Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тана в такой смеси принимают за цетановое число испытуемого топ­

лива.

Например, если испытуемое топливо в камере сгорания одно­ цилиндрового двигателя воспламеняется так же, как смесь 45% це­ тана и 55% а-метилнафталина, то данное дизельное топливо имеет цетановое число 45.

Величина цетанового числа топлива определяет скорость химиче­ ских процессов подготовки смеси к воспламенению и поэтому харак­

теризует

только

одну

из

составляющих

общего

периода задержки

воспламенения-

 

 

При испытаниях

различных топлив на одном

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и том же двигателе,

когда тфиз

§го

S0-I

ZJ5

 

 

 

 

 

 

остается постоянной, с увели­

Л

 

CJ

 

 

 

 

 

 

 

чением цетанового числа топлив

 

 

 

 

 

 

 

 

сокращается

период

задержки

Т[№- ««-

-§.Й0

 

 

 

 

 

 

|

 

i

 

 

 

 

 

 

 

воспламенения

и

уменьшается

|к - SJ0-

 

 

 

 

 

 

скорость нарастания давления в

«а

 

сэ

 

 

 

 

 

 

 

цилиндре двигателя

(рис. 47).

о?

 

е

 

 

 

 

3

 

 

21

g2ff-

 

 

 

 

 

 

 

Из

рис. 47 видно,

что товар­

|в"

 

 

 

 

 

 

 

 

а

5

 

 

 

 

 

л

 

 

ные дизельные топлива должны

&-

 

 

 

 

 

 

 

 

2 <>-

 

; 215

 

 

 

 

 

 

иметь величину цетанового чис­

 

ГО J

 

 

 

 

 

ч ;

 

 

ла в определенных оптимальных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пределах. Применение топлив с

 

 

 

 

Цетановое число

 

 

цетановым числом менее 40 обыч­

Рис.

47.

Влияние

цетанового

числа

на

но приводит

к

жесткой

работе

двигателя. Повышение цетаново­

период задержки

воспламенения

 

(/),

(2)

го числа

выше 50 ед. также

не­

скорость

нарастания

давления

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

целесообразно, так как при этом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

возрастает удельный расход топ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лива

вследствие

уменьшения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

полноты сгорания.

 

зависит

от

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цетановое число

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

количества и строения углеводо­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

родов, входящих в состав ди­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зельного топлива. Углеводоро­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ды различных классов сущест­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

венно различаются по воспла­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

меняемости (рис. 48). Парафи­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

новые и олефиновые углеводо­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

роды термически менее устой­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чивы,

быстро

распадаются

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

окисляются с образованием пе­

 

8

 

10 12

Ш

18

20

22

рекисей и других легковоспла­

 

Число атопод углерода 8 молекуле

меняющихся

продуктов

непол­

Рис. 48. Зависимость между цетановым

ного окисления. Поэтому пара­

числом,

строением

и

числом атомов

финовые

углеводороды

имеют

углерода в

молекуле

различных

клас­

самые

высокие

цетановые чис­

 

 

 

 

сов углеводородов:

ла.

Среди

парафиновых

угле­

/ — н-алканы;

2 —•н-алкены;

3 —моно-

и

ди-

алкилалкены; 4 — моноалкилбензолы;

5 — би-

водородов

наибольшие цетано­

циклические цикланы;

6 «—бициклические аро-

вые

 

числа

имеют

 

соединения

_

 

 

 

 

 

 

матические

 

 

122


нормального строения. Углеводо­

 

 

 

 

роды с одной или несколькими бо­

 

 

 

 

ковыми цепями обладают меньши­

 

 

 

 

ми цетановыми

числами.

 

 

 

 

 

 

 

Для

окисления ароматических

 

 

 

 

углеводородов

необходимы

более

 

 

 

 

высокая

температура

и больший

 

 

 

 

промежуток

времени,

поэтому их

 

 

 

 

цетановые числа, как правило, не­

 

 

 

 

велики. Особенно низкие цетановые

 

 

 

 

числа имеют бициклические арома­

 

 

 

 

тические углеводороды.

