Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 1
тана в такой смеси принимают за цетановое число испытуемого топ
лива.
Например, если испытуемое топливо в камере сгорания одно цилиндрового двигателя воспламеняется так же, как смесь 45% це тана и 55% а-метилнафталина, то данное дизельное топливо имеет цетановое число 45.
Величина цетанового числа топлива определяет скорость химиче ских процессов подготовки смеси к воспламенению и поэтому харак
теризует |
только |
одну |
из |
составляющих |
общего |
периода задержки |
||||||||||||||
воспламенения- |
|
|
При испытаниях |
различных топлив на одном |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и том же двигателе, |
когда тфиз |
|||||||||
§го |
S0-I |
ZJ5 |
|
|
|
|
|
|
остается постоянной, с увели |
|||||||||||
Л |
|
CJ |
|
|
|
|
|
|
|
чением цетанового числа топлив |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
сокращается |
период |
задержки |
||||||||||
Т[№- ««- |
-§.Й0 |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
| |
|
i |
|
|
|
|
|
|
|
воспламенения |
и |
уменьшается |
||||||||
|к - SJ0- |
1® |
|
|
|
|
|
|
скорость нарастания давления в |
||||||||||||
«а |
|
сэ |
|
|
|
|
|
|
|
цилиндре двигателя |
(рис. 47). |
|||||||||
о? |
|
е |
|
|
|
|
3 |
|
|
|||||||||||
21 |
g2ff- |
|
|
|
|
|
|
|
Из |
рис. 47 видно, |
что товар |
|||||||||
|в" |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
а |
5 |
|
|
|
|
|
л |
|
|
ные дизельные топлива должны |
||||||||||
&- |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
2 <>- |
|
; 215 |
|
|
|
|
|
|
иметь величину цетанового чис |
|||||||||||
|
ГО J |
|
|
|
|
|
ч ; |
|
|
ла в определенных оптимальных |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пределах. Применение топлив с |
|||||||||||
|
|
|
|
Цетановое число |
|
|
цетановым числом менее 40 обыч |
|||||||||||||
Рис. |
47. |
Влияние |
цетанового |
числа |
на |
но приводит |
к |
жесткой |
работе |
|||||||||||
двигателя. Повышение цетаново |
||||||||||||||||||||
период задержки |
воспламенения |
|
(/), |
|||||||||||||||||
(2) |
го числа |
выше 50 ед. также |
не |
|||||||||||||||||
скорость |
нарастания |
давления |
и |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
целесообразно, так как при этом |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
возрастает удельный расход топ |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лива |
вследствие |
уменьшения |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
полноты сгорания. |
|
зависит |
от |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Цетановое число |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
количества и строения углеводо |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
родов, входящих в состав ди |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
зельного топлива. Углеводоро |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ды различных классов сущест |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
венно различаются по воспла |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
меняемости (рис. 48). Парафи |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
новые и олефиновые углеводо |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
роды термически менее устой |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
чивы, |
быстро |
распадаются |
и |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
окисляются с образованием пе |
||||||||||
|
8 |
|
10 12 |
Ш |
1В |
18 |
20 |
22 |
рекисей и других легковоспла |
|||||||||||
|
Число атопод углерода 8 молекуле |
меняющихся |
продуктов |
непол |
||||||||||||||||
Рис. 48. Зависимость между цетановым |
ного окисления. Поэтому пара |
|||||||||||||||||||
числом, |
строением |
и |
числом атомов |
финовые |
углеводороды |
имеют |
||||||||||||||
углерода в |
молекуле |
различных |
клас |
самые |
высокие |
цетановые чис |
||||||||||||||
|
|
|
|
сов углеводородов: |
ла. |
Среди |
парафиновых |
угле |
||||||||||||
/ — н-алканы; |
2 —•н-алкены; |
3 —моно- |
и |
ди- |
||||||||||||||||
