Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 1
Третий путь влияния на нагарообразование в двигателе — добав ление присадок к бензину. Это направление используется для сниже ния нагарообразования при применении тетраэтилсвинца (выносители) и для предотвращения неуправляемого воспламенения от частичек нагара (присадки, содержащие фосфор). Присадки, уменьшающие общее количество нагара в двигателе, пока не нашли практического применения.
§ 8. КОРРОЗИОННАЯ АГРЕССИВНОСТЬ
Коррозионные свойства бензинов
Автомобильные бензины при транспортировке, хранении и приме нении соприкасаются с самыми различными металлами. Сталь трубо проводов и резервуаров, медь, латунь и другие сплавы топливных сис тем автомобилей подвергаются коррозионному разрушению под дей
ствием автомобильных бензинов. |
|
|
|
|
|
|||||||
Коррозия |
металлов |
в нефтепродуктах |
|
|
|
|||||||
в присутствии влаги носит электрохимиче |
|
|
|
|||||||||
ский характер. В условиях реального хра |
|
|
|
|||||||||
нения и применения бензинов наряду с |
|
|
|
|||||||||
электрохимической коррозией имеют место |
|
|
|
|||||||||
и чисто |
химические |
процессы, но |
общий |
|
|
|
||||||
коррозионный |
|
эффект |
определяется |
элек |
|
|
|
|||||
трохимическим |
процессом, |
поскольку ско |
|
|
|
|||||||
рость его при умеренных температурах |
|
|
|
|||||||||
значительно превосходит скорость химиче |
|
|
|
|||||||||
ской коррозии агрессивными компонента |
|
|
|
|||||||||
ми бензина. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Для оценки общей коррозионной агрес |
|
|
|
|||||||||
сивности топлив предложен прибор (рис. |
|
|
|
|||||||||
38), |
представляющий |
собой двухстеиную |
|
|
|
|||||||
колбу. Во внутренней колбе, которая слу |
|
|
|
|||||||||
жит резервуаром для испытуемого топлива, |
|
|
|
|||||||||
имеется |
полый |
стеклянный столик 6 для |
|
|
|
|||||||
размещения металлической |
пластинки 5 и |
|
|
|
||||||||
желобок-канавка 4, в которую заливается |
|
|
|
|||||||||
дистиллированная вода для создания мак |
|
|
|
|||||||||
симальной влажности |
воздушной |
среды и |
|
|
|
|||||||
топлива. Внешняя колба (водяная |
рубаш |
|
|
|
||||||||
ка внутренней |
колбы) |
снабжена отводами |
|
|
|
|||||||
для подачи воды из термостата. |
|
|
|
|
|
|||||||
Колба |
закрывается |
пришлифованной |
|
|
|
|||||||
пробкой |
1, оборудованной |
водяным |
затво |
Рис. 38. Схема прибора для |
||||||||
ром |
2. Топливо заливают |
во внутреннюю |
||||||||||
колбу прибора, а на |
стеклянный |
столик, |
оценки |
коррозионной агрес |
||||||||
|
|
сивности бензинов: |
||||||||||
охлаждаемый |
водопроводной водой, |
поме |
1 — |
пробка с водяным затво |
||||||||
щают металлическую |
пластинку, по убыли |
ром; |
2 |
водяной затвор; 3 — |
||||||||
двухстенная колба; 4 — желобок- |
||||||||||||
веса |
которой, |
судят о коррозионной агрес |
канавка |
для воды; 5 — металли |
||||||||
сивности топлив. |
|
|
|
|
|
ческая |
пластинка; 6 — стеклян |
|||||
|
|
|
|
|
ный столик, охлаждаемый водой |
95
Углеводороды, входящие в состав бензинов, не оказывают коррози онного воздействия на металлы и сплавы. Коррозионная агрессивность бензинов обусловливается содержащимися в них неуглеводородными примесями и, в первую очередь, сернистыми и кислородными соедине ниями и водорастворимыми кислотами и щелочами.
Водорастворимые кислоты и щелочи являются, как правило, слу чайными примесями бензина. Из этой группы коррозионных агентов чаще других может присутствовать щелочь. По существующей техно логии компоненты автомобильных бензинов промываются раствором щелочи крепостью 8—12%. После защелачивания бензины промыва ются водой. При недостаточной отмывке бензина после защелачивания в нем могут оставаться следы щелочи.
Присутствие следов серной кислоты или ее кислых эфиров в оте чественных бензинах практически исключено, так как сернокислотная очистка бензиновых дистиллятов на наших заводах не применяется. Среди водорастворимых кислот могут оказаться сульфокислоты, обра зующиеся при глубоком окислении некоторых сераорганических сое динений.
Другие водорастворимые кислоты и щелочи могут попасть в бензин при использовании недостаточно чистой тары, трубопроводов и т. д.
