Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ной для указанной части цилиндра,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

конденсация может быть местной,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т. е. будет происходить только на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тех участках, температура которых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ниже критической. Величина и рас­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

положение таких участков опре­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

деляются

конструктивными особен­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ностями двигателей. Так, для кар­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

бюраторных двигателей

с односто­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ронним расположением

клапанов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в блоке цилиндров зона наимень­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ших температур верхней

части ци­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

линдра расположена против клапа­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нов, в силу чего эта

зона наиболее

 

0,05 0J

0,15

0,2

0,25 0,3

0,35

сильно увлажняется

конденсатом

 

и наиболее подвержена коррозии.

 

Содержание серы В бензине, %

Рис.

40.

Влияние

содержания серы

Многочисленными

исследовани­

ями

установлено,

что

износы де­

в бензине на износ деталей двига­

талей двигателей возрастают с уве­

телей «Москвич» за

 

210 ч

работы на

 

 

 

 

 

 

 

 

стенде:

личением

содержания

серы в бен­

/ — стержень

клапана;

2 — втулка шату­

зине (рис.

40). Наиболее интенсив­

на;

3 — бобышки поршня;

4 — вкладыш

но износ нарастает при увеличении

шатуна;

5 — цилиндр;

 

6 — шатунная шей­

ка;

7 —поршневое

 

кольцо;

 

8 — втулка

содержания серы с 0,05 до 0,1 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

клапана

Непосредственным

 

практиче­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ским

результатом

коррозионного

воздействия серы на двигатель является ухудшение мощностных и эко­ номических показателей двигателей в результате износа деталей, вслед­ ствие нарушения первоначальных регулировок и ухудшения проте­ кания рабочего процесса ввиду интенсивного нагароотложения.

С повышением содержания серы в бензине, кроме того, увеличи­ вается кислотность масла в двигателе и содержание в нем кокса, золы и железа. Окисленные и полимеризованные продукты выпадают из масла в осадок, образуя шламы и прочие отложения.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что общее содержание серы в бензинах оказывает весьма существенное влияние на долговеч­ ность автомобильного двигателя. Установлено, что содержание серы в автомобильных бензинах не должно быть более 0,05—0,10%.

§ 9. н и з к о т е м п е р а т у р н ы е с в о й с тва

Более половины территории нашей страны занимают северные и се­ веро-восточные районы с суровыми климатическими условиями. При­ менение нефтепродуктов в этих районах имеет некоторые особен­ ности.

При понижении температуры из топлива могут выделяться капель­ ки воды или образовываться микрокристаллы углеводородов, вслед­ ствие чего топливо мутнеет. Эту температуру принято называть тем­ пературой помутнения.

100


При дальнейшем охлаждении в топ­

 

 

 

ливе могут появиться крупные кристал­

 

 

 

лы, видимые невооруженным глазом. Эту

 

 

 

температуру принято называть темпера­

 

 

 

турой начала кристаллизации.

 

 

 

 

При более низкой температуре проис­

 

 

 

ходит сращивание кристаллов и топливо

 

 

 

теряет подвижность. Такую температуру

 

 

 

называют температурой застывания.

 

 

 

Большая часть углеводородов, входя­

 

 

 

щих в состав

автомобильных

бензинов,

 

 

 

застывает при очень низких темпера­

 

 

 

турах.

 

 

имеющие

 

 

 

Отдельные углеводороды,

Рис. 41. Влияние температуры

довольно высокие температуры

застыва­

ния, если

и

содержатся в бензинах, то

на растворимость воды в бен­

в очень небольшом количестве

и в смеси

 

 

зинах:

/ — А-Н6; 2 — А-72; 3 — А-7В; 4

с другими

углеводородами не оказывают

 

АИ-93;

.5 — бензол

существенного влияния на температуру

 

 

 

застывания.

Поэтому обычные товарные автомобильные бензины за­

стывают при температуре ниже

минус 60°С

и с этой точки

зрения

никаких

неприятностей при эксплуатации

не вызывают.

 

Наибольшие осложнения при эксплуатации автомобилей в условиях низких температур связаны с образованием в бензинах кристаллов льда.

Вода может содержаться в бензине в растворенном состоянии и в виде второй фазы в емкости с бензином.

В растворенном состоянии в бензине может содержаться очень не­ большое количество воды. Даже в наиболее гигроскопичном угле­ водороде— бензоле — растворимость воды при 20°С составляет всего 0,0582%. Однако даже в таких количествах растворенная в бензине вода может вызвать нарушения в работе двигателя, особенно при отри­ цательных температурах.

Содержание воды в автомобильных бензинах зависит от внешних условий и от химического состава бензина. Наибольшей растворяю­ щей способностью по отношению к воде обладают ароматические угле­ водороды. Чем больше в бензине ароматических углеводородов, тем большее количество воды он способен растворить.

Растворимость воды в бензинах зависит от температуры и влаж­ ности воздуха. С понижением температуры углеводородов и бензинов растворимость воды в них уменьшается (рис. 41). Температурная за­ висимость растворимости воды в углеводородах и бензинах может быть выражена следующим уравнением:

 

]g C = A - ± ,

где

С — содержание воды при температуре t, %;

 

А и В — постоянные величины.

