Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 1
телей с высокой степенью сжатия (автомобили .ЗИЛ-111 и ГАЗ-13 «Чайка») потребовался бензин с более высоким октановым числом. На основании этих требований был разработан бензин «Экстра», который вырабатывается по специальным техническим условиям. В 1967 г. вве ден в действие ГОСТ 2084—67, по которому вырабатываются автомо бильные бензины марок А-66, А-72, А-76, АИ-93 и АИ-98 (табл. 28).
Такое обилие марок товарных бензинов связано с разнообразием требований к детонационной стойкости топлив двигателей автомобилей, находящихся в эксплуатации.
Бензин А-66 предназначен для эксплуатации двигателей автомоби лей, уже снятых с производства или выпускающихся в ограниченном количестве (ЗИЛ-150, ЗИЛ-164, ГАЗ-51 и др.). В Москве все эти авто мобили эксплуатируются на бензине марки А-72.
Бензины А-72 и А-76 предназначены для двигателей новых отече ственных автомобилей, выпускаемых автомобильной промышленно стью. Бензин А-76 в ближайшее время должен стать основным топливом для двигателей грузовых автомобилей, например ЗИЛ-130 и ГАЗ-66, производство которых непрерывно растет.
Бензин АИ-93 предназначен для использования на новых моде лях двигателей легковых автомобилей («Жигули», «Москвич-412», ГАЗ-24 «Волга») и частично на существующих (Урал-375) и перспектив ных двигателях грузовых автомобилей.
Бензин АИ-98 должен удовлетворить требования перспективных двигателей легковых автомобилей высшего класса.
Количество и качество компонентов, применяемых для приготов ления тех или иных марок товарных автомобильных бензинов, суще ственно различаются и, в частности, зависят от технологических воз
можностей завода. Компонентный состав |
товарных бензинов одной |
и той же марки и одного и того же вида, |
но производства различных |
нефтеперерабатывающих заводов может очень существенно различать
ся, тем более что химический |
состав |
товарных |
бензинов ГОСТом |
не регламентируется. Даже |
бензины |
одной |
марки, выработан |
ные одним заводом в разное время, могут отличаться по компонент ному составу в связи с проведением планово-предупредительных ре монтов отдельных установок, изменением программы завода по вы пуску продуктов и т. д.
Однако общие положения при получении товарных бензинов раз личных марок следующие (табл. 29).
Бензин А-66 готовят смешением в основном двух компонентов — бензинов прямой перегонки и термического крекинга. На некоторых заводах в небольшом количестве добавляются компоненты, полученные каталитическими процессами. Для получения зимнего бензина А-66 применяют низкокипящие компоненты типа газового бензина, отра ботанной бутанбутиленовой фракции и т. д.
Бензин А-72 готовят с применением большего количества компонен тов каталитических процессов. В основном используются бензины ка талитического крекинга и платформинга'обычного режима. В неболь шом количестве добавляются бензины прямой перегонки и терми ческого крекинга.
104
Т а б л и ц а 28 Основные показатели отечественных автомобильных бензинов
|
|
Показатели |
|
|
|
Л-66 |
А-72 |
А-76 |
АИ-93 |
АИ-98 |
||
Детонационная |
стойкость, |
не |
|
|
|
|
|
|||||
менее: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
октановое число, опреде |
|
|
|
|
|
|||||||
ляемое по моторному ме- |
|
|
|
|
|
|||||||
тоду |
|
|
|
|
|
|
66 |
72 |
76 |
85 |
89 |
|
октановое число, определя |
|
|
|
|
|
|||||||
емое |
|
по |
исследователь- |
Не |
нормиру ггся |
93 |
98 |
|||||
скому методу |
|
|
|
|||||||||
Содержание |
тетраэтилсвинца, |
0,60 |
Отсутст |
0,41 |
0,82 |
0,82 |
||||||
r/кг, |
не более |
|
|
|
|
|||||||
