывать об щие положения, изложенные в главе 4 раздела три. Кроме общих поло жений следует учитывать особенности сортировочных станций данной отрасли промышленности. Расположение сортировочной станции и ее схема тесйо связаны с расположением ТСБ и ППС; последняя должна быть с подветренной стороны по отношению к предприятиям и особенно
284
Рис. 165. Схема сортировочной станции НПЗ с параллельным расположением парков
ПП — парк накопления и сортировки вагонов для ППС и промышленного узла; Н — то же, для ТСБ; Ф — парк формирования на внешнюю сеть
Рис. 166. Схема сортировочной станции НПЗ (проект). Назначение парков ом. рис. 165
4к
ков. Назначение парков см. рис. 165
к поселкам. От ППС не должно быть уклона местности к постоянно действующим водотокам. Крайне желательно располагать ППС так, чтобы использовать имеющиеся в узле источники энергии, пара, воды.
С точки зрения выполнения требований технологического процесса ППС.должна располагаться со стороны сортировочного парка с под ключением эстакадных путей к обеим горловинам сортировочной стан ции. Должен быть также ообеспечен прямой выход на пути ТСБ с путей приемо-отправочного и сортировочного парков, а также путей ППС.
285
Рис. 168. Схема сортировочной станции НПЗ с последовательным расположением пар ков
Взаимное расположение приемо-отправочного и сортировочного пар ков может быть параллельным и последовательным. Станция с парал лельной схемой удобнее располагаться на местности, на ней проще осу ществляются технологические связи, меньше пробеги вагонов. Вместе с тем большое число угловых заездов затрудняет работу станции при больших вагонопотоках. При объеме сортировочной работы свыше 800 условных вагонов предпочтительнее последовательная схема. Окон чательный выбор определяется технико-экономическим сравнением с уче том конкретных условий расположения предприятий и коммуникаций в узле, топографических условий местности и других особенностей.
На рис. 165 представлена типовая схема сортировочной станции с параллельным расположением парков. ППС находится со стороны сор тировочного парка и имеет выход к обеим горловинам станции. Через вытяжной путь цистерны можно подавать на ППС минуя горку. Сорти ровочные пути специализированы. Пучок путей ПП предназначен для вагонов, следующих на ППС и предприятия промышленного узла. Укороченные пути рассчитаны на весовую норму внутриузловой переда чи. На пучк-е путей Н сортируются и накапливаются цистерны для ТСБ. Пучок путей Ф предназначен для формирования поездов на внешнюю сеть.
На рис. 166 представлена схема проектируемой станции О, в основу которой положена принципиальная схема, приведенная на рис. 165. Путевое развитие определяется большим вагонопотоком, составляющим по прибытию до 1000 условных вагонов в сутки.
Более удобной с точки зрения поточности в обработке вагонов явля ется схема с последовательным расположением приемо-отправочного
и сортировочного парка (рис. 167). Из |
парка |
приема цистерны могут |
быть поданы непосредственно на пути |
ППС и на сортировочную горку |
|
и оттуда через парк ПП и вытяжной путь на |
пути ППС. Специали |
|
зация путей сортировочного парка та же, что |
и па схеме рис. 165. На |
286