Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 1
Количество нагара, снятого с нагарника установки ИТ 9-3, мг/кг
|
|
|
Смеси |
|
|
|
Цетан ......................................................... |
|
|
|
|
1*0 |
|
80% цетана |
+20%а-метилнафталина |
................................................ |
|
125 |
||
60% цетана +40%а-метилнафталина............................................... |
|
|
215 |
|||
40% цетана |
+60%а-метилнафталина................................................ |
|
|
230 |
||
С увеличением содержания ароматических углеводородов склон |
||||||
ность топлив к нагарообразованню возрастает. |
|
|
||||
Существенную роль в процессе нагарообразования в дизельных дви |
||||||
гателях играют непредельные углеводороды. |
|
|
||||
В топливах, полученных прямой перегонкой нефти, содержание |
||||||
непредельных углеводородов невелико. Добавление к топливам, полу |
||||||
ченным прямой перегонкой нефти, компонентов вторичной перера |
||||||
ботки нефти (продуктов термического и каталитического крекинга) |
||||||
приводит |
к увеличению |
содержания |
непредельных |
углеводородов |
||
в товарных дизельных топливах. Испытания показали, |
что добавление |
|||||
к топливу, полученному прямой перегонкой нефти, даже 20% дизель |
||||||
ных фракций термического крекинга приводит к резкому ухудшению |
||||||
его эксплуатационных свойств — снижается стабильность |
при хра |
|||||
нении, повышается склонность к нагарообразованню. Такое топливо |
||||||
вызывает быстрое осмоление игл распылителей форсунок и их зависа |
||||||
ние. В связи |
с этим добавление продуктов термического |
крекинга |
||||
в товарные автомобильные дизельные топлива запрещено. |
|
|||||
Продукты каталитического крекинга содержат меньшее количест |
||||||
во непредельных углеводородов, поэтому в товарные дизельные топ |
||||||
лива из сернистных нефтей разрешено добавлять до 20% каталити |
||||||
ческого газойля. |
|
|
|
|
||
Количество |
непредельных углеводородов в топливах определяют |
|||||
с помощью, так называемого, йодного числа. Йодным числом называют |
||||||
такое количество йода, которое в определенных условиях |
реагирует |
|||||
с непредельными углеводородами, содержащимися в 100 г топлива. |
||||||
Чем больше йодное число топлив, тем большее количество непредель |
||||||
ных углеводородов в нем содержится. |
Чтобы не допустить к потреби |
|||||
телю топлив плохого качества, в технических условиях содержится |
||||||
требование, чтобы товарные автомобильные дизельные топлива имели |
||||||
йодное число не более 6 г |
12/ 100 г. |
|
|
|
||
С увеличением содержания смолистых неуглеводородных приме |
||||||
сей склонность дизельного топлива к нагарообразованню возрастает. |
||||||
Добавление к обессмоленному топливу всего лишь 0,25% смолистых |
||||||
веществ приводит к образованию отложений и зависанию игл распы |
||||||
лителей |
форсунок. |
|
|
|
|
|
Количество смолистых веществ в дизельных топливах оценивают |
||||||
так же, как в автомобильных бензинах —путем определения |
содержа |
|||||
ния фактических смол. Замечено, что с увеличением содержания фак |
||||||
тических |
смол |
в дизельных топливах |
их склонность к нагарообразо- |
|||
ванию возрастает (рис. 56). Поэтому в технических условиях на авто- |
128
мобильные дизельные топлива содержится тре |
|
|
|
|
|
|
|||||||
бование, чтобы количество фактических смол не |
60 |
|
|
|
|
||||||||
превышало 30—60 мг/100 мл. |
|
|
|
|
ы |
|
|
|
|
|
|||
Склонность дизельного топлива к нагаро- |
§\Я7 |
|
|
|
|
||||||||
образованию |
зависит также |
от |
его зольности |
|
|
|
|
|
|
||||
и коксуемости. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коксуемостью |
называют |
свойство |
топлива |
|
|
[^ |
|
|
|||||
образовывать углистый |
остаток |
в условиях на |
SJff |
|
|
||||||||
грева без доступа воздуха. Коксуемость дизель |
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||
ных топлив зависит от их фракционного состава |
го |
|
|
|
|
||||||||
и содержания смолистых и нестабильных соеди |
|
|
|
|
|||||||||
01 |
|
|
_L |
|
|||||||||
нений. Чем быстроходней и термически напря |
80 |
|
100 |
||||||||||
|
70 |
30 |
|||||||||||
женней двигатель, тем меньше должна |
быть ве |
|
Содержание фактичес |
||||||||||
личина коксуемости применяемого топлива. Кок |
|
ких с/аок, мг на 100мл |
|||||||||||
суемость определяют либо для |
топлива |
в це |
Рис. 56. Влияние со |
||||||||||
лом, либо для его 10-процентного остатка после |
держания |
фактиче |
|||||||||||
перегонки. |
|
10-процентного |
остатка |
авто |
ских |
смол |
в |
топливе |
|||||
Коксуемость |
на |
количество |
нага |
||||||||||
мобильных |
дизельных |
топлив |
должна |
быть |
ра, |
образующегося |
па |
||||||
не более 0,5%. |
|
|
|
|
|
|
поршнях |
и |
кольцах |
||||
|
характеризует |
содержа |
|
|
|
двигателей: |
|||||||
Зольность топлива |
|
1 — Д-35; |
2 |
ЯЛЗ-204 |
|||||||||
ние в нем несгораемых примесей. Чем меньше |
|
|
|
|
|
|
|||||||
зольность топлива, тем |
меньше |
неорганических |
|
|
|
|
|
|
примесей попадет в нагар. Увеличение количества золы в нагаре ведет
кповышению его абразивных свойств. Допустимое содержание золы
вавтомобильных дизельных топливах составляет 0,01—0,02%. Товарные автомобильные дизельные топлива, отвечающие указан
ным выше требованиям по фракционному составу, йодному числу, со держанию фактических смол, общей и меркаптановой серы, зольности и коксуемости, обеспечивают работу двигателей на всех режимах
снезначительным образованием отложений.