Фракционный состав: |
|
|
|
|
вует |
|
|
|
||||
|
пере |
|
|
|
|
|
||||||
температура |
начала |
|
|
|
|
|
||||||
гонки, °С, не ниже: |
|
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
||||||
|
летнего |
бензина |
|
|
||||||||
|
зимнего |
» |
|
|
°С, |
Не |
нормир>ч;тся |
|
|
|||
Температура |
перегонки, |
|
|
|
|
|
||||||
не выше: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 % |
|
бензина |
|
|
|
79 |
70 |
70 |
70 |
70 |
||
летнего |
|
|
|
|||||||||
зимнего |
» |
|
|
|
|
65 |
55 |
55 |
55 |
— |
||
50 % |
|
|
|
|
|
|
125 |
115 |
115 |
115 |
115 |
|
летнего бензина |
|
|
|
|||||||||
зимнего |
» |
|
|
|
|
115 |
100 |
100 |
100 |
— |
||
90 % |
|
бензина |
|
|
|
195 |
180 |
180 |
180 |
180 |
||
летнего |
|
|
|
|||||||||
зимнего |
» |
кипения, |
160 |
160 |
160 |
160 |
|
|||||
Температура |
конца |
|
|
|
|
" |
||||||
°С, не выше: |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
205 |
195 |
195 |
195 |
195 |
||||
летнего бензина |
|
|
|
|||||||||
зимнего |
» |
|
не более |
185 |
185 |
185 |
185 |
_ |
||||
остаток в колбе, %, |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
|||||||
» |
и потери, %, » |
|
» |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
||||
Давление |
насыщенных |
паров, |
|
|
|
|
|
|||||
мм рт. ст.: |
|
не более |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
|||||
летнего бензина, |
||||||||||||
зимнего |
» |
|
» |
|
» |
500—700 |
500—700 |
500—700 |
500—700 |
500—700 |
||
Кислотность, мг КОН на 100 мл |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|||||||
бензина, |
не более |
|
|
|
||||||||
Содержание фактических смол, |
|
|
|
|
|
|||||||
мг на 100 мл бензина, |
небо- |
|
|
|
|
|
||||||
лее: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на месте производства бен- |
7 |
5 |
5 |
5 |
5 |
|||||||
зина |
|
при |
его поставке |
|||||||||
на месте потребления бен- |
15 |
10 |
10 |
7 |
7 |
|||||||
зина |
|
|
|
на мес |
||||||||
Индукционный период |
|
|
|
|
|
|||||||
те производства бензина, |
до |
450 |
600 |
900 |
900 |
900 |
||||||
этилирования, |
мин, |
не менее |
||||||||||
Содержание серы, %, не более |
0,15 |
0,12 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
|||||||
Испытание на медной пластин- |
|
Выдерживают |
|
|
||||||||
ке |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
105
Продолжение табл. 28
11оказатслн |
А-66 |
А-72 |
А-76 |
АИ-93 |
АИ-98 |
Содержание водорастворимых кислот и щелочей, механи ческих примесей и воды
Цвет
Отсутствуют Оран Бесцвет-1Зеленый Синий Желтый жевый ный J
Т а б л и ц а 29
Некоторые варианты компонентного состава товарных автомобильных бензинов, принятые на нефтеперерабатыв ющих заводах СССР
|
|
Содержание компонентой в Toiарном бензине, % |
|||||||||
Компоненты и присад |
А- 66 |
|
|
А-72 |
|
|
А-76 |
|
|
АИ- )3 |
|
ки |
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
1 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
АИ-98
Бензин |
прямой |
пере |
55 |
51 |
55 |
30 |
|
5 |
|
7,5 |
|
23 |
18 |
|
|
|
гонки |
термического |
10 |
20 |
|
|
|
||||||||||
Бензин |
45 |
34 |
29 |
_ |
|
5 |
|
|
15 |
__ |
_ |
_ |
__ |
|||
крекинга |
|
|
10 |
10 |
8,0 |
|||||||||||
Бензин |
каталитиче |
_ |
13 |
6 |
70 |
_ |
70 |
_ |
7,0 |
30 |
_ |
30 |
|
|
||
ского |
крекинга |
|
— |
|
||||||||||||
Бензин |
платформинга |
_ |
_ |
8 |
_ |
75 |
15 |
70 |
60,0 |
40 |
|
_ |
___ |
|
||
обычного режима |
|
|
|
|||||||||||||
Бензин |
платформинга |
|
|
_ |
_ |
_ |
|
|
|
|
77 |
47 |
65 |
65 |
||
жесткого режима |
|
|
|
5 |
|
7,5 |
10 |
|||||||||
Газовый |
бензин |
|
|
— |
— |
2 |
— |
3 |
— |
3 |
— |
2 |
— |
— |
||
Бутанбутиленовая |
