Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Количество нагара, снятого с нагарника установки ИТ 9-3, мг/кг

 

 

 

Смеси

 

 

 

Цетан .........................................................

 

 

 

 

1*0

80% цетана

+20%а-метилнафталина

................................................

 

125

60% цетана +40%а-метилнафталина...............................................

 

 

215

40% цетана

+60%а-метилнафталина................................................

 

 

230

С увеличением содержания ароматических углеводородов склон­

ность топлив к нагарообразованню возрастает.

 

 

Существенную роль в процессе нагарообразования в дизельных дви­

гателях играют непредельные углеводороды.

 

 

В топливах, полученных прямой перегонкой нефти, содержание

непредельных углеводородов невелико. Добавление к топливам, полу­

ченным прямой перегонкой нефти, компонентов вторичной перера­

ботки нефти (продуктов термического и каталитического крекинга)

приводит

к увеличению

содержания

непредельных

углеводородов

в товарных дизельных топливах. Испытания показали,

что добавление

к топливу, полученному прямой перегонкой нефти, даже 20% дизель­

ных фракций термического крекинга приводит к резкому ухудшению

его эксплуатационных свойств — снижается стабильность

при хра­

нении, повышается склонность к нагарообразованню. Такое топливо

вызывает быстрое осмоление игл распылителей форсунок и их зависа­

ние. В связи

с этим добавление продуктов термического

крекинга

в товарные автомобильные дизельные топлива запрещено.

 

Продукты каталитического крекинга содержат меньшее количест­

во непредельных углеводородов, поэтому в товарные дизельные топ­

лива из сернистных нефтей разрешено добавлять до 20% каталити­

ческого газойля.

 

 

 

 

Количество

непредельных углеводородов в топливах определяют

с помощью, так называемого, йодного числа. Йодным числом называют

такое количество йода, которое в определенных условиях

реагирует

с непредельными углеводородами, содержащимися в 100 г топлива.

Чем больше йодное число топлив, тем большее количество непредель­

ных углеводородов в нем содержится.

Чтобы не допустить к потреби­

телю топлив плохого качества, в технических условиях содержится

требование, чтобы товарные автомобильные дизельные топлива имели

йодное число не более 6 г

12/ 100 г.

 

 

 

С увеличением содержания смолистых неуглеводородных приме­

сей склонность дизельного топлива к нагарообразованню возрастает.

Добавление к обессмоленному топливу всего лишь 0,25% смолистых

веществ приводит к образованию отложений и зависанию игл распы­

лителей

форсунок.

 

 

 

 

Количество смолистых веществ в дизельных топливах оценивают

так же, как в автомобильных бензинах —путем определения

содержа­

ния фактических смол. Замечено, что с увеличением содержания фак­

тических

смол

в дизельных топливах

их склонность к нагарообразо-

ванию возрастает (рис. 56). Поэтому в технических условиях на авто-

128


мобильные дизельные топлива содержится тре­

 

 

 

 

 

 

бование, чтобы количество фактических смол не

60

 

 

 

 

превышало 30—60 мг/100 мл.

 

 

 

 

ы

 

 

 

 

 

Склонность дизельного топлива к нагаро-

§\Я7

 

 

 

 

образованию

зависит также

от

его зольности

 

 

 

 

 

 

и коксуемости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коксуемостью

называют

свойство

топлива

 

 

[^

 

 

образовывать углистый

остаток

в условиях на­

SJff

 

 

грева без доступа воздуха. Коксуемость дизель­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ных топлив зависит от их фракционного состава

го

 

 

 

 

и содержания смолистых и нестабильных соеди­

 

 

 

 

01

 

 

_L

 

нений. Чем быстроходней и термически напря­

80

 

100

 

70

30

женней двигатель, тем меньше должна

быть ве­

 

Содержание фактичес­

личина коксуемости применяемого топлива. Кок­

 

ких с/аок, мг на 100мл

суемость определяют либо для

топлива

в це­

Рис. 56. Влияние со­

лом, либо для его 10-процентного остатка после

держания

фактиче­

перегонки.