101


 

Графически эта зависимость может

быть выражена прямой лини­

ей в полулогарифмических координатах.

 

Снижение влажности воздуха также ведет к уменьшению количест­

ва воды, растворенной в бензине (рис.

42). Содержание воды в бензи­

нах прямо пропорционально относительной влажности воздуха

 

С ~ ^-"тах ’Ф*

где

С — содержание воды при данной влажности воздуха;

 

Стах — содержание воды при 100-процентной влажности;

 

ф — относительная влажность воздуха.

 

Аналогичный характер имеет зависимость растворимости воды от

атмосферного давления (см. рис. 42).

Содержание воды в бензинах

определяется давлением водяных паров над топливом, поэтому при снижении атмосферного давления и соответственного уменьшения дав­ ления водяных паров происходит снижение количества воды, раство­ ренной в бензинах. Вода, растворенная в бензине, находится в состоя­ нии подвижного равновесия с водой, содержащейся в воздухе.

При этом переход воды из бензина в воздух и из воздуха в бензин происходит довольно быстро. Экспериментально установлено, что при толщине слоя топлива 5 мм уже через 30 с содержание воды в топливе достигает максимального значения, обусловленного температурой, влажностью и атмосферным давлением. При толщине слоя топлива 15 мм полное насыщение топлива водой достигается примерно через 10 мин, а при толщине слоя 29 мм — через 25—30 мин. Многочисленные опыты показали, что обезвоженное топливо довольно быстро вновь насыщается водой.

Таким образом, изменения температуры бензина и воздуха, влаж­ ности воздуха и атмосферного давления приводит к изменению содер­ жания воды в бензине. При недостатке воды в бензине происходит по-

Рис. 42.

Влияние

относи­

тельной

влажности

воздуха

и атмосферного

давления

на содержание

воды в бен­

 

 

 

зине:

Л — А-66;

2 — А 72;

в -

А-76; 4 —

 

 

 

АИ-93

О т н о с и т гл ы т я влаж ност ь8о зд у х а ,%

760 660 560 460 360 260 160 60 0

Атмосферное давление}мпрт.ст.

102


глощение влаги из воздуха, в свою очередь, излишняя влага из бензина может переходить в воздух.

Если охлаждение бензина происходит очень быстро, тр вода во время охлаждения не успевает перейти из бензина в воздух и выделяет­ ся в виде второй жидкой фазы. Если выделение воды из бензина про­ исходит при отрицательных температурах, то в бензине образуются кристаллы льда.

Кристаллы льда могут попасть в бензин извне в виде инея, осыпа­ ющегося со стенок резервуаров.

Кристаллы льда, образующиеся в бензине, попадая в систему пи­ тания двигателя, задерживаются фильтром, что приводит к частичному, а затем и полному забиванию фильтровальной перегородки и прекра­ щению подачи бензина в двигатель.

Для борьбы с забивкой фильтров кристаллами льда предложены различные конструктивные меры, методы обезвоживания топлив и присадки, устраняющие кристаллообразование. Все эти мероприятия разрабатывались в авиации применительно к самолетным двигателям и в практике применения автомобильных бензинов пока не использу­ ются.

§ 10. АССОРТИМЕНТ БЕНЗИНОВ

Современные товарные автомобильные бензины, как правило, готовят смешением нескольких компонентов. Непосредственное полу­ чение товарных бензинов в готовом виде на отдельных нефтеперера­ батывающих установках невозможно по ряду соображений техниче­ ского и экономического характера. Смешение компонентов позволяет получать товарный продукт с заданными показателями качества при рациональном использовании физических и химических свойств каж­ дого компонента. Смешение позволяет, например, при изготовлении товарных бензинов вовлекать бензиновые фракции с недостаточно высокой детонационной стойкостью, которая затем улучшается добав­ лением высокооктановых компонентов. Кроме того, получение товар­ ных бензинов путем смешения позволяет наиболее полно использовать все ресурсы бензиновых фракций, имеющихся на заводе.

Основными показателями, определяющими компонентный состав товарных бензинов, являются требования по детонационной стойкости и по фракционному составу. Иногда содержание тех или иных компо­ нентов в товарных бензинах ограничивается требованиями по содер­ жанию серы, химической стабильности и т. д.

Во все современные товарные автомобильные бензины добавляются присадки, улучшающие одно или несколько эксплуатационных свойств.

Качество отечественных товарных автомобильных бензинов регла­ ментируется ГОСТом. По мере развития автомобильного двигателестроения и повышения требований к качеству применяемых бензинов в ГОСТ вносят изменения и дополнения и периодически пересматри­ вают весь ГОСТ в целом. Например, в 1956 г. был введен в действие ГОСТ 2084—56, предусматривающий выработку четырех марок бен­ зина А-66, А-72, А-74 и А-76. Впоследствии в связи с созданием двига­

103