Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

методами было установлено, что толщина граничных слоев во много раз превышает толщину первого слоя адсорбированных молекул, который практически равен по толщине длине одной молекулы. Более правильно говорить о полимолекулярности граничного слоя. Разу­ меется, что первый граничный слой связан с поверхностью металла более прочно. На рис. 67 показан только один слой. На прочность граничного слоя оказывает большое влияние температура. С повы­ шением температуры силы адсорбции ослабляются, цельность пленки адсорбированных молекул нарушается, смазывающая способность масла снижается.

При граничном режиме смазки происходит надежное разделение трущихся деталей тонкой масляной пленкой, имеющей особые прочно­ стные свойства. Вопросы уровня вязкости масла отходят на второй план, и маловязкое масло с поверхностно-активными присадками по смазочному действию оказывается близким маслу высоковязкому.

Трение в отсутствие смазки. Трущаяся пара в этих условиях ра­ ботает при «масляном голодании». В зонах контакта трущихся поверх­ ностей возникают высокие температуры, граничные пленки не могут предотвратить схватывания и сваривания металла в точечных зонах контакта, в результате чего могут образоваться натиры, задиры. Этот вид смазки рассматривается как аварийный режим.

§ 3. ВЯЗКОСТНЫЕ СВОЙСТВА

Вязкостные свойства являются одним из главных эксплуатацион­ ных качеств масла для двигателей.

Вязкость (внутреннее трение) — свойство жидкости оказывать со­ противление относительному перемещению слоев.

Величина вязкости обычно выражается в единицах вязкости динамической (пуазы, сантипуазы) или кинематической (стоксы, сантистоксы).

Перевод одних единиц в другие проводится по формуле

где v — кинематическая вязкость, Ст, см2/с; т] — динамическая вязкость, Пз, г/см-с; d — плотность масла, г/см3.

Сотая часть пуаза называется сантипуаз (сПз), а стокса — сантистокс (сСт).

Вязкость масла зависит от внешних условий — температуры и давления.

Зависимость вязкости масла от давления. В современных двигате­ лях удельные давления в подшипниках коленчатого вала достигают 150—200 кгс/см2, а в подшипниках поршневого пальца даже 600— 700 кгс/см2. Давление на единицу площади пары кулачок — толкатель и в зубчатых передачах достигает еще больших величин — 15 000— 30 000 кгс/см2.

150


С повышением давления вязкость масла возрастает в следующих размерах:

Давление

70

кгс/см2

па

20-25%

против

нормальной

»

150

»

»

35-40%

»

»

»

200

»

»

50—60%

»

7>

»

500

»

»

300%

»

»

»

1000

»

»

500%

»

»

»

2000

»

п

20

раз

»

»

»

3000

»

»

60

»

 

»

»

3500

»

 

120

»

 

 

Зависимость вязкости масла от температуры. С понижением темпе­ ратуры вязкость масла резко возрастает до полной потери текучести. Увеличение вязкости масла создает большие трудности при зимней эксплуатации автомобилей (при холодных пусках двигателя, операциях заправки маслом и т. д.).

Вязкостно-температурные свойства масла обычно определяют пря­ мыми измерениями с помощью лабораторных приборов — вискози­ метров. Для более точного определения пусковых качеств масел целе­ сообразно определять вязкость при низких температурах на установ­ ках, моделирующих пару вал — подшипник. Так называемая «мотор­ ная вязкость» позволяет с большей точностью прогнозировать воз­ можность пуска двигателя при низких температурах.

Для характеристики вязкостных свойств масла иногда используют показатель индекс вязкости (ИВ). Этот показатель характеризует степень изменения вязкости масла в зависимости от температуры.

Для определения индекса вязкости масла необходимо знать его вязкость при 50 и 100° С. Расчет ведется по специальным таблицам или графикам. В табл. 44 показаны вязкостные характеристики масел для двигателей. Низкотемпературные свойства загущенных масел намного лучше аналогичных качеств у масел обычного способа производства.