 

10-процентного

остатка

авто­

ских

смол

в

топливе

Коксуемость

на

количество

нага­

мобильных

дизельных

топлив

должна

быть

ра,

образующегося

па

не более 0,5%.

 

 

 

 

 

 

поршнях

и

кольцах

 

характеризует

содержа­

 

 

 

двигателей:

Зольность топлива

 

1 — Д-35;

2

ЯЛЗ-204

ние в нем несгораемых примесей. Чем меньше

 

 

 

 

 

 

зольность топлива, тем

меньше

неорганических

 

 

 

 

 

 

примесей попадет в нагар. Увеличение количества золы в нагаре ведет

кповышению его абразивных свойств. Допустимое содержание золы

вавтомобильных дизельных топливах составляет 0,01—0,02%. Товарные автомобильные дизельные топлива, отвечающие указан­

ным выше требованиям по фракционному составу, йодному числу, со­ держанию фактических смол, общей и меркаптановой серы, зольности и коксуемости, обеспечивают работу двигателей на всех режимах

снезначительным образованием отложений.

§5. КОРРОЗИОННАЯ АГРЕССИВНОСТЬ

Коррозионные свойства дизельных топлив

Коррозионная агрессивность дизельных топлив, так же как и ав­ томобильных бензинов, зависит главным образом от количества и строе­ ния неуглеводородных примесей. Общее содержание неуглеводород­ ных примесей, влияющих на коррозионную агрессивность (кислород­ ные и серооргаиические соединения), в дизельных топливах в 3—5 раз больше, чем в автомобильных бензинах.

Среди кислородных соединений дизельных топлив преобладают нафтеновые кислоты и другие кислородсодержащие вещества, пере­ ходящие в топливо из нефти в процессе прямой перегонки. Эти соеди­ нения, как правило, имеют невысокую коррозионную агрессивность и не они определяют общую агрессивность дизельных топлив, получен­ ных прямой перегонкой нефти. При получении товарных дизельных топлив на некоторых заводах к топливу прямой перегонки добавляют до 20% каталитического газойля. В состав каталитического газойля

5 Зак 541

129

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

входят

непредельные

углеводоро-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ды,

способные окисляться

кисло­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

родом воздуха с образованием

до­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вольно

агрессивных

кислородных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

соединений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание коррозионно-агрес­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сивных

кислородных

 

соединений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в дизельных

топливах

оценивают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

так же, как и в бензинах путем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

определения

кислотности

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мгКОН/ЮОмл. Техническими усло­

О

В

12

18

24

30

36

42

виями

на дизельные

топлива пре­

дусмотрено, что кислотность не дол­

 

 

Время хранения, месяцев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

жна превышать 5 мг КОН/100 мл.

Рис. 57. Влияние содержания серы

Испытания показали,

что примене­

на коррозию

пластин

из

стали

Ст. 3:

ние

топлив

с высокой

кислотно­

1 -

S —1,25%;

2 - S—0.9%; 3 -

S-0,2%

стью вызывает не только

увеличе­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ние

коррозионного

износа плун­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

жерных пар, но и увеличение ко­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

личества отложений

и

снижение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мощности двигателя (табл. 35).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решающее влияние на корро­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зионную агрессивность дизельных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

топлив оказывают количество и ха­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рактер сернистых соединений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коррозионная агрессивность ди­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зельных топлив повышается с уве­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

личением общего содержания серы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(рис. 57).

 

 

 

 

 

Рис. 58. Влияние меркаптанов

ди­

В дизельных топливах, так же

зельного топлива на износ плунжер­

как и

в бензинах, содержатся

все

ной пары топливного

насоса высоко­

сернистые соединения условно от­

 

 

 

 

 

го давления:

/ —малосериистое

топливо; 9

•— сернистое

носящиеся к

так называемой

ак­

топливо

без

меркаптанов;

3 —сернистое

тивной сере (сероводород,

элемен­

топливо,

.содержащее 0,025%

меркаптано-

 

 

 

 

 

 

 

вой серы

тарная

сера и меркаптаны). В тех-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

35

 