 

 

 

 

 

 

 

Увеличение

числа

углеродных

 

 

 

 

атомов в молекулах углеводородов

 

 

 

 

ведет к росту цетанового числа.

Рис. 49. Зависимость цетанового чи­

 

Преобладание тех или иных уг­

сла от

содержания

ароматических

леводородов

в составе

дизельного

углеводородов в дизельном

топливе

топлива

и определяет

его цетано­

 

 

 

 

вое

число.

С увеличением

содер­

 

 

 

 

жания ароматических

углеводоро­

 

 

 

 

дов

цетановое

число

дизельных

 

 

 

 

топлив уменьшается (рис. 49).

 

 

 

 

 

Цетановые числа

высококипя-

 

 

 

 

щих фракций

дизельного

топли­

 

 

 

 

ва, как правило, выше, чем низко-

 

 

 

 

кипящих (рис. 50).

 

чисел

Рис. 50. Зависимость цетанового чи­

Зависимость

цетановых

от

содержания

ароматических

уг­

сла от

температуры

кипения

узких

леводородов

и

от плотности

топ­

фракций четырех образцов

дизель­

 

 

ных

топлив

лив легла в основу создания эмпи­ рической формулы для оценки воспламеняемости топлив расчетным пу­

тем. Введено понятие «дизельный индекс», который рассчитывается по известной плотности топлива при 15° (р*6) и анилиновой точке в сС(А).

(Л-1,8 + 32) (141,5-131,5pj6)

Д и з . ИНД. =

100 р16

Анилиновой точкой называют ту наименьшую температуру, при которой определенное количество анилина полностью растворяется в определенном количестве топлива. Чем ниже содержание аромати­ ческих углеводородов в топливе, тем выше его анилиновая точка. Например, анилиновая точка цетана равна плюс 94,4° С, а-метил- нафталина минус 17,8° С. Плотность топлива в этой формуле характе­ ризует его фракционный состав, а также содержание ароматических углеводородов, плотность которых выше, чем плотность парафиновых

и нафтеновых.

зависимость

между

величинами

цетанового числа

Установлена

и дизельного индекса.

 

 

 

 

 

 

 

Дизельный

индекс

20

30

40

50

62

70

80

Цетановое число .

30

35

40

45

55

60

80

123


Рис. 51. Влияние присадок на цетановое число топлив (сред­ ине данные для девяти образ­ цов топлив):

/ ~ перекись ацетона; 2 — изо* амнлнитрат; 3 — этилнптрат

Кроме дизельного индекса предло­ жено еще несколько эмпирических за­ висимостей для нахождения цетанового числа по средней температуре кипения топлива, по его групповому углеводо­ родному составу, вязкости и т. д. Од­ нако точность таких расчетных методов невысока и они не находят практиче­ ского применения.

При рассмотрении влияния углево­ дородного состава на цетановое число топлив можно заметить, что углеводо­ роды, имеющие высокие цетановые чис­ ла, обладают низкой детонационной стойкостью, т. е. имеют малые величи­ ны октановых чисел. На этом основа­ нии выведена эмпирическая зависимость цетанового числа (ЦЧ) топлива от его октанового числа (ОЧ)

ЦЧ = 6 0 - — .

2

Чем выше октановое число топлива, тем ниже его цетановое число и наоборот. Поэтому добавление в дизельное топливо бензиновых фракций всегда ведет к снижению цетанового числа.

Для повышения цетанового числа дизельных топлив могут исполь­

зоваться специальные

присадки. Из всех соединений, испытанных

с этой целью, наиболее

эффективными (рис. 51) оказались некоторые

перекисные соединения и алкилнитраты (соединения, отвечающие общей формуле R — 0N 02, где R — радикал, например этил, изо­ пропил, амил и т. д.).

Перекисные соединения обычно при хранении топлив подвер­ гаются дальнейшему окислению, и их эффективность падает, поэтому практического применения они не получили. В качестве присадки к дизельным топливам в небольших количествах применяют изопропилнитрат.