|
|
2 |
_ |
_ |
2 |
_ |
_ |
__ |
2 |
|
|
|
|
||
фракция |
ТЭС, |
— |
|
|
|
|
||||||||||
Содержание |
|
От- |
|
Отсутст- |
0,82 ОтсУт- |
|
|
|
|
|||||||
г/кг, |
не более |
|
|
0,6 |
0,6 |
0,82 0,82 |
От- |
0,82 |
||||||||
|
|
|
|
|
сутст- |
|
|
вует |
|
|
ств ует |
|
|
сутст- |
|
|
Алкилат или алкибен- |
|
вует |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вует |
|
|||
— |
|
— — |
|
|
— 10,0 |
|
— |
3 |
35 |
35 |
||||||
зин |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Бензин А-76 |
является по существу тем же бензином А-72, только |
|||||||||||||||
с добавлением этиловой жидкости. |
Поэтому компонентный состав бен |
зинов А-76 и А-72 весьма близок. При получении бензина А-76 в неэти лированном виде несколько увеличивается содержание компонентов каталитических процессов, иногда используется бензин платформинга жесткого режима, либо в целом виде, либо после извлечения из него толуола.
Бензин АИ-93 готовят смешением компонентов, полученных только каталитическими процессами. Базовым компонентом бензина АИ-93 является бензин платформинга жесткого режима. Для обеспечения требований по фракционному составу добавляют бензин прямой пере гонки и низкокипящие углеводороды и фракции. С целью повышения равномерности распределения октановых чисел по фракциям в бензин платформинга жесткого режима добавляют алкилат.
106
Бензин АИ-98 вырабатывают в ограниченном количестве, и какойлибо твердо установленной технологии его получения пока не разра ботано. Для улучшения эксплуатационных свойств в товарные автомо бильные бензины добавляются присадки.
Как правило, все товарные автомобильные бензины выпускаются с заводов нефтеперерабатывающей промышленности с запасом качества по основным показателям. Наименьший запас качества обычно бывает по детонационной стойкости. Октановое число товарных бензинов либо точно соответствует установленным требованиям, либо превышает их на десятые доли октановой единицы.
Содержание ТЭС в товарных бензинах обычно ниже предельной нормы, установленной требованиями ГОСТа.
По фракционному составу товарные автомобильные бензины имеют весьма существенный запас качества, что позволяет использовать све жие бензины для исправления качества некондиционных бензинов по фракционному составу за счет смешения.
Содержание серы в товарных автомобильных бензинах может коле баться от 0,01 до 0,3%. На большинстве нефтеперерабатывающих за водов вырабатываются бензины с содержанием серы до 0,10—0,15%, однако для некоторых заводов разрешен выпуск бензинов с содер жанием серы до 0,3%.
По содержанию фактических смол и кислотности свежие бензины обычно имеют значительный запас качества.
Перспективы развития производства товарных автомобильных бен зинов в нашей стране связаны с увеличением доли выработки высоко октановых бензинов за счет снижения доли низкооктановых. Для повышения детонационной стойкости товарных бензинов на нефте перерабатывающих заводах вводятся новые установки каталитического риформинга, алкилирования и других процессов, дающие высоко октановые компоненты. Высокооктановые бензины имеют более высокое качество. Они отличаются меньшим содержанием общей и меркаптановой серы, меньшей коррозионной агрессивностью, более высокой химической стабильностью, меньшим содержанием смолистых ве ществ и т. д. Таким образом, эксплуатационные свойства бензинов в перспективе будут улучшаться практически по всем показателям. В ближайшее время следует ожидать расширения ассортимента при садок, добавляемых к бензинам, и повышения их эффективности, что позволит повысить надежность и долговечность двигателей.