Марка масла

АСЗп-6

АКЗп-6 АСЗп-10

АКЗп-10 MT3-1Оп ДВ-АСЗп-10 МТ-14П

ДСп-8 АС-8

Машинное СУ Дп-11

МТ-16п

МС-20

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

41

Вязкостно-температурные

свойства масел для

двигателей

Кинематическая вяз­

 

 

 

 

 

,

— 10

— 20

- 3 0

—40

—50

Темпера­ тураза­ стывания С°

100

50

0

кость, сСт, при тем­

Динамическая вязкость , сП, при тем-

 

пературе °С

 

 

пературе , °с

 

 

 

 

Загущ енные масла

 

 

 

 

6,0

22,8

200

390

800

2 100

7 000

_

- 4 5

6,0

24,0

575

1 380

3 820

14 000

57 000 280 000

—40

10,0

40,0

600

1 600

4 000

25 000

57 000

—37

10,0

45,0

1000

2 500

7 500

29 000

125 000 790 000

—40

10,0

40,0

500

960

3 240

12 000

46 000

— 43

10,0

40,0

800

2 100

6 460

60 000

—30

14,0

56,0

1 150

2 900

5 800

22 000

100 000 460 000

—43

М а сл а обычного

способа

производства

 

 

8,0

45,0

1 308

3 600

10 300

42 000

 

8,0

36,0

1 650

3 000

10 000

45 000

 

8,0

52,0

2 180

2 200

8 200

35 000

 

11,0

71,5

2 600

8 500

36 000 200 000

 

16,0

112.0

4 370

14 500

58 000 300 000

 

20,0

160,0

10 000

68 000 280 000

 

151


Так, вязкость масла АСЗп-10 при температуре минус 30° С в 7 раз меньше, чем у масла Дп-11, хотя уровень вязкости масел при 100°С у них примерно одинаков.

Причиной хороших низкотемпературных свойств у загущенных масел является то, что эти масла получены из глубокодепарафинированных масляных фракций по новому способу производства, суть которого заключается в следующем.

Берется маловязкая (3—4 сСт при 100° С) масляная основа, обла­ дающая хорошими низкотемпературными свойствами, но из-за малой вязкости при 100°С неспособная обеспечить работу двигателя, и за­ гущается до необходимого уровня вязкости при 100° С (6—14,0 сСт) с помощью полимерных вязкостных (загущающих) присадок. Поэтому эти масла называются загущенными. Для стабилизации полимерной присадки от разрушения (деструкции) и для придания маслу необхо­ димых эксплуатационных свойств в него вводятся присадки.

Таким образом, загущенному маслу малую вязкость при низких температурах придает маловязкая основа, а высокую вязкость при по­ ложительных температурах — полимерная присадка.

В качестве полимерных присадок используют полиизобутилеи, полиметакрилат (табл. 45) и некоторые другие маслорастворимые полимеры молекулярного веса от 9000 до 30 000.

Т а б л и ц а 45

 

 

Характеристики

отечественных

вязкостных

присадок

Показатели

 

 

Полнизобутилеи

 

Иолимела-

 

 

 

 

 

КП-20

КП-10 |

КП-5

к р п л а т

 

 

 

 

Молекулярный вес

 

16000—22000 '9 000—12 000 4 000—6 000 9 000—15 000

Вязкость, сСт при:

 

350-500

280—400

700

_

100° С

 

 

50° С

вспышки

в от­

 

 

 

600-1 700

Температура

 

 

 

 

крытом тигле, ‘"С,

не ни-

165

165

150

165

же

механических

Содержание

 

 

 

 

примесей,

% , не более

0,08

0,08

0,3

0,1

Содержание золы, %, не

0,08

0,08

0,3

более

полиизобутиле-

Содержание

25

40

50

 

на, %, не более

хлора

 

Содержание

ионов

 

 

 

 

в расчете

на 100 % по-

 

 

 

 

лиизобутилена, %, небо-

 

 

 

 

лее

 

 

0,02

0,02

0,1

Приоритет в создании загущенных масел на специальной масляной основе, отличающихся исключительно хорошими низкотемпературными свойствами, принадлежит Советскому Союзу (Е. Г. Семенидо).

Принцип действия полимерных (вязкостных) присадок. Существует несколько взглядов о загущающем эффекте полимерных присадок. Однако общепринятым является следующее объяснение. На вязкость раствора влияет размер и форма макромолекулы полимера, взаимодей­

152


ствие

ее

с

растворителем

(мине­

 

 

ральным маслом) и взаимодейст­

 

 

вие макромолекул

друг с другом.

 

 

На все эти процессы оказывает

 

 

большое влияние температура. При

 

 

отрицательных температурах объем

 

 

макромолекул

становится меньше.

 

 

За счет

свертывания

 

молекул в

 

 

клубки возможность связи по всей

 

 

длине

макромолекулы

полимера с

 

 

молекулами

масла

затрудняется.

 

 

Таким образом объем макромоле­

 

 

кул становится меньше, внутреннее

 

 

трение, т. е. вязкость загущенного

 

 

масла, уменьшается. Внешне это

 

 

проявляется как резкое улучшение

 

 

низкотемпературных свойств

загу­

 

 

щенных масел по сравнению с рав­

Рис. 68. Вязкость масел при низких

новязкими

 

им

при

100° С

мас­

 

температурах:

лами

без

 

полимерных

присадок

/ — загущенное масло;

2 — незагущенпое

(рис. 68).