Водорастворимые кислоты вызывают сильную коррозию любых ме таллов, а щелочи корродируют алюминий, поэтому присутствие их в автомобильных бензинах недопустимо. Водорастворимые кислоты и щелочи определяют качественной пробой по ГОСТ 6307—60. Бензин взбалтывается с равным количеством воды в делительной воронке и проверяется реакция водной вытяжки с помощью индикаторов —ме- тилоранжа и фенолфталеина.
Кислородные соединения в отличие от водорастворимых кислот и щелочей не являются случайными примесями бензинов, а всегда со держатся в них в том или ином количестве. Кислородные соединения могут переходить в бензин из нефти или ее дистиллятов в процессах нефтепереработки, а также могут образовываться при окислении наи более нестабильных углеводородов бензина при его хранении и транс портировке.
Среди кислородных соединений, попадающих в бензин из нефти, наибольшей коррозионной агрессивностью обладают нафтеновые кис лоты. Однако они оказывают заметное коррозионное действие только на свинец и цинк, на прочие цветные металлы, а тем более на черные, они действуют незначительно.
Обычно в бензинах присутствует очень незначительное количество нафтеновых кислот, которое регламентируют нормой на кислотность только что выработанного бензина. Кислотность бензина определяется по ГОСТ 5985—59 путем извлечения кислот из бензина кипящим этило вым спиртом и последующим титрованием спиртовым раствором едкого кали. Кислотность выражается в миллиграммах едкого кали (КОН), необходимого для нейтрализации кислот, находящихся в 100 мл бен зина. Кислотность бензинов прямой перегонки и свежеполученных бен зинов вторичного происхождения обычно не превышает 0,3—0,5 мг КОН/ЮО мл. Товарные автомобильные бензины при выпуске с за-
96
вода могут иметь и более высокую кислотность (до 3 мг КОН/100 мл) за счет кислых свойств антиокислителей фенольного типа, добавля емых для химической стабилизации бензинов. Однако коррозионная агрессивность фенолов, как правило, очень низкая, а некоторые из них являются хорошими ингибиторами коррозии. Кислотность бен зинов, содержащих фенольные соединения, может иногда снижаться при хранении по мере расходования антиокислителя.
Основное количество кислородных соединений образуется в бензи не при его хранении и транспортировке. Кислые продукты окисления нестабильных соединений обладают значительно большей коррозион- J ' ной агрессивностью, чем нафтеновые кислоты. 'С С /
Установлено, что в процессе хранения одновременно с ростом со держания смолистых веществ в бензинах увеличивается их коррозион ная агрессивность. Однако содержание смолистых веществ в бензине достигает предельно допустимых величин (15 мг/100 мл —для бензина А-66 и 10мг/100 мл — для бензина А-72) значительно раньше, чем на чинает заметно увеличиваться коррозионная агрессивность (табл. 26). Таким образом, ограничение содержания фактических смол в товарных бензинах одновременно предотвращает резкое увеличение коррозион ной агрессивности бензинов при хранении. В течение допустимого срока хранения, установленного главным образом по нарастанию содержа ния смолистых веществ, коррозионная агрессивность большинства то варных автомобильных бензинов изменяется незначительно.
Т а б л и ц а 26
Изменение содержания продуктов окисления и коррозионной агрессивности бензинов при хранении (температура хранения 40—50 °С)
|
Срок |
хране |
Содержание |
Кислотность, |
Коррозия |
Бензин |
фактических |
стальной |
|||
ния, |
месяцев |
смол, |
мг КОН/100 мл |
пластинки, |
|
|
|
|
мг/100 мл |
|
г/м2, при |
|
|
|
|
|
70 °С, 4 ч |
Термического крекинга |
Исходный |
4,8 |
0,5 |
2,5 |
|
То же |
|
3 |
22,8 |
1,2 |
3,8 |
» |
|
6 |
64,6 |
1,8 |
6,0 |
А-66 |
Исходный |
3,6 |
0,2 |
4,0 |
|
» |
|
3 |
6,0 |
0,2 |
3,5 |
» |
|
9 |
31,8 |
0,4 |
4,6 |
» |
|
12 |
72,0 |
1,4 |
6,3 |
А-72 |
Исходный |
2,8 |
0,0 |
2,0 |
|
» |
|
6 |
3,8 |
0,4 |
4,0 |
» |
|
10 |
12,0 |
1,0 |
4,6 |
» |
|
12 |
14,4 |
1,6 |
9,5 |
. Сернистые соединения, содержащиеся в бензинах, по их коррози онной агрессивности в условиях хранения и применения принято делить на активные и неактивные.
Из соединений активной среды в бензиновых дистиллятах могут присутствовать сероводород, элементарная сера и меркаптаны. Суще ствующие методы промывки и защелачивания компонентов автомобиль
4 Зак 541 |
97 |
ных бензинов на заводах промышленности обеспечивают отрицатель ную пробу товарных бензинов на коррозию медной пластинки по
ГОСТ |
6321—52. Отрицательная проба на медную пластинку говорит |
||||||
о том, |
что |
содержание |
сероводорода |
в |
бензине |
не более 0,0003, |
|
а элементарной серы |
не |
более 0,0015%. |
В таких |
концентрациях |
|||
указанные |
соединения |
практически |
не |
влияют на коррозионную |
агрессивность бензинов.