Величина цетанового числа определяет пусковые свойства дизель­ ных топлив. С увеличением цетанового числа применяемого топлива пуск двигателя облегчается (рис. 52). Однако это положение справед­ ливо для топлив, лишь незначительно различающихся по фракцион­ ному составу. При большой разнице во фракционном составе тяжелое топливо с высоким цетановым числом часто оказывается хуже по пу­ сковым свойствам, чем легкое топливо с более низким цетановым чис­

лом (рис. 53).

 

но не решающей эксплуата­

Пусковые свойства являются важной,

ционной характеристикой

изельного топлива. Дело в том, что если для

карбюраторного двигателя

минимальная

частота прокручивания ко­

ленчатого вала при пуске лежит в пределах 30—50 об/мин, то для дизельного двигателя она должна быть не менее 100—300 об/мин, так

124


Рис. 52. Влияние цетанового числа зим­ него дизельного топлива на продолжи­ тельность пуска двигателя ЯАЗ-204 (температура воздуха минус 15—17° С); сплошная линия — пуск двигателя;

штриховая линия — первая вспышка

Рис. 53. Влияние температуры выкипа­ ния 50% дизельного топлива на про­ должительность пуска (цифры под точ­ ками — цетановые числа)

как только при этом условии может быть достигнута температура са­ мовоспламенения топлива.

Для того чтобы обеспечить столь высокую скорость вращения ко­ ленчатого вала, дизельные двигатели, как правило, пускают с помо­ щью различных вспомогательных пусковых устройств или средств (сжатый воздух, бензиновые пусковые двигатели, пусковые жидко­ сти, подогреватели, стартеры и т. д.).

Рассмотренный материал показывает, что в высокооборотных ав­ томобильных дизельных двигателях следует применять топливо с це­ тановыми числами от 45 до 50 ед. Повышение цетанового числа топлива ведет лишь к его удорожанию, не вызывая каких-либо существенных улучшений эксплуатационных свойств.

§ 4. СКЛОННОСТЬ К ОБРАЗОВАНИЮ ОТЛОЖЕНИЙ В ДВИГАТЕЛЯХ

При сгорании топлив в дизельных двигателях на стенках камеры сгорания и выпускных клапанах отлагается нагар. Нежелательные последствия отложения нагара в дизельных двигателях несколько иные, чем в карбюраторных. Теплоизолирующее действие нагара и его объемное влияние на степень сжатия для дизельного двигателя не имеют такого решающего значения, как для карбюраторного.

Отложение нагара на выпускных клапанах дизельного двигателя ведет к нарушению их посадки и потере герметичности. Обрастание нагаром продувочных окон ухудшает продувку цилиндров.

Основные же отрицательные явления в дизельных двигателях связаны с образованием отложений на форсунках. Наличие нагара на распылителях приводит к искривлению факела, ухудшению ка­ чества распыливания, появлению дымного выпуска отработавших газов, снижению экономичности двигателя. Образование отложений на иглах распылителей форсунок приводит к их зависанию, т. е. та­ кому положению, когда игла перестает плотно садиться в свое гнез­ до и не перекрывает канала распылителя форсунки. В этом случае

125

начинается подтекание топлива, падает мощность и экономичность двигателя, появляется дымный выпуск отработавших газов.

Отложения на различных деталях камер сгорания отличаются по своему характеру. На днищах поршней и стенках головки цилинд­ ров нагар более плотный, довольно твердый, темно-серого цвета, не­ растворимый в различных растворителях. На иглах форсунок нагар обычно более мягкий, смолистый, соломенного цвета. Иногда отложе­ ния на иглах форсунок носят характер лака, по внешнему виду по­ хожего на лак, отлагающийся на боковых поверхностях поршней.

Нагарообразование в дизельных двигателях протекает неравно­ мерно по времени. В первые часы работы двигателя этот процесс идет более интенсивно (рис. 54), затем несколько замедляется, достигая равновесного состояния (количество образующегося нагара пример­ но равно количеству выгорающего нагара). С увеличением степени сжатия двигателя количество образующегося нагара несколько воз­ растает (рис. 55).