Влияние кислотности

применяемого топлива на пок азатели дгигателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЯАЗ-204 после 500

ч испытаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Топливо с кислотностью

 

 

 

 

 

Показатели

 

 

 

 

 

4 мг

 

 

5 мг

мл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОН /100 мл

КОН/1 00

Средний износ плунжеров, мм

 

 

 

 

 

0,0015

 

 

0,0023

Снижение производительности форсунок за один ход

1,9

 

 

15,4

 

плунжера, % к начальному значению

мм

 

 

 

 

 

Износ первого компрессионного кольца,

 

 

0,03

 

 

0,07

 

Слой отложений

на зеркале головки цилиндров, мм

0,05—0,08

0,12—0,15

Снижение мощности двигателя,

л.

с.

 

 

 

5

 

 

23

 

130


нических условиях на дизельные

топ­

14

 

 

 

 

 

 

 

V

 

лива

предусматривают

коррозионные

и

 

 

 

испытания — пробу на медную пластин­

 

 

 

ку. Топлива при выпуске с завода дол­

 

 

 

S

 

жны

иметь

 

отрицательную

 

пробу

 

на

10

 

 

 

 

медную пластинку, что гарантирует та­

 

 

3

 

 

 

 

 

кое

малое

содержание сероводорода

и

 

 

 

>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

элементарной

серы в топливе, которое

,8

>

 

 

 

 

 

 

 

не влияет на его коррозионную агрессив­

 

 

 

 

 

ность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/1

 

 

 

 

Меркаптаны присутствуют

во

всех

«56

 

 

 

 

I

 

 

 

 

дизельных топливах, полученных из сер­

 

 

2

 

5c

 

 

 

 

нистых нефтей.

агрессивность дизель­

4

 

 

 

 

Коррозионная

 

 

 

 

_<

ных топлив обусловливается не столько

1/О

 

 

1

общим содержанием

серы

в

топливе,

 

 

 

 

 

сколько количеством меркаптанов (рис.

 

 

 

 

 

58).

Износ плунжерных пар

при работе

 

 

 

 

 

на топливе с содержанием 0,025%

мер-

К о н ц е н т р а ц и я

м е р к а п т а н е -

каптановой

серы

увеличивается вдвое

 

Вой,

серы; %

 

по сравнению с износом на топливе

без

Рис. 59. Влияние меркаптанов

меркаптанов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Коррозионная агрессивность меркап­

па коррозионную агрессивность

гидроочищенного

дизельного

танов зависит от их строения (рис.

59).

 

 

 

топлива:

Наименее агрессивными

являются

али­

/ — децилмеркаптан; 2 — бензил-

фатические меркаптаны, наиболее агрес­

меркаптан;

3

цнклогексилмор-

катан; 4

— а-фенилэтилмеркаптан

сивные ароматические. Предполагают,

 

 

 

 

 

что действие

меркаптанов связано с их окислением до сульфокислот,

обладающих

высокой

коррозионной

агрессивностью.

Замечено,

что

в отсутствие

кислорода

меркаптаны

не

корродируют

железо

или

взаимодействуют с ним в незначительной степени.

Для исключения попадания к потребителям коррозионно-агрес­ сивных дизельных топлив в технических условиях предусмотрено требование, чтобы содержание меркаптановой серы в товарных топ­ ливах, выпущенных с завода, не превышало 0,01%. Топлива с таким содержанием меркаптанов не вызывают большой коррозии тары, трубопроводов и деталей системы питания двигателей.

Коррозия деталей двигателя продуктами сгорания сернистых дизельных топлив

Все сернистые соединения, содержащиеся в дизельных топливах, при сгорании образуют окислы серы S02 и S 03. Эти газообразные продукты при высокой температуре корродируют металлы в газовой фазе, а при низких температурах легко растворяются в капельках воды, конденсирующихся из продуктов сгорания, с образованием сернистой или серной кислот.

Основным объектом коррозионного воздействия продуктов сго­ рания сернистых соединений является цилиндро-поршневая группа

5*

131