В товарных автомобильных бензинах в наибольшем количестве
могут |
присутствовать меркаптаны различного строения (табл. |
27). |
||
|
|
|
Т а б л и ц а |
27 |
|
Содержание меркаптановой серы и коррозионная агрессивность |
|||
|
|
автомобильных бензинов и их компонентов |
||
|
Бензин |
Содержание мер |
Коррозия сталыъгх |
|
|
каптановой серы, % |
иластии, г/м* |
||
Каталитического крекинга |
0,0077 |
2,9 |
|
|
Термического крекинга |
0,0058 |
2,5 |
|
|
» |
риформинга |
0,0267 |
8,9 |
|
» |
крекинга |
0,0102 |
4,5 |
|
Каталитического риформинга |
Отсутствует |
0,8 |
|
|
Б-70 |
|
0,0003 |
2,2 |
|
А-72 |
|
0,0008 |
2,0 |
|
А-72 |
|
0,0041 |
4,0 |
|
А-76 |
|
0,0013 |
1,8 |
|
А-66 |
|
0,0111 |
6,2 |
|
А-66 |
|
0,0095 |
4,5 |
|
АИ-93 |
|
0,0003 |
1,2 |
|
«Экстра» |
0,0032 |
2,2 |
|
|
Подавляющее большинство |
бензинов содержит менее 0,01% |
мер |
каптановой серы и имеет относительно невысокую коррозионную аг рессивность (до 4,2—4,5 г/м2). Применение таких бензинов в обычных климатических условиях, как правило, не сопровождается значитель ной коррозией тары, топливопроводов, арматуры и т. д.
Однако |
при использовании автомобильных бензинов в районах |
с большой |
влажностью, а также при сильном обводнении бензинов |
вопросы борьбы с коррозией металлов приобретают важное значение. В этих условиях на металлических поверхностях часто создается плен ка влаги, которая резко ускоряет коррозионные процессы.
( Для уменьшения коррозионной агрессивности автомобильных бен зинов могут использоваться антикоррозионные присадки.
Коррозия деталей двигателя продуктами сгорания сернистых бензинов
В процессе сгорания топливо-воздушной смеси в двигателе все сернистые соединения образуют сильно корродирующие окислы серы
S02 И SOg.
Коррозионное действие окислов серы по отношению к металлам может проявляться при различных температурных условиях (рис. 39).
При относительно низкой темпера туре, когда возможна конденсация водяных паров из продуктов сгора ния, имеет место электрохимиче ская коррозия (зона /) под дейст вием серной или сернистой кислот (растворение S02 и S 03 в воде про исходит весьма быстро).
При температуре выше критиче ской (/кр), т. е. выше «точки росы», конденсации влаги на поверхностях не происходит и имеет место высо котемпературная сухая газовая химическая коррозия (зона //).
Существует область оптимальных температур (/опт), в пределах которой наблюдается минимальная коррозия. Следует отметить, что снижение температуры ниже оптимальной приводит к резкому увели чению скорости электрохимической коррозии, тогда как газовая кор розия увеличивается с повышением температуры не столь быстро. Таким образом, с точки зрения коррозионного воздействия продуктов сгорания сераорганических соединений высокотемпературные режимы менее опасны, чем низкотемпературные. В практике эксплуатации отмечено, что при прочих равных условиях в двигателях с воздушным охлаждением коррозия оказывает меньшее влияние на износ цилин дров, чем в двигателях с водяным охлаждением. Кроме того, в двига телях с воспламенением топливо-воздушной смеси от искры (в карбю раторных двигателях) коррозия оказывает более сильное влияние на износ цилиндров, чем в двигателях с воспламенением топливо-воздуш ной смеси от сжатия. Уменьшение числа оборотов и переход на частич ные нагрузки, связанные с переохлаждением цилиндров, приводят к увеличению коррозионного износа. Наибольшая роль коррозион ных процессов в общем износе двигателя наблюдается при пуске дви гателя, особенно в зимнее время, и при его эксплуатации с частыми и длительными остановками.
Коррозионная агрессивность продуктов сгорания сернистых бен зинов существенно зависит от количества содержащихся в них окислов серы SOa и S 03. Оба окисла серы являются коррозионно-агрессивными компонентами, но S03 оказывает наибольшее действие. Доказано, что если в продуктах сгорания топлива присутствует только S02, износ колец увеличивается в 4 раза, а при введении S 03 в количестве V3 от S02 износ колец возрастает в 40 раз.
Основным объектом низкотемпературной коррозии продуктами сгорания является цилиндро-поршневая группа двигателя. Возмож ность конденсации паров воды или серной кислоты, в первую оче редь, зависит от температуры деталей двигателя, которая во время работы непрерывно изменяется. Исследования показали, что конден сация продуктов сгорания и образование пленки электролита наибо лее возможны в верхней части цилиндра. При этом вследствие большой неравномерности распределения температур по окружности, характер
4* |
99 |