алкилалкены; 4 — моноалкилбензолы; |
5 — би- |
водородов |
наибольшие цетано |
|||||||||||||||||
циклические цикланы; |
6 «—бициклические аро- |
вые |
|
числа |
имеют |
|
соединения |
|||||||||||||
_ |
|
|
|
|
|
|
матические |
|
|
122
нормального строения. Углеводо |
|
|
|
|
|||||||
роды с одной или несколькими бо |
|
|
|
|
|||||||
ковыми цепями обладают меньши |
|
|
|
|
|||||||
ми цетановыми |
числами. |
|
|
|
|
|
|
||||
|
Для |
окисления ароматических |
|
|
|
|
|||||
углеводородов |
необходимы |
более |
|
|
|
|
|||||
высокая |
температура |
и больший |
|
|
|
|
|||||
промежуток |
времени, |
поэтому их |
|
|
|
|
|||||
цетановые числа, как правило, не |
|
|
|
|
|||||||
велики. Особенно низкие цетановые |
|
|
|
|
|||||||
числа имеют бициклические арома |
|
|
|
|
|||||||
тические углеводороды. |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Увеличение |
числа |
углеродных |
|
|
|
|
||||
атомов в молекулах углеводородов |
|
|
|
|
|||||||
ведет к росту цетанового числа. |
Рис. 49. Зависимость цетанового чи |
||||||||||
|
Преобладание тех или иных уг |
сла от |
содержания |
ароматических |
|||||||
леводородов |
в составе |
дизельного |
углеводородов в дизельном |
топливе |
|||||||
топлива |
и определяет |
его цетано |
|
|
|
|
|||||
вое |
число. |
С увеличением |
содер |
|
|
|
|
||||
жания ароматических |
углеводоро |
|
|
|
|
||||||
дов |
цетановое |
число |
дизельных |
|
|
|
|
||||
топлив уменьшается (рис. 49). |
|
|
|
|
|||||||
|
Цетановые числа |
высококипя- |
|
|
|
|
|||||
щих фракций |
дизельного |
топли |
|
|
|
|
|||||
ва, как правило, выше, чем низко- |
|
|
|
|
|||||||
кипящих (рис. 50). |
|
чисел |
Рис. 50. Зависимость цетанового чи |
||||||||
Зависимость |
цетановых |
||||||||||
от |
содержания |
ароматических |
уг |
сла от |
температуры |
кипения |
узких |
||||
леводородов |
и |
от плотности |
топ |
фракций четырех образцов |
дизель |
||||||
|
|
ных |
топлив |
лив легла в основу создания эмпи рической формулы для оценки воспламеняемости топлив расчетным пу
тем. Введено понятие «дизельный индекс», который рассчитывается по известной плотности топлива при 15° (р*6) и анилиновой точке в сС(А).
(Л-1,8 + 32) (141,5-131,5pj6)
Д и з . ИНД. =
100 р16
Анилиновой точкой называют ту наименьшую температуру, при которой определенное количество анилина полностью растворяется в определенном количестве топлива. Чем ниже содержание аромати ческих углеводородов в топливе, тем выше его анилиновая точка. Например, анилиновая точка цетана равна плюс 94,4° С, а-метил- нафталина минус 17,8° С. Плотность топлива в этой формуле характе ризует его фракционный состав, а также содержание ароматических углеводородов, плотность которых выше, чем плотность парафиновых
и нафтеновых. |
зависимость |
между |
величинами |
цетанового числа |
||||
Установлена |
||||||||
и дизельного индекса. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Дизельный |
индекс |
20 |
30 |
40 |
50 |
62 |
70 |
80 |
Цетановое число . |
30 |
35 |
40 |
45 |
55 |
60 |
80 |
123
Рис. 51. Влияние присадок на цетановое число топлив (сред ине данные для девяти образ цов топлив):
/ ~ перекись ацетона; 2 — изо* амнлнитрат; 3 — этилнптрат
Кроме дизельного индекса предло жено еще несколько эмпирических за висимостей для нахождения цетанового числа по средней температуре кипения топлива, по его групповому углеводо родному составу, вязкости и т. д. Од нако точность таких расчетных методов невысока и они не находят практиче ского применения.
При рассмотрении влияния углево дородного состава на цетановое число топлив можно заметить, что углеводо роды, имеющие высокие цетановые чис ла, обладают низкой детонационной стойкостью, т. е. имеют малые величи ны октановых чисел. На этом основа нии выведена эмпирическая зависимость цетанового числа (ЦЧ) топлива от его октанового числа (ОЧ)
ЦЧ = 6 0 - — .
2
Чем выше октановое число топлива, тем ниже его цетановое число и наоборот. Поэтому добавление в дизельное топливо бензиновых фракций всегда ведет к снижению цетанового числа.