Нагарообразование, кроме конструктивных факторов и режима работы двигателя, зависит от качества применяемых топлив. Среди прочих физико-химических свойств на образование отложений влияют: фракционный состав, общее содержание сернистых соединений, со­ держание меркаптановой серы, количество и строение непредельных и ароматических углеводородов, количество и характер смолистых, неуглеводородных примесей.

Более тяжелые дизельные топлива образуют большее количество нагара. Так, если облегченные дизельные топлива типа керосинов (выкипающие в пределах от 13 ! до 280° С) в определенных условиях дают 100—140 мг нагара на 1 кг топлива, то в этих же условиях то­ варные дизельные топлива (выкипающие в пределах от 160 до 360° С) образуют нагара 245—265 мг/кг, а топлива утяжеленного фракцион­ ного состава (выкипающие до 400—420° С) — до 360 мг/кг.

В технических требованиях на автомобильные дизельные топлива регламентируется температура перегонки 96% топлива, которая не должна быть выше 360° С.

Чем выше содержание серы в топливе, тем большее количество нагара и лака образуется при его сгорании (табл. 34). Сера, содер-

«

/4

15

W

17

 

Степень сжатия

 

 

Рис. 54. Зависимость образования на­

Рис. 55. Влияние степени сжатия на

гара от длительности

испытания:

нагарообразование:

/ — дизельное топливо;

2 керосин

I — дизельное топливо; 2 керосин

126


 

 

 

 

Т а б л и ц а

34

Влияние общего содержания серы в дизельном топливе на количество

отложений,

образующихся в двигателе,

работающем на масле без присадок

 

 

 

Содержание

Вес нагара,

Лакоотложе-

Двигатель

Время испы­

снятого с ка­

ния на боко­

тания, ч

серы в топ­

меры сгора­

вой поверх­

 

 

 

ливе, %

ния двигате­

ности порш­

 

 

 

 

ля, мг

ня,

%

Т одноцилиндровый ИТ 9-3

10

0,18

100

13

 

 

 

 

0,80

170

32

 

 

 

 

1,20

200

70

 

 

 

 

1,40

245

80

 

»

14-10,5/13

100

1,60

290

93

 

0,18

1827

39

 

 

 

 

0,93

2707

52

 

Двухцилиндровый 24-10,5/13

100

1,60

3811

79

 

0,18

370*

41

 

 

 

 

0,90

1020*

76

 

• Нагары сняты с верхнего пояса гильзы цилиндров.

жащаяся в топливе, влияет не только на количество образующегося нагара, но и на его свойства. Сернистые соединения, накапливаясь в нагаре, повышают его плотность.

Количество серы

в

топливе,

% ...............................

0,08

1,50

»

»

»

нагаре,

% ...............................

1

9

Плотность

нагара,

г/см3 ..............................................

 

0,03

0,50

Влияние серы на нагарообразование является одной из причин ог­ раничения ее содержания в товарных дизельных топливах. Снижение содержания серы в топливах достигается путем гидроочистки. При

сгорании

гидроочищенных топлив нагарообразование снижается

в 1,5—2,0

раза.

Среди сернистых соединений, содержащихся в дизельных топливах, наибольшее влияние на нагарообразование оказывают меркаптаны. В присутствии меркаптанов ускоряется окисление нестабильных сое­ динений дизельного топлива и тем самым увеличивается скорость об­ разования отложений. В частности, удаление меркаптанов из серни­ стого дизельного топлива приводит к тому, что в 2—5 раз уменьшается толщина лаковых пленок на иглах, а температура начала осмоления игл распылителей форсунок повышается на 25—30° С. Это является одной из причин ограничения содержания меркаптановой серы в то­ варных дизельных топливах величиной не более 0,01%.

Среди углеводородов, содержащихся в дизельных топливах, на­ ибольшее влияние на процесс нагарообразования оказывают арома­ тические и непредельные. Влияние ароматических углеводородов на нагарообразование можно видеть на примере смесей индивидуаль­ ных углеводородов — цетана и а-метилнафталина.

127