 

 

 

 

 

 

 

 

масло

 

 

 

 

 

температурах из-за большей

подвижности

При положительных

макромолекул и как следствие «раеворачивания» их клубков в линей­ ные конфигурации усиливается взаимодействие макромолекул по всей их длине с молекулами растворителя. В этом случае объем макро­ молекул становится больше, внутреннее трение возрастает.

Этим объясняется факт меньшей зависимости загущенного масла от температуры при 100—150° С по сравнению с незагущенными мас­ лами (рис. 69). Эта особенность загущенных масел имеет положитель­ ное значение при смазке деталей машин и механизмов.

В заключение следует указать еще на одну особенность загущен­ ных масел — на их способность временно снижать вязкость в зонах

V .

у А b v

 

 

\

ч

 

 

 

 

 

 

 

N S

к

\

 

 

 

 

 

 

 

100

120

140 150

ч.

Градиент скорости

сдвига,

с ~1 *10*

 

Температура, °С

 

 

 

 

 

 

Рис. 69. Вязкость масел при темпе­

Рис.

70.

Вязкость

загущенных

ратурах

от 100

до

150° С; (пункти­

масел при

разных градиентах скоро­

ром изображены вязкостно-темпера­

 

 

 

сти

сдвига:

турные кривые загущенных масел,

] — вязкость масляной основы;

2

вяз­

сплошными — незагущенных):

кость загущенного масла;

3 — вязкость

ма­

/ — масла

ДС-8; 2 — масла

ДС-11; 5 — ма­

 

 

сла

без полимерных

 

 

 

 

присадок

 

 

 

 

сла МТ-1В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

153


с высокими градиентами скорости сдвига1: пары вал — подшипник, цилиндр —поршень. В табл. 46 приведены скорости сдвига, которые наблюдаются в двигателях внутреннего сгорания. На рис. 70 показан характер изменения вязкости загущенного масла с увеличением скорости сдвига.

 

 

 

 

Т а б л и ц а 46

Скорости сдвига масла в трущихся парах двигателя

Пары трения

 

 

Зазор между

 

Скорость сдвига,

 

 

трущимися дета­

с - 1

 

 

 

лями, см

 

 

 

 

 

 

Поршень — цилиндр:

 

 

 

 

*

поршня

2,5 см/с

0,025

 

100

при скорости движения

 

при скорости движения

поршня

750 см/с

0,0025

 

1000

0,025

 

30 000

 

 

 

0,0025

 

300 000

Вал — подшипник

 

 

0,00025

 

3 000 000

 

 

0,025

 

18 800

 

 

 

0,0025

 

188 000

 

 

 

0,00025

 

1 880 000

Причины этого явления следует искать в изменении формы макро­ молекул в полях с высокими градиентами скорости сдвига и в частич­ ном или полном нарушении связи макромолекул с растворителем.

При уменьшении градиента скорости сдвига (например, после прохождения загущенным маслом узких отверстий маслосистемы, подшипника двигателя и т. д.) вновь восстанавливается форма макро­ молекулы и ее связь с растворителем. Вязкость загущенного масла принимает прежнее значение. Явление временного снижения вязкости ничего общего не имеет с необратимым падением вязкости при деструк­ ции (разрушении) полимерной присадки.

Это свойство загущенных масел имеет большое прикладное зна­ чение. В условиях гидродинамической смазки пары вал — подшип­ ник на загущенном масле при высоких оборотах вязкость при прохож­ дении масла через подшипники будет меньше, чем на обычном. Однако это не повлияет на формирование масляного клина, который при боль­ ших оборотах будет достаточно надежным и для масла малой вязкости.

В этом случае потери на трение в двигателе будут меньше. Эконо­ мия топлива при работе на загущенных маслах составляет, как пра­ вило, не менее 5%.

Выбор оптимального уровня вязкости масла для двигателей. Для смазки двигателей внутреннего сгорания используют масла вязкостью от 5—6 до 20 сСт при 100° С. Применение масел меньшей вязкости может привести к нарушениям смазки, а более вязких — к повышен­ ным потерям на трение и большему нагарообразованию. В автомобиль­ ных карбюраторных двигателях используются обычно масла с вязко­ стью 6, 8 и 10 сСт при 100° С, в дизельных двигателях мощных тягачей,

1 Скоростью сдвига называется отношение скорости течения масла к вели­ чине зазора между смазываемыми поверхностями. Размерность величины— с-1.

154