В заводской инструкции на автомобиль указывается марка бен зина, на котором двигатель автомобиля успешно прошел длительные заводские испытания и который является для него основным топли вом. При отсутствии рекомендуемого топлива можно эксплуатировать автомобили на других марках автомобильных бензинов, имеющих бо лее высокие антидетонационные свойства. Опыт показывает, что ав томобильные двигатели успешно работают на бензине А-72 вместо А-66 и на бензине А-76 вместо А-72. При этом следует иметь в виду, что существенного улучшения работы двигателя в случае таких замен не происходит, а стоимость более высокооктановых бензинов всегда выше, чем низкооктановых,
107
При использовании бензинов с высоким октановым числом на дви гателях с небольшой степенью сжатия наблюдались прогары клапанов и другие неполадки в работе.
Применение бензинов с более низкой детонационной стойкостью, чем указано в инструкции на автомобиль, недопустимо, так как это ведет к возникновению детонации и прогару прокладки головки ци линдров, увеличению износов, а иногда и поломке деталей.
При отсутствии автомобильных бензинов допускается в течение не
которого времени (в |
исключительных случаях) использовать |
авиа |
|||||||||
ционные бензины или их смеси (табл. 30). |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 30 |
|
|
|
|
Основные показатели отечественных авиационных бензинов |
||||||||
|
|
Показатели |
|
|
|
|
Б -100/130 |
6-95/130 |
Б-91/1 15 |
Б-70 |
|
Содержание тетраэтилсвинца, г/кг, |
не |
2,7 |
3,3 |
2,5 |
|
||||||
более |
|
|
стойкость |
(октановое |
— |
||||||
Детонационная |
98,6 |
95 |
91 |
|
|||||||
число по моторному методу), |
не менее |
70 |
|||||||||
Низшая |
теплота |
сгорания, |
ккал/кг, |
10 300 |
10 300 |
10 300 |
|
||||
не менее |
|
|
|
|
|
|
— |
||||
Фракционный состав: |
перегонки, |
°С, |
|
|
|
|
|||||
температура |
начала |
40 |
40 |
40 |
40 |
||||||
не ниже |
|
|
|
|
|
||||||
Температура переюнки, °С, не выше: |
75 |
82 |
82 |
88 |
|||||||
10 |
% |
|
|
|
|
|
|
||||
50 % |
|
|
|
|
|
|
105 |
105 |
105 |
105 |
|
90 % |
|
|
|
|
|
|
145 |
145 |
145 |
145 |
|
97,5 % |
и потери, % , |
|
не более |
|
180 |
180 |
180 |
180 |
|||
остаток |
|
|
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
|||||
|
» |
%, |
не более |
|
|
|
|
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
Давление насыщенных паров, мм рт. ст.: |
240 |
220 |
220 |
|
|||||||
не менее |
|
|
|
|
|
|
— |
||||
не |
более |
|
|
|
|
|
|
360 |
360 |
360 |
360 |
Кислотность, мг КОН/100 мл, не более |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||
Температура |
начала кристаллизации, |
°С, |
—60 |
-6 0 |
—60 |
-6 0 |
|||||
не выше |
|
|
|
|
|
|
|||||
Йодное число, г йода на 100 г бензина, |
10 |
10 |
2 |
2 |
|||||||
не более |
ароматических |
углеводоро- |
|||||||||
Содержание |
— |
|
|
12—20 |
|||||||
дов, % |
|
|
|
|
|
|
|
— |
— |
||
Содержание фактических смол в 100 мл |
3 |
3 |
3 |
2 |
|||||||
бензина, мг, не более |
|
|
|
|
|||||||
Содержание серы, %, не более |
|
% |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
|||||
Содержание |
парооксидифениламина, |
0,004— |
0,004— |
0,004— |
— |
||||||
Период стабильности, ч, не менее |
|
0,005 |
0,005 |
0,005 |
. |
||||||
|
8 |
8 |
8 |
||||||||
Испытание на медной пластинке |
|
|
Выдерживают |
|
|||||||
Содержание |
водорастворимых |
кислот и |
|
|
|
|
|||||
щелочей, механических примесей и во- |
|
Отсут ствуют |
|
||||||||
ды |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Прозрачность |
|
|
|
|
|
Ярко- |
Проз эачный |
|
|||
Цвет |
|
|
|
|
|
|
|
Желтый |
Зеленый Бесцвет- |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
оранже |
|
|
ный |
|
|
|
|
|
|
|
|
вый |
|
|
|
i
108