§5. КОРРОЗИОННАЯ АГРЕССИВНОСТЬ
Коррозионные свойства дизельных топлив
Коррозионная агрессивность дизельных топлив, так же как и ав томобильных бензинов, зависит главным образом от количества и строе ния неуглеводородных примесей. Общее содержание неуглеводород ных примесей, влияющих на коррозионную агрессивность (кислород ные и серооргаиические соединения), в дизельных топливах в 3—5 раз больше, чем в автомобильных бензинах.
Среди кислородных соединений дизельных топлив преобладают нафтеновые кислоты и другие кислородсодержащие вещества, пере ходящие в топливо из нефти в процессе прямой перегонки. Эти соеди нения, как правило, имеют невысокую коррозионную агрессивность и не они определяют общую агрессивность дизельных топлив, получен ных прямой перегонкой нефти. При получении товарных дизельных топлив на некоторых заводах к топливу прямой перегонки добавляют до 20% каталитического газойля. В состав каталитического газойля
5 Зак 541 |
129 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
входят |
непредельные |
углеводоро- |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ды, |
способные окисляться |
кисло |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
родом воздуха с образованием |
до |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вольно |
агрессивных |
кислородных |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
соединений. |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание коррозионно-агрес |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сивных |
кислородных |
|
соединений |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в дизельных |
топливах |
оценивают |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
так же, как и в бензинах путем |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
определения |
кислотности |
в |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
мгКОН/ЮОмл. Техническими усло |
||||||||
О |
В |
12 |
18 |
24 |
30 |
36 |
42 |
виями |
на дизельные |
топлива пре |
||||||||
дусмотрено, что кислотность не дол |
||||||||||||||||||
|
|
Время хранения, месяцев |
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
жна превышать 5 мг КОН/100 мл. |
||||||||
Рис. 57. Влияние содержания серы |
Испытания показали, |
что примене |
||||||||||||||||
на коррозию |
пластин |
из |
стали |
Ст. 3: |
ние |
топлив |
с высокой |
кислотно |
||||||||||
1 - |
S —1,25%; |
2 - S—0.9%; 3 - |
S-0,2% |
стью вызывает не только |
увеличе |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ние |
коррозионного |
износа плун |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
жерных пар, но и увеличение ко |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
личества отложений |
и |
снижение |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
мощности двигателя (табл. 35). |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Решающее влияние на корро |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
зионную агрессивность дизельных |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
топлив оказывают количество и ха |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рактер сернистых соединений. |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коррозионная агрессивность ди |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
зельных топлив повышается с уве |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
личением общего содержания серы |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(рис. 57). |
|
|
|
|
|
|||
Рис. 58. Влияние меркаптанов |
ди |
В дизельных топливах, так же |
||||||||||||||||
зельного топлива на износ плунжер |
как и |
в бензинах, содержатся |
все |
|||||||||||||||
ной пары топливного |
насоса высоко |
сернистые соединения условно от |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
го давления: |
|||||||||||||
/ —малосериистое |
топливо; 9 |
•— сернистое |
носящиеся к |
так называемой |
ак |
|||||||||||||
топливо |
без |
меркаптанов; |
3 —сернистое |
тивной сере (сероводород, |
элемен |
|||||||||||||
топливо, |
.содержащее 0,025% |
меркаптано- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
вой серы |
тарная |
сера и меркаптаны). В тех- |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
35 |
||||
|