Для повышения цетанового числа дизельных топлив могут исполь
зоваться специальные |
присадки. Из всех соединений, испытанных |
с этой целью, наиболее |
эффективными (рис. 51) оказались некоторые |
перекисные соединения и алкилнитраты (соединения, отвечающие общей формуле R — 0N 02, где R — радикал, например этил, изо пропил, амил и т. д.).
Перекисные соединения обычно при хранении топлив подвер гаются дальнейшему окислению, и их эффективность падает, поэтому практического применения они не получили. В качестве присадки к дизельным топливам в небольших количествах применяют изопропилнитрат.
Величина цетанового числа определяет пусковые свойства дизель ных топлив. С увеличением цетанового числа применяемого топлива пуск двигателя облегчается (рис. 52). Однако это положение справед ливо для топлив, лишь незначительно различающихся по фракцион ному составу. При большой разнице во фракционном составе тяжелое топливо с высоким цетановым числом часто оказывается хуже по пу сковым свойствам, чем легкое топливо с более низким цетановым чис
лом (рис. 53). |
|
но не решающей эксплуата |
Пусковые свойства являются важной, |
||
ционной характеристикой |
изельного топлива. Дело в том, что если для |
|
карбюраторного двигателя |
минимальная |
частота прокручивания ко |
ленчатого вала при пуске лежит в пределах 30—50 об/мин, то для дизельного двигателя она должна быть не менее 100—300 об/мин, так
124
Рис. 52. Влияние цетанового числа зим него дизельного топлива на продолжи тельность пуска двигателя ЯАЗ-204 (температура воздуха минус 15—17° С); сплошная линия — пуск двигателя;
штриховая линия — первая вспышка
Рис. 53. Влияние температуры выкипа ния 50% дизельного топлива на про должительность пуска (цифры под точ ками — цетановые числа)
как только при этом условии может быть достигнута температура са мовоспламенения топлива.
Для того чтобы обеспечить столь высокую скорость вращения ко ленчатого вала, дизельные двигатели, как правило, пускают с помо щью различных вспомогательных пусковых устройств или средств (сжатый воздух, бензиновые пусковые двигатели, пусковые жидко сти, подогреватели, стартеры и т. д.).
Рассмотренный материал показывает, что в высокооборотных ав томобильных дизельных двигателях следует применять топливо с це тановыми числами от 45 до 50 ед. Повышение цетанового числа топлива ведет лишь к его удорожанию, не вызывая каких-либо существенных улучшений эксплуатационных свойств.
§ 4. СКЛОННОСТЬ К ОБРАЗОВАНИЮ ОТЛОЖЕНИЙ В ДВИГАТЕЛЯХ
При сгорании топлив в дизельных двигателях на стенках камеры сгорания и выпускных клапанах отлагается нагар. Нежелательные последствия отложения нагара в дизельных двигателях несколько иные, чем в карбюраторных. Теплоизолирующее действие нагара и его объемное влияние на степень сжатия для дизельного двигателя не имеют такого решающего значения, как для карбюраторного.
Отложение нагара на выпускных клапанах дизельного двигателя ведет к нарушению их посадки и потере герметичности. Обрастание нагаром продувочных окон ухудшает продувку цилиндров.
Основные же отрицательные явления в дизельных двигателях связаны с образованием отложений на форсунках. Наличие нагара на распылителях приводит к искривлению факела, ухудшению ка чества распыливания, появлению дымного выпуска отработавших газов, снижению экономичности двигателя. Образование отложений на иглах распылителей форсунок приводит к их зависанию, т. е. та кому положению, когда игла перестает плотно садиться в свое гнез до и не перекрывает канала распылителя форсунки. В этом случае
125
начинается подтекание топлива, падает мощность и экономичность двигателя, появляется дымный выпуск отработавших газов.
Отложения на различных деталях камер сгорания отличаются по своему характеру. На днищах поршней и стенках головки цилинд ров нагар более плотный, довольно твердый, темно-серого цвета, не растворимый в различных растворителях. На иглах форсунок нагар обычно более мягкий, смолистый, соломенного цвета. Иногда отложе ния на иглах форсунок носят характер лака, по внешнему виду по хожего на лак, отлагающийся на боковых поверхностях поршней.
Нагарообразование в дизельных двигателях протекает неравно мерно по времени. В первые часы работы двигателя этот процесс идет более интенсивно (рис. 54), затем несколько замедляется, достигая равновесного состояния (количество образующегося нагара пример но равно количеству выгорающего нагара). С увеличением степени сжатия двигателя количество образующегося нагара несколько воз растает (рис. 55).
Нагарообразование, кроме конструктивных факторов и режима работы двигателя, зависит от качества применяемых топлив. Среди прочих физико-химических свойств на образование отложений влияют: фракционный состав, общее содержание сернистых соединений, со держание меркаптановой серы, количество и строение непредельных и ароматических углеводородов, количество и характер смолистых, неуглеводородных примесей.
Более тяжелые дизельные топлива образуют большее количество нагара. Так, если облегченные дизельные топлива типа керосинов (выкипающие в пределах от 13 ! до 280° С) в определенных условиях дают 100—140 мг нагара на 1 кг топлива, то в этих же условиях то варные дизельные топлива (выкипающие в пределах от 160 до 360° С) образуют нагара 245—265 мг/кг, а топлива утяжеленного фракцион ного состава (выкипающие до 400—420° С) — до 360 мг/кг.
В технических требованиях на автомобильные дизельные топлива регламентируется температура перегонки 96% топлива, которая не должна быть выше 360° С.
Чем выше содержание серы в топливе, тем большее количество нагара и лака образуется при его сгорании (табл. 34). Сера, содер-
« |
/4 |
15 |
W |
17 |
|
Степень сжатия |
|
|
Рис. 54. Зависимость образования на |
Рис. 55. Влияние степени сжатия на |
|
гара от длительности |
испытания: |
нагарообразование: |
/ — дизельное топливо; |
2 керосин |
I — дизельное топливо; 2 керосин |
126
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
34 |
|
Влияние общего содержания серы в дизельном топливе на количество |
||||||
отложений, |
образующихся в двигателе, |
работающем на масле без присадок |
||||
|
|
|
Содержание |
Вес нагара, |
Лакоотложе- |
|
Двигатель |
Время испы |
снятого с ка |
ния на боко |
|||
тания, ч |
серы в топ |
меры сгора |
вой поверх |
|||
|
|
|
ливе, % |
ния двигате |
ности порш |
|
|
|
|
|
ля, мг |
ня, |
% |
Т одноцилиндровый ИТ 9-3 |
10 |
0,18 |
100 |
13 |
|
|
|
|
|
0,80 |
170 |
32 |
|
|
|
|
1,20 |
200 |
70 |
|
|
|
|
1,40 |
245 |
80 |
|
» |
14-10,5/13 |
100 |
1,60 |
290 |
93 |
|
0,18 |
1827 |
39 |
|
|||
|
|
|
0,93 |
2707 |
52 |
|
Двухцилиндровый 24-10,5/13 |
100 |
1,60 |
3811 |
79 |
|
|
0,18 |
370* |
41 |
|
|||
|
|
|
0,90 |
1020* |
76 |
|
• Нагары сняты с верхнего пояса гильзы цилиндров.
жащаяся в топливе, влияет не только на количество образующегося нагара, но и на его свойства. Сернистые соединения, накапливаясь в нагаре, повышают его плотность.
Количество серы |
в |
топливе, |
% ............................... |
0,08 |
1,50 |
|
» |
» |
» |
нагаре, |
% ............................... |
1 |
9 |
Плотность |
нагара, |
г/см3 .............................................. |
|
0,03 |
0,50 |
Влияние серы на нагарообразование является одной из причин ог раничения ее содержания в товарных дизельных топливах. Снижение содержания серы в топливах достигается путем гидроочистки. При
сгорании |
гидроочищенных топлив нагарообразование снижается |
в 1,5—2,0 |
раза. |
Среди сернистых соединений, содержащихся в дизельных топливах, наибольшее влияние на нагарообразование оказывают меркаптаны. В присутствии меркаптанов ускоряется окисление нестабильных сое динений дизельного топлива и тем самым увеличивается скорость об разования отложений. В частности, удаление меркаптанов из серни стого дизельного топлива приводит к тому, что в 2—5 раз уменьшается толщина лаковых пленок на иглах, а температура начала осмоления игл распылителей форсунок повышается на 25—30° С. Это является одной из причин ограничения содержания меркаптановой серы в то варных дизельных топливах величиной не более 0,01%.
Среди углеводородов, содержащихся в дизельных топливах, на ибольшее влияние на процесс нагарообразования оказывают арома тические и непредельные. Влияние ароматических углеводородов на нагарообразование можно видеть на примере смесей индивидуаль ных углеводородов — цетана и а-метилнафталина.
127