Влияние кислотности |
применяемого топлива на пок азатели дгигателя |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЯАЗ-204 после 500 |
ч испытаний |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Топливо с кислотностью |
|||||
|
|
|
|
|
Показатели |
|
|
|
|
|
4 мг |
|
|
5 мг |
мл |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КОН /100 мл |
КОН/1 00 |
||||
Средний износ плунжеров, мм |
|
|
|
|
|
0,0015 |
|
|
0,0023 |
|||||||||
Снижение производительности форсунок за один ход |
1,9 |
|
|
15,4 |
|
|||||||||||||
плунжера, % к начальному значению |
мм |
|
|
|
|
|
||||||||||||
Износ первого компрессионного кольца, |
|
|
0,03 |
|
|
0,07 |
|
|||||||||||
Слой отложений |
на зеркале головки цилиндров, мм |
0,05—0,08 |
0,12—0,15 |
|||||||||||||||
Снижение мощности двигателя, |
л. |
с. |
|
|
|
5 |
|
|
23 |
|
130
нических условиях на дизельные |
топ |
14 |
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
V |
|
|||||||||||
лива |
предусматривают |
коррозионные |
и |
|
|
|
|||||||||
испытания — пробу на медную пластин |
|
|
|
||||||||||||
ку. Топлива при выпуске с завода дол |
|
|
|
S |
|
||||||||||
жны |
иметь |
|
отрицательную |
|
пробу |
|
на |
10 |
|
|
|
|
|||
медную пластинку, что гарантирует та |
|
|
3 |
|
|||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||
кое |
малое |
содержание сероводорода |
и |
|
|
|
> |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
элементарной |
серы в топливе, которое |
,8 |
> |
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
||||||||||||
не влияет на его коррозионную агрессив |
|
|
|
|
|
||||||||||
ность. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/1 |
|
|
|
|
|
Меркаптаны присутствуют |
во |
всех |
«56 |
|
|
|
|
||||||||
I |
|
|
|
|
|||||||||||
дизельных топливах, полученных из сер |
|
|
2 |
|
|||||||||||
5c |
|
|
|
|
|||||||||||
нистых нефтей. |
агрессивность дизель |
4 |
|
|
|
|
|||||||||
Коррозионная |
|
|
|
|
_< |
||||||||||
ных топлив обусловливается не столько |
1/О |
|
|
1 |
|||||||||||
общим содержанием |
серы |
в |
топливе, |
|
|
|
|
|
|||||||
сколько количеством меркаптанов (рис. |
|
|
|
|
|
||||||||||
58). |
Износ плунжерных пар |
при работе |
|
|
|
|
|
||||||||
на топливе с содержанием 0,025% |
мер- |
К о н ц е н т р а ц и я |
м е р к а п т а н е - |
||||||||||||
каптановой |
серы |
увеличивается вдвое |
|
Вой, |
серы; % |
|
|||||||||
по сравнению с износом на топливе |
без |
Рис. 59. Влияние меркаптанов |
|||||||||||||
меркаптанов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Коррозионная агрессивность меркап |
па коррозионную агрессивность |
||||||||||||||
гидроочищенного |
дизельного |
||||||||||||||
танов зависит от их строения (рис. |
59). |
|
|
|
топлива: |
||||||||||
Наименее агрессивными |
являются |
али |
/ — децилмеркаптан; 2 — бензил- |
||||||||||||
фатические меркаптаны, наиболее агрес |
меркаптан; |
3 |
— |
цнклогексилмор- |
|||||||||||
катан; 4 |
— а-фенилэтилмеркаптан |
||||||||||||||
сивные ароматические. Предполагают, |
|
|
|
|
|
||||||||||
что действие |
меркаптанов связано с их окислением до сульфокислот, |
||||||||||||||
обладающих |
высокой |
коррозионной |
агрессивностью. |
Замечено, |
что |
||||||||||
в отсутствие |
кислорода |
меркаптаны |
не |
корродируют |
железо |
или |
взаимодействуют с ним в незначительной степени.
Для исключения попадания к потребителям коррозионно-агрес сивных дизельных топлив в технических условиях предусмотрено требование, чтобы содержание меркаптановой серы в товарных топ ливах, выпущенных с завода, не превышало 0,01%. Топлива с таким содержанием меркаптанов не вызывают большой коррозии тары, трубопроводов и деталей системы питания двигателей.
Коррозия деталей двигателя продуктами сгорания сернистых дизельных топлив
Все сернистые соединения, содержащиеся в дизельных топливах, при сгорании образуют окислы серы S02 и S 03. Эти газообразные продукты при высокой температуре корродируют металлы в газовой фазе, а при низких температурах легко растворяются в капельках воды, конденсирующихся из продуктов сгорания, с образованием сернистой или серной кислот.
Основным объектом коррозионного воздействия продуктов сго рания сернистых соединений является цилиндро-поршневая группа
5* |
131 |